Научная статья на тему 'Основные события в сфере образования и культуры Санкт-Петербурга (апрель-июль 2014 г. )'

Основные события в сфере образования и культуры Санкт-Петербурга (апрель-июль 2014 г. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
159
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные события в сфере образования и культуры Санкт-Петербурга (апрель-июль 2014 г. )»

с развилкой из дерева, изображающей тело человека. У идола выражены мужские половые признаки, хотя Наталья Хундуптеевна считает его женщиной. Важнейшим атрибутом куойка является изображение сердца из магнитного железа. В Таймырском краеведческом музее хранится комплект одежды для идола, состоящий из парки, накидки (пеленки), нагрудника и обуви. Как считает автор монографии «Шаманский феномен Таймыра» Л.А. Чурилова, этот комплект принадлежал именно «Кондо-койка». Сегодня эти экспонаты хранятся отдельно друг от друга.

Передача идола «Кондо-койка» в Таймырский краеведческий музей.

Наталья Хундуптеевна бывая в Дудинке, заходит в музей, чтобы пообщаться с семейным идолом, к которому она обращается «А'бба». В начале апреля Наталья Хундуп-теевна с братом, пятью детьми (трое учатся в Дудинке, двое приехали с ней) и двумя внучками посетила музей и попросила у сотрудников разрешения «покормить» идола. Убедившись, что в музее куойка находится в достойных для него условиях (идол хранится в индивидуальном ящике) Наталья Хундуптеевна собственноручно, очень бережно отнесла экспонат в помещение, где приводился обряд. Положив его на стол, где уже стояла емкость с водкой и тарелка с щепой, Наталья аккуратно развернула пеленку-платок. При этом очень тихо что-то говорила на нганасанском языке, обращаясь к идолу. Позже она сказала, что здоровалась с ним, извинялась за долгое отсутствие и просила благополучия для своей семьи. Во время обряда койка окуривали дымом от подожженной щепы и мазали рот и лицо идола водкой (кормили). Наталья Хундуптеевна сетовала, что нет с собой рыбьего или оленьего жира, которым предполагалось «кормить» идола. Она рассказала, как несколько лет назад была в Дудинке и не успела зайти в музей, после этого в семье умерли два человека. Наталья считает, что это «Кондо-койка» рассердилась. На вопрос сотрудников, говорит ли ей что-нибудь ку-ойка, Наталья Хундуптеевна ответила, что не слышит, но каким-то образом чувствует, что хочет идол.

список литературы:

[1] Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. - Л., 1983. - 176 с.

[2] Научный архив Таймырского краеведческого музея.

[3] Попов А.А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. - Л., 1984. - 150 с.

М.Н. Дробышева

основные события в сфере образования и культуры санкт-петербурГА (апрель-июль 2014 г.)

1. «Dance 0pen »-2014 (23 по 28 апреля)

XIII Международный фестиваль балета «Dance Open» проходил с 23 по 28 апреля в здании Александринского театра. По мнению художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина, молодой фестиваль «Dance Open» и старейшую сцену России объединяет общий взгляд на чрезвычайно плодотворную связь традиций и новаторства.

В программе фестиваля был представлен смелый взгляд на танец как на телесное

искусство американскими артистами труппы Complexions Contemparary Ballet. Они показали три постановки под именем «Innervisions»: «Луна над Юпитером на» музыку Сергея Рахманинова, «Innervisions» на музыку сюиты из песен легендарного Стива Уандера. Оба балет поставил один из самых востребованных хореографов Дуайт Роден. Танцовщик и хореограф Джей Мак Джу представил европейскую премьеру балета «Возвращение» на музыку пяти композиторов. К сожалению, стремление к инновациям, смелость и авангардизм реше-

216 ний заслонили в постановках то, что вызывает восхищение: красоту композиций, движений, наслаждение грацией тела и виртуозность, наполненные чувством, а не желание продемонстрировать лишь «супер-танец».

