Научная статья на тему 'ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА БУТИЛИРОВАННЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД, СОКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕБНЫХ НАПИТКОВ'

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА БУТИЛИРОВАННЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД, СОКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕБНЫХ НАПИТКОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБОРОТ БУТИЛИРОВАННЫХ НАПИТКОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Касымбеков Жаркынбек Орозбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА БУТИЛИРОВАННЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД, СОКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕБНЫХ НАПИТКОВ»

техническое регулирование оборота БутылировАнных минеральных вод, безалкогольных

техническое регулирование оборота бутылированных минеральных вод, соков и национальных целебных напитков

Касымбеков Ж.К.

научно-производственное объединение «Профилактическая медицина»

Бутылкадагы минералдык жана улуттук дарылык суусундуктарынын колдонулуусун техникалык иретке салу.

Касымбеков Ж.К.

Technical regulation of bottled mineral waters, jus and national healing drinks.

Kasymbekov J.C. Scientific and Production Centre for Preventive Medicine

Бутылирование минеральной воды, соков, национальных целебных напитков является перспективной экспорт ориентированной отраслью пищевой промышленности Кыргызстана. Однако на сегодняшний день мы ввозим бутылирован-ных напитков намного больше, чем экспортируем [1]. Экспорт сдерживается наличием не столько таможенных барьеров, сколько непризнанием в таможенном союзе нормативных документов Кыргызстана. У нас нет аккредитованных лабораторий для определения качества и безопасности этой продукции, поэтому испытательные анализы и заключения приходится делать в соседних странах, входя в определенную зависимость от испытательных лабораторий и органов санэпиднадзора, выдающих разрешительную документацию.

В 2006-2009 годах Кыргызстан взялся за разработку собственных технических регламентов по продукцию пищевой промышленности, гармонизированных с европейскими директивами и прежде всего с Codex alimentaris. Министерству здравоохранения Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 января 2006 года № 11 «О Программе разработки первоочередных технических регламентов на 2006-2007 годы» поручалось разработать три общих ТР: «О радиационной безопасности», «О безопасности питьевой воды», «О безопасности продуктов питания»[2]. Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24.08.07 г. № 364 «О Программе разработки технических регламентов на 2007-2009 годы» устанавливалась очередность разработки специальных технических регламентов и объемы финансирования этих работ [3]. В техническом задании к разработке проектов оговаривалось, что ТР должны быть гармонизированы с международными стандартами, принятыми в Европейком совете (ЕС) и Всемирной продовольственной ассоциации (ФАО), такими как Дирек-

тива ЕС от 3 ноября 1998 года «По качеству воды, предназначенной для потребления человеком» [4], Кодекс международных норм и правил САС/ RCP 1-1969 «Основные принципы пищевой гигиены» [5], Директива 2009/54/ЕС Европейского парламента и совета от 18 июня 2009 по эксплуатации и маркетингу природных минеральных вод [6] и другие. Также ТР должны учитывать положительные традиции отечественных производителей и сопровождаться анализом регуляторного воздействия (АВР), в котором просчитываются преимущества и риски от ведения нового нормативного документа.

После введения ТР действующие до того нормативные документы ГОСТы, СаПиНы и СНиПы, подлежат отмене.

Для разработки ТР Министерство здравоохранения создало рабочие группы, в которые вошли представители государственных органов, производителей, потребителей, гигиенисты практики и ученые, в том числе от Научно-производственного объединения «Профилактическая медицина», Кыргызской государственной медицинской академии, Кыргызско-Российского Славянского университета.

Техническую, правовую и финансовую поддержку оказал проекта «Supportto PCA Implementation Kyrgyz Republic Phase 3», проведено несколько

семинаров по разработке проектов ТР и по подготовке АРВ.

В 2011-2012 годах общие технические регламенты «О радиационной безопасности», «О безопасности питьевой воды», «О безопасности продуктов питания» были утверждены парламентом Кыргызской Республики.

Принятие ТР «О безопасности продуктов питания» позволило не только упорядочить действующую нормативную базу регулирования в области продовольствия и гармонизировать технические требования, предъявляемые к продовольственному сырью и пищевым продуктам с общепринятой мировой практикой, но должно способствовать также увеличению конкурентоспособности отечественного производства продовольственного сырья и пищевых продуктов на международном рынке.

