Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение проблемы развития политических ценностей студентов вузов'

Педагогическое сопровождение проблемы развития политических ценностей студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТ ВУЗА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Курносова Светлана Александровна, Подорожко Инна Владимировна

В статье освещена актуальность проблемы развития политических ценностей студентов, выявлены педагогические принципы, разработана структурно-функциональная модель реализации данного процесса в условиях современного вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Курносова Светлана Александровна, Подорожко Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение проблемы развития политических ценностей студентов вузов»

УДК 74.098 ББК 45.0

Никитина Елена Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор г. Челябинск Курносова Светлана Александровна кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Подорожко Инна Владимировна кандидат педагогических наук г. Челябинск Nikitina Elena Yurievna Doctor of Pedagogics,

Professor Chelyabinsk Kurnosova Svetlana Alexandrovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chelyabinsk Podorozhko Inna Vladimirovna Candidate of Pedagogics,

Chelyabinsk

Педагогическое сопровождение проблемы развития политических ценностей студентов вузов Pedagogical Maintenance of Higher School Students’ Political Values Development

В статье освещена актуальность проблемы развития политических ценностей студентов, выявлены педагогические принципы, разработана структурнофункциональная модель реализации данного процесса в условиях современного вуза

The article highlights the topicality of the students’ political values development problem; pedagogical environmental complex is revealed; the structural-and-functional model of the mentioned process realization at a modern higher school is worked out.

Ключевые слова: развитие, студент вуза, политические ценности, педагогические принципы, структурно-функциональная модель

Key words: development, higher school student, political values, pedagogical principles, structural-and-functional model.

Изменения в социально-политической жизни России требуют внимательного изучения процессов, происходящих в молодёжной среде. Политика деидеологизации и деполитизации образования, пропаганда насилия средствами массовой информации, психология индивидуализма и потребительства вызыва-

ет разрушение ценностных ориентаций, способствует утрате гражданско-политических ориентиров подрастающего поколения. Эти негативные тенденции актуализируют проблему аксиологизации образования, обеспечения ценностного развития личности, усиления внимания к вопросам развития и воспитания. В Концепции модернизации российского развития на период до 2010 года развитие ценностей выделяется как приоритетное направление образования.

Система ценностных ориентаций личности выступает в качестве регулятора и механизма формирования личности, определяя форму реализации намеченных целей, и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения, стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создаёт всё новые предпосылки для развития и совершенствования системы её ценностных ориентаций. В связи с этим примечательна точка зрения Р. Хейвигхерста, по мнению которого главной задачей развития личности является самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и выработка собственной ценностной системы [5, с.75]. С точки зрения И.С. Кона, в процессе формирования моральных понятий и нравственных чувств решающее значение имеют социальный опыт личности, её деятельность. По его словам, система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности человека и его общения с другими людьми [2, с.148].Создание собственной ценностной системы сопровождается обращением молодёжи к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности, гражданственности, долге и ответственности.

В связи с этим встаёт проблема переосмысления цели и задач аксиологического воспитания студентов вузов, развития у них способности адекватного восприятия происходящих в обществе политических процессов, развития психологической устойчивости к методам политической борьбы, формирования системы политических ценностей. Политические ценности, выраженные в мнениях, суждениях позитивные реакции людей на различные объекты и состояния

политического бытия; представления о наиболее важном и значимом в политике является связующим звеном между политической культурой общества и политическим миром личности, при их освоении личностью становятся ценностными ориентациями и выступают как источник мотивации её поведения и деятельности.

На развитие политических ценностей будущих специалистов, как показало проведённое нами исследование, непосредственно и опосредованно влияет ряд факторов:

- объективные факторы: а) макроуровня (общественно-политическая и экономическая ситуация в стране, официальная государственная политика и идеология, средства массовой информации, система образования в целом); б) мезоуровня (региональные особенности, вуз(изучение обществоведческих дисциплин), молодёжные движения, неформальное общение); в) микроуровня (семья, ближайшее окружение);

- субъективные факторы: а) мировоззренческие (взгляды, убеждения, идеалы личности); б) потребностно-мотивационные (потребности, мотивы, долг, интерес).

По результатам мониторинга, проведённого на территории Челябинской области (2002-2009 гг.), определена иерархия объективных факторов развития политических ценностей студентов высшей школы: на первое место 32% поставили средства массовой информации (сокращенно «СМИ», также - масс-медиа - организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу, массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации, а также механизм обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения).

