УДК 316.75:32+070:654.197
Р.Р. Тазетдинова
ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В ПОПЫТКЕ ОСМЫСЛЕНИЯ ДРАМАТУРГИИ ВЫБОРОВ1
Политические выборы, как продолжение и часть политики, есть своеобразная игра, результат которой обретение власти или неудача. Театральный характер политических событий и виртуальная реальность выборов - предмет исследования автора.
Ключевые слова: власть, игра, театральность, символ, конфликт, миф, диалог, политика.
RufinaTazetdinova GAME CHARACTER OF POLITICAL EVENTS IN ATTEMPT OF JUDGEMENT OF DRAMA ELECTIONS
Political elections as a continuation of the policy have a kind of a game, the result of which is the acquisition of a power or a failure. Theatrical character of political events and virtual reality of elections are subjects of the author's research.
Keywords: power, play, theatrical, character, conflict, myth, dialogue, policy.
В свое время концепт игры привлекался нами в исследованиях феномена театральности из других понятийных систем, что было вполне оправданной и законной процедурой.2 Сквозь призму игры, как детерминанты театральности, задающей ей всеобщую формулу, может быть рассмотрено любое социокультурное явление, в том числе и политические выборы. Поэтому игра, как одна из основных форм человеческого бытия, очевидна в своем предельном обобщении, хотя далеко и не однородна по содержанию. В свое время известный политтехнолог Мирослав Кошелюк отмечал, что и выборы, будучи значимым феноменом в культурной жизни социума, не могут не нести в себе игровые компоненты [1]. Другое дело, что уникальность и противоречивость игры стирают границы её начала и конца. Бытие игры столь многогранно, что позволяет говорить о ней как феномене культуры (Й.Хейзинга), как лингвистической реальности (Л.Витгенштейн), математическом алгоритме (имеется в виду теория игр и экономического поведения Джон фон Неймана и Моргенштерна - Р. Т.), как способе коммуникации (Э.Берн) и пр.
Философский анализ феномена игры присутствует в работе Ларисы Тимофеевны Ретюнских, детально отслеживающей и отмечающей в ней «герменевтический, феноменологический и экзистен-циональный аспекты философских традиций» [2, с.4].
По мнению М.Кошелюка, избирательные кампании это, прежде всего, избирательные "мета-технологии", которые, приближаясь к наукоемным, напрямую связаны с управлением социальными процессами. Автор обосновывает свою концепцию ссылками на то, что видит феномен избирательной кампании в широком социокультурном контексте, объединяющем проблемы управления социальными конфликтами, социальные игры, особое состояние сознания, диалог, выбор, архетип, миф, ритуал.3 Подобный широкий культурологический контекст, плюс учет знаний из области психологии и философии, формируют, по его мнению, политику, как виртуальную реальность, параллельную повседневной действительности.
Погружаясь в подобную виртуальность, политик становится «символом», обрекая себя на вхождение в некую матрицу видов театральности, предполагающих объект (О) и «свободу поведения» субъекта (S). Таким образом, образуется блок-схема, расшифровывая которую можно говорить о политической театральности, в которой политический субъект не столько лицедействует, сколько старательно играет роль аттрактора, выступая в масках, с помощью которых скрывает истинные намерения и цель: подстраивать под свой соблазн манипулируемую жертву. В этом смысле политическая театральность может рассматриваться и как своеобразная манипулятивная практика нейролингвисти-ческого программирования, когда в течение промежутка времени «рушатся логические представления и стереотипы обыденного мышления, а извне «задается любая программа» [3, с.63]. Формируется правдоподобие некоего воображаемого мира из обещаний, создаются некие иллюзии, примиряющие виртуальность и повседневность, то есть начинается интерактивная игра избирательной кампании, в которой участники
1 Настоящая статья развивает тему политической театральности как способе инсценирования политических представлений, начатую в предыдущем номере Вестника КазГИК.
2 Тазетдинова Р.Р. Театральность как феномен в бытии культуры: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01 / Тазетдинова Руфина Ринатовна. - Казань, 2013. - 45с.
3 Избирательная кампания как специфическая и своеобразная деятельность начинается с конфликта политических интересов, которые разрешаются с помощью политтехнологий. Конфликт принимает характер социальной игры, перерождаясь в алгоритм строгих правил и законов, следуя которым конфликт исчерпывается.
