Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСМКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. С. АЙНИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСМКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. С. АЙНИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА / РЕПЕРТУАР / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ / ОПЕРА / БАЛЕТ / ОРКЕСТР / КОМПОЗИТОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хасанова Манзура Мухиддиновна

В настоящей статье рассматривается деятельность одного из ведущих музыкальных учреждений республики Таджикского государственного академического театра оперы и балета им. С. Айни в конце ХХ века. Несмотря на сложнейшую политическую, экономическую и социальную ситуацию театр продолжал ставить музыкальные спектакли, оперы и балеты. Благодаря этому музыкальная жизнь Таджикистана не прекратилась, а продолжалась, несмотря ни на какие преграды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE TAJIK STATE ACADEMIC OPERA AND BALLET THEATER THEM. S. AINI AT THE END OF THE XX CENTURY

This article examines the activities of one of the leading musical institutions of the republic, the Tajik State Academic Opera and Ballet Theater named after A. S. Aini at the end of the twentieth century. Despite the most difficult political, economic and social situation, the theater continued to stage musical performances, operas and ballets. Thanks to this, the musical life of Tajikistan did not die out, but continued, despite any obstacles.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСМКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. С. АЙНИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСМКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. С. АЙНИ В КОНЦЕ ХХ века

Хасанова М. М.

Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ

В конце 80-х годов ХХ в. в СССР в результате политических, экономических и социальных преобразований начался процесс распада, который привел в 1990-х гг. к полному развалу государства и появлению на его просторах новых независимых государств.

В Таджикистане этот процесс был особенно болезненным, что в итоге привело к вооруженному противостоянию политических сил. Многие специалисты были вынуждены покинуть республику. В результате всем сферам общественной жизни Таджикистана был нанесен огромный ущерб. Что касается культурной жизни, то здесь в полной мере отразились все негативные последствия этих событий - были закрыты театры и кинотеатры, клубы, музеи, музыкальные школы, распались художественные коллективы, были разрушены памятники материальной культуры.

На примере музыкальной культуры республики можно проследить негативные последствия этих событий. Так, были расформированы симфонический и камерный оркестры Таджикской государственной филармонии; существенно поредели ряды оркестрантов оперного театра, практически прекратили свою деятельность музыкально-образовательные организации. В этих условиях культурные учреждения не могли функционировать в прежнем режиме.

Главный театр республики - театр оперы и балета им. С. Айни, в 1990-е годы стал средоточием музыкальных событий, его коллектив был единственным «дееспособным» в условиях военного противостояния. В сложившейся общественно-политической, демографической и экономической ситуации, театр, конечно, не мог работать в прежнем режиме, в связи с этим возникла необходимость пересмотра его репертуара.

Благодаря энтузиазму, огромной любви и преданности своему делу оставшиеся деятели музыкального искусства продолжали работать даже в неспокойное время гражданского противостояния 1992-1997 гг. В театре с 1991 по 1998 гг. с учетом острой нехватки кадров и многих других актуальных проблем, все же были поставлены и шли следующие спектакли: в 1991г. - балеты «Юсуф и Зулейха» Т. Шахиди, «Прекрасная Дувалрони» и «Рубайят» Ф. Бахора, «Щелкунчик» П.Чайковского, оперы «Пиковая дама» П.Чайковского и «Любовный напиток» Г. Доницетти; в 1992 г. - спектакли «Макоми ишк» Ф. Бахора, оперетта Д. Дустмухамедова «Подруги», балет «Коппелия» Л. Делиба, детские спектакли «Хоттабыч» Г. Гладкова и «Доктор Айболит» И.Морозова. [13, с. 416-417] Отметим, что ранее эти спектакли, имеем в виду количество, могли идти в месячном репертуаре театра.

Рассмотрим театрально-концертный сезон 1993-1994гг., который в сравнении с последующими, был насыщен музыкальными событиями. В репертуаре этого сезона преобладали произведения таджикских композиторов: шли опера З. Шахиди «Комде и Мадан», балеты «Гули анор» («Цветок граната») Ю. Мамедова, «Сиёвуш» Т. Шахиди, оперы для детей «Малыш и Карлсон» Ю.Тер-Осипова, «Карлик нос» Т. Шахиди, «Коза - кудрявые ножки» А. Одинаева, опера-балет «Макоми ишк» Ф. Бахора, а так же мюзикл А. Журбина «Биндюжник и «король», балет А. Аренского «Клеопатра» и опера Г. Ротта «Волшебная свирель». В выборе этих произведений решающим было то, что их сценическая постановка не требовала больших затрат, что было немаловажным в создавшихся условиях.