целью настощей работы явилось иследо-вание внедрения технического регулирования оборота бутылированных минеральных вод, соков и национальных целебных напитков на рынке Кыргызстана.

материал и методы

Проанализированы бывшие советские ГОСТы, СанПиНы, Директивы ЕС, европейские и мировые стандарты, а также технические регламенты разработанные в странах СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза и конечно Кыргызской Республики.

Прежде всего приведен действующую классификация исследуемой продукции (табл.1.) и определения видов продукции.

соки, нектары, сокосодержащие напитки из фруктов и (или) овощей

Соки могут быть классифицированы по разным признакам. В соответствии с требованиями стандарта CodexStan 247-2005 «Общий стандарт для фруктовых соков и нектаров»:

Фруктовый сок - это несброженная, но способная к брожению жидкость, полученная из съедобной части неиспорченных, находящихся в соответствующей степени зрелости, свежих фруктов или из фруктов, поддерживаемых в неповрежденном состоянии при помощи соответствующих обработок.

Технический регламент Таможенного Союза 023\2011 дает более обширное определение соковой продукции:

сок - жидкий пищевой продукт, который несбро-жен, способен к брожению, получен из съедобных частей доброкачественных, спелых, свежих или сохраненных свежими либо высушенных фруктов и (или) овощей путем физического воздействия на эти съедобные части и в котором в соответствии с особенностями способа его получения сохранены характерные для сока из одноименных фруктов и (или) овощей пищевая ценность, физико-химические и органолептические свойства. Сок может быть осветленным. В сок могут быть добавлены концентрированные натуральные ароматообра-зующие фруктовые вещества и (или) концент-

рированные натуральные ароматообразующие овощные вещества, фруктовая и (или) овощная мякоть, и (или) фруктовое и (или) овощное пюре (в том числе концентрированное - для восстановленного сока), и (или) клетки цитрусовых фруктов, произведенные из одноименных фруктов и (или) овощей путем физического воздействия на них. Смешанный сок производят путем смешивания двух и более различных соков или соков и фруктовых и (или) овощных пюре. Консервирование сока может быть осуществлено только с использованием физических способов, за исключением обработки ионизирующим излучением.

Соки в зависимости от способов их производства и обработки фруктов и (или) овощей бывают следующих видов: сок прямого отжима; свежеот-жатый сок; восстановленный сок; диффузионный сок .

В настоящем исследовании приведена классификация соков, наиболее часто производимых на территории КР, экспортируемых в Казахстан и Россию - сока яблочного, абрикосового и томатного.

Данные виды соков занимают лидирующее место в шкале потребительских предпочтений в Казахстане, России и кыргызские изготовители производят главным образом соки, относящиеся к категории NFC (notfromconcentrate - «не из концентрата» - соки произведенные непосредственно путем прямого отжима фруктов).

2. Бутилированные воды

Международная ассоциация бутилированной воды (IBWA) дает такое следующее определение бутилированной воды: «Вода считается бутилированной, если она соответствует государственным стандартам, гигиеническим требованиям к питьевой воде, помещена в гигиенический контейнер и продается для потребления человеком. При этом она не должна содержать подсластителей или добавок искусственного происхожденя; ароматизаторы, экс-

техническое регулирование оборота Бутылировлнных минеральных вод, безалкогольных

Таблица 1 - исследуемой продукции

№ Наименование Классификатор ТН ВЭД

1 Соки, нектары, сокосодержащие напитки из фруктов и (или) овощей 2009

3. Бутилированная продукция (питьевые воды) 2201

4. Минеральные воды и безалкогольные напитки 2202

тракты и эссенции естественного происхождения могут быть добавлены к бутилированной воде в количестве, не превышающем одного весового процента; если же вода содержит больший процент добавок, то она относится к безалкогольным напиткам».

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики, бутилированная вода может быть газированной (естественно и искусственно газированная) или негазированной.

Кроме того по ионно-солевому (минеральному) составу бутилированную воду подразделяют на следующую классификацию.

