Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА И СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА. ЮБИЛЕИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА И СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА. ЮБИЛЕИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА И СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА. ЮБИЛЕИ»

М.Н. Дробышева 183

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА И СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА. ЮБИЛЕИ Сентябрь 2023 г.

© Дробышева Марина Николаевна-кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург. e-mail: [email protected]

Национальный драматический театр России (Александринский театр). Новая сцена

30 августа 2023 года Национальный драматический театр России (Александринский театр) открыл свой 268-й сезон. По уже давно установившейся традиции состоялась церемония возложения алых и белых роз в Петропавловском соборе на могилы императрицы Елизаветы Петровны (основавшей театр в 1756 году) и императрицы Александры Федоровны, в чью честь театр был назван с открытием новой императорской сцены (построена в 1832 архитектором К.И. Росси). Весной 2013 года была открыта в Алексан-дринском театре Новая сцена - уникальный многофункциональный театральный центр, не имеющий аналогов как в России, так и за ее пределами.

Новая сцена Александринского театра

С возникновением Новой сцены началась новая эпоха в истории Алек-сандринского театра. В состав комплекса сцены входят трансформирующаяся сцена и зрительный зал, две репетиционные площадки, студии звукозаписи и аудио-и видеомонтажа, студия 3D видеозаписи, учебные аудитории, оснащённые современными 1Т-средствами. По замыслу художественного руководителя Валерия Фокина этот проект должен быть направлен на развитие отечественного театра и сближению его с современной культурой, способствуя преодолению дистанции между актером и зрителем. В честь первой годовщины прошел междисциплинарный семинар «Новая Х» (руководитель проекта главный продюсер Новый сцены Александр Малич). В программе фестиваля были представлены все ключевые темы: новый театр, танец, музыка, медиаискусство.

Сегодня в пространстве Новой сцены проходят ежегодно более 450 событий разного формата: встречи, мастер-классы, лекции, концерты, выставки. Зрителю было представлено 40 театральных премьер. С большим успехом на Новой сцене состоялись показы спектаклей Валерия Фокина: «Сегодня. 2016...», «Ваш Гоголь. Последний монолог», «Честная женщина».

Хотелось бы отметить лекцию-презентацию «Театральный сверхсюжет. Реконструкция театральной реальности» Александра Чепурова. Благодаря современной компьютерной техники, которой обладает Новая сцена, на лекции была представлена возможность визуализировать театральную реальность прошлых времен: воссоздать спектакли XVIII и XIX веков. Чепуров познакомил с новыми театроведческими методиками, способствующими изучению истории Российского театра.

В 2023 году Новой сцене было присвоено имя режиссера В.Э. Мейерхольда. 12 мая во дворе Новой сцены Алексан-дринского театра был отрыт памятник ^ в честь великого режиссера, создан- о ный скульптором Алексеем Архиповым,

см со

О

на основе знаменитого портрета мастера работы Бориса Григорьева1. Творческая биография Всеволода Мейерхольда была связана с Александринским театром -с 1907 по 1917 годы он поставил двадцать спектаклей и вершиной его режиссерского мастерства стал спектакль «Маскарад».

В день открытия 268 сезона труппе был представлен новый главный режиссер Александринского театра Никита Кобелев, завоевавший симпатию кол-

лектива

театра

постановкой спектакля

по пьесе В. Семеновского «Тварь» (по роману Ф.К. Сологуба «Мелкий бес»). В исто -рическом зрительном зале Александринского театра проходил сбор труппы, затем александринцы отправились во двор Новый сцены, где возложили цветы к памятнику Мейерхольда. Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин обратился к собравшимся: «Мейерхольд не просто гениальный режиссёр, это режиссёр, который с Петербургом был связан очень плотно. Движение Мейерхольда в сторону реформации театрального искусства началось именно тут. Здесь были его первые студии, первые открытия, спектакли, вошедшие в историю мирового театра. Мейерхольд неоднократно возвращался в наш город. И уже после того, как ГосТиМ, его театр в Москве, закрыли, Вивьен, руководитель Пушкинского театра (сегодня Алексан-дринского театра), пригласил его на постановку в 1938 году, но, к сожалению, этим планам не суждено было сбыться... Имя Мейерхольда, на наш взгляд, абсолютно подходит для Новой сцены, места и площадки, которая открыта для всего нового», и далее он добавил: «268-ой сезон Александринского театра пройдет под знаком юбилея Всеволода Мейерхольда». На Новой сцене в рамках 150-летия великого режиссера будет реализована программа «Мейерхольдоведения», которая включает три фестиваля: «Jazz М», «Городской межинституциональный фестиваль с междисциплинарными событиями вокруг дня рождения Мейерхольда» и «Фестиваль вокруг рождения Новой сцены».

