УДК 37.9
ББК 74.960
Райсвих Юлия Александровна преподаватель г. Челябинск Raysvikh Yulia Alexandrovna
Lecturer Chelyabinsk
Технологическая модель реализации научно-организационного обеспечения аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов Technological Model of Scientifically-Organizational Maintenance of the Axiological Approach to Future Expert's Professional Training
В данной статье рассматриваются основные компоненты технологической модели научно-организационного обеспечения аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов, цели и задачи каждого их них, а также взаимодействие всех компонентов для достижения конечного результата данной модели в рамках образовательного процесса вуза.
The present article considers the basic components of the technological model of scientifically-organizational maintenance of the axiological approach to the professional training offuture experts, the purposes and problems of each component as well as the interaction of all components for the achievement of eventual result of the given model within the limits of the educational process of universities.
Ключевые слова: профессионально-педагогические ценностные ориентации, аксиологическая направленность личности будущего специалиста, научные принципы, технологическая модель.
Key words: professional-pedagogical value orientations, axiological orientation of a future expert's personality, scientific principles, technological model.
Изменения, произошедшие в обществе в последние годы, демократизация всех социальных институтов неизбежно привели к необходимости совершенствования деятельности высшей школы на основе её гуманизации. Общество и государство в целом повернулись лицом к человеку, к его личности, его интересам.
В связи с этим необходимо переосмыслить накопленный опыт высшей школы по подготовке будущих учителей, разработать новые подходы к формированию готовности студента педвуза к труду, учитывая, что он должен быть носителем культуры и основных общечеловеческих ценностей. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста, которые составляют консолидирующую основу аксиологической направленности его личности, является одним из важнейших способов решения этой задачи. Именно аксиологическая направленность личности является своеобразным регулятором отношения будущего специалиста к окружающей действительности, к собственной деятельности и к другим членам коллектива и общества. Многие современные исследователи, такие, как Н. А. Асташова, Е. В. Бондаревская, А. М. Булынин, И. Ф. Исаев, А. В. Кирьякова, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, в своих трудах неоднократно подчёркивают важность аксиологического аспекта в профессиональном образовании будущих учителей, уделяя особое внимание становлению их профессионально-ценностных ориентаций.
Решение любой исследовательской задачи предполагает выбор теоретико-методологической основы, которую в данном исследовании составляет система принципов, являющуюся результатом научного анализа передовых идей теории современной педагогической аксиологии и теории профессионального образования будущих специалистов. В данном исследовании мы опираемся на мнение В. И. Загвязинского и его последователей, с точки зрения которых теоретическое понимание сущности принципа заключается в том, что это ориентир, рекомендация о способах движения от достигнутого к перспективному, о способах достижения от достигнутого к перспективному, о способах достижения меры, единства и гармонии в сочетании каких-либо противоположных сторон или начал с тенденцией педагогического процесса [2]. Нам импонирует также положение Ю. К. Бабанского о том, что дидактические принципы не являются раз и навсегда установленными догмами, они синтезируют в себе достижения современной дидактики, обновляются под их влиянием [1].
В результате были выделены три подсистемы принципов модели научно-
организационного обеспечения аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов: принципы, отражающие идеи теории педагогической аксиологии (принцип межкультурности, принцип интериоризации ценностных ориентации); принципы осуществления аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов (принцип гуманистической направленности профессиональной подготовки, принцип контекстности, принцип ценностного отношения к профессиональной деятельности); общепедагогические принципы профессиональной подготовки будущих специалистов (принципы субъектности, партисипативности и междисциплинарности).
Для достижения цели нашего исследования и всестороннего рассмотрения процесса обеспечения аксиологического подхода к профессиональному образованию будущих специалистов мы использовали метод педагогического моделирования. В рамках нашего исследования объектом моделирования является научно-организационное обеспечение аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов.
Разработанная нами модель является технологической. Мы солидаризируемся с мнением Е. Ю. Никитиной о том, что «технологический подход предполагает не столько метод получения новых знаний, сколько практический подход к построению образовательного процесса в целом, проецирование педагогических достижений дидактики на область педагогических достижений» [3]. Опираясь на данную точку зрения, технология научно-организационного обеспечения аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов рассматривается нами как разработка и реализация компонентов модели формирования аксиологической направленности личности студентов педагогического вуза.
При проектировании вышеназванной модели мы учитывали: а) профессиональную компетентность преподавателя, осуществляющего научно-организационное обеспечение аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов; б) объективно существующие факторы: социальный заказ высшей профессиональной школы, государственный образова-
тельный стандарт высшего профессионального образования; в) целостную образовательную среду вуза; г) систему принципов, составляющих её основу и новизну; д) уровень аксиологической направленности будущих специалистов.
