УДК 378 ББК 74.480
Райсвих Юлия Александровна преподаватель г. Челябинск Raysvikh Julia Alexandrovna
Lecturer Chelyabinsk
Научно-организационное обеспечение аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов: траектория реализации Scientifically Organizational Maintenance of the Axiological Approach to Professional Training of To-Be Experts: the Way of Realisation
В данной статье рассматриваются основные аспекты реализации научно-организационного обеспечения аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов, раскрываются смыслообразующие понятия, анализируются принципы обеспечения аксиологического подхода, рассматривается модель научно-организационного обеспечения данного подхода в рамках образовательного процесса вуза.
This thesis deals with the basic aspects of the realisation of scientifically-organizational maintenance ofthe axiological approach to professional training of tobe experts, reveals meaning-formative concepts, analyzes principles of maintenance of the axiological approach, and considers the model of scientifically-organizational maintenance of the given approach within the limits of the educational process of universities.
Ключевые слова: ценностные ориентации, профессионально-педагогические ценностные ориентации, аксиосфера личности учителя, аксиологическая направленность личности будущего специалиста.
Keywords: value orientations, professional and pedagogical value orientations, axiosphere of the teacher's personality, axiological orientation of the personality of a to-be expert.
Сложные политические и социально-экономические процессы, происходящие в России в последнее время, способствовали утрате идеалов, трансфор-Вестник ЧГПУ 9'2008 130
мировали систему ценностей, вызвали изменение ценностных ориентаций, особенно у молодого поколения.
Эти негативные тенденции актуализируют проблему развития духовно-нравственных ориентаций молодёжи, что выводит на первый план проблему формирования профессионально-педагогических ценностных ориентаций будущих специалистов. Вследствие этого всё более актуальной становится аксиологическая составляющая педагогического образования, высшей ценностью которой является гармоничное и разностороннее развитие личности ребёнка.
В Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 гг. особое внимание уделяется формированию духовной и профессиональной культуры современного учителя, становлению ценностных приоритетов его нравственного сознания. В связи с этим разработка и применение в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза технологической модели, ориентированной на научно-организационное обеспечение аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов, является одним из способов решения этой задачи.
В ходе изучения исследуемой проблемы был проанализирован генезис развития аксиологического подхода в отечественном педагогическом образовании. Историю его развития мы условно разделили на три периода:
- 1880-90 гг. можно обозначить как начальный период становления аксиологического подхода;
- 1890-1920 гг. - период утверждения аксиологической проблематики в образовательной традиции России;
- 1980-2000 гг. - в современном российском образовании начинается становление аксиологического подхода.
Эта периодизация позволила нам определить теоретические предпосылки развития и становления аксиологического подхода, к которым относятся развитие таких передовых педагогических течений России, как антропоцентрическое, теоцентрическое, природоцентрическое, социоцентрическое и культуроцентри-ческое.
Обратившись к современному этапу развития аксиологического подхода, мы установили социально-исторические предпосылки развития данного подхода. К социально-историческим предпосылкам мы относим: социально-политические, социально-экономические, социокультурные и образовательно-научные предпосылки.
Социально-политические - проведение реформ в сфере образования, переход от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме, отражение этих тенденций в нормативно-правовой базе современного российского образования.
Социально-экономические предпосылки обусловлены потребностью общества в высококвалифицированных специалистах, которые могут не только способствовать экономическому росту и развитию страны, но и будут активно участвовать в общественной жизни мирового сообщества, руководствуясь во всех сферах деятельности ценностными ориентирами.
Социокультурные отражают потребность формирования гражданского и национального самосознания в российском обществе.
Образовательно-научные подразумевают развитие человековедческих наук: аксиологии, психологии, педагогики, и, конечно, прежде всего, развитие педагогической аксиологии.
Педагогическая аксиология - область педагогического знания, рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющая ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования. Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения и ценностного поведения личности [7].
Аксиологический подход сложился как системный и методологический в рамках педагогической аксиологии. В центре его внимания стоит отношение к человеку как субъекту познания, общения и творчества; образование является средством развития гуманистической сущности человека.
К теоретико-педагогическим предпосылкам развития аксиологического
подхода мы относим развитие научного, прикладного и практического аспектов педагогической аксиологии, обогащение понятийно-терминологического поля, усложнение профессиональной деятельности будущих специалистов, потребности практики.
Анализ научной литературы (Н. А. Асташова, Е. В. Бондаревская, В. А. Сластёнин, А. В. Кирьякова, Г. И. Чижакова и др.) позволил нам выделить основные ключевые понятия данного исследования:
• ценностные ориентации - совокупность принятых и осознанных личностью ценностей, которые выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности;
• профессионально-педагогические ценностные ориентации - совокупность педагогических ценностей, принятых и осознанных личностью учителя, которые образуют консолидирующую основу направленности личности учителя и выступают своеобразным регулятором отношения учителя к окружающей действительности, к собственной деятельности и к другим членам коллектива и общества;
• аксиосфера личности учителя - системно-иерархическая структура профессионально-педагогических ценностных ориентаций, закреплённых в направленности личности учителя;
• аксиологическая направленность личности будущего специалиста определяется нами как система профессионально-педагогических ценностных ори-ентаций будущего учителя, характеризующих его мировоззрение и определяющих характер его педагогической деятельности.