8 сентября открылся XIV Международный театральный фестиваль «Алек-сандринский». Посетив его, зрители смогли познакомиться со спектаклями национальных театров из Сербии, Чеченской республики, Армении и театральным искусством Дагестана. Первым на фестивале был показан спектакль Вале-

рия Фокина «Один восемь восемь один». В августе 2003 года, 20 лет назад, Валерий Фокин был представлен труппе в статусе художественного руководителя, а в сентябре 2023 года была показана программа, посвященная юбилею служения Алек-сандринской сцене В.В. Фокина, которая состояла из спектаклей мастера. Это были: «1881» (в содружестве с театральным художником Алексеем Трегубовым и музыкантом Вячеславом Бутусовым), «Честная женщина» (по тексту Кирилла Фокина), «Рождение Сталина» (сценическая композиция на основе исторических материалов, фрагментов романа Ф.М. Достоевского «Бесы» и текстов современных авторов.

Значительным событием фестиваля стали гастроли Национального театра в Белграде (Народно позориште у Београ-ду). Свою историю театр ведет с 1868 года, он создавался на базе Сербского национального театра г. Нови Сад, который, в свою очередь, был основан в 1861 году Йованом Джорджевичем, талантливым организатором, глубоко преданным театральному делу. Гастроли Сербского национального театра в 1867 году в Белграде создали благоприятную почву для организации в этом городе постоянного театра. В 1868 году большая часть труппы Сербского национального театра во главе Й. Джорджевичем и некоторыми артистами из Хорватии приняли приглашение сербского правительства и переехали в Белград. Эта ситуация схожа с историей Российского театра в Петербурге, когда театральная труппа из Ярославля, организованная Федором Волковым, имевшая достаточно высокий профессиональный уровень послужила основой для создания государственного общероссийского театра. Ярославская труппа была представлена на суд императорского двора, ее представления были показаны в Царском Селе и Петербурге. После успешных выступлений было принято решение оставить артистов в столице.

Репертуар русской классической драмы Александринского театра, состоящий из пьес Н.В. Гоголя «Ревизор», А.С. Грибоедова «Горя от ума», А.Н. Островского «Гроза» и «На всякого мудреца довольно простоты», Вл.И. Немировича-Данченко «Новое дело» был и в репертуаре Национального театра в Белграде со дня основания до наших дней. Важный этап в освоении русской театральной куль-

1 Фото см. на 4-й странице обложки

Здание Национального театра в Белграде

туры Национальным театром в Белграде был связан с работой приглашенных из России в 1911 году в Сербию режиссера А.И. Андреева и художника В.В. Баллю-зека. Наиболее удачной их постановкой в Белграде была «Гроза» А.Н. Островского, базировавшаяся на достижениях русского театра, связанных с реформой К.С.Станиславского.

После Октябрьской революции в Югославии оказалось много театральных деятелей родом из России. К таким относится режиссер и актер Юрий Львович Ракитин (настоящее имя Георгий Львович Ионин), который начинает работать в Национальном театре в Белграде. Среди его постановок были «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Лес» А.Н. Островского, «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Дорогой цветов» В.П. Катаева, «Зойкина квартира М.А. Булгакова. В первых постановках Юрия Ракитина в Национальном театре в Белграде влияние В.Э. Мейерхольда было ощутимо.

Чтобы понять, что представлял собой Ракитин как режиссер необходимо упомянуть, как начиналось освоение им этой профессии. В театральном училище при Петербургской консерватории Ракитин посещал класс великого русского актера Владимира Давыдова с 1901 года, а с 1904 по 1911 год Ю.Л. Ракитин был в составе труппы МХТ. По рекомендации Вс.Э. Мейерхольда директор Императорских театров В.А. Телеков-ский предложил ему ангажемент: в качестве режиссера поступить на службу в

Александринский театр. Первым режиссерским дебютом там стала постановка пьесы У. Шекспира «Двенадцатая ночь». Ю.Л. Ракитин был свидетелем создания мейерхольдовских спектаклей «Дон Жуан», «Гроза». «Маскарад»: «Сербский театр выглядел бы значительно иначе, если бы он не испытывал влияния русско -го театра, русской драматической школы, русских писателей, особенно если бы в нем не работал режиссер Юрий Львович Ракитин», - так высказался о нем Божи-дар Джурович директор Национального театра в Белграде во время гастролей в Петербурге в 2006 году на открытии Международного фестиваля «Балканское театральное пространство».

