Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1921
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СКООРДИНИРОВАННЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА / ИНФОРМАЦИЯ / THE INTERACTION / THE INTERDEPARTMENTAL INTERACTION / THE POST-CUSTOMS CONTROL (AFTER RELEASE OF THE GOODS) / THE CUSTOMS AUTHORITIES / THE TAX AUTHORITIES / THE INFORMATION EXCHANGE / DIGITALIZATION / COORDINATED CONTROL ACTIVITIES / THE TECHNOLOGICAL SCHEME / THE INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жеребен Е.В.

Статья посвящена одной из актуальных проблем деятельности федеральных органов исполнительной власти - информационному взаимодействию Федеральной таможенной службы (ФТС России) и Федеральной налоговой службы (ФНС России). Показаны приоритеты развития таможенной службы исходя из Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: широкомасштабная цифровизация деятельности таможенных органов. Приведен обзор литературы по теме внедрения цифровых технологий во все сферы общественной жизни, и в частности, в государственный сектор на примере таможенного контроля после выпуска товаров, что позволило выявить существующий пробел в данной области исследования - мало изучены возможности цифровых технологий для создания межведомственных сервисов и совместного их использования федеральными органами государственной власти. Автором выделены основные направления сотрудничества ФТС России и ФНС России. При этом, отмечается, что особенная роль в механизме взаимодействия при организации и проведении мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров отведена информационному обмену между ведомствами. Приведен состав информации, которая подлежит обмену между ведомствами согласно Соглашению о сотрудничестве 2010 г. Автором представлена существующая технологическая схема информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов, а также определены факторы, влияющие на качество обмена информацией. На основе этого, с учетом современных тенденций, в статье сформулированы предложения по совершенствованию информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жеребен Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGICAL SCHEME OF INFORMATION INTERACTION OF CUSTOMS AND TAX AUTHORITIES AT POST-CUSTOMS CONTROL

This article focuses on one of the actual problems in activities of the Federal customs service (FCS of Russia) and the Federal tax service (FNS of Russia) is the information interaction of customs and tax authorities. The priorities of the customs service development are shown based on the Strategy of the development of the Russian Customs Service until 2030 is mass digitalization in activities of customs authorities. A review of the literature on the introduction of digital technologies in all spheres of public life, and in particular, in the public sector, is given on the example of the post-customs control, which allowed us to identify the existing gap in this area of research - the possibilities of digital technologies for creating interdepartmental services and their joint use by federal government bodies are poorly studied. The author highlights the main areas of cooperation between the Federal Customs Service and the Federal Tax Service. At the same time, it is noted that a special role in the mechanism of interaction in the organization and conduct of post-customs control is assigned to the information exchange between the customs and the tax authorities. The article presents the composition of the information that is subject to exchange between the authorities in accordance with the Cooperation Agreement of 2010. The author presents a modern technological scheme of information interaction between customs and tax authorities, as well as identifies the factors that affect the quality of information exchange. Taking into account the current trends of the development of the customs service, the author makes proposals to improve information exchange customs and tax authorities at post-customs control.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ»

УДК: 339.5

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_1_71

Жеребен Е.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО

КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

Zhereben E. V.

THE TECHNOLOGICAL SCHEME OF INFORMATION INTERACTION OF CUSTOMS AND TAX AUTHORITIES AT POST-CUSTOMS CONTROL

Ключевые слова: взаимодействие, межведомственное взаимодействие, таможенный контроль после выпуска товаров, таможенные органы, налоговые органы, информационный обмен, цифровизация, скоординированные контрольные мероприятия, технологическая схема, информация.

Keywords: the interaction, the interdepartmental interaction, the post-customs control (after release of the goods), the customs authorities, the tax authorities, the information exchange, digital-ization, coordinated control activities, the technological scheme, the information.

Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем деятельности федеральных органов исполнительной власти - информационному взаимодействию Федеральной таможенной службы (ФТС России) и Федеральной налоговой службы (ФНС России). Показаны приоритеты развития таможенной службы исходя из Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: широкомасштабная цифровизация деятельности таможенных органов. Приведен обзор литературы по теме внедрения цифровых технологий во все сферы общественной жизни, и в частности, в государственный сектор на примере таможенного контроля после выпуска товаров, что позволило выявить существующий пробел в данной области исследования - мало изучены возможности цифровых технологий для создания межведомственных сервисов и совместного их использования федеральными органами государственной власти. Автором выделены основные направления сотрудничества ФТС России и ФНС России. При этом, отмечается, что особенная роль в механизме взаимодействия при организации и проведении мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров отведена информационному обмену между ведомствами. Приведен состав информации, которая подлежит обмену между ведомствами согласно Соглашению о сотрудничестве 2010 г. Автором представлена существующая технологическая схема информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов, а также определены факторы, влияющие на качество обмена информацией. На основе этого, с учетом современных тенденций, в статье сформулированы предложения по совершенствованию информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров.

Abstract: This article focuses on one of the actual problems in activities of the Federal customs service (FCS of Russia) and the Federal tax service (FNS of Russia) is the information interaction of customs and tax authorities. The priorities of the customs service development are shown based on the Strategy of the development of the Russian Customs Service until 2030 is mass digital-ization in activities of customs authorities. A review of the literature on the introduction of digital technologies in all spheres of public life, and in particular, in the public sector, is given on the example of the post-customs control, which allowed us to identify the existing gap in this area of research - the possibilities of digital technologies for creating interdepartmental services and their joint use by federal government bodies are poorly studied. The author highlights the main areas of cooperation between the Federal Customs Service and the Federal Tax Service. At the same time, it is noted that a special role in the mechanism of interaction in the organization and conduct of post-

customs control is assigned to the information exchange between the customs and the tax authorities. The article presents the composition of the information that is subject to exchange between the authorities in accordance with the Cooperation Agreement of 2010. The author presents a modern technological scheme of information interaction between customs and tax authorities, as well as identifies the factors that affect the quality of information exchange. Taking into account the current trends of the development of the customs service, the author makes proposals to improve information exchange customs and tax authorities at post-customs control.

Развитие процедур контроля осуществления внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) на основе пересмотра подходов к таможенному контролю после выпуска товаров (далее - ТКПВТ) стало одним из основных стратегических направлений развития таможенной службы России до 2030 года. В соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 г. № 1388-р (далее - Стратегия 2030)1, основными целевыми ориентирами формирования новых подходов к организации и проведению ТКПВТ являются:

- совершенствование организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров, включающее цифровую трансформацию технологий ТКПВТ с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных, применение автоматизированных технологий для выбора объектов ТКПВТ и реализацию электронного документооборота между проверяемыми лицами и таможенными органами;

- расширение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ), осуществляющими контрольно-надзорную деятельность, основанного на принципах обмена результатами применения системы управления рисками, сопряжения информационно-программных средств, путем внедрения межведомственных карт (профилей) рисков на отдельные категории товаров (требующих межведомственного взаимодействия)2.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 Мантусов В.Б., Башлы П.Н. О реализации стратегии развития таможенной службы российской

В настоящее время практически все развитые страны разрабатывают и внедряют национальные проекты по развитию цифровых технологий, так как отставание в процессах цифровизации делает экономику страны менее конкурентоспособной, зависимой от других, более развитых в этом направлении, государств, что в свою очередь негативно сказывается на национальной экономической безопасности3.

На сегодняшний день проведено значительное количество исследований в области внедрения цифровых технологий во все сферы общественной жизни, и в частности, в государственный сектор. Показано, что формирование цифрового общества имеет неоспоримые достоинства и, вместе с тем, таит в себе ранее неизвестные вызовы и угрозы для экономической безопасности стран4. Также обзор литературы по данной тематике позволил проанализировать различные подходы к цифровой трансформации в государственном секторе, актуальные в международной практике5. При этом циф-ровизация в государственном секторе чаще рассматривается в аспекте внедрения новейших технологий именно в процессы оказания государственных услуг . Совершен-

федерации до 2030 года в условиях цифровой экономики // Академический вестник ростовского

филиала российской таможенной академии. 2020. № 1(38). С. 5-11.