Французская неоклассическая труппа Malandin Ballet Biarritz покорила любителей балета не поддельной магией танца, способностью сочетать классику и современное балетное искусство, не забыв о традициях и новаторстве. Тьерри Маландэн обратился к трем оркестровым сюитам сказочных балетов П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро», осуществив постановку балета Magifique» («Великолепие»). Такого слова во французском языке нет, это смешение слов «magique» (волшебный) и «magnifique» (великолепный). Тьерри Маландэн в этом названии видит тайный шифр далекого детства, стремление своим замыслом показать игру танца, юмор и неподдельный восторг, умение владеть в совершенстве языком хореографии. Это было поистине великолепие, танцевальное действо, состоящее из аллюзий, наполненных новым смыслом, некое отражение намека, выраженное в творческой интерпретации.

Национальный балет Нидерландов выступил с программой «Ханс ван Манен. Повелитель движения» на сцене Александрин-ского театра. Легендарный мэтр Ханс ван Манен накануне балетного вечера встретился со студентами петербургских вузов, ответил на их вопросы о развитии современной хореографии. Для него важно в балетах в технике движений соединять классику и модерн. Джорж Баланчин всегда был для него авторитетом. Он упомянул он и нашего современного хореографа Алексея Ратманского, вспомнил о творческих контактах с примой Мариинского театра Ульяной Лопаткиной. Его излюбленной балетной формой всегда останется Па де де. Сочиненные им композиции всегда создаются из выбранной им музыкальной основы. Именно музыка рождает его замысел. Артисты национального балета Нидерландов продемонстрировали его постановки воочию. Новое сочинение «Танцы с арфой» (2014) исполнялось под звуки живой арфы, а далее в программе были постановки разных лет: Три Гносианы (1982), «Вариации для двух пар» (2012), «Соло» (1997) и «Кордебалет» (1985). Ханс Ван Манен солидарен с Валерием Фокиным, когда говорит о традиции: Традиция - это не принадлежность прошлого, это осмысление прошлого. Будущее - это выстраивание новых стен на старом добром фундаменте».

Главным событием гала-концерта стал показ Гранд-Па из балета «Синяя борода»,

поставленного Мариусом Петипа в 1896 году по случаю его 75-летия. Художественный руководитель фестиваля «Dance Open» Василий Медведев представил реконструкцию этого фрагмента на музыку Петра Шенка. Главные партии на этой премьере исполнили солисты Большого театра России Кристина Кретова и Семен Чудин при участии артистов Санкт-Петербургского театра - балета имени Леонида Якобсона. На гала-концерте выступила прима Национального балета Нидерландов Анна Цыганкова, удостоенная Гран-при Санкт-Петербургской международной балетной премии «Dance Open». Такую оценку она получила у взыскательного международного жюри под председательством Ханса ван Манена, в которое входили самые авторитетные деятели современного мирового балета: Борис Эйфман, Терри Маландэн, Тед Брандсен, Дуайт Роден, Владимир Малахов, Юрий Фатеев и другие.

Солисты из ведущих театров мира Англии, США, Нидерландов, Гамбурга и Дрездена, Большого и Мариинского продемонстрировали свое мастерство, профессионализм, индивидуальность как в классическом, так и в современном искусстве, подтвердив еще раз кредо «Dance Open» - бескомпромиссный отбор лучшего в мире балета, а старейшая сцена страны, предоставленная гостеприимно Валерием Фокиным, дала возможность познакомиться с ними.

2. Международная театральная Универсиада в Петербурге (26-31 мая 2014 г.)

В Санкт-Петербурге с 26 по 31 мая прошла Первая Международная театральная Универсиада. Инициаторами проекта стали Театр-Фестиваль «Балтийский Дом», Фонд «Балтийский», Международный фестивальный центр. Проект был включен в основную программу Года культуры и осуществлен при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга. Партнерами проекта выступили Александринский театр и Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства.

Уже на пресс-конференции, которая состоялась в кафе «Шляпа», ощущалась атмосфера театральности: всем присутствующим журналистам и гостям устроители вручили элегантные шляпы, ведь в этом кафе эта деталь очень важна. Необходимо помнить, что есть люди, такие, как Английская королева, Чарли Чаплин, Михаил Шемякин, Михаил Боярский, Андрей Могучий, которые не снимают свои головные уборы и черпают дополнительную энергию, не расставаясь с ними, ведь существует крылатое выражение: «все дело в шляпе». Поэтому и организаторы Те-

атральной Универсиады полагают, что необходимо заявить об этой идее с юмором, ведь наши дела в шляпе!

