М.Н. Дробышева
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Октябрь-декабрь 2023 года
305
© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Мариинский театр
Гала-концерт посвященный 240-летию Мариинского театра, 5 октября, 2023 года
«От Большого Каменного театра к Ма-риинскому» - так назывался Гала-концерт посвященный 240-летию Мариинского театра, в котором участвовали солисты оперы и балета, симфонический оркестр, хор, балет и миманс, на Новой сцене Мариинского театра. Программа Гала-концерта была обращена к истории Мариинского театра от возникновения Большого (Каменного) театра к современному Мариинскому. Открылся концерт увертюрой Михаила Глинки к опере «Руслан и Людмила» (премьера состоялась 27 ноября 1842 года в Большом (Каменном) театре), сегодня за дирижерским пультом на протяжении пятичасового концерта был Валерий Гергиев.
С момента премьеры оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» (27 ноября 1836 года в Каменном театре) отрывать каждый театральный сезон в Петербурге ее исполнением стало хорошей традицией. На Театральной площади оперой «Жизнь за царя» 2 октября 1 860 года открылся перестроенный после пожара пятиярусный новый театр, который по распоряжению Александр II был назван Мариинским в честь его супруги Марии Александровны. В Гала-концерте был показан Польский акт
из оперы «Жизнь за царя». Перед зрителями на сцене были искрометно исполнены народно-сценические танцы - краковяк и мазурка. Энергично, весело, с типичным для польского танца задором Ольга Белик, Роман Малышев и артисты балета исполнили краковяк. Характер танца мазурки охарактеризовал в художественных образах Ференц Лист в своей книге о Шопене. Очарование мазурки, оригинальность танца передали Евгения Савкина, Александр Белобородов и артисты балета.
В I отделении звучали арии из опер прославленных русских композиторов -Модеста Мусорского, Антона Рубинштейна, Петра Чайковского - мировые премьеры которых состоялись в Мариинском театре.
Премьера оперы «Борис Годунов» Модеста Мусорского состоялась 27 января 1874 года. Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов» сегодня исполнил с воодушевлением, талантливо, передав страдания царя, Эльдар Абдразаков.
В концерте не могла не прозвучать вокальная партия из фантастической оперы «Демон» Антона Рубинштейна, мировая премьера которой состоялась в Мариин-ском театре в 1875 году. С сентября 2023 года опера в репертуаре театра. Маггерам Гусейнов эмоционально и выразительно спел романс Демона. Вспомним высказывание художника Александра Головина
«Жизнь за царя». Польский акт. Фото Михаила Вильчука
3
ю о
о партии Демона знаменитого баса Шаляпина: «Прежде его изображали усталым, томящимся, разочарованным. Шаляпин показал не только тоску и разочарование, но и страшную муку, отчаянье». Романс Демона был особенно любим великим певцом.
Русская народная песня «Эй, ухнем!», была в репертуаре артиста императорских театров Федора Шаляпина. В концерте ее исполнил Михаил Петренко и Мужской хор Мариинского театра
Монументальная опера «Орлеанская дева» Петра Чайковского была поставлена 25 февраля 1881 года в Мариинском театре и не получила достойной оценки. А сегодня партия Иоанны из оперы «Орлеанская дева» дала возможность молодой певице Зинаиде Царенко стать обладательницей Гран-при XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского и продемонстрировать в Гала-концерте свой профессионализм и мастерство.
Исполнительницей традиционной арии Лизы у Канавки из предпоследней оперы Чайковского «Пиковая дама» (1890), стала Елена Стихина.
Премьера оперы «Садко» Николая Рим-ского-Корсакова прошла с большим успехом в Мариинском театре 26 января 1891 года. По требованию публики на премьере были исполнены дважды все песни гостей -«купцов из дальних стран». В Гала-концерте песню Индийского гостя спел Евгений Акимов, а песню Варяжского гостя - Юрий Воробьев. Первым художником декораций оперы «Садко» был Апполинарий Васнецов. Сегодня в Мариинском театре художественное оформление спектакля восстановлено по эскизам Константина Коровина.
I отделение Гала-концерта завершилось Розовым вальсом Петра Чайковского из балета «Щелкунчик» (был заказан композитору Мариинским театром, впервые поставлен 6 декабря 1892 года в хореографии Льва Иванова), хореография Василия Вай-нонена 1934 года. В программе был и другой вальс, на музыку Морица Машковского, хореография ленинградца Василия Вайно-нена. Этот номер станцевали Елена Евсеева и Александр Сергеев, как напоминание о славе и достижениях советского балета.
Своеобразным эпиграфом ко II отделению стало «письмо к К.С. Станиславскому» Сергея Рахманинова в исполнении Эльда-ра Абдразакова. 2023 год стал годом Сергея Рахманинова в связи со 1 50-летием со дня рождения великого композитора и Мари-инский театр широко отмечал это событие.
Во II отделении Гала-концерта звучали сочинения зарубежных композиторов.
Арию царицы Ночи из оперы «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта спела Айгуль Хисматуллина. Впервые зингшпиль Моцарта прозвучал на русском языке в Большом (Каменном) театре 24 мая 1818 года.
Гектор Берлиоз дважды приезжал в Петербург в качестве приглашенного дирижера Русского музыкального общества. На одном из вечеров В.В. Стасов, А.Н. Серов, Г. Винявский проявили большой интерес к партитуре «Троянцев». В Гала-концерте в память о работе Гектора Берлиоза в Петербурге, Александром Михайловым была исполнена ария Иопаса из оперы «Троянцы».
В этот вечер Сен-Санс был представлен оперой «Самсон и Далила», в которой присутствуют и элементы балетного искусства. Мариинский театр первым поставил оперу Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» в России 19 ноября 1896 года. Ария Далилы в исполнении Екатерины Семенчук прозвучала темпераментно и страстно. Оксана Скорик и Андрей Ермаков артистично станцевали сцену Вакханалии из оперы в хореографии Александра Горского. Ни один вечер балета не проходит без миниатюры «Лебедь» Камиля Сен-Санса в хореографии Михаила Фокина, созданной для великой балерины Анны Павловой, начавшей свой творческий путь в Мариинском театре. Виктория Терешкина воссоздала своим исполнением образ Лебедя, ставшего символом русского балета.
Завершился II акт Гала-концерта виртуозным исполнением Па-де-де из балета «Дон Кихот» Людвига Минкуса. В нем артисты балета Рената Шакирова и Тимур Аскеров продемонстрировали виртуозность, артистизм и академичность классического танца солистов Мариинского театра.
III отделение Гала-концерта было посвящено современному репертуару Мари-инского театра. Сцена из оперы «Хованщина» Модеста Мусорского была исполнена Владимиром Ванеевым (Князь Иван Хованский) и Владиславом Сулимским (Боярин Шикловитый). Со дня премьеры 7 ноября 1911 года опера не покидала Ма-риинскую сцену.