3 Попов Е.В., Семячков К.А. Анализ трендов развития цифровой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 10. С. 82-91.

4 Попов Е.В., Семячков К.А. Проблемы экономической безопасности цифрового общества в условиях глобализации // Экономика региона. - 2018. Т. 14, вып. 4. - С. 1088 - 1101.

5 Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. Государство как платформа. (Кибер) государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация // М.: ЦСР - 2018.

6 Корчагин С., Польшиков Б. Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления. Риски и перспективы для

ствованию ТКПВТ и межведомственного взаимодействия ФОИВ были посвящены работы А.Е. Суглобова, В.В. Макрусева1, Н.Г. Липатовой, Л.А. Поповой , Г.И. Немировой3, А.Н. Шашкиной4, Ю.В. Малышен-ко5 и др. В то же время возможности цифровых технологий для создания межведомственных сервисов и совместного их использования федеральными органами государственной власти, формирования единых данных для объединенного взаимного применения в государственном секторе учитываются не в полной мере. Таким образом, основной целью данной статьи является исследование существующего информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов, а также разработка предложений по его совершенствованию в условиях широкомасштабной цифровизации деятельности ФОИВ.

Для экономики России в условиях стремительного развития цифровизации особую актуальность приобретают вопросы межведомственного взаимодействия как процесса организованного обмена информацией и сведениями между ФОИВ для целей реализации своих полномочий, в том

России // Свободная мысль. - 2018. - № 1. -С. 23-36.

1 Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебник / В.В. Макрусев, А.Е. Суглобов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. 348 с.

2 Попова Л.А., Липатова Н.Г. Организационные и методические основы применения экономических инструментов таможенной проверки (контроля) участников внешнеэкономической деятельности: монография / Л.А.Попова, Н.Г.Липатова. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 228 с.

3 Немирова Г.И., Виниченко А.А. Механизм повышения качества государственных услуг в области таможенного дела в условиях цифровой трансформации: монография / Г.И. Немирова, А.А. Виниченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.

4 Шашкина А.Н. Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров: дис... канд. юрид. наук: 12.00.14. Люберцы, 2015. 177 с.

5 Малышенко Ю.В. Достоверность как

интегральный показатель оценки эффективности таможенного контроля // Материалы

V всероссийской научно-практической конференции «Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях». 2018. С. 95-102.

числе при оказании государственных услуг и исполнении государственных контрольно-надзорных функций. Это касается, прежде всего, сферы государственного регулирования ВЭД России. Обеспечение эффективного функционирования системы ФОИВ России при осуществлении государственного регулирования ВЭД на основе современных

информационных технологий является при-

„б

оритетной государственной задачей .

Работа по выявлению незаконно ввезенных товаров осуществляется с использованием элементов комплексного подхода на основе:

- результатов аналитической работы подразделений ТКПВТ;

- информации, предоставляемой подразделениями экономического блока таможенных органов;

- информации, предоставляемой правоохранительным блоком таможенных органов;

- информации, предоставляемой Федеральной налоговой службой России (далее - ФНС России) и иными ФОИВ;

- информации бизнес-сообществ.

Приоритетным направлением, позволяющим повысить результативность пров ерочной деятельности в рамках проведения мероприятий ТКПВТ, является взаимодействие таможенных и налоговых органов. В 2016 году Указом Президента Российской Федерации таможенная служба была передана в ведение Министерства финан-сов7. Это позволило объединить усилия ФТС России и ФНС России для выполнения поставленных Президентом РФ задач по созданию единого механизма администрирования платежей и системы прослежи-ваемости товаров в целях мобилизации

Афонин П.Н., Хрунова А.Л., Чикишев Н.С., Яргина Н.Ю. Современное состояние понятия инновационных технологий таможенного контроля // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3(92). С. 175-180.