Данная модель включает ряд взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: целевой, структурный, содержательный, процессуальный, организационно-исполнительный и критериально-оценочный, - ориентированных на достижение итогового положительного прогнозируемого результата -высокого уровня аксиологической направленности личности будущих специалистов.
Опишем каждый компонент разработанной технологической модели.
Целевой компонент представляет собой цель исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Под целью разрабатываемой нами модели мы понимаем формирование у будущих специалистов аксиологической направленности личности, которая определяется нами как система профессионально-педагогических ценностных ориентаций, характеризующих его мировоззрение и определяющих характер его педагогической деятельности. Этот компонент модели является её системообразующим фактором, так как определяет предназначение разработанной модели.
К структурному компоненту технологической модели научно-организационного обеспечения аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов относятся когнитивно-ориентированный, практико-деятельностный и рефлексивно-ориентированный блоки.
Данные блоки взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, обеспечивая единство и целостность процесса научно-организационного обеспечения аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов.
Рис. 1. Схема технологической модели научно-организационного обеспечения аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов
Структурный компонент модели тесно связан с содержательным, который обеспечивает наполнение каждого блока структурного компонента определённым содержанием.
Когнитивно-ориентированный блок является ведущим блоком разработанной нами модели и связан с овладением студентами основных теоретических знаний, подготавливающих основу для формирования профессионально-педагогических ценностных ориентаций у будущих специалистов. Его основу составляет блок общекультурных дисциплин, блок психолого-педагогических дисциплин, а также блок дисциплин предметной подготовки. В рамках когнитивно-ориентированного блока на базе психолого-педагогических дисциплин происходит предъявление и познание таких педагогических ценностных ориентаций, как: ценностное отношение к ребенку как главному лицу педагогического процесса; ценностное отношение к педагогическому труду, понимания общественной важности деятельности педагога; психолого-педагогическая компетентность; способность решать возникающие проблемы с позиций ученика; образованность в сфере преподаваемого предмета; творческое отношение к профессии; культура профессионального поведения (способы саморазвития и самообразования, умение саморегулировать собственную деятельность, педагогическая рефлексия). Основными формами организации обучения когнитивно-ориентированного блока являются такие традиционные формы, как лекция и семинар.
Практико-деятельностный блок технологической модели формирования аксиологической направленности личности у студентов педагогического вуза предусматривает осознание и принятие студентами профессионально-педагогических ценностных ориентаций. Практическая направленность данного процесса обеспечивает готовность студентов к активным действиям в соответствии с гуманистическим содержанием ценностей педагогической деятельности и позволяет реализовать будущим учителям профессионально-педагогические ценностные ориентации в деятельности и в поведении.
Реализация практико-деятельностного блока обеспечивает интериориза-
цию ценностных ориентаций будущих специалистов на личностном уровне, способствует развитию ценностного взгляда на окружающий мир с выделением главных опорных координат, а также развитию профессионально значимых качеств, стержневых для педагогической деятельности. Ценностные ориентации на этом этапе приобретают свойство осознанности и имеют направляющую функцию при выборе приоритетов деятельности.
Практико-деятельностный блок представлен организационными формами, носящими инновационный характер, которые отражают деятельность преподавателя и студентов в интерактивной дидактико-коммуникативной среде. Для этого использовались различные методы обучения, в том числе элементы позитивной психотерапии, психодрама, психолого-педагогический тренинг, решение ситуативных задач, проигрывание педагогических ситуаций, микропреподавание и др.
Рефлексивно-ориентированный блок технологической модели формирования аксиологической направленности личности студентов педагогического вуза направлен на: 1) закрепление профессионально-педагогических ценностных ориентаций в направленности личности; 2) перевод их в статус качеств личности; 3) актуализацию потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности учителя; 4) осознание будущими педагогами педагогической деятельности, как наилучшей для самоактуализации собственной личности; 5) осознание цели педагогической деятельности в формировании растущей личности как предмета жизнетворчества.
В рамках рефлексивно-ориентированного блока большое внимание уделяется закреплению ценностных ориентаций в направленности личности и переход их в качества личности. На этом этапе будущий учитель многократно осмысливает суть и смысл ценностной ориентации, постоянно вариативно реализует её в деятельности и поведении. Предлагаемые студентам поисково-аксиологические, исследовательско-аксиологические и рефлексивно-аксиологические задачи способствуют достижению целей данного блока.
