Научная статья на тему 'Театральные, музыкальные и литературные события зимы 2016-2017 гг'

Театральные, музыкальные и литературные события зимы 2016-2017 гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
162
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театральные, музыкальные и литературные события зимы 2016-2017 гг»

концертами классической музыки: 8 декабря в конференц-зале МГИМО выступил Симфонический оркестр студентов Московской консерватории (дирижер - художественный руководитель оркестра, заслуженный артист России, профессор Анатолий Левин; форте-

пиано - лауреат международных конкурсов, обладатель серебряного приза телеконкурса «Щелкунчик» Варвара Кутузова); завершился Конвент 9 декабря дивертисментом классической музыки в исполнении струнного квартета Quattгosound.

М. Н. Дробышева

театральные, музыкальные и литературные события зимы

2016-2017 гг.

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: drob.55@mail.ru

Премия Мннокентия Анненского

В Доме писателей 22 декабря 2016 г. были названы победители Литературной премии имени И.Ф. Анненского, известного критика, поэта эпохи символизма, знатока и переводчика французской поэзии, непрестанно искавшего единства внешнего и внутреннего мира. Эта премия, возникшая в 2011 году, присуждается за вклад в сохранение традиций Золотого и Серебряного века русской поэзии и развитие современной литературы. Учредителями премии стали альманах «Синь апельсина» (Санкт-Петербург, редактор О. Н. Соколова) и семинар экспериментальной литературы при Санкт-Петербургском отделении Союза писателей России,

проходящий под руководством А. О. Филимонова, поэта и литературоведа, который и возглавил оргкомитет премии. Конкурс не проводится, а номинанты выявляются из числа опубликовавших свои сочинения в Интернете и печатных изданиях. В четырех номинациях — поэзия, перевод, критика, эстетическая мысль (премия за вклад в других областях искусства) — и происходит присуждение.

За 2016 год победителями стали Михаил Синельников (поэзия, за книги лирики последних лет), Борис Мисонжников (критика и литературоведение), Глеб Артханов (Юрий Алексеев — перевод).

К 100-летию независимости Финляндии

В 2017 г. Финляндия отмечает 100-летний юбилей своей независимости.

Художественный музей Атенеум в Хельсинки называют финским домом искусств, в котором представлены шедевры изобразительного искусства с XIX в. до середины прошлого столетия. В юбилейном году можно посетить разнообразные выставки: «История финского искусства», «Свет меняет все» - коллекция Туомо Сеппо, подарившего 2000 произведений музею XVПI-XX вв., а также увидеть работы финских художников: Тууликки Пиетиля, архитектора Алвара Аалто, братьев фон Вригт. Особое внимание

у посетителей, среди которых было и много наших соотечественников, вызвала выставка итальянского художника Амедео Модильяни, проходившая в музее с 28 октября 2016 по 5 февраля 2017 г. Помимо известных его полотен можно было познакомиться с письмами, эскизами, документами, ведь среди ближайшего окружения художника были Пабло Пикассо и Анна Ахматова, чьи громадные портреты предваряли экспозицию.

Национальная опера и балет Хельсинки всегда были связаны с Россией. Многие фин- ? ские артисты балета учились в Мариинском § театре. Новый балетный спектакль «Земля ^

Калевалы», который поставил директор финского Национального балета Кеннет Греве, станет значительным событием финского балетного искусства.

Оперы российских композиторов часто звучат в финском театре, это и «Борис Годунов» М. Мусоргского, и «Похождения повесы» И. Стравинского, и «Нос» Д. Шостаковича. В этом сезоне можно услышать новую постановку оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» Марко Артуро Марелли (музыкальный руководитель Михаил Агрес).