Национальный театр в Белграде вновь посетил Петербург, выступив 18 и 19 сентября 2023 года на сцене Александрин-ского театра со спектаклем «Война мир», по роману Л.Н. Толстого, поставленного режиссёром Борисом Лиешевичем, инсценировку осуществил Федор Шили, художник-постановщик Яня Валяревич, художник по костюмам Бояна Никитович, композитор Стефан Чирич, хореограф Мирко Кнежевич, главные роли исполняли Иван Босильчич (Петр Безухов), Дани-ло Лончаревич (Андрей Болконский), Ми-одраг Кривокапич (князь Николай Болконский), Теодора Драгичевич (Наташа Ростова), Недим Незирович (Наполеон Бонапарт) и режиссер спектакля Борис Лие-шевич был занят в спектакле в роли князя Василия Курагина. В этой постановке

Гастроли в Санкт-Петербурге Национального театра в Белграде. 2023 г.

великого романа «Война и мир» Лиешевич обращается к актуальной и сегодня теме, когда «мир меняется, когда Наполеон заявил о единой Европе без границ, устанавливая новый мировой порядок, но в начале XIX века были и те, которые отказались принять его идею, ценой своей жизни. Толстой говорит нам, что мы не можем рационально понять происходящее. Слово "мир" в русском языке означает также весь свет. Война и мир вместе составляют контекст наших жизней».

Постановку философского романа о войне мироздания, где шла речь о самой природе человечества, режиссер решает приемами актуализации. Талантливая, органичная игра актерского ансамбля заслонила поверхностность режиссуры. Во втором акте много было публицистических обращений в зал, произносимых актерами на русском языке. Особенно убедительно они звучали в исполнении Ивана Босильчича в роли Пьера Безухо-ва и Теодоры Драгичевич, которая создала веселый, озорной, непосредственный образ Наташи Ростовой. Главная мысль спектакля и драматизации передается в словах Пьера: «Чему служит наша жизнь? Зачем мы в этом мире? Что есть у людей и человечества такого, что они в своей жизни строят и создают!».

В сентябре 2023 года состоялись ответные гастроли Александринского театра в Сербию со спектаклем «Женитьба» Н.В. Гоголя в Белграде и со спектаклем «Охота жить!» в исполнении народного артиста России Сергея Паршина в Нови Саде и Нише. Впервые в Национальном театре в Белграде «Женитьба» была поставлен в 1872 году и неоднократно гоголевские пьесы были в его репертуаре. Сербские зрители в комедиях Гоголя находили не только мотивы и темы близкие им, но и родственность типов и образов. В 2006 году на фестивале «Балканское театральное пространство» Национальный театр в Белграде представил постановку «Женитьба» режиссера Славенко Салетовича. Спектакль был решен в ироническом ключе. Как полагает режиссер «когда возникает кризис духовности, во все времена может спасти только юмор, такое остроумное драматическое произведение, как шедевр Н.В. Гоголя». Алексан-дринцы привезут в Белград русскую зиму, оригинальное прочтение «Женитьбы» режиссером Валерием Фокиным - действие комедии происходит зимой на катке, и все персонажи катаются на коньках.

Чеченский драматический театр им. Ханпаши Нурадилова представил два спектакля. Первый - «Отелло» по трагедии У Шекспира (режиссер Роман Мархо-лия), который поведал о «великой любви и о жертвах разрушительной страсти». Второй - спектакль по пьесе Олега Михайлова «В горы за тобой», рассказывающий историю любви, в которой описываются события длинной в 10 лет. Действие начинается в 1943 году и показано каким образом преодолеваются национальные различия и идеология времени. Автор идеи и режиссер-постановщик художественный руководитель театра Хава Ах-мадова. В главных ролях заняты заслуженная артиста России Ольга Кабо и народный артист Чеченской Республики Сулейман Ахмадов. Если в спектакле «От-елло» звучит чеченская речь с синхронным переводом на русский, то спектакль «В горы за тобой» идет на русском языке.

