Научная статья на тему 'Создание политических мифов в предвыборной кампании на страницах региональной печати (сравнительный анализ)'

Создание политических мифов в предвыборной кампании на страницах региональной печати (сравнительный анализ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
670
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тихонов Д. В.

Проведен анализ публикаций о трех избирательных кампаниях Президента РТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание политических мифов в предвыборной кампании на страницах региональной печати (сравнительный анализ)»

УДК 316.77 / 316.624

Д. В. Тихонов

СОЗДАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ МИФОВ В ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ НА СТРАНИЦАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

Проведен анализ публикаций о трех избирательных кампаниях Президента РТ.

Печать в структуре средств массовой коммуникации (СМК) является мощным инструментом оперативного управления массовым сознанием. Она создает и постоянно воспроизводит политические мифы, которые читатель получает под видом новостей. В настоящее время политические мифы активно используются в предвыборных кампаниях, поскольку мифологизация политика позволяет выделить его среди конкурентов, подключить его образ к энергетическим потокам коллективного бессознательного, которое проявляется в мифах.

Как пишет М. Кошелюк [3] предвыборная кампания представляет собой оживший на время миф, разыгрываемый мифологический сюжет. Чем напряженнее кампания, чем существеннее выбор, тем больше в нем мифологического.

В настоящее время в социальной действительности утвердилось мнение, что «политический миф - это миф, используемый для реализации политических целей: борьбы за власть, легитимизации власти, осуществления политического господства» [6].

По мнению российского философа Мамардашвили [4], «политический миф призван упорядочить политическую реальность. Он выступает как орудие интерпретации действительности. Миф создает особую мифологическую реальность, которая воспринимается человеком как истинная, объективная реальность», архетипическая конструкция, спроецированная в сферу самоорганизации общества или народа, если относиться к архетипу как к модели, определяющей строй человеческой мысли. Связь с архетипом говорит о непроизвольности мифотворчества, о его взаимодействии с объективно существующим строем мысли, заложенном в архетипе.

Архетип и определяет структуру мифа, состоящую из взаимосвязанных элементов: архаического мифа (система идеальных прообразов), утопии (мысленный эксперимент по реализации этих ценностей и оживлению прообразов) и идеологии (система вытекающих из них социальных ценностей).

По мнению А. Кольева [2], политические мифы подразделяются на два основных вида. К первому виду относятся мифы, которые можно назвать «вечными». Они основаны на архетипах и их практически невозможно уничтожить, поскольку эти мифы глубоко укоренены в менталитете народа.

Политический миф, использующий архаические образы, способен нести в себе положительные свойства. Это, прежде всего символьное, сюжетное оформление политики при отсутствии или недостаточности рациональных мотивов. Кризисная ситуация обычно разрушает в обществе рациональные мотивы, а через мифы общество восстанавливается, создает новый социальный мир. Например, «вечными» российскими мифами можно назвать:

- миф народной воли («сходить в народ», узнать, что он хочет, а затем бороться за

это);

- миф о власти (добрый царь - герой, царь мученик, вождь нации);

- миф о герое - избавителе («сильная рука», которая спасет народ и накажет обидчиков);

- миф идентификации (человек во время кризиса ищет опору в группе, этносе, политическом сообществе);

- миф присоединения (мы «почти Европа или Запад», поэтому «заграница нам поможет»);

- миф провинциальности (недоверие федеральному центру, создание в регионе собственной столицы, обособленное развитие - своя модель).

Ко второму виду относятся технологические мифы. Они создаются для реализации сиюминутных политических задач. Технологический миф - это псевдомиф, поскольку он не опирается на архетипы, которые являются энергетической подпиткой мифа. В отличие от вечного мифа технологический имитирует сопереживание лишь путем воздействия какого-то раздражителя (например, частный или групповой интерес может выдаваться за элемент «национальной идеи»). Когда раздражитель исчезает, исчезает и сопереживание.

