УДК 613.38
РИСКИ БЕЗОПАСНОСТИ КАЧЕСТВА БУТЫЛИРОВАННЫХ ВОД И МЕРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИХ ОБОРОТА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕАЭС
Касымбеков Ж.О.1, Белов Г.В.2, Ажиматова М.Р.3, Иванова О.К.4 1ММУ, 2Институт медицинских проблем Южного филиала НАНЕ, 3КРСУ, 4КНИИКиВЛ
Резюме: Оценено соответствие бутылированных вод, производимых в Кыргызстане, действующему технического регламента КР и предлагаемого ТР ЕАЭС «О маркировке пищевых продуктов» и их конкурентоспособность на рынке ЕАЭС и в дальнем зарубежье.
Ключевые слова: технический регламент, бутылированные воды, охрана географических наименований.
Кыргыз Республикасында жана ЕАЭСда ботолколонгон суулардын коопсуздук сапатынын то-обокелдиктери жана аларды жYГYртYYДо техникалык жонго салуу иш- чаралары.
Касымбеков Ж.О., Белов Г.В., Ажиматова М.Р., Иванова О.К
Корутунду: Кыргызстанда eндYPYлгeн бетелкелонгон суулардын шайкештигин баалоо КРнын учурдагы тегникалык регламенти жана ЕАББнын ТРи сунуштаган "Тамак-ашты этикеткалоо" жана алардын ЕАББ де жана чет олколордо рыноктогу атандашуу жондомдуулугу.
Негизги сездер: техникалык регламент, бетелкелонгон суулар, eлкeбYздогу кeрсeткYчтeрдY коргоо.
Risks for the safety of quality of bottled water and measures of technical regulation of their turnover in the Kyrgyz Republic and the Eurasian Economic Union
Kasymbekov Zh.O., Belov GV, Azhimatova MR, Ivanova O.K.
MMU, Institute of Medical Problems of the Southern Branch of NANA, KRSU, KNIIKiVL
Abstact. The authors assessed the compliance of bottled waters produced in Kyrgyzstan, the current technical regulations of the Kyrgyz Republic and the proposed TR of the Eurasian Economic Union "On labeling food products" and their competitiveness in the market of the Unified Energy System and in the far abroad.
Keywords: technical regulations, bottled waters, protection of geographical names.
Промышленный розлив питьевых и минеральных вод мог бы быть прибыльной экспорториенти-рованной отраслью промышленности для Кыргызстана. Его водные ресурсы питьевого назначения просто баснословны. Однако рынок бутылированных вод требует тщательного обоснования преимуществ нашей продукции, что она безопасна и уникальна. Так получилось, что технический регламент Кыргызской Республики на бутилированные воды [12], прошедший международную экспертизу был принят за основу при разработке ТР ЕврАзЭС (ТС, ЕЭС) на этот вид продукции [6].
Целью данного исследования явился оценка соответствия качества бутылированных вод, производимых в Кыргызстане, нормативным документам КР и ЕЭС, к разработке которых мы имели непосредственное отношение.
Материал и методы исследования
Проведены закупки бутылированных минеральных и питьевых вод в разных регионах Кыргызстана. Проведена экспертная оценка их соответствия действующим нормативным документам КР и вводимым в ЕАЭС.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате полевых исследований были выявлены 11 рисков потери качества бутылированных вод:
1. Риск связанный с неправильным выбором водоисточника
2. Риск сезонных изменений качества питьевой воды.
3. Риск фальсификация происхождения воды.
4. Несоблюдение режима в зоне санитарной охраны водопунктов или вообще отсутствие таковых.
5. Фальсификации воды во время перевозки от месторождения к месту производства.
6. Загрязнение воды при перевозке к месту розлива.
7. Риск загрязнение воды в накопительных емкостях, трубопроводах и других производственных оборудовании.
8. Риск изменения состава воды во время производства.
9. Использование некондиционной упаковки.
ДВ^1уИ^ИИ1М ГОПРОФИЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ
10. Риск потери качества при хранении готовой продукции.
11. Риск нарушения утилизации продукции.
Данные за десятилетний период до 2014 года были просчитаны, проиллюстрированы и опубликованы в ряде журнальных статей [2, 5], в диссертации [1] и монографии [4 ]. В последние годы мы продолжили мониторинг оборота производимых и импортируемых бутылированных вод. Если в плане безопасности бутылированной продукции имеется положительная динамика, то в плане защиты прав потребителей появляются все новые и новые факты нарушений принятых законов и технических регламентов.
Технические регламенты по закону КР «Об основах технического регулирований в КР», а он является модульным для всех стран СНГ, и вообще государств членов ВТО, регулируют вопросы безопасности продукции для здоровья и жизни человека, и охраны окружающей среды, а также защиты прав потребителя [10].
