УДК 327.5; 130.2
Р.Р. Тазетдинова ТЕАТРАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДЫ КОНФЛИКТА
В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть театральные аспекты природы конфликта. Автор акцентирует внимание на диалектической функции конфликтного взаимодействия, сознательно отступая от множества способов разрешения конфликтов, доводя логику его сути до эстетико-игровой составляющей.
Ключевые слова: конфликт и противоречие, конфликты «в теле» игры: провоцирующая предметная область; игровая область; сфера межличностных отношений.
R.R.Tazetdinova THEATRICAL ASPECTS OF NATURE OFCONFLICT
In this article the author attempts to consider the theatrical aspects of the nature of the conflict. The author focuses on the dialectical conflict interaction function consciously departing from the many ways to resolve conflicts, bringing logic to its essence aesthetic game component.
Keywords: conflict and contradiction, conflict "in the body" of the game: the provocative subject area; play area; sphere of interpersonal relationships.
Проблема своеобразия театральной сути конфликта представляется очень интересной, ибо обладает, на наш взгляд, как скрытой, так и явной многомерностью игрового происхождения, ставя вопрос, по большому счету, о трансформации сознания как ступени рефлексии или отношения духа в его развитии и проявлении как явления. На сегодня известно более ста формулировок конфликта, главные из которых могут быть сведены к типологии двух групп:
- конфликт как проявление объективных или субъективных противоречий, проявляющихся в борьбе сторон;
- конфликт как радикальный способ разрешения противоречий в столкновении субъектов, не пришедших к консенсусу.
Разные авторы по-разному акцентируют свое внимание в понимании конфликта, делая упор на цели, которые считают превалирующими. Так, один из наиболее востребованных в настоящее время консультантов по организационному развитию и конфликтменеджменту, участник ряда миротворческих проектов по инициативе ЮНЕСКО, Фридрих Глазл, является автором, пожалуй, одного из самых нашумевших трудов в этой сфере. Он представил методики и практики, которые признаются наиболее успешными сегодня.1 Понятно, что видение проблемы доктором политических наук Ф.Глазлом не может совпадать в принципе с мнением на этот счет специалиста конфликтолога или социолога, но тем не менее ценное ядро в его конфликтменеджменте присутствует попыткой, пусть признанной и неудачной, определиться с дефиницией конфликта. Интересно, что свой подход к конфликтам он назвал «социально-экологическим» подходом, подчеркнув тем самым его соответствие социально-научному подходу «social ecology» [1, с.99-102].
Однако нас менее всего интересуют конфликтные констелляции в мезосоциальном формате или конфликтология в контексте диагностики и методологии управления конфликтной ситуацией, хотя сам по себе это вопрос, безусловно, заслуживает пристального внимания. Важнее другое: исследовать проблему с позиций философско-культурологического осмысления театральной природы конфликта, её артистическо-игровую и интеллектуальную направленность.
Как известно, любые противоречия всегда есть столкновение точек зрения, оппозиция неких правил, которым следуют стороны, доказывая несостоятельность точек зрения противоположной стороны. Известно и другое: существует объективная сложность диагностики любого вида конфликта в определении содержательной стороны такой диагностики. Поэтому, прежде чем говорить о неких фазах тактики лечения конфликта, необходимо рассмотреть его стратегическую модель с точки зрения природно-структурного её содержания.
Итак, понятийная схема, характеризующая театральную сущность конфликта должна охватывать следующие основные характеристики: структуру (элементы), признаки, функции и логико-смысловую направленность конфликта.1
1 См.: Глазл, Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта / Ф.Глазл. Пер. с нем. - Калуга: Изд-во «Духовное познание», 2004. - 516с. Его же: Самопомощь в конфликтах. Концепции - упражнения - практические методы: пер. с нем. / Ф. Глазл. - Калуга: Духовное познание, 2000. - 192с.