Не могли не прозвучать арии Князя Игоря (Евгений Никитин) и Хана Конча-ка (Мирослав Молчанов) из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, ее премьера состоялась в театре 23 октября 1890 года. Дуэт Любаши и Грязнова из оперы «Царская невеста» Николая Римского-Кор-сакова Юлии Маточкиной и Владислава Сулимского покорил зрителей своим про-
Владислав Сулимский в роли Грязнова, опера «Царская невеста». Фото Михаила Вильчука
никновенным исполнением. Премьерный показ оперы в Мариинском театре был осуществлен 30 октября 1901 года.
В репертуаре Мариинского театра есть и оперы Джакомо Пуччини. Премьера «Тоски» была показана зрителю 23 октября 1994 года, а премьера оперы «Турандот» -25 июля 2022 года. Сергей Скороходов спел арию Калафа из оперы «Турандот». Сцену из оперы «Тоска» исполнили Татьяна Сер-жан (Флория Тоска) и Ариунбаатар Ганба-атар (Барон Скарпиа), Олег Балашов (Спа-летта, полицейский).
Рихард Вагнер в этот вечер был представлен арией Зигмунда (Михаил Векуа) из оперы «Валькирия» (вторая часть тетралогии «Кольцо Нибелунга»), 24 ноября 1 900 года была ее премьера. Сегодня репертуар театра включает все зрелые оперы немецкого композитора.
На Ленинградской сцене в 1940 году был создан спектакль «Ромео и Джульетта» хореографом Леонидом Лавровским и режиссером Сергеем Радловым на музыку Сергея Прокофьева. Сегодня эта хореографическая версия Шекспировской трагедии продолжает жить и поражать зрителя виртуозностью и глубиной балетного искусства. Дуэт из балета «Ромео и Джульетта» исполнили Мария Ширинкина и Владимир Шкляров.
Один из полюбившихся зрителями балетов современного репертуара - «Парк». Его хореографию на музыку Моцарта сочинил известный балетмейстер Анжелен Прельжокаж. Петербургскую премьеру в 2011 году танцевала Диана Вишнева с Константином Зверевым. В этот вечер они же предстали вновь, но только в адажио из балета «Парк», партию фортепиано исполнила Людмила Свешникова.
Праздничная увертюра Дмитрия Шостаковича прозвучала эффектно, бравурно в исполнении Мариинского Брасса.
Имя Родиона Щедрина регулярно появляется на афишах театра. Здесь поставлены все его оперы и почти все балеты. Композитор-давний друг Мариинского театра. В исполнении Екатерины Семенчук задорно прозвучали Частушки Варвары из оперы «Не только любовь». Эта опера в репертуаре Мариинского театра с 1 марта 2017 года.
В этот вечер звучала и музыка Джузеп-пе Верди, Ирина Чурилова спела арию Леоноры из оперы «Сила судьбы», которая была написана композитором по заказу Дирекции Императорских театров Петербурга. Застольной песней из оперы «Травиата» Верди в исполнении стипендиатов про-
Дуэт из балета «Ромео и Джульетта» исполнили Мария Ширинкина и Владимир Шкляров. Фото Михаила Вильчука
Диана Вишнева и Константин Зверев. Фото Михаила Вильчука
3
ю О
В. Гергиев и музыканты в оркестровой яме аплодируют после концерта в честь Юрия Темирканова
граммы «Аткинс в Мариинском театре», лауреатов международных конкурсов завершился юбилейный Гала-концерт бурными аплодисментами благодарного зрителя.
Вечер памяти Юрия Темирканова
Мариинский театр и Валерий Гергиев 5 ноября посвятили памяти Юрия Те-мирканова концерт, в котором прозвучала Шестая («Патетическая») симфония Петра Чайковского, последняя симфония композитора. Зрителям выдавались билеты на входе бесплатно. Зал быстро заполнялся. На сцене находился портрет Юрия Ха-туевича Темирканова.
На историческую сцену вышли музыканты медной и ударной группы. Дирижер Валерий Гергиев вместе с симфоническим оркестром находились в оркестровом пространстве. Симфония Чайковского в их исполнении звучала особенно торжественно и трагично.
Опера «Евгений Онегин», поставленная Ю.Х. Темиркановым в 1982 году стала эталоном оперной классики. В то время он занимал пост художественного руководителя и главного дирижера театра. Его постановки: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» до сих пор в репертуаре театра. Те-мирканов приехал из Нальчика в Ленинград учиться в консерватории, был зачислен в класс знаменитого профессора Ильи Мусина. В 1 966 году стал победителем Всесоюзного конкурса дирижеров. После успешного выступления в Большом зале филармонии, Евгений Мравинский предложил Темирканову стать его ассистентом, а затем и возглавить Академический симфонический оркестр филармонии. А в 1 988 году Темирканов стал художественным руководителем филармонии. По мнению кри-
Открытие кабинета имени Темирканова. Фото Наташи Разиной
тики он был величайшим дирижером XX века и лучшим интерпретатором русской симфонической музыки. Юрий Хатуевич был главным приглашенным дирижером Филадельфийского и Лондонского королевского филармонического оркестров, а также городов Копенгагена, Дрездена и Балтимора.
1 0 декабря в день рождения Юрия Те-мирканова в историческом здании Мари-инского театра состоялась церемония открытия кабинета, названного его именем. Здесь 11 лет работал Юрий Хатуевич, очень важные решения принимались за этим столом и с тех пор здесь ничего не меняли. С инициативой присвоить кабинету имя выдающегося дирижера, которому сегодня могло бы исполнится 85 лет, выступил генеральный директор Большого театра, художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев.
1 4 декабря 2023 года открылся Международный зимний фестиваль «Площадь искусств», задуманный Ю.Х. Темиркановым, посвященный знаменитому дирижеру. 1 8 декабря Симфонический оркестр Мариин-ского театра под управлением Валерия Гер-гиева дал концерт памяти Юрия Темирка-нова в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии в рамках этого фестиваля. В программе концерта Шестая симфония Дмитрия Шостаковича (впервые исполнена здесь в 1939 году) и Четвертая («Романтическая») симфония Антона Брукнера.
Мариинский театр в IX Санкт-Петербургском международном культурном форуме
С 16 по 18 ноября 2023 года состоялось масштабное мероприятие - 1Х Санкт-Петербургский международный культурный форум. В нем приняли участие представи-
тели более 70 стран и 50 официальных делегаций. В рамках форума на всех сценах Мариинского театра прошли специальные показы: премьера постановки оперы «Лакме», гастроли Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича, спектакли филиалов Мари-инского театра во Владивостоке и Владикавказе и т.д.