В проекте ТР «О безопасности питьевой воды, расфасованной в емкости, включая минеральную» в отличие от КМС 252:2005 и ТР КР «О безопасности бутылированных... вод» не регулируются вопросы контроля качества воды при перевозке от месторождения к заводу производителю. Опыт показывал, что на этом этапе оборота продукции существуют реальные риски загрязнения воды или подмены ее более доступной. В КМС 252:2005 ограничен километраж перевозки воды, в ТР КР предусмотрен периодический анализ воды из транспортных цистерн в производственных лабораториях (приложение №6). Когда Кыргызстан был ответственной стороной за разработку ТР ЕврАзЭС «О безопасности бутылированных вод», по этому вопросу был согласован наш вариант контроля с небольшими изменениями. Когда разработка перешла к Российской стороне уже в качестве ТР Таможенного союза, в который Кыргызстан не входил, эти пункты из ТР исчезли. Каждая страна защищает своих производителей, а в России действует в некоторых регионах, в частности на Алтае, перевозка минеральной воды в железнодорожных цистернах, и введение этих пунктов поставила бы крест на этой практике. Отсутствие пунктов о контроле воды при перевозке автомобильными и железнодорожными цистернами повышает риск потери качества на данном этапе.
Кроме того это ограничивает экспортные возможности бутылированных вод из Кыргызстана. Дело в том, что наш ТР прошел экспертизу у международных экспертов ФАО. Европейские Директивы допускают перевозку воды от месторождения в исключительных случаях в тех странах, где это осуществлялось ранее, мы использовали возможность этих исключений при условиях обеспечения соответствующего контроля [7]. Перед разработчиками ТР ЕАЭС изначально не ставят вопрос максимальной гармонизации с европейскими стандартами, продукция прежде всего должна насытить рынок ЕАЭС, конкретно России и Казахстана. Экспортные амбиции кроме нас имеют только Белоруссия, так как близко расположена к европейскому рынку.
В проекте ТР ЕАЭС нет понятия вода определенного географического происхождения. Мы в своих статьях о классификации бутылированных вод предлагали разграничивать воды на природные (определенного географического происхождения) и на подготовленные (без определенного географического происхождения). Это могло повысить конкурентоспособность отечественной бутылированной продукции, так как Кыргызстан имеет богатые ресурсы природных питьевых и минеральных вод. Природные питьевые бутылированные воды ценятся выше очищенных, имеется целый ряд брендовых французских вод относящихся к премиум-классу имеющих цену примерно в 5 раз выше, чем подготовленные воды Бон-Аква, Аква минерале и другие. Имеется Мадридское межправительственное соглашение и модульные законы стран ВТО «Об охране наименований мест происхождения товаров» [9]. С учетом этого закона и Директив Евросоюза разработана глава «Маркировка» в КМС 252:2005, ТР КР «О безопасности бутылированных ... вод» и отдельные ТР «О маркировке пищевых продуктов» [8]. Мы в начале двухтысячных годов совместно с отделом товарных знаков Кыргызпатента и Кыргызстандартом неоднократно поводили семинары с производителями бутылированных вод о выборе наименований воды, и добились понимания в данном вопросе. Например, прекратился выпуск воды «Иссык-Куль» из скважины г. Бишкека.
Отрадно, что в Кыргызстане стали выпускать минеральную воду премиум-класса - это лечебно-столовая вода Кара-Шоро фирмы Келечек. Согласно КМС 252:2005 она является средне-минерализованной гидрокарбонатно-хлоридной натриевой железистой естественно газированной углекислотой. Её лечебные свойства доказаны многолетними исследованиями КНИИКиВЛ. Стоимость 0,5 литровой бутылки 40 сомов, что выше других вод этой емкости в 2-3 раза.
Однако следом появилась питьевая вода под названием «Кара-Шоро» ОсОО «Качыралы» тоже из Узгенского района (рис.).
Она безопасная, имеет право розливаться, но только под другим названием, так как нарушает требования кыргызских и международных нормативных документов. А именно «Торговое название не должно вводить потребителя в заблуждение относительно природы происхождения и свойств данной минеральной воды». Мы обращаем на это внимание по собственной инициативе, в Кыргызстане нет государственной структуры контролирующей подобные нарушения прав потребителей.
Рис.1 - Этикетки минеральной лечебно-столовой воды Кара-Шоро фирмы Келечек (оригинал)
и ее подделки ОсОО «Качыралы».