27 января 2017 г. состоялась премьера оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мцен-ского уезда» в первой авторской версии на сцене Национального оперного театра. Постановку осуществил норвежский режиссер Оле Андерс Тандберг. За несколько часов до начала спектакля на финском телевидении на русском языке диктор сообщил о спектакле, а также на русском языке были взяты интервью у солистов, исполнявших главные партии, -Алексея Косарева (Сергей) и Светланы Созда-телевой (Катерина) - и дирижера Олега Каэ-тани. Алексей Косарев отметил, что действие в опере перенесено на один из норвежских островов, который многими чертами походит на городок под Мценском. То, что действие в спектакле было перенесено из русской провинции в Норвегию на один из островов, где находится рыбное хозяйство, приблизила героев оперы к финскому зрителю, став неотъемлемой частью его бытия. Среди огромных камней, разбросанной на них рыбы, стоит дом, но от сцены к сцене он разрушается, и в финале его уже нет. Такое сценографическое решение предложил Эрленд Биркеланд.

Этот норвежский островок подобен «темному царству», где бушуют страсти, обнажаются инстинкты, которые приведут героев к

нечеловеческои жестокости и преступлению. Красавица Катерина (Светлана Создателева) убивает сначала свекра (бас Александр Тели-га), а затем и мужа (Мика Пихьонен), и все это во имя соединения с любимым Сергеем (Алексеи Косарев). В спектакле только Катерина вызывает сочувствие, а все остальные обитатели ничтожны, жалок и тот мирок, из которого она пытается вырваться. Реализм граничит с натурализмом, а гротеск с абсурдистскими тенденциями особенно заметен в сцене с полицейскими в III деИствии. Тут есть и шекспировско-вердиевское начало, выраженное ансамблем духового оркестра мужчин, одетых в шотландские юбки, и женщинами в длинноволосых париках, которые напоминают макбетовских колдунии.

Финал в опере полон экспрессии, подобен мертвои схватке на грани жизни и смерти. Мощное, сильное артистичное звучание хора завершает спектакль, заставляя слушателеи погрузиться в мир музыки русского композитора. В этом была заслуга и дирижера Олега Каэтани, постигшего интонационныи смысл оперного искусства Шостаковича.

Симфонический оркестр финского радио «Юлейсрадио» (RSO) под руководством главного дирижера Ханну Линту дал три концерта в России, 12 февраля в Большом зале Московской консерватории, 14 февраля в Выборгском Дворце культуры и 15 февраля в Санкт-Петербургской филармонии. В программе концертов - симфоническая поэма для оркестра «Вещий сон» Эркки Меларти-на, концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса и Симфония № 3 Людвига ван Бетховена. На концертах в Выборе и Санкт-Петербурге солировал победитель Международного конкурса скрипачей имени Сибе-лиуса 2010 г. Никита Борисоглебский.

Зимние концерты в Мариинском театре

г^-о

о

3

ю О

Российская театральная жизнь этой зимой была украшена не одним интересным мероприятием.

В Мариинском театре состоялся традиционный международный фестиваль «Лики современного пианизма». На одном из концертов выступили лауреаты XII сиднейского конкурса пианистов, такие как Андрей Гугнин, Арсений Тарасевич-Николаев, Моэ Чен. На этом фестивале, как всегда, вызвал большой интерес у слушателей Люка Дебарг, исполнивший сонаты № 13 и № 14 Шуберта и пьесу Шимановского.

Уже стал традицией состоявшийся «Вечер трубы», который артистично вел трубач Сергей Крючков. Всегда заслуживают

внимания концерты Страдивари-ансамбля Мариинского театра (дирижер Лоренц На-стурица-Гершовичи). В исполнении ансамбля прозвучал концерт Гайдна (солист Тимур Мартынов).

«Музыка дворцов и усадеб» - так назывался концерт, который вели Юлия Бройдо и Георгий Ковалевский, поведавшие о ценнейших рукописях старинных нот из царской библиотеки, автографах Моцарта, Россини, Глинки, Чайковского. В исполнении Ольги Волковой (скрипка) и Софьи Кипрской прозвучали сочинения Крумпхольца, Н.-Ш. Бокса, Ф.-Ж. Дизи, Луи Давида, воссоздающие музыкальную атмосферу дворцов и усадеб XVШ-XIX вв.