1 Подчеркнем ещё раз - речь не идет о классификации уровней конфликтующих сторон, особенно о конфликтах между
Всякий конфликт a priori являет собой динамичный процесс, в котором можно выделить несколько этапов: возникновение конфликтной ситуации, причины которой перерастают в инцидент или же в конфликтное взаимодействие, которое может закончиться (не закончиться) своим разрешением. При этом в предметной ситуации выделяется структура конфликта: предмет спора, субъекты, условия протекания конфликта, его масштабность (от семейного до глобального), стратегия и тактика ведения игры (поведения) сторон. Независимо от своей природы конфликт проявляет причины конфликтного взаимодействия, выполняя тем самым диалектическую функцию. Преследуя определенные цели, он может иметь конструктивную или же деструктивную функцию. Способов разрешения конфликтов разработано много: компромисс, сублимация, идеализация, переориентация, уход, коррекция и т.д.
Из экспериментальной психологии известно, что человек лучше и быстрее воспринимает знаки, чем незнаки, из знаков лучше и быстрее - связные, чем бессвязные, из связных лучше и быстрее те, что значимы. Исходя из этой посылки, логично предположить, что в конфликте заложена определенно значимая для человека ценность, которой он не может поступиться, идя на конфронтацию. Весьма примечательно, что и ценностные ориентиры не всегда контролируются волей человека, существуя на уровне архетипа, в результате чего «коллективное бессознательное констеллируется в больших социальных группах», которые в свою очередь способны вылиться в «публичное помешательство, ментальную эпидемию, которая может привести к революции или войне» [2, с.38]. Очевидно, что конфликт может быть рассмотрен агломерацией ассоциаций, т.е. комплексом аффектированных чувств, с которыми человек не в состоянии справиться. Природа чувств тесно связана с физиологическими реакциями: сердечной деятельностью, артериальным давлением, дыханием, состоянием ЖКТ и пр. Другими словами, комплекс укоренен в организме человека довольно прочно и вызывает трудноустранимую эмоциональную сферу, создавая в нас ещё одну личность (образ), которая есть ЭГО-комплекс, эмансипирующий из-под сознания персонификацией собственного «Я».
Итак, можно предположить, что конфликт есть комплекс из автономных ассоциаций, обладающих способностью жить отдельной жизнью от намерений субъекта. Можно сказать и так, что конфликт является некой фрагментарной личностью, способной к существованию по своим правилам. Поэтому, если есть результат дела рук человека, существующий неким продуктом его воображения или интеллекта, то можно говорить об авторском замысле, имея ввиду, что сотворение такого продукта есть та самая фрагментарная личность в «Я» субъекта, есть ЭГО-комплекс, состоящий из правил, есть разрешенный конф-ликт. Получается, что конфликт - это неразрешенные правила, разрешенный конфликт - разрешенные (реализованные) правила. Но что демонстрируют правила? Разумеется, некую игру, которая «всегда существует исключительно в настоящем; ... современна игроку; не производит смысла и во многом зависит от интерпретации субъекта, воспринимающего эту игровую деятельность» [3, с.95]. Что в таком случае признается игрой и всегда ли игра способ разрешения конфликта? Наконец, как соотносятся театральность с игрой и сутью конфликта?
Начнем с того, что попытаемся определить понятия: конфликт и противоречие. Это не возврат к началу статьи, просто конфликтологи как специалисты в области конфликта определяют понятие конфликта более широко - через тип общественных отношений, основанных на столкновении целей и интересов.
