Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРОНТОВОГО ТЕАТРА ТАДЖИКИСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРОНТОВОГО ТЕАТРА ТАДЖИКИСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЙНА / ТВОРЧЕСКИЕ БРИГАДЫ / ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ / БОЕВЫЕ ФРОНТЫ / ТЕАТРИЗОВАННЫЕ КОНЦЕРТЫ / МАРШАЛЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Набиев Ваҳоб Машрафович, Усмонов Аюб Исломович, Кобилов Зафарҷон Закирович

В статье рассматривается вклад таджикских артистов в повышении боевого духа советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется деятельности Фронтового театра Таджикистана. На основе фактических материалов освещается выступление таджикских артистов перед воинами Волховского, Центрального, Западного, Белорусского фронтов. Также освещены участие Маршалов Советского Союза И.С.Конева, К.К.Рокоссовского и трижды Героя Советского Союза А.И.Покрышкина в концертах. Фронтового театра Таджикистан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Набиев Ваҳоб Машрафович, Усмонов Аюб Исломович, Кобилов Зафарҷон Закирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT AND ACTIVITIES OF THE FRONTLINE THEATER OF TAJIKISTAN DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article examines the contribution of Tajik artists to increasing the fighting spirit of Soviet soldiers during the Great Patriotic War. Special attention is paid to the activities of the Front Theater of Tajikistan. Based on factual materials, the performance of Tajik artists in front of the soldiers of the Volkhov, Central, Western, Belorussian fronts is covered. The participation of Marshals of the Soviet Union I.S.Konev, K.K. Rokossovsky and three times Hero of the Soviet Union A.I. Pokryshkin in concert programs is also covered. Front Theater of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРОНТОВОГО ТЕАТРА ТАДЖИКИСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

food and housing. The issue of the activities of the leadership of the Leninabad region in resolving these issues, as well as its assistance to the disabled, women and orphans who suffered from the war, is also considered.

Key words: the Great Patriotic War, evacuation, disabled, war veterans, wounded, hospital, help, advice, work, friendship, boarding school, local authorities, fascism

Маълумот дар бораи муаллиф: Fафуров Абдулло Мутиллоевич-номзади илмдои таърих, дотсент, мудири шуъбаи таърихи навтарини Институти таърих, бостоншиносй ва мар-думшиносии ба номи А.Дониш.СуроFа: Душанбе, хиёбони Рудакй, 33, 734025. Телефон: 221-20-93, 935656312. E-mail: falgar@mail.ru.

Information about the author: Gafurov Abdullo Mutilloyevich-Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head. Department of Contemporary History of the Institute of History, Archeology and Ethnography. A. Donisha. Address: Dushanbe, Rudaki ave. 33, 734025. Tel: 221-20-93r., 935656312. E-mail: falgar@mail.ru.

УДК-792(575.3) (09)

СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРОНТОВОГО ТЕАТРА ТАДЖИКИСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

НАБИЕВ В. М., УСМОНОВ А. И., КАБИЛОВ З. З., ГОУ «Худжандского государственного университета имени академика

Бободжона Гафурова»

Период Великой Отечественной войны является одной из ярких страниц в истории Таджикистана советской эпохи. Таджикский народ, как и все другие народы Советского Союза, внес весомый вклад в победу над фашизмом.

«День Победы,-отмечает Основатель мира и национального единства -Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, - являет собой славную страницу истории нашей нации, на которой запечатлены беспримерные подвиги наших отцов и старших братьев на полях самой страшной войны минувшего века. Ход истории сложился так, что наш народ не мог остаться в стороне от суровых испытаний мировой войны. Хотя поля кровавых сражений находились в тысячах километров от Таджикистана, их эхо отдавалась во всех таджикских селениях. Даже в самых отдаленных местах не нашлось такой семьи, которая бы не проводила отца, брата, сына на поле битвы для защиты Родины от фашистских захватчиков» [11,316].

В годы Великой Отечественной войны театральные коллективы Таджикистана своим самоотверженным трудом вносили посильный вклад в борьбу против фашистских захватчиков.