Национальный драматический театр им. Габриэла Сундукяна (Ереван, Армения) показал спектакли по одноименном роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», режиссера Армена Элбакя-на и «Декамерон» по новеллам Джован-ни Боккаччо, режиссер Лили Элбакян. В спектакле в жанре грустной комедии рассказываются пять историй о любви и преданности, о ревности, предатель-

стве и обмане в исполнении восьми героинь, бегущих от чумы.

Театрализованное представление «Родники Расула Гамзатова», подготовленное республикой Дагестан, посвящается 100-летию со дня рождения поэта. Перед зрителями предстали солисты легендарного ансамбля «Лезгинка», ансамбль песни и танца «Дагестан», а также Дагестанский театр оперы и балета и мужской хор «Чарода». Завершился фестиваль премьерами спектаклей молодых режиссеров, выпущенных в Александринском театре в конце предыдущего сезона. Это спектакль «Руслан и Людмила» Антона Оконешникова по одноименной поэме А.С.Пушкина, обращенный к детской аудитории и предлагающий совершить увлекательное, яркое мультимедийное приключение детям школьного возраста и их родителем. Заслуживает внимание работа режиссера Елены Павловой по мотивам пьесы А.П.Чехова «Чайка». Спектакль создан с помощью языка саундрамы, в музыкальной композиции которого встречаются как сочинения Олега Гудачева, так и хиты советской и российской эстрады.

Мариинский театр

В июле 2023 года состоялась премьера испанского композитора Мартина-Хайме на сцене Концертного зала - прозвучала его «Сюита фламенко», написанная специально для Симфонического оркестра Мариинского театра и маэстро Валерия Гергиева. На премьере дирижировал этим сочинением приглашенный иранский дирижер Александр Рахбари, который вспоминал: «Как мы хорошо знаем, восточная музыка пришла в Испанию с арабами, и лучше всего восточная и западная традиции соединились в Андалусии в музыке фламенко. Для нашего цикла "восточной западной" музыки я попросил лучшего андалусского композитора Мартина-Хайме из Малаги написать сюиту в стиле фламенко. Он выполнил эту работу для нас, не ставя никаких условий и ограничений, и передал Мариинскому театру весь нотный материал». Программу концерта в этот вечер дополняли музыка к балету «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля и Десятая симфония Шостаковича.

В прошедшем сезоне Мариинский театр показал 13 оперных и балетных премьер в Петербурге, а также зрители могли посетить обновленные спектакли тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Во Владивостоке зрители познакомились с 6 новыми постановка-

см со

О

Сцена из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

ми, а Владикавказе с - 2. На всех сценах Мариинского театра в трех городах было исполнено более 500 концертов, показаны 900 опер и 400 балетов, посетителями которых стали 1,5 миллиона зрителей. Мариинский театр активно сотрудничает с разнообразными музыкально-театральными коллективами, на его сценах выступило 68 приглашенных коллективов и 47 приглашенных дирижеров.

Новый, 240-й, сезон в Мариинском театре открылся 2 сентября. В первые дни театрального сезона Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра выступили с концертами в Москве в зале Зарядье и в Ярославле на сцене театра драмы им. Федора Волкова. Московская программа концерта состояла из Сюиты на стихи Микеланджело, Шестой симфонии Чайковского, «Озорных частушек» Щедрина, Второй симфонии Прокофьева и Десятой симфонии Шостаковича. Эти симфонии, прозвучали и в Ярославле. Перед ярославской публикой была исполнена сюита из балета «Конек-Горбунок» Щедрина. На родине Модеста Мусорско-го, в Псковском кремле прозвучала опера «Борис Годунов». Партию Бориса исполнил Владимир Ванеев.

Яркими оперными премьерами начался новый театральный сезон, среди них была в обновленной постановке Алексея Степанюка опера Н.А. Римского-Корсако-ва «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» на сцене Мариинского-2. Оперные постановки Степанюка создаются в традициях психологического театра А.П. Чехова и К.С. Станиславского. Сложнейшую партию Февронии спела Ирина Чурилова, главные партии исполнили:

Афиша цикла «Все симфонии Шостаковича»

Князь Юрий - Юрий Воробьев, Гришка Кутерьма - Николай Гассиев, Княжич Всеволод - Александр Трофимов. Валерий Гергиев вел действие оперы плавно и мощно, что вызывало эмоциональный отклик в сердцах зрителей.

На Исторической сцене прозвучала полюбившаяся слушателям недавняя премьера поэтической сказки для взрослых «Иоланта» П.И. Чайковского. В ней покорили мастерством исполнения Ирина Чурилова, Сергей Скороходов, Александр Трофимов, Владислав Сулимский.

