Научная статья на тему 'Из истории участия молодежи в становлении и развитии таджикского профессионального театра (1929-1941гг. )'

Из истории участия молодежи в становлении и развитии таджикского профессионального театра (1929-1941гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
229
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ / ДРАМАТИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР / ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МОЛОДЫХ АКТЕРОВ / ТАДЖИКСКАЯ СТУДИЯ / БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / МОСКОВСКИЕ ЗРИТЕЛИ / PROFESSIONAL THEATERS / DRAMA REPERTOIRE / THEATER OF JUNIOR SPECTATORS / ELEVATION OF QUALIFICATION OF YOUNG ACTORS / TAJIK STUDIO / FRATERNAL ASSISTANCE OF THE ARTISTIC INTELLIGENTSIA / MOSCOW SPECTATORS / ТЕАТРҳОИ КАСБӣ / РЕПЕРТУАРҳОИ ДРАМАВӣ / ТЕАТРИ ТАМОШОБИНИНАВРАС / ТАКМИЛИ ИХТИСОСИ АКТЁРОНИ ҷАВОН / СТУДИЯИ ТОҷИКӣ / ЁРИИ БАРОДАРОНАИ ЗИЁИЁН-АДИБОН / ТАМОШОБИНОНИ МОСКВАГӣ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Набиев Вахоб Машрафович, Усмонов Аюб Исломович, Кобилов Зафарзокирович

В статье освещается вклад комсомольцев и молодежи в становление и развитие таджикского профессионального театра в годы строительства социалистического общества. Авторы на основе достоверных материалов показывают роль молодежи в создании театров рабочей молодежи, в укреплении театров режиссёрскими и актёрскими кадрами. Особое внимание уделяется возникновению профессиональных театров в республике. В статье также обобщается участие молодежи братских республик Советского Союза в процессе развития таджикского профессионального театрального искусства. Авторы отмечают, что экзаменом зрелости театрального искусства Таджикистана явилась Первая декада таджикского искусства в Москве (апрель 1941 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of Youth Participation in the Formation and Development of the Tajik Professional Theater (1929-1941)

The article dwells on the contribution of Komsomol and youth into the formation and development of the Tajik professional theater in the years of building a social community. Proceeding from the reliable materials, the authors show the role of youth in creating theaters of the youth and providing them with directors and actors. Particular attention is paid to the emergence of professional theaters in the republic. The article also summarizes the participation of youth from the republics of the Soviet Union in the development of Tajik professional theater. The authors note that the first decade of Tajik art in Moscow (April 1941) was the examination of maturity of theatrical art in Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Из истории участия молодежи в становлении и развитии таджикского профессионального театра (1929-1941гг. )»

УДК 630 ББК 63,3(5Т)

АЗ ТАЪРИХИ ИШТИРОКИ ЦАВОНОН ДАР ТАЪСИСВА ТАШАККУЛИ ТЕАТРИ КАСБИИ ТОЦИК (СОЛХрИ 1929-1941)

ИЗ ИСТОРИИ УЧА СТИЯ МОЛОДЕЖИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ТАДЖИКСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА (1929-1941 ГГ.)

FROM THE HISTORY OF YOUTH PARTICIPA TION IN THE FORMA TION AND DEVELOPMENT OF THE TAJIK PROFESSIONAL THEATER (1929-1941)

Набиев Ваххоб Машрафович, д,и.т., профессор; Усмонов Аюб Исломович, д,и.т., дотсент; Цобилов Зафар Зокирович, сармуаллими кафедраи таърихи халци тоцики МДТ "ДДХ ба номи академик БобоцонГафуров" (Тоцикистон, Хуцанд)

Набиев Вахоб Машрафович, д, и. н., профессор; Усмонов Аюб Исломович, д,и.н., доцент; Кабилов ЗафарЗокирович, старший преподаватель кафедры «История таджикского народа» ГОУ "ХГУимени академика Б. Гафурова" (Таджикистан, Худжанд)

Nabiev Vahhob Mаshrapovich, Dr. of History, Professor; Usmonov Aub Islomovich, doctor of historical sciences, Associate Professor;Qobilov Zafar Zokirovich, senior lecturer of the department of home history under the SEI «KSU named after acad. B. Gafurov», (Tajikistan, Khujand), E-mail: v.m.nabiev@mail.ru

