Научная статья на тему 'Методика формирования культуры здорового образа жизни у студентов вузов посредством освоения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"'

Методика формирования культуры здорового образа жизни у студентов вузов посредством освоения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ / CULTURE OF HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS / METHODS OF FORMING A CULTURE OF STUDENTS' HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окулова Лариса Петровна

Разработана и обоснована методика по формированию культуры здорового образа жизни у студентов вузов посредством освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности. Методика направлена на активизацию когнитивного, мотивационного и деятельностного компонентов в процессе обучения студентов вузов. Определены показатели для оценки уровня сформированности (высокий, средний, низкий) культуры здорового образа жизни у студентов вузов. Эксперимент по формированию культуры здорового образа жизни у студентов вузов, который проходил на протяжении трех этапов, дал возможность выявить уровень сформированности показателей критериев аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в процессе обучения. В результате констатирующего этапа определено, что уровень сформированности в обеих группах находится примерно на одном (низком) уровне. Студенты вузов пассивны к ведению здорового образа жизни и сохранению своего здоровья. На формирующем этапе внедрена методика «Формирование культуры здорового образа жизни у студентов вузов посредством освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»», а именно средствами аудиторной и внеаудиторной деятельности, групповой формы обучения. На контрольном этапе применен диагностический инструментарий, способствующий формированию положительных изменений уровня сформированности культуры здорового образа жизни у студентов вузов, что указывает на ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Окулова Лариса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Method of Forming the Culture of a Healthy Lifestyle of Students by Means of Learning the Discipline “Life Safety”

The methods of forming a healthy lifestyle culture of students by means of mastering the “Life safety” discipline in the course of in-class and off-class activities have been developed and justified. The methods are aimed at activating cognitive, motivation and activity components in the process of teaching students. Indicators for assessing the level of forming the culture of a healthy lifestyle (high, medium, low) among university students are determined. The experiment on the formation of a culture of healthy lifestyles among university students, which took place during three stages, made it possible to reveal the level of the formation of indicators of the criteria for classroom and extracurricular activities of students in the learning process. As a result of the ascertaining stage it has been determined that the level of formation in both groups is approximately at one (low) level. Students of universities are passive to keep a healthy lifestyle. At the formative stage, the methodology “Formation of a healthy lifestyle culture among university students through the development of the discipline ‘Life Safety’ was introduced, namely by means of in class and extracurricular activities, group training. At the control stage, a diagnostic tool has been used which contributes to the formation of positive changes in the level of formation of a culture of healthy lifestyle among university students, which indicates its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Методика формирования культуры здорового образа жизни у студентов вузов посредством освоения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"»

УДК 37.022 ББК 74.00

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I Л.П. Окулова

Аннотация. Разработана и обоснована методика по формированию культуры здорового образа жизни у студентов вузов посредством освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности. Методика направлена на активизацию когнитивного, мотивационного и деятельностного компонентов в процессе обучения студентов вузов. Определены показатели для оценки уровня сформированности (высокий, средний, низкий) культуры здорового образа жизни у студентов вузов. Эксперимент по формированию культуры здорового образа жизни у студентов вузов, который проходил на протяжении трех этапов, дал возможность выявить уровень сформированности показателей критериев аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в процессе обучения. В результате констатирующего этапа определено, что 180 уровень сформированности в обеих группах находится примерно на одном (низком) уровне. Студенты вузов пассивны к ведению здорового образа жизни и сохранению своего здоровья. На формирующем этапе внедрена методика «Формирование культуры здорового образа жизни у студентов вузов посредством освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»», а именно средствами аудиторной и внеаудиторной деятельности, групповой формы обучения. На контрольном этапе применен диагностический инструментарий, способствующий формированию положительных изменений уровня сформирован-ности культуры здорового образа жизни у студентов вузов, что указывает на ее эффективность.

Ключевые слова: культура здоровья, здоровый образ жизни студентов, методика формирования культуры здоровья студентов.

THE METHOD OF FORMING THE CULTURE

OF A HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS BY MEANS

OF LEARNING THE DISCIPLINE "LIFE SAFETY"

I L.P. Okulova

Abstract. The methods of forming a healthy lifestyle culture of students by means of mastering the "Life safety" discipline in the course of in-class and off-class activities have been developed and justified. The methods are aimed at activating cognitive, motivation and activity components in the process of teaching students. Indicators for assessing the level of forming the culture of a healthy lifestyle (high, medium, low) among university students are determined. The experiment on the formation of a culture of healthy lifestyles among university students, which took place during three stages, made it possible to reveal the level of the formation of indicators of the criteria for classroom and extracurricular activities of students in the learning process. As a result of the ascertaining stage it has been determined that the level of formation in both groups is approximately at one (low) level. Students of universities are passive to keep a healthy lifestyle. At the formative stage, the methodology "Formation of a healthy lifestyle culture among university students through the development of the discipline 'Life Safety'" was introduced, namely by means of in class and extracurricular activities, group training. At the control stage, a diagnostic tool has been used which contributes to the formation of positive changes in the level of formation of a culture of healthy lifestyle among university students, which indicates its effectiveness.

