Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРОНТОВОГО ТЕАТРА ТАДЖИКИСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРОНТОВОГО ТЕАТРА ТАДЖИКИСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЙНЫ / ТВОРЧЕСКИЕ БРИГАДЫ / ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ / БОЕВЫЕ ФРОНТЫ / ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ КОНСЕРТЫ / МАРШАЛЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА / GREAT PATRIOTIC WAR / WARS / CREATIVE BRIGADES / THEATRICAL FRONT / BATTLE FRONTS / THEATRICAL PERFORMERS / MARSHALS OF THE SOVIET UNION / ҶАНГИ БУЗУРГИ ВАТАНӣ / ҷАНГОВАРОН / БРИГАДАҳОИ ЭҷОДӣ / ТЕАТРИ ФРОНТӣ / ФРОНТИ ҷАНГ / КОНСЕРТҳОИ ТЕАТРОНИШУДА / МАРШАЛҳОИ ИТТИҳОДИ ШӯРАВӣ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Набиев Вахоб Машрафович, Усмонов Аюб Исломович, Кабилов Зафарджон Закирович

В статье рассматривается вклад таджикских артистов в повышении боевого духа советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется деятельности Фронтового театра Таджикистана. На основе фактических материалов освещается выступление таджикских артистов перед воинами Волховского, Центрального, Западного, Белорусского фронтов. Также освещены участие Маршалов Советского Союза И.С.Конева, К.К.Рокоссовского и трижды Героя Советского Союза А.И.Покрышкина в концертных программах Фронтового театра Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE FRONTLINE THEATER OF TAJIKISTAN DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article under consideration dwells on Tajik artists' contribution into elevation of Soviet soldiers' fighting spirit in the years of the Great Patriotic War. Specific attention is paid to the Front theater activities in Tajikistan. Designing on the premise of factual materials the authors of the article elucidate Tajik artists' performance in front of the soldiers of Volkhov, Central, Western, Belorussian fronts. The participation of Marshals of the Soviet Union they were I.S.Konev, K.K. Rokossovsky and three times

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРОНТОВОГО ТЕАТРА ТАДЖИКИСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

07.00.00.илм^0и ТАЪРИХ ВА БОСТОНШИНОСИ О7.ОО.ОО.ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ 07.00.00.HIST0RICAL SCIENCES AND ARCHEOLOGY

07.00.02. ТАЪРИХИ ВАТАН 07.00.02. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 07.00.02. HOME HISTORY

УДК 327.С ББК 66.75

ФАЪОЛИЯТИ ТЕАТРИ ФРОНТИИ ТОЦИКИСТОНДАР СОЛХОИ ЦАНГИ БУЗУРГИ ВАТАНИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРОНТОВОГО ТЕАТРА ТАДЖИКИСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ACTIVITIES OF THE FRONTLINE THEATER OF TAJIKISTAN DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Набиев Ва^об Машрафович, д.и.т., профессор;Усмонов Аюб Исломович, д.и.т., профессор; Цобилов Зафарцон Зокирович

сармуаллими кафедраи таърихи халци тоцики МДТ "ДДХ ба номи акад.Б.Гафуров" (Тоцикистон, Хуцанд)

Набиев Вахоб Машрафович, д.и.н., профессор;Усмонов Аюб Исломович, д.и.н., профессор; Кабилов Зафарджон Закирович

старший преподаватель кафедры истории таджикского народа ГОУ «ХГУ имени акад. Б.Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)

Nabiev Vakhob Mashrafovich, Dr. of History, Professor;Usmonov Aub Islomovich, Dr. of History, Professor; Qobilov Zafarjon Zakirovich,

senior lecturer of the department of history of the Tajik people under the SEI «KhSU named after acad. B.Gafurov» (Tajikistan, Khujand)

Вожщои калиди: Цанги Бузурги Ватани, цанговарон, бригадауои эцоди, театри фронти, фронти цанг, консертуои театронишуда, маршалуои Иттщоди Шурави