В сентябре зрители могли посетить премьеры одноактного балета «Чудесный мандарин» и оперы «Замок герцога Синяя Борода» - мистический диптих Белы Бартока.

На сцене Мариинского-2 состоялась 23-24 сентября первая в новом сезоне премьера оперы «Демон» Антона Рубинштейна, за дирижёрским пультом был Гурген Петросян. Новую постановку оперы осуществила режиссер Елизавета Корнеева, которая приглашает зрителя присоединиться к суду: «Мы будем судить Демона. Все мы сядем на скамью присяжных и будем выносить свой приговор. А там уж посмотрим, каким он будет». Действие спектакля происходит на планете Земля, время избирается человеческое. Постановщик стремился уйти от любого времени, даже современного. Партию Демона исполнял Магеррам Гусейнов. По мнению режиссера Демон - сложный образ, состоящий из трех Демонов, показанных в спектакле последовательно. Первый - Демон-наблюдатель, Демон отстраненный, депрессивный. Второй Демон-человек, способный на покаяние и любовь. Третий-Демон-гений, выполняющий волю Бога, свое предназначение.

Симфонический оркестр Мариинского театра, за пультом иранский композитор и дирижер Александр (Али) Рахбари

В сентябре в Концертном зале Мариинского театра зрители могли услышать восемь концертов цикла «Все симфонии Дмитрия Шостаковича» в последовательном порядке в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Старт был дан 10 сентября, а завершился 25 сентября в день рождения композитора. Создавая свои симфонии Д.Д. Шостакович следовал традиции говорить струнными инструментами как голосами нашего времени, не забывая ритмы прошлой эпохи. Этому пожеланию следовал Валерий Гергиев, исполняя сочинения композитора. Симфония № 1 (1925) была написана 18-летним композитором, в ней ощущается влияние симфонизма Чайковского, молодого Прокофьева, воздействие Скрябина и Листа. Вторая симфония (1927) посвящалась Октябрю, не была репертуарной, ее отличает непривычная острота звучания музыкальной мысли. Третья симфония (1929) получила название «Первомайской». Передавая настроение веселого общенародного торжества и ликования, она завершалась хоровым апофеозом на стихи советского поэта Семена Кирсанова. Четвертая симфония (1936) имела черты сарказма, сочетающегося с трагизмом Малера. Премьера Пятой симфонии

состоялась в 1937 году в Ленинградской филармонии под руководством Евгения Мравинского, по замыслу Шостаковича она рассказывала о переживаниях личности, свойственных лирическому герою. В Шестой симфонии (1939) преобладают холодные тембры деревянных духовых, почти нет интонаций тяжелой меди. Полифоническая фактура первой части симфонии под управлением маэстро Гер-гиева завершается светлой фанфарной темой финала. Седьмая симфония или «Ленинградская» писалась композитором под впечатлением драматизма событий страшных военных лет. Ее исполнение 9 августа 1942 в Большом зале филармонии стало историей, дирижером стал Карл Элиазберг. Сегодня под управлением Валерия Гергиева тема нашествия, насилия и тирании-проводимая в симфонии 11 раз, в неизменном виде вторгалось в миротворческую атмосферу лирической побочной темы, и оркестр Мариинского театра передавал предельно напряженное и выразительное состояние триумфа победы. Восьмая симфония была посвящена Евгению Мравинскому, который дирижировал ею на премьере в 1943 году. Восьмая симфония - это своеобразный диалог Шостаковича с Седьмой «Ленинградской». В этом диалоге с современниками, испытав-

см со

О

шими страдания и потрясения военных лет, передаются переживания страшной кровопролитной войны. Маэстро Гер-гиев передал экспрессивную сущность симфонии. Мощная звучность оркестра под его управлением становилась постепенно прозрачной и наполнялась светлыми красками. Девятая симфония (1945) прославляет радость бытия благодаря ее стремительному ритму. Главная партия симфонии имеет жизнерадостный характер с выраженной фанфарной интонацией. Саркастические ноты были слышны в маршевой теме финала.

Одной из самых русских симфоний композитора считается симфония № 10 (1953), в ней проявилось песенное начало. Одиннадцатая симфония (1957) была посвящена первой революции «1905 год», в ней ощущалось влияние русских классиков Глинки и Мусоргского. Валерий Гергиев вместе с оркестром стремится прочитать эту партитуру по-новому, подчеркнуть не юбилейность этого сочинения, а показать авторское отношения к этим событиям нашей истории. Двенадцатая симфония «1917 год» была создана в 1961 году, состоящая из энергичных мотивов сонатного аллегро, финал ее был величественен и красив. Торжественно звучали духовые инструменты, олицетворяя собой голос невиданной силы.

