Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ ХАТЛОНСКОГО ОБЛАСТА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945ГГ.)'

СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ ХАТЛОНСКОГО ОБЛАСТА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР / ФРОНТОВЫЕ ТЕАТРЫ / МУЗЫКАЛНЫЕ ПЬЕСЫ / СПЕКТАКЛ - КОНСЕРТ / МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ / МУЗЫКАЛЬНО-КОМЕДИЙНЫЙ / ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ / КОНСЕРТНЫЕ ПРОГРАММЫ / СЦЕНИЧЕСКИЙ ПЬЕСЫ / НАРОДНЫЙ ДУЭТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Амроев Умеджон Мамадхонович

В данной статье освешается деятельность профессиональних театров Хатлонского областа во время Великой отечественний войны(1941-1945гг.). В нем в конкретных примерах показано достижении артистов театра в указанном периоде. Первый фронтовой театр Таджикской ССР был организованнами в столице солнечного Таджикистана 1 июня 1943 года. В состав группы вошли ведущие актеры национальных театров драматического им. Лахути, Оперы и балета, госфилармонии и русского театра им. Маяковского.Бригада артистов Кулябского областного музыкально-драматического театра при ответственном руководстве художественного руководителя театра В.С. Смирнова, выехала в Свердловск 14 ноября 1943 г. и возвратилась в Сталинабад 21 января 1944 г., пробыв в поездке 67 дней, из них 27 дней в пути и 6 дней - дни приездов и отъездов; итого чисто рабочих дней было 34. За указанный срок бригадой дано 45 концертов с охватом зрителей свыше 10 тыс. человек. Заслуги театры и его тружеников в составе театрально фронтовие бригады для повышение дух защитников отечество и пропаганде идеи дружбы народов и меньталитета таджикского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SITUATION OF PROFESSIONAL THEATRES OF THE KHATLON REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article refreshes the activities of professional theatres of the Khatlon region during the Great Patriotic War. In the article, with the specific examples show the achievement of the theater artists in the indicated period. The first front-line of the Tajik SSR was organized in the capital of Tajikistan on June 1, 1943. The group included leading actors of national theatres drama named after Lahuti, Opera and Ballet, State Philharmonic and Russian Theater named after Mayakovski. The team of artists of the Kulyab regional Music and Drama Theater under the responsible leadership of the artistic director of the theater V.S. Smirnov, left for Sverdlovsk on November 14, 1943 and returned to Stalinabad on January 21, 1944, having spent 67 days on a trip, of which 27 days on the way and 6 days-days of arrivals and departures; total purely working days was 34. Over the indicated period, the team gave 45 concerts with an audience of over 10 thousand people. The merits of the theater and its workers as part of a theatrically front-line brigade to increase the spirit of the defenders of the fatherland and to promote the idea of friendship of peoples and the minority of the Tajik people.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ ХАТЛОНСКОГО ОБЛАСТА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945ГГ.)»

Сведения об авторе:

Рахимзода Курбонали Назар - соискатель кафедры государственной управлении и общей истории Дангарийского гасударственного Университета, адресс: ул. Совети 30, город Дангара, Республика Таджикистан E-mail: Kurbonali 00@internet.ru, Тел.: (+992) 904434214.

About the author:

Rahimzoda Qurbonali Nazar - applicant of the Chair of Public Administration and General History of the Danghara State University, Address: 30Soveti street, Danghara town, the Republic of Tajikistan, Email: Kurbonali 00@internet.ru, Tel.: (+992) 904434214.

СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИНАЛНЫХ ТЕАТРОВ ХАТЛОНСКОГО ОБЛАСТЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945гг.)

Амроев У.М.

Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониш

Театр - зрелишный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств -литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем является актёр. История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад.

Организации первого профессионального таджикского театра в Душанбе был приглашен из Государственного узбекского театра имени Хамзы таджик Хомид Махмудов (1900-1977 гг.), окончивший в 1927 году в Москве узбекскую театральную студию при Бухарском доме просвещения. В труппу вошли несколько участников самодеятельного кружка при горнострелковом таджикском батальоне. В середине октября 1929 года труппа была оформлена. В день двенадцатой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, 7 ноября 1929 года, открылся занавес первого таджикского государственного театра. Он начал работать в помещении Дома дехканина, где был зрительный зал на 470 мест [1, с.35-36].