Вожахои калиди: театрцои касби, репертуарцои драмави, театри тамошобининаврас, такмили ихтисоси актё'рони цавон, студияи тоцики, ёрии бародаронаи зиёиён-адибон, тамошобинони москваги

Дар мацола масъалаи сацми комсомолону цавонон дар ташаккул ва рушди театри касбии тоцик дар солцои бунёди цомеаи сотсиалисти мавриди барраси царор гирифтааст. Муаллифон дар заминаи маводи муътамад нацши цавононро дар таъсиси театрцои коргарони цавон, таъмини театрцо бо кадрцои соцаи театр-коргард ва цунармандон нишон додаанд. Таваццуци хоса ба масъалаи таъсиси театрцои касби дар цумцури зоцир шудааст. Дар мацола цамчунин иштироки цавонони цумцурицои бародари Иттицоди Шурави дар ташаккули санъати касбии театрии тоцик нишон дода шудааст. Муаллифон цайд кардаанд, ки имтицони камолоти санъати театрии Тоцикистон баргузории Дацаи нахустини санъати тоцик дар Москва (апрели соли 1941)мебошад.

Ключевые слова: профессиональные театры, драматический репертуар, театр юного зрителя, повышение квалификации молодых актеров, таджикская студия, братская помощь художественной интеллигенции, московские зрители

В статье освещается вклад комсомольцев и молодежи в становление и развитие таджикского профессионального театра в годы строительства социалистического общества. Авторы на основе достоверных материалов показывают роль молодежи в создании театров рабочей молодежи, в укреплении театров режиссёрскими и актёрскими кадрами. Особое внимание уделяется возникновению профессиональных театров в республике. В статье также обобщается участие молодежи братских республик Советского Союза в процессе развития таджикского профессионального театрального искусства. Авторы отмечают, что экзаменом зрелости театрального искусства Таджикистана явилась Первая декада таджикского искусства в Москве (апрель 1941 г.).

Key words: professional theaters, drama repertoire, theater of junior spectators, elevation of qualification of young actors, Tajik studio, fraternal assistance of the artistic intelligentsia, Moscow spectators

The article dwells on the contribution of Komsomol and youth into the formation and development of the Tajik professional theater in the years of building a social community. Proceeding from the reliable materials, the authors show the role of youth in creating theaters of the youth and providing them with directors and actors. Particular attention is paid to the emergence of professional theaters in the republic. The article also summarizes the participation of youth from the republics of the Soviet Union in the development of Tajik professional theater. The authors note that the first decade of Tajik art in Moscow (April 1941) was the examination of maturity of theatrical art in Tajikistan.

В настоящее время становится необходимым воспитание молодежи в духе требований современности с использованием всех возможностей, в том числе опыта и знаний старшего поколения.

В связи с этим Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в статье «Таджики в зеркале истории» подчёркивает: «Каждая историческая эпоха оставляет глубокий след в судьбах наций и народов, оказывая влияние на ход их становления и развития.

Древний таджикский народ, на протяжении своего существования не раз подвергавшийся суровым испытаниям, сегодня пристально рассматривает пройденный путь сквозь призму истории, ибо история даёт нам возможность увидеть и в отдельности, и в едином историческом ряду каждый этап нации, ее взлеты и падения, вклад поколений в материальную и духовную сокровищницу. Только через познание исторического прошлого, через национальное самосознание можно определить будущее новых поколений...

В этом историческом контексте велика роль Октябрьской революции, давшей вторую молодость угнетенному народу. Таджики, спустя тысячу лет со времени распада империи Саманидов, вновь обрели свою государственность, обозначенную на политической карте мира.

Революция наделила Таджикистан территорией и освободила от гнета, у людей появился простор для деятельности и творчества»(18, 3, 7-9).

Одним из главных достижений социализма является возникновение профессиональных театров в Таджикистане.

Партийные, советские и комсомольские органы широко использовали театральное искусство в политико-воспитательной работе, всячески содействовали его развитию. От драмкружков национальное театральное искусство постепенно поднялось до драматических студий, а затем до уровня профессионального театра.

Таджикский драматический театр как профессиональный театр возник 7 ноября 1929 г. в г.Сталинабаде. Это был театр, впоследствии названный именем А.Лохути. В первое время организации таджикского театра драмы, которым руководил талантливый артист и постановщик Х.Махмудов, в нем работало всего 7 молодых артистов и 2 музыканта (6, 149).