Тринадцатая симфония (1962) была написана для солиста, хора басов и оркестра на слова поэта Евгения Евтушенко. Шостакович посвятил вокально-инструментальную симфонию № 14 (1969), которую называют пессимистической своему современнику Бенджамину Бриттену (1913-1976). Сочиняя ее, он полагал «о смерти надо помнить для того, чтобы лучше прожить свою жизнь».

На премьере симфонии № 15 (1971) дирижировал Максим Шостакович, когда был еще жив его отец. Симфония сочинялась в поселке Репино, в ее музыкальную ткань вошли цитаты из оперы Россини «Вильгельм Тель» и Вагнера «Кольцо нибелунга», так называемый «лейтмотив судьбы». Ее музыкальный материал перекликается с началом Симфонии № 1 и с интонацией «эпизода нашествия» из Ленинградской симфонии № 7. Валерий Гергиев в исполнении симфоний великого композитора стремился передать особый глубинный смысл, влияющий на восприятие слушателей. Чествовать композитора театр будет исполнением его опер, таких как «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда».

XXV Международный фестиваль современного танца Оpen Look

В 1999 году Наталья и Вадим Каспа-ровы решили организовать фестиваль современного танца. Они полагали, что современный танец нужен городу, стране, людям. Все новое требует времени для того, чтобы оно прижилось и развивалось. Деятельность фестиваля начиналась с летней танцевальной школы и превратилась в авторитетный профессиональный смотр современного танца. По мнению Вадима Каспарова, фестиваль Open Look из года в год подтверждает, что Петербург город не только классики, но и всего самого современного. Программа юбилейного фестиваля состоит из премьер 2023 года. Среди участников этого года - коллективы из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Краснодара, Челябинска, Костромы, Новосибирска, а также из Беларуси, Армении.

Открылся фестиваль 15 августа на Новой сцене им. В.Э. Мейерхольда Алексан-

Фестиваль современного танца Оpen Look

Перфоманс в жанре брейкинг-живописи танцхудожника Николая Владимирова «Сейчас Навсегда»

дринского театра спектаклем «Вместе по одиночке» в постановке московского хореографа, победителя фестиваля «Танц-союз», Виктории Арчая (Компания современного танца «Libertatem»). Хореографическую композицию отличало виртуозное, чувственное исполнения. В фойе Новой сцены Петербургский танцхудожник Николай Владимиров представил перфоманс «Сейчас Навсегда» в жанре брейкинг-жи-вописи. Автор этого действа в ритме ломаного танца рисовал своим телом на холсте в сопровождении живой музыки. Это направление представляет абстрактный экспрессионизм в танце.

Московский хореограф Светлана Шуйская (Независимая танцевальная компания «Всем телом») 16 августа на Учебной сцене показала перфоманс «Терки». Это танец-диалог о разных взаимоотношениях мужчины и женщины. Вдохновением к изображению данного замысла послужили реальные истории, как например, расставание Бреда Питта и Анжелины Джоли.

В это же вечер на Новой сцене на суд зрителей предстал перфоманс «Хрупкое» новосибирского хореографа Андрея Короленко. Свой перфоманс автор называет хореографией отношений. Он исследует, как в движении выстраиваются связи между четырьмя танцовщиками. Этот танцевальный проект создан при содействии Международного фестиваля современной хореографии «Context. DiaM Vishneva и Дома культуры «ГЭС-2».

Известный екатеринбургский хореограф Александр Гурвич (Танцевальная компания «Окаем») познакомил со спектаклем «Fantomus Vulgaris» на Новой сцене. Это представление своеобразное высказывание на близкую для многих тему фантомов, мешающих двигаться вперед.

Краснодарскую танцевальную компанию 17 августа на Учебной сцене представляла Ксения Бурмистрова новой работой, моноперфомансом «Все нормально» в исполнении Любови Перовой.

В рамках фестиваля можно было увидеть целую череду ярких проектов: театральный проект Софьи Валиуллиной манифест к Русскому перфомансу (Учебная сцена); «Колыбельная для Маяковского» в постановке и исполнении московских хореографов Виктории Янчевской и Александра Исакова (Танцевальная компания «ЯТЕАТР») 17 августа на Новой сцене; «Проявленность» Галины Грачевой и Ивана Сачкова 18 августа (Учебная сцена).