Организационно-содержательной формой рефлексивно-ориентированного
компонента выступает активная педагогическая практика, что соответствует такому базовому виду деятельности, как учебно-профессиональная, когда студент выполняет реальные исследовательские или практические функции.
Процессуальный компонент разработанной модели представлен профессионально-педагогическими задачами.
Опираясь на трактовку понятия «задача», данную В. А. Сластениным: «Под педагогической задачей следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесённой в неё целью, в связи с необходимостью познания и преобразования действительности» [5], мы, вслед за Е. Ю. Никитиной, обращаемся к профессионально-педагогической задаче как к эффективному способу научно-организационного обеспечения аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов, так как: а) задача даёт возможность обеспечить личностно-ориентированный характер содержания и технологий учебных занятий; б) задача выступает и как способ задания цели обучения, и как дидактическое средство её достижения; в) задача выступает в качестве промежуточного звена между теорией и самостоятельной профессионально-педагогической деятельностью будущего специалиста, что позволяет заранее преобразовывать и интегрировать учебные знания при изучении различных психолого-педагогических дисциплин, а также гуманитарных и специальных дисциплин в высшей педагогической школе [4].
Таким образом, были выделены следующие группы задач: презентационно-аксиологические, поисково-аксиологические, исследовательско-аксиологические и рефлексивно-аксиологические, которые соответствуют блокам содержательного компонента разработанной технологической модели и приобретают новое значение с учётом предмета исследования.
Организационно-исполнительный компонент включает в себя комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное научно-организационное обеспечение аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов, которые мы рассматриваем как необходимые и достаточные условия: 1) стимулирование стойкой положительной моти-
вации на личностное принятие профессионально-педагогических ценностных ориентаций будущими специалистами; 2) создание интерактивной дидактико-коммуникативной среды; 3) инициализация личностной функции самообразования у будущих специалистов; 4) разработка и реализация в образовательном процессе высшей школы курса по выбору «Аксиологические аспекты произведений зарубежной литературы».
Критериально-оценочный компонент технологической модели научно-организационного обеспечения аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов включает в себя систему критериев, сформи-рованность которых позволяет выделить уровни аксиологической направленности личности студентов педагогического вуза. Формирование аксиологической направленности личности студентов педагогического вуза мы описываем на трёх уровнях: низком, среднем, высоком, каждый из которых взаимодействует как с предыдущим, так и с последующим уровнем. При переходе с одного уровня на другой степень сформированности аксиологической направленности личности будущих специалистов повышается. Результатом реализации технологической модели научно-организационного обеспечения аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов является высокий уровень сформированности аксиологической направленности.
Специфической особенностью разработанной технологической модели является использование в образовательном процессе высшей школы дидактически подготовленного преподавателем интегрированного материала на основе его аксиологической и гуманистической направленности, технологической и дидактической последовательности, диагностической и индивидуальной ориентированности. При этом имеет место системная интеграция названных компонентов, переориентация их связей и отношений в интересах достижения запланированных уровней и качества.
Библиографический список
1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
2. Загвязинский, В. И. Практическая методология педагогического поиска [Текст] - Тюмень. : Легион-Групп, 2005. - 74 с.
3. Никитина, Е. Ю., Афанасьева О. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст] : монография / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. - Москва : МАНПО, 2006.
- 154 с.
4. Никитина, Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования [Текст] : моногр. - Челябинск : изд-во ЧГПУ, 2000. - 101 с.
5. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -3-е изд. - М. : Школа-Пресс, 2000. -512 с.
Bibliography
1. Babansky, J. K. Selected Pedagogical Works [Text] - M. : Pedagogics, 1989.
- 560 p.
2. Zagvyazinsky, V. I. Practical Methodology of a Pedagogical Research [Text]
- Tyumen. : Legions-Groups, 2005. - 74 p.
3. Nikitina, E. Yu. Pedagogical Management of Communicative Training of University Students : Perspective Approaches [Text] : Monography / E. Yu. Nikitina, O. J. Afanasyeva. - Moscow : МАНПО.
4. Nikitina, E. Yu. Theoretical-methodical Approaches to the Problem of Preparation of the Future Teacher in the Field of Education Differentiation Management [Text] : Monogr. - Chelyabinsk : CHGPU Publishing House, 2000.
- 101 p.
5. Pedagogics : Manual for Students of Pedagogical Educational Institutions / V. A. Slastyenin, I. F. Isayev, A. I. Mishchyenko, Ye. N. Shiyanov. - 3rd ed. - М. : School-Press, 2000. - P. 512.