Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РАЗВИТИЕ'

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
209
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТР / ДРАМАТУРГ / ПЬЕСА / НЕЗАВИСИМОСТЬ / АКТЁР / РЕЖИССЁР / ДРАМА / РЕПЕРТУАР / СПЕЦИАЛИСТ / СПЕКТАКЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Якубшоев А. Х.

В данной статье автор пытается проследить уровень и степень развития театрального искусство республики и показать роль, вклад профессиональных театров в повышении общей культуры населения. Автор приводит факты и статистику по возрождению деятельности творческих групп, артистов, драматургов театра в период независимости. Говорится о заботе и весомом вкладе Правительство Республики в финансирование, строительство, ремонта основных зданий театров и новых зданий театров по всей территории страны. Также автор делает акцент на существующих проблем и недостатков в деятельности профессиональных театров Республики Таджикистан на современном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Якубшоев А. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRICAL ART IN REPUBLIC OF TAJIKISTAN: PAST & PRESENT DEVELOPMENT

In this article, the author tries to trace the level and degree of development of the theatrical art of the republic and to show the role and contribution of professional theaters in improving the general culture of the population. The author provides facts and statistics on the revival of the activities of creative groups, artists, playwrights of the theater during the period of independence. It speaks about the care and significant contribution of the Government of the Republic to the financing, construction, repair of the main buildings of theaters and new theater buildings throughout the country. The author also focuses on the existing problems and shortcomings in the activities of professional theaters of the Republic of Tajikistan at the present stage of development

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РАЗВИТИЕ»

ТЕАТР (THEATER)

УДК 1

Якубшоев А.Х.

старший преподаватель кафедры истории и межкультурной коммуникации Таджикский государственный институт языков имени С. Улугзода (Душанбе, Республика Таджикистан)

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация: в данной статье автор пытается проследить уровень и степень развития театрального искусство республики и показать роль, вклад профессиональных театров в повышении общей культуры населения. Автор приводит факты и статистику по возрождению деятельности творческих групп, артистов, драматургов театра в период независимости. Говорится о заботе и весомом вкладе Правительство Республики в финансирование, строительство, ремонта основных зданий театров и новых зданий театров по всей территории страны. Также автор делает акцент на существующих проблем и недостатков в деятельности профессиональных театров Республики Таджикистан на современном этапе развития.

Ключевые слова: театр, драматург, пьеса, независимость, актёр, режиссёр, драма, репертуар, специалист, спектакль.

«Театр является мощнейшим оружием способным воздействовать на сознание человека, ибо в нем можно видеть события жизни на сцене, зрители мысленно представляют себя в образах положительных героев и этим путем самостоятельно совершенствуют свой духовный мир» [1, с.2]

На территории Республики Таджикистан деятельности профессиональных театров приходится на первую четверть ХХ века. Государственный академическо-драматический театр Таджикистана имени Абулкасыма Лахути был создан на базе русских профессиональных театров

действовавшие в годы Советского Союза. С первых дней своей деятельности этот профессиональный театр удовлетворяет эстетические, умственные, интеллектуальные потребности жителей Таджикистана и по сей день выполняет эту свою функцию.

В последующие годы на базе вышеназванного театра в республике были созданы Государственный театр оперы и балета имени С.Айни (1935 г.), Государственный русский драматический театр имени В.В.Маяковского (1937 г.), Государственный театр молодежи имени Махмуджона Вохидова (1971 г.) и др. Все эти театры создали театральную среду и пространство на всей территории республики. [2, с.10]

Театр в советское время считался величайшим культурным и политическим центром поколений, принимавший в свои объятия все социальные слои населения. Театр, прежде всего, воспитывало молодое поколение населения. В советское время театр наряду с другими видами искусства серьёзно взялся за культурное и политическое просветление народа и на основе социалистического реализма взялся за воспитание нового поколения, идущего к победе коммунизма, и на этом поприще достиг больших побед в активной идеологической борьбе. Артисты театра М.Саидов, М.Касымов, С.Туйбоева и сотни других в то время подняли славу таджикского театра в Советском Союзе и за ее пределами.

И.В.Сталин был поражен сценической игрой Мухаммаджона Касымова. В СССР таджиков после грузин считали самыми лучшими исполнителями произведений Шекспира.