Оба вида мифов обладают общими характерными чертами, к которым известный российский политолог А.Цуладзе [6] относит:

1) миф позволяет упростить реальность и существующее в ней множество противоречий свести к простейшей формуле борьбы Добра и Зла;

2) в мифе мир полностью понятен и познан: он избавляет людей от страха перед реальностью, является своего рода обезболивающим, наркозом, который вводится обществу, когда его постигают сильные травмы и потрясения;

3) стержень мифа - действие и усилия борющихся сил, полные драматизма;

4) миф заменяет реальность: пока человек верит в своего героя, он отождествляет реальность с мифом, реального политика с героическим образом;

5) миф оперирует образами: современный политтехнолог лишь создает некую матрицу, а детали за него люди домысливают самостоятельно;

6) миф имеет иррациональные корни;

7) в мифе время циклично: настоящее лишь повтор того, что уже было;

8) в центре любого мифологического сюжета герой и его главный враг: чем сильнее враг, тем ценнее победа, достающаяся герою.

Большая роль во внедрении политических мифов в сознание людей в настоящее время отводится СМК. Канадский социолог М. Маклюэн [7], отмечая мифологический потенциал СМК, разграничил масс-медиа на «холодные» (телевидение) и «горячие» (радио, печать). Предложенную градацию он связывал со «степенью включенности» аудитории, что коррелирует со степенью «четкости» воспринимаемой информации. Аудитория выступает у него как информационный трансформатор: так, при минимальной четкости передаваемой информации реципиентам приходится активно напрягаться, чтобы «усилить» сигнал до максимальной четкости и наоборот. Это обусловлено тем, что во время избирательной кампании пресса располагает значительным мифологическим потенциалом и составляет серьезную конкуренцию телевидению [6]. По коэффициенту полезного действия на электорат во время предвыборной борьбы доминирующее положение занимают газеты, далее - наружная реклама, электронные СМК [1].

Наши исследования свидетельствуют о том, что газета обладает убеждающей силой «документа», живет дольше телевизионной картинки, поэтому у читателя больше возможностей «вникнуть» в прочитанное, чем у телезрителя осознать увиденное. Для определенной целевой группы газета обладает большим авторитетом, чем телевидение. Г азета является атрибутом принадлежности к определенной социальной группе, классу или партии.

Предпочтения определенных газет гораздо жестче, чем предпочтения тех или иных каналов телевидения. Немалое значение имеют и особенности носителя информации: газету можно читать в любое время и в любом месте. В информационных войнах газеты используются для вброса компромата, который затем раскручивается телевидением. Ссылка на публикацию в газете придает ощущение достоверности информации, сообщаемой по телевидению.

В теории и практике политической науки [6] в настоящее время прослеживается следующая структура наиболее приемлемых приемов конструирования политических мифов в газете во время предвыборной кампании:

1) «определение» (идеи, личности, объекты сопрягаются с положительными или отрицательными характеристиками, которые принимались бы людьми без рассуждений);

2) «блестящая всеобщность» (описывая какие-то события, в которых необходимо получить поддержку аудитории, применяются «добродетельные слова»: «всенародная поддержка», «подавляющее большинство», «общественное мнение»);

3) «рекомендация» или «свидетельство» (нужное положение вкладывается в уста личности, пользующейся уважением и авторитетом у объекта воздействия или, наоборот, ненавидимого им);

4) «наклеивание ярлыков» или «присвоение кличек» (этот прием используется для дискредитации идей, личности или явления с помощью оскорбительных метафор и выражений);

5) «перенос» (с помощью этого приема бесспорный авторитет какой-то личности переносится на другого человека, нуждающегося в популяризации);

6) «свои ребята» или «игра в простонародность» (этот прием направлен на пробуждение ощущения близости какой-то личности или группы объекту воздействия);

7) «вместе со всеми» или «общая платформа» (индивид побуждается принять то или иное суждение, образец поведения или идею на том основании, что так поступают (думают) все, либо представители той социальной группы, к которой относится объект воздействия.

Наше исследование по интерпретации политических мифов печатными СМК было построено на контент-анализе русскоязычной официальной газеты городской администрации «Казанские ведомости» и независимой газеты «Вечерняя Казань». В газетах исследовались публикации о ходе трех предвыборных кампаний Президента РТ: 1991, 1996 и 2001-го годов. Нами анализировались публикации, в которых интерпретировались мифы о власти, и о герое-избавителе (оппозиция). Изучению подвергались приемы, при помощи которых конструировался тот или иной политический миф.

