Научная статья на тему 'ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ ЗИМНЕГО СЕЗОНА. ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ 2024 ГОДА'

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ ЗИМНЕГО СЕЗОНА. ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ 2024 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ ЗИМНЕГО СЕЗОНА. ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ 2024 ГОДА»

М.Н. Дробышева

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ ЗИМНЕГО СЕЗОНА. ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ 2024 ГОДА

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

161

Детский репертуар в Мариинском театре

Со 2 января 2024 года был показан любимый зрителями сказочный балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена, на Исторической сцене. А 3 января на Новой сцене Мариинского-2 предстал «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина, в хореографии Кирилла Симонова. В праздничные дни, в школьные каникулы, Мариинский театр показал 20 спектаклей балета «Щелкунчик», среди них была и постановка «Щелкунчика» Театра балета им. Леонида Якобсона в хореографии Василия Вайнонена на Исторической сцене. Новогодний репертуар состоял из опер и балетов, обращенных к юному зрителю от самых маленьких слушателей до учащихся старших классов. Это были оперы: «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, «Рождественская сказка» Родиона Щедрина.

«Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена

Хотелось бы отметить с каким вниманием театр относится к программе для детей, так, например, в камерном Зале Прокофьева три постановки осуществил режиссер Александр Маскалин.

Первая - это «Опера про кашку, кошку и молоко» Сергея Баневича, написанная по сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка. В ней дети знакомятся с ариями и дуэтами, как и в любой опере здесь есть балетные сцены: танец Кошки, Кашки и Молока. Вторая постановка режиссера - музыкальная фан-

тазия Геннадия Гладкова «Бременские музыканты», а третья - опера Юрия Левитина «Мойдодыр», солистами которой стали Баку-ри Кличава (Умывальник) и Руслан Сагдиев (Мальчик).

В репертуаре Зала Прокофьева можно было услышать и оперы «Белоснежка» Эдуарда Колмановского, «Репка» Рустама Саг-диева, в которой помимо знакомых детям персонажей на сцене появляются Березонька, Осинушка, Соловушка и ведущий спектакля Скоморох. Композитор обращается в этой опере к русскому фольклору, используя, народные инструменты: треугольник, коробочку, трещотку, ложки и балалайку. Вторая опера молодого петербургского композитора Рустама Сагдиева - «Приключения Кин-таро». Музыка и либретто написаны самим композиторов на основе тем и образов японского сказочного фольклора. Эту оперу Саг-диев посвятил Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, солистом которой он является с 2011 года и ее руководителю Ларисе Гергиевой.

Детям также предлагалось осуществить «Новогоднее путешествие» от Джоаккино Россини до фантазии на темы песни «В лесу родилась елочка». Опера композитора Леонида Клиничева «Терем теремок» как и сказка, которую читают детям, стала любимым спектаклем маленьких слушателей. После «Маленького принца» - это второе произведение композитора. Либретто к ним написала его дочь Мадина Клиничева. Помимо знакомых детям персонажей Пети-петушка, Зайчик-побегайчика, Лисы и других, действие в опере необычайно зрелищно и ярко ведут два клоуна - грустный и веселый, которые приглашают юных зрителей участвовать в происходящем.

В Зале Щедрина прошло интерактивное занятие «Рождественский лучик» из цикла «Музыка песчаных сказок», в который кроме названного вошли музыкальные спектакли «Синяя птица. Сказка-путешествие» и «Карнавал животных, или Сказка о львенке Томе» для детей от 4 до 10 лет. Ведущие Ольга Пикколо и Оксана Чунчукова (художник студии песочной анимации) рассказывают := и рисуют сказки. Все действие спектаклей ё сопровождается звучанием различных му- о

зыкальных инструментов таких, как: фортепиано, скрипка, виолончель, контрабас, флейта, ксилофон, колокольчики и создается впечатление, что музыка рождается прямо на глазах у юных слушателей.

В Зале Мусоргского детям от 3до 6 лет предлагается стать свидетелями «Приключения кларнета и контрабаса в сказочном лесу». Ведущая Ольга Пикколо, в игровой форме знакомит детей с музыкальными инструментами: кларнетом (Федор Кувайцев), контрабасом (Владимир Козлов), фортепьяно (Александр Чекмак) и разъясняет, как надо слушать произведения классической музыки. После концерта маленькие зрители выходят на сцену вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра, танцуют и пробуют играть на музыкальных инструментах. Что особенно важно, на интерактивные занятия дети приглашаются с родителями.

о

Опера «Кот Мурыч»

Концертный зал для самых маленьких слушателей предлагал отпраздновать день рождение кота Мурыча и побывать на других музыкальных событиях. Так, посетить оперу «Кот Мурыч» Сергея Баневича, который по праву считается классиком детской музыки, в репертуаре опера «Храбрый заяц», написанная специально по заказу Мариин-ского театра и «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева» по мотивам автобиографической трилогии Льва Толстого. В Концерте «Чародеи» для детей и родителей солисты оперы Мариинского театра Виолетта Лукьяненко, Цветана Омельчук, Денис Закиров, Дмитрий Колеушко, Ярослав Петряник исполнили романсы и песни Мусоргского, Чайковского, Дунаевского, Шаинского, а также музыкальные сочинения из популярных кинофильмов и мультфильмов, партия фортепьяно - Александр Рубинов.

В программе «Новогоднего концерта духового оркестра для детей» прозвучали сочинения Берта Аппермонта «Путешествие Гулливера», а также сюиты из музыки к

мультфильмам «Король Лев» Элтона Джона, «Красавица и чудовище» Аллана Менкена. Концерт Духового оркестра Мариинского театра завершился сюитой из музыки Клауса Бадельта к серии кинофильмов «Пираты Карибского моря» (дирижер Юрий Фокин, солист Дмитрий Харитонов (саксофон)).

У слушателей Концертного зала большой популярностью пользуется музыкальная сказка Энгельберта Хумпердинка опера «Гензель и Гретель» одно из самых репертуарных сочинений в Европе под Рождество. Впервые опера прозвучала в Германии, в Веймаре в Придворном театре великого герцога в 1893 году, дирижёром был Рихард Штраус, а в Петербурге в Мариинском театре - в 1897 году.

Премьера состоялась в Мариинском театре в 2015 году. В опере композитор создал сложную полифоническую ткань, напоминающую вагнеровскую манеру, но при этом обратился и к созданию детских песенок, как знаменитый «Милый Августин», вальсов и хору ангелов, которых сегодня исполняет ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов. Главным действующим персонажам в опере даны русские имена. В партии Вани была Эвелина Агамалиева, а Машу спела Анна Шулыгина, дирижер Алексей Асланов.

В январские дни можно было посетить Семейный спектакль с искрометной музыкой -оперу Джоаккино Россини «Золушка». Подготовку полусценического исполнения этой яркой театральной оперы-буффа осуществила режиссер Екатерина Малая. Голоса солистов Дарьи Росицкой - Анджелина (Золушка) и Дениса Закирова - Рамиро (Принц) поражали наполненностью чувств и благородством, дирижер Владислав Карклин, партию клавесина исполнила Марина Мишук.