Вода природная-подземная вода опреде-ленного места происхождения со стабильными органолептическими, физико-химическими и микробиологическими показателями, которая имеет природное происхождение без обработки в общественной водопроводной системе; защищена в месте происхождения от техногенных и климатических процессов, способных повлиять на органолептические, физико-химические и микробиологические свойства воды; в процессе ее сбора обеспечиваются исходная микробиологическая чистота и сохранность важных химических компонентов, существующих при происхождении; без дополнительной обработки, обеспечивается ее постоянная пригодность для потребления человеком в качестве пищевого продукта в соответствии с утвержденными гигиеническими требованиями.

Природная вода подразделяется на:

1) природные питьевые воды (без ограничений к применению) - подземная вода с минерализацией до 1 г/л, а также содержанием микроэлементов и других компонентов в количествах, не превышающих бальнеологические нормы. Природные питьевые воды по общей минерализации и содержанию микроэлементов разделяются на первую и высшую категории качества.

2) природные минеральные воды (специального назначения) - подземная вода с минерализацией выше 1 г/л или с меньшей минерализацией при наличии биологически активных компонентов в количествах не ниже бальнеологических норм для минеральных вод, благодаря которым эта вода оказывает на организм человека лечебное воздействие;

А) вода минеральная лечебно-столовая - подземная вода с минерализацией от 1 до 10 г/л или с меньшей минерализацией при наличии биологически активных компонентов в количествах не ниже бальнеологических норм для минеральных вод;

Б) вода минеральная лечебная - подземная во-

дас минерализацией от 10 до 15 г/л или с меньшей минерализацией при наличии в ней повышенных количеств мышьяка, бора и некоторых других биологически активных компонентов;

Помимо этого существуют воды питьевые столовые (приготовленная) - вода из систем центрального водоснабжения или подземнаяво-да, прошедшая технологическую подготовку для обеспечения безопасности и улучшения вкусовых качеств. Столовые воды могут быть смесью двух или более природных минеральных вод, смесью морской, соленой озерной воды, рапы и пресной питьевой воды с конечной общей минерализацией от 1 г/л до 2 г/л.

Вода столовая искусственно-минерализованная

- питьевая вода с добавлением минеральных солей до общей минерализации от 1 г/л до 2 г/л.

Вид упаковки, маркировки, знаки и пр.

Согласно исследованиям в рамках данного проекта наиболее популярным видом упаковки для соков всех видов является тетрапакет: большинство производителей соков представляют свою продукцию в этой упаковке. Анализ присутствия этого вида упаковки на рынке показал, что лидирующим видом тетра пакета является упаковка с крышкой «винт».

Доля импортируемого из Кыргызстана сока, представленного на момент наблюдения в торговых точках, на 70 %-в тетрапакетах с крышкой винт, остальная часть в стеклянных банках (производители - компания «Десерт», «Токмакплодоовощ» продают в трехлитровых банках) или стеклянных бутылках (компания «Кооппромсервис», производящая соки на казахском рынке.

Супермаркеты и минимаркеты предпочитают работать с тетрапакетами и значительно меньше

- со стеклянными банками советского образца.

Организацией, объединяющей большинство плодоовощных предприятий Кыргызстана на сегодня является Ассоциация предприятий пищевой промышленности Кыргызстана (далее-АППК), целью которой является развитие отрасли переработки фруктов и овощей и предприятий, посредством создания благоприятной бизнес среды и развития рынка.

При поддержке международных организаций разработаны отраслевая Стратегия развития плодоовощной отрасли Кыргызстан и Стратегия развития АППК. По мере роста количества предприятий, выпускающих продукцию под единым брэндом, а так же по мере роста объемов продаж данной продукции происходит постепенный переход предприятий к прямым поставкам продукции в крупные

розничные магазины и торговые сети. В частности, по оценкам Исполнительной дирекции АППК уже более 60% продукции под брэндом «Вкус Солнца» реализуется через торговую сеть «Народный». В Стратегии развития Ассоциации АППК в числе ряда других вопросов отражена необходимость дальнейшего продвижения и реализации программы развития брэнда «Вкус Солнца».