Однако, несмотря на трудности, число местных театров ежегодно росло. Уже к 1934 г, в Таджикистане районные театры имелись в Канибадаме, Нау, Аште, Ура-Тюбе, Пенджнкенте, Шахринау, Кулябе. Курган-Тюбе. [2, с.40] В 30-х годов общей число народных театров составило уже в 12. В состав артистов театров входили из самоядеятельных художественних кружков.

Местные Советы ежегодно увеличивали ассигнования на содержание и развитие театров. Оказывалась помощь и в подготовке кадров. В 1937 г. группа артистов из районов республики была направлена в Москву на курсы повышения квалификации режиссеров колхозных театров, где занятия вели такие крупнейшие мастера сцены, как Б, В. Щукин, С. Михоэльс, И.Н. Берсенев и другие. [3, с.53-56]

Благодаря принимавшимся мерам число местных театров росло из года в год. Накануне Великой Отечественной войны в республике насчитывалось уже 24 районных театра. [4, с.42-43] Старейшим из них являлся Кулябский музыкально-драматический театр, созданный в 1936 г. на базе кружков художественной самодеятельности Куляба. В 1938 на базе существующего Кулябского народного театра на основе постановления Совета Народного комиссариата Таджикского РСС от 29 апреля года № 433 был образован окружной музыкально-драматический театр. [5, с.34] Первоначально в его коллектив входили 15 певцов и музыкантов, в их числе Махмуд Султанов, Кадыр Шарифов, М. Исаханов. Гало Шарипов и другие. Театр не имел своего помещения он выступал на клубных сценах на открытых площадках в колхозах. В 1938 г. в коллективе театра насчитывалось уже 36 человек. [6,] Программа театра на первых годах носила концертный характер и состояла из танцевальных, музыкальных и песенных номеров. Однако уже в 1937 г. коллектив театра осуществил постановку двухактной пьесы «Дохунда» по одноименному произведению С. Айни (1878-1954 гг.). Широкому зрителю Куляба, не искушенному в драматическом искусстве, трудно было оценить художественный уровень спектакля. Однако содержание пьесы, взятое из жизни таджикского народа, было понятно зрителю, что и определило успех постановки.

В 1938 г. руководителем театра стал народный певец и поэт кулябец Саидали Вали-заде(1900-1871гг.). Им были написаны двухактные пьесы — комедии «Желание Гульчехры» и «Ахмад и Барно» о бесправном положении женщин до революции. Первая пьеса была поставлена в 1938 г. а вторая уже после войны. Большую работу вел коллектив театра в годы Великой Отечественной войны(1941-1945гг.). Душой коллектива оставался Саидали Вали-заде. Он сочинял песни, составлял концертные программы» с которыми исполнители выступали перед трудящимися.[7, с.296]

Большая концертная программа была подготовлена для гастролей в городах Урала, где работали посланцы Таджикистана. Для своих земляков кулябскне артисты в этих городах дали 46 концертов, обслужив свыше 10 тыс. зрителей. Мастерство артистов, выступавших на Урале по обслуживанию рабочнх-таджиков, было отмечено правительством республики. 11 участников выездной бригады получили Почетные грамоты и Грамоты Президиума Верховного Совета Таджикской ССР.

Наряду с широкой концертной деятельностью театр под руководством режиссера В. Смирнова осуществил в 1945 г. постановку таких спектаклей, как «Лекарь поневоле» Мольера, «Пятирублевая невеста» азербайджанского драматурга Ордубады, «Молчаливый цирюльник» Дж. Икрами (1909-1993 гг.) на сюжет одной из сказок «1001 ночь».

Осенью 1945 г. в Душанбе проходила декада кулябского искусства, во время которой демонстрировали свои достижения артисты, танцоры, музыканты, чтецы. Театральное искусство было представлено спектаклями «Молчаливый цирюльник», «Лекарь поневоле» и большой концертной программой. Правительство республики по достоинству оценило успехи артистов из Куляба, присвоив четверым из них — Туйды Бабаевой, М. Исаханову, С. Вали-заде и В.С. Смирнову— высокое звание заслуженного артиста Таджикской ССР. [8,8] В первые послевоенные годы репертуар Кулябского театра состоял в основном из концертных программ. Драматическую часть составляли главным образом одно и двухактные пьесы. Их ставили режиссеры В. Смирнов, работавший до 1947 г, а затем Ф. Ташмухамедов(1926-2018гг.), являвшийся режиссером театра в 1949— 1950 гг. Тематика таких пьес была актуальной. Она посвящалась злободневным вопросам развития социалистического соревнования, борьбе старого н нового в колхозном быту, возрастающей роли женщин в колхозном производстве и т.д.