предвыборной гонки пытаются овладеть умами электората в конкуренции вымыслов предвыборных реформ. В одном лице политик становится Героем и Антигероем, персонажем уважения и насмешек, обожания и анекдотов, презрения и недоумения. Игровое поле превращается отнюдь не в сентиментальное поле битвы, в котором социум переструктурируется по двум основным направлениям: «оппозиция - власть» и «богатые - бедные». Последний момент существует в актив-ном неформальном обсуждении в массах. Иными словами, общение людей во многом формируется психологией толпы. По мнению исследователей, «в обществе укрепляются патерналистские настроения, которые с одной стороны стабилизируют ситуацию, с другой -блокируют запуск механизмов вну-треннего развития» [4, с.8]. При этом социологи утверждают, что «в политических ориентациях россиян в последнее время активно прослеживается запрос на «сильное государство» и «твердую руку в управлении», причем «парадоксальным образом авторитарный запрос оказывается больше характерным для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, а не провинции, что ломает сложившиеся стереотипы в этом вопросе» [5, с.27].
Пытаясь быть привлекательным для своего избирателя, играющий политик выстраивает образ, который бы соответствовал архетипу и вызывал стойкие ассоциации с частичкой коллективного подсознательного, ибо вся предвыборная кампания есть миф, виртуальная реальность-игра, где пик борьбы между претендентами заканчивается ритуальным подсчетом их очков (голосованием), якобы, электоральным жюри. Что в таком случае есть миф и игра? В свое время игра, поднятая до методологического уровня, позволила Й.Хейзингу рассматривать её в качестве средства, позволяющего по определенным правилам мыслить человеческую культуру в целом именно, как игру, определяя последнюю «свободной деятельностью», которая осознается как «не взаправду», как занятие, не преследующего никакого прямого материального интереса и пользы. Необходимость подобного рода осмысления диктуется, в первую очередь, очевидно, проблемой мифа, точнее мифологической холистичностью. Действительно, мифология и искусство имеют сходство и различие. И поскольку игра - атрибут искусства, то именно в сходстве и различии «расцветает» театральность всей цепочки «культурных» ассоциаций и связок с громадным спектром разноплановых понятий, таких, как социальная динамика и непродолжительные социальные системы, управляемые социальные конфликты, архетипы, ритуалы, образ будущего, собственно мифы, особое состояние сознания и пр.1 Театральность сходства и различия в мифологии и искусстве определяет технологию игрового характера политических событий, в том числе и драматургию выборов. Исследуя семантико-эстетическую эволюцию архаического мифа, ученые подчеркивали роль его социальной коммуникации. Выделим черты сходства мифологии и искусства, имея в виду следующее:
во-первых, мифология и искусство есть средство культурного управления населением, поэтому любое политическое событие, в том числе и выборы, являются своеобразным ритуалом, знаковой формой, генерирующей некие значения смысла определенного среза политической культуры;
во-вторых, мифология и искусство, помимо социально-психологических функций, имеют общий генезис;
в-третьих, мифология и искусство предполагают целостное, отчасти наивное сознание.
Таковы общие черты, задающие театральность мифологической холистичности. Политические выборы вбирают в себя словесные мифы, играющие роли политических «демиургов», которые своим поведением формируют различие мифа и искусства политики. Если в мифологии реальный персонаж не может быть назван, то в искусстве такие имена существуют с последующим воплощением в образе положительного, во всяком случае, на первых стадиях предвыборной кампании, или отрицательного героя. То есть, мифология и искусство резко отличаются в части конкретной персонификации. Здесь присутствует и такой момент, как информационное дозирование. Искусство в рамках социокультурной деятельности, особенно в регионах с помощью СМИ, активно использует этот прием. Наконец, в отличие от искусства миф «интегрирует в себе глубинные смыслы бытия, вводя в мир архетипы бессознательного, выступает как один из возможных языков культуры - иконической» [6, с.26]. Безусловно, «сфера политических коммуникаций не замыкается в рамках словесных сообщений», поэтому в содержании «политических церемоний и ритуалов наряду с речами могут использоваться действия, особого рода костюмы, атрибутика (например, знамена), музыка, песни; может иметь значение и место
1 См. об этом: Кошелюк М. Выборы: Магия игры. Технология победы. - М.: Макцентр, 2000. - 192с.