7 Распоряжение Правительства РФ от 17.05.2016 г. № 934-р «Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

доходов государства1. В настоящее время взаимодействие ФТС России и ФНС России осуществляется по направлениям, которые приведены на рисунке 1.

Особенная роль в механизме взаимодействия при организации и проведении мероприятий ТКПВТ отведена информационному обмену между ведомствами2. Полученные сведения используются как на этапе выбора объекта таможенных проверок, так и непосредственно при проведении контрольных мероприятий (таможенные проверки, скоординированные контрольные меропри-ятия (далее - СКМ)). При выявлении риска нарушения налогового законодательства, влекущего за собой правонарушение в сфере таможенного дела, налоговые органы передают сведения о возможном правонарушении в таможенные органы, и наоборот. Как правило, в этом случае начало проверочных мероприятий (СКМ) синхронизируется таможенными и налоговыми органами3. При этом все решения о проведении СКМ принимаются в результате аналитической работы и предпроверочного анализа документов и сведений, то есть получение информации о рисках нарушения законодательства из другого ведомства, не служат основанием для безусловного открытия проверки (рис. 2)4.

Таким образом, для успешного выполнения таможенными и налоговыми

Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 № 14 «О создании механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах ЕАЭС» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 Бормотова Е.Г., Липатова Н.Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография / М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.

3Жеребен Е.В. Разработка концептуальных положений взаимодействия таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 1. С. 60-71.

4 Письмо ФТС России № 01-11/33109, ФНС России № ММВ-20-2/58@ от 04.06.2018 «О

применении Регламента организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон» // [Электронный ресурс].

Доступ из СПС «КонсультантПлюс.

органами возложенных на них задач (обеспечение экономической безопасности, выявление и пресечение схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей и др.) большое значение имеет информация, имеющаяся в распоряжении таможенных и налоговых органов. В зависимости от ее наличия или отсутствия применяются в том или ином объеме формы таможенного и налогового контроля5.

В настоящее время информационный обмен между ФОИВ осуществляется на основании двухсторонних соглашений и технических условий, предусматривающих индивидуальные способы и регламенты обмена информацией. Таможенные и налоговые органы осуществляют плановый в установленные сроки и оперативный инициативный и по запросам обмен информацией. Это не позволяет обеспечить необходимую оперативность решения задач при осуществлении государственного регулирования ВЭД, в частности при проведении мероприятий ТКПВТ.

Состав информации, обмен которой происходит на плановой основе установлен Соглашением о сотрудничестве ФТС России и ФНС России от 21.01.2010 г.6 Информация, предоставляемая ФТС России в ФНС России на плановой основе:

- информация из базы данных электронных копий деклараций на товары ЕАИС таможенных органов (по согласованным позициям);

- информация из базы данных по таможенному транзиту ЕАИС таможенных органов (по согласованным позициям);

- сведения из статистических форм учета перемещения товаров (по согласованным позициям);

- данные таможенных приходных ордеров (по согласованным позициям);

5 Липатова Н.Г. Таможенный контроль как механизм оказания государственных услуг в сфере таможенного дела - Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 85-92.

6 Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (Заключено в г. Москве 21.01.2010 г. № 0169/1, № ММ-27-2/1) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Обмен информацией

Проведение совместных проверочных мероприятий

Интеграция информационных ресурсов

Сопряжение систем управления рисками

Координация действий по категорированию субъектов предпринимательской

деятельности

Внедрение механизмов прослеживаемости товаров и «сквозного контроля»

Проведение координационных советов в федеральных округах

Рисунок 1 - Направления взаимодействия ФТС России и ФНС России

БД

ФНС России

7

Предпроверочный анализ, осуществляемый налоговыми органами

Установление выгодоприобретателей с возможным риском нарушения законодательства в сфере таможенного дела

