Научная статья на тему 'Формирование аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза'

Формирование аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
882
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / AXIOLOGICAL APPROACH / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громов Роман Александрович

Рассматривается проблема аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза, дана краткая характеристика модели ее формирования, а также представлены результаты опытно-экспериментальной работы, позволяющие оценить эффективность данной модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the axiological components of professional competence in the students of a technical university, gives an overview of the model of its formation and presents the results of the experiments facilitating the assessment of the model's efficiency

Текст научной работы на тему «Формирование аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза»

УДК 37.015.3

Р. А. Громов

ФОРМИРОВАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Рассматривается проблема аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза, дана краткая характеристика модели ее формирования, а также представлены результаты опытно-экспериментальной работы, позволяющие оценить эффективность данной модели.

This article considers the axiological components of professional competence in the students of a technical university, gives an overview of the model of its formation and presents the results of the experiments facilitating the assessment of the model's efficiency.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, аксиологический подход,

ценностные ориентации.

Key words: competence, professional competence, axiological approach, values.

Основные цели современного высшего профессионального образования все больше ориентируются на подготовку компетентного специалиста, не только конкурентоспособного на рынке труда, но, в первую очередь, способного ответственно осуществлять профессиональную деятельность, опираясь не только на узкоспециальные знания, но и на опыт ценностного отношения к труду и профессии.

Одной из главных задач, определяющих происходящие изменения в системе профессионального образования, является повышение уровня профессионализма выпускников учреждений профессионального образования на основе формирования определенных профессиональных компетенций. В психолого-педагогической науке и практике разрабатываются все новые подходы, методики решения обозначенной задачи. Одни из них основываются на использовании новых информационных технологий в подготовке квалифицированных специалистов, другие — на обновлении содержания подготовки, третьи — на усилении ее практической направленности и т. п. Однако решение проблемы повышения качества подготовки специалистов невозможно без обращения к ценностно-мотивационным компонентам профессиональной деятельности.

В широком смысле аксиологические компоненты профессиональной компетентности представляют собой набор присущих всем членам профессионального сообщества поведенческих норм, ценностей, представлений и понятий, определяемых спецификой профессиональной деятельности [3].

Молодой специалист в процессе обучения в вузе так или иначе становится субъектом и объектом профессиональной социализации и адаптации, в ходе которой он усваивает основные элементы профессионального мировоззрения и ценностей профессионального сообщества [6].

Таким образом, сформированные аксиологические компоненты профессиональной компетентности позволяют удовлетворять интересы будущего специалиста в самореализации и саморазвитии в профессиональной деятельности путем не только приращения знаний, умений, навыков, полномочий, но и формирования ценностей и норм поведения той профессиональной сферы, в которой он будет работать по окончании вуза.

Профессиональная компетентность может быть определена как комплексная характеристикой личности и рассматривается как умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций. Она проявляется и приобретается в деятельности. Подчеркивается, что профессиональная компетентность:

— является интегральной характеристикой профессионала как субъекта деятельности;

— представляет собой системное проявление знаний, умений, опыта, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать профессиональные задачи, составляющих сущность профессиональной деятельности;

— формируется в процессе профессиональной подготовки;

— используется для описания конечного результата обучения;

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 11. С. 124—130.

— характеризует уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств), включая и минимальный опыт по отношению к профессиональной деятельности в заданной сфере, связанное с мотивационной, когнитивной и ценностной личностно-деятельными сферами [1].

Ценности понимаются как особые смысловыге образования, составляющие иерархическую систему в структуре личности, которая определяет субъективную важность объекта относительно других объектов, исходя из актуальных потребностей личности. Ценностные ориентации — это относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций. Образуя высший уровень диспозиционной иерархии в структуре личности, ценностные ориентации являются основанием для оценок окружающей действительности и детерминируют предрасположенность личности к той или иной социальной активности, то есть понятие «ценности» является общим относительно понятия «ценностные ориентации» [5].

В отечественной психологии и педагогике в качестве методологической платформы выступает положение о том, что ценности есть смысловые образования, выступающие в виде убеждений, задающих направление поведению и деятельности личности. Таким образом, ценности, по мнению ученых, это все, что наделено общим смыслом. Культурные ценности представляют собой важнейшие и глубинные принципы, определяющие отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Таким образом, под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый личностью в онтогенезе. В сознании личности ценности представлены в виде понятий, способных стимулировать проявление разнообразных чувств, оценок и отношений, побуждений к деятельности [4].