Публику всегда привлекал мир закулисья, который воссоздан в зингшпиле Моцарта «Директор театра», либретто к комедии написал Иоганн Готлиб Штефани. В зингшпи-ле не только поют, но и разговаривают, русские диалоги создал режиссер-постановщик спектакля Глеб Черепанов. Виртуозные арии на грани вокальных трюков исполнили Лариса Юдина, Антонина Весенина, Дмитрий Воропаев. Уже стало традицией, что в Концертном зале Мариинского театра звучит симфоническая сказка «Петя и волк» для чтеца и оркестра выдающегося композитора XX века Сергея Прокофьева. Сюжет сказки маленьким слушателям рассказывал на этот раз чтец, артист ТЮЗа имени А.А. Брянцева

Олег Сенченко, а симфонический оркестр под управлением Гургена Петросяна изображал крякающую Утку гобоем, Птичку флейтовыми пассажами, тембр кларнета

- Кошку, Петю представляли струнные инструменты, скрипки, а страшного Волка -три валторны. В финальном шествии звучали духовые инструменты, так дети получили увлекательный, запоминающийся урок ин-струментоведения.

На Исторической и Новой сценах можно посетить «Театральный урок на сцене Мари-инского», ведущим и режиссером которого стал выдающийся солист балета Мариинско-го театра и балетмейстер Юрий Смекалов -лауреат Международных конкурсов артистов балета и хореографов, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» в балете Бориса Эйфмана «Чайка (Три-горин), а также лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая мужская роль» в балетном спектакле Мариинского за главную партию в балете Анжелена Прельжокажа «Парк». Как балетмейстер Ю. Смекалов осуществил постановки хореографических миниатюр и балетов, так, в 2016 году на сцене Мариинского театра был поставлен балете Рейнгольда Глиэра «Медный всадник», а в 2017-м - балет Эдуара Дельдевеза «Пахита» с использованием музыки Людвига Минкуса и Риккардо Дриго.

Юрий Смекалов ведет «Театральный урок»

«Театральный урок на сцене Мариинско-го» предназначен, прежде всего, для учащихся старших классов Петербурга. Урок начинается с того, что освещается занавес на сцене, а в партере в одной из лож бенуара высвечивается фигура ведущего Юрия Смекалова, далее идут видеовыступления заведующего оперной труппой Владимира Ванеева, заведующего балетной труппой Юрия Фатеева, технического директора Владимира Маслова, главного хранителя театральных костюмов, начальника костюмерной службы Елены Петровой. Задать им вопросы школьники могут через специальный чат-бот прямо во время иммерсив-

но-образовательного спектакля. Например, «Используются ли на сцене настоящие фрукты?», «Как вы определяете солистов ведущих партий?» «Вы часто хвалите или ругаете артистов?», «Как вы относитесь к ленивому артисту, если он талантлив? «Как можно стать оперным певцом?», «Как сохранить оперный голос, какие бывают методы, нужно ли пить сырые яйца?».

Каждый театральный урок состоит из серии интерактивных концертов, в которых представлены лучшие образцы музыкального театра: разнообразные виды балетных вариаций и оперных арий, дуэты, истори-ко-бытовые и бальные танцы, а также массовые сцены, симфонические, камерные и инструментальные сочинения. Один из театральных уроков начался со звучания «Гимна великому городу» Глиэра, а два солиста трубача исполняли свои партии среди слушателей, в проходе партера. Их появление эмоционально повлияло на слушателей, которые медленно поднимались со своих кресел и слушали гимн стоя. Балетное искусство было представлено «Монологом Мехменэ Бану» Марии Ильюшиной из балета «Легенда о любви» Арифа Меликова, а также талантливо и выразительно была исполнена вариация Принца Антоном Осетровым, а также и Адажио с кавалерами в хореографии Василия Вайнонена из спектакля «Щелкунчик». Учащимся был показан и дуэт Большого адажио Анастасии Лукиной и Луки Добыша из постановки Михаила Шемякина «Щелкунчик». Из нового балета «Анюта» был показан фрагмент сцены «Расставание» в исполнении Елены Евсеевой и Константина Зверева. На этом уроке оперные сочинения состояли: из «Хабанеры» (в исполнении Ирины Шишковой) - Бизе «Кармен», «песенки Герцога» ( La donna e mobile) из оперы «Риголетто» Джу-зеппе Верди( пел Антон Халанский), из «Баркаролы» (дуэта Валерии Лебедевой и Цве-таны Омельчук) из «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха, а также хора пленных евреев из «Набукко» Джузеппе Верди. Особый интерес у слушателей вызвала импровизация на ханге в исполнении Владимира Маслова. В финале театрального урока звучал ансамбль «Renaissanœ Percussion», представив сочинение «Путь самурая». Одна из особенностей каждого урока-концерта - открыть новые имена молодых исполнителей, постановщиков. «Наша главная задача, - как полагает Юрий Смекалов, - создавать проекты, которые заинтересуют молодое поколение: мы не можем рассчитывать на то, что в театр будут ходить только выросшие на классике люди. На самом деле ведь элитарное искусство становится элитарным потому, что далеко

о

не все хотят в этом разбираться и не у всех хватает на это сил и времени. А если мы с самого раннего возраста дадим детям возможность понимать искусство, они с большим энтузиазмом станут посещать театр в будущем». Как видим, существует удивительная программа «Театральный урок на сцене Ма-риинского театра», где доступным языком, не просто популярным, а так как надо говорить с молодежью, Юрий Смекалов ведет этот урок, просвещая и разъясняя, что такое оперное искусство, балет, симфонический оркестр, как работают различные службы театра. Хотелось бы рекомендовать ребятам 8-9 классов побывать на этом увлекательном и познавательном уроке.

Концертный зал Мариинского театра

В Концертном зале выступали музыканты из Турции пианист Джан Сарач и дирижер Джеми Джан Делиорман. Открылся концерт сочинением 1956 года Ферита Тюзю-на «Турецкое каприччио». Композиторский стиль Тюзюна отличает сочетание европейский форм с интонациями турецкой народной музыки. С Симфоническим оркестром Мариинского театра дирижер Делиорман знаком с момента гастролей петербургских музыкантов в Турции в октябре 2023 года. В этом концерте дирижер представил 16-летнего соотечественника, пианиста Джана Сарача, который исполнил с оркестром Ма-риинского театра сочинение Людвига Ван Бетховена Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Джан Сарач победитель многих музыкальных международных конкурсов. В 2023 году он получил премию «Артуро Бенедетти Микеланджели» Фортепьянной академии в Эппани (Италия). Завершился концерт Седьмой симфонией Бетховена. Турецкий дирижер сумел передать победное настроение в ней, пронизанное энергичными, радостными ритмами столь близкими для турецкой культуры.

В Концертном зале и в Зале Рахманинова можно было познакомиться с уникальной программой, посвященной музыке для альта «Viola con amore» и с сочинениями для многострунного инструмента, прообраза скрипки «Ее величество Виоль д'амур». Роль альта в оркестре в XVII и XVIII веках была лишь вспомогательная и использовался музыкантами в качестве поддержки басов.

