Научная статья на тему 'ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ В АЛЕКСАНДРИНСКОМ, МАРИИНСКОМ И ТЕАТРЕ-ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ». ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, ДЕКАБРЬ 2021 ГОДА'

ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ В АЛЕКСАНДРИНСКОМ, МАРИИНСКОМ И ТЕАТРЕ-ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ». ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, ДЕКАБРЬ 2021 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ В АЛЕКСАНДРИНСКОМ, МАРИИНСКОМ И ТЕАТРЕ-ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ». ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, ДЕКАБРЬ 2021 ГОДА»

коммуникаций в системе современых обществ. Глобальная цифровизация - сложный и противоречивый процесс, как и все процессы, формирующие основу для воспроизводства процесса накопления капитала в современной глобальной капиталистической мировой системе. Наряду с существенными преимуществами, которые предоставляет цифровизация разным обществам - ускорение обмена информацией, товарами, услугами, инвестиционными капиталами, инновациями - у этого сложного процесса много и других граней и противоречий. Радикально меняются социально-трудовые отношения. Вместе с появлением принципиально новых и эффективных форм организации трудовой деятельности и новых сегментов рынка труда осуществляется и глобальная маргинализация трудящихся, проблемы их дискриминации по разным признакам не решаются. Кроме того, социологи давно обращают

внимание и на то, что глобальная информатизация способствует, наряду с иными факторами, маргинализации молодежи - существенной части трудоспособного населения разных, особенно развивающихся стран, связывая ее с увеличением проблем адаптации к цифровизирующейся глобальной экономике вследствие отсутствия доступа к качественному образованию и системе эффективной социальной защиты. Не следует забывать и о противоречиях глобального распространения массовой культуры и общества потребления, которые, благодаря цифровизации, лишь увеличили негативное влияние на современные социальные коммуникации. На эти и другие вопросы становления глобального цифрового общества и локальной реакции на этот процесс обратили в своих докладах и дискуссиях участники конференции.

По итогам конференции планируется публикация сборника статей.

М.Н. Дробышева

ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ В АЛЕКСАНДРИНСКОМ, МАРИИНСКОМ И ТЕАТРЕ-ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»* Октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: drob.55@mail.

см о см

О

Новые книги об Александринском театре. Создавая традицию

24 декабря во Дворце искусств им. К.С. Станиславского в Санкт-Петербургском отделении Союза Театральных деятелей России А.А. Чепуров презентовал новые издания о театре.

28 февраля 2021 года исполнилось 75 лет со дня рождения выдающегося российского режиссера, народного артиста России, лауреата Государственных премий Валерия Фокина. С 2003 года он возглавляет старейший российский театр, легендарную петербургскую Александринку, которая в канун своего 265-летия получила статус Национального драматического театра России.

В год юбилея в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей. Биография продолжается» вышла книга «Валерий Фокин» (М., 2021), являющаяся первой творческой биографией режиссера. Ее автор петербургский исследователь театра, профессор Александр Анатольевич Чепуров, многие годы сотрудничающий с Фокиным в

Александринском театре, представил читателю историю жизни и творческих исканий героя книги. Чепурову важно было раскрыть истоки его художественной и гражданской позиции. Здесь рассказано о детстве и семье будущего деятеля театра, о его увлечении изобразительным искусством, о литературных предпочтениях, о первых театральных впечатлениях. Автор рисует характер Фокина -импульсивный, энергичный, волевой. Перед читателем проходят годы учебы в знаменитом Щукинском училище, встречи и совместные студенческие работы с будущими известными артистами - Константином Райкиным, Юрием Богатыревым, Ириной Купченко...

Успех студенческих работ В. Фокина предопределил последующее приглашение молодого режиссера в один из популярнейших театров - московский Театр «Современник», где ему довелось ставить спектакли с участием таких выдающихся артистов театра и кино, как Олег Табаков, Марина Неёлова, Нина Дорошина, Игорь Кваша и многие другие.

: Иллюстрации к статье - см. 4-я страница обложки

В. Фокин на балконе Александринки В. Фокин и А. Чепуров на пресс-конференции

в Санкт-Петербургском Центре ТАСС. 2021 г.

А. Чепуров подробно анализирует постановки Фокина, рассказывает о них ярко и зримо, раскрывая саму природу образного мышления художника, его режиссерский стиль и метод. Фокин, по мнению автора книги, является уникальным мастером, сумевшим воплотить на сцене мир подсознания героя, его душевное «подполье». Начав с произведений современных драматургов -М. Рощина, А. Володина, А. Вампилова -Фокин обратился в классике - к созданиям Достоевского и Гоголя. Именно эти авторы стали его любимыми, именно глубоким пониманием их произведений отличались спектакли этого режиссера. «И пойду, и пойду...», «Ревизор», «Мертвые души», «Бобок» - вот названия спектаклей, поставленных в России и за рубежом, которые стали визитной карточкой Валерия Фокина. Он много работал в Польше, ставя спектакли в крупнейших театрах Кракова, Лодзи и Вроцлава. А. Чепу-ров подробно рассказывает о том влиянии, которое оказал на Фокина польский театр и, в особенности, творческие взгляды Ежи Гро-товского. Работа в Театре им. М. Ермоловой, создание Центра им. Мейерхольда в Москве, экспериментальные спектакли, которые вызывали бурную реакцию публики и критики - вот яркий и творчески значимый путь

режиссера, приведший его к сотрудничеству с петербургской Александринкой. А. Че-пуров в своей книге показывает, что приход в Александринский театр для Валерия Фокина не был случаен. Именно здесь его глубокое понимание традиций русского театра и острое ощущение современности театрального языка воплотились в творческих принципах художественно-исследовательской программы «Новая жизнь традиции», которая была с успехом реализована за два десятилетия работы Фокина в старейшем театре России. К сотрудничеству с театром были привлечены крупнейшие российские и европейские режиссеры - Александр Га-либин, Григорий Козлов, Андрей Могучий, Кама Гинкас, Юрий Бутусов, Теодорос Тер-зопулос, Андрей Щербан, Оскарас Коршуно-вас. Среди них был и выдающийся польский режиссер Кристиан Люпа. Он осуществил на александринской сцене постановку чеховской «Чайки», дав глубоко интеллектуальную трактовку этого сложнейшего произведения, некогда потерпевшего провал в петербургском императорском театре.

