УДК 378.172
МЕТОДОЛОГИЯ
ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
А.И. ЗАГРЕВСКАЯ
Томский государственный университет, г. Томск, Российская Федерация
Физическую культуру необходимо рассматривать не только как общественное явление, сферу человеческой деятельности, проще говоря, «как средство тренинга человека», но и как средство формирования мировоззрения, системы ценностей и мотивационно-потребностной сферы. Большую роль при этом играют знания и методические умения, т.е. в современных концепциях отбора содержания физкультурного образования присутствует приоритет образовательной направленности [1, 2, 4, 5, 7, 8].
Целью нашего исследования была разработка концептуальной модели физкультурного образования студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, так как именно эта категория молодежи в настоящее время находится в стороне от тех положительных изменений, которые происходят в сфере физической культуры и спорта.
Разработанную нами концептуальную модель физкультурного образования студентов специальной медицинской группы можно представить в виде схемы (см. рисунок).
В концепциях ведущих специалистов целью физкультурного образования студентов является формирование физической культуры личности [2,4, 5, 8]. Однако, на наш взгляд, для студентов педагогических вузов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, необходимо конкретизировать цели физкультурного образования. Это связано с тем, что, во-первых, для осуществления продуктивной педагогической деятельности студентам необходимо иметь высокий уровень соматического здоровья, для них важно овладеть системой теоретических знаний и практических навыков в области оздоровительной физической культуры, чтобы применять ее средства с оздоровительной направленностью. Во-вторых, в процессе профессионально-педагогической деятельности будущим педагогам предстоит способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников. Поэтому важным для них является овладение системой знаний, умений и навыков в области оздоровительной физической культуры для применения ее средств в воспитательной работе.
Целью физкультурного образования студентов в педагогическом вузе является формирование не только физической культуры личности, но и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры для сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья школьников, а также психофизической готовности к профессионально-педагогической деятельности. Результатом данного вида образования является компетентность студентов педагогического вуза в области оздоровительной физической культуры.
Для качественной организации образовательного процесса необходим такой хорошо отлаженный компонент, как управление. Управленческий подход был раскрыт Н.Ф. Талызиной (1975), которая отвечает, что для управления познавательной деятельностью студентов преподаватель должен выполнять определенную систему требований, которые предъявляются общей теорией управления [6]:
• указать цели управления;
• установить исходное состояние управляемого процесса;
• определить программу воздействий, предусматривающую основные переходные состояния процесса
• обеспечить систематический контроль управляемого процесса, т. е. систематическую обратную связь;
• обеспечить переработку информации, получаемой по каналу обратной связи, выработать кор-рекгирующие воздействия и реализовать их.
Учебно-тренировочная
Рисунок - Концептуальная модель физкультурного образования студентов специальной медицинской группы
Образовательный процесс по физической культуре представляется единством обучения, воспитания и развития. Обучение раскрывается через передачу и освоение знаний, умений и навыков, накопленных в физической культуре; воспитание ориентировано на формирование установок, принципов и ориентации на идеалы и ценности физической культуры; развитие характеризуется
овладением физкультурно-оздоровительной деятельностью, ориентированной на совершенствование индивидуальных физических кондиций, укрепление своего здоровья и здоровья школьников.
При разработке концептуальной модели физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем педагогического вуза мы применили специально разработанные научные подходы для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья: философско-валеологический, синергети-ческий, компетентностный и контекстный.
Философско-валеологический подход к содержанию физкультурного образования в вузе предполагает создание педагогической среды, призванной обеспечить комфортное вхождение каждого студента на природосообразных началах в мир здоровья и гармоничного развития личности. В педагогическом вузе большое значение приобретает формирование ценностного отношения будущих педагогов к здоровью, поскольку образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации, в процессе которой среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Компетентность педагога в вопросах здоровья - важная составляющая его профессиональной культуры, требующая постоянного пополнения психолого-медико-педагогических знаний по вопросам рациональной организации учебного процесса, разработки и внедрения оздоровительных программ и здоровьесбере-гающих технологий.
Говоря о месте физкультурного образования в структуре профессионально-педагогического, можно отметить, что оно (физкультурное образование) является средством общего и гармонического развития личности будущего учителя и должно базироваться на общечеловеческих ценностях.
Синергетический подход к содержанию физкультурного образования предполагает ориентацию студента на саморазвитие в процессе освоения физической культуры в педагогическом вузе.
Этому способствует внедрение в учебный процесс специальной медицинской группы методов активного обучения (модульного и программированного). Отличительной чертой модульного обучения является активное участие обучаемых в педагогическом процессе, поскольку наиболее эффективно материал усваивается в деятельности. Применение модульного обучения способствует созданию условий для активной познавательной деятельности студентов в процессе занятий физической культурой.
Компетентностный подход предполагает профессиональную ориентацию содержания учебного материала. Это способствует формированию физкультурной компетентности будущего педагога.