Такую высокую оценку таджикский театр получил за тяжелый и кропотливый труд, который привел из небытия в бытие. В современный период после развала Советского Союза, из-за ослабления идеологического аппарата театр как один из основных сфер культурной, жизни изменил путь своего развития. После приобретения независимости в 1991 г. в Республике

Таджикистан одним из основных задач театра была моральная поддержка населения.

Но, однако, для выполнение этой задачи театр, столкнулся лицом к лицу с большими трудностями и недостатками. Очевидно, что гражданская война и политические беспорядки 1992 - 1997 годов нанесли урон театральному искусству, которое являлось авангардом культурно-просветительной работы. Из-за различных амбициозных и других негативных отношений к театру с годами в республике стали меньше обращать внимания на театр и театральное искусство, его место заняли безнравственные и бессмысленные фильмы, продемонстрированные даже по различным каналам ТВ и нанесли урон культурно-просветительскому пространству. Моральные и этические отношения населения республики из-за раздора и внутренних противостояний изменились в худшую сторону. Театр, который с первых дней своего существования занимался воспитанием молодого поколения, оказался в состоянии равнодушия, оцепенения, не мог своим репертуаром воспрепятствовать нравственной беспорядочности. Необходимо отметить, что наступивший общий кризис Советского и постсоветского общество, который охватил все сферы общественной жизни страны, не давал возможности театру выполнять свою истинную функцию - воспитание гармонически развитую и думающую личность.[3,с.11]

В период с 1992 до 1993 гг. таджикские театры временно приостановили свою деятельность. Социальное состояние граждан снижалось и эта сильно повлияло на духовный и моральный мир всего народа. Все творческие коллективы распались, и эта привело прекращению развитие театральной культуры. Всё это повлияло на деятельность театров и сразу уменьшилось количество зрителей в театрах. Однако не смотря на все отмеченные трудности и недостатки, таджикский театр не потерял свою независимость и сохранил свою самостоятельность. Вместо жизненных и интересных пьес авторы, режиссеры и постановщики, работающие в театрах больше стали обращать внимание на

интеллектуальные, просветительские драмы и исторические пьесы. В этом деле все более акцентировалось внимание на культуру таджикского народа, которая сыграла большую роль в определении воли народа на пути развития таджикского общество, корень которого уходит в древние времена.

Со временем вновь творческие коллективы театров восстановили свою профессиональную деятельность и постепенно к ним на работу пришли молодые специалисты, что добавила новые силы в работе театра. Также коренным образом изменилась тематика репертуаров театра.

Важно отметить, что в трагические и трудные годы гражданской войны (1992-1997 гг.) одним из важнейших задач театральных коллективов и авторов пьес и сцен это было возрождение национальной культуры, национальных ценностей и традиций. Все это было направлено на обеспечения мира и стабильности, сплочения таджикского народа и перевоспитание общество. В спектаклях выразительно показывали события на исторические темы, последствия гражданской войны. Своевременно национальные драматурги и театральные труппы нашей страны обратились к отражению истории таджикского народа. К примеру мы можем назвать следующие драмы: «Бахроми чубина» Т.Ахмадхонова в исполнении артистов театра драмы им. А.Лахути (режиссер-постановщик Т.Ахмадхонов), в исполнении артистов Государственного молодежного театра.[4,с.6]

С целью поднятия духа патриотизма среди молодого поколения населения на сцене были поставлены «Шугнанский Барзу» Ато Хамдама (режиссер-постановщик М.С.Мазхабшоев, 1993 г.) и «Отелло» В.Шекспира (режиссер-постановщик М.Миралибеков 1997 г.) в исполнении актёров театра драмы и комедии г. Хорог. Представления «Ночи разлуки» А.Шукухи (режиссер-постановщик И.Саломов, 1995 г.) и «Камоли Худжанди» А.Сидки (режиссер-постановщик И.Саломов, 1996 г.) в исполнении артистов театра комедии и музыки им. Камола Худжанди г. Худжанд, представления «Дакики» С.Аюби (режиссер-постановщик Б.Раджабов, 1993 г.) в исполнении артистов театра

музыки и комедии г. Кургантюбе им. Ато Мухаммаджонова, которые были созданы на актуальные темы девяностых годов и являлись основным двигателем просвещения зональных театров страны. Представление, посвященное событиям 1992-1994 годам, и всем тем беспорядкам, которые господствовали в годы гражданской войны в Республике Таджикистан на сцене театра в 1994 г. Союз работников театров страны показали постановку драмы Ш.Солеха «Восстание покойников без саван».