Спектакль польского режиссера оказался успешным. Александр Чепуров посвятил текстологическому анализу этого уникального спектакля отдельную книгу «Режиссер в

см о см

о

работе над пьесой. Александринская „Чайка" Кристиана Люпы», вышедшую в 2021 году в издательстве Российского государственного института сценических искусств. Книга эта оригинальна - она является редким для театроведения опытом научной реконструкции сценического режиссерского текста. Автор исследует, представляет читателям и «пошагово» комментирует действие спектакля, публикуя режиссерский экземпляр пьесы, выявляя слои текста, сокращенные, добавленные, перемещенные постановщиком в ходе творческой работы с артистами. Читатели словно бы проникают в творческую лабораторию Кристиана Люпы, знакомятся с принципами отбора исполнителей главных ролей, с эскизами декораций и костюмов. Комплексное исследование источников дает возможность воссоздать процесс работы над спектаклем, характер развития сценического действия.

Творческо-исследовательский подход характерен для многих проектов Александрин-ского театра. Будь то спектакли греческого режиссера и теоретика Теодороса Терзопу-лоса («Эдип-царь», Конец игры», «Мамаша Кураж», «Маузер») или экспериментальные опыты Новой сцены (открытой в 2013 году при Александринском театре Валерием Фокиным), - во всем чувствуется глубина осмысления самого креативного процесса.

Фокин много размышлял о задачах национальной российской сцены, посвятив этому «Беседы о национальном театре» - книгу, которая вышла в свет в 2016 году в серии «Библиотека Александринского театра» (издательство «Балтийские сезоны»). Отвечая на вопросы, поставленные известным театроведом Александром Чепуровым, режиссер говорил о том, что одной из главных проблем современности является «строительство нового человека», его духовного мира, связанного с истоками национальных традиций и вместе с тем ощущающего ответственность перед будущим. Именно этим проблемам посвящены спектакли Валерия Фокина, поставленные на александринской сцене. Среди них и история Блаженной Ксении Петербургской, и шекспировский «Гамлет», и «Живой труп» Льва Толстого, и история о предсмертных страданиях Гоголя.

Фокин беспощадно разоблачает химеры социальной жизни, которые оказываются враждебны гуманизму. В спектакле по знаменитому роману Ярослава Гашека («Швейк: Возвращение») он вскрывает страшную лицемерную основу лжепатриотизма, провоцирующего войны, несущие гибель человеку. В спектакле «Рождение Сталина» режиссер вскрывает механизмы манипулирования

людьми, их чувствами, мыслями, идеалами. В спектаклях «Сегодня 2016...» и «Честная женщина», обращаясь к материалу современной фантастики и острым политическим проблемам международных отношений, Фокин обнаруживает конфликты, связанные с будущим человечества, с возможностью сохранить веру в приоритет духовных ценностей. Театр здесь воспринимается как некое исследование жизни и искусства. И потому закономерным продолжением художественной программы, реализуемой Валерием Фокиным, является научно-издательская программа, реализуемая профессором Александром Чепуровым, выпустившим около двух десятков книг в книжной серии «Библиотека Александринского театра» (См.: Фокин. В.В. Беседы о профессии / Под. ред. А.А. Чепурова. Серия: Библиотека Александринского театра. - СПб.: Балтийские сезоны. 2006; Чепуров А.А. А.П. Чехов и Александринский театр / Серия: Библиотека Александринского театра. - СПб.: Балтийские сезоны. 2006; Геометрия трагедии. Александринский «Эдип-царь» Теодороса Терзопулоса \Под ред. А.А. Чепурова\ Серия: Библиотека Александринского театра. -СПб.: Балтийские сезоны. 2009; Чепуров А.А. Гоголевские сюжеты Валерия Фокина\ Серия: Библиотека Александринского театра. - СПб.: Балтийские сезоны, 2010). Таким образом проявляется некий «театральный сверхсюжет», создающий историко-художе-ственный дискурс, в котором существует национальное сценическое искусство.

В одноименном двухтомном научном труде А.А. Чепурова «Театральный сверхсюжет», вышедшем в свет в 2020 году в серии «Библиотека Александринского театра» (издательство «Балтийские сезоны»), дается комплексный взгляд на историю и современность отечественной сцены в их неразделимом единстве. А в том же году было выпущено уникальное издание - впервые читателям и всем любителям театра была представлена энциклопедия «Национальный драматический театр России "Александринский театр". Актёры и режиссёры» (СПб.: Балтийские сезоны, 2020), давшая широкую картину актерского и постановочного искусства за 265 лет его развития. Недаром программа «Новая жизнь традиции» была названа художественно-исследовательской. Это же название носит и книга, вышедшая в 2012 году в серии «Библиотека Александринского театра»(издательство «Балтийские сезоны»). Соединение творческих поисков ведущих режиссеров, привлеченных Валерием Фокиным, с научным осмыслением художественно-эстетических процессов развития

современного сценического искусства дает необычайно плодотворные результаты. В итоге Национальный драматический театр России вполне закономерно позиционирует себя как творческо-методический центр современного театрального искусства.

В 2021 году исполняется 25 лет плодотворному и творческому служению Александра Анатольевича Чепурова в Александрин-ском театре. В этом году 27 мая А.А. Чепуров заместитель художественного руководителя Александринского театра, заслуженный деятель искусств, был награждён Премией Правительства Санкт-Петербурга.

Мариинский театр Концертный зал

В октябре в Концертном зале Мариин-ского театра состоялись разнообразные концерты. Среди них был вечер, посвящённый Моцарту. На нём прозвучал концерт для флейты и арфы до мажор в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра. Это единственное произведение композитора, где была занята солирующая арфа. Моцарт не любил флейты, и арфа казалась ему весьма ограниченным инструментом, но он создал изысканную салонную музыку. Солистами концерта стали Денис Лупачёв (флейта) и Софья Кипрская (арфа), которые сумели своим мастерством показать, что нелюбимые инструменты Моцарта звучат превосходно. На концерте была исполнена симфония № 40 соль минор - одно из трёх последних сочинений Моцарта, не исполнявшихся при его жизни. За дирижёрским пультом был Заурбек Гугкаев.