Впервые на фестивале принял участие Центр современной хореографии Надеж-

ды Кашкан (Минск, Белорусь). В спектакле «Локсар» 18 августа на Учебной сцене хореограф размышляет на тему выбора между принятием себя или борьбы с собой. Программа завершилась 18 августа Российской премьерой «Диалоги» Челябинского театра современного танца легендарной Ольги Поне, давнего друга фестиваля Open Look.

19 августа на Учебной сцене была показана программа театральных проектов «Положись на меня» (Кострома, Челябинск), «Обезьяна» (Санкт-Петербург), «Never Born Soul» (Москва). В последний день фестиваля на Новой сцене перед зрителями предстали премьеры «Бар.Око» и «Бессердечность» театра современного танца «Каннон Данс», которым руководят Наталья и Вадим Каспа-ровы. Сегодня театр танца «Каннон Данс» входит в состав «Петербург-концерта». Постановщиком спектакля «Бар.Око» стал талантливый венгерский хореограф Будапештского театра танца и постоянной преподаватель Академии Codarts (Роттердам, Нидерланды) Лоранд Закар. Замысел спектакля строится на изысканном танцевальном рисунке галантных жестов, горделивых поз, сдержанная чувственность гармонирует с необычайной красотой музыки барокко. Постановка демонстрирует, как существует человек на границе разных эпох. Этот спектакль -своеобразное высказывание о сложности коммуникации современного человека друг с другом, о противоречивости современного мира.

Вечер продолжила премьера танцевального спектакля «Бессердечность» самобытного хореографа, танцовщицы, фотографа и видеохудожника Лилит Акопян (Армения-Германия). Перед танцовщиками труппы «Каннон Данс» Лилит Акопян поставила задачи, требующие высокого технического и артистического профессионализма. В этом спектакле труппа должна была превратиться в единый организм, движения подчинены единому пластическому рисунку. Что значит лишиться индивидуальности, как найти себя, что значит для каждого бессердечность - каждый принимает решение сам. Подарком любителям современного танца стало соло Лилит Акопян, небольшой номер «ТиЕ» в постановке Марка Геке (Германия), одного из востребованных европейских хореографов. В хореографической миниатюре Лилит Акопян показала высокий профессионализм танцовщицы, проповедующей современный стиль в искусстве хореогра-

Открытие именного кресла народной артистки Спектакль «Деревья умирают стоя». 2022 г. России Татьяны Пилецкой. 2011 г.

со о

СО

си

Ci

о

фии. По традиции важной частью фестиваля «Open Look» стала сопроводительная программа, состоящая из лекций, мастер-классов, лабораторий, презентаций и фотовыставки. Значительным и центральным событием фестиваля стал Форум современного танца «Открытый взгляд», на котором в течение трех дней (17-19 августа) продюсеры, художественные руководители и директора театров танца, организаторы фестивалей современного танца и театрального искусства обсуждали вопросы управления, и развития творческого коллектива, фестивального менеджмента, стратегии продвижения.

Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Мистической премьерой спектакля «Пиковая Дама. Тройка, семерка, туз в одном действии» в постановке Натальи Индейкиной открылся 2 сентября новый сезон театра. В спектакле звучит живая музыка и цитируются письма и дневники А.С. Пушкина, статьи Ю.М. Лотма-на о повести и арии из оперы «Пиковая Дама» П.И. Чайковского. В преддверии юбилейного года А.С. Пушкина Балтийский дом обратился к его повести, в которой молодой офицер Герман (играет Дехиар Гусев) стремится узнать тайну о трех картах несомненного выигрыша и разбогатеть. Для того чтобы зрители почувствовали себя игроками, зрительские места находятся на сцене. Спектакль повествует об игре и долгах. Действующие лица и зрители постигают популярную в XIX веке карточную игру - «игру

в фараон». В спектакле есть два персонажа, которых нет в повести - это Александр Пушкин (но артист не загримирован под поэта) и Николай I. Художник Елена Вершинина создает на сцене полупрозрачный черно-белый мир, близкий к бертоновской эстетике выбеленных

вит

Татьяна Пилецкая и Марина Дробышева на празднике в честь юбилея

лиц и черных силуэтов деревьев. Графиню колоритно играет Валентина Виноградова, заслуженная артистка России.