На основании теоретических исследований в содержание понятия «компетентность педагога в области оздоровительной физической культуры» нами включены: теоретические знания педагогов о специфике физкультурно-оздоровительной деятельности, требования, которые предъявляются к личности педагога, осуществляющего ее (деятельность): сознательное положительное отношение, интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности; стремление реализовать личностные потребности, руководствуясь оздоровительными ценностями; сформированность личностных качеств и практических умений, навыков, необходимых педагогу для применения средств физической культуры в воспитательной работе со школьниками.
Физкультурная компетентность студентов специальной медицинской группы формируется в процессе методико-практических занятий по физической культуре; студентам преподается методика физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на укрепление своего здоровья и здоровья школьников.
Технология реализации данного подхода связана с оптимальным сочетанием теоретических, методико-практических и практических занятий, комплексным использованием интегративных средств и методов оздоровительной физической культуры, повышением профессионально-прикладной направленности учебного процесса, его устойчивой ориентацией на будущую педагогическую деятельность студентов.
Контекстный подход как методологическая ориентация в практике преподавания физической культуры в педагогическом вузе позволяет реализовать в модульном обучении моделирование профессионально ориентированного содержания будущей педагогической деятельности студента.
Использование контекстного подхода в организации преподавания физической культуры в вузе создает условия для насыщения учебного процесса ситуациями будущей профессионально-педагогической деятельности студентов. Учебная деятельность приобретает личностный смысл: студент не просто усваивает новую информацию, а посредством нее включается в ситуацию решения профессиональных проблем. Он сознательно строит свое поведение, т.е. имеет место явление самоорганизации. В контексте будущего проявляется смысл настоящего, что обусловливает
активную позицию студента, его личностное включение в процесс познания. Доминантой контекстного подхода, по мнению Н.Б. Лаврентьевой, является гуманизация взаимодействия преподавателя и студентов, изменяющая стиль их общения в сторону диалога и сотрудничества [3].
Ведущей формой квазипрофессиональной деятельности является деловая игра, которая позволяет задать в обучении как предметный, так и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым моделировать более адекватные (по сравнению с традиционным обучением) условия формирования личности будущего педагога. В деловой игре, в условиях совместной физкультурно-оздоровительной деятельности, каждый студент приобретает навыки социального взаимодействия, ценностные ориентации и установки на здоровый и спортивный стиль жизни. Мотивация, интерес и эмоциональность участников деловой игры способствуют созданию благоприятных условий для организации целенаправленной физкультурно-оздоровительной деятельности по достижению результата, продуктивного общения и взаимодействия, для развития познавательной активности будущего педагога.
Развитие познавательной активности личности в образовательном процессе по физической культуре, организованном в форме деловой игры, обусловливается тем, что игра позволяет почувствовать значимость своего «Я», особенно в случаях, когда студент находит оригинальное решение оздоровительной задачи, которое сразу влияет на траекторию игры и соответствующим образом оценивается участниками образовательного процесса. Постепенно снимаются напряженность, скованность, нерешительность, характерные для студентов с ослабленным здоровьем, появляется уверенность в своих силах, решительность в действиях; в основе этих изменений - усиление интереса к игровому процессу.
Выполняя игровую роль, вступая в условно реальные отношения с другими, студент приобретает опыт познавательной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Это обогащает личность новыми знаниями в области физической культуры, умениями и навыками проведения простейших форм занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью. В игровой деятельности наиболее полно реализуется один из важнейших принципов воспитания - принцип единства знаний и опыт; формировании и развитии личности.
Контекстный подход к практике физкультурного образования обеспечивает постепенный переход абстрактных моделей, связанных с фундаментальнми знаниями в области физкультурно-оздоровитеной деятельности, к более конкретным моделям, воспроизводящим реальные профессионально-педагогические ситуации.
При разработке научных подходов к содержанию физкультурного образования студентов специальной медицинской группы мы следовали приведенным ниже принципам.
Принцип гармонизации содержания физкультурного образования обеспечивает равномерно представление в нем процессов духовного и физического развития, использование средств физической культуры как социально-культурной предпосылки для гармонического формирования и реализации всего спектра способностей индивида.
Принцип гуманизации образовательного процесса по физической культуре ориентирует на обязательный учет состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого студента, развитие творческой самостоятельности личности, приобщение к здоровому образу жизни.
Принцип целенаправленности обучения предполагает решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и развития личности студента в процессе физкультурного образования.
Принцип интеграции обучения, учения и саморазвития студентов в процессе физкультурного образования; опора в преподавании на ранее достигнутый, зафиксированный уровень образования, познания; прочность, осознанность и действенность результатов обучения; положительный эмоциональный фон обучения.
В соответствии с данными принципами процесс физкультурного образования мы условно разделили на два этапа:
1-й этап (1-2-й курсы) - оздоровительно-корригирующий;
2-й этап (3-4-й курсы) - профессионально-прикладной.
