Научная статья на тему 'Отношение студентов вуза к дисциплине «Физическая культура» как фактору готовности к здоровьесбережению'

Отношение студентов вуза к дисциплине «Физическая культура» как фактору готовности к здоровьесбережению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
991
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ВУЗ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / STUDENTS / HIGHER EDUCATION / PHYSICAL CULTURE / HEALTH PRESERVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелешкова Нина Александровна

Введение. В статье представлено исследование по проблеме отношения студентов вуза к наличию в учебных планах дисциплины «Физическая культура». Цель статьи выявить отношение студентов экономического вуза к занятиям по физической культуре, что позволит определить их готовность к здоровьесбережению. Методология. Исследование проводилось на основе анализа документации и официальных источников, анкетирования и методов математической статистики. Результаты исследования выводят на понимание причин низкого уровня посещения занятий по физической культуре студентов вуза. Заключение. Большая часть студентов 1-3-го курса вуза положительно относятся к наличию в учебном плане дисциплины «Физическая культура». Следовательно, студенты понимают важность двигательной активности в процессе обучения в вузе и осознают, что занятия физической культурой формируют их здоровье. Автор отмечает, что низкий уровень посещения занятий по физической культуре в вузе обусловлен недостатками организации и проведения занятий.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелешкова Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a study on the problem of attendance and attitudes of students of an high school to the availability of the discipline “Physical Culture” in the curricula. The purpose of the article is to find out the attitude of students of an institution to physical education classes, which will determine their readiness for health preservation. Materials and Methods. The study was conducted on the basis of analysis of documentation and official sources, questionnaires and methods of mathematical processing. The results of the research consist in obtaining new knowledge about the attitude and the reasons for the low level of attending physical education classes for students at institution of higher learning. Conclusions. The author notes that most of the students of the 1-3 years of the university are positive about the presence of the discipline “Physical Culture” in the curriculum. Consequently, students of institution understand the importance of motor activity in the process of studying at a university and realize that physical education forms health preservation. The author notes that the low level of physical education classes in institution is caused by shortcomings in the organization and the conditions for conducting classes.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов вуза к дисциплине «Физическая культура» как фактору готовности к здоровьесбережению»

14. Professional standard. Teacher (teaching activities in pre-school, primary General, basic general, secondary general education] [Professional'nyj standart. Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii]]. Order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation from October 18 2013 № 544. Available at: http://MMHo6pHayKM.p(£. (In Russian].

15. Rogers K. Personal-centered therapy. Journal of applied psychology and psychoanalysis [Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza]. 2002. № 4. Available at: http://ifkik.ru/docs/lcterapy.doc (accessed: 11.04.17]. (In Russian].

16. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Socio-psychological Diagnostics of personality development and small groups [Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp]. Moscow: Publishing house Institute of psychotherapy, 2005. 490 p. (In Russian].

17. Yusupov I. M. Empathy Psychology: theoretical and applied aspects [Psihologija jempatii: teoreticheskie i prikladnye aspekty] : abstract of the dissertation ... doctors of psychological sciences. Saint Petersburg, 1995. 40 p. (In Russian].

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

к дисциплине «физическая культура»

КАК ФАКТОРУ ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

attitude of students of economic university higher education to the discipline physical culture"

AS A FACTOR OF READINESS TO HEALTH PRESERVATION

Введение. В статье представлено исследование по проблеме отношения студентов вуза к наличию в учебных планах дисциплины «Физическая культура». Цель статьи — выявить отношение студентов экономического вуза к занятиям по физической культуре, что позволит определить их готовность к здоровьесбережению.

Методология. Исследование проводилось на основе анализа документации и официальных источников, анкетирования и методов математической статистики.

Результаты исследования выводят на понимание причин низкого уровня посещения занятий по физической культуре студентов вуза.