Юбилей Татьян ы Пилецкой

25 сентября 2023 года Татьяна Пилец-кая, народная артистка России отметила свой 95-летний юбилей. С 1963 года актриса 60 лет служит сцене Театра-фестиваль «Балтийский дом» (ранее Театр им. Ленинского Комсомола). Не одно поколение зрителей помнит ее Роксану из пьесы «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, в этой роли она выходила на сцену 604 раза. Сегодня в ее репертуаре такие спектакли, как «Деревья умирают стоя», «Игра воображения», «Шерлок Холмс», «Ма-Муре» по пьесе Жана Сармана, «Семья в подарок» и премьера «Рок-н-ролл на закате», где Татьяна Пилецкая играет главные роли. Широкому российскому зрителю актриса стала известна благодаря роли нашей современницы Тани Огневой в фильме «Разные судьбы» Леонида Лукова. Как отмечали критики, актрисе удалось создать чрезвычайно привлекательней образ, но холодный и глубоко эгоистичный. Этой ролью актриса показывает значение отрицательных ценностей. Активная позиция Тани Огневой в фильме «Разные судьбы» проявилась не в способности киноискусства писать картины благости добра и счастья, а показать состояние эгоизма, жестокости, черствости в отношениях людей. В ее актерской карьере этот фильм сыграл двоякую роль: актрису долгое время не приглашали сниматься, говорили, что она «злая», хотя Татьяна Пилецкая создавала характеры добрых и милых героинь в фильмах «Пирогов», «Мать», «Княжна Мэри», «Невеста», «Дело 306», «Олеко Дундич», «О моем друге». Даже роль наивной, простодушной Нади в фильме «Невеста» Г.Г. Никулина, пригласившего актрису без проб, не вытеснила из сознания режиссеров образ Тани Огневой. Снимаясь в фильме Г.В. Козинцева «Пирогов» в роли Даши Севастопольской, актрисе пришлось освоить школу верховой езды. А в фильме «Олеко Дундич», где ее партнерами были известные сербские актеры Бранко Плеша и Любо Тадич, актрисе приходилось ехать верхом более сорока километров, в самые трудные моменты съемок она вспоминала свою прапрапрабабушку Луизу Графе-мус-Кессених, сражавшуюся на полях брани наравне с мужчинами в Отечественной

войне 1812 года. В газете «Русский инвалид» за 1815 год сообщалось о ее подвигах и награждении ее крестом и медалью за храбрость. В последующие годы Татьяна Пилецкая снилась в таких фильмах, как «Зеленая Карета», «Прощание с Петербургом», «Сильва», «Вербное воскресенье», «Северный ветер».

Актриса обладает уникальным даром -использовать в своих ролях пластику хореографического мастерства, что позволяет ей танцевать в спектаклях, ведь она выпускница Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. О днях учебы в прославленной балетной школе напоминают ее блокадный дневник и фарфоровая фигурка юной балерины. вылепленная известным художником Алексеем Пахо-мовым для Ломоносовского фарфорового завода, которая хранится в Русском музее, а один из экземпляров у нее дома. Свое актерское образование актриса получила в студии при Большом драматическом театре.

Татьяна Пилецкая проявила себя и в литературном творчестве, став автором двух книг: «Серебряные нити» (1997) и «Хрустальные дожди» (2005), посвятив их своим предкам, петербургской семье Урлауб. Предки ее отца были живописцы, их назвали «петербургские немцы». Отец Татьяны, инженер-химик Людвиг Урлауб не был художником, но часто рисовал дочь маленькой, ее игрушки. Он был близким другом К.С. Петрова-Водкина, который стал крестным отцом Татьяны Пилец-кой. В 1937 году, когда семьи жили на даче в Сиверской, К.С. Петров-Водкин создает полотно «Девочка с куклой» («Портрет Татули»). Этот портрет находится в Музее изобразительных искусств в Таллине. Внучка Татьяны Пилецкой - Елизавета Пилецкая - живописец, которая продолжает династию предков, обращаясь в своих полотнах к темам Петербурга и России.

В честь юбилея Татьяны Пилецкой на Большой сцене театра состоялся эксклюзивный показ премьерного спектакля «Рок-н-ролл на закате» по пьесе Михаила Хейфица (режиссер Юрий Цуркану), который был восторженно встречен зрителями. Действующими лицами и исполнителями стали: Он - заслуженный артист России Анатолий Дубанов, Она -народная артистка России Татьяна Пи-лецкая. Овации и слова поздравления долго звучали в зрительном зале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.