Особого внимания слушателей заслужил концерт «Опера - гала-мастера Кировской/ Мариинской сцены». В нём выступили те, кого объединяет звание «солисты Мариин-ского театра», удостоенные высочайших наград и премий международных конкурсов. Среди них были народный артист России Николай Путилин, тенор Юрий Марусин, басы Сергей Алексашкин, Михаил Кит и Владимир Ванеев. В их исполнении прозвучали арии из опер русских композиторов, таких как Чайковский, Бородин, Мусоргский, Рахманинов, а также в программе были арии из опер зарубежных композиторов: Леон-кавалло, Верди, Бизе, Чилеа. Вместе со старейшими мастерами выступили и солисты -сопрано Татьяна Сержан и меццо-сопрано Екатерина Семенчук. Превосходно звучал симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Михаила Синькевича.

В Концертном зале Мариинского театра проходят и театрализованные концерты для детей. Вместе с симфоническим оркестром

Мариинского театра под управлением дирижёра Гургена Петросяна и актрисы театра «Русская антреприза им. Андрея Миронова» Евгении Свиридовой была представлена симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехерезада». Юные слушатели услышали из уст Шехерезады (Евгения Свиридова) сказки «Тысячи и одной ночи», ей помогали юные гимнастки, исполнившие роли змей и павлинов. При сочинении «Шехерезады» композитор хотел направить фантазию слушателей на ту дорогу, по которой шла его собственная фантазия, предоставив представления более подробные и частные воле и настроению каждого». «Восточные сказки. Шехерезада» - так называлось театральное действо, в котором воссоздавались картины морской стихии, а также корабля, разбивающегося о скалу с Медным всадником, и багдадского праздника. Так был показан «русский Восток» в музыке Римского-Корсакова.

В ноябре в Концертном зале выступили Давид Герингас (виолончель) и Филипп Ко-пачевский (фортепиано). В юбилейной программе звучали сонаты Шуберта и Мендельсона, юношеский «Романс для виолончели и фортепиано» Рихарда Штрауса, представлявшие сочинения немецко-австрийского романтизма. Особый интерес вызвали четыре переложения песен Густава Малера в транскрипции Герингаса. Ещё один концерт привлёк внимание слушателей - выступление скрипача Айлена Притчина и пианиста Лукаса Генюшаса, построенное как своеобразный диалог. Шубертовская «Фантазия» звучала в ответ на пьесу-оммаж Леонида Десятникова.

Юные слушатели в ноябре смогли побывать на премьере детской оперы «Солдатские сказки». Сочинил оперу солист группы валторн Мариинского театра Алексей Позин на сюжеты сказок Саши Чёрного. Как и во всех музыкальных сказках, героями стали Кикимора, Леший, Баба Яга и непослушная девочка. Также можно было вместе со зрителями оказаться на репетиции бравых военных музыкантов при дворе капризной Королевы.

Другой концерт назывался «Жил-был Бах: органный концерт для детей и взрослых», на котором выступила петербургская органистка Ольга Котлярова. Она доступно рассказала, как надо слушать Баха, великого полифониста. На концерте прозвучали Токката ре минор Баха, Чакона Пахельбеля и «Ода к радости» Бетховена.

В декабре концерт VIOLA CON AMORE был посвящён струнному инструменту альту, который занимает среднее место по высоте звучания. Альт звучит на квинту ниже, чем

см о см

о

скрипка, и на октаву выше, чем виолончель. В программе были исполнены сочинения, написанные специально для альта. В первом отделении можно было услышать сочинение Фрэнка Бриджа "Lament" («Жалоба») для двух альтов в исполнении концертмейстера группы альтов Мариинского театра, заслуженного артиста России Юрия Афонькина и Людмилы Кетовой. Рукопись этого произведения сохранилась в библиотеке Лондонского Королевского колледжа музыки.

Британский композитор Йорк Боуэн создал «Фантазию ми минор для четырёх альтов» специально для Лайонела Тертиса и его трёх учеников в начале ХХ века. Тертис стал первым, кто исполнил сольную партию альта. Юрий Афонькин, Дмитрий Стариков, Евгения Песчанская и Екатерина Синкевич представили необычный ансамбль квартета альтов, сыграв «Фантазию» в духе поздней романтической традиции. Барочная музыка Баха «Бранденбургский концерт си бемоль мажор № 6» прозвучала в исполнении двух альтов (Юрия Афонькина и Евгении Песчан-ской), двух виол да гамба (Владимира Гаврю-шова и Демьяна Городничина), а также виолончели Владимира Юновича, контрабаса Дениса Кашина и basso continuo. В группу basso continuo в этом концерте вошёл клавесин в исполнении Елены Серовой. Известно, что Бах с удовольствием играл на альте и сочинил концерт в трёх частях, в котором альты концертируют, а гамбы аккомпанируют (часто бывает наоборот).

Достойным завершением концерта во втором отделении была представлена симфония «Гарольд в Италии» Гектора Берлиоза с солирующим альтом и симфоническим оркестром Мариинского театра, дирижёр Кристиан Кнапп. Партия альта в этом сочинении считается одной из самых значительных, под стать только солисту-виртуозу, каким и является Юрий Афронькин. Соло альта в его исполнении звучало как персонаж, олицетворяющий Чайлд-Га-рольда и передавало слушателям настроение меланхолии, счастья, радости байро-новского героя. Тема Гарольда слышалась в звучании альта в каждой части, кроме «Оргии разбойников» в финале, как ее и задумал композитор.