Заключение. Большая часть студентов 1-3-го курса вуза положительно относятся к наличию в учебном плане дисциплины «Физическая культура». Следовательно, студенты понимают важность двигательной активности в процессе обучения в вузе и осознают, что занятия физической культурой формируют их здоровье. Автор отмечает, что низкий уровень посещения занятий по физической культуре в вузе обусловлен недостатками организации и проведения занятий.

Introduction. The article presents a study on the problem of attendance and attitudes of students of an high school to the availability of the discipline "Physical Culture" in the curricula. The purpose of the article is to find out the attitude of students of an institution to physical education classes, which will determine their readiness for health preservation.

Materials and Methods. The study was conducted on the basis of analysis of documentation and official sources, questionnaires and methods of mathematical processing.

The results of the research consist in obtaining new knowledge about the attitude and the reasons for the low level of attending physical education classes for students at institution of higher learning.

Conclusions. The author notes that most of the students of the 1-3 years of the university are positive about the presence of the discipline "Physical Culture" in the curriculum. Consequently, students of institution understand the importance of motor activity in the process of studying at a uni-

УДК/uDC 378:796

Н. А. Мелешкова

N. Meleshkova

versity and realize that physical education forms health preservation. The author notes that the low level of physical education classes in institution is caused by shortcomings in the organization and the conditions for conducting classes.

Ключевые слова: студенты, вуз, физическая культура, здоровьесбережение.

Keywords: students, higher education, physical culture, health preservation.

Введение

В вузах России сегодня одной из актуальных проблем является привлечение обучающихся образовательных учреждений к занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни, созданию благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом [2; 4].

Эта проблема рассматривается на различных уровнях: в решении коллегии Министерства образования и науки РФ, Государственного комитета по физической культуре и спорту РФ. Для всех государственных структур поставлены конкретные задачи как фактор национальной безопасности Российской Федерации (приказ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях») [5].

Физическая культура и элективные дисциплины по физической культуре и спорту являются базовыми дисциплинами учебного плана бакалавров экономического профиля на протяжении шести семестров обучения в вузе.

С помощью знаний, полученных на занятиях по физической культуре, студенты должны не только научиться осознавать социальную значимость физической культуры в развитии личности и повышении уровня физической и умственной работоспособности, но и сформировать мотивационно-ценностное отношение к занятиям физическими упражнениями и спортом, установки на сохранение своего здоровья и ведение здорового образа жизни. Развить психофизические качества, которые важны в будущей профессиональной деятельности [3; 6].

В период обучения в вузе перед студентами остро стоит проблема формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций [6], поэтому они задумываются над тем, что для них действительно важно. Здоровье не приобретается в теории, нужна практика. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни в первую очередь осуществляется на практических занятиях по физической культуре. Изучение дисциплины «Физическая культура» необходимо для дальнейшего изучения элективных дисциплин по физической культуре и спорту (курсы по выбору вида спорта). Однако документальные источники и анализ научной литературы свидетельствуют о низкой посещаемости студентами занятий. Одна из причин — несовершенство материально-технической базы вузов для занятий физическими упражнениями и спортом. Перед каждым вузом России стоит задача — создать материально-технические условия для развития физической культуры и спорта [4]. Однако не во всех вузах страны это делается.

Анализ научной литературы показал, что в настоящий момент специалистов волнуют проблемы низкого уровня двигательной активности студентов, недостаточной физической и функциональной подготовленности, неудовлетворительного качества занятий по физической культуре и посещаемости занятий студентами [3; 4].

Несмотря на большое внимание исследователей к данной проблеме, эта тема остается недостаточно изученной. Следует подчеркнуть и большую практическую значимость исследования, поскольку оно способствует разрешению противоречия между готовностью студентов к здоровьесбережению с помощью занятий физической культурой и спортом и их посещаемостью. Все это и определило выбор темы нашего исследования — «Отношение студентов вуза к дисциплине «Физическая культура» как фактору готовности к здоровьесбережению» [3; 4].