Долгое время альт не имел и собственного репертуара. Богатые, выразительные возможности альта раскрылись в эпоху романтизма в XIX веке, когда появились первые сочинения, написанные для него. В XX веке значительно расширился репертуар альта благодаря таким композиторам, как

Пауль Хиндемит, Бела Барток, Уильям Уо-лтон. Для концертмейстера группы альтов Мариинского театра, заслуженного артиста России Юрия Афонькина, это был уже не первый концерт, в котором музыкант мог продемонстрировать уникальные, выразительные возможности этого инструмента. На сцене альтовый дуэт Юрий Афонькин и Людмила Кетова, в их исполнении звучит проникновенный лирический диалог, сочинение Фрэнка Бриджа «Lament» («Плач») для двух альтов. В программе этого вечера было два сочинения Иоганна Себастьяна Баха -«Чакона» из Партиты для скрипки соло ре минор, транскрипция для 4-х альтов и Бранденбургский концерт № 6, написанный композитором для двух альтов, двух виол да гамбо и бассо континуо. Красиво звучала вторая часть сочинения у альтистов Юрия Афонькина и Евгении Песчанской, на фоне аккомпанемента континуо они с большим мастерством исполняли двухголосную фугу.

Во втором отделении музыканты представили Концерт для кларнета и альта с оркестром ми минор Макса Бруха солисты Юрий Афонькин (альт) и Иван Столбов (кларнет), который благодаря их игре переносил слушателя в Золотой век немецкого музыкального романтизма. Завершился концерт произведением молодого композитора Петра Карягина «Помним», посвящённым светлой памяти всех погибших в годы Ленинградской блокады. Эмоционально приподнято, с редким мелодическим обаянием звучала партия соло альта у Юрия Афонькина.

Ведущая Марина Дробышева читает стихотворение, посвященное уникальному инструменту виоль д'амур

Камерная музыка для виоль д'амур была представлена сочинениями XVII-XX вв. в Зале Рахманинова. Перед началом концерта ведущая Марина Дробышева прочла стихотворение, посвященное уникальному инструменту Виоле любви.

Виола де амур - прообраз скрипки, Брат альта и сестра виолончели. Сей голос благородный и глубокий Слух услаждал, тревожил чье-то сердце... Чье имя славное исходное любви, А может быть оно восходит к маврам? Амур и мавр ведут опять к Востоку, Схлестнулись в страсти в Северной столице...

(Юрий Порохов)

Концерт открылся Сюитой для виоль д'амур композитора XVII века, освоившего композицию у Жана Батиста Люлли, Марена Маре в исполнении Ирины Ивановой, заместителя концертмейстера группы альтов Мариинского театра.

Следующим прозвучало произведение известного композитора рубежа XVП-XVПI веков Георга Филиппа Телемана Трио - соната для скрипки, виоль д' амур и клавесина. Партию скрипки исполнила Виктория Афонькина в барочной манере, барочным смычком, на клавесине играла Карина Спо-собина, Ирина Иванова - на виоль д'амур.

Сочинение Франца Бенды Соната для виоль д'амур и клавесина перенесло слушателей в атмосферу дворцов прусского короля Фридриха II. Многострунный инструмент виоль д'амур был создан европейскими мастерами сначала в Испании, затем в Италии, Англии, Франции и Германии. В аристократических кругах инструмент называли виолой любви, поскольку инструмент был украшен головкой Купидона с завязанным глазами, а ведь все знают, что любовь слепа. Изначально название было виола д'аморе, и отсылала инструмент не к любви, а к маврам. В нем 14 струн, 7 игровых и 7 резонаторных, которые имели восточное происхождения и служили для украшения, продления звука. Колки игровых струн вертятся по часовой стрелке, а резонаторных в другую. Толщина самой тонкой резонаторной струны тоньше человеческого волоса. Сложность этого инструмента заключается в том, что для каждого произведения необходимо перестраивать струны.

Загадочный инструмент виоль д'амур привлек внимание и русского композитора Николая Афанасьева, который сочинил Сюиту для виоль д'амур и фортепьяно в 6-ти частях. Ирина Иванова и Карина Способина исполнили на концерте две части, первая -торжественное вступление, показывающее красоту звучания виоль д'амур, ассоциирующееся с Петровскими ассамблеями, а пятая часть напоминала женский хороводный танец. Завершилась программа концерта Маленькой сонатой для виоль д'амур и фортепьяно Пауля Хиндемита, композитора

первой половины XX века, который создавал свои произведения в неоклассическом стиле.

Хиндемит был автором философских симфоний, опер для дошкольников, музыки для экспериментальных инструментов и пьес старинного ансамбля. На бис в заключении прозвучала «Прощальная песнь голландских моряков» Мартини Джованни Батиста, в редакции для виоль д'амур немецкого виольдамуриста виртуоза Вефельгейма в исполнении трех участниц концерта. Автором идеи концерта стала Ирина Иванова, в ее исполнении звучат сольные партии альта в балетах и операх Мариинского театра, но особо хотелось отметить ее соло виоль д'а-мур в балете «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева.

К юбилею Н.А. Римского-Корсакова

Одним из главных событий фестиваля, посвященного 180-летию Римского-Корса-кова стали обменные гастроли Мариинского и Большого театра, которых не было почти 20 лет. Московский зритель смог посетить спектакли «Псковитянка», «Ночь перед Рождеством» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Мариинского театра.

Фрагмент оперы «Царская невеста»

Гастроли Большого театра в Петербурге открылись классической оперой «Царская невеста», премьера которой состоялась в 2014 году (музыкальный руководитель Геннадий Рождественский, режиссер-постановщик Юлия Певзнер, сценограф Альона Пикалова, которая восстановила сценографию Федоровского). Хотелось бы отметить, что декорации к этому спектаклю 1955 года создавал Федор Федоровский, ученик Валентина Серова, Константина Коровина и Михаила Врубеля. Художник также был автором «золотого» занавеса для сцены Большого театра.

Великолепные, живописные декорации и исторические костюмы Федора Федоровского погружали зрителя в атмосферу Александровской слободы осени 1572 года. В спек-

о

такле участвовали солисты, оркестр и хор Большого театра, дирижером был Алексей Богорад. В этой постановке не было новаций, но было то, что заставляло слушателей эмоционально сопереживать, происходящему на сцене: здесь царила подлинно русская душа.

Василия Собакина пел Андрей Вален-тий, партию опричника Грязнова - Эльчин Азизов, Ивана Лыкова-Илья Селиванов, а Любашу исполнила Алина Черташ. Благодаря актерскому мастерству певицы особо удалась сцена сумасшествия в IV действии в исполнении Ольги Сильверстовой в партии Марфы. Что особенно поразило москвичей -стоячие овации после оперного спектакля. Как правило, подобное происходит после выступления балета Большого театра. К этому юбилею Мариинский театр подготовил серию оперных, балетных и симфонических концертов на петербургских сценах, а также на родине композитора в Тихвине, где была представлена опера «Царская невеста», симфонические и камерные концерты, в которых участвовали солисты оперы Мариин-ского и Большого театров, хор и Объединенный симфонический оркестр Мариинского и Большого театров, за дирижерским пультом - Валерий Гергиев. Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, объединяет музыкальные приношения на родинах великих русских композиторов. В Тихвине состоялись первые события в рамках масштабного фестиваля «Гений места».