На Новой сцене Мариинки состоялись премьеры оперы «Лакме» Лео Делиба, созданной совместно с Красноярским государственным театром оперы и балета им. Д.А. Хворостовского и оперы «Мастер и Маргарита» по роману Булгакова Сергея Слонимского в Самарском академическом театре оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича в постановке Юрия Александрова. Сергей Слонимский написал оперу «Мастер и Маргарита» в 1972 году, в концертном исполнении опера прозвучала в 1989 году в Москве в Большом зале консерватории, дирижер Михаил Юровский. Жанр оперы был любимым жанром композитора, из девяти опер пять были поставлены в Самаре: «Виринея» (1967), «Мария Стюарт» (1980), «Гамлет» (1993), «Видение Иоанна Грозного» (1 999) (под руководством Мстислава Ростроповича). Либретто, написанное Юрием Димитриным и Виталием Фиалков-ским в редакции Юрия Александрова, достоверно передает поэтику романа. Опера состоит из трех направлений: трагическая судьбы Мастера и героев романа, взаимоотношения Иешуа и Понтия Пилата и лирическая - Мастера и Маргариты. Партию Понтия Пилата исполнил народный артист России, известный баритон Сергей Лейферкус, Иешуа - Роман Николаев. Одной из особенностей музыкальной фактуры оперы Слонимского стало использование двадцати инструменталистов. Каждый из них представлял героя оперы: виолончель - Мастера, скрипка - Маргариту, Кота Бегемота - флейта - пикколо, для Коро-вьева и Воланда главным инструментом был фагот, Иешуа - трио двух арф и гобоя. Понтия Пилата на протяжении всей оперы композитор сначала представляет кларнетом, потом бас-кларнетом, а в кульминационной сцене приговора звучат медные духовые.
Юрий Александров выстраивает действие оперы в трех пространствах: на всей огромной сцене и двух камерных - это садовая скамейка, где встречаются Мастер (Владимир Боровиков) и Маргарита (Анастасия Лапа) и где происходит диалог меж-
1 Ил. см. на 4-й странице обложки.
ду Мастером и Бездомным, а также рояль, на нем «играет» Иуда (Иван Максимейко, солист Большого театра), на крышке которого распивают напитки алкоголики и помещается отрезанная голова Берлиоза (в опере Берлиоза композитор называет «Здравомыслящим», его партию исполняет Анатолий Невдах). Таким образом, в опере представлен мир евангельского повествования и действительность быта Москвы 1920-1930-х годов. В балетном антракте на Великом балу у сатаны поистине по-бул-гаковски предстали солисты балета, изобразившие Фагота-Коровьева (Дмитрий Пономарев) и Кота Бегемота (Максим Ма-ренин). Красив выход в зал Маргариты, Анастасии Лапы, которая бежит по рядам партера, обращаясь к зрителям, ее сопрано звучит с мольбой: «Любите, любите!» Сергей Слонимский подчеркивал, что «в опере есть несколько идей, дорогих Булгакову. И мне. Например, власть не должна быть насилием над людьми, человек не должен боятся поступать по совести, не должен ставить интересы карьеры, мельчайшие жизненные интересы выше критериев гуманности, преданная любовь - это огромная сила, способная обессмертить и спасти человека, творчество художника, если оно талантливо и правдиво, может продолжить свою жизнь и в будущем».
Премьера балета «Анюта»
Первая балетная премьера «Аню-та»1 на музыку Валерия Гаврилина была показана на исторической сцене Мари-инского театра 8 и 9 декабря 2023 года Как отмечает Валерий Гергиев: «В репертуаре Мариинского театра всегда были произведения композиторов - наших современников: считаю своим долгом знакомить публику с современной музыкой... я рад, что к хоровым и камерным сочинениям ленинградца Валерия Гаврилина добавится и спектакль «Анюта». Сюжет рассказа А.П. Чехова «Анна на шее» предстал перед зрителями в хореографическом воплощении легендарного танцовщика Владимира Васильева.
Впервые балет «Анюта» был создан для телевидения, автором идеи балета стал ленинградский режиссер и сценарист Александр Белинский. Балетная партитура создавалась из разных сочинений композитора, инструментованных дирижером Станиславом Горковенко. Вместе с Александром Белинским сорежиссером, хореографом и исполнителем роли отца Анюты
3
ю о
Петра Леонтьевича стал народный артист СССР Владимир Васильев. Фильм-балет вышел на экраны в 1 982 году. Партию Анюты исполнила балерина Екатерина Максимова, обладающая тонким драматическим талантом, который позволил ей создать живой, естественный образ чеховской героини. Ее танец восхищал актерской выразительностью, эмоциональной свободой. О работе над партией Анюты балерина рассказала в своей книге Мадам «Нет».
В 1 986 году телебалет был перенесен на театральную сцену Неаполитанского театра Сан Карло и имел грандиозный успех. Сценическая версия отличалась от фильма-балета. Партию главных героев исполняли приглашенные Екатерина Максимова, Гали Абайдулов (Модест Алексеевич) и Владимир Васильев (Петр Леонтьевич). Через четыре месяца после итальянской премьеры балет «Анюта» был поставлен на сцене Большого театра. Вот уже почти сорок лет российские и зарубежные театры включают в свой репертуар этот балет.
Спектакль «Анюта» в Мариинском театре начинается со сцены отпевания и похорон матери Анюты и молитвы Петра Леонтьевича. В премьерных спектаклях партию Анюты исполняли Рената Шакирова и Надежда Батоева. Красива декорация, выполненная художником Виктором Вольским, изображающая пейзаж старинного русского города, с виднеющимися в дали куполами церкви. Безукоризненно решены сцены гуляний, представленные артистами кордебалета и миманса. Партия Модеста Алексеевича - сложна, она требует особого актерского дарования, ее вариации талантливо исполнял Максим Изместьев. Особенно выразительно, лирично представлено адажио со Студентом (Никита Корнеев) в сцене «Сна Анны», где передается их чистая юношеская любовь. Многозначна сцена «сна Модеста Алексеевича», в которой ему грезится долгожданный орден Святой Анны 2-й степени, «Анна на шее», его сон контрастирует со сном Анны. На протяжении всего спектакля от первой до заключительной сцены главным действующим лицом становится Петр Леонтьевич отец Анны и двух ее маленьких братьев, партии которых исполняют учащиеся АРБ им. А.Я. Вагановой. Этот образ, созданный солистом балета Александром Сергеевым, вносит чеховскую интонацию в спектакль. Когда-то партию Петра Леонтьевича блистательно танцевал Владимир Васильев, а сегодня он передал свой хореографический замысел солисту Мариинского театра, за дирижерским пультом был Арсений Шупляков.
XIV Международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира»
С 26 октября по 2 ноября 2023 года любители музыкального искусства могли посетить восемь концертов вокальной и инструментальной музыки. Организаторами фестиваля «Серебряная лира» стали Филармоническое общество Санкт-Петербурга, Комитеты по культуре и внешним связям Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская Академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича.
В Большом зале филармонии открылся фестиваль камерным оркестром «Singolo Orchestra» увертюрой Моцарта к опере «Директор театра».
В программе был концерт для фортепиано с оркестром Ми-бемоль мажор, солист известный петербургский пианист Мирослав Култышев, дирижер Ярослав За-боркин, (с 2011 года - артист Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии).
В состав камерного оркестра «Singolo Orchestra» входят молодые петербургские музыканты, лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов. В Репертуаре оркестра мировые камерные шедевры, редко исполняемые или давно забытые.