БД

ФТС России

информационный запрос сведений из БД ФНС России

7

У

Аналитическая работа

Выбор объекта ТКПВТ

СКМ

1

Оформление результатов и анализ

Установление выгодоприобретателей с возможным риском нарушения законодательства в сфере налогов и сборов

Таможенная проверка

Рисунок 2 - Технологическая схема информационного взаимодействия таможенных и

налоговых органов при проведении ТКПВТ Составлено автором

- данные паспортов сделок (по согласованным позициям);

- данные о поступлении денежных средств на счета участников ВЭД от экспорта товаров в счет

- исполнения обязательств по внешнеторговым договорам (по согласованным позициям);

- данные о задолженностях по обязательным соответствующем таможенном органе (по согласованной форме);

- сведения о дате вывоза, количестве и стоимости (при наличии) фактически вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС через российский участок таможенной границы ЕАЭС (по согласованным позициям);

- сведения о дате вывоза, количестве и стоимости (при наличии) фактически вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта товаров из РФ за пределы таможенной территории ЕАЭС, поступившие от таможенных органов государств-членов ЕАЭС (по согласованным позициям и при наличии технической возможности);

- сведения о дате ввоза и количестве фактически ввезенных товаров на таможенную территорию ЕАЭС (по согласованным позициям) и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация, предоставляемая ФНС России в ФТС России на плановой основе:

- сведения из ЕГРЮЛ в полном объеме, включая сведения ограниченного распространения;

- сведения из ЕГРИП в полном объеме, включая сведения ограниченного распространения;

- информация из базы данных ЕГРН (по согласованным позициям);

- перечень организаций-налогоплательщиков, не представляющих в течение двух и более отчетных периодов налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность;

- сведения об организациях-налогоплательщиках, имеющих налоговую задолженность, исключением отсроченной;

- нормативно-справочная информация, используемая при ведении баз данных ФНС России;

- информация о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств-членов ЕАЭС, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения) в форме реестров заявлений о

ввозе товаров и уплате косвенных налогов и др.

Поскольку ключевым моментом Стратегии 2030 обозначена цифровизация деятельности таможенных органов, в эпоху активного внедрения цифровых технологий во все сферы общественной жизни, эффективное решение задачи по совершенствованию механизмов взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении ТКПВТ может быть основано на применении новейших цифровых технологий в таможенном деле.

На сегодняшний день работа по совершенствованию информационного обмена ФТС России и ФНС России продолжается, при этом основными факторами, влияющими на его качество, являются:

- недостаточный уровень использования современных информационных технологий в рамках действующего законодательства России, что приводит к неоправданным трудозатратам таможенных и налоговых органов;

- отсутствие оперативного доступа налоговых и таможенных органов к информации друг друга, необходимой для проведения налогового и таможенного контроля1.

Рассмотрим возможные направления совершенствования технологической схемы информационного обмена таможенных и налоговых органов при проведении ТКПВТ.

Поскольку информационный обмен выделен как ключевой элемент взаимодействия, влияющий на выбор объекта ТКПВТ и организацию проведения контрольно-проверочных мероприятий, для определения обстоятельств перемещения

1 Жеребен Е.В., Липатова Н.Г. Применение цифровых технологий во взаимодействии таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 4. С. 158-167.

товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и условий возникновения рисков необходимо постоянное обновление, дополнение и анализ имеющейся информации в базах данных взаимодействующих таможенных и налоговых органов. Важность информационного обмена на всех этапах ТКПВТ обуславливает необходимость обеспечения доступа должностных лиц подразделений ТКПВТ к информации из баз данных ФНС России с рабочего места в режиме реального времени. Это способствует как совершенствованию оценки последствий и прогнозирования правонарушений в области налогового и таможенного законодательства, так и разработке продуктивных мер их пресечения. Существующая организация информационного обмена между ведомствами такой оперативности не дает.