На первых порах деятельности таджикского театра некоторую помощь оказывал ему душанбинский русский театр рабочей молодежи (ТРАМ), созданный в 1928 г. Русские режиссеры интересовались работой таджикского театра, присутствовали на репетициях, спектаклях, помогали артистам овладевать мастерством, осваивать технику сцены, создавать оформление.

Комсомол Таджикистана в сотрудничестве с Наркомпросом республики проделал огромную работу по укреплению театра режиссерскими и актерскими кадрами. В театр приглашались не только талантливые участники художественной самодеятельности, но и профессиональные мастера сцены из других республик. В сезон 1930-31 гг. из Ташкентского театра им.Хамзы и Бухарского театра были приглашены на работу в качестве режиссеров выпускники трехгодичной узбекской театральной студии г.Москвы комсомольцы Ф.Умаров и М.Саидов. Из числа творческой молодежи в театр были привлечены М.Касымов, А.Саидов, Х.Мардонов, Ф.Исмаилов, Х.Урунов, А.Бурхонов, М.Халилов, Л.Латифов, О.Зиёев, Х.Рахматуллаев, С.Бакоева, А.Азимова, Б.Хомидов и др(14, 52-53).

Труппа театра пополнялась комсомольцами. В 1930 г. из 30 работников театра 12 являлись членами ВЛКСМ (8, 484).

Рост актерских кадров позволил расширить рамки творческой деятельности театра, появилась возможность ставить и решать более сложные задачи. В 1931 г. были поставлены такие крупные пьесы, как «Мятеж» Д.Фурманова и С.Поливанова, «Два коммунста» К.Яшена, «Восстание Восе» Фитрата, спектакли «Эмир Алимхан» Багдодбекова, «Вредители хлопка» У.Исмаилова и др.

В 1932 г. театром была осуществлена постановка пьес «Победа» Али-заде, «Товарищи» Яшена, «Халима» Зафари, «Краснопалочники» Хусаинова и других, где главные роли играли молодые таджикские актеры (20).

Наряду с расширением драматического репертуара большое место в работе театра в начале 30-х годов занимала концертная программа. В 1932 г. театр дал 17 шефских концертов в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, 27 - в подшефных колхозах, 50 раз выступил по Таджикской радиостудии, совершил гастрольную поездку в города Ходжент и Канибадам (21).

Коллектив Таджикского государственного драматического театра им. А.Лахути горячо одобрил инициативу коллектива Московского художественного академического театра им.М.Горького об улучшении культурного шефства работников искусства и включении театров в культурный поход Красной Армии. В своем обращении коллектив МХАТ призывал партийные и комсомольские

организации бороться за подлинное коммунистическое воспитание всего личного состава РККА, за социалистическое воспитание и культурность.

Коллектив Таджикского государственного драматического театра взял шефство над Таджикским кавалерийским полком.

Молодые таджикские писатели сотрудничали с театрам республики. Это способствовало появлению новых пьес на темы социалистического строительства. В репертуаре драматического театра им. А.Лахути в 1933-1934 гг. были включены пьесы молодых драматургов А.Усманова «Мубориза»(«Борьба»), Д. Икрами «Душман» («Враг») и Г.Абдулло «Вахш»(22).

Первые драматические произведения молодых национальных авторов, как и сценическое их воплощение, были скорее формой агитационной и пропагандистской работы, так как молодые авторы не были знакомы с традициями и законами театрального искусства.

Однако приход молодых таджикских писателей в театр, их стремление отражать в своих пьесах важные общественные проблемы говорили не только о значительном сдвиге национальной драматургии, но и об освоении литераторами метода социалистического реализма.

Организованный в 1934 г. второй таджикской драмтеатр в Ленинабаде впервые включил в свой репертуар пьесы «Мухаббат» и «Саодат» молодого писателя Рахима Джалиля и «Шараф» М.Амин-заде(25, 458).

В 1934-1935 гг. поэт-комсомолец М.Турсун-заде работал заведующим литературной частью Ленинабадского драмтеатра. Именно на этой сцене в 1934 г. была поставлена его первая пьеса «Хукм» («Приговор»)(3).

Комсомольские организации республики являлись организаторами Театров рабочей молодежи (ТРАМ) и Юного зрителя (ТЮЗ).