В фестивале приняли участие музыканты из Турции и Китая. В Малом зале филармонии им. М.И. Глинки состоялся вечер вокальной музыки тенора из Китая Цзюнь-шен У, партию фортепиано исполнил Дмитрий Павлий. В I отделении прозвучали произведения русских композиторов Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова, Чайковского, а во II исполнялись арии из опер Доницетти, Пуччини, Верди. В концерте вместе с китайским солистом выступила и сопрано Анна Викулина.
Всего в Малом зале состоялись три концерта. 29 октября - петербургской певицы Юлии Михайловской, ее инструментального ансамбля, который исполнил в джазовой обработке песни советских композиторов; 30 октября - Никита Зубарев (виолончель) и Станислав Соловьев (фортепиано) представили сонаты для виолончели и фортепиано Бетховена и Рахманинова; 31 октября состоялся вечер фортепианных фантазий Моцарта, Шумана, Шопена и Листа - пианист Евгений Зотов.
Особое внимание слушателей привлек концерт музыкантов из Турции Bosporus Trio, выступавших с большим успехом на радио и престижных концертных залах Анкары. В программе элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели,
а также фортепианное трио турецких композиторов Тюзюна и Сая.
Фестиваль «Серебряная лира» завершился 2 ноября в Большом зале филармонии концертом камерного состава и хора недавно созданного Российско-Китайского симфонического оркестра под управлением двух женщин дирижеров - Виктории Добровольской (Россия) и Тунжо Чжэн (Китай), окончивших Санкт-Петербургскую консерваторию по специальности оперно-симфоническое дирижирование (класс В.А. Альтшулера). В программе вечера прозвучал концерт Вивальди для флейты и струнных Соль-минор «Ночь», солистка Олеся Тертычная, а также концерт Моцарта для скрипки с оркестром Ля-мажор - солист Михаил Гантварг. Китайское музыкальное искусство было представлено обработкой народных песен: «Жасмин» для хора с оркестром и «Уссури» для сопрано, хора и оркестра, солисткой была Чжан Лэй, выпускница Санкт-Петербургской консерватории (класс профессора В.П. Лебедя). 2 ноября состоялся и вечер русского классического романса в Малом зале. В исполнении выпускников Санкт-Петербургской консерватории Марии Литке (сопрано) и Анны Шелудько (фортепиано) звучали полюбившиеся петербургской публике романсы Чайковского, Рахманинова, Метнера. Мария Литке осваивала вокальное мастерство в классе профессора И.П. Богачевой. Певица участвовала в мастер-классах Елены Образцовой, Александрины Милчевой, Марчелло Джордано. С 2006 года - ведущая солистка Михайловского театра, на сцене которого исполняет ведущие партии сопрано в операх П.И. Чайковского, Н.А. Римско-го-Корсакова, Д.Д. Шостаковича, а также Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Леонкавалло, А. Дворжака.
Фестиваль «Серебряная лира» проходит уже многие годы благодаря активной деятельности его художественного директора Бориса Березовского, президента Филармонического общества Санкт-Петербурга.
XXXIII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом»
6—18 октября 2023 года
В этом году театральный фестиваль происходил под девизом «Взгляд на Восток». «Впервые мы обращаем свой взгляд не к европейской традиции, а на Восток, театральное искусство которого по сей день остается загадкой даже для самого искушенного российского зрителя. А в тоже
время эта культура, которая складывалась тысячелетиями, богатая и притягательная, абсолютно не похожая на то, что создавалось в других странах мира», - сказал С.Г. Шуб, руководитель фестиваля, Генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом».
Открылся фестиваль спектаклем «Лягушки» по роману выдающегося современного китайского прозаика, лауреата Нобелевской премии Мо Яня Псковского академического театра драмы им А.С. Пушкина - филиала Национального драматического театра России (Александринского). Постановщиком стал лауреат театральных фестивалей Никита Кобелев, назначенный в июне 2023 года главным режиссером Александринского театра.
Роман «Лягушки» Мо Яня создан в жанре эпической поэмы, в которой есть отсылки к Бертольду Брехту, к его драме «Кавказский меловой круг». Режиссер Кобелев взял этот жанр за основу спектакля, а также обратился к стилистике пекинской оперы, представив в ее формате несколько сцен. Наряду с современностью в спектакле присутствуют архаика и элементы ритуальности. Инсценировку восьмисот страниц романа осуществил Андрей Пронин (перевод романа он сделал в 2019 году), продолжительность спектакля четыре часа. Научные консультанты - кандидат филологических наук Алексей Родинов и кандидат искусствоведения Екатерина Морозова.
Действие спектакля переносит зрителя как в Китай 50-х годов, так и в дни нашей современности. В 1 979 году был принят закон «одна семья - один ребенок» в соответствии с программой партии, который был отменен лишь 2015 году. Руками акушерки-гинеколога Ван Синь, преданной коммунистки, претворяется в жизнь политика партии. Тысячи жизней были оборваны, не только младенцев, но и их родителей, воплощая таким странным извращенным образом идею построения коммунизма. Героиня спектакля Вань Синь, которую талантливо играет Линда Ахметзянова, начиная изображать ее шестнадцатилетней и заканчивая возрастом семидесяти трех лет, предстает беспощадным борцом за ограничение рождаемости. В постановке показаны бесчеловечные эпизоды, противоречащие нормам медицинской этики и морали. В наших культурах и менталитете много различного, но наши проблемы похожи -свое, личное часто приносили в жертву общественного долга.
Почему роман и спектакль назван «Лягушки»? Это ее страх, галлюцинации,
со
OJ
о
OJ
о
3
ЧО
О
Сцена из спектакля «Лягушки»
что она не дала жизнь неродившимся детям. «Тема лягушек метафорична. Героиню терзают муки совести, лягушки - это образы неродившихся детей, полчащи лягушек на нее нападают, говорят такими жалобными детскими голосами. Это образ вины, образ мучающейся совести. Поэтому роман так и назван», - дает пояснение к своему замыслу режиссер. В спектакле предстает целая галерея жителей Китая провинции Шаньдун: Матушка Сяо Пао (Галина Шуш-канова), судья и председатель комитета по планированию рождаемости (Виктор Яковлев), медицинская сестра (Александра Кашина), а также представители различных социальных слоев китайского общества. Главные действующие лица: это акушерка Вань Синь и ее племянник - драматург (Сергей Скобелев), который на протяжения спектакля сочиняет эту пьесу. Его повествование имеет хронологическое изложение, состоящее из серии писем. В спектакле заняты 55 человек, из них 19 артистов, исполняющих несколько ролей, для которых были созданы многослойные костюмы и сложные головные уборы, воссоздающие китайский национальный колорит, а также достоверно и точно подобран реквизит. Создателем сценографии и костюмов стала Нана Абдрашитова.