Мирная жизнь советского народа была прервана Великой Отечественной войной. Вместе со всеми народами нашей многонациональной Родины на фронтах сражались и таджики. В тяжелых условиях, потребовавших напряжения всех сил, плодотворно трудились рабочие и колхозники, ученые и инженеры, учителя и врачи, работники литературы и искусства Таджикистана. После первой декады таджикского искусства, состоявшейся в Москве в апреле 1941 г. театры вернулись домой с новым приливом творческих сил. В первые же дни войны работники искусства подчинили всю свою деятельность требованиям сурового времени, борьбе против фашистских захватчиков.

Деятели театров выполняли свой гражданский патриотический долг, выступая на призывных пунктах, в воинских частях, госпиталях; участвуя в специальных спектаклях и концертах, сборы от которых поступали в фонд обороны, в фонд помощи эвакуированным детям и семьям фронтовиков.

Первый фронтовой театр Таджикской ССР был организованнами в столице солнечного Таджикистана 1 июня 1943 года. [9, с.83] В состав группы вошли ведущие актеры национальных театров драматического им. Лахути, Оперы и балета, госфилармонии и русского театра им. Маяковского.

С момента организации театра руководству казалось необходимым создание для фронта оригинального концерта со специально написанным материалом, органически сливающего национальное искусство с русским, концерта-спектакля, резко отличающегося от обыкновенных концертов с их всегдашним традиционным построением программы.

Казалось, что, в основном, тема концерта должна нести в себе радостный отдых для бойца и офицера. Внешне концерт должен быть также нарядным зрелищем, но в то же время портативным, могущим быть показанным в любых фронтовых условиях, тем более, что рабочих в театре нет. и всю техническую работу проводят сами актеры. Для написания литературного материала были привлечены драматурги Б.С. Ласкин и Н.В. Рожков. В программу концерта вошли скетчи, комедии «Говорящее письмо», «Спасибо за внимание», шуточные народные дуэты, русские й украинские Песни, музыкальные шутки «Живой рояль». Просмотр концерта правительством Таджикистана показал, что театр шел по правильному пути. Было отмечено хорошее качество работы режиссера, художника и актеров и, главное, наличие новой формы театрализованного концерта-спектакля. То же подтвердила и комиссия по приему программы в Москве.

В годы Великой Отечественной войны часть работников театров республики ушли на фронт к ним вошли театров Исфары, Конибадом, Ура-тюбе, Пенджикент, Ноу, Гарм, Кургантюбе и Куляб. [10]. А также, артисты Кулябского областного театра Абдулло Алиев, Саиджон Джураев, Раджаб Миров, Шариф Гадоев добровольно ушли на фронт. Также, в годы войны в Таджикистан были эвакуированы некоторые театральные и музыкальные коллективы РСФСР и Украины. С конца 1941 г. до середины 1944 г. в столице республики выступили: Ленинградский театр комедии, Воронежский театр оперетты, Украинская капелла «Думка», Симфонический оркестр УССР. Последний объединился с оркестром таджикского оперного театра пополнив состав до 80—100 чел. и давал прекрасные концерты, с большим успехом исполняя Седьмую симфонию Д.Д. Шостаковича. Совместные концерты проводили и другие коллективы (28 января 1943 г. был дан большой концерт силами артистов таджикского театра оперы и балета, Ленинградского театра комедии и Воронежского

театра оперетты). В Курган-Тюбинском Доме культуры выступал Украинский театр комедии им. Щорса. [11, с.7] Все эти коллективы были окружены заботой со стороны правительства республики, театров и населения Таджикистана.

