Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #10, 2016
LIB
шши
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И СТРАН ЕАЭС (БЕЗОПАСНОСТЬ БУТЫЛИРОВАННЫХ ВОД И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ)
Касымбеков Жаркынбек Орохзбекович
кандидат мед. наук, с.н.с., Научно-производственное объединение «Профилактическаямедицина» МЗ КР,
Белов Георгий Васильевия
доктор медицинских наук, профессор, Научно-производственное объединение «Профилактическаямедицина» МЗ КР
Проведена сравнительная оценка текстов и приложений Технических регламентов Кыргызской Республики и ЕАЭС. Показано, что некоторые расхождения показателей безопасности определяются климатогеографическими особенности стран, другие расхождения почти убраны. По вопросу определений консенсус сторон ЕАЭС пока не достигнут.
Ключевые слова: технические регламенты, показатели безопасности, бутилированные воды, безалкогольные напитки
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF TECHNICAL REGULATIONS OF THE KYRGYZ REPUBLIC AND EAEC (SAFETY BOTTLED WATER AND SOFT DRINKS)
Kasymbekov J. O.
PhD, Senior Researcher, Scientific and Production Association "Preventive medicine" MOH
Belov Georgii Vasilievich
PhD, MD, professor, Scientific and Production Association "Preventive medicine" MOH
A comparative evaluation of the texts and the application of the Technical Regulations of the Kyrgyz Republic and the EAEC. It has been shown that some of the safety performance differences are determined climatogeographic particular countries, other differences almost removed. Consensus on the definition of the parties have not yet reached the EAEC. Key words: technical regulations, safety performance, bottled water, soft drinks
За годы независимости Кыргызстан с целью развития торгово-экономических отношений и их упрощения стал членом Всемирной Торговой организации (ВТО) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), затем Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что послужило основой постройки такой системы, которая должна привести Кыргызстан к интеграции в глобальный рынок. Обращение товаров внутри них потребовало принятия новых правил. Основополагающим документом для введения новых правил стал Закон Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования». Этот закон модульный, подобные законы существуют во многих странах членах ВТО и ЕврАзЭС, ЕАЭС. Вместо десятков тысяч государственных стандартов (ГОСТ), санитарных норм и правил (СанПиН), строительных норм и правил (СНиП), и других ведомственных нормативных документов предполагалась разработка технических регламентов (ТР), содержащих только обязательные требования к безопасности жизни и здоровья людей.
Несмотря на то, что ТР стран СНГ разрабатывались на основе Европейских стандартов и директив ЕС [1, 2, 3, 4, 5, 6] имеются разночтения между ними, а также ТР ЕврАзЭС (ТС, ЕАЭС) начиная от определений до технических вопросов -критериях, показателях, периодичности, не говоря о постоянном изменении юридической базы.
Вопрос, как повлияет ведение новой нормативной правовой базы в области гигиены питания на жизнь и здоровье жителей Кыргызстана, требует детального научного изучения.
Целью исследования является сравнительная оценка принимаемых технических регламентов Кыргызской Республики, ЕврАзЭС (ЕАЭС) в области пищевой промышленности.
Для регулирования оборота бутылированных вод и безалкогольных напитков в Кыргызстане действовал ряд нормативных правовых документов. Это стандарты СССР [7, 8], потом стандарты России [9, 10], национальные стандарты Кыргызской Республики [11, 12], СанПиНы [13, 14, 15, 16, 17]. Затем страны СНГ разработали национальные Технические Регламенты [17,18, 19, 20, 21]. В связи с образованием Таможенного Союза (ТС) и ЕАЭС стали разрабатываться общие ТР, обязательные для всех членов этих объединений.