К примеру, в декабре 1993г. в театре оперы и балета им. С.Айни состоялась премьера комической оперы узбекского композитора Сулеймана Юдакова «Проделки Майсары», написанной в 1959 г. [13, с. 418.] Постановка этой оперы была сделана с учетом технических возможностей коллектива театра - это небольшой состав действующих лиц, относительно несложная партия оркестра, а также вокальные сцены, чередующиеся с разговорной речью. Ведущие партии исполнили солисты театра - Р. Милосердова (Майсара), Н. Хамрабаев (Чупонали). Другой премьерной работой того сезона стала опера для детей Т. Шахиди «Карлик нос», постановка которой также была возможна в создавшихся условиях. В этом сезоне в театре были возобновлены спектакли, ранее шедшие на этой сцене. Это героико-лирическая опера З. Шахиди «Комде и Мадан» (премьера состоялась в 1960г.), она была приурочена к 80-летию со дня рождения композитора, однако авторы новой постановки, как отметил театровед Н. Нурджанов, не смогли улучшить первый вариант спектакля по театрально-художественному уровню [13, с. 140]. В тот сезон также были вновь показаны спектакли «Коза - кудрявые ножки» А. Одинаева (первая постановка была осуществлена в 1987г.), «Волшебная свирель» Г. Ротта (1973г.), «Малыш и Карлсон» Ю.Тер-Осипова (1977г.) и

балет «Клеопатра» («Египетские ночи») А. Аренского (1968г.), которые также не требовали развернутой сценической постановки.

В последующие годы в театре шли единичные спектакли: в 1995г. это опера для детей Т. Шахиди «Красавица и чудовище»; оперетта К. Листова «Севастопольский вальс»; в 1996г. -оперы Р. Леонковалло «Паяцы», С. Рахманинова «Алеко» и музыкально-поэтическая композиция «Хофизнома» Т. Шахиди; в 1997г. комическая опера Дж. Перголези «Служанка-госпожа», балеты на музыку П.Чайковского «Франческа да Римини», на музыку Ф. Листа «Сон скульптора».

В 1998г. в театре оперы и балета им. С. Айни оперных и балетных спектаклей практически не ставилось. Здесь можно упомянуть лишь постановку оперы С. Юдакова «Проделки Майсары» по одноименной пьесе Хамзы Хаким-заде Ниязи, которая была приурочена к Дням культуры Узбекистана в Душанбе.[8] Судя по репертуару театра в анализируемый нами период можно констатировать, что количество спектаклей сокращалось, техническая оснащенность театра приходила в упадок, а качество исполнения заметно снизилось.

Несмотря на все сложности и благодаря усилиям всего коллектива театр продолжал проводить традиционные вечера балета, посвященные памяти народной артистки СССР М. Сабировой. Такие вечера проводились регулярно начиная с 1983г. в день рождения балерины -22 мая. Этой же дате в 1991 г. был посвящен и 1-й Международный конкурс артистов балета им. М. Сабировой. В нем приняли участие конкурсанты из Москвы, Ленинграда, Саратова, а также Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Эстонии, Якутии, Японии и Китая. Председателем жюри был известный танцовщик В. Гордеев, с которым приехала его труппа «Русский балет», принявшая участие в благотворительном концерте, посвященном памяти таджикской балерины. На этом концерте выступил сам В. Гордеев, его ученица Я. Казанцева, киргизская прима-балерина А.Токомбаева, прима-балерина Таллинского театра «Эстония» К. Кырб, ее партнер В. Янсонс, танцоры из Москвы М. Богданова и Е. Амосов, а также азербайджанские артисты балета Ахундовы. Гонорар от этих концертов был перечислен в фонд конкурса им. М. Сабировой. [12, с. 277]

Балетные вечера, посвященные памяти выдающейся балерины, проходили и позже - в 1993г. с показом балета «Жизель» А. Адана, [16] концерта в 1994г., программа которого была составлена из сцен и отдельных номеров из балетов, в которых некогда блистала сама М. Сабирова. Все вечера памяти Сабировой включали фрагменты фильмов с ее участием, и завершались они неизменно «Вакханалией» на музыку К. Сен-Санса. Традиция проведения этих вечеров продолжала сохраняться и в последующие годы, рассматриваемого нами периода, несмотря на все существовавшие технические и финансовые проблемы. [14]

После распада симфонического и камерного оркестров Таджикской государственной филармонии, в театре оперы и балета, стали проводиться фестивали, конкурсы и немногочисленные симфонические и камерные концерты.