Участие в Универсиаде молодых режиссеров и актеров дает уникальную возможность - существуя в общем культурном театральном пространстве, вместе находить пути развития современного театра. Один из дней Универсиады был посвящен Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, которая отмечает свое 235-летие. За годы деятельности это учебное заведение выпустило много великих актеров и режиссеров, стремясь создавать новый театр, смотреть в будущее. В Петербург приехали студенты из семи ведущих мировых театральных школ - Голландии, Южной Кореи, Китая, Румынии, Венгрии, Шотландии и Франции, а также из России, которая была представлена Институтом театрального искусства (Москва), Воронежской Государственной академией искусств, Санкт-Петербургской академией театрального искусства, Санкт-Петербургским университетом культуры и искусств и Университетом кино и телевидения. В эти дни участники смогли побывать в гостях у петербургских студентов, посетить занятия известных педагогов по мастерству, сценической речи и движению, побывать на мастер-классах и встретиться с именитыми режиссерами европейского театра - Романом Виктюком, Камой Гинка-сом, Андреем Могучим, Валерием Фокиным, Сильвиу Пуркарете, Люком Персевалем.

Открытие Международной Универсиады состоялось 26 мая. Старт эстафете «Театрального огня», которая началась от Алек-сандринского театра, дал народный артист России Николай Мартон.

Театральная программа была насыщенной. Национальный университет театра и кино И.Л. Караджале (Румыния, Бухарест) представил новую версию театра абсурда в спектакле «Лысая певица» Э. Ионеско студентов IV актерско-режиссерского курса. Университет театра и кино (Венгрия, Будапешт) привез «Гамлета» по мотивам пьесы Шекспира, воплощенного силами студентов выпускного курса актерского факультета. Театральная академия Маастрихт (Нидерланды, Амстердам) продемонстрировала соединение традиционной актерской игры с новыми технологиями в авторских спектаклях студентов выпускного режиссерского курса «Медленно мигающие глаза» и «Дивный сжатый мир». Студенты выпускного курса Центральной театральной академии (Китайская Народная Республика, Пекин) показали избранные фрагменты «пекинской оперы». Студенты-выпускники Лиможской театральной академии

(Франция) обратились к спектаклям исторической тематики: «Ля Куртин 1917. История одного русского восстания» и «Лимож: мятежный апрель 1905». Королевская консерватория Шотландии (Великобритания, Глазго) познакомила со спектаклем своих выпускников «Трагедия о Кориолане» по мотивам Шекспира, а студенты корейского Национального университета искусств (Южная Корея, Сеул) выступили с авторским спектаклем «Ring Ring Ring Ring».

В Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства в дни Универсиады состоялось торжественное заседание профессоров, преподавателей и студентов, а также гала-концерт лауреатов IX Международного конкурса «Поющая маска» им. Андрея Петрова в честь знаменательной даты юбилея академии. Также можно было посетить спектакль студентов русско-монгольского курса Я. Туминой «Принц и нищий» по мотивам романа Марка Твена, и «Те-атрадь» Тома Кенти в Большом театре кукол. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств представлял спектакль студентов Мастерской Заслуженной артистки России Н. Поповой «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло. Студенты Воронежской академии искусств так же, как и Венгерский университет театра и кино, обратились к «Гамлету» Шекспира и создали спектакль «Играем Шекспира».

Большой интерес на Театральной Универсиаде представляла образовательная программа, состоявшая из лекций, встреч с режиссерами, открытых репетиций студенческих спектаклей и мастер-классов. Лекция Петера Миксоттена, руководителя отделения перформанса Театральной академии Маастрихт (Нидерланды) «Виртуальная свинья не пахнет» привлекла особое внимание использованием визуальных технологий в театре.

В Александровском парке над главным входом Театра-фестиваля «Балтийский Дом», на фасаде здания, был установлен большой экран, превративший это пространство в уличный кинозал. Все желающие смогли увидеть работы студенческого кино «ПитерКИТ».