В 1935 г. по инициативе Сталинабадского горкома комсомола был создан ТРАМ. Театр в течение одного года показал 3 водевиля А.П.Чехова: «Медведь», «Предложение», «Свадьба», представления «Шестеро влюбленных», и др (1).

Созданный в 1934 г. Сталинабадский ТЮЗ показал 10 спектаклей и 19 концертов. Особое место в репертуаре театра занимали пьесы «Трудность Фрица Брюги», «Дружные ребята», «Улица радости», «Чужой ребенок» (23).

20 ноября 1935 г. решением Ходжентского ГК ЛКСМ Таджикистана был организован ТЮЗ. Режиссером театра был утвержден комсомолец Рустам Эркабаев (впоследствии народный артист Таджикской ССР, персональный пенсионер). В 1936 г. театр осуществил постановку пьесы молодого драматурга С.Саидмурадова «Раъно», в которой главные роли исполняли пионеры Ханифа Мавлянова (впоследствии нароная артистка СССР, профессор), Махбуба Киямова, Каримджон Ибрагимов и комсомолка Кобила Самадова.

Члены комсомольских объединений не имели фундаментального художественного образования и, придя в профессиональное искусство, постигали основы профессиональной грамоты во время творческой практики. Эти коллективы входили в систему воспитательной работы ВЛКСМ и работали под руководством агитационно-пропагандистского отдела ЦК ЛКСМ Таджикистана, обкомов и горкомов комсомола.

В 1934 г. в Ленинабаде был основан художественный техникум, в котором обучалось 120 студентов, в 1935 г. - 180 человек(13, 187).

В 1934 г. в г. Сталинабаде также был открыт художественный комбинат с тремя отделениями: музыкальным, театральным и художественным, в котором обучались 90 студентов. Комсомольская организация техникума охватила 35 членов ВЛКСМ. Комсомольцы комбината шефствовали над таджикским полком и колхозом «Рохи нав» Сталинабадского района(2).

Комсомольская организация театра им.А.Лахути придавала большое значение повышению квалификации молодых актеров. В 1935 г. при театре были организованы курсы по повышению квалификации. Слушатели занимались по учебному плану, рассчитанному на 3 года. Занятия проводились по трем циклам - общеобразовательному, искусствоведческому и специальному.

Прилив новых сил в театр им. А.Лахути привел к тому, что в 1935 г. был организован объединенный театр им. А.Лахути, в составе которого был и драматический, и музыкальный театры.

Дальнейшему росту театра способствовало умелое руководство профессиональных режиссеров. Под руководством режиссера-постановщика В.В.Тихоновича были поставлены такие крупные произведения русской и советской драматургии, как «Жизнь зовет» В.Билль-Белоцерковского, «Чужой ребенок», В.Шкваркина, «Платон Кречет» А.Корнейчука, «Борис Годунов» А.С.Пушкина.

Во второй половине 30-х годов наметился дальнейший творческий подъем театра. В 1936 г. в театр прибыл одаренный молодой режиссер, выпускник Государственного института театрального искусства Е.И.Мительман, который организовал изучение актерами основ системы К.С. Станилавского. Возросшее исполнительское мастерство актеров проявилось уже в постановке трагедии Ф.Миллера «Коварство и любовь».

Необходимо было пополнить драматические театры республики новыми высококвалифицированными кадрами. 17 августа 1936 г. ЦК КП(б) Таджикистана принял постановление «О наборе 30 человек для укомплектования организующейся при Государственном институте театрального искусства им.Луначарского в Москве таджикской театральной мастерской», куда набор производился из числа таджиков в возрасте от 16 до 23 лет - работников районных театров и кружков художественной самодеятельности (8, 504).

Для окончательного рассмотрения и утверждения кандидатов была создана комиссия из числа представителей ЦК КП(б) Таджикистана, Управления по делам искусств, ЦК комсомола, Наркомпроса и культпросветотдела.

В результате совместной работы партийных, комсомольских организаций в ГИТИС было направлено 29 человек, среди которых были Шамси Киямов, Халима Насибулина, Шаходат Сидикова, Абдусалом Рахимов и др.

Под руководством педагогов М.Ф.Астангова, Б.М.Седого, Т.Д.Соловьева, Г.Н.Димитрова, В.Балюна они освоили актерское мастерство и подготовили дипломные спектакли по пьесам Мольера «Мнимый больной», Гоголя «Ревизор», Симонова «Парень из нашего города», Маляревского «Счастье». После успешного окончания студии, накануне Великой Отечественной войны, они влились в театральные коллективы республики.