Степень влияния элементов, входящих в структуру СМИ, в указанный период времени у испытуемых изменяется: отмечается увеличение значимости так называемого медиаконтента. Медиаконтент (англ. content - содержание, media - средство) - совокупность информационно значимого, содержательного наполнения электронных ресурсов (например, Internet - сайты, мультимедиа,

виртуальная реальность, веб-сайты, компьютерные игры, интерактивная инсталляция, интерфейс «человек- компьютер», цифровое видео, кино, компьютерная анимация). Следовательно, необходимым условием развития политических ценностей будущих специалистов является использование воспитательного потенциала данного феномена, который мы рассматриваем как совокупность ресурсов информационной среды, способствующих целенаправленному, систематическому формированию личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Воспитание в условиях доминирования медиаконтента происходит в измененной информационной и, как следствие, в измененной коммуникативной среде. Различные информационные сайты позволяют студентам и преподавателям не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь в разных странах мира, что имеет принципиальное значение для развития системы ценностей. Очевиден и позитивный факт открывшихся возможностей организации совместных проектов со студентами других стран по решению проблем различного уровня. Глобализация информационного пространства и технические достижения превратили медиаконтент в мощнейший фактор воздействия на систему ценностей как отдельного человека, так и политических и экономических субъектов. К сожалению, позволяет современному студенту получить возможность доступа к информации, несущей и серьезный антинравственный заряд: в сети имеются сайты экстремистских, террористических, националистических организаций, общение в различных чатах нередко происходит на низком культурном уровне и заменяет живое человеческое общение, оно подчас выполняет функции ценностного воспитания, способствует формированию различных молодежных субкультур отрицательной направленности и т. д.

Использование интеграции аксиологического, личностно-

ориентированного и фреймового подходов позволило нам разработать модель развития системы политических ценностей студентов вузов.

Моделирование рассматриваемого процесса осуществлялось на основе соотнесения функциональных и педагогических принципов. К функциональным относятся принципы полноты частей системы, стремления системы к идеальности, поэтапного развития, технологичности, гибкости, интеграции общекультурных и профессиональных видов подготовок в вузе. К числу педагогических принципов мы отнесли: принцип универсальности, принцип поликультурности, принцип систематичности и последовательности, принцип обеспечения компьютерной визуализации учебной информации, принцип возможности компьютерного диалога, принцип адаптивности, принцип субъектности Формулирование педагогических принципов позволило зафиксировать следующее:

1) формирование системы политических ценностей обучаемых зависит от перенесения акцента с традиционного рассмотрения студента вуза как объекта деятельности на будущего специалиста как субъекта, создателя культурных ценностей;

2) успешность развития системы политических ценностей студентов вуза обусловлена комплексным развитием ценностей, деятельностных и нравственных взаимоотношений;

3) динамика развития системы политических ценностей обучаемых зависит от осознания ими смысла и значения политических ценностей как средства формирования у них способности адекватного восприятия происходящих в обществе политических процессов, развития психологической устойчивости к методам политической борьбы и т. д.;

4) актуализация потенциальных возможностей развития системы политических ценностей будущих специалистов связана с переходом от восприятия политических ценностей к культуре нравственных отношений и духовному богатству.

Вышеуказанные педагогические принципы отражают целевую, содержательную и организационную характеристики процесса развития системы политических ценностей студентов вузов и раскрывает предпосылки его прогностического моделирования.

В нашем исследовании представлена содержательная модель структурнофункционального типа как систематизированный комплекс основных закономерностей деятельности студентов и преподавателя при развитии системы политических ценностей, описанный в виде схемы из взаимосвязанных элементов, выделяемых по своему назначению или выполняемой ими функции. Наше обращение к структурно-функциональной модели обусловлено тем, что метод исследования соответствует его предмету.

Представляя данную модель, мы не претендуем на целостное решение проблемы, а представляем один из возможных вариантов (см. рис. 1.)

Выявляя компонентный состав структурно-функциональной модели, мы учитывали понимание понятий «политические ценности», «медиаконтент», «медиакомпетентность», социальный заказ высшей школе, назначение и содержание деятельности преподавателя социально-экономических дисциплин, потребность общества в гражданах с активной жизненной позицией, специфику интеграции аксиологического, личностно ориентированного и фреймового подходов. Разработанная нами структурно-функциональная модель состоит из пяти следующих компонентов.

1. Целевой компонент - определение целей развития системы политических ценностей студентов вуза.

2. Организационный блок - определение этапов развития системы политических ценностей обучаемых и педагогических условий, обеспечивающих их успешную реализацию.

3. Процессуально-содержательный блок учитывает развитие системы политических ценностей на уровне информационно-коммуникативного, социокультурного и деятельностно-практического компонентов.

4. Технологический блок - разработка методики использования системы аксиологических задач и заданий в процессе развития политических ценностей студентов вузов.

5. Результативный блок - выявление показателей развития системы политических ценностей студентов вуза.