Творческая деятельность театров Таджикистана с началом войны была целиком подчинена интересам фронта. Целесообразно отметить, что в годы Великой Отечественной войны творческую труппу Таджикского академического театра им. А. Лохути пополнили первые выпускники Таджикской студии Государственного института театрального искусства им.А.Луначарского: Шамси Киямов, Абдусалом Рахимов, Шарофат Сид-дикова, Халима Насибуллина и другие [9, 283].

Плодотворное влияние на работу театров Таджикистана оказали эвакуированные творческие коллективы: Ленинградский театр комедии, Во-рошиловоградский театр юного зрителя, Воронежский театр музыкальной комедии, Украинский театр им. Щорса, Днепропетровский кукольный театр, Государственный симфонический оркестр Украинский ССР. Эвакуированные театры познакомили население республики с новыми пьесами, получившими высокую оценку зрителей. Они осуществляли большую работу по обмену опытом и оказанию творческой помощи театральным коллективам республики: проводили учебные занятия с актерами и нередко консультировали постановки новых пьес. Примером может служить участие ведущих артистов, художников и режиссеров Ленинградского театра комедии, в постановке музыкальной драмы «Песня гнева» и пьесы «Фронт». С помощью работников этого театра был поставлен классический балет «Тщетная предосторожность», а также отдельные сцены из оперы «Евгений Онегин», декорации для которых были выполнены по эскизам художника ленинградского театра Жуковского. Артисты этого театра постоянно участвовали в радиопередачах, в различных творческих вечерах, концертах, осуществляли руководство театральной самодеятельностью военных и общественных организаций.

Правительство Таджикской ССР высоко оценило деятельность Ленинградского театра комедии:ведущим актерам были присвоены звания народных и заслуженных артистов республики, группа актеров была награждена Почетными грамотами и Грамотами Президиума Верховного Совета Таджикской ССР [7,128].

Совместная работа способствовала взаимному творческому обогащению мастеров таджикской сцены и приехавших артистов.

В годы Великой Отечественной войны стали создаваться фронтовые бригады, главным лозунгом которых было «В труде, как в бою». По утверждению доктора исторических наук Б.Т. Кабиловой, почти сразу же такие бригады, но уже концертные стали формироваться в сфере културы -для выступлений с концертами на фронте.

Еще 23 июня 1941 г. Пленум ЦК профсоюза работников искусств принял «Обращение ко всем творческим работникам» с призывом развернуть массово-политическую работу на фронте и в тылу [6,44-45].

Деятельность театральных коллективов республики не ограничивалась выступлениями в тылу. Они принимали активное участие в художественном обслуживании действующих частей Красной Армии.

«Осенью 1942 года, - вспоминает Народный артист СССР Гаффор Ва-ламатзаде, -была сформирована концертная бригада для Волховского фронта. В программе концерта выступали А.Азимова, Х.Насырова, Ш. Бобокалонов, А. Камолов, Ф. Солиев, Д. Кандов, А. Муллокандов и другие. В декабре мы выехали в Москву. В Доме Красной Армии состоялся просмотр концерта и нам дали добро на поездку...

И помнится первый концерт в землянке. Было безумно стыдно что взрослый, крепкий, полный сил мужчина, я буду сейчас танцевать, подпрыгивать, а кругом вот такая боль, страдания, кровь.

Начался концерт. Более благодарной публики я до этого не встречал. А когда вышли наши изящные, красивые танцовщицы в ярких таджикских костюмах, закружились по глиняной сцене, и я посмотрел на лица раненных, то понял, что нашему солдату на поле боя просто необходимо искусство, олицетворяющее и утверждающее прекрасную жизнь, и винтовка, чтобы защищать ее.

Около четырёх месяцев мы обслуживали Волховский фронт. В день давали по 10-12 концертов: просто у поля боя, в госпиталях, в землянках. Иногда концерты прерывались артиллерийской кононадой, солдаты уходили в бой. Для многих их них мы были теми, кто давал последние мгновения радости и счастья» [3,58-59].

В целом, за три с половиной месяца (январь-апрель 1943 г. - Авторы) пребывания на фронте бригада дала 128 концертов, обслужив около 30 тысяч зрителей [8,182].