Дальнейшему развитию театрально-музыкального искусства в республике во многом способствовало постановление СНК и ЦК КП(б) Таджикистана от 13 августа 1937 г. «О развитии театрального-музыкального искусства Таджикистана». В постановлении был намечен ряд важнейших мероприятий, направленных на дальнейшее развитие театрально-музыкального искусства в республике (8, 511-513).

В 1937 г. при Управлении по делам искусства при Совете Народных Комиссаров Таджикской ССР были организованы 2-х месячные курсы режиссеров. В результате совместной работы комсомольских организаций и отделов культуры на курсы были направлены 7 талантливых режиссеров и актеров районных и колхозных драмтеатров из числа комсомольцев. Среди них Исаева Бибираджаб - актриса Пенджикентского районного театра, Матаев Нерия - артист ТЮЗа г.Ленинабада, Разыков Рафи - концертный режиссер Канибадаского райтеатра, Саидов Абдухалик - артист Исфаринского райтеатра, Саидов Раджаб - актер Орджоникидзеабадского райтеатра, Усманов Джурабой - режиссер Кулябского райтеатра (12, 143).

В соответствии с постановлением СНК Таджикской ССР и ЦК КП(б) Таджикистана 1 ноября 1937 г. начал свою деятельность русский драматический театр. Коллектив театра составляли 25 молодых актеров - выпускники Московского театра-студии, которым руководил народный артист СССР А.Д.Дикий. Среди них были Н.Н.Волчков (впоследствии - народный артист СССР), Н.А.Чистова, Г.Д.Стопанова, В.Н.Ланге и др. Первой постановкой театра былапьеса Н.Вирты «Земля».

В отличие от таджикского драматического театра, где кадры артистов на первых порах складывались в основном из участников художественной самодеятельности, в русский театр пришли актеры с театральным образованием. Режиссер-комсомолец В.Я.Ланге (впоследствии -народный артист Тадж.ССР) осуществил постановку спектаклей «На дне» А.М.Горького, «Разлом» Б.Лавренева, «Дети Ванюшина» Найденова. Актеры-комсомольцы Якушев, Лишафаев, Тихомирова, Бергер и Чистова в спектаклях «Разлом», «Ночной смотр», «Пограничники», «На дне», «Голубое и розовое» исполняли главные роли.

Крупным событием культурной жизни Таджикистана явилось создание на базе музыкального ансамбля театра им. А.Лахути Таджикского музыкального театра, который стал самостоятельным в 1937 г. В состав театра в год его образования выходил всего 17 человек, в том числе 2 опытных артиста - члены ВЛКСМ Туфа Фазылова и Авнер Муллокандов. Артистам под силу были лишь постановки музыкально-драматических пьес, состоящих- из одного или двух актов. Были поставлены «Зерно любви» Д.Икрами, «Дохунда» (маленькая инсценировка по роману С.Айни) и др (15, 287-289).

Артисты не владели нотной грамотой и играли по слуху, поэтому их первоочередной задачей явилось овладение музыкальной грамотой как в процессе работы, так и на специально созданных курсах.

Для решения этих задач партийные и общественные организации республики проделали огромную работу. Например, для пополнения балетной труппы в сентябре 1937 г. была открыта детская музыкально-балетная школа в г. Сталинабаде. В 1939 г. в ней обучались 180 учащихся.

Были приглашены опытные композиторы, балетмейстеры, дирижеры из других союзных республик. В становление таджикского театра оперы и балета весомый вклад внесли композиторы С.Баласанян, А.Ленский, С.Урбах, хормейстер П.Мирошниченко, педагог по вокалу Е.Прокофьев, дирижеры Л.Кауфман, Л.Левин, балетмейстеры А.Проценко, А.Исламова, К.Голейзовский и др. Вот что писала об этом комсомолка-артистка Т.Фазылова: «... В 1934 г. я начала работать в Сталинабадском музыкально-драматическом театре. Именно здесь я поняла, как много и упорно мне придется работать, чтобы стать настоящей артисткой. Мои голосовые данные сильно ограничены тем, что я умела петь только в национальной манере. Долго и терпеливо работал со всеми нами, молодыми певцами, музыкальный педагог Е.А.Прокофьев» (19).