И

§

К

Л

л

ч

Я <и

л Й

л

л

а

о

н

а

«

■Є

о

8

Я

а

о

Я

СО

Социальный заказ общества: подготовка выпускника вуза, обладающего высокой политической культурой и активной гражданско-политической позицией

Л

ч

ы

н

со

«

О

С

ы

С

Целевой блок

Ближайшая цель: развитие системы политических ценностей обучаемых;

Перспективная цель: развитие политической культуры будущих специалистов________________________________________________________

Задачи: 1. Достижение высокого уровня развития политических ценностей .

2. Осознание смысла и значения политических ценностей в развитии активной гражданской позиции_________________________________________

ИНТЕГРАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО , ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО И ФРЕЙМОВОГО ПОДХОДОВ

Научное обеспечение - принципы:

О

к

5К Ю О Ей К еҐ л ^ Р

I §

Я ^ Я о

131

со

Я

И

о

и

о

к

а

2

£

О

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю

Процессуально-содержательный блок Компоненты: информационно-коммуникативный, социокультурный, __________________деятельностно-практический________________

Технологический блок

Система аксиологических задач и заданий

Организационный блок

Этапы и педагогические условия

Показатели: уровни развития системы политических ______________ценностей студентов вузов______________

Начальный

Средний

Продвинутый

РО

со

3

Т

М

ы

Т

и

Педагогические условия мотивационно - ценностные (создание мотивации достижения, использование воспитательного потенциала медиаконтента в развитии ценностных ориентаций); содержательные (разработка и реализация в образовательный процесс высшей школы элективного курса «Основы политологии»); процессуально-технологические (субъектно-ориентированная диагностика уровня сформированности системы политических ценностей обучаемых; подготовленность педагогов к развитию ценностных ориентаций студентов вузов)

Выход: Выпускник вуза с высоким уровнем формирования политических ценностей, имеющий активную гражданско-политическую позицию___________________________________

Рис. 1. Модель развития системы политических ценностей студентов вуза

Процесс моделирования развития системы политических ценностей будущих специалистов может быть отражен в следующих этапах:

1) вхождение в процесс и выбор методологических оснований для моделирования, качественное описание предмета исследования;

2) постановка задач моделирования;

3) конструирование модели с уточнением зависимости между основными элементами исследуемого объекта, определением параметров объекта и критериев оценки изменений этих параметров, выбор методик измерения;

4) применение модели в опытно-поисковой работе;

5) содержательная интерпретация результатов моделирования.

Итак, модель характеризуется: а) целостностью, т.к. все ее компоненты связаны между собой и работают на конечную цель; б) открытостью, так как модель встроена в контекст системы развития высшего образования как дополнительное, но самостоятельное звено; в) прагматичностью, так как модель выступает средством организации практических действий.

Методы развития системы политических ценностей можно классифицировать по: а)источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов политического содержания); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа); б) по уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение преподавателем определенной политической медиаинформации, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); репродуктивные (разработка и применение преподавателем различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы студенты овладели приемами их решения), проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития системы политических ценностей); частично-поисковые или эвристические, исследовательские (организация поисково-творческой деятельности обучения).

Библиографический список

1. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование/ А.Н. Дахин. - М.: Академия, 2001. 236

с.

2. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения./В.С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474с.

3. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: моногр./ Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154с.

4. Рашитов, И.М. Правовая культура в глобализирующемся мире : монография / И. М. Рашитов.- Уфа: РИЦ БашГУ, 2007.- 352С

5. Федоров, А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьни-ков//Инновации в образовании. 2006. № 4. - С.175-228.

6. Худякова, Н.Л. Онтологические основания возникновения и развития ценностного мира человека [Текст]: дисс. ... д-ра филос.наук/ Н.Л. Худякова. - Омск, 2004.- 349 с.

7. Scheffknecht, J.&J. Information Technologies in Schools: Reasons and Strategies for Investment. Strasbourg: Council of Europe, 2000. - 612р.

Bibliography

1. Dakhin, А.№ Pedagogical Modelling / А.№ Dakhin. - М.: Аcademy, 2001. - 236 p.

2. Fedorov, А.У. Mediaeducation: Creative Assignment foe students and Schoolchildren // Innovations in Education. - 2006. - № 4. - P.175-228.

3. Khudyakova, N.L. Ontological Bases of a Person’s Valuable World Genesis and Development: Thesis ... Doctor of Philos. / N.L. Khudyakova. - Omsk, 2004. - 349 p.

4. Kukushin, V.S. Theory and Methods of Teaching / V.S. kukushin. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2005. - 474 p.

5. Nikitina E.Yu. University Students’ Communicative Education Management: Perspective Approaches: Monograph / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasyeva. - M.: MANPO, 2006. - 154 p.

6. Rashitov, 1.М. Legal Culture in the Globalizable World: Monograph / I. М. Rashitov.-Ufa: RIC of BashSU, 2007. - 352 p.

7. Scheffknecht, J.&J. Information Technologies in Schools: Reasons and Strategies for Investment. Strasbourg: Council of Europe, 2000. - 612 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.