Кыргызская сторона была ответственной за разработку ТР ЕврАзЭС «О безопасности бутылированных вод», мы возглавляли рабочую группу по разработке данного ТР Ев-рАзЭС [22]. В результате 7 заседаний рабочей группы в Москве, и длительного обмена письмами в октябре 2011был согласован между сторонами и выставлен для общественного обсуждения проект ТР ЕврАзЭС «О безопасности бутыли-рованных вод». Но через месяц Россия вошла в ВТО и было принято решение о роспуске ЕврАзЭС. ТР оказался мертворожденным. Затем несколько лет действовал таможенный союз, куда Кыргызстан не вошел. Естественно Кыргызстан не принимал участия в разработке нового ТР, который назвали «О безопасности питьевой воды, расфасованной в емкости». Данный ТР планировался к утверждению в 2013 году, однако он до сих пор находится в стадии согласования. До сих пор Россия не выработала консолидированного мнения по законопроекту.
Первый спорный вопрос возник о термине бутылиро-ванная вода. В проекте ТР ЕАЭС используется термин вода, упакованная в емкости. В свое время при голосовании сторон рабочей группы ЕврАзЭС приоритет оказался на термине бутылированная вода.
Реально 99% вод разливается в бутылки и бутыли (последние емкостью 5 литров, 3 и 5галл). Мы не имеем достоверных данных по розливу воды в алюминиевые банки, те-
© Касымбеков Ж. О., Белов Г. В., 2016
29
ии
ШДЖЭИ Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #10, 2016
трапакеты и емкости из других материалов в странах СНГ, хотя анализ международных источников свидетельствует, что их доля на мировом рынке не превышает 1%.
Надо сказать, что корпорация Tetra Pak предлагала водяному рынку картонную упаковку. Специально для розлива негазированной питьевой воды была разработана асептическая упаковка. Но признанию представителей компании Tetra Pak реальных продаж этого вида упаковки пока в мире нет.
В плане исследования безопасности бутылированные воды имеют долговременный опыт применения укупорки в стеклотару - около 200 лет, в РС и РЕТ-бутылки - около 50 лет, по картонной и другим видам упаковки такого опыта нет.
Термин «упакованная в емкости вода» сам по себе не подразумевает герметичность.
Таким образом, термин бутылированная вода (bottled water) является более конкретным и имеет более длительную практику применения, поэтому мы считаем его предпочтительным.
В проекте ТР ЕврАзЭС было дано следующее определение: вода в укупоренной таре различного типа, вида и объема, без обработки или прошедшая обработку в соответствии с требованиями настоящего технического регламента и относящаяся к пищевым продуктам.
Предлагаемое определение бутылированная вода гармонизировано с пунктом 1.3 Определение Кодекса по гигиенической практике для бутылированных / упакованных питьевых вод (отличных от минеральных вод) CAC/RCP 48-2001.
В последнее время в европейских документах наряду с бутылированной водой стал также использоваться термин укупоренная вода, подчеркивающий её герметичность.
Второй спорный вопрос это наличие в проекте ТР ЕАЭС двух типов воды с одинаковыми характеристики:
1. Вода природная питьевая - подземная вода с минерализацией до 1 г/л, а также содержанием микроэлементов и других компонентов в количествах, не превышающих бальнеологические нормы.
2. Столовая природная минеральная вода с минерализацией менее 1 г/л, которая может содержать биологически активные компоненты концентрация которых ниже бальнеологических норм
Для чего же вводится второй тип воды? Если добавить слова минеральная - то можно уменьшить в два раза количество показателей безопасности, и заключение о бальнеологических свойствах воды будут давать курортологи.
А для природной питьевой воды показателей больше, они жестче, заключение дают гигиенисты. Вот два НИИ Минздрава РФ не могут пять лет прийти к консенсусу.
В ТР КР дается гармонизированное с Кодексом Алимен-тариус определение:
вода питьевая столовая (приготовленная) - вода из систем центрального водоснабжения или подземная вода, прошедшая технологическую подготовку для обеспечения безопасности и улучшения вкусовых качеств.