Так, в апреле 1991г. в Душанбе приезжал скрипач из Австрии Бежан Ходем Мисок, который исполнил произведения В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена и Б. Бартока, аккомпанировала ему выпускница Московской консерватории, одна из ведущих пианисток Таджикистана Дильбар Хакимова.[3]

В том же году несмотря на тяжелую политическую обстановку в Душанбе гастролировали солисты Ленинградского театра оперы и балета им. С. Кирова (ныне Мариинский театр Санкт-Петербурга) лауреат международных конкурсов И.Чистякова и уроженец города Душанбе, лауреат международных конкурсов, обладатель приза Фонда танца Парижской академии искусств, заслуженный артист Таджикистана, звезда мирового масштаба Фаррух Рузиматов, которые исполнили ведущие партии в балетах «Жизель» А. Адана и «Дон Кихот» Л. Минкуса. Дирижировал оркестром А. Ниёзмамадов. В следующем, 1992 г. Ф. Рузиматов вновь приехал на гастроли в Душанбе, и этот раз оказался последним приездом артиста с концертами в свой родной город. Тогда же состоялись его творческие вечера, в программе были па-де-де из балета «Корсар» А. Адана, «Танго» Л. Армстронга, «Болеро» М. Равеля, «Познание» Т. Альбинони в постановке Б. Эйфмана, па-де-де из балета «Баядерка» и гран-па из «Дон Кихота» Л. Минкуса. В концертах принимали участие солисты Государственного академического Мариинского театра Санкт-Петербурга Л. Кунакова, Е. Ефтеева, М. Штыков. [13, с.371]

Следующим важным мероприятием в деятельности Таджикского театра оперы и балета стало проведение цикла концертов камерного оркестра «Гармония мира», который был создан Т. Шахиди из отдельных музыкантов оркестра театра оперы и балета.[17] Название оркестра, по словам самого композитора, было навеяно симфонией немецкого композитора Пауля Хиндемита, который, посвятив свой опус немецкому астроному И. Кеплеру, в свою

очередь, позаимствовал для своей симфонии название трактата ученого -«Harmonia Mundi» («Гармония мира»). В концертах оркестра, которые проводились ежемесячно, звучали произведения мировой классики и современная музыка, а также сочинения таджикских композиторов.

Первый концерт состоялся 12 декабря 1993г. Он был проведен при содействии Посольства Германии в Таджикистане. Необходимо отметить, что в эти годы большую помощь в проведении культурных мероприятий оказывали именно международные организации.[2, с.117] В программу концерта вошли произведения немецких и австрийских классиков И.С. Баха, Й. Гайдна, Л. Бетховена К. Вебера. Дирижировал оркестром талантливый таджикский маэстро А. Ниёзмамадов, солировали певцы Г. Федюк и А. Мирраджабов, пианист В. Финкельберг.[17]

Другой концерт, состоявшийся 6 февраля 1994г. был посвящен музыке русских классиков и состоялся при содействии Посольства России в Таджикистане. В нем прозвучали следующие произведения: увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, романс С. Рахманинова «Весенние воды», ария Роберта из оперы П.Чайковского «Иоланта», песня Земфиры и каватина Алеко из одноименной оперы С. Рахманинова, ария Кончака и «Половецкие пляски» из оперы А. Бородина «Князь Игорь» и «Рапсодия на тему Паганини» С. Рахманинова. Исполнителями были певцы Г.Федюк, М. Достиев, А. Мирраджабов, М. Исмаилов и пианист В. Финкельберг. В концерте также принимали участие хор (главный хормейстер Х. Маджитов) и симфонический оркестр театра, дирижер А. Ниёзмамадов. Оценивая концерт, музыковед Л. Назарова отмечала, что «исполнение столь известных произведений было неоднозначным: серьезные претензии можно предъявить исполнителям Р. Милосердовой в «Весенних водах» Рахманинова, М. Достиеву в арии Роберта из оперы «Иоланта» Чайковского и М. Исмоилову в арии Кончака из оперы «Князь Игорь» Бородина. Несмотря на отдельные удачи, общий уровень их пения явно не отвечал высоким требованиям музыки». [11, с. 57] Безусловно, взыскательному, и может быть, избалованному слушателю, привыкшему к высокопрофессиональному исполнению в советские годы, подобное исполнение могло показаться посредственным. Тем не менее, мы можем утверждать, что, несмотря на недостатки, такие концерты были необходимы. Они были яркими событиями в «обедневшей» музыкальной, да и вообще культурной жизни Таджикистана тех лет.