проведения мероприятия. Идеологическими инструментами становятся картины, рисунки, иллюстрации, плакаты, рекламные объявления, даже выставки или музейные экспозиции. Понятно, что тем же целям могут служить кино и телевидение, то есть динамические зрительные образы» [7, с.11].
Игровой характер политических событий предполагает драматургию выборов в рамках культурно-антропологических параметров. Другими словами, фактом выборов власть пытается трансформировать мышление в праздничное событие. Создается праздничная атмосфера, которая переводит подчас лишь подразумеваемую неявность подтекста праздника «в нужную сторону мистико-игрового налета» [8, с.60]. Можно сказать, что подобным образом осваивается текст культуры выборов, когда мышление человека встраивается в эту общую атмосферу оживления, «гедонистический фон происходящего», в процесс замещения смыслов в категориальные смыслы, в надежды и рефлексию перевода предвыборных текстов-обещаний кандидатов в депутаты, в формирование опыта, служащего далее материалом для новых рефлексий.
Таким образом, в характере современных политических событий человек «становится потребителем / объектом политической пропаганды, исходящей из самых разных и неиссякаемых источников» [9, с.18].
Поскольку мир смыслов чрезвычайно многообразен, существуя в форме знаний, идеалов, неких норм и пр., то драматургия политических выборов предполагает наличие особых знаков -символов. Это те знаки-символы, которые не отсылают избирателя к полезной информации, не раскрывают смысл реальных процессов, а выражают высший смысл человеческого существования, выступая, по Лотману, «универсальными посредниками» [10, с.56], между когнитивными и эмоциональными структурами, между «интерпретацией интерпретации, вторичной интерпретацией мира, который уже постоянно описывается и интерпретируется людьми, которые его создают» [11, с.82].
Театральный характер политических событий и виртуальная реальность выборов становятся при этом конкретным событием эмоционально-духовного мира человека, миром, который во многом создается процессами ожидания и переживаний, а также предпосылок того, что правдоподобно и возможно.
Драматургия выборов в определенном смысле есть та картина мира, которая мыслится как праздничная матрица и, которая предваряет, опережает опыт, фиксирует его и в чем-то даже управляет им. В этом заключается глобальная суть эмоционально окрашенной драматургии политических выборов, как игровой коммуникативной деятельности, стремящейся к научению рефлексии, которая позволяет человеку плодотворно верить в иллюзорный мир политических обещаний.
Электорат сегодня не очень восприимчив к информационному воздействию, поскольку экономическое неблагополучие в стране приводит к фрустрации основных потребностей, а люди находятся в постоянной борьбе за выживание. Новейшая история неоднократно показывала, как на волне экономического кризиса возникали новые политические кумиры и к каким трагическим последствиям это приводило. Предвыборные кампании сопровождаются выбросом компромата, призванного служить резкому сдвигу эмоционального фона, как в сторону положительных эмоций (всеобщей эйфории), так и в сторону отрицательных. Эти приемы формируют атмосферу недоверия, агрессии, растерянности, вызывают эмоциональный шок, который в свою очередь становится условием, облегчающим продвижение имиджа другого кандидата. Для создания информационного давления по всем доступным каналам в больших объемах пропускается информация определенного характера, а аль-тернативная информация отфильтровывается. Избирательное блокирование информации обеспечивает нужное сужение зоны взаимодействия с избирателями.
Резюме. Политические выборы и политика в целом - это виртуальный мир. Программа кандидата, его обещания уже по определению всегда будут неким вымыслом. Без этого любые программы теряют привлекательность, хотя ясно, что мы имеем дело с конфликтом о предоставлении правдивой информации. Все программы всегда виртуальны и ни одна из них не содержит в себе правды больше, чем другая, поскольку ни одна из них вообще не содержит в себе правды. Правдой в данном случае является лишь то, верит или не верит политик в свою возможность выполнить обещанное.
