Научная статья на тему 'Значительные петербургские события: фестиваль "звёзды белых ночей" и театральная олимпиада'

Значительные петербургские события: фестиваль "звёзды белых ночей" и театральная олимпиада Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значительные петербургские события: фестиваль "звёзды белых ночей" и театральная олимпиада»

5. В новых условиях резко возрастает роль Администраций муниципальных образований, входящих в АЗРФ (начиная от забот о состоянии сети гидрометеорологических наблюдений и заканчивая подготовкой среднего звена специалистов для работы «на местах» и их социальным обеспечением). Назрело изменение законодательства о компетенциях муниципальной

власти в Арктической зоне Российской Федерации.

Работа над заключительными материалами Сессии продолжается в рабочем порядке. В конце июня специалисты вернутся к обсуждению проблем эксплуатации водных ресурсов и сбережения аква-территориальных комплексов в условиях развития хозяйственной деятельности в Арктической зоне РФ.

м.н. Дробышева

значительные петербургские события: фестиваль «звёзды белых ночей» и театральная олимпиада

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: drob.55@mail.

XVIII московский Пасхальный фестиваль

Симфоническая программа Пасхального фестиваля открылась 28 апреля в день светлой Пасхи двумя концертами Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Большом зале Московской консерватории. В течение двух недель коллектив совершил турне по 19 городам России, исполнив 28 концертов. Начав с Москвы, музыканты последовали в Тверь, Казань, Пермь, Екатеринбург, Омск, Кемерово, Томск, Новосибирск, Сургут, Тюмень, Набережные Челны, Альметьевск, Самару, Нижний Новгород, Воронеж, Рязань, Тулу и Смоленск. На протяжении гастролей симфонический оркестр во многих городах давал по два концерта в день - дневной (благотворительный) и вечерний.

Для Симфонического оркестра Мариин-ского театра стало уже традицией выступать не только в концертных залах, но и осваивать пространства производственных цехов, таких как автомобильный завод ПАО «КамАЗ» в Набережных Челнах или площадка Горьковского завода в Нижнем Новгороде.

Хоровая программа была представлена 29 апреля в Москве, в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя. В открытии приняли участие Московский синодальный хор, Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А. Юрлова и Хор Мариинского театра.

9 мая на Поклонной горе в День Победы прозвучал Второй концерт Сергея Рахманинова (солист Денис Мацуев).

12 мая прошло закрытие XVIII Пасхального фестиваля в Московском концертном зале «Зарядье», где прозвучала московская премьера нового сочинения Родиона Щедрина «Месса поминовения» для хора а саре11а,

написанного в 2018 году и посвящённого супруге композитора, великой балерине Майе Плисецкой. Также в программе были «Поэтория» Родиона Щедрина на стихи Андрея Вознесенского (в роли чтеца Сергей Безруков) и «Мученичество святого Себастьяна» Клода Дебюсси, за пультом Симфонического оркестра был Валерий Гергиев.

XXVII музыкальный фестиваль «звёзды белых ночей»

С 22 мая по 21 июля на сценах Мариин-ского театра в Санкт-Петербурге в дни фестиваля представлены новые постановки и репертуарные спектакли, а также можно побывать на концертах виртуозов-инструменталистов. В дни фестиваля театр предлагает три абонемента. Первый назван «Солисты „Звёзд белых ночей"«, состоявший из трёх концертов прославленных музыкантов в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева: скрипача Миуры Фумиаки, виолончелиста Марио Брунелло и пианиста Даниила Трифонова. Второй - «Камерная музыка» - включал концерт Вилфрида Штре-ле (альт), Джонатана Роузмана (виолончель), Зарины Шиманской (фортепиано) и солистов Симфонического оркестра Мариинского театра, исполнивших сочинения Вольфганга Амадея Моцарта и Иоганнеса Брамса. Третий монографический абонемент «Штраус» представлен двумя операми композитора: «Саломея» в постановке Марата Гацалова и «Электра» в режиссуре Джонатана Кента, за дирижёрским пультом - Валерий Гергиев.

На фестивале выступили всемирно известные инструменталисты в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского о театра. Среди них - Денис Мацуев, который

о

3

ю О

исполнил Четвёртый концерт Сергея Рахманинова - одно из самых таинственных и редко звучащих сочинений композитора. Серию ночных концертов продолжил известный виолончелист Ян Фоглер в программе «Концерт для виолончели с оркестром № 2 Дмитрия Шостаковича», в котором он сыграл соло, а в исполнении Бехзода Абдураимова прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Сергея Рахманинова. Концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса можно услышать в трактовке обладателя I премии, Приза критики и Приза зрительских симпатий на Международном конкурсе скрипачей им. Йозефа Иоахима в Ганновере Миуры Фу-миаки, за пультом - Валерий Гергиев.