При содействии посольств разных стран в Таджикистане были организованы концерты из цикла «Гармония мира», посвященные 100-летию со дня рождения народного гафиза А. Джураева и 80-летию композиторов З. Шахиди и Ф. Салиева. Завершил сезон 1993-1994гг. симфонический концерт из произведений композиторов стран - членов Европейского содружества. В начале концерта прозвучал гимн европейского содружества, в основу, которого, была положена музыка финала Девятой симфонии Л. Бетховена на оду Шиллера «К радости», а затем гимн Таджикистана (дирижировал Т. Шахиди). Далее в программе прозвучали увертюра к опере «Кармен» Ж, Бизе, «Балабиле» из оперы «Аида» Дж. Верди, «Павана мавра» Г. Перселла, ария и дуэт Рудольфа и Мими из оперы Дж. Пуччини «Богема», Концерт №2 для фортепиано с оркестром Л. Бетховена (солировал В. Финкельберг) и Концерт №26 В. Моцарта в исполнении Д. Хакимовой, которые блестяще справились со своей задачей. Этот концерт, по словам немецкого посла господина Александра Бекмана, был одним из ярких явлений прошедшего сезона. Музыковед Л. Назарова, размышляя после концерта в заключении своей статьи задается вопросом: «Что, покажет любителям музыки следующий -юбилейный 55-й?», и в качестве пожелания предлагает: «... цикл романсов зарубежной и таджикской музыкальной классики, сольные концерты вокалистов и инструменталистов могли бы украсить репертуар будущего сезона». [11, с.64] Как оказалось, опасения высказанные исследователем были не без оснований. Следующие годы были весьма скудны на музыкальные события.

Заметным явлением музыкальной жизни Таджикистана февраля 1995 и марта 1996 гг. стали гастроли известного дирижера из США, основателя Бостонского оркестра «Лэндмаркс», много раз выступавшего в постсоветских республиках, Чарльза Ансбахера. [21] В концертах прозвучали произведения Л. Бетховена - Симфонии №3 («Героическая») и № 5; увертюра к опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини; отрывки из мюзикла «Вестсайдская история» Л. Бернстайна; Adagio для струнных инструментов С. Барбера; поэма для чтеца и симфонического оркестра - «Портрет Линкольна» А. Копленда, «Колыбельная для струнного оркестра» Дж. Гершвина; «Золотой танец» Т. Шахиди.[6] Такие концерты проводились довольно редко. Сопровождались они аншлагом, что говорит о большом интересе таджикского слушателя к академической музыке.

Среди камерных концертов, проходивших в театре оперы и балета, особенно запомнился концерт пианистов Виталия Финкельберга и Екатерины Фахриевой, состоявшийся в сентябре 1995г. В программу вошли сольные произведения для фортепиано - Соната И. Гайдна, «Карнавал» Р. Шумана и концерты для фортепиано с оркестром Л. Бетховена и И. Брамса

Переломным для культуры Таджикистана стал 1999г. В этом году отмечалось 1100-летие со дня образования государства Саманидов и была официально провозглашена Программа по возрождению национальной идеи, традиций и культуры, ориентированная на развитие системы образования, науки, литературы, искусства, интеллектуального потенциала. [1, с. 575]