Дар мацола сауми санъаткорони тоцик дар баланд бардоштани рууияи цангии аскарони шурави дар солуои Цанги Бузурги Ватани мавриди барраси царор ёфтааст. Таваццууи хоса ба фаъолияти Театри фронтии Тоцикистон дода шудааст. Дар асоси далелуои мустанад уунарнамоии санъаткорони тоцик дар назди цанговарони фронтуои Волхов, Маркази, Гарбй, Белоруссия барраси карда шудааст. Инчунин иштироки Маршалуои Иттиуоди Шурави И.С.Конев, К.К.Рокосовский, се карат Цаурамони Иттиуоди Шурави А.И.Покришкин дар барномауои консертии Театри фронтии Тоцикистон тадциц ёфтааст.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, войны, творческие бригады, театральный фронт, боевые фронты, театрализованные консерты, Маршалы Советского Союза

В статье рассматривается вклад таджикских артистов в повышении боевого духа советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется деятельности Фронтового театра Таджикистана. На основе фактических материалов освещается выступление таджикских артистов перед воинами Волховского, Центрального, Западного, Белорусского фронтов. Также освещены участие Маршалов Советского Союза И.С.Конева, К.К.Рокоссовского и трижды Героя Советского Союза А.И.Покрышкина в концертных программах Фронтового театра Таджикистана.

Key words: The Great Patriotic War, wars, creative brigades, theatrical front, battle fronts, theatrical performers, Marshals of the Soviet Union

The article under consideration dwells on Tajik artistsл contribution into elevation of Soviet soldiersл fighting spirit in the years of the Great Patriotic War. Specific attention is paid to the Front theater activities in Tajikistan. Designing on the premise of factual materials the authors of the article elucidate Tajik artistsл performance in front of the soldiers of Volkhov, Central, Western, Belorussian fronts. The participation of Marshals of the Soviet Union they were I.S.Konev, K.K. Rokossovsky and three times

Hero of the Soviet Union A.I. Pokryshkin in concert programs of the Front theater of Tajikistan is highlighted in the article as well.

Период Великой Отечественной войны является одной из ярких страниц в истории Таджикистана советской эпохи. Таджикский народ, как и все другие народы Советского Союза, внес весомый вклад в победу над фашизмом.

«День Победы, - отмечает Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, - являет собой славную страницу истории нашей нации, на которой запечатлены беспримерные подвиги наших отцов и старших братьев на полях самой страшной войны минувшего века. Ход истории сложился так, что наш народ не мог остаться в стороне от суровых испытаний мировой войны. Хотя поля кровавых сражений находились в тысячах километрах от Таджикистана, их эхо отдавалось во всех таджикских селениях. Даже в самых отдаленных местах не нашлось такой семьи, которая бы не проводила отца, брата, сына на поле битвы для защиты Родины от фашистских захватчиков» (11,316).

В годы Великой Отечественной войны театральные коллективы Таджикистана своим самоотверженным трудом вносили посильный вклад в борьбу против фашистских захватчиков.

Творческая деятельность театров Таджикистана с началом войны была целиком подчинена интересам фронта. Целесообразно отметить, что в годы Великой Отечественной войны творческую труппу Таджикского академического театра имени А.Лохути пополнили первые выпускники Таджикской студии Государственного института театрального искусства им. А.Луначарского: Шамси Киямов, Абдусалом Рахимов, Шарофат Сиддикова, Халима Насибуллина и другие (9,283).

Плодотворное влияние на работу театров Таджикистана оказали эвакуированные творческие коллективы: Ленинградский театр комедии, Ворошиловоградский театр юного зрителя, Воронежский театр музыкальной комедии, Украинский театр им. Щорса, Днепропетровский кукольный театр, Государственный симфонический оркестр Украинской ССР. Эвакуированные театры познакомили население республики с новыми пьесами, получившими высокую оценку зрителей. Они осуществляли большую работу по обмену опытом и оказанию творческой помощи театральным коллективам республики: проводили учебные занятия с актерами и нередко консультировали постановки новых пьес. Примером может служить участие ведущих артистов, художников и режиссеров Ленинградского театра комедии в постановке музыкальной драмы «Песня гнева» и пьесы «Фронт». С помощью работников этого театра был поставлен классический балет «Тщетная предосторожность», а также отдельные сцены из оперы «Евгений Онегин», декорации для которых были выполнены по эскизам художника ленинградского театра Жуковского. Артисты этого театра постоянно участвовали в радиопередачах, в различных творческих вечерах, концертах, осуществляли руководство театральной самодеятельностью военных и общественных организаций.