Среди победителей фестиваля - игровые, анимационные, документальные фильмы студентов Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, такие как игровой фильм «F 5» Тимофея Жал-нина (Мастерская С. Овчарова), анимационный фильм «Ром и сигары» Людмилы Климовой (Мастерская анимации и компьютерной графики В. Ефимова), игровой фильм «Нарисованная птица» Евгения Татарова (Мастерская К. Лопушанского), документальные фильмы «Виновата ли Барби?» Анастасии Ку-

баревой, и «Ошибка 404» Полины Твердой (Мастерская Г. Нечаевой). Можно было также посмотреть фильмы и других студентов: Ришата Гильметдинова, Антона Королюка, Леонида Корина, Айнура Аскарова, Марины Мошковой, Александра Орехова, Александра Антонюка, и других.

Завершилась Театральная Универсиада 31 мая сборным хором всех участников, которые исполнили официальный гимн в ее честь. Театр-фестиваль «Балтийский Дом» 30-31 мая показал премьеру спектакля «Макбет» по трагедии Шекспира; постановку вместе с участием российских артистов осуществил всемирно известный европейский режиссер Люк Персеваль. Режиссер полагает, что эта пьеса - своеобразная сказочная аллегория, в ней есть нечто колдовское, это сближает ее с Беккетом. Большую проблему составляет мотив ведьм, весталок, предсказательниц судеб, могут ли события быть предопределены, и ответ: не могут. «Когда любовь исчезает, появляется страстное желание заполнить пустоту иным, подчинить себе миллионы обретением власти».

3. Фольклорный фестиваль «Вселист-венный венок» (25-29 мая 2014 г.)

С 25 по 29 мая 2014 г. в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Республиканский центр русского фольклора и Союз композиторов Санкт-Петербурга провели II Международный фестиваль-смотр фольклорных коллективов высших и средних специальных учебных заведений «Вселиственный венок», и III Всероссийскую научно-практическую конференцию учащихся, студентов и аспирантов «Этномузыкология: история, теория, практика». Фестиваль-смотр «Вселиствен-ный венок» был организован в рамках Года культуры в России, в нем принимали участие коллективы Всероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз». На этот форум приехали хоровые коллективы «Этна-Суполка» (Минск), «Улица» (Липецк), «Сорока» и «Важнин ключ» (Ижевск), «Очелое» (Псков), «Знаменка» (Сургут), «Де-мество» (Нижний Новгород), «Губершя» (Москва), коллективы из Санкт-Петербурга, Вологды, Пушкина. Концерты-открытие и конкурсные концерты фестиваля-смотра звучали в Дубовом зале Дома композиторов, а Гала-концерт фестиваля - в Малом зале Консерватории имени А. К. Глазунова.

Открыл конференцию «Этномузыко-логия: история, теория, практика» ректор Санкт-Петербургской консерватории М.Х. Гантварг. На ней обсуждались проблемы, связанные с изучением локальных народных

песенных традиций, с календарно-обрядо-вым фольклором, рассматривались жанры повествовательного фольклора, стилистика, структура, содержание, а также русские народные песни в записях С.М. Слонимского и М.П. Мусоргского. Организаторами этого фольклорного форума стали преподаватели кафедры этномузыкологии и сотрудники фольклорно-этнографического центра имени А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, а также сотрудники Государственного республиканского центра русского фольклора и Союза композиторов Санкт-Петербурга и другие.

4. XXII Музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей» (28 мая - 31 июля 2014 г.)

28 мая в Санкт-Петербурге открылся XXII Музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей». Завершится он 31 июля 2014 года. Мероприятия проходят в трёх зданиях: Мариинский театр, Мариинский-2 и Концертный зал. Художественный руководитель фестиваля - Валерий Гергиев.

За 65 фестивальных дней будет дано около 200 спектаклей и концертов - 113 спектаклей (58 оперных и 55 балетных), 80 концертов камерно-симфонической музыки - при участии приглашённых артистов, солистов оперы и балета, хора и симфонического оркестра Мариинского театра.

Фестиваль «Звёзды белых ночей» начнётся премьерой оперы Гектора Берлиоза «Троянцы» в постановке Яниса Коккоса, для которого это вторая работа с Мариинским театром.