Основу и новизну разработанной нами модели научно-организационного обеспечения аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов составляет система принципов, являющаяся результатом теоретико-методологического анализа современных теорий лингвистики, культурологии и теории профессионального образования. В данном исследовании мы опираемся на мнение В. И. Загвязинского и его последователей, с точки зрения
которых теоретическое понимание сущности принципа заключается в том, что это ориентир, рекомендация о способах движения от достигнутого к перспективному, о способах достижения от достигнутого к перспективному, о способах достижения меры, единства и гармонии в сочетании каких-либо противоположных сторон или начал с тенденцией педагогического процесса [5]. Нам импонирует также положение Ю. К. Бабанского о том, что дидактические принципы не являются раз и навсегда установленными догмами, они синтезируют в себе достижения современной дидактики, обновляются под их влиянием [2].
В результате нами были выделены три подсистемы принципов обеспечения аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов:
- принципы, отражающие идеи теории педагогической аксиологии (принцип межкультурности и принцип интериоризации ценностных ориентаций);
- принципы осуществления аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов (принцип гуманистической направленности профессиональной подготовки, принцип контекстности, принцип ценностного отношения к профессиональной деятельности);
- общепедагогические принципы профессиональной подготовки будущих специалистов (субъектности, партисипативности, междисциплинарности).
Реализация принципа межкультурности к профессиональной подготовке будущих специалистов направлена на узнавание и понимание другой культуры. Данный принцип предполагает, что будущие специалисты узнают и учатся ценить культурные традиции своей страны и равноправную им культуру страны изучаемого языка. Принцип межкультурности помогает обучающимся увидеть общее и различное между культурами, взглянуть на собственную культуру глазами других народов, сформировать индивидуальную картину мира.
В основе принципа интериоризации ценностных ориентаций будущих специалистов лежит одно из основополагающих понятий культурно-исторической теории советского психолога Л. С. Выготского. По его мнению, всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, соци-
альная форма общения между людьми и только затем в результате интериориза-ции становится психическим процессом отдельного индивида [4]. В аспекте настоящего исследования нас, прежде всего, интересует процесс интериоризации ценностных ориентаций будущими специалистами, подробно представленный в исследованиях Н. А. Асташовой [1].
Анализ каждого этапа интериоризации ценностных ориентаций будущими специалистами позволяет выделить основные линии работы над аксиосферой личности будущего специалиста и усилить педагогический потенциал образовательной деятельности.
Принцип гуманистической направленности профессиональной подготовки предполагает создание личностно-развивающей среды для общего, социально-нравственного и профессионального развития личности. Это, прежде всего, формирование общего гуманистического мировоззрения, базирующегося на универсальных ценностях гуманизма - Любви, Добра, Справедливости, Свободы мысли и духа. Принцип гуманистической направленности профессиональной подготовки представляет собой процесс, направленный на развитие личности обучаемого, обогащение её творческого потенциала, роста сил и способностей, определяет установление гуманных отношений между педагогами и будущими специалистами. Гуманистическая направленность профессионального образования будущего специалиста выводит на первый план его ценностные ориентации и установки по отношению к ученику.
Принцип контекстности позволяет создать такой тип обучения, который обеспечивает переход, трансформацию одного типа деятельности (познавательной) в другой (профессиональную) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов. Основой данного принципа является контекстное обучение, разработанное А. А. Вербицким. В контекстном обучении «... с помощью системы форм и методов обучения задаётся контекст будущей профессиональной деятельности, причём не только предметный, но и социальный» [3, с. 7], что делает профессиональную деятельность максимально продуктивной и результативной.
Принцип ценностного отношения к профессиональной деятельности наиболее полно отражает идеи педагогической аксиологии. Под ценностным отношением понимается внутренняя ценностная позиция личности [7, 124]. Реализация данного принципа предполагает формирование аксиологической направленности личности будущего специалиста как систему профессионально-педагогических ценностных ориентаций будущего учителя, характеризующих его мировоззрение и определяющих характер его педагогической деятельности.
Принцип субъектности обусловлен субъект-субъектными отношениями современной педагогики. Развитие человека как субъекта деятельности становится целью современного образования. Вышеназванный принцип тесно связан с принципом партисипативности. Реализация принципа партисипа-тивности предполагает взаимодействие (а не воздействие) преподавателя и студентов для выработки совместного решения поставленных задач с целью идентификации и интеоризации базовых ценностных ориентаций будущих специалистов [6].