Премьеры опер в Мариинском-2

В феврале на Новой сцене можно было послушать Винченцо Беллини «Пуритане» и Джакомо Мейербера «Гугеноты». Постановку оперы «Пуритане» («Mekidramma serio» по авторскому обозначению) Вин-ченцо Беллини крупнейшего итальянского композитора и мастера стиля «бельканто» осуществили музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев, режиссер Владислав Фурманов.

Сцена из оперы Винченцо Беллини «Пуритане»

Мировая премьера ее состоялась в Итальянской опере в Париже в 1835 году и имела оглушительный успех. Этому способствовало покровительство Джоаккино Россини, который дал композитору уроки оркестровки, после чего и появилось это выдающееся сочинение. В Петербурге в Большом (Каменном) театре премьера оперы прошла в 1839 году. После 1917 года ее не было в репертуаре. Беллини создал подлинно лирическую драму по либретто Карло Пеполи, основанную на французской драматургии Франсуа Ансело и Жозефа Ксавье Бонифаса, Сентина «Круглоголовые и рыцари». В этой опере отражен момент победы пуритан (английских протестантов, выступающих против некоторых принципов католицизма), сторонников Оливера Кромвеля, руководителя английской революции. Главные герои оперы -представители враждующих сил Эльвира, сопрано - сторонница Кромвеля, а Артур, тенор - сторонник Стюартов. Они любят друг друга и понимая, что путь к счастью для них невозможен, но финал оперы радостен, они обретают желаемое воссоединение.

Режиссером сценической версии оперы «Пуритане» стал Владислав Фурманов, художественный руководитель и директор Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза им. Андрея Миронова», поставивший более 20 драматических спектаклей по произведениям классической русской и зарубежной литературы. Фурманов приводит во время Интродукции на занавесе исторические факты о казни Карла I Стюарта, о захвате власти Оливером Кромвелем и победе пуритан в гражданской войне.

Для Владислава Фурманова «Пуритане» стали оперным дебютом. В постановке участвовали художник по декорациям и костюмам Галина Филатова и художник по свету Антон Николаев. На премьере оперы 6 февраля партию Эльвиры пела звезда «мира бельканто» Альбина Шагимуратова, а двумя главными исполнителями, победившими на XVII конкурсе им. П.И. Чайковского, стали корейский тенор Сон Чи Хуан (лорд Артур Тальбот) и Зинаида Царенко (королева Генриетта, вдова Карла I), обладательница Гран-при. В День защитника Отечества 23 февраля в опере участвовали и другие солисты Мариинского театра. Среди них были: Екатерина Савенкова (Эльвира), Борис Степанов (лорд Артур Таль-бот), Варвара Соловьева (королева Генриетта).

На премьере 6 февраля царил маэстро Гергиев, ярко демонстрируя свое музыкальное прочтение произведения, а в этот день за дирижерским пультом был Кристиан Кнапп, выпускник Бостонской консерватории Новой Англии, который достойно справился с испол-

нительскими задачами. В праздник 23 февраля финал оперы звучал победно, с эмоциональным накалом, поражал красотой и виртуозностью вокального искусства, и мощностью звучания симфонического оркестра.

Сцена из оперы Джакомо Мейербера «Гугеноты»

На Новой сцене 29 февраля состоялась премьера большой оперы Джакомо Мейербера «Гугеноты», за дирижерским пультом был Валерий Гергиев. Мировая премьера сочинения Мейербера была также 29 февраля только 188 лет назад, в 1836 году в Парижской опере. Генрих Гейне, присутствуя на премьере, вспоминал: «Все сердца казались потрясенными. Это была музыка!» Либретто «Гугенотов» написал Эжен Скриб при участии Эмиля Дешана.

В России с 1820 года хорошо знали сочинения Скриба. Творчеством драматурга интересовался и Пушкин, переводя его речь на русский язык по случаю вступления в ряды знаменитой Французской академии в 1836 году. Поэт называл Скриба представителем «французского остроумия». В Санкт-Петербурге премьера «Гугенотов» состоялась 31 января 1850 года в Большом (Каменном) театре, а в Мариинском первая постановка прошла 2 февраля 1862 года, дирижером был Константин Лядов. В XX веке в 20-30-е годы постановку «Гугенотов» осуществляли дважды, в оформлении участвовали художники Владимир Щуко и Владимир Дмитриев. Академик архитектуры Щуко создавал спектакль в традиционно декоративном стиле, демонстрируя свое умение подать оформление «масштабно и красиво, если это дворцы, то они удивляют перспективой, монументальностью и историчностью».

Современная версия Константина Бала-кина и художника-постановщика Елены Вершининой поражала своей грандиозностью и метафоричностью, используя в оформления спектакля образ фантастического существа химеры, олицетворяющей зло и хаос мира. Горгульи, химеры в европейской традиции

украшали кровли католических храмов. В спектакле от действия к действию химера растет, заслоняя собой суть христианской религии.

В основу оперы положены кровавые события Варфоломеевской ночи 1572 года, когда католик-француз убивал француза-гугенота. Именно сцена Варфоломеевской ночи в последнем акте восходит к реальным историческим событиям. Начинается опера с увертюры, после ударов литавр звучит торжественный хор духовых инструментов, а затем протестантский хорал «Господь - наша крепость», слова которого написал Мартин Лютер не без участия композитора Иоганна Ва льтера. Мейербер создает этой мелодией музыкальный портрет гугенотов.

Главных действующих лиц четыре: это Маргарита, жена короля Генриха Наварр-ского, Валентина, Рауль и Невер. Как и в большинстве французских опер действие начинается с застольной песни, которую исполняет Егор Чубаков в роли граф де Невера, врага гугенотов. Партию Маргариты отличает особая виртуозность, в арии II действия среди великолепного сада, где звучит соло альта, флейты и арфы, и ансамбль придворных - над всем этим раздается голос королевы Антонины Весениной. Рауль дворянин-гугенот Александр Михайлов и Валентина Ирина Чурилова дочь католика графа де Сен-Бри олицетворяют в опере влюбленных подобных Ромео и Джульетте.