Формирование личностных ценностей человека — процесс, во многом определяемый социальными: условиями и той воспитательной и социализирующей средой, в которой развивается личность [8]. Базовые социальные компетенции содержат в себе ценностные представления об основных сферах жизнедеятельности человека. Выбор концепции образования зависит от доминирующих ценностно-мировоззренческих установок, многообразия духовных потребностей общества. Очевидно, что современная культура и социально-экономические условия развития российского общества отражаются и в концептуальных подходах к реформированию образования.

Традиционный тип образования, ориентированный на подготовку узких специалистов, характерный до настоящего времени для технических вузов, не соответствует социальной потребности, которая выражается в том, что успешными социальными строителями, субъектами информационной культуры могут быть люди с типом сознания, основанного на индивидуальной ответственности за свои поступки и судьбы цивилизации, способные к личностному саморазвитию и личностной самоактуализации [9].

Современные образовательные стандарты, определяемые на основе Государственной концепции модернизации образования и построенные исходя на методологии компетентностного подхода, содержат в себе инвариантные ценностные установки, которые должны бытть сформированы у будущих профессионалов в процессе обучения в вузе.

Как показывает проведенный нами анализ, можно выщелить следующие аксиологические компетенции, тем или иным образом представленные в государственных нормативных документах высшего профессионального образования для специальностей технического профиля:

— компетенциии ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления; осознание социальной значимости своей будущей профессии; высокая мотивация к вытолнению профессиональной деятельности);

— компетенциии саморазвития и самосовершенствования (способность к познавательной деятельности; осознание необходимости, потребности и способности учиться; стремление к саморазвитию, повыгшению своей квалификации и мастерства; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; готовность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности);

— компетенции социального взаимодействия (способность использования эмоциональных и волевытх особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству; расовая, национальная, религиозная терпимость, умение погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантность; готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе; к вытолнению профессиональных функций при таком виде работы);

— компетенции самоорганизации (способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей; способность работать самостоятельно, принимать решения в пределах своих полномочий;

— лидерский потенциал и организационно-управленческая компетенция (способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности).

Интегральным показателем, характеризующим единство личностных и профессиональных ценностей, является уровень сформированности профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность — это интегральное свойство, в котором соединяются личностные и профессионально значимые ценности, формируется субъектность профессиональной позиции, происходит интернализация ценностно-мотивационных компонентов

профессиональной деятельности и трансформация внешних социальных предписаний во внутренние смыслы [9].

Для оптимизации процесса формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технических вузов нами разработана педагогическая модель их формирования. Теоретико-методологическую основу разработки модели составили компе-тентностный, личностно-деятельностный, аксиологический и субъект-субъектный подходы в обучении.

Целью образовательного процесса в данной модели стала организация систематического опыта ценностного самоопределения студентов в контексте профессионального развития и саморазвития при обучении в техническом вузе в рамках специально разработанных курсов и занятий, создающих условия для понимания и формирования собственного отношения к базовым ценностным установкам профессии.

Предлагаемая модель включает три составляющих: проектно-целевую, процессуальнотехнологическую, критериально-диагностическую.

Проектно-целевой блок модели включает в себя предварительный анализ исходных условий и приоритетов образовательного процесса в вузе. Предпосылкой его успешного построения с точки зрения формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной деятельности и содействия обретению профессиональной идентичности является определение структуры и содержания ценностных предпосылок, содержащихся в государственных стандартах и культурных идеалах, свойственных образованию как социальному институту на современном этапе.

Второй блок модели — процессуально-технологический — включает эффективный дидактический инструментарий, применяемый для формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности в процессе обучения в вузе, последовательность и целесообразность подбора методов, приемов формирования. Функционирование данного блока обеспечивают активные и интерактивные методы обучения (метод кейсов, деловые игры, групповые дискуссии, социально-психологический тренинг), а также методы проблемного обучения. Целью тренингового психологического обучения являлось создание условий для осознания в процессе межличностного взаимодействия студентов своих персональных ценностей и установок, психологических черт, идентификация студентов с субъектом своей будущей профессиональной деятельности, формирование и развитие у них системы ценностных ориентаций, необходимой для эффективной деятельности в профессиональной среде.