Противоречие же - это несовместимость по своей природе двух явлений, которые
культурами или типами культур, исследованием которых в свое время занимался российский социолог, доктор философских наук, профессор Андрей Григорьевич Здравомыслов (См. подробнее: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.:Аспект-Пресс,1995. - 317с.), или наиболее широкой классификации конфликтов англо-германского социолога, философа, политолога и общественного деятеля Ральфа Густова Дарендорфа (См. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Р.Дарендорф. - М.: Университетская книга, 2003. - 528с. Его же. Элементы теории социального конфликта // Социальные исследования. - 1994. - № 5. - С.142-147. и др.). Отдельного разговора заслуживают мотивационные конфликты, в большей мере относящиеся к внутриличностным, психологическим конфликтам, когнитивные моменты которых присутствуют и в межгрупповой деятельной сфере, описываемых в работах Леонида Берковица (Л.Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль. - М.: Изд-во прайм-Еврознак, 2001. - 512с.), М.Дойча, Д.Майерса и др. Из российских ученых можно назвать А.В.Дмитрова, С.В.Баныкину (См. подробнее об этом: Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / под ред. Е.И. Степанова. - М. : УРСС, 2001. - С.373-394.), А.Д.Атояна (См. об этом: Атоян А. Д. Конфликтология: Конспект лекций PDF. Москва: Приор-издат, 2005. - 64с.), М.В.Меткина (См. подробнее: Меткин, М.В. Теоретические и практические аспекты разрешения конфликтов / М.В.Меткин. - СПб, СПбГУ им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, 2009. - 100с.), С.Ланцова (См. об этом: Ланцов, С. Политическая конфликтология / С. Ланцов. - СПб: Изд-во Питер,2008. - 320с.) и др.
«несмотря на то, что являются неотъемлемой частью структуры общества, не обязательно выливаются в конфликт» [4, с.258]. И хотя понятие конфликта часто используется в качестве синонима понятия противоречия, между ними есть и существенное отличие. По мнению упоминаемого нами Р.Дарендорфа, в отличие от всегда отрицательного противоречия конфликт представляет собой «некий уравновешивающий механизм, предотвращающий нестабильность» [там же, с.138]. Более того, противоречие может быть одним из элементов конфликта, но никогда не наоборот, поскольку в нем исключено обязательное присутствие несовместимости. Последнее является обязательным свойством только лишь конфликта.
Но тогда возникает новый вопрос: игра существует в конфликте или конфликт в игре? Возможно то и другое. В игре конфликт создает и поддерживает напряжение, некие познавательные, творческие моменты. В подобной ситуации орудиями формирования конфликта выступают противоречие, инцидент и, говоря языком методологов, конфликтогены. Конфликтогены - это, в первую очередь, слова, действия (либо их отсутствие - Р.Т.), которые могут привести к конфликту. С одной стороны, противоречия в данной ситуации выявляют несовместимость сторон, очерчивая зону неразрешимости. С другой стороны, противоречия способствуют поиску оптимального решения в ситуации парадоксальных логических построений, в дискуссиях и спорах, провоцируя игроков к поиску оптимального, нового знания. Стечением обстоятельств в данном случае, являющихся «поводом для конфликта - признается инцидент» [5]. Какие же конфликты могут возникать «в теле» игры? Их несколько:
1. Провоцирующая предметная область, состоящая из неопределенности, незавершенности и неизвестности. Первая возникает в связи с необычной формой организации всего процесса игры. Конфликт неопределенности - это чаще всего конфликт осознания субъектом непрочности от усвоенного, зыбкости привычки и, как следствие, отсутствие логики, если угодно, метода, научного познания изучаемого явления. Что касается конфликта незавершенности, то он выражается несоответствием между творческими возможностями субъекта и результатами игры. Неизвестность же - это тоже конфликт, только теперь уже между привычной ориентацией мышления человека и новой психологической установкой на работу в области знания.
2. Игровая область, состоящая из роль-личности, межролевых конфликтов, роль-статуса и управленческих решений.
Роль-личность - наиболее часто встречаемая конфликтная ситуация. Данный вид конфликта характерен противоречиями между ценностными установками, взятыми на себя личностью и ценностными установками самой личности. Именно такая ситуация приводит к неприязни, раздражению - симптомам конфликта.
Межролевые конфликты характерны для театральной среды, когда акторы так вживаются в роль, что начинают идентифицировать себя с ней. Ролевые конфликты начинают перерастать в межличностные.
Конфликт роль-статус связан с амбициозными притязаниями игроков и наличием социального статуса, завышенной, реже заниженной самооценкой. Подобные конфликты характерны для политической театральности и связаны с такими её признаками, как презентационная эмоциогенность, зрелищность и т.д.