Новым явлением в деятельности театров Республики Таджикистан является развитие организации студий. Главный специалист области искусства Нурджонов Н.Х. по этому поводу указывает: «Во второй половине 80 годов началось студийное движение в советских республиках». Из числа молодых таджикских режиссеров-постановщиков в г. Душанбе появились студийные театры под руководством молодых специалистов, которые приобрели твердые профессиональные навыки. Но по известным причинам в 1992 году все студии, кроме студии «Ахорун» прекратили своё существование. В 1990 году был образован театр «Ахорун». Первой его постановкой была - «Пропавший Юсуф» (1990 г.) Позже были поставлены спектакли «Исфандиёр» (1992 г.), «Шах Фариддун» (1997 г.), «Зардушт» (2002 г.), «Король Лир» (2003), «Раъно» (2005 г.) и др., которые являлись пропагандистами национальных идей.[5,с.10]

С целью возрождение, сохранение и будущее развитие традиционно богатого театрального наследия в 1991 г. признанный артист Убайдулло Раджаб организовал экспериментальный театр миниатюр «Оина». Решающим фактором этой творческой группы в первые годы являлось преобразование традиционных художественных методов, фольклорных тем, классической и современной литературы. В постановках: «Необитаемый остров», «Ревизия», «Встреча», «Языковед» и «В роддоме» ярко отражены все эти вопросы.

Однако для стремительного развития отрасли и поэтапной постановки спектаклей, к сожалению, помешало ситуация. За эти годы день за днем

ослабевало деятельность театров и внимание народа театральному искусству убавлялось.

Среди зрителей всеобщее признание имели Душанбинский Драматический театр им В.В.Маяковского и театр города Чкаловск, которые выступали на русском языке. Однако из этих театров тоже ушли многие русскоязычные артисты, что явилось большим уроном в творческой деятельности творческих коллективов.

Театры кукол городов Душанбе и Чкаловска тоже покинули не только актёры-кукловоды, но и художники, которые были нужны так же, как и актёры этим театрам. Особенно тяжелое положение было в Государственном театре кукол г. Душанбе. Долгие годы из-за отсутствия базы и нехватки кадров ставили простейшие спектакли. Деятельность театра музыки и комедии г. Худжанд им. К. Худжанди, г. Кургантюбе им. А.Мухаммаджонова, Куляб им. С.Вализода, Хорога им. М.Назарова, Канибадам им. Т.Фозиловой с трудом шли вперед.[6,с.56]

Таджикский театр после окончания гражданской войны 1992-1997 гг. и стабилизации политической ситуации в республике театр приобрел развитие, и обогатил свой репертуар за счет отечественных и зарубежных драматических произведений. В первую очередь в этот период для приведения в порядок данной отрасли возникло необходимость составления нормативно-правового документа.

С целью воспитания в духе патриотизма и самосознание народа в период стабильности политической и общественной жизни укрепились театральные учреждения и повернулись к историческим воспоминаниям. Например, постановка на сцене и преподнесение зрителям новых произведений: Бароти Абдурахмона «Александр Македонский», М.Бахти «Шах Исмоили Сомони», Нур Табарова «Обращение Зардушта», опера Талаба Сатторова «Рустам и Сухроб», Атохона Сайфуллоева «Хуршедсавор» и др.

Одним из направлений культурной политики Правительство Республики Таджикистан, является проведение национальных праздников, исторических дат и юбилеев выдающихся деятелей науки и культуры. С целью реализации этой задачи коллективы театра каждое мероприятие отмечали с собственной индивидуальной постановкой. В 1999 году на высоком уровне было отмечено 1100-летие образования первого таджикского государства. Были подготовлены представления о государстве Саманидов - на основе исторических преданий и легенд. Например, к таким постановкам относятся: драмма М.Бахти - «Шах Исмаил Сомони» в исполнении артистов театра драмы им. А.Лохути (режиссер-постановщик Ф.Касымов, 1999 г., «Эмир Исмоил» в исполнении артистов театра музыки и комедии г. Хорог (режиссер-постановщик Б.Миралибеков, 1999 г.), С.Аюба - «Сомонхудот» в исполнении артистов театра музыки и комедии г. Куляб им. С.Вализода (режиссер-постановщик Т.Ахмадхонов, 1999 г.) и др.