В декабре в Концертном зале состоялась премьера кантаты Феликса Кругликова на стихи Анны Ахматовой «Бог хранит всё» для смешанного хора, симфонического оркестра и солистов. Композитор получил образование в Ленинградской консерватории в классе Ильи Мусина и Арвида Янсонса, став дирижёром. В основу сочинения вошли фрагменты «Поэмы без героя», «Реквиема»,

стихи Ахматовой 1940-х годов. Названием кантаты стал девиз "Deus conservât omnia" («Бог хранит всё»), слова которого можно прочесть на гербе Шереметевых, на арке парадного двора дворцового комплекса, где когда-то в одном из флигелей жила поэтесса и называла его «Фонтанный дом». Премьера кантаты состоялась в 2019 в Тбилиси. Композитор перед премьерой в Петербурге дорабатывал сочинение вместе с артистами Мариинского театра - солистками Анастасией Калагиной (сопрано) и Анной Кикнадзе (меццо-сопрано) и хором, состоящим из ансамбля солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра (хормейстер Павел Теплов).

Сочинение написано в традиции русского храмового пения, многие хоровые эпизоды имеют поминальный характер. Композитор рассказал, что зашифровал в трёх ударах колокола на высоте ноты «ля» ААА - инициалы Анны Андреевны Ахматовой. Хоровая часть и солисты кантаты явились доминантой, в то время как симфонический оркестр звучал с большими паузами. Дирижёром на премьере был Кристиан Кнапп. На этом же концерте прозвучала Шестая Пасторальная симфония Бетховена. Она задумывалась композитором как воспоминания о сельской жизни. Оркестр мастерски изображал журчание ручья, пение птиц, придавая музыкальному пейзажу достоверность. Поэзия сельской тишины сменилась в четвёртой части мощью разбушевавшейся стихии. В финале наступает истинная гармония и покой. «Пастушья песнь» и «Радостное чувство благодарности после бури» - такие названия даёт Бетховен финалу симфонии.

С 20 по 31 декабря в Концертном зале и зале Рахманинова прошёл XVI Международный фортепианный фестиваль «Мари-инский». В течение этих дней состоялось 22 концерта, на которых выступили как маститые пианисты, так и те молодые исполнители, кто стал победителями Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Были и юные ученики прославленных педагогов. Хотелось бы упомянуть выступавших на концертах Дениса Мацуева, Николая Луганского, Миру Евтич, Ловре Марушича (Хорватия), Александра Канторова, Сергея Редьки-на, Абисала Гергиева и Сан Чжин Чо. Всеми симфоническими концертами дирижировал Валерий Гергиев.

Два концерта 25 декабря были посвящены сочинениям Родиона Щедрина. В первом концерте днём прозвучала авантюрная симфоническая сказка «Приключения обезьяны» по одноимённому рассказу Михаила Зо-

щенко. В этом сочинении Щедрина солируют многие инструменты, среди них медные духовые, ударные, чембало и арфа. Разговорную партию чтеца исполнила актриса БДТ им. Г.А. Товстоногова Полина Меликова. Она талантливо сумела воссоздать портретную галерею персонажей писателя. То она обращалась к зрителям от лица обезьяны, то перевоплощалась в пионера Алёшу Попова, то в инвалида Гавриловича, то в бабушку, которая пьёт чай с конфетами. Симфонический оркестр под управлением Валерия Гергиева мастерски создавал ёмкие музыкальные характеры. Композитор использует в тексте сочинения многообразные звуковые эффекты, например художественный свист или шум раздражённой толпы.

В этом же концерте прозвучали фрагменты балета «Конёк-горбунок» и «Концерт для фортепиано с оркестром № 1», Виртуозный блеск продемонстрировал в сольной партии Абисал Гергиев. Фортепианная фактура сочинения была передана молодым пианистом талантливо и разнообразно. Дирижёр задал каждому сочинению Щедрина особый, свойственный только ему темп. Создавалось впечатление от игры оркестра как единого, мощного организма.

На вечернем концерте впервые прозвучали «Поэтория» на стихи Андрея Вознесенского (чтецом был Евгений Миронов, актёр Театра Наций) и хоровой концерт «Запечат-лённый ангел» по прозе Николая Лескова. «Прямых сюжетных связей с литературным первоисточником здесь нет, - объяснял Щедрин, - но заглавная, на мой взгляд, ле-сковская идея нетленности художественной красоты, магической, возвышающей силы искусства посильно трактована средствами языка музыкального. Лесков там и здесь разбрасывает на страницах повести начальные строки старообрядческих песнопений, литературные тексты которых частично положены мною на музыку». «Концерт для фортепиано с оркестром № 2» Щедрина исполнил Сергей Редькин, талантливо передавший замысел композитора воссоздать напряжённый диалог между солистом и оркестром. Как отмечал Щедрин, в концерте представлено многообразие музыкальных стилей, эстетики постмодерна.

В октябре на Исторической сцене Мари-инского театра вот уже много лет большим вниманием у слушателей пользуется опера Россини «Путешествие в Реймс, или Отель "Золотая лилия"». Постановку в 2005 году осуществил Ален Маратра в сотрудничестве с парижским театром «Шатле». Музыкальный руководитель постановки - Валерий Гергиев. Спектакль был удостоен премий «Золо-

тая маска» в номинации «Лучший оперный спектакль» и «Золотой софит» («Лучшая оперная постановка сезона»).

Сцена была максимально приближена к зрителям, среди рядов партера были протянуты помосты, так что певцы, исполняя свои партии, могли вовлекать в действие и публику. Оркестровая яма была превращена в просцениум, поэтому симфонический оркестр был размещён в глубине сцены. Музыканты выглядели торжественно и нарядно. Актёры вовлекались в яркое сценическое действо, доставляя своим исполнением неподдельную радость слушателям. Таким образом создавалось впечатление непосредственного общения со зрительным залом. Безупречно прозвучала «выходная» ария графини де Фольвиль в исполнении Ольги Пудовой, а монологу дона Профондо, как и на премьере, придал особый темп бас Николай Каменский. Игровые дуэтные сцены мастерски исполнили Елена Цветкова в партии маркизы Мелибел и Александр Михайлов в роли графа Либенскофа.