Большая часть бутилированной воды, которая находится в обращении на территории Кыргызстана, реализуются в пластиковых бутылках (бутыли) различных объемов. В Кыргызстане бутилирован-ная воданы рынке представлена в бутылках емкостью 0.5 литра, 1 литра, 1.5 литра, 5 литров и 19 литров, которые представлены в основном следующими компаниями, таких как ЗАО «Шоро», ОсОО «Артезиан», ОсОО «Ак-Бата», ОАО «Келечек», ОсОО «Барбулак Минерал» и ЗАО «Кока-Кола Бишкек Ботлерс». Эти компании в совокупности контролируют около 80% рынка бутилированной воды в КР и эти же компании являются основными экспортерами бутилированной воды.

Ведущими компаниями отрасли в 2010 году образована Ассоциация производителей воды Кыргызской Республики, основными целями и задачами которой являются:

- координация деятельности членов Ассоциации в области развития и защиты деятельности по добыче, производству, поставке, реализации воды;

- содействие созданию и реализации эффективной системы саморегулирования в области добычи, производства, поставки, реализации воды;

- оказание организационной, правовой, методической и консультационной поддержки членам Ассоциации;

- привлечение и направление финансовых средств на развитие деятельности Ассоциации и членов Ассоциации;

- установление и поддержание международных связей и прямых контактов по вопросам деятельности по добыче, производству, поставке, реализации воды на территории Кыргызской Республики и за ее пределами;

- изучение и распространение отечественного и международного опыта в области добычи, производства, поставки, реализации воды;

- разработка и внедрение принципов, правил и кодексов профессиональной деятельности в области добычи, производства, поставки, реализации воды, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики;

- способствование соблюдению законодательства Кыргызской Республики в области добычи, производства, поставки, реализации воды, а также принятых Ассоциацией принципов, правил и кодексов профессиональной деятельности в этой области;

- представление и защита прав и законных интересов членов Ассоциации в государственных,

общественных, судебных и иных органах Кыргызской Республики и за ее пределами.

- представление и защита прав и законных интересов физических и юридических лиц от фактов ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции в области добычи, производства, поставки, реализации воды.

В Ассоциацию входят такие компании как: ЗАО «Шоро», ОАО «Келечек», ОАО «Нур», ОсОО «Ак Бата», ОсОО «Аквамастер», ОсОО «Барбулак Минерал», ОсОО «Эколайф», ОсОО «Топ ночь дис-трибьюшн», ЗАО «Кока-Кола Бишкек Боттлерс», ОсОО «Абдыш Ата».

К сожалению техническим комитетам по стандартизации ТК2, ТК16, ТК18 приходится уговаривать ассоциацию и отдельных производителей сотрудничать с медиками - учеными и практиками в области гигиены питания, хотя они сами должны заказывать разработку нормативных документов, маркетинговых анализов, опросов. Даже опубликованную нами мнографию «Бутылированые воды Кыргызстана: ресурсы, качество, потребность и потребление» многие фирмы производители не захотели приобретать.

Так что разработка ТР осуществлялась почти целиком на гранты Германского фонда содействию развитию GT.

По состоянию на 1 августа 2013 года принято 43 технических регламента Кыргызской Республики, из них на пищевую продукцию -16 ТР. Информацию для заинтересованных лиц по техническим регламентам и оценке соответствия можно получить на сайте www.mineconom.kg в разделе «Техническое регулирование и метрология».

По исследуемой номенклатуре пищевых продуктов в Кыргызской Республике приняты следующие технические регламенты:

Закон КР Технический регламент «О безопасности бутилированных природных минеральных, природных питьевых и столовых вод» от 6 апреля 2011 года № 139 (Закон вступил в силу 12 октября 2011года);

- Технический регламент "О безопасности соков, нектаров и сокосодержащих напитков из фруктов и (или) овощей", утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 апреля 2011 года N 172 (вступил в силу 12 октября

2011 года);

- Технический регламент «О безопасности безалкогольных напитков», утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 июля 2012 года №474 (вступил в силу 13 декабря

2012 года).