Анализируя деятельность фронтовых бригад Юлия Думанян справедливо отмечает: «Какими бы многочисленными не были фронтовые бригады, а только в Москве за годы войны их было создано более семисот, они не могли полностью обслуживать всю Красную Армию, поэтому в конце 1941 - в 1942 году начали активно создаваться фронтовые театры и фронтовые филиалы различных стационаров. Потребность солдат в искусстве требовала постановок целых спектаклей, а не отрывков или коротких сцен, с этой задачей могли справиться только полноценные театры. В их состав входили актеры, уже познавшие все сложности фронтовых выступлений в бригадах. При всех крупных театрах были созданы фронтовые филиалы. Они переняли традиции передвижных театров, выезжавших на передовые позиции и в части Красной Армии, отвечая на призыв СТО, подписанный В.И.Лениным в период гражданской войны» [4].

Первый фронтовой театр был создан из группы актеров театра имени Ленинского комсомола, добровольно ушедшей в народное ополчение и сформировавшейся в красноармейский художественный ансамбль. Большой творческий успех ансамбля у красноармейского зрителя определил дальнейшую его судьбу. С сентября 1941 года ансамбль был реорганизован во фронтовой театр, получивший название «Искра», и работавший вплоть до Дня Победы.

Для постоянного систематического художественного обслуживания частей действующей Красной Армии на опыте фронтовых концертных бригад 29 мая 1943 года ЦК КП (б) Таджикистана было принято решение организовать фронтовой театр Таджикской ССР. К 1 июня 1943 года был подобран состав труппы театра, в него вошли ведущие артисты национальных театров республики и русского драматического театра им.Маяковского. Директором театра был назначен Фрейдман, его заместителем Юткевич, художественным руководителем Менглет, ставшим впоследствии одним из известных советских актеров, Народным артистом СССР. В состав труппы вошли также артисты центральных театров, эвакуированные в республике. В июне 1943 года бюро ЦК КП (б) Таджикистана вынес решение о создании фронтового театра [10, 347].

Приказом Главного управления театров Всесоюзного комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР от 18 августа 1943 г. утверждается организация Фронтового театра Таджикской ССР.

Учитывая всю серьёзность поставленных перед фронтовым театром задач, для участия в подготовке спектакля был приглашен лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств, известный кинорежиссер С.И.Юткевич, который осуществлял общее руководство постановкой театрализованного концерта, получившего название «Салом, друзья!». Оформление концерта взял на себя ленинградский художник и режиссер Н.П.Акимов, сценарий написали драматурги Б.С.Ласкин и Н.В.Рожков. В программу концерта были включены скетчи, комедийные сценки, таджикские народные танцы и песни, шуточные народные дуэты, русские и украинские песни, музыкальные шуточные номера.

Перед выездом на фронт программа была просмотрена правительством Таджикистана, которое отметило высокое качество режиссерской и актерских работ. Отличная оценка концерту была дана и комиссией по приему программы в Москве [7,132].

19 августа 1943 г. Группа выехала на Центральный фронт. На первом же концерте присутствовал командующий фронтом маршал Советского союза К.Н.Рокосовский. Коллектив пробыл на фронте 52 дня, дав в общей сложности 88 концертов в труднейших условиях войны, обслужив 79 тысяч воинов Центрального и Западного Фронтов [5,79].

Выступления таджикских артистов наряду с солдатами и офицерами также тепло и радушно восприняли освобожденные от врагов жители Курска, Смоленска, Дмитриев-Логовского, Глухова, Рыльска, Ельни и др.

В октябре 1943 г. В Москве, в Доме ученых, состоялся открытый отчетный спектакль вернувшегося из первой фронтовой поездки театра. На этом спектакле присутствовали многие крупнейшие мастера театрального искусства, корреспонденты газет и журналов. Искусство Фронтового театра Таджикской ССР получило всеобщее признание. Приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР от 2 ноября 1943 г. Театр был признан образцовым фронтовым театром Советского Союза. В приказе отмеча-

лось: «...созданный для фронта театрализованный спектакль-концерт «Салом, друзья!» по своей идейной направленности и художественной выразительности сделан на высоком уровне и является образцом для фронтовых театров и театральных бригад». Репертуар концерта был назван оригинальным и остроумным, режиссерская работа - отличной, отмечалось талантливое мастерство исполнителей. В приказе объявлялась благодарность всем работникам театра за высокое качество показанных спектаклей [1].