В ноябре в Мариинском театре на Исторической сцене прошли два события. Балет «Сильфида» был посвящён памяти Светланы Ефремовой. Публику покорили академизм её танца сценическое обаяние и безупречное исполнение таких партий, как Маша в «Щелкунчике», Аврора в «Спящей красавице», Сильфида в одноимённом балете и Китри в «Дон Кихоте». Вспоминается постановка балета «Щелкунчик» в Музыкальном театре Санкт-Петербургской консерватории Никитой Долгушиным, который в свой спектакль включил фрагмент 1892 года хореографа Льва Иванова - па-де-де феи Драже. На роль феи Драже была приглашена Светлана Ефремова. Не каждая балерина смогла бы устоять на пуантах на движущемся шлейфе. В этот вечер главные партии в «Сильфиде» исполнили Мэй Нагахиса и Филипп Стёпин. На сцене Мариинского театра состоялся дебют Марии Ильюшкиной в балете «Баядерка», и после успешного выступления она была переведена в первые солистки балетной труппы. В репертуаре балерины - Одет-та-Одилия в «Лебедином озере», фея Сирени в «Спящей красавице», Медора в «Корсаре». Критики отмечают, что «танцовщице удаётся лучше передать образы, принадлежащие той эпохе, чем этой». Движения ее рук, созданные позы, лиризм и одухотворенность облика напоминают нам балерин прошлого, которых можно увидеть лишь на старинных фотографиях.

На сцене «Мариинского-2» состоялась премьера оперы «Бенвенуто Челлини» (музыкальный руководитель постановки и ди-

см о см

о

рижёр Валерий Гергиев). Для нового сценического воплощения маэстро обратился к московскому режиссёру, лауреату «Золотой маски» Алексею Франдетти. Сочинение Берлиоза принадлежало к жанру оперы-семисе-риа, «полусерьёзной оперы», Гектор Берлиоз приезжал на гастроли в Россию дважды - в 1847 и в 1867-1868 годах, - и его концерты имели оглушительный успех. После оперы «Бенвенуто Челлини» композитор становится известным. Одни критики отмечали достоинства оперы, другие были настроены враждебно. Лист, характеризуя финал оперы, сказал, что он написан «пылающими нотами», что и передал оркестр под управлением Валерия Гергиева. На премьере оперы партию Челлини пел тенор Александр Михайлов. Постановщик А. Франдетти проводит параллели между создателем статуи Персея, скульптором эпохи Ренессанса, и Федерико Феллини, его съёмками экзистенциальной трагикомедии «Восемь с половиной» на студии в Риме.

В декабре состоялись Европейские гастроли оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и балета. Музыканты выступили в концертных залах Италии, Венгрии, Германии и Бельгии. Во Флоренции в Teatro del Maggio прозвучали сюиты из «Ромео и Джульетты» Прокофьева, «Чудесный мандарин» Бартока и «Петрушка» Стравинского. В знак признательности и сотрудничества мэр Флоренции Дарио Парделла вручил маэстро Гергиеву ключи от города. В Вене в Концертхаусе был исполнен цикл симфоний Шостаковича (Первая, Четвёртая, Седьмая и Восьмая), а также скрипичные и виолончельные концерты. В Будапеште прозвучал «Второй фортепианный концерт» Сен-Санса, солистом был Александр Канторов. В Баден-Бадене в зале Фестшпильхауса Валерий Гергиев включил в программу концерта три балета Стравинского: «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». В Брюсселе во Дворце изящных искусств Bozar Страдивари-ансамбль Мари-инского театра познакомил слушателей с сочинениями Прокофьева, Лядова, Мендельсона, Чайковского.

Балетная труппа Мариинского театра в Баден-Бадене показала «Лебединое озеро» и «Щелкунчика», а также гала-концерт, в котором были исполнены одноактные балеты «В ночи», «Шопениана» и гранд-па из «Пахиты». Дирижёром всех вечеров балета был Гаври-эль Гейне.

Мариинский театр продолжает героически противостоять пандемии. Не смотря на вынужденные ограничения и QR-коды залы продолжают заполняться зрителями.

Театр-фестиваль «Балтийский дом»

В октябре (с 06.10 по 20.10) 2021 года состоялся XXXI Международный театральный фестиваль «Балтийский дом».

В дни фестиваля 6 тысяч зрителей посетили спектакли. Всего было показано 18 спектаклей и 7 - в офф-программе (постановки петербургских негосударственных театров). «XXXI фестиваль не имел традиционного девиза, был внутренний девиз "Бесы ХХ-21"», - рассказал генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб. В программу вошли спектакли о бесах, фобиях, дьяволах, терзающих душу каждого человека, и о тех, кто противостоял им. Спектакли на фестивале были объединены бесовской темой: «бес/з семьи», «бес/з выбора», «бес/з одиночества», «бес/з несвободы», «бес/з истории», «бес/з границ». Такая концепция объединения спектаклей оригинальна, как и многие идеи фестиваля.

Открылся фестиваль спектаклем «Сад» по пьесе Алексея Шипенко режиссёра Дениса Азарова. Эта постановка - совместный проект продюсера Леонида Робермана и Электротеатра Станиславский (Москва). Обращаясь к средневековой истории любви, жизни и казни Инес де Кастро, постановщики вместе с исполнительницей главной роли Юлией Ауг, отмеченной специальным призом в номинации «Лучшая актриса фестиваля», задумали воссоздать переживания человека Средневековья, показать страдания, муки, минуты счастья и победу над смертью. История любви португальского короля Педру I и Инес де Кастро волновала многих художников и писателей. Например, живописец Пьер Шарль Конт (1849) запечатлел момент коронации (1361 год), когда тело Инес было посажено на трон и ей были оказаны королевские почести. Карл Брюллов отразил на своём холсте момент, когда Инес со своими детьми бросилась к ногам своих убийц (1834). Виктор Гюго в 1819-1820 годах сочинил пьесу «Инес де Кастро», а в России в 1910 году Татьяна Щепкина-Куперник - новеллу. В музыке существует 20 опер на эту тему, отразил ее и кинематограф. Спектакль «Сад» напоминает дневник-исповедь, который создаётся как моноспектакль, где героиня говорит со зрителем современным языком о проблемах высочайшей духовности.