- Закон КР Технический регламент "О маркировке пищевых продуктов" от 30 мая 2013 года N 86 (Закон вступает в силу 7 июня 2014 года);

- Закон КР Технический регламент "Гигиена производства пищевых продуктов" от 1 июня

2013 года N 88 (Закон вступает в силу 11 июня 2014года);

Кроме того, в настоящее время в связи с инс-туциональными изменениями соответствующих государственных органов и принятием Таможенным союзом новых требований к пищевым продуктам, Правительством КР инициирован отзыв проекта технического регламента "Требования к безопасности пищевых продуктов" для доработки, который находился на рассмотрении Жогорку Кенеша КР. Проекты технических регламентов: "О безопасности упаковок" и "О безопасности пищевых добавок" находятся на стадии подготовки документов для согласования с министерствами.

Отсутствие принятых базовых технических регламентов в сфере обеспечения безопасности пищевой продукции, безопасности упаковки и безопасности пищевых добавок не позволяет избежать правовых коллизий когда в технических регламентах на соки, продукцию бутилированную и напитки безалкогольные:

- даны отсылочные нормы на не принятые в КР технические регламенты. Так, в ТР о безопасности соков имеются отсылочные нормы на ТР в области безопасности упаковок (глава 2, часть12), в области безопасности пищевых добавок (глава 2, часть 46, 50), в области безопасности пищевой продукции (глава 2, часть 100);

- одни и те же параметры и требования могут оказаться различными, иметь множественные повторы одних и тех же требований в разных технических регламентах;

- отсутствует единый подход в оценке соответствия пищевой продукции, к правилам идентификации пищевых продуктов.

В данной ситуации не соблюдается принцип нормативной совместимости, между правовыми документами, в т.ч. и Законом «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике», а также, в виду отсутствия единых правил, затрудняет реализацию технических регламентов для предпринимателей и органов по оценки соответствия.

В отношении вышеназванных технических регламентов стоит отметить следующее.

1. Проведен сравнительный анализ ТР КР "О безопасности соков, нектаров и сокосодержащих напитков из фруктов и (или) овощей" и отдельных норм международного стандарта Комиссии CodexAlimentarius CODEX STAN 247-2005 «Единый стандарт на фруктовые соки и нектары».

Данные анализа показывают, что: - в ТР не проработана международная практика по применению пестицидов и не установлены требования к контролю остаточных количеств всех использованных пестицидов для концентрированных соков, которые используются для изготовления восстановленных соков. Международный стандарт CODEX STAN 247-2005 и другие нормативные документы Комиссии Codex Alimentäres ограничивают применение пестицидов (напр., одного из самых распространенных - тиабендазола), устанавливая не только

нормы по их допустимым остаточным количествам, но и поддерживая списки запрещенных химических средств обработки растений. Аналогичные нормы, построенные по принципу создания и поддержания списков запрещенных и разрешенных пестицидов, применяются в Европейском союзе. Так, например, своим последним решением от 18 января 2009 г. Европейский парламент запретил 22 пестицида, которые обладают канцерогенным и мутагенным действием.

- ТР в отличие от международного стандарта CODEX STAN 247-2005 и европейских региональных документов включает пропиленгликоль в перечень разрешенных технологических средств. Следует отметить, что в процессе производства соков и соковой продукции отсутствуют какие-либо основания для использования пропиленгликоля в качестве технологического средства.

- Негативным отличием от международного стандарта Комиссии Codex Alimentäres CODEX STAN 247-2005 является отсутствие в ТР одного из главных показателей производства и обращения соковой продукции - подлинности соков и соковой продукции.

- в ТР отсутствуют требования к организации производства (изготовления) свежеотжатых соков. Указанный недостаток не позволяет подтвердить уверенность в том, что рассматриваемый вид соков - свежеотжатые соки, а именно их гигиенический статус не будет представлять угрозу здоровью потребителей. Следует отметить, что действие международного стандарта CODEX STAN 247-2005, а также Директивы Совета Европы от 20.12.2001 г. № 2001/112/ЕС «О фруктовых соках и определенных однородных продуктах для питания человека» и Директивы Еврокомиссии от 14.08.2009 г. № 2009/106/ЕС «Об изменении Директивы Совета Европы от 20.12.2001 г. № 2001/112/ЕС «О фруктовых соках и определенных однородных продуктах для питания человека» распространяются на все виды соков.