Романс Рауля задуман Мейербером в сопровождении старинного инструмента виоль д' амур, который редко используется в оперном оркестре. По мнению Рихарда Вагнера, дуэт Валентины и Рауля в IV действии стал лучшим номером «Гугенотов». Любовная линия в опере была создана для примирения враждующих сторон - католиков и гугенотов. В опере участвует огромное количество персонажей, среди них: католики, протестанты, придворные, монахи, монахини, сторожа, цыгане, они пребывают в атмосфере роскоши, которая подчеркивается красотой использованных в декорации гобеленов. Исторически известно, что во время королевской свадьбы началась страшная Варфоломеевская ночь и гугеноты, приехавшие на нее, оказались в ловушке. Валентина решает стать протестанткой и разделить судьбу любимого. Католики убивают безоружных людей на глазах у зрителей, в V действии гибнут Валентина и Рауль, став жертвами Варфоломеевской ночи. Под руководством Валерия Гергиева сложнейшая в исполнении, требующая разносторонней вокальной специфики и артистического мастерства опера Джакомо Мейербера «Гугеноты» вернулась в репертуар Мариинского театра.

Академия Русского Балета им. А.Я. Вагановой

«Hommage a Petipa/Посвящение Петипа»

Так называлась X Международная ежегодная научно-теоретическая конференция, которую проводила кафедра балетоведения Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой 11-12 марта 2024 года.

Каждый год 11 марта в день рождения великого балетмейстера Мариуса Петипа участники и гости конференции возлагают цветы к его могиле в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры. В этот день, на открытии конференции собравшихся тепло приветствовал ректор Академии народный артист России Николай Максимович Цискаридзе, отметив, что каждый год балетоведы отыскивают новые факты и события, связанные с жизнью и деятельностью великого балетмейстера. Затем выступила проректор по научной работе и развитию, доктор искусствоведения Светлана Витальевна Лаврова.

о

Лариса Абызова и Николай Цискаридзе.

Академия Русского балета имени А.Вагановой

Ведущей первой научной сессии, которая проходила в атмосфере музея Академии, среди уникальных портретов, фотографии, костюмов, принадлежащих великим артистам, и бюста Мариуса Петипа, была профессор кафедры балетоведения АРБ им. А. Я. Вагановой Лариса Абызова. Первой выступила ее аспирантка Елена Андреенко, заслуженная артистка России, доцент кафедры хореографии ГИТИС-РИТИ, которая обратилась к исследованию творчества балетмейстеров, представителей романтического стиля от Жюля Перро до Мариуса Петипа, законодателя хореографической формы.

Героем многих докладов был Мариус Петипа. Мария Исполатовская рассмотрела бытовые танцы в его балетах, Снежана Ти-хоненко рассказала о несостоявшемся балете Петипа на русский сюжет или Неизвестном либретто С. Худякова, используя новые ар-

хивные свидетельства, а Полина Кондрато-ва, магистрантка профессора Натальи Зозу-линой, представила исследование о балете Петипа «Времена года» на музыку А.К. Глазунова (1900).

Особый интерес вызвало выступление главного редактора журнала «Балет» Валерии Уральской, которая обратилась к проблемам балетных конкурсов, где танцовщики, демонстрируя свои балетные данные, наносят непоправимый ущерб сохранению классического наследия. Ведущей второй научной сессии стала профессор кафедры балетоведения Наталья Зозулина, на которой Елена Никифорова познакомила с балетом А.Н. Корещенко «Волшебное зеркало: Hommage а M. Glinka» (1903), Тамара Пурто-ва посветила свой доклад знатоку Петипа, Александру Горскому к 100-летию со дня смерти балетмейстера (1871-1924). На конференции был и доклад доктора исторических наук Петра Гордеева «На заре советского балета: балетная труппа Мариинского театра в первой половине 1918 года». С открытием новых научных сведений познакомили доклады Мариуша Водзицкого «Загадка Сильфиды» и Ольги Федорченко о танцовщице петербургской балетной труппы Зинаиде Ришар.

12 марта 2024 года состоялся второй день конференции, ведущий третьей научной сессии была кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры балетоведения Снежана Тихоненко. В связи с 90-летием балетмейстера Василия Вайнонена состоялись доклады, посвященные судьбе балета «Щелкунчик» Сергея Лалетина и Андрея Галкина, обратившегося к утраченной постановке «Щелкунчика» Льва Иванова 1892 года. Ольга Салохина, аспирантка Елены Никифоровой, выступила с темой «Балет «Спящая красавица» 1916 года для труппы Анны Павловой в США».

На конференции состоялось презентация книг 2023 года издательства Академии и кафедры балетоведения: юбилейное издание к 10-летию ректорства и 50-летию Н.М. Цискаридзе, «Балет в Великобритании XX-XXI веков Л.И. Абызывой, два новых сборника из серии «Витийственный Аким, «Балетный мирок» С.Н. Худекова и 7-й выпуск «Альманаха студенческих работ кафедры балетоведения». В предисловии к Альманаху студенческих работ Николай Цискаридзе обратился к коллегам и читателям: «Писать о балете сложно, тем более приятно видеть, что среди авторов есть воспитанники исполнительского факультета. Продолжают развиваться связи между факультетами, о чем свидетельствуют статьи студентов о балет-

ной критике, посвященные школьным спектаклям... Поздравляю авторов! А педагогов кафедры балетоведения благодарю за энтузиазм в деле воспитания новых талантливых специалистов».

Лариса Абызова составитель и научный редактор Альманаха на его страницах отметила, что «ее особенно радует, когда студенты сами предлагают свои опусы для печати, пишут их специально. Энтузиастов ждет редкая награда - публикация на страницах престижного издания под патронатом кафедры балетоведения, (а такая кафедра единственная в мире)».

Завершилась конференция Круглым столом «Балетовед-профессия или хобби?». Одним из обсуждаемых вопросов касался трудоустройства в сфере балетоведения и балетной критики. Выступающие Зозули-на, Уральская, Федорченко, Галкин, Лале-тин, Водзицкий отмечали, что необходима государственная поддержка для открытия Института балета и в деятельности современных балетоведов заметно истинное, бескорыстное служение Терпсихоре.

Национальный драматический театр России (Александринский театр)

Театральный сезон 2023-2024 в Александринском театре под знаком 150-летия Вс.Э. Мейерхольда и назван Мейерхольдоведение»

Выставка «Александринский театр - петербургский дом Мейерхольда», посвященная юбилею великого режиссера, открылась на Основной сцене в Царском фойе 5 февраля 2024 года. На Императорской Алексан-дринской сцене великим режиссером, мировым реформатором в период с 1907 по 1917 гг. было поставлено 19 спектаклей. В публикации «Из писем о театре» (Золотое Руно.1908. № 7-8) видно, что Мейерхольд тщательно готовился к работе на императорской сцене, хорошо понимая, что возможность творческого поиска открывалась благодаря мастерству старых актеров. С этого момента у режиссера начинается традиционалистский период творчества. Традиционализм Мейерхольд понимал в стилизация стиля, приемов и форм старинных театров таких, как испанский театр Золотого века (XVI-XVII столетий), итальянская комедия масок (commedia delI'aгte), японский театр кабуки, обращаясь к синтезу этих направлений он стремился создать ярко современный спектакль.