Методология

Цель нашего исследования — изучить отношение студентов к дисциплине «Физическая культура». В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:

— выявить и проанализировать отношение студентов вуза к физической культуре как дисциплине в учебном плане;

— выявить и проанализировать отношение студентов вуза к организации и условиям проведения занятий по физической культуре.

Методологической основой исследования явились концепции и идеи отечественных ученых по проблеме развития личности студента. Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ социологической, педагогической литературы, материалов и публикаций периодической печати, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.

Эмпирические методы включали в себя социологический опрос, наблюдение, индивидуальные беседы, а также формирующий эксперимент, результаты которого обрабатывались методами математической статистики.

Результаты исследования

Нами было проведено исследование на базе Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г В. Плеханова среди студентов 1-3-го курсов (173 респондента). Решение задач на этапе исследования определялось с помощью вопросов, задаваемых всем респондентам.

Для решения первой задачи исследования (выявить и проанализировать отношение студентов 1-3-го курсов вуза к физической культуре как дисциплине в учебном плане) респондентам был задан вопрос: «Как Вы относитесь к такому факту, что занятия по физической культуре есть в учебном плане вуза?». Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отношение студентов к физической культуре как учебной дисциплине ( %)

Курс Респонденты Ответы

«Положительно» «Нейтрально» «Отрицательно»

1-й курс (п =68) Девушки (п = 38) 50,0 24,5 25,5

Юноши (п = 30) 58,5 7,5 34,0

2-й курс (п = 63) Девушки (п = 33) 54,8 16,7 21,7

Юноши (п = 30) 68,5 6,5 25,0

3-й курс (п = 42) Девушки (п = 24) 58,6 40,0 2,4

Юноши (п = 18) 65,0 30,0 5,0

Всего 59,0 20,8 20,2

Анализ результатов показал, что чем старше студенты, тем их отношение к дисциплине «Физическая культура» и к занятиям физической культурой и спортом становится положитель-нее и осознаннее.

В целом большая часть студентов 1-3-го курсов (59 %) относятся положительно к физической культуре как учебной дисциплине. Однако около четверти студентов вуза (20,2 %) относятся отрицательно, почти столько же студентов (20,8 %) относятся нейтрально. Больше всего положительных ответов получено от юношей 2-го курса (68,5 %), а отрицательных — от юношей 1-го (34 %).

Ответы на вопрос «Как часто Вы пропускаете занятия по физической культуре, и по какой причине?» показали, что большинство респондентов часто пропускают занятия по физической культуре (77 %□), и лишь 23 % опрошенных ответили, что никогда их не пропускают.

Что же служит причиной, побуждающей студентов пропускать занятия? Многие студенты (47 %) видят проблему в том, что приходится носить форму по аудиториям, нет душевых кабинок в раздевалках (20 %), 33 % респондентов считают, что на занятиях по физической культуре нет индивидуального подхода, поэтому многие предпочитают заниматься фитнесом вне вуза. Они утверждают, что в фитнес-клубах используются более эффективные современные технологии. Гаджеты и разнообразные приложения помогают определить уровень нагрузки, отметить эффективность тренировки, установить необходимый темп. Интерактивные программы тре-

нировок, появившиеся в последнее время, делают занятия максимально полезными и позволяют оценить их эффективность. Всего этого нет на занятиях в образовательных учреждениях. Студенты утверждают, что для учебного процесса необходим хороший спортивный инвентарь.