В результате театр добился ряда успехов. В 1939 г. поставлено театрализованное представление «Лола» по либретто С.Саидмуродова (композиторы С.Баласанян и С.Урбах). Введение к данному представлению написал молодой таджикский ученый Лутфулло Бузург-заде.

В этом же году театр осуществил постановку первой таджикской оперы «Восстание Восе». Либретто оперы написали поэты-комсомольцы А.Дехоти и М.Турсун-заде. Премьера оперы состоялась 16 октября 1939 г.. Она прошла с большим успехом и получила высокую оценку как театральной общественности, так и многочисленных зрителей.

Молодые артисты, исполявшие главные роли, члены Ленинского комсомола-Б.Тураев, Т.Фазылова, Р.Галибова, А.Муллокандов, солисты балета комсомолка А.Азимова и А.Исхакова были удостоены правительством республики звания Заслуженного артиста Таджикской ССР, а композитор С.Баласанян и первый таджикский дирижер А.Камолов - Заслуженного деятеля искусств республики (10, 20).

Все эти успехи послужил предпосылкой создания театра оперы и балета. В связи с этим Президиум Верховного Совета Таджикской ССР Указом от 13 декабря 1940 г. переименовал музыкальный театр в Таджикский государственный театр оперы и балета (8, 538).

V съезд комсомола Таджикистана (май 1939 г.) уделил особое внимание подготовке творческих кадров из числа комсомольцев. В резолюции съезда отмечалось: «Съезд обращает особое внимание комсомольских организаций на выявление среди комсомольцев и молодежи людей, обладающих талантами в области пения, музыки, танцев и т.д., организовав их в самодеятельные кружки, оказывать им повседневную помощь квалифицированными кадрами, выращивая из них новые молодые национальные кадры работников искусства, оказывать практическую помощь Комитету по делам искусства в комплектовании театров республики».

Комсомольские организации провели большую работу, чтобы выполнить решение съезда. В 1939 г. комсомольцы и молодежь составляли более 50% работников искусств республики (4).

Творческая молодежь Таджикистана принимала активное участие в культурном обслуживании строителей народных строек. Так, решением ЦК ЛКСМ Таджикистана Ленинабадскому окружному комитету комсомола было предложено организовать выезд театральных коллективов для культурного обслуживания строителей Большого Ферганского канала.

Молодые артисты Ленинабадского окружного колхозного театра, Канибадамского, Исфаринского, Ура-Тюбинского, Аштского и Науского театров были желанными гостями строителей. Молодая артистка Ленинабадского гостеатра Розия Арсланова целый месяц провела на канале, ее выступления вызывали всеобщий интерес зрителей. Правительство высоко оценило самоотверженную творческую работу 20-летней комсомолки Р.Арслановой, наградив ее орденом «Знак почета» (7). Нужно отметить, что Р.Арсланова является первой орденоносной артисткой из Таджикистана.

Экзаменом зрелости театрального искусства республики явилась первая декада таджикского искусства в Москве. Коммунистическая партия и Советское правительство придавали огромное значение этому важному мероприятию. В январе 1940 г. СНК Таджикской ССР рассмотрел вопрос «О подготовке к декаде таджикского искусства в Москве» и определил количественный состав участников (9). 13 апреля 1940 г. бюро ЦК КП(б) Таджикистана, рассмотрев вопрос «О ходе подготовки к декаде показа таджикского искусства в Москве», обязал ЦК ЛКСМ Таджикистана выделить освобожденных комсоргов в музтеатре и госфилармонии (24).

Комсомол Таджикистана провел значительную работу по отбору на декаду артистов из театров, музыкантов, певцов, сказителей из районов и областей. Была создана специальная комиссии из 20 человек. В результате плодотворной работы комсомольских организаций республики для участия в первой декаде было отобрано 250 комсомольцев и более 500 несоюзной молодежи(5).

Для участия в декаде партийная и комсомольская организации драматического театра им.А.Лахути рекомендовали 69 комсомольцев.

Театральные коллективы республики развернули огромную работу по успешному проведению декады. Театр оперы и балета подготовил к декаде музыкальное представление «Лола» (автор и постановщик С.Саидмуродов, музыка С.Баласаняна и С.Урбаха, введения Л.Бузург-заде), оперу «Восстание Восе» (либретто А.Дехоти и М.Турсун-заде, музыка С.Баласаняна), «Кузнец Кова» (либретто А.Лахути, музыка С.Баласаняна и Ш.Бобокалонова) и первый таджикский балет «Ду гул» (музыка Ленского).