В течение трех дней фестиваля зрители могли ощутить специфику и самобытность театра Индии. Театральное искусство Индии зародилось в период II века до н.э. Одной из старейших форм театра стала санскритская драма. Ее герои вызывали у зрителей как сильные эмоциональные переживания восхищения, так и отвра-
щение, а иногда это могло быть и веселье. Позже исполнение санскритской драмы дополнилось музыкой, жестами и танцем. Так появилось новое направление в театральном искусстве Индии - классическая танцевальная драма. Ее основной темой стали любовные отношения героя и героини. В спектакле «Бали» Театральной лаборатории «Адишакхти» по мотивам древнего индийского эпоса «Рамаяна» была показана достаточно эмоционально битва двух знаменитых царей Бали и Рамы. Постановку «Ничего похожего на Лира» Театральной компании «Синематограф» по пьесе У. Шекспира «Король Лир» режиссер Раджат Капур решает в жанре трагикомедии. Единственное действующее лицо Лир, его исполнитель Винай Патхак, предстает перед зрителем в образе трагического клоуна. Шекспира начали ставить в Индии во второй половине XVIII века в адаптации, ориентируясь на индийскую эстетику и проблемы, волновавшие национальную аудиторию. Эту особенность отметила в своей книге «У истоков новой индийской драмы» А.А. Суворова. Исследовательница отмечает, что: «в период раздела Индии трагедия Лира, неразумно раздавшего свое царство, казалась некоторым созвучной современным им политическим событиям. Несомненно, все эти трактовки были лишены какого-либо историзма, но их наличие свидетельствовало о том, что творчество Шекспира стало неотъемлемой частью сознания нескольких поколений индийской интеллигенции». Сегодня эта тема актуальна и продолжает интересовать индийского зрителя.
В Средние века возникает еще одно направление - индийский традиционный народный театр. В его основе мысли, идеи, эмоции простых людей. Сюжеты его спектаклей состояли из народных сказаний, разнообразных преданий и легенд.
Особое внимание зрителей привлек спектакль компании «B SPOT PRODUCTIONS» «Цвет Лавани» в жанре традиционного народного танца, который исполняли женщины, облаченные в типичное махараштрийское сари. На них были тяжелые украшения: колье, серьги, пояс на талии, браслеты на щиколотке и кольца на пальцах ног, а в центре лба красовалась цветная точка подобно капле. Слово «лава-ни» означает «красота». Основными темами «Лавани» становится любовь между мужчиной и женщиной в различных формах, а также песни и диалоги, имеющие направленность социально-политической сатиры. В финале спектакля зрителям предста-
Дефиле молодых индийских дизайнеров
вилась уникальная возможность выйти на сцену вместе с артистами и ощутить энергию танца лавани штата Махараштра. После спектакля в фойе состоялось дефиле молодых дизайнеров Индийского института модных технологий JD.
Тегеранский университет совместно с Институтом исполнительских искусств «Томашаган» из Ирана показал самобытный, уникальный спектакль «Речь Гур-дофарид» по мотивам персидского эпоса «Шахнаме» («Книга Царей»). Постановка режиссера Рахмата Амини создана в форме женского наггали, древнейшего вида устного народного творчества. Сказительница, ее исполняет Сахар Хагшенас, под ритмы музыкальных инструментов Персии рассказывает о поединках Сухраба с богатырем Белой крепости и с богатырской девой Гурдофарид. Ее монолог звучит в традиционной для Ирана форме устного повествования с элементами сценической
Спектакль «Речь Гурдофарид» по мотивам Персидского эпоса» Шахнаме»
игры, где актриса все роли играет одна. Ее реквизит - это длинная палка, с помощью которой она изображает то скачущего всадника, то богатыря с копьем, стреляет из лука. Она ловко манипулирует палкой, воссоздавая действие в сценическом пространстве 91-й комнаты Театра «Балтийский дом». После спектакля зрители могли участвовать в интерактивном мастер-классе «Искусство драматического рассказа в Иране». Создатели спектакля «Речь Гурдофа-рид» рассказали и показали как на примере «Слова о полку Игореве» можно подготовить текст эпического фольклорного произведения для театральной инсценировки. В исполнении Сахар Хагшенас эмоционально страстно звучало на персидском языке русское эпическое слово.
Этнический театр на фестивале бы представлен искусством национальных республик России - Бурятии, Калмыкии и Якутии. Спектакль «Араш» Национального драматического театра им. Баатра Басангова (Элиста, Республика Калмыкия) был поставлен режиссером Борисом Маджиевым в бытовом и мистическом планах, где реальность и калмыцкий эпос пересекались. Через историю обычной калмыцкой семьи перед зрителем предстает трагедия героев всего калмыцкого народа, депортированного в 1 943 году в Сибирь. На сцене были изображены рельсы олицетворяющие солдатские эшелоны, уходящие на фронт. А звуки движущегося поезда
3
ю О
вселяли надежду, что все вернется на круги своя, а люди, живущие на чужбине, не забывают свою цветущую родину. В спектакле эта мысль подчеркивалась калмыцкими мелодиями, рассказами о национальном калмыцком чае и несколькими репликами, произнесенными артистами на родном языке. Спектакль шел на русском языке. Сильное впечатление на зрителей произвел момент, когда Араш принес маме сухую веточку, сказав, что это весенний цветущий тюльпан. В ответ он услышал: «Араш, ты что забыл, как выглядят наши тюльпаны?». В зале стояло долгое молчание, затем раздались аплодисменты, у главного исполнителя роли Араша - молодого артиста Очира Токаева был день рождения, и зрители аплодировали ему стоя.
Спектакль «В чаще» был поставлен по рассказу Рюноскэ Акутагавы и был переведен с японского на якутский его режиссером Сергеем Потаповым, учеником Марка Захарова. Постановка была осуществлена Государственным театром коренных малочисленных народов Севера (Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия). Сюжет спектакля напоминает детективную историю - расследование убийства молодого оленевода Алилеке (Иннокентий Томский) известным разбойником Имрыном (Ал-гыс Николаев). Главная идея постановки говорит о том, что правда гораздо глубже и сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Спектакль решен как пласти-ко-хореографическая драма.
Государственный Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева (Улан-Удэ, Республика Бурятия) обратился к драматургии А.Н. Островского и создал спектакль, состоящий из двух частей: «Лес/Ой. Начало» (первый вечер), «Лес/Ой. Продолжение» (второй вечер). На бурятском «ой» переводится как «лес». Режиссер Олег Юмов поведал своеобразную историю о лесе человеческих взаимоотношений и судеб, о тех, кто запутался в своих желаниях и ошибках. Лес символизировал глухую провинцию, где процветала бездуховность. В одной и той же сцене артисты играли на бурятском, монгольском и русском языках. Действие в спектакле строилось на контрасте - там, где текст произносился на бурятском языке акцент был сделан на сатирическое начало пьесы, а на русском языке - на трагическое. В спектакле было много отсылок к нашему времени (песни Цоя, лапша быстрого приготовления, смартфоны). Островский в этом спектакле звучит современно. По замыслу режиссера эпоха добра, великодушия и самопожерт-
вования прошла. В настоящем обществе преобладает продажность, бесчестие и коррупция, но есть надежда на лучшее будущее, где жизнь человека будет эмоционально и духовно наполненной.
Республиканский театр белорусской драматургии (Минск, Республика Беларусь) показал спектакль-песню в одном действии «Пачупки» Евгения Корняги и Кати Аверковой. Пачупка - это атласная или шелковая веревка с петлей, с помощью которой качали, обычно ногой, подвешенную под потолком люльку. Известный белорусский режиссер Евгений Корняг обращается в спектакле к языку этнического театра, вместе со зрителем размышляет о главных этапах жизни человека.