Конфликт, связанный с управленческими решениями также расположен в игровой области, ибо напрямую связан с некими правилами игры и входит в функцию каждой роли, исполняемой игроками. Примечательно, что конфликт в подобной игре сводится к желанию актеров взять на себя поменьше ответственности, что не может не вступать в противоречие с эффективностью игры.
3. Сфера межличностных отношений, состоящая из области личность-группы и межгрупповых конфликтов.
Конфликт личность-группа проявляется в виде противопоставления личности группе, либо неприятия группой личности, либо борьбой за лидерство внутри группы. Это такой вид конфликта, театральность которого заключена в ситуации, разрешаемой имманентно по ходу самоорганизации группы. Здесь многое зависит от общей установки на плюрализм мнений, доверие, доброжела-тельность и внутреннюю корпоративную культуру.
Межгрупповые конфликты могут иметь самые разные причины. Сгруппировать и типологизировать их сложно, можно лишь отметить, что если группа не может достичь равновесия, то необходимо искать суть конфликта, который может располагаться не только в коммуникативной, но и гендерной зоне, принципиальных научных позициях и т.д. и т.п.
Таким образом, в игре конфликт - это сложившаяся ситуация, которая требует немедленного разрешения, ибо создает реальную угрозу разрушить игру.
Широко известны примеры конфликта как противоречия речевого действия. Театральность присутствует в них высказыванием авторитарного типа от первого лица в утвержденной форме любого вида словесности.1 В конечном итоге это привело к необходимости деления игр на сознательные и бессознательные. Первым об этом заговорил Э.Берн, для которого подобная градация диктовалась необходимостью выделения области терапевтического вмешательства в психологические проблемы действующей личности. В том случае, когда игра становилась осознанной, она приближалась к некой социальной технологии в виде своеобразной операции, как «простой трансакции или набором трансакций, предпринятых с некоторой заранее сформулированной целью» [6, с.36]. По мнению Э.Берна в бессознательные игры играют неискушенные люди, образуя «важнейший аспект общественных взаимоотношений» [там же, с.37]. И в том и в другом случае их отличительной особенностью является театральность, которая помимо игрового момента в слепом следовании и подчинении собственным инстинктам, содержит момент воли. При этом совсем не обязательно, чтобы неосознанные игры приводили к проблемным ситуациям. Все упирается в вопрос: соответствуют или нет данные игры «душевному», как пишет Э.Берн, «здоровью».
Таким образом, игра независимо от вида, существуя неким набором правил, выступает элементом феномена театральности. Обращаясь к её развернутой формуле,2 можно видеть, что помимо игры и артистизма, она самоидентифицируется через взаимодействие с партнером или познание социального явления. Поэтому театральность всегда связана с деятельностью, в которой «игра выражает определенное отношение личности к окружающей действительности» [7, с.486], внутри которой, собственно, и созревает конфликт.
Разворачиваясь как игра в её жизненно-активном пространстве действий, конфликт начинается с проблемной ситуации, которая в принципе определяет и тему подобной игры, её характер и форму. При этом театральность делает нереальным то, что для конфликта как игры не существенно, поскольку она не определяет какого-либо конкретно-реального воздействия на предметы. Однако, все, что в ней существенно,3 - в ней подлинно реально: реальны чувства, замыслы и желания, реализуемые в конфликте, реальны и те проблемы, которые пытаются разрешать. Как видим, театральность в конфликте как артистической игре, как деятельности в неких версиях и трактовках смешивает в одной проблеме социальное и личное, уровень взаимодействия которых весьма разнообразный. В нем все: и интеллектуальное, и межличностное и институциональное и пр. (этот момент чаще всего не осознается участниками конфликта - Р.Т), т.е. любое следование неким правилам и нормам в конфликте приводит к театральности ролей, исполняемых игроками.