Таджикский академический театр драмы им.А.Лахути для московских зрителей подготовил пьесу молодого драматурга С.Улуг-заде «Краснопалочники», А.Дехоти и Волькенштейна «Рустам и Сухроб», трагедию В.Шекспира «Отелло».

Зрители горячо отзывались о спектаклях и концерных выступлениях. Например, народный артист СССР В.И.Немирович-Данченко писал: «Я очень люблю Восток, восточную музыку. С волнением глядя на сцену, я через всех людей, которые находятся перед моими глазами, стараюсь угадать весь таджикский народ. Это замечательный народ, если за такой короткий срок столько много достигнуто» (16).

22 апреля 1941 г. в Кремле состоялся прием участников декады таджикского искусства. На приеме выступили И.В.Сталин, В.М.Молотов, М.Б.Храпченко, молодые таджикские артисты М.Касымов, Т.Фазылова, Р.Галибова.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 апреля 1941 г. за выдающиеся заслуги в деле развития таджикского театрального и музыкального искусства 141 участник декады был награжден орденами и медалями. Среди награжденных большинство составляли представители творческой молодежи Таджикистана. Молодому таджикскому актеру М.Касымову было присвоено звание «Народный артист СССР».

Указом Президиума Верховного Таджикской ССР от 25 апреля 1941 г. молодым таджикским артистам А.Азимовой, Р.Галибовой, А.Камолову, Т.Фазыловой было присвоено звание «Народный артист Таджикской ССР», 12- звание «Заслуженный артист Таджикской ССР», среди них Р.Арсланова, Г.Валамат-заде, Б.Таджибаева и др., главному режиссеру театра им.В.Маяковского В.Г.Ланге присвоено звание «Заслуженный деятель искусств».

Таким образом, исторические факты свидетельствуют о том, что в рассматриваемый период творческая молодежь внесла достойный вклад в становление и развитие таджикского профессионального театра.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ба чавонони давраи сталинй-тарбияи большевикй: Маърузаи хдсоботии котиби КМ ЛКСМ Точикистон р.Герасимов дар анчумани III юбилеии комсомоли Точикистон 11 феврали соли 1936 // Комсомоли Точикистон. - 1936. - 5 март.

2. Боз х,ам барои муваффа^ият мубориза кунед // Комсомоли Точикистон. - 1935. - 12 март.

3. Валамат-заде, Г. Ступени духовного роста / Г.Валамат-заде. // Коммунист Таджикистана. -1984. - 5 декабря.

4. Государственый архив новейшей истории Республики Таджикистан (ГА НИ РТ). - Ф.36. -Оп.1. - Д.120. - Л.18.

5. ГА НИ РТ. - Ф.36. - Оп.1. - Д.175. - Л.35.

6. Гулямов, С. Таджикская советская интеллигенция / С. Гулямов. - Душанбе: Ирфон, 1974. -172 с.

7. Димин, Г. Артистка-орденоносец / Г.Димин // Комсомолец Таджикистана. - 1940. - 25 октября.

8. Из истории культурного строительства в Таджикистане: Сб.документов. - Душанбе: Ирфон, 1966. - Т.1. - 672 с.

9. Комсомолец Таджикистана. - 1940. - 28 января.

10.Мороз, А. Таджикский государственный ордена Ленина театр оперы и балета им.С.Айни / А.Мороз. - Сталинабад, 1957. - 62 с.

11.Молодые актеры // Комсомолец Таджикистана. - 1937. - 16 ноября.

12.Набиев, В. Молодежь Таджикистана - авангард культурного фронта / В.Набиев. -Худжанд: Нури маърифат, 2018. - 200 с.

13.Набиева, Р.А. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм / Р.Набиева. - Душанбе: Ирфон, 1973. - 276 с.

14.Назаров, М. Санъати халки точик / М.Назаров. - Сталинабад, 1960. - 292 с.

15.Нурджанов, Н.Х. История таджикского советского театра / Н.Нурджанов. - Душанбе: Дониш, 1967. - 471 с.

16.Отзывы о таджикском искусстве // Комсомолец Таджикистана. - 1941. - 20 апреля.

17. Правда. - 1941. - 24 апреля.