Было установлено, что мифологизация политика обычно происходит в период, когда страна переживает кризис. Так как общество «наэлектризовано», актуализируются дремлющие в коллективном бессознательном архетипы. Мифы поднимаются на поверхность сознания, их энергетика требует выхода. В этот момент и должен появиться герой.

В ходе предвыборной кампании на пост Президента РТ в 1991 году газете «Казанские ведомости» не удалось актуализировать ни миф о вожде нации, ни миф о герое-избавителе. Главная причина заключалась в том, что безальтернативные выборы проходили в предельно короткие сроки - они были назначены 12 мая (за месяц до дня голосования). Личность же единственного кандидата на пост Президента РТ - Минтимера Шаймиева - была практически неизвестна ни газетчикам, ни широким слоям населения.

В предвыборной кампании 1991 года приемы по конструированию политических мифов на страницах газеты «Казанские ведомости» практически не использовались: был применен лишь метод «рекомендация» (кандидатуру Шаймиева поддержал горком КПСС).

Возможно, на это повлияло то, что для газет 1991 года была не свойственна героизация политических персон: они выступали как функционеры. Это также можно объяснить и переходным периодом в стране: советские мифы были уже не актуальны (Шаймиев отказался идти на выборы под знаменами КПСС в связи с низким рейтингом партии), а новые еще не были хорошо разработаны.

В ходе предвыборной кампании на пост Президента РТ в 1991 году позиция газеты «Вечерняя Казань» была схожа с позицией газеты «Казанские ведомости». Правда, помимо метода «рекомендация» (кандидатуру Шаймиева поддержал от горкома КПСС бывший партийный лидер ТАССР Гумер Усманов) был также использован метод «определение» (Гумер Усманов назвал Шаймиева «яркой личностью»).

В предвыборной кампании на пост Президента РТ в 1996 году на страницах газеты «Казанские ведомости» доминирующим стал миф о власти. С 26 января по 20 марта 1996 года, в ходе публикации отдельных разделов книги о первом Президенте республики, читатели постепенно узнавали личность М. Шаймиева. Миф о герое-избавителе газета проигнорировала.

При освещении безальтернативных выборов Президента РТ в 1996 году газета «Казанские ведомости» использовала приемы, предложенные А. Цуладзе при конструировании политических мифов:

- «определение» (все хорошее в Татарстане делается благодаря Шаймиеву);

- «блестящая всеобщность» (во время поездки по Татарстану электорат выражал Шаймиеву «всеобщую поддержку»);

- «рекомендация» (известные персоны, доверенные лица кандидата, представители различных организаций рассказывали о Шаймиеве и его политике);

- «наклеивание ярлыков» (газета пишет, что недоброжелатели и завистники называли Шаймиева «ставленник Москвы», «недобитый партократ», «сторонник путчистов» «национал-коммунист», «националист», «сепаратист», «исламский фундаменталист»);

- «перенос» (сверхпопулярный Шаймиев сравнивается с такими сильными руководителями как Ельцин, Кравчук, Назарбаев; не исключено, что данное сравнение стало способом «подпитки» низкого рейтинга Ельцина перед июньскими выборами);

- «свои ребята» (во время поездки по Татарстану Шаймиев демонстрирует единение с различными группами населения, проявляет компетентность в их проблемах);

- «вместе со всеми» (представители различных организаций, общественных структур говорили о политике Шаймиева в их области и просили поддержать его кандидатуру).

В отличие от газеты «Казанские ведомости», газета «Вечерняя Казань» сделала серьезный крен в сторону оппозиционности. Газета не мифологизировала политику, а наоборот, занималась разоблачением мифов (миф о том, что в Татарстане живут лучше, чем в других регионах). Газета не стала создавать миф о власти, но заметила, что личность Шаймиева ее в принципе устраивает. Не создавался на страницах «Вечерней Казани» и миф о герое-избавителе. Газета пишет, что оппозиция в Татарстане выглядит экзотично.