В данном исследовании принцип партисипативности рассматривается как теоретико-методологическая основа, согласно которой будущий специалист рассматривается как свободная, активная индивидуальность, способная к детерминации в результате общения с другими личностями, культурами, эпохами на основе привлечения к принятию совместных решений учебно-познавательных задач, соучастия и организации кооперативной деятельности с преподавателем, а также неформальной и диалогической межличностной коммуникации, созданной на паритетных началах.
Принцип междисциплинарности предполагает обеспечение аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущего специалиста через использование гуманистического потенциала изучаемых предметов в рамках образовательного процесса вуза. Применение принципа междисциплинарности в рамках данного исследования открывает для нас существенные возможности для наполнения определённым содержанием каждого блока структурного ком-
понента предлагаемой нами модели обеспечения аксиологического подхода к профессиональному образованию.
Таким образом, на основе вышеназванных принципов была спроектирована модель научно-организационного обеспечения аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов, которая представлена следующими структурными компонентами.
Целевой компонент разработанной технологической модели представляет собой цель исследования - формирование аксиологической направленности личности будущего специалиста.
Структурный компонент представлен тремя взаимосвязанными блоками: когнитивно-ориентированным, практико-деятельностным и личностно-моти-вационным. Когнитивно-ориентированный блок отличается теоретической направленностью и связан с овладением студентами основных теоретических и педагогических знаний, с усвоением будущими учителями ценностей педагогической профессии. Практико-деятельностный блок составляет основу практической подготовки студентов педагогического вуза и обеспечивает реализацию ценностных ориентаций будущих учителей в деятельности и в поведении. Личностно-мотивационный блок способствует закреплению ценностных ори-ентаций в направленности личности будущих учителей и переводу их в статус качеств личности.
Содержательный компонент тесно связан со структурным, блоки которого он наполняет конкретным содержанием. Содержание когнитивно-ориентированного блока представлено блоком общекультурных дисциплин, дисциплин психолого-педагогического цикла, а также курсом по выбору «Аксиологические аспекты произведений зарубежной литературы». Занятия в творческой студенческой лаборатории, представленные инновационными формами организации обучения, определяют содержание практико-деятельностного блока. Содержание личностно-мотивационного блока определяется активной педагогической практикой.
Процессуальный компонент представлен ценностно-ориентированными
профессионально-педагогическими задачами, которые соответствуют блокам содержательного компонента разработанной технологической модели.
Критериально-оценочный компонент включает в себя систему критериев, сформированность которых позволяет выделить уровни аксиологической направленности личности будущих специалистов.
Для эффективного функционирования технологической модели формирования аксиологической направленности личности студентов педагогического вуза нами был выявлен и обоснован следующий комплекс педагогических условий: 1) стимулирование стойкой положительной мотивации у будущих специалистов на личностное принятие профессионально-педагогических ценностей; 2) создание интерактивной дидактико-коммуникативной среды; 3) актуализация гуманистического содержания профессионально-педагогического образования будущих специалистов; 4) инициирование рефлексивной позиции будущих специалистов в ходе их ориентации на профессионально-педагогические ценности.
Библиографический список
1. Асташова, Н. А. Аксиологическое образование современного учителя: методология, концепция, модели и технологии развития [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Брянск, 2001. - 498 с.
2. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход [Текст]: Метод.пособие. - М.: Высш.шк., 1991. - 207 с.
4. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 498 с.
5. Загвязинский, В. И. Практическая методология педагогического поиска [Текст] - Тюмень.: Легион-Групп, 2005. - 74 с.
6. Никитина, Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования [Текст]: моногр. - Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2000. - 101 с.
7. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст]: Учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 187 с.
Bibliography
1. Astashova, N. A. Axiological Training of ModernTteacher: Methodology, Concept, Models and Technologies Developments [Text]: Dis. Dr. Ped. Sciences: 13.00.01. - Bryansk, 2001. - 498 p.
2. Babansky, J. K. Selected Pedagogical Works [Text] - M: Pedagogics, 1989.
- 560 p.
3. Verbitsky, A. A. Active Training in Universities: Contextual Approach [Text]: Metod. Posobie. - M: Vyssh. Shk., 1991. - 207 p.
4. Vygotsky, L. S. Development of the Highest Mental Functions [Text] / L. S. Vygotsky. - M: Publishing House of NPA of RSFSR, 1960. - 498 p.
5. Zagvyazinsky, V. I. Practical Methodology of a Pedagogical Research [Text]
- Tyumen.: Legions-groups, 2005. - 74 p.
6. Nikitina, E. Yu. Theoretical-Methodical Approaches to the Problem of Preparation of a To-Be Teacher in the Field of Management of Educational Differentiation [Text]: Monogr. - Chelyabinsk: Publishing House CHGPU, 2000. - 101 p.
7. Slastenin, V. A. Introduction to Pedagogical Axiology [Text]. Manual for Universities / V. A. Slastenin, G. I. Tchizhakova. - M: Academy, 2003. - 187 p.