Продолжая традиции таджикских советских композиторов, снискавших себе право называться музыкальными летописцами ХХ столетия, историческая тематика в крупных формах остается приоритетной. Если взглянуть на все, что было создано за советское время нашими композиторами, то не найдется ни одного значительного исторического события, которое не было бы запечатлено в операх и ораториях, балетах и кантатах, песнях и симфониях. Здесь можно было бы перечислить десятки сочинений самых разнообразных жанров, посвященных Ленину, революции и, конечно, героической эпопее - Великой Отечественной войне. Особое место в творчестве композиторов Таджикистана занимают образы, связанные с историей многовековой культуры таджикского народа. Так, в дни празднования юбилея в театре оперы и балета им. С. Айни состоялась премьера оперы Т. Шахиди «Амир Исмаил», которая была посвящена истории создания государства Саманидов. Либретто написали Н.Табаров и Н. Косим, основано оно на достоверных исторических фактах, относящихся к эпохе существования государства Саманидов. Главной темой оперы стали драматические и трагические взаимоотношения двух братьев-эмиров Исмаила и Насра. Эта тема была созвучна современной истории Таджикистана, когда брат убивал брата в гражданской войне. Создатели значительное место уделили размышлениям о вечной проблеме Добра и Зла. Один из братьев - Наср, в войне повержен Исмаилом, но его не казнят, а прощают. «Не в этом ли всепрощенчестве и взаимопонимании видится мудрая философия государственного деятеля, - пишет музыковед Л.Назарова. - Именно благодаря этой мудрости политики Исмаила, как указывают многие историки, сложилось независимое государство Саманидов». [13, с. 82]

Другим заметным явлением музыкальной жизни Таджикистана стала опера Т. Сатторова «Рустам и Сухроб», также приуроченная к этой дате. Либретто, написанное Н. Косимом, основано на трагическом повествовании о народном герое Рустаме и его сыне Сухробе, по одноименной поэме из бессмертного «Шахнаме» А. Фирдавси. Опера увидела сценическое воплощение в 2001г. - в дни празднования 10-й годовщины независимости Таджикистана. На премьере оперы присутствовал Президент республики Эмомали Рахмон, Президентский аппарат, депутаты Маджлиси Оли, представители хукумата города. Музыка Талаба Сатторова глубоко национальна. Ему удается достичь необходимой органики в музыкальной лексике, черпающей интонации и ритмы из языковой стихии традиционной музыки таджиков.

Особо следует сказать о деятельности хора театра оперы и балета имени С. Айни который, несмотря на недостаток кадров и существовавшие в театре сложности, много и упорно трудился и добился больших успехов. Так, приняв участие в Международном фестивале академических и фольклорных хоров, который состоялся в 1998 г. в столице Турции - Анкаре, занял второе место среди 39 стран. Требования конкурса были очень сложными. Нужно было исполнить одно произведение из мировой классики, несколько национальных произведений и одно произведение композиторов принимающей страны. В конкурсе принимали участие страны, в которых традиционно хоровое искусство было развито -Македония, Скандинавия, Украина, Россия, Бельгия, Германия, Венгрия, Румыния и другие. Известный хор из Турции на конкурсе занял лишь третье место. Таким образом, второе место хора театра оперы и балета им. С. Айни является немалым достижением.[20]

В советское время огромное значение придавалось эстетическому воспитанию молодого поколения - как будущему страны. Поэтому в драматических, музыкальных, кукольных, театрах юного зрителя с особой тщательностью подбирался репертуар для детей. Так, рассматривая репертуар театра оперы и балета им. С. Айни в указанный период, можно констатировать, насколько разнообразна была программа, составленная для юных зрителей, но с каждым последующим годом она становилась все беднее. В подтверждение вышесказанному рассмотрим репертуар, составленный для детей на время школьных каникул Таджикским государственным театром оперы и балета им. С.Айни в 1991-1995гг. и сравним его с детскими спектаклями, шедшими впоследствии - с 1996 по 2000гг. Новогодние программы для школьников 1991-1995гг. состояли из спектаклей «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Кошкин дом» П. Вальдгарда, «Снежная королева» К. Тушенка, «Малыш и

Карлсон» Ю. Тер-Осипова, «Хрустальный башмачок» А. Спадавеккиа, «Али-баба и сорок разбойников» Г. Александрова; «Калиф - аист» и «Карлик нос» Т. Шахиди, «Коппелия» Л. Делиба, «Доктор Айболит» И. Морозова, «Хоттабыч» Г. Гладкова. В рамках недели «Театр -детям и юношеству» в ноябре 1991г. были показаны спектакли «Коза с кудрявыми ножками» А. Одинаева, «Юсуф и Зулейха» Т. Шахиди, «Бременские музыканты» Г. Гладкова, «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Рудаки» Ш. Сайфиддинова.