На исторической сцене Мариинского театра состоялось выдающееся музыкальное событие - «Аида» под управлением Валерия Гергиева при участии Анны Нетребко в заглавной партии (Аида), Екатерины Семенчук (Амнерис), Юсифа Эйвазова (Радамес), Евгения Никитина (Рамфис) и Романа Бурденко (Амонасро), режиссёр Алексей Степанюк. Валерий Гергиев в этот вечер по-особенному проявил своё мастерство дирижёра, используя только ему присущие темпы. Слушатели помнят триумф Анны Нетребко, с которым она дебютировала в партии Аиды под управлением Риккардо Мути на Зальцбургском фестивале 2017 года, а осенью 2018 года впервые исполнила эту роль в Метрополитен-опере. В пении Анны Нетребко ощущались элегантность, красота и виртуозность звучания. Её исполнению был свойственен переход от пианиссимо к грандиозному сфорцандо.

В год 175-летия Николая Римского-Кор-сакова Мариинский театр уделяет особое внимание творчеству композитора. Ночные концерты, где звучали его романсы, были подготовлены солистами Академии молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой. Эти три вечера входят в абонемент «Романсы Николая Римского-Корсакова».

22 июня, в День памяти и скорби, в Концертном зале Мариинского театра прозвучала «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича под управлением Валерия Ге-ргиева. Самым известным её исполнением было состоявшееся в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Карла Элиасберга. В Концертном зале Мариинско-го театра прошёл ночной концерт Страдивари-ансамбля Мариинского театра, который исполнил Концертную симфонию для скрипки и альта с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта (солисты Лоренц Настурика-Гершо-вичи (скрипка) и Юрий Афонькин (альт).)

В программу фестиваля были также включены концерты «Навстречу XVI Международному конкурсу им. П.И. Чайковского». Солисты - лауреаты XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского Александр Бузлов (виолончель) и Лукас Генюшас (фортепиано), и будущие участники конкурса - артисты Симфонического оркестра Мариинс-кого театра. В рамках фестиваля состоялись концерты членов жюри XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского и лауреатов предыдущих лет: с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступили Люка Де-барг, Денис Мацуев, Ян Фоглер, Марио Бру-нелло, Нельсон Фрейре, Даниил Трифонов.

Балетная программа также была разнообразной - состояла из известных постановок «Корсара», «Легенды о любви», «Лебединого озера», «Анны Карениной», в которых представлены ведущие танцовщики Мари-инского театра, такие как Диана Вишнёва, Виктория Терешкина, Олеся Новикова, Константин Зверев, Филипп Степин. На творческих вечерах в известных ролях балетного репертуара показали своё мастерство Владимир Шкляров и Кимин Ким. Российская премьера балета Вайлы Тарп «Push comes to shove», созданного для Михаила Барышникова в 1957 году, сегодня исполнялась солистами Мариинского театра.

Впервые в Мариинском театра была поставлена опера Джакомо Пуччини «Девушка с Запада», которая осуществлена режиссёром Арно Бернаром в содружестве с художником Марианной Странской. В России сочинение прозвучало в 1913 году под названием «Дочь Запада» на частной сцене - в московской Опере Сергея Зимина. В советское время «Девушка с Запада» ставилась в Ленинградском Малом оперном театре, а также в Риге («Девушка из Калифорнии») и Новосибирске. Мировая премьера оперы состоялась 10 декабря 1910 года на сцене Метрополитен-оперы, режиссёром спектакля был Артуро Тосканини, при участии Эмми Дестинн, Энрико Карузо и Паскуа-ле Амато. У американской публики спектакль имел грандиозный успех. Затем премьеры состоялись в лондонском Ковент-Гардене, Римской опере, театре Колон в Буэнос-Айресе, в Ла Скала, а затем в театрах Парижа, Берлина и Вены. Нынешний спектакль стал достойным продолжением освоения сочинения Пуччини. В опере три главных героя: Минни - хозяйка салуна, сопрано (Мария Баянкина), Дик Джонсон, тенор (Ахмед Агади), шериф Джек Рэнс, баритон (Вадим Кравец).

Бродвейская пьеса Дэвида Беласко «Девушка с золотого Запада» так вдохновила композитора, что он обратился к особому

составу духовых инструментов, придумав инструментальную «фонику». Подобный звуковой эффект создавал виброфон, тембр банджо передавала арфа. В основе сюжета - история о спасении грешника, о перерождении бандита под воздействием любви. От сцены к сцене с каждым разом всё с большей наполненностью звучало сопрано Минни (Марии Баянкиной). В сценографии Странской и Бер-нара была воссоздана атмосфера Американского континента, органично переданная на Новой сцене Мариинского театра благодаря колоритно выстроенным массовым движениям обитателей лагеря золотоискателей. Финал оперы оптимистичен: Минни и Джонсон покидают Калифорнию верхом на мустангах - едут на восток навстречу своему счастью.