Это маленький пример подмены одного продукта другим. Однако игнорирование в нормативных документах принципа охраны мест происхождения товаров приводит к супермассштабным нарушениям прав потребителей. Примером является деятельность концерна «Вим-Биль-Дан», выпускающего бутылированные воды на десятки миллиардов долларов. Источники Ессентуки-17, Ессентуки-4 и Ессентуки-20 располагаются в парке города Ессентуки на расстоянии 300 м друг от друга, здесь же у парка расположен старый завод по розливу вод. Воду добывают в районе за городом, имеются новые скважины 47, 49, 49 Э. Воду из них называют Ессентуки !7 (скважина 47), Ессентуки 4 (скважина 49). Месторасположение скважины лет 10 назад указывали, теперь пишут адрес офиса ул. Калинина. Используют бренд фирмы «Старый завод», также на этикетках используют обманчивые слоганы типа «Любимый бювет», чтобы скрыть истинное происхождение воды. Ссылаются производители на заключение гидрогеологов, что хотя скважины находятся на расстоянии в несколько километров от парка Ессентуков, но они питаются из одного водоносного горизонта. Мы, когда Кыргызская сторона была ответственной за разработку ТР ЕврАзЭС, выступали против этих нарушений. В Бишкек прилетала директор «Вим-Биль-Дан» по качеству вместе с заведующей испытательной лабораторией РНЦ восстановительной медицины и курортологии, но мы не отступили от своей позиции. Вопрос решился по другому: ЕврАзЭС сгинула в лету, вместо ТР ЕврАзЭС стали разрабатывать ТР ТС (ЕАЭС) «О безопасности питьевой воды, разлитой в емкости, включая минеральную», ответственной стороной стала Россия. Мы думали, что в общих интересах принять быстрее новый ТР, но прошло 6 лет со времени завершения нашей работы над ТР ЕврАзЭС, а ТР ЕАЭС до сих пор не принят, остаются не согласованные позиции. Подготовленные нами в 2013 году Дополнения и изменения в ТР КР «О безопасности бутилированных ... вод» не приняты Правительством из-за ожидаемого скорого введения аналогичного ТР ЕАЭС. Мы считаем, что надо оставить действующим ТР КР (с подготовленными дополнениями и изменениями) для местного потребления и экспорта вне стран ЕАЭС.
Список литературы:
1. Ажиматова М.Р. Гигиеническая оценка качества бутылированных вод в Кыргызстане. Авторф. Дис. Канд. Мед. Бишкек, 2015.
2. Белов Г.В. Анализ регулятивного воздействия к проекту Закона Кыргызской Республики Технический регламент «О безопасности бутилированных природных минеральных, природных питьевых и питьевых столовых вод» статья / / Медицина Кыргызстана. 2009. -№6. - с.61-69
3. Белов Г.В., Алымкулова Н.А. Охрана наименований мест происхождения товаров при производстве природных лечебных средств // Вестник Кыргызпатента, 2001, №2.-С.17-20 4
4. Белов Г.В., Касымбеков Ж.О. Ажиматова М.Р., Касымова Р.О. Бутылированные воды Кыргызстана. Бишкек, 2014. -144 с.
5. БеловГ.В., КасымбековЖ.О., АжиматоваМ.Р., Иванова О.К. Риски потери качества бутылированных вод (на примере предприятий севера Кыргызстана) //Медицина Кыргызстана. 2014.-№3.-С.10-16.
6. График разработки первоочередных технических регламентов Евразийского экономического сообщества /утвержден
МЕДИЦИНА
ГОПРОФИЛЬНЫИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ МЕДИЦИНСКИМ ЖУРНАЛ
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) от 11 декабря 2009 года №473.
7. Директива Совета Европейского союза 2009/54/ЕС о добыче и продаже минеральных вод. Directive 2009/54/EC of the European parliament and of the council of 18 June 2009 on the exploitation and marketing of natural mineral waters
8. Закон КР Технический регламент "О маркировке пищевых продуктов " от 30 мая 2013 года N 86.
9. Закон Кыргызской Республики «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
10. Закон Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике».
11. Технический Регламент Кыргызской Республики «О безопасности бутилированных природных минеральных, природных питьевых и питьевых столовых вод» /Г.В. Белов (руководитель) и члены рабочей группы МЭР КР //Нормативные акты Правительства Кыргызской Республики. 2011. №8, апрель. 26 с.
сведения об авторах:
Касымбеков жаркынбек орозбекович - к.м.н., проректор международного медицинского университета, Бишкек, Кыргызстан;
Белов георгий васильевич - д.м.н., профессор, зав. отделом курортных ресурсов КНИИКиВЛ; Ажиматова Меерим руслановна - к.м.н., старший преподаватель кафедры гигиены Кыргызско-Российского Славянского университета;
иванова ольга Константиновна - заведующая лабораторией гидроминеральных ресурсов Кыргызского НИИ курортологии и восстановительного лечения.