Правительство Таджикской ССР высоко оценило деятельность Ленинградского театра комедии: ведущим актерам были присвоены звания народных и заслуженных артистов республики, группа актеров была награждена Почетными грамотами и Грамотами Президиума Верховного Совета Таджикской ССР (7,128).

Совместная работа способствовала взаимному творческому обогащению мастеров таджикской сцены и приехавших артистов.

В годы Великой Отечественной войны стали создаваться фронтовые бригады, главным лозунгом которых было «В труде, как в бою». По утверждению доктора исторических наук Б.Т.Кабиловой, почти сразу же такие бригады, но уже концертные, стали формироваться в сфере культуры для выступлений с концертами на фронте.

Еще 23 июня 1941 г. Пленум ЦК профсоюза работников искусств принял «Обращение ко всем творческим работникам» с призывом развернуть массово-политическую работу на фронте и в тылу (6,44-45).

Деятельность театральных коллективов республики не ограничивалась выступлениями в тылу. Они принимали активное участие в художественном обслуживании действующих частей Красной Армии.

«Осенью 1942 года, - вспоминает Народный артист СССР Гаффор Валаматзаде, - было сформирована концертная бригада для Волховского фронта. В программе концерта выступали А.Азимова, Х.Насырова, Ш.Бобокалонов, А.Камолов, Ф.Солиев, Д.Кандов, А.Муллокандов и другие. В декабре мы выехали в Москву. В Доме Красной Армии состоялся просмотр концерта и нам дали добро на поездку...

И помнится первый концерт в землянке. Было безумно стыдно, что взрослый, крепкий, полный сил мужчина, я буду сейчас танцевать, подпрыгивать, а кругом вот такая боль, страдание, кровь...

Начался концерт. Более благодарной публики я до этого не встречал. А когда вышли наши изящные, красивые танцовщицы в ярких таджикских костюмах, закружились по глиняной сцене, и я посмотрел на лица раненных, то понял, что нашему солдату на поле боя просто необходимо искусство, олицетворяющее и утверждающее прекрасную жизнь, и винтовка, чтобы защищать ее.

Около четырёх месяцев мы гастролировали по Волховскому фронту. В день давали по 10-12 концертов: просто на поле боя, в госпиталях, в землянках. Иногда концерты прерывались артиллерийской канонадой, солдаты уходили в бой. Для многих из них мы были теми, кто давал последние мгновения радости и счастья» (3,58-59).

В целом, за три с половиной месяца (январь-апрель 1943 г. - авторы) пребывания на фронте бригада дала 128 концертов, выступив перед 30 тысячами зрителей (8,182).

Анализируя деятельность фронтовых бригад, Юлия Думанян справедливо отмечает: «Какими бы многочисленными не были фронтовые бригады, а только в Москве за годы войны их было создано более семисот, они не могли полностью обслуживать всю Красную Армию, поэтому в конце 1941 - в 1942 годов начали активно создаваться фронтовые театры и фронтовые филиалы различных стационаров. Потребность солдат в искусстве требовала постановок целых спектаклей, а не отрывков или коротких сцен, с этой задачей могли справиться только полноценные театры. В их состав входили актеры, уже познавшие все сложности фронтовых выступлений в бригадах. При всех крупных театрах были созданы фронтовые филиалы. Они переняли традиции передвижных театров, выезжавших на передовые позиции и в части Красной Армии, отвечая на призыв СТО, подписанный В.И.Лениным в период гражданской войны» (4).

Первый фронтовой театр был создан из группы актеров театра имени Ленинского комсомола, добровольно ушедшей в народное ополчение и сформировавшейся в красноармейский художественный ансамбль. Большой творческий успех ансамбля у красноармейского зрителя определил дальнейшую его судьбу. С сентября 1941 года ансамбль был реорганизован во фронтовой театр, получивший название «Искра», и работавший вплоть до Дня Победы.