Первой постановкой мастера стала пьеса «У царских врат» Кнута Гамсуна (1908 г.) и в том числе шедевры мировой драматургии «Дон Жуан» Жана Батиста Мольера и «Ма-

скарад» Михаила Лермонтова. Большинство спектаклей Мейерхольда создавались в содружестве с выдающимся театральным художником Александром Головиным. На выставке были представлены эскизы головинских костюмов: из «Дон Жуана» Матюри-ны и Шарлотты, а из «Маскарада» баронессы Штраль. В витринах можно увидеть и костюмы, выполненные Головиным, которые не вошли в постоянную экспозицию «Музея русской драмы», расположенного на третьем этаже Александринки.

В экспозиции были представлены эскизы декораций, афиши и программки, фотографии прославленных александринцев таких, как Ю.М. Юрьев, К.А. Варламов, В.Н. Давыдов, М.Г. Савина, Е.Н. Рощина-Инсарова, Е.И. Тиме, Л.С. Вивьен, Е.М. Вольф-Израэль.

Выдающийся артист Юрий Юрьев играл главную роль в мольеровском Дон Жуане в трех редакциях Мейерхольда (1910, 1922, 1932 гг.). Все постановки завершались одним и тем же финалом - Дон Жуана настигала небесная кара и он, направляясь в глубину сцены, проваливался в преисподнюю, объятый адским пламенем. Хотелось бы отметить длительный период (1911-1917) подготовки спектакля «Маскарад». В сцене маскарада Мейерхольд ввел нового персонажа Голубого Пьеро, который срывал браслет с руки Нины, и тем самым исключил фактор случайности интриги и обострил ее. Специально к спектаклю А.К. Глазунов написал музыку, в картине бала звучал Valse-fantasie М.И. Глинки.

Великие мейерхольдовские постановки «Дон Жуан» и «Маскарад» благодаря исполнителю главных ролей Ю.М. Юрьеву сохранились в репертуаре театра с некоторыми перерывами до 1947 года, т.е. до конца службы артиста. Когда отмечалось 125-летие Вс.Э. Мейерхольда в 1992 году, в театр на празднование был приглашен Валерий Фокин как председатель Комиссии по творческому наследию режиссера и руководитель Центра им. Вс. Э. Мейерхольда.

В Царском фойе Александринки проходила научно-практическая конференция «Мейерхольд: отражение», на которой присутствовали и те, кто помнили и участвовали в знаменитом спектакле «Маскарад». Среди них была и внучка Мейерхольда Мария Алексеевна Валентей, которая свершила жизненный подвиг в борьбе за реабилитацию своего деда. Все творчество Валерия Фокина неотделимо от режиссерских исканий Мейерхольда. Поэтому, получив приглашение руководившего тогда театром Г.А. Са-щенко возглавить программу «Новая жизнь традиций», Фокин понимал, что постановка

о

Валерий Фокин режиссер спектакля «Мейерхольд.Чужой театр»

им спектакля на Александринской сцене не должна носить характер разовой акции. Так началась работа режиссера над постановкой «Ревизора». С 2002 года Фокин часто приезжает в Александринский, знакомится с труппой, посещает Санкт-Петербургскую театральную библиотеку, где хранится сценический экземпляр «Ревизора» 1836 года. «Но самым впечатляющим становится его «погружение» в атмосферу этого старинного театра. Он подолгу сидит в пустом зрительном зале, в фойе, нижнем вестибюле театра, где кажется, что в тишине звучат голоса театральной истории, где аутентичные предметы как будто хранят энергию тех великих актеров, драматургов, режиссеров, которые творили в этих стенах»,- так вспоминает Валерий Фокин в книге Александра Чепу-ров «Жизнь замечательных людей: Биография продолжается...» (М.: Молодая гвардия, 2021). «Мейерхольд в свое время понял этот театр и сделал его своим, вписав его в свои режиссерские композиции вместе с актерами, архитектурой, историей». Как мы видим из всего творческого процесса поставленных фокинских спектаклей на Александринской сцене, и «Фокин ощутил, что он тоже понял значение и дух этого театра». Для Петербурга важна эта дата - 150-летие рождения Вс. Мейерхольда, именно в этом городе состоялось настоящее творческое рождение ре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сцены из спектакля «Мейерхольд. Чужой театр» В роли Мейерхольда-Владимир Кошевой

жиссера, здесь сформировался его вкус, эрудиция и знание театра, которые он, освоив, понес дальше уже после революции, работая в Москве в ГосТИМе.

Проекты юбилейной программы состоялись на Основной и Новой сцене, которой, по инициативе Валерия Фокина было присвоено имя Вс. Мейерхольда. Значительным событием этих дней стала премьера спектакля «Мейерхольд. Чужой театр». Это общечеловеческий поэтическо-трагический спектакль о художнике и его отношениях со временем.

В Медиацентре перед премьерой спектакля состоялись две лекции театроведа-исследователя Вадима Щербакова: в одной «Vivat Academia! Мейерхольд и МХТ» освещалась московская биография режиссера и его взаимоотношения с Московским художественным театром, а в другой «Чужой театр. Закрытие ГосТИМа» рассматривался драматический сюжет, связанной с известной публикацией в газете «Правда» за 17 декабря 1937 года. Автором статьи стал Платон Керженцев, председатель Всесоюзного Комитета по делам Искусств, который написал ее после посещения генеральной репетиции спектакля «Одна жизнь» по роману Николая Островского «Как закалялась сталь» в ГосТИМе (театре имени Мейерхольда). Главная мысль статьи заключалась в следующей

фразе: «Такой театр советскому зрителю не нужен». Судьба театра была решена, его закрыли, а Мейерхольд был арестован и его ждал расстрел.

Перед началом спектакля зрители могут ознакомиться с тем самым номером «Правды», сыгравшим трагическую роль для театра и самого Мейерхольда. Валерий Фокин обратился к исследованию уникальных материалов стенограммы 1937 года, которая представляет собой документальное свидетельство, происходившего в течение трех дней собрания работников театра. На основе этих документов Фокином создается спектакль «Мейерхольд. Чужой театр», премьера которого стала кульминацией юбилейных событий Новой сцены. Каждый фокинский театральный проект подобен научному исследованию. Для режиссера всегда важно, работая над замыслом спектакля, над постановкой той или иной пьесы, выйти за рамки текста, изучить не только другие сочинения автора, но и те произведения, которые порой возникают ассоциативно, параллельно с ним, а также исследовать подробно мир и эпоху драматурга. «Этот спектакль для меня -творческое высказывание, говорить не только о величие этого человека, гениального режиссера, мирового реформатора, признанного во всем мире, попытаться разъяснить, как заканчивается этот блестящий путь режиссера, сталкиваясь с методом соцреализма, как художник может войти и существовать в нем, иначе ты "чужой". У меня было стремление показать, как художественное начало режиссера соприкасалось с тоталитарным режимом и как он противостоял ему, затронуть вечный вопрос о взаимоотношении художника и власти».

Действие в спектакле начинается с собрания коллектива театра, артисты сидят перед сценой в первом ряду, а за ними зрители. Так воссоздается атмосфера собрания, где присутствовало 188 человек, о чем свидетельствовал лист явки, и зрители становятся участниками происходящего.