Употребляемое в нашем случае определение того, что политические события и драматургия выборов имеют «виртуальный» характер, содержит в себе как минимум два нюанса. С одной
стороны, это нечто придуманное, воображаемое, с другой - это нечто вероятно возможное. Поэтому нельзя упрекать политиков во лжи, как, впрочем, нельзя им и безраздельно верить. Противоречивость игрового мира, его полярность, особенно за рамками бытовой игры, включают в себя всю совокупность интеллектуально-волевых и эмоционально-чувственных рефлексий политического бытия.
Литература
1. Кошелюк М. Выборы: Магия игры. Технология победы. - М.: Макцентр, 2000. - 192с.
2. Ретюнских Л.Т. Философия игры / Л.Т. Ретюнских. - 2-е изд. - М.: Вузовская книга, 2005. -256с.
3. Николаева-Чинарова, А.П. Управление как манипуляция в современной социокультурной ситуации / АП.Николаева-
Чинарова // Вестник МГУКИ, 2010. - №4. - С.59-64.
4. Абдрахманов Д.М., Буранчин А.М., Демичев И.В. Архаизация российских регионов как социальная проблема. - Уфа: Мир печати, 2016. - 404с.
5. Салин П.Б. Трансформация политических предпочтений россиян: социально-политический анализ / / Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - М.: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», - Т.6. - № 3 (23), 2016. - С.24-28.
6. Воеводина, Л.Н. Семантико-эстетическая эволюция архаического мифа / Л.Н.Воеводина // Вестник МГУКИ, 2008. - №4 (25). - С.25-28.
7. Шомова С.А От мистерии до стрит-арта. Очерки об архетипах культуры в политической коммуникации. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 262с.
8. Ванченко, Т.П. Трансформация мышления в празднике / Т.П.Ванченко // Вестник МГУКИ, 2008. -№6 (27). - С.59-63.
9. Кристофер Флад. Политический миф / Пер. АГеоргиев. - М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 400с.
10. Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума // Семиосфера. - СПб: Искусство, 2000. - С.440-455.
11. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. - М.: Искусство, 1979. - 237с. (История эстетики в памятниках и документах).
1. Kosheljuk M. Vybory: Magija igry. Tehnologija pobedy. - M.: Makcentr, 2000. - 192s.
2. Retjunskih L.T. Filosofija igry / L.T. Retjunskih. -2-e izd. - M.: Vuzovskaja kniga, 2005. - 256s.
3. Nikolaeva-Chinarova, A.P. Upravlenie kak manipuljacija v sovremennoj so-ciokul'turnoj situacii / A.P.Nikolaeva-Chinarova // Vestnik MGUKI, 2010. - №4. - S.59-64.
4. Abdrahmanov D.M., Buranchin A.M., Demichev I.V. Arhaizacija rossijskih regionov kak social'naja problema. - Ufa: Mir pechati, 2016. - 404s.
5. Salin P.B. Transformacija politicheskih predpochtenij rossijan: social'no-politicheskij analiz // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. - M.: OOO «Nauchno-izdatel'skij centr INFRA-M», - T.6. - № 3 (23), 2016. - S.24-28.
6. Voevodina, L.N. Semantiko-jesteticheskaja jevoljucija arhaicheskogo mifa / L.N.Voevodina / / Vestnik MGUKI, 2008. - №4 (25). - S.25-28.
7. Shomova S.A. Ot misterii do strit-arta. Ocherki ob arhetipah kul'tury v politicheskoj kommunikacii. -M.: Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2016. - 262s.
8. Vanchenko, T.P. Transformacija myshlenija v prazdnike / T.P.Vanchenko // Vestnik MGUKI, 2008. - №6 (27). - S.59-63.
9. Kristofer Flad. Politicheskij mif / Per. A.Georgiev. -M.: Progress-Tradicija, 2011. - 400s.
10. Lotman Ju.M. Kul'tura kak kollektivnyj intellekt i problemy iskusstvennogo razuma // Semiosfera. -SPb: Iskusstvo, 2000. - S.440-455.
11. Berk Je. Filosofskoe issledovanie o proishozhdenii nashih idej vozvyshennogo i prekrasnogo. - M.: Iskusstvo, 1979. - 237s. (Istorija jestetiki v pamjatnikah i dokumentah).