Создание общего аналитического центра баз данных таможенных и налоговых органов обеспечит формирование расширенного досье участников ВЭД, разработку согласованных профилей риска ФТС России

и ФНС России, что сделает более эффективным выбор объектов ТКПВТ и оптимизирует аналитическую работу таможенных органов. В перспективе он может быть использован как платформа для внедрения в деятельность таможенных органов элементов искусственного интеллекта, способного обучаться на собственном опыте, адаптироваться к условиям проведения ТКПВТ и, соответственно, выполнять те задачи, которые раньше осуществлялись должностными лицами «вручную».

Предложенные изменения позволят при сокращении временных затрат увеличить эффективность выполнения должностными лицами подразделений ТКПВТ своих трудовых обязанностей. При этом, направления решения выявленных проблем информационного обмена таможенных и налоговых органов при проведении ТКПВТ соответствуют общим целевым ориентирам и направлениям Стратегии 2030, т.е. не противоречат установленным тенденциям развития таможенной службы Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Афонин, П.Н., Хрунова, А.Л., Чикишев, Н.С., Яргина, Н.Ю. Современное состояние понятия инновационных технологий таможенного контроля // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3(92). С. 175-180.

2. Бормотова, Е.Г., Липатова, Н.Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография / М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.

3. Жеребен, Е.В. Разработка концептуальных положений взаимодействия таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 1. С. 60-71.

4. Жеребен, Е.В., Липатова, Н.Г. Применение цифровых технологий во взаимодействии таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 4. С. 158-167.

5. Корчагин, С., Польшиков, Б. Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления. Риски и перспективы для России // Свободная мысль. - 2018. -№ 1. - С. 23-36.

6. Липатова, Н.Г. Таможенный контроль как механизм оказания государственных услуг в сфере таможенного дела - Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 85-92.

7. Макрусев, В.В. Таможенный менеджмент: учебник / В.В. Макрусев, А.Е. Суглобов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. 348 с.

8. Малышенко, Ю.В. Достоверность как интегральный показатель оценки эффективности таможенного контроля // Материалы V всероссийской научно-практической

конференции «Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях». 2018 С. 95-102.

9. Мантусов, В.Б., Башлы, П.Н. О реализации стратегии развития таможенной службы российской федерации до 2030 года в условиях цифровой экономики // Академический вестник ростовского филиала российской таможенной академии. 2020. № 1(38). С. 5-11.

10. Немирова, Г.И., Виниченко, А.А. Механизм повышения качества государственных услуг в области таможенного дела в условиях цифровой трансформации: монография / Г.И. Немирова, А.А. Виниченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.

11. Петров, М., Буров, В., Шклярук, М., Шаров, А. Государство как платформа. (Кибер) государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация // М.: ЦСР - 2018.

12. Письмо ФТС России № 01-11/33109, ФНС России № ММВ-20-2/58@ от 04.06.2018 «О применении Регламента организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс.

13. Попов, Е.В., Семячков, К.А. Анализ трендов развития цифровой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 10. С. 82-91.

14. Попов, Е.В., Семячков, К.А. Проблемы экономической безопасности цифрового общества в условиях глобализации // Экономика региона. - 2018. Т. 14, вып. 4. - С. 1088 -1101.

15. Попова, Л.А., Липатова, Н.Г. Организационные и методические основы применения экономических инструментов таможенной проверки (контроля) участников внешнеэкономической деятельности: монография / Л.А.Попова, Н.Г.Липатова. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 228 с.

16. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 № 14 «О создании механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах ЕАЭС» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

18. Распоряжение Правительства РФ от 17.05.2016 г. № 934-р «Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

19. Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (Заключено в г. Москве 21.01.2010 г. № 01-69/1, № ММ-27-2/1) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

20. Шашкина, А.Н. Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров: дис... канд. юрид. наук: 12.00.14. Люберцы, 2015. 177 с.

Дата поступления: 25.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.