- Отмечены несоответствия ТР требованиям маркировки продукции в части размера используемого шрифта для указания отличительных признаков продукции (напр., «восстановленный», «объемная доля сока» и др.).

2. Проведен сравнительный анализ требований Технического регламента КР"О безопасности бути-лированных природных минеральных, природных питьевых и питьевых столовых вод" с требованиями директив ЕС, нормативов IBWA и норм международных стандартов Комиссии CodexAlimentarius на воду (Таблица 2, Приложение 1).

В техническом регламенте "О безопасности бутилированных природных минеральных, природных питьевых и питьевых столовых вод" установлены:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) обязательные требования к бутилированным природным минеральным, природным питьевым и столовым водам, находящимся в обращении на

территории Кыргызской Республики;

б) обязательные требования к процессам производства, маркировки, хранения, перевозки и реализации бутилированных вод;

в) оценка соответствия бутилированной воды требованиям, установленным техническим регламентом.

По итогам анализа было выявлено следующее.

1) Техническим регламентом предусмотрены разделение бутилированной воды на первую и высшую категории, что противоречит Директивам 2003/40/ЕС, 2009/54/ЕС, стандарту Codexalimentarius 108/1981 и Нормативу IBWA;

2) исходя из предусмотренной ТР категорий-ности бутилированной воды идут расхождения и по предельно-допустимой концентрации показателей безопасности;

3) Выявлены несоответствия ТР международным требованиям в части маркировки продукции.

С целью устранения указанных несоответствий рабочей группой при Министерстве экономики КР инициирован проект постановления по внесению изменений и дополнений в данный регламент.

В свое время эксперты ЕС и международной ассоцииации производктелей бутылированных вод отметили ряд преимуществ нашего проекта по сравнению с Техническими регламентами по бутилированной (упакованной), действующих в других странах СНГ [13,14]. Поэтому ТР КР «О безопасности бутилированных природных минеральных, природных питьевых и столовых вод», «Мед и продукты пчеловодства» приняты за основу при разработке ТР ЕврАзЭС «О безопасности бутилированных вод», «Мед и продукты пчеловодства» [15]. Проф.Белов Г.В. возглавил рабочую группу интеграционного комитета ЕврАзЭС по разработке ТР ЕврАзЭС «О безопасности бутилированных вод». Разработанный Технический Регламент был выставлен в интернете для общественного обсуждения летом 2011 г. . Срок принятия ТР на Межгоссовете ЕврАзЭС был определен на декабрь 2011 г. Затем после вступления России в ВТО, окончания полномочий ЕврАзЭС и решения о создании на его базе экономического союза утверждение данного Технического регламента, как впрочем и многих других отложено до принятия общего политического решения по техническому обеспечению Таможенного союза и ЕЭС.

Мы в Техническом комитета по стандартизации ТК16 - «Экологическая безопасность питьевой воды и процессов водообеспечения» - (председатель профессор Белов Г.В.) разработали дополнения и изменения в ТР КР "О безопасности бутилированных природных минеральных, природных питьевых и питьевых столовых вод". Однако в связи со вступлением Кыргызста в Еавразийский экономический союз, утоверждение новой редакции ТР отложено.

В настоящее время подготовлен проект ТР

Евразийской экономической комиссии «О безопасности питьевой воды, расфасованной в емкости» вобравший многие статьи и пункты, разработанного под руководством проф. Белова ТР ЕврАзЭС. Однако часть пунктов, дающая премущества кыр-гызстанским производелям, соорентированным прежде всего на природные ресурсы, а не технологии очистки воды, в последнем проекте утрачена, не смотря на то, что мы в пиьмах соглосованиях вносили свои предложения.

3. Проведен сравнительный анализ требований Технического регламента КР"О безопасности безалкогольных напитков" с требованиями ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

несколько важных аспектов по трансфома-ции тр ЕврАэЕС - таможенный союз - Евразийский экономический союз.