Keywords: culture of health, healthy lifestyle of students, methods of forming a culture of students' health.

181

Введение. Актуальность исследования обусловлена социальной значимостью создания научно-обоснованной методики формирования культуры здорового образа жизни у студентов вузов посредством освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

В последние годы предусматривается активное использование в учебном процессе студентов вузов здоровье сберегающих технологий, но, тем не менее, формирование культуры здорового образа жизни, в частности в дисциплине «Безопас-

ность жизнедеятельности», остаются недостаточно разработанными. Понимание сущности культуры здорового образа жизни представлено в трудах Е.Н. Ермаковой, Н.И. Новоселовой, Н.А. Трегуб и других. Образ жизни — это система устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившаяся в процессе жизни и достижения поставленных целей на различные проблемы, в том числе и на проблемы здоровья и долголетия. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияю-

182

щим на здоровье. Некоторые аспекты безопасности и здорового образа жизни студентов вузов нашли свое отражение в работах Н.П. Абаска-ловой, Р.И. Айзмана, М.В. Антроповой, В.Ф. Базарного, М.М. Безруких, Э.Н. Вайнера, Л.И. Лубышевой, Н.А. Ямпольской и других.

Государственные программы — «Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 года», «Концепция ФЦП „Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016—2020 годы"», реализуемый Правительством РФ национальный проект «Здоровье» и другие, направленные на сохранение и укрепление здоровья, включают следующие задачи: организацию и проведение профилактических мероприятий по изменению отношения к здоровому образу жизни и формированию умений и навыков культуры здорового образа жизни, разработку и реализацию образовательных программ, учебных дисциплин, направленных на укрепление здоровья студентов вузов, формированию у них мотивации к сохранению и поддержанию собственного здоровья и здоровья окружающих людей.

В широком смысле слово культура — это все то, что создано человеком и обществом, процессы и результаты духовной и материальной деятельности. В последнее время исследователи значительное внимание уделяют культурологической направленности системы высшего образования (Е.В. Бондаревская, В.А. Биб-лер, М.С. Каган, другие). Как следует из преамбулы Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсут-

ствием болезней или физических дефектов. Западная и российская наука значимое место в формировании здоровья отводит социальным факторам, улучшение которых напрямую повышает уровень общественного здоровья. Формирование здорового образа жизни — это исключительно длительный и трудоемкий процесс и может продолжаться на протяжении всей жизни. Обучение здоровому образу жизни относительно новый раздел в рамках изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Основу теоретической разработки и методологического обоснования культуры здорового образа жизни студентов вузов составляют базисные положения общенаучного системного подхода, а также философские положения концепции С.Л. Рубинштейна, И.Т. Фролова о единстве сознания и деятельности в процессе социализации личности; основополагающие аспекты личностно-деятельностной концепции М.Г. Кагана, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина; культурно-исторической теории Л.С. Выготского, теории педагогической деятельности В.В. Богословского, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова, студенческой культуры С.И. Архангельского, А.В. Ба-рабанщикова, Е.В. Бондаревской, 3.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, Л.Б. Соколовой. Р.Г. Оганов, Р.А. Халатов, Г.С. Жуковский под здоровым образом жизни понимают такое поведение, которое базируется на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Понятие образа жизни позволяет выявить ценностные ориентации лю-

дей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни.

В основу понятия «здоровый образ жизни» заложено поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и многое другое. На наш взгляд, в определении понятия здорового образа жизни необходимо также учитывать наследственность, функциональные способности организма и стиль жизни. Неотъемлемой частью культуры здорового образа жизни являются знания студентов вузов о текущем физическом состоянии своего организма. Формирование культуры здорового образа жизни не может осуществляться без формирования физической культуры современного студента вуза (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубы-шева, Н.И. Медведкова, Д.В. Фонарев, В.Е. Цибульникова и др.).

Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственная и физическая работоспособность, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнес-редовым воздействиям. Культура здорового образа жизни включает в себя такие составляющие, как: отношение личности к себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности студента вуза гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье современного студента вуза.