На сцене - стол с графином, за которым сидит председатель Михаил Мухин (Валерий Степанов), который выбран большинством голосов, и секретарь Виктор Громов (Александр Вострухин). По краям сцены высвечиваются панели с биографией каждого выступающего. Собрание началось в 11.30, а закончилось в 5 часов.

Вот появляется Всеволод Мейерхольд, а за ним Зинаида Райх, которых играют Владимир Кошевой и Олеся Соколова. Первым выступил Мейерхольд: «Не надо "обывательского душка". Основное: 1) нет советской пьесы, 2) срыв показа "Одной жизни".

Это факты. Я художник, несущий тяжелый груз прошлого, в репертуаре нет советской пьесы, надо было устранить схематизм, формализм, трюкачество. Нужна было глубокая проработка образов без мизансцен, без упадничества, без декадентства». Он повторяет буквально дословно все то, что ему предъявляет автор статьи. Владимир Кошевой произносит эти слова монотонно, не останавливаясь, словно на одном дыхании.

Затем к собравшимися обращается Го-арина Гоарик (ее играет Анастасия Пантелеева), держа листок в руке, и говорит: «Я волнуюсь и потому записала. Надо лечить решительно. Я не буду говорить о прошлом. Где же был коллектив? Почему не помог? Не заставил? А парторганизация не воспитала настоящего коллектива. Все виновны - не один Мейерхольд. Организм заражен. Снять Мейерхольда с директорства и художественного руководства».

Далее выступает Алексей Темерин (Александр Лушин): «Гоарик не права: сваливает с больной головы на здоровую, выступает Мейерхольд опять "мы", а не "я"«.

Из этих многочисленных докладов становилось ясно, что на судьбу самого ГосТИМа и его руководителя повлияла позиция актеров. В результате его объявили «антисоветским элементом» и «врагом народа». Единственным, кто выступил в защиту режиссера был столяр Ф.Ф.Канышкин (Дмитрий Белов): «Ошибки Мейерхольда - это не преступления, а ошибки изобретателя. Надо всыпать руководству за ошибки, но дать Мейерхольду возможность обыграть новое здание. И тогда скажем: вы устарели, дайте место молодежи».

На все сказанное Мейерхольд произнес: «Я оказался в состоянии величайшего одиночества».

Собрание артистов перемежается с репетициями «Ревизора» и «Дамы с камелиями». Они отдаются репетиционному процессу с восторгом, участвуя в нем, их актерский темперамент мгновенно включается, и они с удовольствием выполняют задачи, поставленные режиссером. А как видим, на собрании жизнь заставляет их вести себя иначе. Ведь статья в «Правде» - это своеобразный рупор «свыше», сигнал к закрытию театра. В спектакле ярко представлена публицистичность, сочетающаяся с режиссерской фантазией, отличающей фокинскую индивидуальность.

10 февраля, в день, когда сам Мейерхольд отмечал свой день рождения, прошла церемония возложения цветов к памятнику мастера во дворе Новой сцены. В эти же дни в Медиацентре состоялся диалог театроведов Николая Песочинского и Кристины Матви-

Выставка, посвященная спектаклям В.Э. Мейерхольда. Царское фойе Александринского театра

а

о

Œ О

енко «Петербургские адреса Мейерхольда», который воспроизводил виртуальную карту петербургских активностей мастера. К открытому разговору «Пространство Мейер-хольда:1874-2024» приглашали искусствовед Иван Чечот, театровед Дмитрий Ренанский и композитор Владимир Раннев. К юбилейному марафону присоединились и Музей театрального и музыкального искусства, представив экскурсию «Вс. Мейерхольд: сквозь историю к современности», а также Кабаре «Шум», где можно было послушать лекцию театрального блогера Георгия Цицишвили «Мейерхольд. Назад в будущее» и спектакль Павла Михайлова «Доктор Дапертутто», поставленный по мотивам пьес Артура Шни-цлера «Шарф Коломбины», Александра Блок «Балаганчик» и Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». В Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки прозвучал концерт «Джаз-Бэнда» Федора Кувайцева, а в Кабаре «Шум» - концерт джаза (Группа Dizzy Dutch Duck). В ИТМО, в галерее AIR можно было познакомиться с серией перформансов «Биомеханика V R».

Посетить мейерхольдовские торжественные мероприятия можно было в Театральной библиотеке, а с 9 февраля познакомиться с виртуальной выставкой «Театр Мейерхольда. Императорская сцена».

Зрители погружаются в иконографический мир режиссера Мейерхольда, состоя-

щий из эскизов костюмов, мебели, париков и грима, программок и фотографий, а также рабочих экземпляров пьес с его пометками, монтировок к драматическим и оперным спектаклям, которые он ставил в Алексан-дринском и Мариинском театрах. Особый интерес представляют вырезки из газет и журналов тех лет с рецензиями на мейер-хольдовские спектакли. На пресс-конференции директор Анастасия Гай с гордостью поведала журналистам, что великий режиссер был читателем Театральной библиотеки. «В журнале выдачи книг за 1907-1916 гг. есть записи о том, что Всеволод Эмильевич сам лично приходил в библиотеку и брал книги Островского, Мольера, Лермонтова. И особенно важно для библиотеки подчеркнула, - А. Гай, - что он их всегда возвращал». Сотрудники театральной библиотеки подготовили цикл лекций «Беседы о Мейерхольде», которые прочтут известные деятели искусств с февраля по октябрь 2024 года.

На Основной сцене Александринского театра, в Царском фойе, 19 февраля прошла научная конференция «Мейерхольд и русский театр» при участии ведущих исследователей творческого наследия Мейерхольда из Москвы, Санкт-Петербурга, Франции Италии и Финляндии. Открыл конференцию Александр Чепуров, отметив ту важную роль, которую сыграл Мейерхольд в развитии отечественной сцены, интегрируя в русский театр

мировые художественные идеи, развивая традиции нашего профессионального театра и драматургии. В своем докладе «Мейерхольд и античность» Дмитрий Трубочкин отметил схожесть просцениума греческого театра с решением пространства «open air» в спектаклях Мейерхольда. Вадим Щербаков рассмотрел в своем исследовании драматическую конструкцию мейерхольдовского «Ревизора» 1836 года. Беатрисс Пекон-Вал-лен специалист по искусству мировой режиссуры, находясь Франции, ознакомила участников с фотографиями и материалами конференции «Мейерхольд, режиссура в перспективе века» («Meyerhold, la mis en scene dans le siècle»), проходившей в 2000 году в Париже. Исследовательница из Финляндии Лийса Бюклинг, известная своей монографией «Отражение русской души в зеркале севера», посвященным финско-русским литературным и театральным связям XIX-XX вв. обратилась к процессу воспитания актера у режиссеров М. Чехова и Вс. Мейерхольда. Задача актера - быть проводником смыслов, средствами для этого выступают пластика и слово - таких взглядов придерживался Мейерхольд. Михаил Чехов отмечал, что для Мейерхольда было важно воображение, а для Станиславского психологизм в театральном процессе. Вадим Максимов в своем докладе «Мейерхольд и смена театральных систем» подчеркнул, что спецификой Вс.Э. Мейерхольда была его универсальность, то, что он в своем творчестве прошел все художественные системы и направления театрального искусства.