Подчеркнем ещё раз, театральность проявляет социально-игровую деятельность, которую в истории развития интереса общества к природе конфликта с самого начала выявляются как ритуалы и мифы. Ритуал, природа которого близка к игре, ибо он обладает некими правилами, ограничивающими свободу творческой его интерпретации, обращен к реальности через сакральное, когда серьезное отношение к нему соседствует с несерьезностью игровых форм его выражения. По мнению Л.Т.Ретюнских, именно «ритуальная, обрядовая сторона культуры приводит Хейзингу к выводу о культурной всеобщности игры, а Мидли саму игру называет «ритуализированным конфликтом» [8, с.51]. Последнее замечание с учетом сказанного выше чрезвычайно интересно в плане признания того, что театральность (игра и артистизм - Р.Т.) выступает в ритуале той особенностью, которая позволяет отличать доминирование в нем сакрального в дихотомии реальности и нереальности, столь характерной для архаических культур; его конфликтную сторону между жесткими правилами, не допускающими творческого выхода из игровой ситуации, спроектированной ритуалом. Поэтому ритуал нельзя отождествлять с игрой, он
1 Пожалуй, никто, за исключением Ю.В.Рождественского не определял противоречие как речевое действие. Он выделяет три стадии развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту. См. подробнее об этом: Рождественский. Ю.В. Философия языка. Культуроведение и дидактика. - М.: Грант, 2003. - 239с.
2 См. подробнее об этом: Тазетдинова Р.Р. Театральность как феномен в бытии культуры: атореф. дис... д-р. филос. наук: 24.00.01 / Р.Р.Тазетдинова. - Казань, 2013. - 45с.
3 Существенными в театральности признаются её признаки, которые определяют её философско-культурологическое своеобразие, через такие признаки как сценарность-сценичность-ритуальность; игра; артистизм; символичность; презентационная эмоциогенность, зрелищность и т.п. См. подробнее об этом: Тазетдинова Р.Р.Театральность в контексте научных представлений: монография / Р.Р.Тазетдинова; науч. ред. Г.П.Меньчиков. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2011. - 300с.
ближе к артистизму, определяющему субъективный уровень игры, в силу чего, очевидно, Ж.П.Сартр и признавал игру «видом «ориентировки и исследования» [9, с.93].
Практика ассоциирует понятия «государство» и «политика» с конкретными формами правления и такими ролевыми функциями, как политический аппарат и формы деятельности, сопровождающими политику, к которым прибегает власть для осуществления своих целей. Подобная деятельность носит театральный характер с точки зрения его артистическо-игровой направленности. Игровой феномен бытия прослеживается в театральности свободы, ибо любая свобода существует за счет ограничения. Подобные ограничения диктуются некими правилами, нормами поведения внутри государства и за его пределами, т.е. на международной арене. Реальность в политике предстает в виде игрового конфликта конкретных целей правящего класса с одновременной маскировкой этих целей для общества. Театральность проявляется в подобном конфликте политтехнологиями, дипломатия которых формируется интригой политических игр. Эта дипломатия чрезвычайно подвижна и ходы в таких играх определяются ситуацией. Игровые сценарии при этом, как правило, используют манипулятивный потенциал конфликта, базируясь на нормах из теории игр и экономического поведения.1
Что касается конфликтов в бытовой сфере, то одним из самых важных её аспектов является театральность невербальной коммуникации, для которой характерной оказывается «внутреннее психическое содержание человека (его убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности) ... Воспринимая движения, действия, поступки, деятельность человека, люди проникают в его внутреннее психологическое содержание, познают его убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности» [10, с.211]. Перечисленные компоненты могут быть неправильно восприняты, что приводит к логически-понятийным разночтениям и несоответствиям в представлениях, что создает эмоциональную уязвимость субъектов театральной повседневности, за счет чего «усиливается вероятность межличностных напряжений» [11, с.200]. В результате возникает конфликт стиля общения, один из самых трудноразрешимых, ибо самым трудным в бытовом конфликте оказывается способность к умению слышать и слушать собеседника.