Таким образом, культура здорового образа жизни — это состояние жизнедеятельности, соответствующее наследственным особенностям

организма, условиям существования человека, ориентированное на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.

Формулировка цели и задач исследования. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально оценить эффективность методики по формированию культуры здорового образа жизни у студентов вузов посредством освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Задачи исследования:

1. На основе изучения научной литературы по данной проблеме теоретически обосновать и конкретизировать особенности формирования культуры здорового образа жизни в образовательном процессе вуза.

2. Разработать и обосновать критерии оценки уровней сформирован-ности культуры здорового образа жизни у студентов вузов посредством освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

3. Разработать, апробировать эффективность методики по формированию культуры здорового образа жизни у студентов вузов посредством освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Научная новизна исследования:

1. Разработана методика формирования культуры здорового образа жизни у студентов вуза посредством освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности, направленная на активизацию когнитивного, мотивационного и деятельностного компонентов.

183

184

2. Уточнены компоненты (когнитивный, мотивационный, деятель-ностный), критерии и показатели для оценки уровня сформированно-сти (высокий, средний, низкий) культуры здорового образа жизни у студентов вузов.

3. Выявлены методы и средства обучения современных студентов вузов по формированию культуры здорового образа жизни.

Методы и организация исследования. Используемые методы исследования:

1. Теоретические: анализ педагогической, психологической, методологической литературы, изучение нормативной документации.

2. Экспериментальные: педагогический эксперимент, тестирование.

3. Методы экспериментальных данных: статистические методы обработки результатов эксперимента, интерпретация полученных данных.

Результаты и их обсуждение.

Образ жизни — это система устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившаяся в процессе жизни и достижения поставленных целей на различные проблемы, в том числе и на проблемы здоровья и долголетия. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. В основу понятия «здоровый образ жизни» заложено поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и многое другое. По мнению автора данной статьи, в определении понятия здорового образа жизни необходимо также учитывать наследственность, функциональные способности организма и

стиль жизни. Культура здорового образа жизни — это состояние жизнедеятельности, соответствующее наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированное на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.

Основными показателями уровня сформированности культуры здорового образа жизни являются: наличие знаний о здоровом образе жизни, культуре здорового образа жизни, осознание потребности к ведению здорового образа жизни, ценностное отношение к здоровью, мотивация к формированию культуры здорового образа жизни, активное участие в формировании культуры здорового образа жизни.

Так, на основании изучения литературных источников мы пришли к выводу, что процесс формирования студентов вуза в здоровом образе жизни включает три ведущих компонента: когнитивный, мотивацион-ный и деятельностный [1, с. 31].

Формирование культуры здорового образа жизни у студентов вузов необходимо осуществлять в неразрывном единстве системы воспитания в целом, во взаимосвязи компонентов целостной структуры личности, в полном соответствии с ее реальными возможностями. Такой подход к проблеме требует выявления возможностей воспитательно-образовательного процесса вуза по формированию культуры здорового образа жизни у студентов вузов, а потому в ходе исследования нами разработана методика «Формирование культуры здорового образа жизни у студентов ву-

зов посредством освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»» [2, с. 164].

При ее разработке автор данной статьи исходила из предположения, что ее внедрение в воспитательно-образовательный процесс вуза позволит регулировать процесс сохранения, укрепления здоровья студентов и учитывала:

• влияние внешних и внутренних факторов на рассматриваемый процесс;

• состояние здоровья студентов вуза;

• интерес и желание студентов к занятиям в рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

В методике представлены субъекты воспитательно-образовательного процесса вуза: студенты, преподаватели. Данная методика ориентирована на сохранение, укрепление здоровья студентов, развитие их физических качеств, формирование знаний по укреплению здоровья, ведение здорового образа жизни и потребности в нем. Для студентов основная цель — формировать мотивационно-ценностное отношение к здоровому образу жизни и потребности в нем [3, с. 12]. Для преподавателей — способствовать формированию потребности студентов в здоровом образе жизни.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи [4, с. 34]:

• образовательные: формировать целостное представление о безопасности жизнедеятельности как элементе общей культуры человека; овладеть знаниями по вопросам сохранения, укрепления, развития

здоровья, здорового образа жизни и потребности в нем; овладеть знаниями по сохранению, поддержанию здоровья, безопасности жизнедеятельности, оптимальному сочетанию жизнедеятельности в соответствии с состоянием здоровья для предотвращения заболеваний и другие;

• воспитательные: осознать значимость систематических занятий по безопасности жизнедеятельности, ведение здорового образа жизни; проявлять волевые усилия по соблюдению норм здорового образа жизни; развивать физические, моральные, интеллектуальные, нравственные качества; стремиться к формированию негативного отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, табака, вредным привычкам и другие;

• развивающие: осознать значимость и необходимость сохранения и укрепления здоровья, развития интереса и желания вести здоровый образ жизни, разностороннего развития физических способностей, эмоционально-волевых качеств и другие.