В канун юбилея «Праздник Победы» в 2010 г. был поставлен спектакль «Не бросай меня» (по пьесе Алексея Дудорова, режиссер-постановщик Б.Миралибеков). Пьеса А.Дударева рассказывает о патриотизме и героизме Советского народа в годы Великой Отечественной Войны. Главные образы пьесы очень хорошо исполняли талантливые актёры Р.Хусейнов, С.Лукмонов, Р.Уланова, Е.Князева, Н.Мамадбекова и др [7, с.34]. Этот спектакль посвящен страницам истории советского народа в том числе - таджикам. Произведение играет огромную роль в деле воспитания подрастающего поколения и общества в духе патриотизма.

В начале 2000 года было уделено внимание образованию новых театров и творческих коллективов. С целью развития театрального искусства и духовного воспитания общественности в 2002 году с инициативой народных артистов республики Х.Абдураззокова и Ш.Рашидова был организован театр «Падида» (Новаторство).

В 2003 г. в районе Дангара Хатлонской области был создан республиканский театр музыки и драмы. В 2004 г. был создан театр юных зрителей в г. Худжанде.

Ежегодно для проведения ремонтных работ Правительство Республики Таджикистан выделяет определенные финансовые средства и тем самым обращает серьезное внимание развитию театров. Многие зданий театров республики были капитально отремонтированы и проводились также текущие ремонты.

В 2014 г. было построено и сдано в эксплуатацию новое здание для Государственного экспериментального театра юных зрителей. Также в городе Курган-Тюбе завершается строительство нового здания театра музыки и комедии им. Ато Мухаммаджонова, который в 2016 г. был сдан в эксплуатацию. В 2015 г. в Горно-Бадахшанской Автономной области началось строительство нового здания театра им. Мехрубона Назарова. Во многих театрах Согдийской и Хатлонской областей был проведен текущий и капитальный ремонт. 17 марта 2015 г. Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном был заложен первый камень фундамента нового Национального театра в г. Душанбе, проект которого не имеет аналогов в мире.

Для строительства данного здания запланировано выделение из государственного бюджета 680 миллионов сомони, строительство должно закончиться в 2020 году.

С целью развития театрального искусство и воспитания высококвалифицированных специалистов Правительством Республики подготовлена специальная государственная программа по подготовке кадров. Согласно этой программе группа молодых кадров обучалась за пределами страны и часть из них уже приступили к работе.

За годы независимости десятки известных артистов, которые были в первых рядах и внесли большой вклад в развитие и совершенствование национальной культуры. Можно назвать фамилии И.Машрабова, Х.Гадо,

М.Исоева, А.Мирраджабова, М.Достиева, С.Юсуфова, А.Кодирова, М.Мирова, Ш.Солехова, Н.Абдуллоева, И.Абдурашидова, Д.Умаровой, Ш.Абдулкайсова, Ф.Умарова, Р.Хусейнова, О.Кодирова, С.Сабзаалиевой, А.Улфатшоева, С.Азизовой, К.Чакалова, А.Назарова и др., которые всегда были активны и их самоотверженный труд всегда являлся примером для молодых.

В эти годы в драматургию и в театр пришли молодые таджикские писатели - М.Суруш, М.Сабзаев, Р.Самад, А.Рабиев, Д.Тошматов, С.Шарофиддин, К.Давлатов, знаменитые поэты - Х.Неъмат, Гулназар, Н.Косим, А.Мирходжа, М.Гоиб, Фарзона, актеры - С.Мукаддам, Н.Абдуллоев и режисер-постановщик Б.Абдураззоков. Были написаны хорошие пьесы драматургами А.Сидки, М.Ходжаевым, С.Аюби, Ш.Солехом.

Необходимо отметить, что с приобретением независимости стали шире творческие связи театров Таджикистана с творческими группами зарубежных стран. Актёры театров активно принимали участие на следующих международных театральных фестивалях: «Аржанг», «Фалак», «Парасту», «Фадж», «Навруз», «Бахори апрел» и др. международные показы. Несколько раз принимали участие в проведении дней культуры Республики Таджикистан в Российской Федерации, дней Таджикистана в ЮНЕСКО, международных конкурсах Навруз, театральных фестивалях в Иране, Северном Кавказе. Актеры театров выезжали в творческие командировки и принимали участие в разных мероприятиях, проведенных в России, Германии, Бельгии, Польше, Голландии, Франции, Молдове, Киргизстане, Северной Кореи, Японии, Ираке, Китае, Турции, Афганистане. [8,с. 11]

Международный фестиваль «Навруз» три раза (в 2003, 2005, 2006 гг.) проводился в Республике Таджикистан и в нем принимали участие мастера искусств России, Ирана, Афганистана, Индии, Узбекистана и Кыргызстана и показали свое мастерство. Государственный театр оперы и балета им С.Айни в 1998 году принял участие на международном конкурсе академических хоров и всемирного фольклора в г. Анкаре и занял второе место среди 39 государств.