Главами государств-членов ТС 18 ноября 2010 г. подписано Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

В рамках реализации Соглашения Решением КТС от 28 января 2011 гола №526 утвержден Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС. Единый перечень продукции разработан в целях формирования нормативной правовой базы ТС в области технического регулирования и определяет только перечень продукции, для которой разрабатываются технические регламенты ТС.

На территории Таможенного союза в отношении исследуемой номенклатуры пищевых продуктов приняты следующие технические регламенты и санитарные требования ТС:

1) ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (принят Решением КТС от 9 декабря 2011 г. № 880), вступил в силу 1 июля 2013 г.;

2) ТР ТС 022/2011"Пищевая продукция в части ее маркировки" (принят Решением КТС от 9 декабря 2011 г. № 881), вступил в силу 1 июля 2013 г.;

3) ТР ТС 023/2011"Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (принят Решением КТС от 9 декабря 2011 г. № 882), вступил в силу 1 июля 2013 г.;

4) ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. №58), вступил в силу 1 июля 2013 г.

5) ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" (принят Решением КТС от 16 августа 2011 г. № 769) вступил в силу 1 июля 2012 г.;

6) Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (принят Решением КТС от 28 мая 2010 года № 299), вступил в силу 1 января 2012 г..

Тексты вышеуказанных технических регламен-

тов ТС размещены на официальном сайте ТС http:// www.eurasiancommission.org раздел «Технические регламенты»), а Единые санитарные требования ТС раздел «Санитарные меры».

В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в РБ, РК и РФ (пункт 3 статьи 5) со дня вступления в силу технических регламентов ТС на территориях государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами Сторон, не применяются. Это означает, что обязательные нормативные требования к соковой продукции для наших экспортеров будут устанавливаться исключительно в рамках принятых вышеназванных ТР ТС.

Касательно бутилированной воды означает, что обязательные нормативные требования к бу-тилированной воде для наших экспортеров будут в рамках принятых вышеназванных ТР и единых санитарно-гигиеническх правил ТС, а также при прохождении свидетельства о государственной регистрации и требованиями национального законодательства (ТР) стран ТС.

В технических регламентах ТС устанавливаются также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия продукции обязательным требованиям. В целях выполнения требований технических регламентов ТС Комиссия ТС утверждает перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств-членов ТС, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента ТС. Продукция, прошедшая установленные техническими регламентами ТС процедуры оценки соответствия, маркируется Единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС, являющимся условием ее допуска и оборота на рынках государств-членов ТС.

Проведеннык в рамках данного исследования

сравнительные анализы требований к исследуемой номенклатуре пищевых продуктов, установленные законодательствами Кыргызской Республики и Таможенного союза, показывают на необходимость их дальнейщей доработки, в которых кыргызская сторона должна принимать активное участие как это было в 2008-2011 годах в целях безбарьерного использования своей бутылирпованной продукции.

Список литературы:

1. Статистика Кыргызстана / stat. kg

2. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 12 января 2006 года № 11 «О Программе разработки первоочередных технических регламентов на 2006-2007 годы».

3. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 24.08.07 г. № 364 «О Программе разработки технических регламентов на 2007-2009 годы».

4. Council Directive of3 november 1998 relating to quality ofwater intendedfor human consumption. DirectiveEEC 98/83/ЕС.

5. Кодекс международных норм и правил Основные принципы пищевой гигиены. САС/RCP 1-1969. Rev. 2-1985.

6. Директива 2009/54/ЕСЕвропейского парламента и совета от 18 июня 2009 по эксплуатации и маркетингу природных минеральных вод

7. Стандарт кодекса на природные минеральные воды. CODEXSTAN108-1981

8. Общий стандарт для бутылированных/упакованных питьевых вод (отличных от минеральных вод) CODEXSTAN 227-2001

9. Кодекс по гигиенической практике для бутылированных /упакованных питьевых вод. САС/RCP 48-2001

10. График разработки первоочередных технических регламентов Евразийского экономического сообщества / Утвержден Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (науровне глав правительств) от 11 декабря 2009 года №473.

Сведения об авторах:

Жыргалбек Орозбекович Касымбеков - к.м.н., ведущий научный сотрудник Научно-производственного объеднения «Профилактическая медицина», моб.0771401401

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.