Донателла Габрилович из университета Рима обратилась к теме «Влияния итальянского искусства на концепцию и творческий процесс в мейерхольдовском условном театре». Она акцентирует внимание на то, как посещение Италии, пластика живописных полотен и скульптурных групп соборов Мей-ны, Вероны и Милана, повлияли на принципы создания «неподвижного театра» Мейерхольда. Это влияние позднее нашла свое воплощение в спектакле «Сестра Беатриса» Метерлинка в театре Веры Комиссаржев-ской в 1906 году. Среди выступающих были, и молодые талантливые исследователи. Ольга Маркарян обратилась к истокам театральной методологии Мейерхольда, Анна Самсоненко рассказала о формировании концепции традиционализма. На конференции выступили сотрудники Санкт-Петербургской театральной библиотеки Вера Харламова Дарья Рыбакова. Юлия Галанина рассказала о «Материалах Всеволода Мейерхольда, хранящихся в Петербургском театральном музее».

К юбилейной дате Вс. Э. Мейерхольда была представлена еще одна премьера спектакля «Мейер», поставленная Кириллом Лю-кевичем на Экспериментальной сцене Алек-сандринского театре, в «7 ярусе». Спектакль создавался по роману Сергея Кемпо, актера Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой. Именно в этом здании, где сейчас находится театр, с 1932 по 1938 гг. располагался мейерхольдовский ГосТИМ. Перед зрителем предстает мистическое действо, в котором главный герой, монтировщик сцены осенью 2014 года встречается с призраком Мейерхольда.

Х^ Фестиваль моноспектаклей «Монокль» в театре-фестивале «Балтийский Дом»

Этот фестиваль проводится с 1997 года, в нем принимали участие известные актеры, прославившие своим мастерством Российское театральное искусство, такие как Алла Демидова, Михаил Казаков, Леонид Мозговой, Юрий Томошевский, Софико Чиаурели, Сергей Юрский и другие.

Фестиваль 2024 года проходил в два этапа: первый представлял моноспектакли актеров петербургских театров, а второй международный показал моноспектакли из России, Армении, Казахстана и королевства Бахрейн. Всего было, прислано 162 заявки, из которых жюри фестиваля отобрало 23 спектакля. Победителями петербургского этапа, который проходил с 25 января по 10 февраля стали Олег Рязанцев, актер «Невидимого театра» (режиссер Семен Серзин), актриса Лаура Пицхелаури, актриса театра им. Ленсовета (режиссер Анджей Бубень), а также Николай Балобан, представляющий Театральное объединение ТОК, показавший моноспектакль «Фауст» по произведениям А.С. Пушкина, К. Марло и И.-В. Гете (режиссер Владимир Литвинов). «На нынешнем «Монокле» так удивительно строилась программа, что в ней есть все - и классика, и современная драматургия и совершенно неожиданные народные мотив. Но все спектакли объединяет то, что все они о любви. Когда один на один выходишь к зрителю, единственное, о чем тебе хочется говорить откровенно и честно-это любовь», - так полагает художественный директор фестиваля Марина Беляева.

Программа международного этапа состояла из 9 моноспектаклей. Россия была представлена моноспектаклем-исследованием по пьесе Островского «Гроза» «Бедная Катька» в исполнении Анны Дулебовой, режиссер Ольга Новицкая («Независимый проект», Ульяновск), Владимирский академический театр драмы обратился к пьесе Хадар Гальрон «Моя мать - секретарь Анге-

о

ла смерти», исполнительницей роли Тами, чьи родители пережили ужас Освенцима, стала Анна Лузгина, режиссер Вячеслав Терещенко. Большой интерес вызвала у зрителей фестиваля работа Марии Иваненко, актрисы Камерного драматического театра из Вологды по роману Достоевского «Неточка Незванова», режиссер Яков Рубин. 7 марта в театре-фестивале «Балтийский дом» состоялась церемония подведения итогов фестиваля, где были названы победители международного этапа. «Такое количество красивых и вдохновленных лиц, которые мы увидели на фестивале, подтверждает, как жанр моноспектакля нужен и актуален сегодня...От каждого участника фестиваля и зрители, и члены жюри чувствовали подлинно театральную, мощную энергию», - сказал руководитель фестиваля, генеральный директор «Балтийского дома» Сергей Шуб.

Обладательницей Гран-при стала Лаура Пицхелаури за моноспектакль «В лучах» Артура Палыги, рассказывающий историю первой женщины Нобелевского лауреата Марии Склодовской-Кюри (режиссер Анджей Бубень). Талант актрисы раскрылся на курсе прославленного режиссера Владислава Пази. Ее роли в спектаклях «Макбет.Кино», «Три сестры», «Гамлет» хорошо известны петербургскому зрителю. За спектакль «Балерина / Варечка» по мотивам новеллы Григория Константинопольского «Бешенная балерина» (режиссер Елена Варданян) актриса Ереванского русского драматического театра им. К.С. Станиславского Лиля Мукучян стала лауреатом первой премии, показав убедительно, иронично судьбу танцовщицы от юной выпускницы до пенсионерки.

Реем Ваннус, актриса театра «Гильгамеш» (Манама, Королевство Бахрейн), стала лауреатом второй премии. Она вместе с режиссером Джамалом Али Гайланом обратилась к пьесе «Бытие» Кадхима Моанеса, передающей страдания матери, ищущей украденного ребенка. В ее страстных монологах звучал голос женщин Востока, борющихся за свои права. Спектакль шел на арабском языке с синхронным переводом на русский.

Асылхан Разиев за спектакль «Записки сумасшедшего» Государственного казахского музыкально - драматического театра им. Сабита Муканова, режиссер Думан Адыке-нов (Петропавловск, Казахстан), стал лауреатом третьей премии. Спектакль шел на казахском языке с русским переводом.

Марина Беляева вручает премию «Монокль»

актрисе Реем Ваннус театра Гильгамеш, Манама,Королевство Бахрейн.

Специальный Приз жюри фестиваля в составе Галины Коваленко, профессора РГИСИ, Екатерины Морозовой, доцента ГИТИСа и Марианны Мхитарян директора фестиваля «АРММОНО» (Ереван) за Высочайшее актерское мастерство в работе с современной пьесой получил Олег Рязан-цев за моноспектакль «Друг мой». С поэтическим моноспектаклем по произведениям Александра Пушкина и Давида Самойлова «Константин Райкин. Своим голосом» выступил почетный гость фестиваля, художественный руководитель Московского театра «Сатирикон». По традиции в дни фестиваля была и дополнительная программа, состоящая из музыкально-поэтического спектакля-концерта «Шестое чувство» посвященного режиссеру, актеру-родоначальнику жанра «моноспектаклей» в Санкт-Петербурге Юрию Томашевскому, а также состоялся круглый стол фестиваля моноспектаклей «Приглашение к сотрудничеству». В он-лайн-формате прошли два вечера: «Театр одного актера Сергея Юрского», «Великие чтецы А.С. Пушкина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.