В этот период еще наблюдаются творческие связи с авторами из других республик. Так, в 1995г. одним из спектаклей, поставленных в театре, была опера для детей Толиба Шахиди «Красавица и чудовище», либретто для которой написал Вл. Чайковский по сказке Уолта Диснея. Композитор начал сотрудничать с Вл. Чайковским еще в 1970-е годы. Пианист по образованию, Вл. Чайковский окончил Московскую консерваторию в 1941г., много лет был директором ордена Трудового Красного Знамени Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. [21]

Первой совместной работой Вл. Чайковского и Т. Шахиди был фильм-балет «Рубаи Хайяма» с участием звезды таджикского балета М. Сабировой в главной роли Ситоры, ее партнером был народный артист России В.Тедеев. Фильм был показан по всесоюзному телевидению и имел огромный успех. [23, с.21] Плодами их дальнейшего сотрудничества стали детские спектакли «Калиф-Аист» и «Карлик нос» - по сказкам В. Гауфа.

С 1996г. вплоть до 2000г. по объективным причинам, связанным с кризисом военных и послевоенных лет в республике, детских представлений практически не ставилось. Новогодние спектакли для них были возобновлены лишь с 2001г., но репертуар ограничивался единичными представлениями.

В музыкальной жизни Таджикистана этого периода, когда казалось, что реализовать музыкальные проекты и планы просто невозможно, большую роль сыграл композитор Толиб Шахиди. Его подвижническая деятельность выразилась в проведении Международного конкурса артистов балета им. М. Сабировой, о котором упоминалось выше, Международного фестиваля «Приношение Моцарту», конкурса пианистов, посвященного 100-летию со дня рождения С. Прокофьева, многочисленных концертов пианиста В. Шкарупы и мн. др. Так, летом 1991г. состоялся Международный фестиваль «Приношение Моцарту», приуроченный к 200-летию со дня смерти композитора. В состоявшихся концертах приняли участие музыканты из разных стран - З. Слезнак (виолончель, Польша); Л. Енссон (фортепиано, Швеция); Киевский камерный оркестр, симфонический оркестр театра оперы и балета им. С. Айни. Программа концертов была богата и разнообразна. Она состояла из произведений В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Барбера, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Ал.Чайковского, Е. Подгайца, Ф. Бахора, Т. Шахиди, З. Миршакар. Международный фестиваль «Приношение Моцарту» и Республиканский конкурс пианистов им. С. Прокофьева были организованы при непосредственной поддержке еще функционировавшего тогда Союза композиторов СССР, в частности его председателя, видного советского композитора Тихона Николаевича Хренникова.

Таким образом, театр оперы и балета им. С. Айни при всем драматизме, происходивших в республике событий, продолжал работать в меру своих возможностей в надежде на то, что современное музыкальное искусство, основанное на лучших традициях советского времени, возродится и будет развиваться в дальнейшем. В нем по-прежнему ставились оперы и балеты, проходили камерные и симфонические концерты, а также мероприятия, посвященные знаменательным датам. Как видим, несмотря на сложную военную обстановку и трудности послевоенных лет, упомянутый театр продолжал функционировать.

ЛИТЕРАТУРА

1. История таджикского народа (1941-2010гг.). - Т.6. - 687 с.

2. Кемени А. Музыка, звучащая в сердцах // Коммунист Таджикистана. - 1991. - 13 апреля; Преображенская Н. Почаще бы такие концерты // Коммунист Таджикистана.- 1991. - 1 июня.

3. Каримова Р. Культура Таджикистана в годы независимости (1991-2011 гг). - Душанбе, 2011. - 212 с.

4. Коммунист Таджикистана.- 1991- 3 апреля; Абдуллоева С. Моцарту Бижан ба Душанбе меоянд (В Душанбе приедут Моцарт и Бижан) // Точикистони шуравй.-1991, - 30 март; Сафар-зода С. Сахна гулборон буд (Сцену закидали цветами) // Точикистони шуравй.-1991.- 5 апрел.

5. Музыка мира звучит в Душанбе // Вечерний Душанбе. - 1995. - 17 февраля; И.Сорокина. Дирижер из США // Народная газета. - 1995.- 25 февраля; Американец в Таджикистане.