Тем не менее, при освещении безальтернативных выборов Президента РТ в 1996 году газета «Вечерняя Казань» использовала ряд приемов, направленных на конструирование политических мифов:

1) «наклеивание ярлыков» (Шаймиев может стать «спасителем России»);

2) «рекомендация» (в поддержку политики Шаймиева высказались некоторые депутаты Госсовета РТ и читатели);

3) «перенос» (газета пишет, что самое главное для Шаймиева во время второго срока - подготовить преемника. Перед ним, по сути, два пути: либо стать наподобие Ниязова

«Татарбаши», либо учредить в республике действительный плюрализм - и в политике, и в экономике и стать вторым Ататюрком).

В предвыборной кампании на пост президента РТ в 2001 году на страницах газеты «Казанские ведомости» миф о власти поддерживался также активно, как и в 199б году. Миф о герое - избавителе «Казанские ведомости» проигнорировали. На представителей оппозиции «Казанские ведомости» наклеивали ярлыки: Шашурин - «на безрыбье и рак рыба»; Бердников - «каждый раз избиратели его дружно отвергают, а ему все равно неймется».

В предвыборной кампании 2001 года «Казанские ведомости» действовали по уже обкатанному сценарию 199б года: использовался тот же перечень приемов по мифологизации Шаймиева без каких-либо инноваций в интерпретации. Единственным отличием являлась активизация приема «наклеивание ярлыков» против оппозиции и не использование метода «переноса».

В предвыборной кампании на пост Президента РТ в 2001 году оппозиционность газеты «Вечерняя Казань» продолжала нарастать. Миф о власти газета восприняла в штыки

- на страницах высказывалось недовольство политикой Шаймиева на протяжении 10 лет. Миф о герое - избавителе «Вечерняя Казань» также не старалась активизировать. Однако газета высказалась в пользу таких кандидатур как Фарит Газизуллин, Рафгат Алтынбаев, Василий Лихачев и Равиль Муратов.

При освещении выборов Президента РТ в 2001 году газета «Вечерняя Казань» использовала следующие приемы, направленные на конструирование политических мифов:

1) «наклеивание ярлыков» (газета высказывается в пользу кандидатур Фарита Газизуллина, Рафгата Алтынбаева, Василия Лихачева и Равиля Муратова, называя их «политиками нового поколения, демократами и рыночниками»);

2) «определение» (Шаймиев не способен допустить прилив свежих, молодых и либерально ориентированных сил в свою команду; ближайшему окружению Президента не хватает неординарных решений; конфигурация из Премьера и семи его замов придумана и подобрана Шаймиевым для того, чтобы она не работала в слаженном ритме; в министерском корпусе деятельность многих персон скорее вызывает вопросы, чем отвечает на них);

3) «рекомендация» (Алтынбаев - потенциальный кандидат федерального центра) Таким образом, анализ публикаций о трех избирательных кампаниях Президента РТ

показывает, что обе газеты видоизменяли свою информационную политику в соответствии с целями конструирования политических мифов: «Казанские ведомости» преодолели путь от нейтральности к восхвалению и мифологизации Минтимера Шаймиева, «Вечерняя Казань», напротив, от нейтральности 1991 года ушла в жесткую оппозицию к действующей власти и стала способствовать демифологизации ее политики.

Литература

1. Гатин Р. Медиаполитизация //Политический консалтинг: горизонты новой реальности: Материалы Всерос. науч. - практ. конф., г. Казань, 24 февр. 2004 г. / КГУ; Под общей редакцией Г.В. Морозовой. Казань: РЦИМ, 2004. С. 117.

2. Кольев А. Политическая мифология: Реализация социального опыта. М.: Логос, 2003. С. 74-75.

3. КошелюкМ. Технологии политических выборов. СПб.: Питер, 2004. С. 33.

4. МамардашвилиМ. Философия действительности // Как я понимаю философию. М., 1990. С. 40.

5. Мельник В. Современный словарь по политологии. Мн.: Книжный Дом, 2004.

6. Цуладзе А. Политическая мифология. М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. С. 5б; С. 15б; С. 158; С. Зб9-З70.

7. Berger A. Essentials of Mass Communication Theory. Thousand Oaks etc.: Academics, 1995. С. 57-59.

© Д. В. Тихонов - асп. каф. прикладной политологии КГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.