Солист театра М.Достиев в апреле 2003 года принял участие нафестивале «Бахори апрел» в Корейской Народно- Демократической Республике и занял первое место среди участников из 55 стран мира и был удостоен призом «Золотая чаща».Государственный театр молодёжи им. М.Вохидова в 1993 году на международном фестивале в г. Ашхабад представил на суд зрителей драму «Приключения Сафармахсума» и был удостоен первого места. Дипломом «За лучшую мужскую роль» был награждён таджикский актёр Н.Нуриддинов. Мастера данного театра в 2009 году приняли участие на 27 Международном театральном фестивале «Фаджр», который ежегодно проходит в Тегеране. На этом фестивале на суд зрителей был представлен спектакль «Рустам и Сухраб» из поэмы А.Фирдавси «Шахнаме», который был очень хорошо и горячо принят зрителями и членами жюри. При подведении итогов был удостоен приза Гран-При. Дипломом «За лучшую мужскую роль» был награждён таджикский актёр К.Собиров. Мастера искусств театра с представлением «Чашмони бародари киёмати» (глаза вечного друга) выступали на национальном фестивале в Афганистане и международном фестивале «Золотой Лев» в Республике Украина и были награждены дипломом «За лучший спектакль».5Мастера искусств Русского театра драмы им. В.В.Маяковского в 2008 году на сцену поставили пьесу «Икрор» (ё «Тавба») (Признание) или (Покаяние) в постановке Б.Абдуразокова. С этим спектаклем приняли участие в 11 Международном фестивале театров СНГ, Балтии, «Встреча в России». Были удостоены главным призом фестиваля им. К.Лаврова. Постановка спектакля своеобразна, на сцене только 8 стульев и всего 7 актрис. Каждая ин них рассказывала о своем горе, раскрывали душу зрителю и зритель слушал каждую героиню очень душевно и внимательно, сочувствовал ей. Один из критиков сказал: «Эта постановка вернулась к начальной сущности театра, раньше люди говорили со сцены, зритель его слова воспринимал как свою боль». Эта была лучшая оценка.

Также мастера искусств театра в 2010 году приняли участие на международном фестивале им. А.П.Чехова со спектаклем «Рустам и Сухраб».

Режиссер-постановщик С.Усманов был удостоен похвалы и признания со стороны критиков и зрителей. В том же году мастера театра приняли участие на международном фестивале «Встречи в России» со спектаклем «Последняя ночь Сократа» по пьесе болгарского драматурга С.Санаева и были удостоены положительных рецензий, особенно за игру Р.Хусейнова. Была организована творческая поездка в города Брянск и Орёл Российской Федерации по Государственной и общественной программе «По поддержке русскоязычных театров». Театр в эту поездку привез четыре спектакля «Три сестры» А.П.Чехова, «Рустам и Сухраб» Жуковского, «Первая любовь Ходжа Насриддина» Т.Зулфикорова и спектакль - сказку «Тысяча и одна ночь». Было показано четырнадцать спектаклей, которых посмотрели более тысячи зрителей перечисленных городов [9.]. Музыкально-драматический театра им. Камола Хаджани г. Худжанд принял участие на Фестивале в городах Ташкент и Бишкек. Группа театра в 2000 году, выступая в городе Бишкек со спектаклем «Шабпарак хоб дид» (Бабочка видела сон), была удостоена первого места и со стороны жюри была объявлена «Лучшим театром Центральной Азии». Музыкально -комедийный театр им. С.Вализода несколько раз выезжал на творческую поездку за рубеж. Мастера искусств этого театра на фестивале Эронзамин (Земля иранцев) выступили с постановкой «Мири Кабир» (Великий Эмир) М.Гоиба, и были удостоены приза зрительских симпатий. Таджикские мастера искусств, принимая участие на международных конкурсах и фестивалях, показывая своё искусство и соревнуясь, всесторонне пропагандируют таджикскую театральную школу. Вместе с ним творческие поездки дают возможность приобрести опыт, повысить квалификацию и развить мировоззрение актеров. В Республике Таджикистан функционируют 16 государственных, 2 частных и 24 народных театров. В театральных учреждениях работают более 1500 человек, из которых 700 человек являются творческими работниками. Из них: 2 Народных артистов СССР, 70 Народных артистов Таджикистана, 75 Заслуженных артистов Таджикистана, 8 Деятелей искусств Таджикистана, 9 имеют орден «Шараф»