Балетная труппа «Астана Опера» представила на сцене Мариинского театра балет «Собор Парижской Богоматери» Мориса Жарра в хореографии Ролана Пети (который когда-то на премьере в 1965 г. в Париже исполнил партию Квазимодо), костюмы выполнил кутюрье Ив-Сен Лоран. В 1978 году хореограф перенес эту версию на сцену прославленного Мариинского театра. Спектакль из Казахстана покорил зрителей отточенностью движений, свежестью восприятия и умением точно передать образы балетным языком.

20-26 февраля в Мариинском театре во второй раз можно было посетить Международный хоровой фестиваль «Поющая масленица» и познакомиться с хорами из России, Словении, Норвегии, Германии, Латвии, Литвы, Франции.

В концертном зале Мариинского театра состоялось особое событие - премьера детской оперы Ганса Красы «Брундибар» в постановке Мстислава Петковского. Эта опера в доступной форме рассказывает детской аудитории о трагических днях войны и о том, как дети и автор этой оперы оказались в концентрационном лагере Терезиенштад-те, веря, что победа над злым шарманщиком

Брундибаром (персонажем оперы) станет надеждой на освобождение детей-узников. Опера прозвучала в исполнении хора и симфонического оркестра Мариинского театра, Детского хора радио и телевидения и хора Детской студии театра.

В Мариинском театре в репертуаре часто исполняются сочинения Родиона Щедрина -оперы «Рождественская сказка», «Мертвые души», «Боярыня Морозова», «Левша», а также балеты, симфонии и концерты композитора. В честь 85-летия Родиона Щедрина 27 февраля на сцене Концертного зала прозвучали Второй фортепианный концерт (солист Денис Мацуев), Сюита из балета «Конек-Горбунок», а также Concerto dolce для альта и струнного оркестра с арфой в исполнении Юрия Афонькина (альт) и Софьи Кипрской (арфа), дирижер Валерий Гергиев и симфонический оркестр Мариинского театра.

В честь юбилея и 50-летия творческой деятельности Ларисы Гергиевой, народной артистки России и руководителя молодых оперных певцов Мариинского театра прошел концерт (дирижер Заурбек Гугкаев). В сезоне 2016/2017 года в рамках проекта «Шесть маленьких опер» на сцене Зала Прокофьева будет представлено 17 опер.

Пять вечеров имени Александра Володина

С 6 по 10 февраля 1917 г. в Петербурге прошел XIII фестиваль в честь Александра Володина. В течение пяти вечеров в петербургских театрах можно было погрузиться в мир героев его пьес «С любимыми не расставайтесь», «Осенний марафон», а также увидеть спектакли, близкие по духу воло-динским, такие как «Дядя Ваня» А.П. Чехова Воронежского камерного театра (режиссер М. Бычков), «Письмовник» М. Шишкина театра «Мастерская» (режиссер А. Якунин), «Антарктида» У. Гицаревой, Театра «На Литейном» (режиссер П. Чижов). В день рождения Александра Володина, 10 февраля, состоялся современный концерт, разыгранный силами театра «Июльансамбль» (режиссеры В. Рыжаков и Т. Пыхонина), в котором прозвучали известные хиты 70-80 годов и

современности, связавшие время Володина и наше. Их исполняли молодые драматические артисты под сопровождение контрабаса, саксофона, ударных и рояля.

На фестивале было много удач, одной из них можно считать спектакль «Осенний марафон» Государственного русского драматического театра им. Н.А. Бестужева (Улан-Удэ). Перед артистами Е. Винокуровым (Бузыкин), Е. Заиграевой (Нина), С. Немчинов (Билл), С. Полянской (Алла) и режиссером С. Левицким стояла непростая задача не повторить трактовку известного фильма Э. Рязанова, где в главных ролях были О. Басилашвили и М. Неёлова. На фоне движущегося советского города проживают свою жизнь герои Володина, которые существуют «на разрыв», забывая о самих себе, продолжая свой марафон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.