18. В культуре - бытие нации: Выступление на встрече с представителями интеллигенции страны, 20 марта 2001 г. / Э.Рахмонов // Независимость Таджикистана и возрождение нации. - Душанбе: Ирфон, 2006. - Т.4. - С.6-35.

19.Фазылова, Т. Самая большая работа - впереди / Т.Фазылова // Комсомольская правда. -1940. - 12 апрель.

20.Центральный государственный архив Республики Таджикистан (ЦГА РТ). - Ф.385. - Оп.1. - Д.85. - Л.71.

21.ЦГА РТ. - Ф.385. - Оп.1. - Д.85. - Л.13-14.

22.ЦГА РТ. - Ф.385. - Оп.1. - Д.85. - Л.71.

23.ЦГА РТ. - Ф.360. - Оп.2. - Д.44. - Л.6.

24.ЦГА РТ. - Ф.1543. - Оп.1. - Д.10. - Л.6-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25.Шукуров, М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана / М. Р. Шукуров. -Душанбе: Ирфон, 1970. - 494 с.

REFERENCES:

1. Young Stalinist-Bolshevik Education: Report by the Secretary of the Central Committee of the Communist Party of Tajikistan. - 1936. - March 5.

2. You Should Combat for the Peace // Komsomolsk of Tajikistan. - 1935. - March 12.

3. Valamat-zade, G. Steps of Spiritual Growth / G. Valamat-zade // Communist of Tajikistan. -1984. - December 5.

4. The State Archive of the Newest History of the Republic of Tajikistan (GA NI RT). - F.36. - Op. 1. - D.120. - L.18.

5. The State Archive of the Newest History of the Republic of Tajikistan (GA NI RT). - F.36. - Op. 1. - D.175. - L.35.

6. Gulyamov, S. Tajik Soviet Intelligentsia / S. Gulyamov. - Dushanbe: Cognition, 1974.- 172 p.

7. Dimin, G. Artist-Order Bearer / G. Dimin // Komsomolsk of Tajikistan. - 1940. - October 25.

8. From the History of Cultural Construction in Tajikistan: Collection of documents. - Dushanbe: Cognition, 1966. - V. 1. - 672 p.

9. Young actors // Komsomolsk of Tajikistan. - 1940. - January 28.

10.Moroz, A. Tajik State Order of Lenin Opera and Ballet Theater named after S. Aini / A. Moroz. -Stalinabad, 1957. - 62 p.

11.Young Actors // Komsomolsk of Tajikistan. - 1937. - November 16.

12.Nabiev, V. Youth of Tajikistan - the Vanguard of Cultural Front / V. Nabiev. - Khujand: The Light of Enlightenment, 2018. - 200 p.

13.Nabiev, R.A. Women of Tajikistan in the Struggle for Socialism / R. Nabieva. - Dushanbe: Cognition, 1973. - 276 p.

14.Nazarov, M. Art of the Tajik Nation | M.Nazarov. - Stalinabad, 1960. - 292 p.

15.Nurjanov, N.Kh. History of the Tajik Soviet Theater / N.Nurjanov. - Dushanbe: Knowledge, 1967 .-- 471 p.

16.Reviews on Tajik Art // Komsomolsk of Tajikistan. - 1941. - April 20.

17.The Truth. - 1941. - April 24.

18.In Culture - the Being of the Nation: Speech at a Meeting with the Representatives of the Country's Intelligentsia, March 20, 2001 / E. Rakhmonov // Independence of Tajikistan and the Revival of the Nation. - Dushanbe: Cognition, 2006. - T. 4. - P. 6-35.

19.Fazylova, T. The Biggest Work Is Ahead / T.Fazylova // Komsomolskaya Pravda. - 1940. - April 12.

20.RT Central State Archive (CSA). Fund 385, inventory 1, dossiers 85. - C. 71.

21.RT Central State Archive (CSA). Fund 385, inventory 1, dossiers 85. - C. 13-14.

22.RT Central State Archive (CSA). Fund 385, inventory 1, dossiers 85. - C.71.

23.RT Central State Archive (CSA). Fund 360, inventory 2, dossiers 44. - C. 6.

24.RT Central State Archive (CSA). Fund 1543, inventory 1, dossiers 10. - C. 6-7. 25.Shukurov, M.R. The History of Cultural Life of Soviet Tajikistan / M. R. Shukurov. - Dushanbe:

Cognition, 1970 .-- 494 p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.