В номинации фестиваля «Лучшая мужская роль» был отмечен народный артист России Игорь Ясулович за роль Крэппа в абсурдистской пьесе Сэмюэля Беккета «Последняя лента Крэппа» в Московском театре юного зрителя, режиссёр Кама Гинкас. В пустой белой комнате, перед столом, покрытым тёмной тканью, перед зрителями рассуждает

о своей прожитои жизни человек, слушая записи своего голоса с магнитофонных кассет и испытывая гнетущее одиночество, но всё же и у него были мгновения счастья.

Спектакли классического репертуара были представлены постановкой Театра Сардинии и компанией Teatro Persona (Ка-льерви Италия) «Макбет» известного режиссёра Алессандро Серра, а также режиссёрскими работами Оскараса Коршуноваса «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина (совместный проект Театра-фестиваля «Балтийский дом» и продюсера Леонида Робер-мана) и «Отелло» У Шекспира OKT (Oskaro Korsunovo teatras) Городской театр Вильнюса (Литва).

Герои трагедии «Макбет» - итальянские артисты - погружают в контекст сардинской культуры. Спектакль играется на сардинском диалекте, звучат народные инструменты и песнопения, воссоздаются древние обряды и ритуалы. Согласно английской традиции времён правления Елизаветы I, играют одни мужчины. Ведьмы, колдуньи, сгорбленные старушонки - мужчины, предсказывающие судьбу наследника короля Макбета, начинают и ведут действие спектакля, внося в мрачную трагедию элементы комедийности. Спектакль о честолюбии, страсть, которая ведёт героя к власти. Честолюбие в эпоху Ренессанса было главным стимулом достижения цели, но и в нашем современном мире оно мощно воздействует на формирование человеческой личности. Зловещий облик леди Макбет создаёт тоже мужчина - высоченного роста, с длинной чёрной бородой. Своей колоритностью он соперничает с бритоголовым образом самого тана. Пьеса Шекспира значительно сокращена. Благодаря этой сжатой форме Алессандро Серра погружает зрителя в водоворот событий, говоря, что расширившийся мир не стал гармоничнее, а превратился в арену беспрестанной борьбы честолюбия за власть. Спектакль Серра «Макбет» получил приз дирекции фестиваля.

Театральное пространство «Балтийского дома» позволяет режиссёрам обращаться к разнообразным формам и направлениям современного сценического искусства, проводить интересные эксперименты. Так и в спектакле Оскара Коршуноваса «Смерть Та-релкина» используются элементы видеопроекций, теневого театра, хип-хопа и электронной музыки. Режиссёр ставит «петрушечную народную комедию-шутку о власти как яркую провокацию в жанре футуристической кибертрагедии. Используя в постановке костюмы спектакля В. Мейерхольда 1922 года «Смерть Тарелкина», Коршуновас этим при-

емом подчеркивает, что и 20-е годы ХХ века и 20-е годы XXI века имеют те же проблемы: несправедливость суда, бюрократической системы, подчиняющей жизнь общества. По мнению Коршуноваса, «сегодня пришло время женщин на смену патриархальному миру приходит философия нового молеклярного времени». Поэтому в спектакле «Смерть Тарелкина» и постановке «Отелло» мужские роли играют женщины: Тарелкина - Анна Щетинина, а Отелло - актриса Онеида Кун-сунга-Вилджюнене, которая этнически происходит из семьи с афроамериканскими корнями.

В европейском театре эпохи Средневековья и Ренессанса женские роли играли мужчины, а в XXI веке, полагает режиссёр, могут мужчин играть женщины. В центре действия спектакля Яго - воплощение зла. Мир сегодня не становится гармоничнее и полон возрастающей острейшей напряжённости. Тем, что Отелло играет темнокожая актриса, режиссёр затрагивает тему "Black lives matter" («Жизни чёрных важны») - общественного движения против расизма и насилия. Музыкальная палитра подобна рок-опере, в любовных и сценах смерти звучат рок-баллады в исполнении Джюгаса Гвоздинскаса, композитор Антанас Ясенка. Герои шекспировской трагедии обречены на саморазрушение. В оформлении спектакля Коршуновас и Юлия Скуратова использовали огромные вращающиеся катушки для канатов, ставшие символами гибели и разрушения, под которыми находят смерть персонажи.

Молодые режиссёры лидировали. Среди них были Евгений Корняг, осуществивший постановку на Большой сцене «Брак с ветром» в Заслуженном коллективе Республики Беларусь Республиканском театре белорусской драматургии (Минск). Драматический спектакль был создан на основе сюжетов старинных белорусских песен о любви, о свадьбе, об отношениях в семье. На Малой сцене был показан спектакль «Шатуны» режиссёра Романа Муромцева Театра-фестиваля «Балтийский дом». Проект осуществлён совместно с экспериментальной сценой «Плюс» учеником Анатолия Праудина. Оба спектакля были удостоены приза прессы им. Леонида Попова. Спектакль малой формы молодого режиссёра Дмитрия Крестьянкина «Деревня и я» Российского академического молодёжного театра поведал зрителям о современной деревне. На основе личных впечатлений и интервью режиссёр Дмитрий Крестьянкин и драматург Элина Петрова, побывав в разных деревнях, создали искренний, глубокий документальный спектакль. Театр «Старый дом» из Новосибирска обратился к инсце-

см о см

о

нировке рассказа Татьяны Толстой «Фотоистория», поставленной Андреем Прикотенко под названием «Петерс», отмеченной призом зрительских симпатий, так же как спектакль «Деревня и я».

Особый интерес у зрителей вызвал спектакль «Мой отец», посвящённый памяти Станисловаса Рубиноваса, основателя Каунасского камерного театра. Постановку моноспектакля и его исполнение осуществил сын режиссёра Александрас Рубиновас по автобиографической книге отца «В лесу и на сцене».