О Великой Отечественной войне размышляет режиссер Олег Липовецкий в своем спектакле «Моня Цацкес-знаменосец», поставленный по одноименной повести Эфраима Севелы в Московском еврейском театре «Шалом» (Москва, Россия). На сцене звучит бессмертный еврейский юмор, помогающий преодолеть страх войны, только в смехе проявляется сила и жажда жизни, переданные главным героем, его исполняет Антон Шварц.
Московский драматический театр им. А.С. Пушкина (Москва, Россия) поведал петербургскому зрителю средневековый миф о создании известного всему миру индийского мавзолея Тадж-Махал. Постановку спектакля «Стражи Тадж-Махала» Рад-жива Джозефа, американского драматурга индийского происхождения, осуществил режиссер Алексей Золотовицкий. В спектакле убедительно показаны взаимоотношения двух друзей детства. Один - сирота из трущоб, а другой - сын военачальника. Артистам Назару Сафронову и Кириллу Чернышенко достоверно удалось передать в смешных и абсурдных диалогах противоречивость нашего современного мира.
На фестивале были показаны студенческие спектакли ведущих творческих вузов России. Программа называлась «Взгляд в будущее». ВГИК им. С.А Герасимова (Москва), актерский факультет, мастерская В.В. Меньшова и В.В. Алентовой представил постановку Юлии Меньшовой «Энергичные люди» В.М. Шукшина. ГИТИС (Москва), факультет музыкального театра, мастерская А.А. Бар-мака показал оперу-водевиль в одном действии «Хлопотун или дело мастера боится» А.И. Писарева, на музыку А.Н. Верстовского и А.А. Алябьева. РГИСИ (Санкт-Петербург), факультет театра кукол, мастерская Амелы Вученович познакомил зрителя с китайской легендой «Влюбленные бабочки». Исполни-
телями стали выпускники китайского курса, мастерская Н.П. Наумова, режиссер-постановщик Амела Вученович из Сараево, создавшая свой собственный кукольный театр «Байкамела». С 2015 года А. Вученович преподает мастерство актера в театральном институте на Моховой, она автор монографии «Путь к моему Тодору», посвященной Сербскому народному ярмарочному театру кукол.
Третий Всероссийский театральный фестиваль «Вперед к Островскому!»
Фестиваль проходил с 18 по 27 ноября 2023 года. Было представлено двенадцать спектаклей по пьесам выдающегося русского драматурга А.Н. Островского. Перед открытием фестиваля 17 декабря состоялась пресс-конференция, где по традиции угощали чаем с баранками. Каждому участнику было предложено собрать небольшой пазл с портретом А.Н. Островского. Первой, кто справился с заданием, была студентка ЛГУ им. А.С. Пушкина Арина Бакаева и ей организаторы вручили подарок - красную шапочку и шарфик с эмблемой фестиваля.
Руководитель фестиваля, генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб вспомнил слова Остров-
Третий Всероссийский театральный фестиваль «Вперед к Островскому!»
ского, где драматург сказал о себе так: «В настоящее время - я хозяин русской сцены». Его слова и сейчас не являются преувеличением - он был и остается хозяином русской сцены. Драматург не только оставил нам в наследие бессмертные пьесы, в которых выражается вся глубина и сила русского характера, но и показал, каким должно быть подлинное служение театру. Мы не прощаемся с великим автором, а вновь и вновь открываем его для себя, продолжая идти вперед к Островскому. Малый театр (Москва), который по праву считается «домом Островского», показал на фестивале «Женитьбу Бальзаминова. Картины московской жизни» в традициях русского лубка, режиссер Алексей Дубровский. На сцене Ирина Муравьева (Павла Бальзаминова) и Денис Корнух (Миша Бальзаминов) передают своей игрой атмосферу Замоскворечья, так любимую драматургом, пронизанную ласковым юмором. На фестивале по пьесе «Лес» зрители увидели две постановки: Томского областного театра куклы и актера «Скоморох» им. Романа Вун-дермана, режиссер Игорь Казаков и Театра юного зрителя им А.А. Брянцева, режиссер Уланбек Баялиев, который особенно бережно относится к слову Островского.
Большое внимание критиков и публики привлек спектакль «Гроза» Российского государственного театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, созданного режиссером-постановщиком Константином Райкиным в жанре трагического балагана с использованием музыкальных инструментов, вокала и сцен движения. В своем спектакле К. Рай-кин обращается к молодому поколению, показывая им, что надо «противостоять жестоким нравам города», раскрыть, что есть истинное, ценное в жизни человека.
Другой спектакль «Гроза» режиссера Александра Созонова решается как сказка по мотивам одноименной пьесы Островского в Сахалинском международном театраль-
Победительница соревнования «собрать пазл* Арина Бакаева
Константину Райкину после спектакля «Гроза» был вручен символ фестиваля «Вперед к Островскому!»
3
ю о
ном центре им. А.П. Чехова (Южно-Сахалинск). Чехов-центру Дальнего Востока в 2023 году исполнилось 93 года. Сегодня центр известен благодаря значительным проектам таким, как международный фестиваль «Сахалинская рампа», режиссерские и драматургические лаборатории, Дальневосточный театральный Форум.
К комедии «На всякого мудреца довольно простоты» обратились два театра: Воронежский академический театр драмы им. А. Кольцова, режиссер Владимир Петров и Вологодский ордена «Знак Почета» государственный драматический театр, режиссер Владимир Гранов. Вологодский спектакль был поставлен как комедия в стиле танго. По замыслу Владимира Гранова для каждого персонажа была подобрана своя мелодия и ритм танго. Режиссерская концепция Владимира Петрова из Воронежа ориентировалась на классическую традицию. Спектакль отличает бережное отношение к языку Островского и сюжетным перипетиям текста. Современный контекст постановки предстает в сценографии Игоря Капитонова.
На фестивале можно было увидеть две постановки режиссера Юрия Цуркану: комедию «Не было ни гроша, а вдруг алтын» в театре Русская антреприза им. Андрея Миронова и премьеру комедии «Бешеные деньги» в театре им. Ленсовета.
Пьеса «Снегурочка» была поставлена Валерием Кирилловым под названием «Ледяное сердце» в стиле фентези, как спектакль-сказка, спектакль-миф, в котором была задействована вся труппа Российского государственного академического театра им. Федора Волкова (Ярославль). Режиссер определяет жанр спектакля как карнавал страстей, в котором используются элементы цирка, акробатики, драмы и оперы, что не всегда гармонично сочеталось в данной постановке, отодвигая текст Островского на второй план.
Завершился фестиваль спектаклем «Жестокий роман» по мотивам пьесы Островского «Бесприданница» Театра-фестиваля «Балтийский дом», режиссер Сусанна Цирюк. В афише фестиваля была представлена и премьера «Бесприданницы» режиссера Александра Баргмана в драматическом театре «Приют комедианта».