Бригада артистов Кулябского областного музыкально-драматического театра в составе: Ахмедова, Бабиевой, Давлятова, Исахановой, Искандаровой, Исаханова, Каландарова, Каримова, Насретдинова и Шарипова при ответственном руководстве художественного руководителя театра В.С. Смирнова, выехала в Свердловск 14 ноября 1943 г. и возвратилась в Сталинабад 21 января 1944 г., пробыв в поездке 67 дней, из них 27 дней в пути и 6 дней — дни приездов и отъездов; итого чисто рабочих диен было 34. Выступления проходили в городах: Свердловске - 21 , Серове - 8, Верхнем Туре - 1 и в Нижнем Тагиле 15 концертов. За указанный срок бригадой дано 45 концертов с охватом зрителей свыше 10 тыс. человек. Были обслужены рабочие и служащие следующих заводов и предприятий: дважды орденоносного Уралмашзавода, трижды орденоносного завода имени Коминтерна, орденоносных заводов Химмашстроя, Уралтяжстроя, Свердловскпромстроя, Серовского металлургического завода, Верхне-Туринского завода, Высокогорского железного рудника, интернат девушек Уралмаша. А также, госпитали городов Серова и Нижнего Тагила, Углехимбиржа города Серова, Верхне-Исецкий и другие. Еще были даны открытые концерты во Дворце культуры города Серова, клубе имени Горького в Нижнем Тагиле, в Свердловском радиокомитете и в День конституции в большом зале Свердловской госфилармонии в концерте «Творчество народов СССР». Выступления проходили в общежитиях, красных уголках, заводских чайханах, в цехах Серовского металлургического завода и сборочного цеха завода № 183, госпиталах, палатах, клубах, дворцах культуры. [12, с.342-43] В программу концерта входили таджикские и узбекские песни и танцы, дуэты, сценки, художественное чтение и пр. Каждое выступление начиналось приветственной песенкой «Салом аз номи халки Точикистон», специально написанной поэтом М. Миршакаром. Художественный успех был исключительным.

Каждый концерт проходил под шумные аплодисменты и одобрения зрителя. Особенно горячо принимались концерты таджиками. Совершенно неожиданным был прием концертов русским зрителем. Проводились они с конферансом на русском языке в виде беседы о таджикском искусстве и соответствующими переводами и пояснениями. Эти концерты прошли с большим художественным и политическим успехом и дали возможность уральцам познакомиться с искусством Таджикистана. В полученных отзывах и благодарностях (копии прилагаются) выражаются чувства глубокого удовлетворения, полученные от прослушивания концертов. [13, с.5-9] Группа стахановцев Уралтяж-строя отправила благодарственную телеграмму Председателю СНК Таджикской ССР тов. Курбанову и Секретарю ЦК КП (б) Таджикистана Протопопову за посылку на Урал бригады артистов. Говорить о приеме концертов рабочими-таджиками — это говорить о слезах радости, с которыми встречали нас, это говорить о небывалом подъеме среди них и, как указывает руководство Уралхиммашстроя, росте производительности труда в последующее за концертами время. Можно сделать выводы и о приеме концертов русским зрителем, дающим полное основание со всей серьезностью поставить вопрос о необходимости пропаганды таджикского искусства и об организации специальной гастрольной поездки бригады представителей таджикского искусства по СССР. Выполнив задание Центрального Комитета КЩ б) Таджикистана и Совета Народных Комиссаров, Таджикской ССР, участники бригады готовы на выполнение других заданий, которые возложат на них партия и правительство. Поездка очень многое дала участникам бригады артистов Кулябского областного музыкально-драматического театра, работавшим не за страх, а на совесть, расширила их кругозор, помогла им увидеть собственными глазами героизм уральцев, вместе с которыми бок о бок работают их соотечественники, дала им зарядку на дальнейший производительный труд.

ЛИТЕРАТУРА

1. Н. Нурджанов, Таджикский театр (очерк истории), / Н. Нурджанов - Москва, 1968. - С.35-36.

2. ПА ТФ ИМЛ, ф.3, оп. 109, д.59, л.40.

3. Шарифов Ш. Театр ва асолати он, Вестник Государственый Университета Куляба имени А. Рудаки, (научный журнал), №> 1-2 (6-7) - Куляб, 2012, - С. 53-56.

4. ЦГА Тадж.ССР, ф 370, оп 1, д 36, л 42-43.

5. Файзи Ашур,. Даргохи хунар. / Ф. Ашур, А. Мунаввара - Душанбе: 2008. - С. 34.

6. Точикистони сурх, 1945, 19 сентябр. 7. Низам Нурджанов. «Таджикский народный театр по материалам Кулябской области» - Москва. 1956.-296с.

7. Сафармухаммад Аюбй. Ним асри тарбияи завц. - Кулоб: 1988. - С. 4.

8. Утвержден Главным управлением театров комитета по делам искусств при СНК СССР от 18 августа 1943 г., см. ПА ТФ НМЛ при ЦК КПСС, ф. 3, оп. 99, д. 8, л. 83.

9. Коммунист Таджикистана, 1942, 18 декабр.