(«Славы»), 45 имеют медаль «Хизмати шоиста» (Заслуженный труд), 3 Заслуженные деятели Таджикистана, 1 Народный художник Таджикистан, 5 лауреаты Государственной премии им. А.Рудаки.

Эта великая творческая сила прилагает все свои силы на развитие и процветание национальной культуры, принимает участие в возрождении народных традиций и защиты исторической памяти, в совокупности служит развитию духовного мира и культуры общества. Многократно представлял национальное искусство и культуру таджиков за пределами страны. Но, несмотря на эти достижения, в деятельности театра есть и недостатки[10,с.176]. Профессиональный уровень и качество работы театров республики не отвечают требованиям времени. Материально-техническая база театров устарела, нет современной сценической технологии.

Исследования показали, что наряду с успехами на этом этапе есть трудности в театральной деятельности. К сожалению, не наблюдается конкуренция между театрами и актерами для созидания чистой творческой атмосферы. В театрах работают такие люди, для которых самое главное отчитаться за количество спектаклей перед вышестоящими организациями.

Одна группа из режиссер-постановщиков, таких как Фарух Касымов, Хушназар Майбалиев, Бахром Тохиров покинули мир, другая группа -предпочитает молчание. Третья группа - Барзу Абдуразаков, Султон Усмонов, Валерий Ахадов живут за пределами страны. Почти нет здоровой борьбы среди театров. Специалисты сожалеют о том, что труппы обнищали, нет специализированных артистов. В художественных школах Таджикистана не готовят специалистов по музыкальной драме и музыкальной юмористике. Нужно готовить таких специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выступление Президента Республики Таджикистан на открытии Амфитеатра в парке Боги Ирам. //Садои мардум. - 2011. -7 сент.

2. Нурджонов Н. Школа таджикского актёра. / Н. Нурджонов. - Душанбе, 2011.- С.11.

3. Текущий архив Министерства культуры Республики Таджикистан. Годовые отчеты за 1996-1997. - С.10.

4. Табаров М. Театр и независимость. / М. Табаров. - Душанбе, 2010. - С.6

5. Абдурахманов А. Профессиональные театры Республики Таджикистан. / А. Абдурахманов, Ш. Абдулкайсов. - Душанбе, 2012. - С.10.

6. Абдурахманов А. Профессиональные театры Республики Таджикистан. / А. Абдурахманов, Ш. Абдулкайсов. - Душанбе, 2012. - С.56.

7. Афзалов Х. Созидатель культуры. / Х. Афзалов. -Душанбе: Адиб, 2005. -С. 34.

8. Дворец музыки и песен. В честь 70-летия Театра опера и балета им. С. Айни. - Душанбе, 2010.- С.11.

9. Программа развития театрального искусства в Республике Таджикистан на 2013-2019 гг.

10. Фарогат Азизи. Культура и независимость. / Ф. Азизи. - Душанбе, 2011. -С 176.

Yakubshoev A.H.

Tajik State Institute of Languages named after S. Ulugzod (Dushanbe, Republic of Tajikistan)

THEATRICAL ART IN REPUBLIC OF TAJIKISTAN: PAST & PRESENT DEVELOPMENT

Abstract: in this article, the author tries to trace the level and degree of development of the theatrical art of the republic and to show the role and contribution of professional theaters in improving the general culture of the population. The author provides facts and statistics on the revival of the activities of creative groups, artists, playwrights of the theater during the period of independence. It speaks about the care and significant contribution of the Government of the Republic to the financing, construction, repair of the main buildings of theaters and new theater buildings throughout the country. The author also focuses on the existing problems and shortcomings in the activities of professional theaters of the Republic of Tajikistan at the present stage of development.

Keywords: theater, playwright, play, independence, actor, director, drama, repertoire, specialist, performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.