Столовые воды могут быть смесью двух или более природных минеральных вод, смесью морской, соленой озерной воды, рапы и пресной питьевой воды с конечной общей минерализацией от 1 г/л до 2 г/л.
Также сравнение данного технического регламента с аналогичными нормативными документами ТС и ЕАЭС выявило расхождение по некоторым показателям безопас-
ности питьевой воды.
В частности в ТР КР «О безопасности питьевой воды» введены неоправданно жесткие показатели радиоактивности, в частности удельная суммарная а-радиоактивность. Наш технический комитет (ТК16) в свое время предлагал принять величину данного показателя для питьевой и бутылированных вод не более 0,2 Бк/л, как это принято в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях (ЕСЭГТ) ЕврАзЭС. Однако с подачи разработчиков была принята более жесткая норма, якобы способствующая сохранению общественного здоровья. На самом деле это не так.
Только 10% водоисточников Чуйской и Иссык-Кульской области имеют такой уровень а-радиоактивности. Вода городов Бишкек, Кара-Балта, Токмок и близлежащих населенных пунктов имеет уровень а-радиоактивности 0,15-0,25 Бк/л. Это почти 2 миллиона водопользователей. Ежегодно более 200 водопользователей обращаются за анализами воды с целью её использования для розлива в бутылки, производства медицинских препаратов, безалкогольных напитков, пива. Измерение суммарной альфа-, бета-активности в пробах воды в ценах 2010 года стоит 1097 сомов. Все они получают заключение о несоответствии воды. Проводится повторный анализ с выездом специалиста на место и оплатой командировки за 1 сутки. Анализ опять не соответствует. Тогда предлагается провести анализ нуклеоизотопов: Уран,и 234, 238; Радий, Яа226, 228; ЦезийС 134, 137; Стронций, 8г 90; Йод, ] 131; Плутоний, Ри 238, 239; Амерций, Аш 241; Тритий. При этом их предельно допустимые нормы в сто, а то и тысячи больше. Например: цезий допускается до 600, иод до 500, а тритий до 100 Бк/л.
В Кыргызстане анализ изотопов не производится. Заказчики вынуждены обращаться в лабораторию Алматы. Анализ в пересчете на сомы стоит более 50 тысяч, которые достаются другой стране. Плюс транспортные расходы. Затраты на анализы повышают прибавочную стоимость продукции, она становится неконкурентоспособная на внешнем рынке.
Конечно, испытательные лаборатории могут решить вопрос о соответствии воды тому или другому показателю по своему, чуть-чуть сдвинув регулирующие ручки прибора.
В управление технического регулирования Минэкономики поступали просьбы водопользователей, ассоциаций производителей бутылированной воды о пересмотре данной нормы, с которыми мы были согласны, но вопрос пока не решен.
В Кыргызстане большое количество подземных водоисточников, обладающих чистотой и высокой степенью защиты [23]. Для подземных источников необходимо уменьшить общее количество анализов, исключив в нормативных документах ряд показателей. Мы предлагаем исключить для подземных источников питьевой и минеральной воды следующие микробиологические и вирусологические показатели: фекальные стрептококки, сальмонеллы, антиген рото-вируа человека гр. А, антиген вируса гепатита А, Антиген энтеро и поливирусов.
Также для подземных водоисточников не обязательно проведение анализа на некоторые хлорорганические токсические вещества: хлороформ, бромоформ, дибромхлор-метан, бромдихлорметан, четыреххлористый углерод, формальдегид, ди(2-этилгексил)фталат, гексахлорбензол,
30
NAUKI MEDYCZNE I NAUKI O ZDROWIU
ии
Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #10, 2016 Ш11Ж9И
линдан (гамма-гексахлорциклогексан), гептахлор, атразин, симазин.
Для поверхностных вод количество анализов сокращать нельзя.