10. Н. Нурджанов. История таджикского советского театра (1941-1957), / Н. Нурджанов -Душанбе. 1990. - 7с.

11. Из истории культурного строительства в Таджикистане. 1941—1960 гг. Том 2. - Душанбе ,1972. -С 342-343.

12. ПА ТФ НМЛ при ЦК КПСС, ф. 3, оц. 109, д. 214, л. 5-9.

СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ ХАТЛОНСКОГО ОБЛАСТА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945гг.)

В данной статье освешается деятельность профессиональных театров Хатлонского областа во время Великой отечественный войны(1941-1945гг.). В нем в конкретных примерах показано достижении артистов театра в указанном периоде. Первый фронтовой театр Таджикской ССР был организованнами в столице солнечного Таджикистана 1 июня 1943 года. В состав группы вошли ведущие актеры национальных театров драматического им. Лахути, Оперы и балета, госфилармонии и русского театра им. Маяковского.Бригада артистов Кулябского областного музыкально-драматического театра при ответственном руководстве художественного руководителя театра В.С. Смирнова, выехала в Свердловск 14 ноября 1943 г. и возвратилась в Сталинабад 21 января 1944 г., пробыв в поездке 67 дней, из них 2 7 дней в пути и 6 дней — дни приездов и отъездов; итого чисто рабочих дней было 34. За указанный срок бригадой дано 45 концертов с охватом зрителей свыше 10 тыс. человек. Заслуги театры и его тружеников в составе театрально фронтовие бригады для повышение дух защитников отечество и пропаганде идеи дружбы народов и меньталитета таджикского народа.

Ключевые слова: профессиональный театр, фронтовые театры, музыкалные пьесы, спектакл -консерт, музыкально-драматический, музыкально-комедийный, фронтовые бригады, консертные программы, сценический пьесы, народный дуэт.

THE SITUATION OF PROFESSIONAL THEATRES OF THE KHATLON REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article refreshes the activities ofprofessional theatres of the Khatlon region during the Great Patriotic War. In the article, with the specific examples show the achievement of the theater artists in the indicated period. The first front-line of the Tajik SSR was organized in the capital of Tajikistan on June 1, 1943. The group included leading actors of national theatres drama named after Lahuti, Opera and Ballet, State Philharmonic and Russian Theater named after Mayakovski. The team of artists of the Kulyab regional Music and Drama Theater under the responsible leadership of the artistic director of the theater V.S. Smirnov, leftfor Sverdlovsk on November 14, 1943 and returned to Stalinabad on January 21, 1944, having spent 67 days on a trip, of which 27 days on the way and 6 days-days of arrivals and departures; total purely working days was 34. Over the indicated period, the team gave 45 concerts with an audience of over 10 thousand people. The merits of the theater and its workers as part of a theatrically front-line brigade to increase the spirit of the defenders of the fatherland and to promote the idea of friendship of peoples and the minority of the Tajik people.

Key words: professional theater, front-line theaters, musical plays, performance-concert, musical dramatic, musical-comedy, front-line brigades, concert programs, stage plays, folk duet.

Сведение об авторе:

Амроев Умеджон Мамадхонович — соискатель Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальный академии наук Республики Таджикистан Email: umed-08@mail.ru, тел: (+992) 918125349

About the autor:

Amroev Umejon Mamadkhonovich - Applicant for the Institute of History, Archeology and Ethnography named after V.I.A. Donisha National Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan E-mail: umed-08@mail.ru, tel: (+992) 918125349

УДК: 327.8 (575.3+574)

ТА^АВВУЛИ СИЁСАТИ ХОРЩНИ ТОЧДКИСТОНУ ^АЗО^ИСТОН НИСБАТ БА ЧИН (ДАР РАДИФИ ЛОН^АН «ЯК КАМАРБАНД - ЯК РО^»)

Шарипов А.Н., Комилов Н.И.

Таджикский национальный университет

Зиёда аз чоряк аср, аз ла^заи касби истиклолият, кишварх,ои Осиёи Марказй, ба истиснои Туркманистон, пайгирона усули асосии сиёсати хоричй - бисёрсамтиро татби; менамоянд. Дар давоми ин муддат стратегияи мазкур самаранокй ва тагйирнопазирии худро нишон дод. Ба хотири нигох, доштани тавозуни байни манфиатх,ои кудратх,ои минтакавй ва чах,онй кишварх,ои минтака

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.