Для постоянного систематического художественного обслуживания частей действующей Красной Армии на опыте фронтовых концертных бригад 29 мая 1943 года ЦК КП (б) Таджикистана было принято решение организовать фронтовой театр Таджикской ССР. К 1 июня 1943 года был подобран состав труппы театра, в него вошли ведущие артисты национальных театров республики и русского драматического театра им. Маяковского. Директором театра был назначен Фрейдман, его заместителем Юткевич, художественным руководителем Менглет, ставшим впоследствии одним из известных советских актеров, Народным артистом СССР. В состав труппы вошли также артисты центральных театров, эвакуированные в республике. В июне 1943 года бюро ЦК КП (б) Таджикистана вынес решение о создании фронтового театра (10,347).

Приказом Главного управления театров Всесоюзного комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР от 18 августа 1943 г. утверждается организация Фронтового театра Таджикской ССР.

Учитывая всю серьёзность поставленных перед фронтовым театром задач, для участия в подготовке спектакля был приглашен лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств, известный кинорежиссер С.И.Юткевич, который осуществлял общее руководство постановкой театрализованного концерта, получившего название «Салом, друзья!». Оформление концерта взял на себя ленинградский художник и режиссер Н.П.Акимов, сценарий написали драматурги Б.С.Ласкин и Н.В.Рожков. В программу концерта были включены скетчи, комедийные сценки, таджикские народные танцы и песни, шуточные народные дуэты, русские и украинские песни, музыкальные шуточные номера.

Перед выездом на фронт программа была просмотрена правительством Таджикистана, которое отметило высокое качество режиссерской и актерской работ. Отличная оценка концерту была дана и комиссией по приему программы в Москве (7,132).

19 августа 1943 г. группа выехала на Центральный фронт. На первом концерте присутствовал командующий фронтом маршал Советского союза К.Н.Рокосовский. Коллектив

пробыл на фронте 52 дня, дав в общей сложности 88 концертов в труднейших условиях войны, обслужив 79 тысяч воинов Центрального и Западного Фронтов (5,79).

Выступления таджикских артистов наряду с солдатами и офицерами также тепло и радушно восприняли освобожденные от врагов жители Курска, Смоленска, Дмитриев-Логовского, Глухова, Рыльска, Ельни и др.

В октябре 1943 г. в Москве, в Доме ученых, состоялся открытый отчетный спектакль вернувшегося из первой фронтовой поездки театра. На этом спектакле присутствовали многие крупнейшие мастера театрального искусства, корреспонденты газет и журналов. Искусство Фронтового театра Таджикской ССР получило всеобщее признание. Приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР от 2 ноября 1943 г. Театр был признан образцовым фронтовым театром Советского Союза. В приказе отмечалось: «...созданный для фронта театрализованный спектакль-концерт «Салом, друзья!» по своей идейной направленности и художественной выразительности сделан на высоком уровне и является образцом для фронтовых театров и театральных бригад». Репертуар концерта был назван оригинальным и остроумным, режиссерская работа - отличной, отмечалось талантливое мастерство исполнителей. В приказе объявлялась благодарность всем работникам театра за высокое качество показанных спектаклей (1).

В целом, этот театр успешно выступал в частях Волховского, Центрального, Западного, 1-го и 2-го Белорусских фронтов. За годы войны театр дал свыше тысячи концертов для бойцов и офицеров Красной Армии.

Для артистов таджикского Фронтового театра самыми приятными моментами были встречи с маршалами Советского Союза И.С.Коневым, К.К.Рокосовским, трижды Героем Советского Союза А.И.Покрышкиным и таджикскими воинами.

Директор Фронтового театра М.З.Фрейдман в своем отчете писал: «За эту поездку мы обслужили пехотинцев, летчиков, артиллеристов, зенитчиков, а также проводили большую работу по обслуживанию госпиталей, тяжело и легко раненых бойцов. Прекрасный отзыв, отзыв вообще о нашей работе дал Маршал Советского Союза Конев, присутствовавший на одном из наших концертов.

В памяти остались чудесные встречи с дважды Героем Советского Союза Покрышкиным (к тому времени он еще был дважды героем - авторы), с прославленными братьями Глинка, с замечательными военачальниками: генерал-полковником Горюновым, генерал-лейтенантом Коротаевым, с нашими земляком, депутатом Верховного Совета, командиром Н-ской дивизии Шейпаком» (2).