6. Музыкальная жизнь Таджикистана. - Вып.3. - Душанбе, 2011.- 199 с.

7. Программка концерта из личного архива Н.Нурджанова, 1996г., март.

8. Назарова Л. Женщина, которая поет // Бизнес и политика.- 1998.- 5 ноября.

9. Назарова Л. Магнетизм художественного творчества. Размышление после концерта // Народная газета.-1994.- 16 июля.

10. Назарова Л. Современное прочтение национальной истории: премьера оперы Толиба Шахиди «Амир Исмаил // Народная газета. - 1999. - 20 сентября.

11. Назарова Л. Музыкальная культура Таджикистана ХХ-начала XXI столетий (тенденции, проблемы). -Душанбе, 2009.- 256 с.

12. Нурджанов Н. Малика Сабирова. - М.: Искусство, 2001. - 286 с.

13. Нурджанов Н. Опера и балет Таджикистана.- Душанбе, 2010. - 424 с.

14. Программка концерта из личного архива Н.Нурджанова, 1995г., сент.

15. Панфилова В. Музыка гражданской войны // Независимая газета. -1999.- 10 декабря.

16. Садриддинов Б. Пламенное служение танцу // Вечерний Душанбе.- 1993.- 26 мая.

17. Сорокина И. Музыкальные всплески // Народная газета».- 1993.- 18 декабря.

18. Темурова С. До осени, театр! //Народная газета.-1994- 27 июня.

19. Московский симфонический оркестр. http://moscowsymphony.ru/ru/mso/conductors.

20. Сайт театра оперы и балета им. С. Айни. http://operabalet.tj/istoriya-teatra-p.html.

21. Международный объединенный биографический центр.AllRightsReserved.Дата обращения: 23 мая 2016г.

22. Фролов В. Артерии духовной жизни // «Вечерний Душанбе». - 1994, 9 февраля.

23. Шахиди Т. Времен контрасты. Интервью, статьи, письма, фотографии. - М.: Композитор, 2014. - 120 с..

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСМКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. С. АЙНИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

В настоящей статье рассматривается деятельность одного из ведущих музыкальных учреждений республики Таджикского государственного академического театра оперы и балета им. С. Айни в конце ХХ века. Несмотря на сложнейшую политическую, экономическую и социальную ситуацию театр продолжал ставить музыкальные спектакли, оперы и балеты. Благодаря этому музыкальная жизнь Таджикистана не прекратилась, а продолжалась, несмотря ни на какие преграды.

Ключевые слова: театр оперы и балета, репертуар, музыкальный спектакль, опера, балет, оркестр, композитор.

ACTIVITIES OF THE TAJIK STATE ACADEMIC OPERA AND BALLET THEATER them. S. AINI AT THE END OF THE XX CENTURY

This article examines the activities of one of the leading musical institutions of the republic, the Tajik State Academic Opera and Ballet Theater named after A. S. Aini at the end of the twentieth century. Despite the most difficult political, economic and social situation, the theater continued to stage musical performances, operas and ballets. Thanks to this, the musical life of Tajikistan did not die out, but continued, despite any obstacles.

Key words: opera and ballet theater, repertoire, musical performance, opera, ballet, orchestra, composer.

Сведения об авторе:

Хасанова Манзура Мухиддиновна, кандидат исторических наук, старший сотрудник отдела истории искусств Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ. Тел. 221 3742; E-mail: manzura_h@mail.ru

About the author:

Khasanova Manzura Mukhiddinovna, Candidate of Historical Sciences, Senior Fellow of the Department of Art History at the Institute of History, Archeology and Ethnography named after V.I. A. Donish National Academy of Sciences of Tajikistan. Tel. 221 3742; E-mail: manzura_h@mail. ru

ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН И

СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ПОДПИСАНИЕ МИРА В РТ (1997-2001 гг.)

Мамадазимов А.А. Нурализода Б.Н.

Академия Государственного управления при Президенте Республики Таджикистан

Подписание мира и национального согласия 27 июня 1997 завершило гражданское противостояние в Таджикистане и тем самым в стране начинается переход в период восстановления. Заключение мира в республике и нормализация общественно-политического положения было с радостью встречено со стороны мирового сообщество, включая и Соединенных Штатов Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.