В рамках фестиваля 23-24 ноября состоялась конференция «Безграничный Островский», в которой приняли участие теоретики и практики театра. Первый день конференции был посвящен теме «А.Н. Островский - основатель русской актёрской театральной школы». Леонид
Лучкин, координатор Ассоциации русских театров зарубежья представил присутствующим модератора Н.А. Шалимову, профессора, доктора искусствоведения ГИТИСа. Открыл конференцию ректор Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина Б.Н. Любимов. В своем выступлении он отметил, что именно Островский создал постоянный репертуар русского театра. Драматург в своем творчестве обращался к злободневным проблемам общечеловеческого характера. В его пьесах любое поколение актеров от 20 до 60 лет могло иметь главные роли. До Островского не было таких ярких, сильных женских характеров, у Грибоедова и Пушкина они обозначены лишь штрихами. Драматургию Островского можно назвать пьесами русской жизни. С А.Н. Островского приходит в литературу традиция чтения пьес Л.Н. Толстого, А.М. Горького, М.А. Булгакова.
Анна Солоненко, аспирантка РГИСИ поведала о постановке «Грозы» в Алексан-дринском театре, сравнив исполнительниц роли Катерины известную актрису Н.А. Ни-кулину-Косицкую в Малом театре и юную Фаину Снеткову, едва вступившую на театральные подмостки. А.Н. Островский сам участвовал в распределении ролей, выбрал юную актрису в амплуа инженю и с ней с голоса разучивал роль. Для драматурга было важно передать зрителю поэтическое начало его драмы.
Юрий Кобец, театральный критик выступил с темой «Островский в современном театре», Галина Коваленко, профессор кафедры Зарубежного искусства РГИСИ рассказала о «Лесе» А.Н. Островского в Национальном театре в Лондоне 1999 года. Выступление Константина Райкина было не запланировано на конференции, но его краткий эмоциональный рассказ произвел сильное впечатление на аудиторию. Он вспомнил как он воспринимал Островского в студенческие годы, как старомодного драматурга. Однажды он посетил спектакль Петра Фоменко «Без вины виноватые» в театре имени Евгения Вахтангова Его потрясла «бродилка», действие происходило в гардеробе, в буфете, в интерьерах театра. С этого момента он стал запоем читать пьесы Островского. В своих пьесах писатель говорит о достоинстве, о доброте, о сострадании, «я бы сказал, что он вправляет духовные суставы в наше поколение, он рассуждает о бескорыстии, собственном достоинстве и подвергает осмеянию раболепие перед начальством и как убедительно он это делает».
Татьяна Ткач, театральный критик вспомнила о том, как Островский ставится в русских театрах зарубежья, рассмотрела жанровое своеобразие этих спектаклей, подчеркнув, что можно ставить его пьесы в жанре мифа, фантазии, феерии, сатиры, публицистики и везде будет Островский, потому что он для театра современен. Н.А. Шалимова в своем выступлении рассмотрела постмодернистские обработки «пьес жизни».
Огромна роль Островского в истории отечественной сцены, но его творчество влияло на всю русскую культуру от музыки и живописи до кинематографа, соответственно, вторая часть конференции называлась «А.Н. Островский не только театр». Валерий Потапов (РГИСИ) рассказал об А.Н. Островском в русском изобразительном искусстве, вспомнив «Снегурочку» Виктора Васнецова, полотна Константина Коровина и Бориса Кустодиева, об Островском в музыке поведал Виктор Высоцкий (доцент Санкт-Петербургской консерватории), а Полина Степанова (доктор искусствоведения РГИСИ) обратилась к теме «Островский в кино». О выставочном проекте «площадь Островского в музее Театрального и Музыкального искусства рассказала Дарья Рыбакова, куратор выставочной экспозиции. А Елена Федяхина, куратор фестиваля «Наш Островский», выступила с темой «А.Н. Островский и Театральная библиотека: юбилей драматурга».
Завершилась первый день конференции выступлением директора Ки-нешемского драматического театра им. А.Н. Островского Натальи Сурковой, которая рассказала о музее Островского в Ки-нешме и обратилась к собравшимся с приглашением посетить места Островского.
Второй день конференции назывался «А.Н. Островский по правилам и без». С приветственным словом к участникам конференции обратился Сергей Шуб и представил ведущего конференции Николая Песочинского, профессора РГИСИ, который предложил выступающим обратиться к формату дискуссии. Светлана Силич (Республика Беларусь), начальник отдела учреждения культуры, рассказала о постановке пьес Островского в театрах республики. Далее ее рассказ продолжила Вера Поляко-ва-Макей, заслуженная артистка Республики Беларусь (Минский театр юного зрителя). Особый интерес на этой конференции представляли выступления режиссеров, чьи спектакли были в программе театрального фестиваля «Вперед к Островскому!», среди них были: Анатолий Праудин, Сергей
Морозов, Алексей Дубровский, Владимир Петров, Александр Созонов, Владимир Гра-нов, Полина Неведомская Андрей Сидель-ников. Они поделились своим отношением к пьесам Островского и рассказали о том, как они работали над их сценическим воплощением.
Дом ученых им. М. Горького РАН
Выставку «Горький. Знакомый и неизвестный», посвященную 155-летию со дня рождения выдающегося общественного деятеля, писателя и публициста, можно было посетить с 10 по 31 октября 2023 года в Доме ученых (Дворец Великого князя Владимира Александровича). На выставке были представлены редкие материалы, отражающие как литературную, так и общественно-политическую деятельность писателя. М. Горький явился инициатором создания Дома ученых на Дворцовой набережной № 26, официальное открытие которого состоялось 31 января 1920 года. Газета «Петроградская правда» от 13 января 1920 года сообщала об учреждении Петроградской комиссии по улучшению быта ученых - ПетроКУБУ. Стране необходимо было сохранить для науки тысячу жизней. Основными материалами экспозиций стали живописные, скульптурные и графические портреты М. Горького, из архива Дома ученых были представлены письма, документальные источники, фотоматериалы.
Члены Дома ученых, Нижегородский музей М. Горького и коллекционер Ю.М. Иваненко также приняли участие в создании экспозиции, дополнив ее уникальными книгами и фотографиями. После посещения залов выставки, ощущается личность великого писателя-публициста. Этому способствуют афоризмы из основных произведений писателя, иллюстрации его книг, которые дополняются портретом и многочисленными фотографи-
М. Горький и Г. Уэллс в Доме ученых, 1921 г.
о
\o О
ями, где он изображен в юности, с сыном Максимом (90-е годы), с Львом Толстым, с Луначарским, со скульптором Коненковым в момент работы. Вот он в Финляндии на крыльце дома с собачкой.