Таким образом, таджикские фронтовые бригады и Фронтовой театр Таджикистана сыграли огромную роль в повышении боевого духа воинов Красной Армии и внесли достойный вклад в разгроме немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Государственный архив новейшей истории Республики Таджикистана (ГА НИ РТ). - Ф.3. -Оп.99. - Д.8. - Л.56.

2. ГА НИ РТ. - Ф.3. - 0п.109. - Д.8. - Л.24.

3. Джурабекова,М.Как зажигались звезды/М.Джурабекова. - Душанбе: Ирфон, 1986. - С.144.

4. Думанян, Ю. Фронтовые бригады и театры ВТО в период Великой Отечественной войны / Ю.Думанян//[манбаи электронй]. иЯЬ:Шр:/Леа1гоп-_]оигпа1.ги/2012/08/27/т1егт188юп-Ы81огу-ЛоП/ санаи истифодабарй: 15.06.2020)

5. Зубайдов, А. «Театри фронтии точик» дар солхои Ч,анги Бузурги Ватанй / А.Зубайдов // Фарханг - силохи маънавии пирузй. - Душанбе: Эчод, 2005. - С.78-80.

6. Кабилова, Б.Т. История музыкальной культуры Таджикистана в 1917-1957 годы: Автореферат дис. ... докт. ист. наук / Б.Т.Кабилова. - Душанбе, 2016 г. 57 с.

7. Каширина, Т.В. Театры Таджикистана на службе фронту / Т.В.Каширина // Советский Таджикистан в Отечественной войне (1941-1945 гг.). - Душанбе: Дониш, 1975. - С.124-137.

8. Коммунистическая партия Таджикистана в период Великой Отечественной войны. -Душанбе: Ирфон, 1983. - 318 с.

9. Набиев, В. Культура и молодежь / В.Набиев. - Худжанд: Хуросон, 2009. - 384 с.

10. Рахимов, С. Таджикистан кузница Победы (Материальная и моральная помощь Республики Таджикистан фронту в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / С.Рахимов. -Душанбе: Эчод, 2005. - 488 с.

11.Рах,монов, Э. Выступление в честь 57-й годовщины Победы над фашизмом/ Э.Рахмонов // Независимость Таджикистана и возрождение нации.-Душанбе:Ирфон,2006.-Т.6-С.316-318.

REFERENCES:

I.The State Archives of the Modern History of Tajikistan Republic. - F.3. - Op. 99. - D.8. - L. 56.

2.SA MH TR. - F.3. - Op. 109. - D.8. - L.24.

3.Dzhurabekova, M. How the Stars Were Lit/M.Dzhurabekova.-Dushanbe:Cognition,1986.-144 p.

4. Dumanyan, Y. Front Brigades and Theaters of the WTO in the Period of the Great Patriotic War /Y.Dumanyan // [electronic sources]. URL: http://teatron-journal.ru/2012/08/27/intermission-history-front/ (Date of reques: 15.06.2020).

5. Zubaidov, A. Tajik Front Theater in the Period of the Great Patriotic War / A. Zubaidov // Culture Is a Spiritual Arm. - Dushanbe: Creation, 2005. - P. 78 - 80.

6. Kabilova, B.T. The History of Musical Culture of Tajikistan Referring to 1917-1957: synopsis of Doctoral dissertation in history / B.T. Kabilova. - Dushanbe, 2016. - 57 p.

7. Kashirina, T.V. Theaters of Tajikistan in the Front Service / T.V. Kashirina // Soviet Tajikistan in the Patriotic War (1941-1945).-Dushanbe: Knowledge, 1975. - P. 124 - 137.

8. Communist Party of Tajikistan in the Period of the Great Patriotic War.-Dushanbe: Cognition, 1983. - 318 p.

9. Nabiev, V. Culture and Youth / V. Nabiev. - Khujand: Khuroson, 2009. - 384 p.

10. Rakhimov,S.Tajikistan Forge of Victory (Material and Moral Assistance of Tajikistan Republic to the Front in the Years of the Great Patriotic War (1941-1945)/S.Rakhimov.-Dushanbe:Creation,2005.-488 p.

II.Rahmonov, E. Speech in Honor of the 57-th Anniversary of the Victory over Fascism / E. Rakhmonov //Independence of Tajikistan and the Revival of Nation.-Dushanbe:Cognition,2006.-V.6.,-P. 316 - 318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.