В целом, этот театр успешно выступал в частях Волховского, Центрального, Западного, 1-го и 2-го Белорусских фронтов. За годы войны театр дал свыше тысячи концертов для бойцов и офицеров Красной Армии.

Для артистов таджикского Фронтового театра самыми приятными моментами были встречи с маршалами Советского Союза И.С.Коневым. К.К.Рокосовскым, трижды Героем Советского Союза А.И.Покрышкиным и таджикскими воинами.

Директор Фронтового театра М.З.Фрейдман в своем отчете писал: «За эту поездку мы обслужили пехотинцев, летчиков, артиллеристов, зенитчиков, а также проводили большую работу по обслуживанию госпиталей, тяжело и легко раненых бойцов. Прекрасный отзыв, отзыв вообще о нашей работы дал Маршал Советского Союза Конев, присутствовавший на одном из наших концертов.

В памяти остались чудесные встречи с дважды Героем Советского Союза Покрышкиным (к тому времени он еще был дважды героем. - Авторы), с прославленными братьями Глинка, с замечательными военачальниками: генерал-полковником Горюновым, генерал-лейтенантом Коротае-вым, с нашими земляком, депутатом Верховного Совета, командиром Н-ской дивизии Шейпаком» [2].

Таким образом, таджикские фронтовые бригады и Фронтовой театр Таджикистана сыграли огромную роль в повышении боевого духа воинов Красной Армии и внесли достойный вклад в разгроме немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив новейшей истории Республики Таджикистана (ГА НИ РТ). -Ф.3. - Оп.99. - Д.8. - Л.56.

2. ГА НИ РТ. - Ф.3. - Оп. 109. - Д.8. - Л.24.

3. Джурабекова, М. Как зажигались звезды / М.Джурабекова. - Душанбе: Ирфон, 1986. -С.144.

4. Думанян, Ю. Фронтовые бригады и театры ВТО в период Великой Отечественной войны / Ю.Думанян // [манбаи электрон!]. URL: http://teatшn-journal.ru/2012/08/27/intermission-history-front/ санаи истифодабар!: 15.06.2020)

5. Зубайдов, А. «Театри фронтии точик» дар солдои Ч,анги Бузурги Ватанй / А.Зубайдов // Фарданг - силоди маънавии пирузй. - Душанбе: Эчод, 2005. - С.78-80.

6. Кабилова, Б.Т. История музыкальной культуры Таджикистана в 1917-1957 годы: Автореферат дис. ... докт. ист. наук / Б.Т.Кабилова. - Душанбе, 2016 г. 57 с.

7. Каширина, Т.В. Театры Таджикистана на службе фронту / Т.В.Каширина // Советский Таджикистан в Отечественной войне (1941-1945 гг.). - Душанбе: Дониш, 1975. - С.124-137.

8. Коммунистическая партия Таджикистана в период Великой Отечественной войны. -Душанбе: Ирфон, 1983. - 318 с.

9. Набиев, В. Культура и молодежь / В.Набиев. - Худжанд: Хуросон, 2009. - 384 с.

10. Рахимов, С. Таджикистан кузница Победы (Материальная и моральная помощь Республики Таджикистан фронту в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / С.Рахимов. - Душанбе: Эчод, 2005. - 488 с.

11. Радмонов, Э. Выступление в честь 57-й годовщины Победы над фашизмом / Э.Рахмонов // Независимость Таджикистана и возрождение нации. - Душанбе: Ирфон, 2006. - Т.6-С.316-318.

ТАЪСИСЁБЙ ВА ФАЪОЛИЯТИ ТЕАТРИ ФРОНТИИ ТОЧ,ИКИСТОН ДАР СОЛХ,ОИ Ч,АНГИ БУЗУРГИ ВАТАНЙ

Дар ма;ола садми санъаткорони точик дар баланд бардоштани рудияи чангии аскарони Шуравй дар солдои Ч,анги Бузурги Ватанй мавриди баррасй ;арор ёфтааст. Таваччуди хоса ба фаъолияти Театри фронтии Точикистон дода шудааст. Бо далелдои ани; дунарнамоии санъаткорони точик дар назди чанговарони дар фронтдои Волхов, Марказй, Еарбй, Белорусия инъикос карда шудааст. Инчунин иштироки Маршалдои Иттидоди Шуравй И.С.Конев, К.К.Рокосовский, се карат Кддрамони Иттидоди Шуравй А.И.Покришкин дар барномадои консертии Театри фронтии Точикистон тасвир ёфтааст.