В репертуаре Мариинского театра исполняются все самые значительные оперы Рихарда Вагнера, но не было «Тангейзера», российская премьера которого состоялась в 1874 году именно в Мариинском театре. Из многочисленных музыкальных редакций «Тангейзера» была выбрана для постановки пятая дрезденская редакция, где звучит великолепная увертюра, передающая музыкальными средствами борьбу небесного и земного в душе человека. Вагнер называл свои оперы музыкальными драмами.

Главный режиссёр Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Вячеслав Стародубцев, автор спектаклей «Моцарт и Сальери» и «Кощей Бессмертный» в Концертном зале Мариин-ского театра вместе с художниками Петром Окуневым и Жанной Усачёвой обратился к великому, уникальному творению Вагнера, продолжая традиции петербургского оперного искусства. «Монументальнее Вагнера нет ничего, но Вагнер интересен именно сочетанием мифологического объёма и актуальной, близкой каждому эмоциональной структуры. Очень важно выявить ее, и самое главное, чтобы она сочеталась и была продолжением музыкальной драматургии автора. Визуальная сторона также должна поддержать эту музыкальную драматургию. Хотелось бы сделать спектакль таким, чтобы при любых костюмах и сценографии он оставался актуальным. Поэтому очень важны работа с артистами, подробный разбор образов и история создания оперы», - так полагал постановщик. При этом В. Стародубцев помнил печальный опыт 2015 года - новосибирскую постановку «Тангейзера» Тимофея Кулябина. Главную роль талантливо сыграл Сергей Скороходов, создав образ средневекового поэта, а партию его возлюбленной Елизаветы исполнила Анастасия Щёголева. Меццо Юлии Маточкиной в партии Венеры

также не было лишено высокого художественного вкуса.

театральная олимпиада

На площади Островского, перед прославленным зданием Александринского театра, состоялась церемония открытия Театральной олимпиады. В 1995 году в греческом городе Дельфы известный режиссёр Теодорос Терзопулос открыл задуманный проект - показать лучшие достижения современного театра. В программе Театральной олимпиады 2019 года, которая проходит в России, более 50 российских и зарубежных постановок.

Руководство Театральной олимпиады возглавил художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. Театрализованное открытие праздника поставил главный режиссёр театра Николай Ро-щин. В день открытия, 15 июня, выступили уличные коллективы из Германии, Нидерландов, Франции, Польши.

Разнообразие трюков, спецэффектов, хореографии в сопровождении живой музыки было представлено публике наряду с цирковым искусством, летающими барабанщиками, футуристическими существами.

Международная олимпиада - одно из главных событий Года театра. Начиная с 16 июня и до конца года в Александринском театре и на его Новой сцене, в театре-фестивале «Балтийский Дом», Михайловском театре, Молодёжном театре на Фонтанке, в театре «Мюзик-Холл» можно увидеть спектакли известных режиссёров мира, таких как Теодорос Терзопулос, Тадаси Судзуки, Хайнер Геббельс, Роберт Уилсон.

Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова показал спектакль «Колокольчики и заклинания» в постановке Виктории Тьере-Чаплин. Её спектакли - это погружение в иную реальность, где оживает неживая материя, совершающая различные превращения. Действие наполнено тонким юмором, поэзией бытия, и всё без слов! В спектакле только два артиста - Аурелия Тьере и Джейми Мартинес, - которые освоили многие жанры театрального, циркового, балетного искусства, позволяющие им создать свой «воображаемый цирк» на сценической площадке.

Спектакль «Донка. Послание Чехову» Даниэле Финци Паски посвящён 150-летию А.П. Чехова и был возобновлён в 2018 году. Спектакль состоит из серии узнаваемых чеховских персонажей, которые появляются и исчезают, рассказывая о далёкой России под звуки аккордеона, старинных романсов и вальсов. По мнению постановщика, «жизнь нужно представлять не такой, как она есть и должна быть, но такой, как она является в снах». Воплоще-

нию концепции способствовала поэтика, основанная на всех видах зрелищных искусств разработанная компанией Финци Паски (создает разнообразные проекты, гастрольные шоу, участвует в олимпийских церемониях).