Третий блок модели — критериально-диагностический — предназначен для определения параметров оценки эффективности образовательного процесса в вузе с точки зрения формирования аксиологических компетенций студентов и позволяет вести мониторинг сформированности исследуемого феномена. К основным компонентам критериальной характеристики сформированности аксиологических компонентов в нашем исследовании относятся ценностно-смысловой и мотивационно-потребностный критерии, находящиеся в единстве с когнитивным (знаниевым) и деятельностно-практическим (поведенческим) критериями.

Ключевым критерием, характеризующим единство личностных и профессиональных ценностей, является уровень сформированности профессиональной идентичности, которая рассматривается как интегральное свойство, соединяющее в себе личностные и профессионально значимые ценности, субъектность профессиональной позиции, интернализованное единство ценностно-мотивационных компонентов профессиональной деятельности.

Педагогическими условиями эффективности реализации модели формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности в процессе обучения являются:

— создание условий для ценностного самоопределения и согласования ценностей субъектов образовательного процесса;

— приобретение умения создавать проекты (программы) своей профессиональной, образовательной деятельности, жизнедеятельности в целом;

— овладение рефлексивной культурой, позволяющей адекватно оценить имеющийся профессиональный и жизненный опыт;

— формирование уровня коммуникативной культуры, достаточного для обеспечения возможности позитивного межсубъектного взаимодействия;

— создание ситуаций успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формирования потребностей в самообразовании;

— связь процесса обучения с решением значимых для молодых людей проблем профессиональной деятельности.

На основе предлагаемой модели нами быт разработан спецкурс «Психология и педагогика профессионального становления», а также система занятий «Тренинг личностной и профессиональной идентичности». Экспериментальная проверка модели осуществлялась на базе судоводительского и судомеханического факультетов Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Всего в исследовании приняло участие 114 студентов третьего курса, 52 из которых составили контрольную выборку, а 62 — экспериментальную.

Статистический анализ показал, что в экспериментальной группе значительно возросло количество студентов с высоким и удовлетворительным уровнями сформированности компетенций ценностносмысловой сферы аксиологических компонентов профессиональной компетентности. Мы можем предположить, что апробированная модель формирования данных компетенций у студентов технических специальностей привела к позитивным сдвигам в уровне их развития. В экспериментальной группе достоверно уменьшилось количество студентов с низким, удовлетворительным и повысилось с высоким уровнями сформированности компетенций ценностно-смысловой сферы. Достоверных изменений в значениях сформированности данных компетенций у студентов контрольной группы не обнаружено. Мы можем утверждать, что после реализации специального курса и системы тренинговытх занятий у студентов экспериментальной группы качественно видоизменилась ценностно-смысловая сфера личности — интернализировались ценности достижения цели с помощью высокого уровня образования, широты знаний, развитой общей культуры, ценности психической и физической активности.

Таким образом, результаты, полученные в ходе проведения эксперимента, а также их количественный и качественный анализ показали эффективность разработанной модели формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности будущих специалистов.

Список литературы

1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.

2. Варданян Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагогов и психологов): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999.

3. Карпушина Л. В. Аксиологическая направленность и смытожизненныге ориентации современной молодежи // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2006. № 2. С. 66 — 75.

4. Карпушина Л. В. Особенности нравственно-ценностных характеристик студентов технических вузов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 95 — 102.

5. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 5—26.

6. Митина Л. М. Психология профессионального развития. М., 2002.

7. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов у студентов вуза в процессе обучения: дис. ... д-ра психол. наук. Кемерово, 2005.

8. Унарова С.Н. Современная социокультурная среда как психологический фактор развития ценностных

ориентации личности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.

9. Яницкий М. С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентации

личности: дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2000.

Об авторе

Роман Александрович Громов — соискатель, Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, е-mail: kapgra@rambler.ru

About authore

Roman Gromov, PhD student Baltic State Fishing Fleet Academy, е-mail: kapgra@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.