Резюме. Театральная природа сути конфликта сводится к его эстетико-игровой деятельности, определяющей своеобразие театральности каждого типа конфликта - от сценарности до символичности, в философско-культурологической природе основных видов театральности.
Литература
1. Глазл, Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта / Ф.Глазл. Пер. с нем. - Калуга: Духовное познание, 2002. - 516с.
2. Юнг, К.Г. Аналитическая психология / К.Г.Юнг. Пер. с англ., вступ. ст. В.Зеленского. - СПб.: МЦНК и Т «Кентавр», 1994. - 137с.
3. Тазетдинова, Р.Р. Театральность в контексте научных представлений: монография / Р.Р.Тазетдинова; науч. ред. Г.П.Меньчиков. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2011. -300с.
4. Аберкромби,Н., Хилл,С., Тернер,Б.С. Социологический словарь / Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С.Тернер. Пер. с англ. Под ред. С.А. Ерофеева. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. - 420с.
5. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М.Емельянов. - СПб: Изд-во Питер, 2009. - 384с.
6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э.Берн. - СПб.: Специальная литература, 1995. - 246с.
7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии
1. Glazl, F. Konfliktmenedzhment. Nastol'naja kniga rukovoditelja i konsul'tanta / F.Glazl. Per. s nem. -Kaluga: Duhovnoe poznanie, 2002. - 516s.
2. Jung, K.G. Analiticheskaja psihologija / K.G.Jung. Per. s angl., vstup. st V.Zelenskogo. - SPb.: MCNK i T «Kentavr»,
1994. - 137s.
3. Tazetdinova, R.R. Teatral'nost' v kontekste nauchnyh predstavlenij: monografija / R.R.Tazetdinova; nauch. red. G.P.Men'chikov. - Kazan': Izd-vo Kazan. gos. un-ta kul'tury i iskusstv, 2011. - 300s.
4. Aberkrombi,N., Hill,S., Terner,B.S. Sociologicheskij slovar' / N.Aberkrombi, S.Hill, B.S.Terner. Per. s angl. Pod red. S.A. Erofeeva. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 1997. -420s.
5. Emel'janov, S.M. Praktikum po konfliktologii /
5.M.Emel'janov. - SPb: Izd-vo Piter, 2009. - 384s.
6. Bern, Je. Igry, v kotorye igrajut ljudi. Ljudi, kotorye igrajut v igry / Je.Bern. - SPb.: Special'naja literatura,
1995. - 246s.
7. Rubinshtejn, S.L. Osnovy obshhej psihologii / S.L.Rubinshtejn. - SPb.: Piter, 2001. - 720s.
8. Retjunskih, L.T. Igra kak ona est' ili ontologija igry / L.T.Retjunskih. - Lipeck: Lipeckoe izd-vo, 1997. - 143s.
1 См. подробнее об этом: Нейман, Дж. фон., Моргенштерн, О. Теория игр и экономическое поведение / Джон фон Нейман, О.Моргенштерн. - М.: Наука, 1070. - 707с.
/ С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. - 720с.
8. Ретюнских, Л.Т. Игра как она есть или онтология игры / Л.Т.Ретюнских - Липецк: Липецкое изд-во, 1997. - 143с.
9. Сартр, Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Ж.П.Сартр; пер. с фр. М.Бекетовой. - СПб.: Наука, 2001. -319с.
10. Тьюбсинг Дональд А. Избегайте стрессовых ситуаций. - М.: Медицина, 1993. - 144с. 11. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия / А.И.Пригожин. - М.: Политиздат, 1989. - 234с.
9. Sartr, Zh.-P. Voobrazhaemoe. Fenomenologicheskaja psihologija voobrazhenija / Zh.-P.Sartr; рег. s й-. М.Веке1:оуо]. - SPb.: Шика, 2001. -3№.
10. T'jubsing Donal'd А Izbegajte stressovyh situacij. -М.: Medicina, 1993. - 144s.
11. Prigozhin, А.1. Novovvedenija: stimuly i ргерзайЫза / A.I.Prigozhin. - М.: Politizdat, 1989. - 234s.