Следующей премьерой фестиваля станет постановка грандиозной оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» британским режиссёром Грэмом Виком; художник спектакля - Пол Браун. Премьера спектакля пройдёт под управлением Валерия Гергиева.

Мариинский театр был и остаётся единственным в России театром, где можно целиком услышать и увидеть грандиознейшее творение Рихарда Вагнера - тетралогию «Кольцо Нибелунга». В эти же дни в Мариинском-2 пройдёт «Лоэнгрин» - опера, которая недавно была возвращена в репертуар театра.

Балетные премьеры фестиваля: одноактные балеты выдающегося современного нидерландского хореографа Ханса ван Ма-нена. На новой сцене Мариинского театра будут представлены четыре мини-спектакля: «Адажио для клавесина», «Вариации для двух пар», «Соло», «Пять танго».

Сочинения Родиона Щедрина занимают особое место в репертуаре театра. Петербургская премьера оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова» под управлением Валерия

Гергиева состоится в Мариинском-2 в концертном исполнении. Русская хоровая опера, пос-вящённая трагическому событию в русской истории - церковному расколу, для 4 солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных написана по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой». Это произведение признано одним из самых ярких сочинений последнего десятилетия.

На фестивале выступят три балетные компании: Шотландский балет (Глазго), армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиаряна и театр «Астана-балет».

Пройдут на фестивале и специальные события, монографические программы, а также выступят звёзды мировой оперы - ведущие солисты Мариинского театра и приглашённые артисты.

Встанут за пульт оркестра Мариинского театра и предстанут перед публикой всемирно известные дирижёры Пааво Ярви и Джеймс Конлон.

Впервые в программу фестиваля включены драматические спектакли: МХТ им. А.П. Чехова покажет в Мариинском-2 спектакль «Конёк-горбунок» в постановке Е. Писарева.

В программу XXII фестиваля «Звёзды белых ночей» впервые включены концерты и лекции в камерных залах Мариинского-2: Фойе Стравинского, Зале Мусоргского, Зале Щедрина, Зале Прокофьева. Участники концертов - ведущие солисты Мариинского театра соло и в составе дуэтов, трио, камерных ансамблей с интересными программами и солисты Академии молодых певцов Мариин-ского театра.

А.Д. Ярмоленко

размышления нал архитектурным альбомом

Рецензия на книгу «Архитектурное бюро «Студия 44»: проекты и постройки 2002-2012»*

Деятельность «Студии 44» обширна и хорошо известна. Руководителем студии является Никита Игоревич Явейн, его знают не только как практикующего архитектора, но и как эксперта, педагога, а в недавнем прошлом - как представителя администрации Санкт-Петербурга (глава КГИОП). Фамилия Явейнов известна - есть все основания полагать, что привязанность к архитектурной профессии Н.И. Явейн унаследовал от отца, Игоря Георгиевича Явейна, который известен своими проектами железнодорожных вокзалов.

Для Н.И. Явейна и «Студии 44» проектирование вокзалов тоже составляет значительную часть творческой деятельности, наряду с работами по реставрации и реновации в историческом центре Санкт-Петербурга, блестящим примером чего является реконструкция Восточного крыла Главного штаба, вошедшего в Музейный комплекс Государственного Эрмитажа.

Автору данной рецензии довелось когда-то работать в ЛенЗНИИЭПе (Ленинградский зональный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий Государственного Комитета по архитектуре и градостроительству при

Госстрое СССР), который вплоть до последнего десятилетия XX века занимал помещения в Восточном крыле бывшего Главного штаба. Вход в институт был с набережной Мойки. По площадям, занимаемым ЛенЗНИИЭПом, можно было пройти до помещений с окнами, выходящими на Дворцовую площадь. Кроме того, мне пришлось работать под руководством основателей Академии архитектуры и строительства А.П. Морозова и доктора архитектуры М.З. Тарановской, защитившей

* Архитектурное бюро «Студия 44»: проекты и постройки 2002-2012: Альбом / Под ред. Л. Лихачевой; пер. с англ. О. Глотовой, И. Григорьева, А. Кириковой. - СПб.: Астерион, 2014. - 224 с., илл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.