Содержание деятельности субъектов образовательного процесса вуза включает аудиторную и внеаудиторную деятельность. Аудиторная и внеаудиторная деятельность включает занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в вузе, а именно: занятия в кружках и секциях; научно-исследовательская деятельность студентов; научно-практические конференции по проблемам сохранения и укрепления здоровья молодежи, агитация и пропаганда здорового образа жизни, олимпиады, выставки, соревнования в группах, между группами, факультетами; турниры, фестивали, дни здоровья и др.

185

186

К средствам формирования культуры здорового образа жизни у студентов вузов относим стенды, видеоматериалы, литературные источники по проблеме сохранения и укрепления здоровья, упражнения, тренажеры и др.

Принципы формирования культуры здорового образа жизни основываются на системности (взаимосвязанность требований, нормативов и регламентов, образующих целостную систему), дифференцированно-сти (учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей студентов вузов), комплексности, преемственности, вариативности и гуманизме; диалектическом единстве об-ученности и здоровья; рациональном сочетании умственной и физической нагрузки [5, с. 123].

Опытно-экспериментальная работа была проведена с целью доказать, что формирование культуры здорового образа жизни у студентов вузов будет эффективной посредством освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Педагогический эксперимент заключался в формировании культуры здорового образа жизни у студентов вузов средствами аудиторной и внеаудиторной деятельности посредством освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в период с октября 2014 года по май 2016 года. Экспериментальная группа первого курса очной формы обучения направления подготовки 49.03.01. «Физическая культура», направленность (профиль) программы бакалавриата «Физкультурное образование» в количестве 22 человек обучалась по

разработанной методике «Формирование культуры здорового образа жизни у студентов вузов посредством освоения учебной дисциплины „Безопасность жизнедеятельности"», которая заключалась в реализации аудиторной и внеаудиторной форм обучения — олимпиады, экскурсии, секции, кружки, мероприятия службы МЧС, организация военной службы, скорой помощи и другие.

В контрольной группе первого курса очной формы обучения направления подготовки 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль) программы бакалавриата «Психология и социальная педагогика» в количестве 22 человек процесс формирования культуры здорового образа жизни проходил в обычных условиях, характерных для высшей школы. Констатирующий эксперимент заключался в проведении анкетирования «Формирование здорового образа жизни», которое показало, что значительная часть студентов контрольной и экспериментальной групп имеют исходный низкий уровень сформированности культуры здорового образа жизни. Формирующий эксперимент был посвящен непосредственной реализации методики «Формирование культуры здорового образа жизни у студентов вузов посредством освоения дисциплины „Безопасность жизнедеятельности" средствами аудиторной и внеаудиторной деятельности, была активизирована работа в группах с помощью активных методов обучения Полученные данные методики дали возможность оценить уровень активизации когнитивной, мотивацион-ной и деятельностной функций сту-

дентов вузов, актуализации ценностных ориентаций, способствующих сохранению здоровья студента вузов на основе реализации воспитательно-развивающих и социальных задач студентов.

В результате применения данной методики в экспериментальной группе изменились показатели критериев сформированности культуры здорового образа жизни в лучшую сторону, количество студентов вузов с высоким уровнем сформированно-сти всех показателей стало больше. В контрольной же группе, где применялись только классические методы обучения, данный уровень повысился не значительно, что свидетельствует о неэффективности применения только классической формы обучения.

Выводы. Результаты эксперимента можно объяснить тем, что в экспериментальной группе, в отличие от контрольной группы, были проведены занятия в групповой форме с помощью таких форм проведения лекций, как: лекция — визуализация, проблемная лекция, бинарная или лекция-дискуссия, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, видео лекция, мультимедиа лекция и такие формы проведения практических занятий: круглый стол, интерактивный метод обучения, метод «мозгового штурма», деловая игра, диспут, викторина, анализ конкретных ситуаций, развернутая беседа, обсуждение докладов и рефератов, пресс-конференция, комментированное чтение, упражнения на самостоятельность мышления, письменная

(контрольная) работа, коллоквиум [6, с. 203]. Для студентов контрольной группы применялась классическая форма проведения лекций и практических занятий: фронтальный опрос, презентация, рассказ с презентацией, рассказ [7, с. 321]. Данные занятия и мероприятия аудиторной и внеаудиторной деятельности позволили сформировать культуру здорового образа жизни у студентов вузов [8, с. 224]. Оценка эффективности разработанной методики по формированию культуры здорового образа жизни у студентов вузов посредством освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» показала, что ее использование в образовательном процессе вуза будет более результативным.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шутова, Т.Н. Фитнес технологии в физическом воспитании студентов [Текст] / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова, П.А. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — № 1. — С. 30-32.