Химкинский драматический театр «Наш дом» пригласил зрителей на спектакль-застолье «Пиросмани, или Праздник одиночества» режиссёра Владимира Красовского. В течение полутора часов 21 зритель будет сидеть за одним столом с актерами, персонажами картин художника, пить и есть, а принимать гостей будет сам Пиросмани (его играет Владимир Красовский). Нико Пиросмани был великим грузинским художником, а умер в одиночестве в каморке под лестницей. Как это произошло? Кто был виноват в его одиночестве? На эти вопросы и пытаются ответить создатели спектакля.

На тему одиночества и его границ размышляют и три актрисы в спектакле «Пушечное мясо» театра Post режиссёра Дмитрия Волкострелова. Автором пьесы стал Павел Пряжко. Психологический напряжённый спектакль «Бешеный хворост» по пьесе Олега Маслова, представил хронику наших дней, построенную в форме беседы-допроса директора школы для одарённых детей (эту роль играет Татьяна Васильева) и двух других учительниц (Кореневу играет Джульетта Геринг, Свиблову - Валерия Ланская). Они пытаются выяснить у десятиклассников правду об их участии в митинге. Спектакль осуществил Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы». Завершился фестиваль премьерным показом спектакля Дмитрия Крымова «Двое. Чаплин и Михоэ-лс». Это совместный проект продюсера Леонида Робермана и Музея Москвы, ставшего одним из модных мест проведения различных мероприятий. Спектакль основан на реальных событиях - поездке в США Соломона Михоэлса в 1943 году по поручению Сталина для получения у состоятельных евреев денежных пожертвований. Одним из дарителей был Чарли Чаплин. То, как эта поездка осуществлялась и была ли встреча Чаплина и Михоэлса, неизвестно - не было документальных подтверждений. Чаплина в спектакле играет Роза Хайруллина, а Михоэлса - Максим Виторган и Александр Феклистов.

Помимо артистов, в постановке участвуют и куклы, представляющие Чаплина и Михоэлса, которых ведут не менее пяти кукловодов. Сталин изображается карикатурно, с большим горбом, артистом Александром Куба-ниным. В спектакле органично соединяются сатирические приёмы, элементы гротеска и буффонады, состоящие из хорошо узнаваемых ассоциаций советской действительности сталинской эпохи.

В рамках дополнительной программы состоялась международная научно-практическая конференция «Драматургия как капсула времени. Современная пьеса вчера и сегодня». Первый день конференции был назван «Ретро» - в честь пьесы Александра Галина. Обсуждалась история отечественного театра второй половины ХХ века и его репертуар. Второй день был посвящён пьесе Владимира Арро «Смотрите, кто пришёл». Велась дискуссия о современной драматургии и её связи с предшествующей эпохой. В круглом столе «Театр как бизнес» участвовали руководители театров и государственных учреждений культуры.

День рождения Театра-фестиваля «Балтийский дом»

25 октября 2021 года театр отметил свой двойной юбилей: 85 лет назад, в 1936 году, открылся Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, а 30 лет назад он был переименован в Театр-фестиваль «Балтийский дом». С новым именем возникла и новая творческая концепция: театр стал центром международной театральной деятельности. В разные годы в нем работали выдающиеся мастера, как Владимир Кожич, Георгий Товстоногов, Геннардий Оперков, Роза Сирота, Юрий Толубеев, Евгений Лебедев, Нина Ургант, Олег Даль и другие. Сегодня руководство театра возглавляют Сергей Шуб, генеральный директор, и художественный директор Марина Беляева, успешно создавая уникальные проекты и объединяя творческие искания лучших театров России и Европы. К юбилею фойе превратилось в оригинальное театральное пространство выставки «Несуществующего театра». Экспозиция состояла из реквизита разных спектаклей, которые шли на сцене «Балтийского дома» в течение тридцати лет. На юбилейном вечере гостей встречал оркестр духовых инструментов, был показан документальный фильм Игоря Коняева «Наследники по прямой» о жизни театра в контексте истории Петербурга и Ленинграда, а также в нём предстали творческие биографии артистов. «Наследники по прямой» - так характеризуют свой коллектив сотруд-

ники театра. В «Доме» сложилась комфортная творческая атмосфера, где старшее поколение помогает молодым артистам, а они, в свою очередь, не забывают о тех, кто давно служит в театре. Например, народная артистка России Татьяна Пилецкая, которая до сих пор играет ведущие роли, хотя на восемь лет старше театра.

В фойе был установлен экран, на котором появлялось изображение того, кто решил поздравить юбиляров. Тут же был размещен ящик для писем «Почта России», в который можно было опустить поздравительную открытку с уже поставленным юбилейным штемпелем. Среди гостей были и студенты-журналисты ЛГУ им. А.С. Пушкина.

Театральный фестиваль «Вперёд к Островскому!»

Так был назван Первый Всероссийский театральный фестиваль, посвящённый 200-летию со дня рождения А.Н. Островского, состоявшийся в Театре-фестивале «Балтийский дом» с 9 по 20 декабря 2021 года.

В 20-х годах ХХ века Анатолий Луначарский обратился к театральным деятелям с призывом «Назад к Островскому!». В планах театра сделать его ежегодным, а в 2023 году -юбилейным. Необходимо сохранить классический русский психологический театр. Вернуть на сцену творчество Александра Николаевича, его образно-художественную речь, ее плавность, вернуть в нашу языковую среду его веское поэтическое слово, ведь сегодня общаются преимущественно скороговорками - как в прямом, так и в переносном смысле.

В день открытия, 9 декабря, на пресс-конференции организаторы проекта воссоздали атмосферу чаепития, где половые (официанты времён Островского) потчевали гостей разнообразным чаем с баранками, пряниками, вареньем и пирожными, а те, кто хотел попробовать быть художником, могли пройти мастер-класс по росписи чайного сервиза Императорского фарфорового завода. Так началось общение с классиком - не только с застолья, но и с посещения различных спектаклей. На фестивале было показано 8 спектаклей по самым известным пьесам Островского ведущих театров Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Воронежа, Владикавказа, Казани, Ульяновска. Старейший театр России, который назван «домом Островского, - Малый театр Москвы - показал «На всякого мудреца довольно простоты» режиссёра Владимира Бейлиса - историю о молодом человеке, который хотел разбогатеть и стремился любыми средствами оказаться в высшем обществе. В спектакле

сыграли выдающиеся мастера, такие как Ирина Муравьёва, Сергей Еремеев, Александр Вершинин, Елена Харитонова, Александр Титоренко, продемонстрировавшие бережное отношение к традициям русского реалистического искусства.