В Кыргызской Республики выпускается более 10 наименований национальных целебных напитков, относящихся к кисломолочным и зерновым напиткам брожения: бозо, максым, джарма, тан, чалап, актык, аршан и другие. Ряд показателей безопасности этих напитков отличается от европейских стандартов и ТР ТС (ЕАЭС) из-за того, что разработчики ТР по безалкогольным напиткам из Европы и России не учитывали наличие таких напитков на рынке Централно-Азиатских стран.
Выводы и предложения
1. Признание единых документов на уровне ЕАЭС чрезвычайно важно для Кыргызстана. Новые условия позволят кыргызским производителям оформить единый сертификат ЕАЭС и свободно поставлять свою продукцию во все страны Союза. Отпадет необходимость оформлять национальные разрешительные документы для каждой страны в отдельности, что поможет Кыргызстану существенно снизить технические барьеры в торговле.
2. При разработке и согласование ТР ЕАЭС необходимо учитывать климатогеографические особенности стран-членов союза. Кыргызстан должен отстаивать приоритет природного происхождения воды и пищевых продуктов над улучшенными водами и ненатуральными продуктами обогащёнными добавками, ароматизаторами вспомогательными наполнителями и др.
Список литературы:
1. Codex Stan 227-2001; Общий стандарт для бутилированных / упакованных питьевых вод (отличных от минеральных вод)
2. Codex Stan 247-2005 Общий стандарт для фруктовых соков и нектаров
3. Codex standard for natural mineral waters. 108-1981, Rev. 1-1927; Стандарт кодекса на природные минеральные воды
4. Директива Совета Европейского союза 2009/54/ЕС о добыче и продаже минеральных вод.
5. Международный гигиенический кодекс по гигиенической практике для бутилированных / упакованных питьевых вод САС/ RCP 48-2001;
6. Международный гигиенический кодекс по сбору, обработке и маркетингу природных минеральных вод САС/ RCP 33-1985;
7. ГОСТ 13273-88 Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые
8. ГОСТ 28188-89 Напитки безалкогольные. Общие технические условия (включая искусственно-минерализованные воды)
9. ГОСТ Р 54316-2011 Воды минеральные природные питьевые
10. ГОСТ Р 52109 Вода питьевая расфасованная в емкости.
11. КМС 252:2005 Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые.
12. КМС 943:2005 Воды природные питьевые столовые.
13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1116-02".
14. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к предприятиям по переработке и розливу минеральных вод», утверждены Постановлением МЗ РБ от 21.12.2011 № 126.
15. Санитарные правила "Гигиенические требования к производству и качеству питьевых очищенных, минерализованных и природных минеральных вод (СанПиН 2.3.4.009-98)
16. Санитарные правила для предприятий по обработке и розливу питьевых минеральных вод (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 30 июля 1987 г. N 4416-87).
17. СанПиН 2.3.5.021-94 Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли.
18. Федеральный закон - Технический регламент «Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки», Москва, 2009.
19. Федеральный закон - Технический регламент на безалкогольные напитки, включая квас, на природные минеральные воды и их смеси, а также на пищевую продукцию, используемую для приготовления безалкогольных напитков, Москва.
20. Технический регламент Республики Казахстан «Требования к безопасности питьевой воды, расфасованной в емкости», Астана, 2008.
21. ТР КР «О безопасности бутилированных природных минеральных, природных питьевых и столовых вод», принят Законом КР от 6 апреля 2011 года № 139
22. Технический регламент КР «О безопасности безалкогольных напитков», утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 июля 2012 года №474
23. График разработки первоочередных технических регламентов Евразийского экономического сообщества / утвержден Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) от 11 декабря 2009 года №473.
24. Белов Г.В., Касымбеков Ж.О., Ажиматова М.Р., Касымова Р.О. Бутылированные воды Кыргызстана. -Бишкек, 2014. -144 с.
NAUKI MEDYCZNE I NAUKI О ZDROWIU
31