В программе Олимпиады июня-июля -спектакли «Сны Босха» режиссёра Сэмюэла Тетро (театр-цирк «7 пальцев», Монреаль, Канада), «Формоза» хореографа Лин Хвай-Мина (театр танца Тайваня «Клауд Гейт»), «Трагедия мстителя» режиссёра Деклана Доннеллана, художник Ни Ормерода (копро-дукция Пикколо Театра ди Милано - Театр Европы), «Эдип» режиссёра Роберта Уилсона (Change Performing Arts, Милан, Италия), «Пожалуйста, дальше (Гамлет)» Яна Дёйвен-дака и Роже Барната (Женева, Швейцария).

Этот фестиваль способствует глобальной театральной интеграции, диалогу между деятелями театра разных стран, а также участию в лекциях и мастер-классах.

XVI международный конкурс

имени П.И. Чайковского.

17-29 июня. Москва - Санкт-Петербург

Первый конкурс в 1958 году возглавил Дмитрий Шостакович, и было только две номинации - «Фортепиано» и «Скрипка». Победителем его стал Вэн Клайберн.

Сопредседателем оргкомитета Международного конкурса им. П.И. Чайковского 2019 года стал Валерий Гергиев. Из 58 стран было подано 954 заявки от музыкантов-исполнителей, и появилась новая номинация - «Духовые инструменты).

Помимо залов Мариинского театра и Санкт-Петербургской филармонии, конкурсные прослушивания проходят в концертном зале в Репино.

С 2011 года конкурс стал проходить не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, где учился П.И. Чайковский.

Среди петербургских участников были студент Санкт-Петербургской консерватории Арсений Мун (фортепиано), первый концертмейстер оркестра Мариинского театра Ольга Волкова (скрипка), Иван Сендецкий (виолончель), Анна Викулина, Анастасия Лерман, Екатерина Санникова, Елизавета Улахович, Екатерина Фенина, Дарья Чер-ний, Гамид Абдулов, Мигран Агаджанян, Вячеслав Васильев (сольное пение) - студенты Санкт-Петербургской консерватории, Софья Виланд (флейта, солистка группы флейт Мариинского театра), Лев Журавский (кларнет), учащийся средней специальной школы при Санкт-Петербургской консерватории Юрий Радзевич (фагот), Алексей Фёдоров (гобой), солисты оркестра Мариинского театра, представляющие деревянные духовые

инструменты. Медные духовые звучали у петербуржцев - таких как Олег Егоров (валторна), концертмейстер оркестра филармонии, Дмитрий Крылов (тромбон), артист оркестра Академической капеллы, концертмейстер группы тромбонов Алексей Иванов (труба), Захар Кацман (валторна), Алексей Лобиков (тромбон), Николай Странатковский (труба), Алексей Попов (труба, концертмейстер), солисты оркестра Мариинского театра). Включение в конкурс духовых инструментов стало историческим событием для российских духовиков - вот уже более трёх лет в нашей стране существует исполнительская школа игры на духовых инструментах.

27 июня в Концертном зале Мариинского театра и Мариинском-2 состоялись финальные этапы Конкурса по специальностям «Сольное пение», «Медные духовые инструменты» и «Деревянные духовые инструменты», а 29 июня - гала-концерт его новых лауреатов. Жюри в номинации фортепиано под руководством Дениса Мацуева объявило победителей конкурса.

I премией и гранд-при был удостоен французский пианист Александр Канторов. Об этом поведал Валерий Гергиев на Новой сцене Мариинского театра после завершения гала-концерта в полвторого ночи. Пианист -ученик Рены Шерешевской выступил со вторым концертом Петра Ильича Чайковского, выразив в интерпретации высокую художественную сторону сочинения. В номинации «Медные духовые» обладателем I премии и золотой медали стал тромбонист Алексей Лобиков. Среди скрипачей I премию и золотую медаль получил Сергей Догадин (Россия). А среди виолончелистов - Златомир Фанг (США). В номинации «Деревянные духовые» обладателем I премии и золотой медали стал флейтист Матвей Демин, и восьмое место подучила флейтистка Софья Виланд, которой была предоставлена честь открыть гала-концерт 29 июня. В номинации «Сольное пение» I премию и золотую медаль получили Мария Баракова (Россия), Александрос Ставракакис (Греция). Три стипендиата программы Аткинс в Мариинском театре были удостоены II премии и серебряной медали Айгуль Хисматуллина, IV премии и диплома Ангелина Ахмедова, а специальным призом «Памяти Дмитрия Хворостовского» был отмечен Владислав Куприянов.

Каждый конкурс имени П.И. Чайковского позволяет прикоснуться к наследию великого композитора - благодаря таланту и профессионализму участников можно услышать новую трактовку в исполнении музыкантов, до сих пор не известную ценителям классический музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.