Разделение физкультурного образования на этапы является условным, но, на наш взгляд, необходимым. При поступлении на 1-й курс студенты с ослабленным здоровьем, в большинстве своем не занимавшиеся физической культурой в школе, имеют крайне низкий уровень физического состояния и здоровья, не владеют элементарными теоретическими сведениями в области физической культуры и отрицательно относятся к данной дисциплине в педагогическом вузе. Поэтому целью физкультурного образования студентов специальной медицинской группы на 1-м этапе обучения
является индивидуализация личности посредством овладения основами физкультурно-оздоровительной деятельности с общеразвивающей и оздоровительной направленностью.
Достижение цели 1-го этапа осуществляется на основе формирования психофизической готовности студентов к педагогической деятельности (овладение теоретическими знаниями в области физической культуры, улучшение функционального состояния организма, развитие физических качеств и способностей; широкой двигательной подготовленности в различных видах физической культуры, овладение системами физических упражнений рекреативной, корригирующей и прикладной направленности).
Целью 2-го этапа является актуализация личности студентов в физической культуре посредством овладения основами физкультурно-оздоровительной деятельности с профессионально-прикладной направленностью. Достижение цели осуществляется на основе приобретения опыта творческого использования физкультурно-оздоровительной деятельности для решения жизненных и профессиональных задач (формирование практических умений, необходимых для самостоятельной организации и проведения простейших форм занятий физическими упражнениями в соответствии с индивидуальными морфофункциональными, возрастно-половыми особенностями и двигательной подготовленностью школьников).
Физкультурно-оздоровительная деятельность студентов включает следующие компоненты: информационный (знания), операциональный (способы) и мотивационный (ценностные ориентации). Информационный компонент объединяет знания о физической, психической и социальной природе человека, представления о возможностях ее преобразования в процессе физкультурной деятельности. Операциональный компонент включает средства и методы организации физкультурно-оздоровительной деятельности, планирования и регулирования физических нагрузок, контроль физического развития и двигательной подготовленности. Мотивационный компонент представлен образцами двигательных действий, различными комплексами физических упражнений, форм и направлений физкультурно-оздоровительной деятельности.
Реализация рассмотренных подходов и принципов физкультурного образования студентов специальной медицинской группы педагогического вуза означает отказ от традиционных моделей системы физического воспитания и необходимость пересмотра целей образовательного процесса по физической культуре в сторону развития его гуманизирующих и культурообразующих функций, которые в совокупности обеспечивают овладение студентами системными знаниями и умениями ставить и решать оздоровительные задачи с использованием средств физической культуры.
Физкультурное образование студентов специальной медицинской группы - это сложная многоаспектная проблема, которая связана, прежде всего, с разнородностью контингента, поскольку каждый студент, как правило, имеет не одно, а несколько заболеваний, причем различных систем организма. Положение усугубляется еще и тем, что из-за низкого уровня теоретических знаний у студентов с ослабленным здоровьем отсутствует мотивация успешного освоения физкультурно-оздоровительной деятельности в процессе обучения в вузе. Необходимо постоянное совершенствование содержания физкультурного образования данной категории студентов на основе применения гибких методов и средств обучения, информационных технологий, которые обеспечивают творческий поиск педагогов, а также самостоятельность и инициативу занимающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физ. культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В.К. Бальсевич //Теория и практика физ. культуры. - 1991. - № 7. - С. 37 - 41.
2. Виленский, М.Я. Физическая культура как образовательная дисциплина в современной высшей школе / М.Я. Виленский // Физическая культура и спорт как фактор информационно-воспитательного пространства современного вуза: Сб. материалов научно-практической конференции. - Ростов н/Д: РГЭУ, 2001. - С. 16 -19.
3. Лаврентьева, И.Б. Контекстное обучение как инновационная технология: учебное пособие/Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1995. - 150 с.
4. Лубышева, Л. И. Концепция физкультурного воспитания: Методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 5 -10.
5. Матвеев, АЛ. Физкультурное образование: проблемы и перспективы развития /А.П. Матвеев. - М.: РГАФК, 1996. - 37 с,
6. Талызина, Н. Управление процессом усвоения знаний / Н. Талызина. - М.: МГУ, 1975. - 43 с.
7. Радаева, СВ. Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий: автореф. дис. ...канд. пед. наук / СВ. Радаева. - Красноярск, 2008. - 24 с.
8. Шилько, В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности / В.Г. Шилько. - Томск: Томский государственный университет, 2003. - 196 с.
METHODS OF CONSTRUCTING THE CONTENT OF SPORTS EDUCATION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL
A.I. ZAGREVSKAYA Summary
The purpose of the research was to work out the concept model of sports education of students with health defects, as far as at present this very category of youth is out of the way from positive changes taking place in the sphere of physical culture and sport.
Поступила в редакцию 15 апреля 2010г.