Калидвожа^о: Цанги Бузурги Ватанй, цанговарон, бригадауои эцоди, театри фронти, фронтдои цанги, консертуои театронишуда, Маршалдои Иттидоди Шуравй.

СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРОНТОВОГО ТЕАТРА ТАДЖИКИСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается вклад таджикских артистов в повышении боевого духа советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется деятельности Фронтового театра Таджикистана. На основе фактических материалов освещается выступление таджикских артистов перед воинами Волховского, Центрального, Западного, Белорусского фронтов. Также освещены участие Маршалов Советского Союза И.С.Конева, К.К.Рокоссовского и трижды Героя Советского Союза А.И.Покрышкина в концертах. Фронтового театра Таджикистана.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, война, творческие бригады, театральный фронт, боевые фронты, театризованные концерты, Маршалы Советского Союза.

ESTABLISHMENT AND ACTIVITIES OF THE FRONTLINE THEATER OF TAJIKISTAN DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article examines the contribution of Tajik artists to increasing the fighting spirit of Soviet soldiers during the Great Patriotic War. Special attention is paid to the activities of the Front Theater of Tajikistan. Based on factual materials, the performance of Tajik artists in front of the soldiers of the Volkhov, Central, Western, Belorussian fronts is covered. The participation of Marshals of the Soviet Union I.S.Konev, K.K.

Rokossovsky and three times Hero of the Soviet Union A.I. Pokryshkin in concert programs is also covered. Front Theater of Tajikistan.

Key words: the Great Patriotic War, wars, creative brigades, theatrical front, battle fronts, theatrical performers, Marshals of the Soviet Union.

Маълумот дар бораи муаллифон: Набиев Вах,об Машрафович-доктори илмх,ои таърих, профессор, Усмонов Аюб Исломович-доктори илмдои таърих, профессор, Кобилов Зафарчон Закирович-муаллими калони кафедраи таърихи хал^и тоники МДТ "Донишгохд давлатии Хучанд ба номи академик Бобочон Fафуров".

Information about the avtors: Nabiev Vakhob Mashrafovich-Dr. of Historical Sciences, Professor, Usmonov Aub Islomovich-Dr. of Historical Sciences, Professor, Qobilov Zafarjon Zakirovich-senior lecturer of the Department of history of the Tajik people SEI «Khujand State University named after Bobojon Gafurov».

УДК-9(575.3)+355.134.22

ТАДЖИКИСТАНЦЫ-ПОЛНЫЕ КАВАЛЕРЫ ОРДЕНА СЛАВЫ

НАЗАРШОЕВ Н. М., доктор исторических наук, профессор.

БОНИЁЗОВ И. Х., соискатель ТГИПБП

Орденом Славы награждались бойцы в Великую Отечественную войну за выдающиеся подвиги, которые могли стать примером для подражания-первым ворваться в место расположения противника, взорвать склад, пленить офицера, спасти боевое знамя, уничтожить лично не менее десятка врагов, установить слабости обороны фашистов, спасти товарищей и т.д. Орден Славы имеет три степени, из которых знак ордена высшей -1степени-золотой, а II и III - серебряные (у знака второй степени позолоченный центральный медальон). Согласно статуту ордена, награждения должны производиться в порядке строгой посл довательности - от низшей степени к высшей.

Несмотря на очень строгие критерии отбора самых достойных, орден Славы III степени получили около миллиона фронтовиков, ордена Славы II степени - свыше 46 тыс. бойцов, список полных кавалеров ордена Славы - 2656 человек, среди них-4 женщины [1].

Помимо общего почета и уважения, полные кавалеры ордена Славы имели еще одно преимущество по сравнению с обычными воинами-они повышались в воинском звании. Рядовые становились ефрейторами, ефрейторы-сержантами, сержанты - старшинами. В авиации младшие лейтенанты становились лейтенантами.

Первым полным кавалером ордена Славы из Таджикистана стал таджик Атоев Пулод, призванный на фронт 30 сентября 1942 г. Ленинабадским райвоенкоматом (РВК). 17 ноября 1943 г., спустя 9 дней после учреждения ордена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.