Для решения второй задачи исследования — выявить и проанализировать отношение студентов вуза 1-3-го курсов к организации и условиям проведения занятий по физической культуре — мы проанализировали ответы на вопрос анкеты «Вас устраивают организация и условия проведения занятий по физкультуре в вузе?». Данные анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Отношение студентов к организации и условиям проведения занятий по физической культуре в вузе ( %)

Курс Респонденты Ответы

«Устраивают» «50/50» «Не устраивают»

1-й курс (п =68) Девушки (п = 38) 14 25,5 70,5

Юноши (п = 30) 24,8 51,2 24

2-й курс (п = 63) Девушки (п = 33) 15,8 8,5 75,7

Юноши (п = 30) 46,5 28,5 25

3-й курс (п = 42) Девушки (п = 24) 18,6 27,0 54,4

Юноши (п = 18) 35,0 25,0 40

Анализ ответов показал, что лишь четверть студентов (25,7 %) устраивают организация и условия проведения занятий по физкультуре в вузе. Почти половину студентов (46,7 %) данная организация и условия занятий по физкультуре не устраивают (недовольство формами проведения занятий, сдачей нормативов ГТО, плохим инвентарем и т. д.). Больше всего недовольных организацией и условиями занятий среди студентов 2-го курса (50,4 %), а среди студентов 1-го и 3-го курсов одинаково — 47,2 %. Среди «недовольных» больше всего девушек 2-го курса (75,7 %), а среди тех, кого устраивает данная организация занятий, — девушек 3-го курса (18,6 %).

Заключение

Результаты исследования показали, что большая часть студентов 1-3-го курсов относятся положительно к дисциплине «Физическая культура». Студенты вуза понимают важность двигательной активности и осознают, что занятия физической культурой формируют здоровьесбере-гающую деятельность. Почти половина студентов 1-3-го курса вуза недовольна организацией и условиями проведения занятий по физической культуре. Следовательно, администрации вуза необходимо принимать меры по улучшению организации и условий проведения занятий физической культурой и спортом.

Литература

1. Агиенко М. И., Лямкин И. И., Чертенкова А. К. Развитие фитнес-индустрии в свете зарубежной и российской практик /7 Инновационные технологии в экономике и бизнесе. Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. С. 114-117.

2. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / под науч. ред. Э. М. Казина; ред. коллегия: Н. Э. Касаткина и др. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. 347 с.

3. Мелешкова Н. А., Унжаков Г. А., Букреева Н. А. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 3 (11). С. 79-82.

4. Мелешкова Н. А., Григорьева С. А., Букреева Н. А. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья, здорового образа жизни у студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С. 157-161.

5. О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации : приказ МО РФ от 16 июля 2002 г. № 2715 22716619.

6. Руднева Е. Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов : моногр. Кемерово, 2002. 165 с.

References

1. Ageenko M. I., Lyamkin I. I., Chertenkova A. K. The development of the fitness industry in light of foreign and Russian practices. Innovative technologies in Economics and business [Innovacionnye tehnologii v jekonomike i biznese]. Kemerovo: Kemerovo Institute (branch) REU them. G. V. Plekhanov, 2017. P. 114-117. (In Russian).

2. Health-saving activities in the education system: theory and practice [Zdorov'esberegajushhaja dejatel'nost' v sisteme obrazovanija: teorija i praktika]: study guide. Ed. E. M. Kazina; ed. collegium: N. E. Kasatkina, etc. Kemerovo: Publishing house KRIPKipRO, 2009. 347 p.

3. Meleshkova N. A., Unzhakov G. A., Bukreeva N. A. Pedagogical Conditions for the Formation of a Healthy Lifestyle of University Students. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2013. № 3 (11). P. 79-82.

4. Meleshkova N. A., Grigorieva S. A., Bukreeva N. A. Physical education and the formation of a culture of health, healthy lifestyles among university students. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 1 (21). P. 157-161.

5. On improving the process of physical education in educational institutions of the Russian Federation [O sovershenstvovanii processa fizicheskogo vospitanija v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah Rossijskoj Federacii]: Order of the Ministry of Defense of the Russian Federation of July 16, 2002 № 2715 22716619.

6. Rudneva E. L. Theoretical bases of formation of vital and professional value orientations of students [Teoreticheskie osnovy formirovanija zhiznennyh i professional'nyh cennostnyh orientacij studentov]: monograph. Kemerovo, 2002. 165 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.