Особый интерес представляют фотографии Максима Горького, где он изображен в интерьерах Дома ученых: Горький и ученые в Красной гостиной и на парадной лестнице, он и В.Й. Мансикка, А.В. Ингельстром на балконе с видом на Петропавловку (1921 г.) В экспозиции есть особо ценные фотографии - Максим Горький и Герберт Уэллс (1920 г.) После посещения заседания КУБУ и Дома ученых Уэллс писал в своей книге «Россия во мгле»: «Одним из самых моих необычных впечатлений в России была встреча в Доме ученых с некоторыми крупнейшими представителями русской науки, изнуренными заботами и лишениями. Я видел там востоковеда Ольденбурга, геолога Карпинского, лауреата Нобелевской премии Павлова... Белопольского и других всемирно известных ученых». Вскоре после отъезда Уэллса из России на адрес Дома ученых стала поступать научная литература. Лекторская комиссия стала проводить по четвергам общедоступные лекции. Приглашались известные ученые такие, как И.П. Павлов, психиатр профессор Осипов, философ Л.П. Карсавин, химик М.А. Блох, первый Нобелевский лауреат. Тогда же было положено начало секционным собраниям. С историей Дома ученых тесно связана деятельность научных секций и действующих семинаров. Одной из старейших является биомедицинская (медико-биологическая) секция. С 2017 года ее возглавляет ученый секретарь Совета Дома ученых им. М. Горького РАН, доктор медицинских наук, профессор Виктор Сергеевич Никифоров. Секция проводит различные заседания, посвященные проблемам фундаментальной и прикладной науки. Членами Дома ученых были многие представители отечественной медицины и биологии, среди них был доктор медицинских наук, старейший сотрудник НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Николай Михайлович Смирнов (1923-2000). Состоялось заседание 19 декабря 2023 года «Онкология и современность», посвященное памяти члена Дома ученых Н.М. Смирнова. С докладом «О роли патологической анатомии и генетики в современной онкологии» выступил Александр Олегович Иванцов, д.м.н. ученый секретарь совета НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова.
На фото д.м.н. Н.М. Смирнов в лаборатории НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова
Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета
19 ноября театру исполнилось 90 лет. Событиями юбилейного сезона стали спектакли: «Обыкновенная история» по роману И.А. Гончарова в постановке Р. Кочержевского и «Про Федота-стрельца» по сказке Леонида Филатова в постановке Ф. Пшеничного, а также 25 ноября премьера спектакля «Бешеные деньги» по пьесе Островского, режиссер Ю. Цуркану. Именно этой пьесой в постановке И.М. Кролля в 1933 году открылся театр, тогда он назывался «Новый театр». Художественное руководство театра в разное время осуществляли И.М. Крол-ль, Б.М. Сушкевич, Н.П. Акимов, а затем с 1960 года началась эпоха Игоря Владимирова. В 1974 году И.П. Владимиров специально для выпускников своего курса строит в театре Малую сцену. На курсе тогда обучались Лариса Луппиан, Сергей Мигицко, Олег Леваков и др., сегодня они стали ведущими артистами театра им. Ленсовета: Лариса Луппиан - народная артистка России, художественный руководитель театра, Сергей Мигицко - народный артист России, Олег Леваков- народный артист России, режиссер.
С 1996 по 2006 год театр возглавил яркий, талантливый режиссер-новатор Владислав Пази. В год 70-летия театра он поставил «русский» мюзикл по мотивам романа «Униженные и оскорбленные» «Владимирская площадь». Владислав Пази был известен в Петербурге благодаря своим постановкам «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей», «Дама с камелиями» в драматическом театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Режиссера Пази отличало особое отношение к женской душе, проявление нежности к героиням, при этом спектакли были лишены жалости и патетики. В 2006 году он создал свой шедевр моноспектакль «Оскар и Розовая
Дама» с Алисой Фрейндлих народной артисткой СССР. Пази взрастил плеяду звезд, среди которых - Михаил Пореченков, Андрей Зибров, Семен Стругачев, Константин Хабенский, Анна Ковальчук, Ирина Основина.
201 0-е годы вошли в историю театра благодаря современным и авангардным постановкам Юрия Бутусова, главного режиссера и художественного руководителя с 2011 по 2018 гг. Им были поставлены: «Магбет.Кино», «Мы все прекрасные люди» (Месяц в деревне), «Город. Женитьба. Гоголь», «Гамлет».
Настоящую славу театру им. Ленсовета создал Игорь Владимиров. До сих пор зрители помнят владимирские мюзиклы «Укрощение строптивой», «Дульси-нея Тобосская», «Люди и страсти», «Левша», «Трубадур и его друзья» с участием Алисы Фрейндлих и Михаила Боярского. И.П. Владимиров размышляет в своей кни-
ге «Как нарисовать птицу» о том, что «вместе с мюзиклом на сцену драматического театра пришло понимание музыки, как равноправного компонента спектакля наряду с текстом. Пение выражает позицию театра, идею, а не появляется для развлечения зрителя, как это было в водевилях». В спектакле-концерте, посвященному 90-летию театра им. Ленсовета наряду со словом было много музыки, пения и танца. Это был своеобразный рассказ-воспоминание артистами современной труппы.
Коллектив театра поздравил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Губернатор вручил художественному руководителю театра Ларисе Луппиан знак отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом». Александр Беглов поблагодарил артистов Алису Фрейндлих и Михаила Боярского, многие годы их творческой судьбы связаны со сценой театра им. Ленсовета.
А.Ю. Сиим (Москвитина)
МУЗЕЙ ИДЕЙ И КНИГА О НЁМ: АВТОРСКАЯ, ПРОМЫШЛЕННАЯ, НАРОДНАЯ И ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ИГРУШКА В АЛЬБОМЕ-МОНОГРАФИИ М. А. МАРЧЕНКО «НУК «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ» 1997-2017. ВЫСТАВОЧНАЯ ХРОНИКА».
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ
© Сиим (Москвитина) Анна Юрьевна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Музей антропологии и этнографиии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Первого апреля 2022 года в Государственном музее истории религии прошла презентация книги Марии Марченко «Санкт-Петербургский музей игрушки» 1997-2017. Выставочная хроника»1. Автор и хронист Мария Марченко (Марченко-Мари) - петербургский искусствовед, доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А.И. Герцена. Мария посвятила книгу своему творческому детищу - уникальному, первому во многих отношениях и состоявшемуся, несмотря на детское название, как серьезный взрослый музей. Преподнесенная как первоапрельская шутка, эта долгожданная книга, выпущенная издательством «Астерион», актуализировала тему «человека играющего».
Этот альбом-летопись - глубокий детальный отчет о проделанной за двадцать
с лишним лет огромной творческой и научной работе, в ней представлены материалы о более чем девяноста выставках, проведенных Марией Марченко либо с ее участием в Музее и иногда на других площадках в качестве выездных мероприятий. Одновременно это и исследование опытного музейщика истории и эволюции конкретно взятого музея, ставшего в свое время заметным городским брендом, и о причинах приостановления активности успешного проекта и его переходе в иные формы. Подробности возникновения Музея до его официальной регистрации в качестве негосударственного учреждения культуры и предоставления ему постоянного помещения в вводной главе «Игры всерьез» удивительно передают дух постсоветского времени. И это достигается благодаря таланту рассказчика.
1 Марченко М. НУК «Санкт-Петербургский музей игрушки» 1997-2017. Выставочная хроника. - Санкт-Петербург: Астерион, 2022.