Воронежский камерный театр обратился к программному произведению - драме «Гроза». Режиссёр Михаил Бычков переносит действие спектакля в эпоху хрущёвской «оттепели» города Калинова с хорошо узнаваемой советской действительностью. Но в какое бы время ни жил человек, любящая душа, как у Катерины, обречённая зачахнуть в тёмном царстве, всегда способна на бунт. Роль Катерины исполнила Яна Кузина. Владимирский академический театр драмы показал «Доходное место» в прочтении режиссёра Дмитрия Астрахана, которому свойственно особое внимание к исследованию авторского текста. Спустя полтора столетия герой комедии стоит перед выбором: поступиться принципами или жить бедно, но честно. Современную историю в двух действиях по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» -«Глумов» - поставил Александр Славутский в Казанском академическом Большом драматическом театре им. В.И. Качалова (он же является художественным руководителем). Постановщик проповедует традиции вахтанговской школы. Тема одиночества сильной личности, тема маленького человека, живущего в мире лицемерия, как видим, актуальна и сегодня. Спектакль «Лес» в Академическом русском театре им. Евгения Вахтангова (Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания) поставил болгарский режиссёр Богдан Петканин. Основная мысль спектакля - что всё продаётся: и лес, и люди. Мир не изменился с того времени, когда создавал свои пьесы великий Островский.

Действие спектакля «Бесприданница» режиссёр Владимир Золотарь перенёс в 90-е годы ХХ века, в обыкновенную квартиру панельной пятиэтажки, где слушают Земфиру и хип-хоп исполнителя Хаски. Там и настигает героиню злая судьба. С подобной трактовкой пьесы может поспорить та, которую предложил Ульяновский драматический театр им. И.А. Гончарова. Спектакль был показан не на сцене «Балтийского дома», а в Театре на Литейном. Комедию «Женитьба Белугина» поставила Валентина Виноградова в жанре водевиля с артистами Театра-фестиваля «Балтийский дом». Вторую постановку этого театра - «Волки и овцы» - осуществил режиссёр Анджей Будень, который работает в России и Польше, ставит спектакли в Венгрии,

Испании, Франции. Главным стержнем этого спектакля стала роль Мурзавецкой в исполнении Натальи Парашкиной.

В онлайн- и офлайн-форматах прошёл круглый стол теоретиков и практиков театра «...к Островскому!», в котором приняли участие театральные деятели России и студенты творческих вузов Петербурга. В дни фестиваля можно было посетить фотовы-

ставку «А.Н. Островский на сцене Театра им. Ленинского комсомола и Театра-фестиваля "Балтийский дом"». На ней были представлены фотографии из спектаклей разных лет, поставленные известными режиссерами, такими как Г.А. Товстоногов, Р. Сирота, Г. Опорков, В. Туманов, А. Правдин и другими. Как видим, движение навстречу А.Н. Островскому продолжается.

А.О. Бороноев

РЕСУРСЫ КАК ЭНЕРГИЯ ЖИЗНИ В АРКТИКЕ И СИБИРИ1

Рецензия на книгу «Энергия Арктики и Сибири: использование ресурсов в контексте социально-экономических изменений»2

© Бороноев Асалхан Ользонович - доктор философских наук, почетный профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

см о см

О

Арктика и северные районы Сибири сегодня в центре внимания политиков и науки. Начался новый этап «освоения»: ресурсно-транспортное. Безусловно, в этих условиях, при наличии интересов многих стран, возникают политические игры, дебаты и внутренние распри по оценке того, что было сделано в советские времена и о направлениях освоения сейчас.

Это понятно, ибо Арктика и север Сибири - почти половина территории России (5 млн кв. км), 90% российского газа и 20% нефти, при населении около 2 млн 500 тыс. человек, 1% которых составляют коренные жители этих территорий. Поэтому рецензируемая книга чрезвычайно актуальна, она касается организации жизни, быта, дома коренных народов, форм их адаптации к новым социально-экономическим отношениям и сохранения своей идентичности.

Важно, что Арктика и Сибирь, как сказано в предисловии, «рассматриваются не как территории экспериментов, осуществляемых внешними силами, а как пространство креативного синтеза, имеющего большой потенциал для поддержания и трансформации энергетических процессов с помощью инициатив представителей местных сообществ» (с. 8). Авторы исследуют ключевые проблемы добычи, производства, накопления и потребления ресурсов представителями коренных и других народов. Энергия, как уточняется в

тексте, «постоянный процесс приобретения и расходование ресурсов местными жителями, поддерживаемый в рамках многочисленных социальных взаимодействий» (с. 10).

Целью работы является изучение повседневных практик добывания и использования ресурсов коренными жителями с уклоном на микро-энергетические направления и опыты.

Как видно из сказанного, цели и задачи, поставленные в монографии, весьма актуальны и имеют большое практическое значение в условиях «нового» интереса к этим регионам «внешних сил», которые технически, экономически и нравственно существенно отличаются от интересов и возможностей предшествующих реформаторов и коренных жителей.

Книга открывается главой С.В. Берез-никовского, известного исследователя народов Арктики, где представлены этнокультурные особенности получения и расходования энергии аборигенами Севера и переселенцами, начиная с XVIII века. В главе использованы различные источники: документы, материалы исследований за многие годы, а также включены материалы собственных полевых исследований автора как и в других разделах книги. Это позволяет учёному основательно рассмотреть проблемы культурных особенностей коренных жителей, их адаптационные процес-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 20-011-00742 «Феномен малой родины и его место в конструировании социально-культурных символов и ценностей гражданской идентичности»).

2 Энергия Арктики и Сибири: использование ресурсов в контексте социально-экономических изменений / Отв. ред. В.Н. Давыдов; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. - М.: Восточная литература, 2020. - 309 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.