2. Окулова, Л.П. Формирование здорового 187 стиля жизни студентов посредством проведения олимпиады по БЖД [Текст] / Л.П. Окулова // Спортивно ориентированное физическое воспитание и олимпийское образование—новые педагогические технологии XXI века: сборник статей Х-й Всероссийской научно-практической конференции (3 апреля 2015 г) / под

ред. Чумакова В.Н., Т.В. Кугушевой, Д.В. Фонарева, К.В. Чедова. — Чайковский: ФГБОУ ВПО ЧГИФК, 2015. — С. 162-165.

3. Цибульникова, В.Е. Культура здоровья субъектов образовательного процесса как индикатор качества общего образования [Текст] / В.Е. Цибульникова // Образование и качество жизни. — 2017. — С. 12-14.

4. Цибульникова, В.Е. Здоровье в контексте мировоззрения, ценностей, профессио-

ВЕК

нальнои культуры учителя и руководителя общеобразовательной организации [Текст] / В.Е. Цибульникова // Преподаватель 21 век. — 2017. — № 3. — Часть 1.

— С. 30-44.

5. Горбушина, С.Н. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя: Дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / С.Н. Горбушина. - Ижевск: 2005. - 396 с.

6. Кокорина, А.Р. Здоровьесбережение личности в условиях высшего педагогического образования: Дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2012. — 459 с.

7. Маджуга, А.Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: Дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / А.Г. Маджуга. — Владимир, 2011. — 494 с.

8. Малярчук, Н.Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты): Дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / Н.Н. Малярчук. — Тюмень, 2009.

— 524 с.

REFERENCES

1. Cibulnikova V.E., Kultura zdorov ya subek-tov obrazovatel nogo processa kak indikator kachestva obshchego obrazovaniya, Obra-zovanie i kachestvo zhizni, 2017, pp. 12-14. (in Russian)

2. Cibulnikova V.E., Zdorove v kontekste miro-vozzreniya, cennostej, professionalnoj kul-tury uchitelya i rukovoditelya obshcheobra-

zovatel noj organizacii, Prepodavatel 21 vek, 2017, No. 3, Part. 1, pp. 30-44. (in Russian)

3. Gorbushina S.N., Mirovozzrencheskie deter-minanty formirovaniya kul tury zdorov ya bu-dushchego uchitelya, ScD dissertation (Pedagogy), Izhevsk, 2005, 396 p. (in Russian)

4. Kokorina A.R., Zdorovesberezhenie lichnos-ti v usloviyah vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya, ScD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2012, 459 p. (in Russian)

5. Madzhuga A.G., Pedagogicheskaya koncep-ciya zdorov esozidayushchej funkcii obra-zovaniya, ScD dissertation (Pedagogy), Vladimir, 2011, 494 p. (in Russian)

6. Malyarchuk N.N., Kultura zdorovya peda-goga (lichnostnyj i professionalnyj aspekty), ScD dissertation (Psihology), Tyumen, 2009, 524 p. (in Russian)

7. Okulova L.P., "Formirovanie zdorovogo stilja zhizni studentov posredstvom prove-denija olimpiady po BZhD", in: Sportivno orientirovannoe fizicheskoe vospitanie i olimpijskoe obrazovanie — novye peda-gogicheskie tehnologii XXI veka: Collection of scientific papers X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (3 aprelja 2015 g.), ed. V.N. Chumakova, T.V. Kugushevoj, D.V. Fonarjova, K.V. Chedova, Chajkovskij, 2015, pp. 162-165. (in Russian)

8. Shutova T.N., Bodrov I.M., Mamonova O.V., Kondratev P.A., Fitnes tehnologii v fizicheskom vospitanii studentov, Fiziches-kaja kultura: vospitanie, obrazovanie, tre-nirovka, 2016, No. 1, pp. 30-32. (in Russian)

Окулова Лариса Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и социальных технологий, Удмуртский государственный университет, филиал в г Воткинске, lokulova@ya.ru

Okulova L.P., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Pedagogy and Social Technologies Department, Udmurt State University, Votkinsk Branch, lokulova@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.