М.Н. Дробышева
ТЕАТРАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ 2018 ГОДА
© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, e-mail: drob.55@mail.ru
175
Академический театр балета Бориса Эйфмана
На сцене Александринского театра 13 февраля весь Петербург отмечал 40-летие Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Юбилейный спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра» продемонстрировал творческий путь театра, в каждом его номере раскрывался новый ракурс творческой программы Бориса Эйфмана.
Первое отделение вечера открыли в ритме полонеза учащиеся Академии танца Бориса Эйфмана. После выступления воспитанников Академии на сцене появились те, кто в 1977 году и в последующее время составляли труппу ленинградского «Нового балета», кто долгие годы были соавторами хореографических замыслов Эйфмана: Альберт Галичанин, Валерий Михайловский, Валентина Морозова, Игорь Марков, Юрий Ананян, Елена Кузьмина, Вера Арбузова, Юрий Смекалов и другие.
В I отделении концерта-спектакля воспитанники Академии танца Бориса Эйфма-на - балетной школы инновационного типа, открывшейся в 2013 году и ориентированной на подготовку универсальных исполнителей, - показали хореографические номера «Вальс», сочиненный Ириной Кузнецовой, «Дриады» - Еленой Кузьминой. Эти постановки продемонстрировали навыки освоения классического танца в Академии Эйфма-на. «Дриады» были удостоены первого места на XIII Международном конкурсе «Рижская весна 2017».
Современный танец, танец модерна предстал в хореографических композициях «Ритуал» (постановка Олега Габышева) и «Черное золото» (хореограф Константин Кейхель). Воспитанники Академии выступали с этой программой на балетных конкурсах, фестивалях, в ходе европейских и азиатских гастролей.
Борис Эйфман включает воспитанников в свои балетные постановки; так, в первой части концерта будущие артисты впервые станцевали фрагменты из знаменитых спектаклей Бориса Эйфмана «По ту сторону греха» (по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы») на музыку С. В. Рахманинова
и «Красная Жизель» на музыку П. И. Чайковского. Солистами в них стали Дарья Резник и Олег Марков.
Во втором отделении солисты театра представили еще одно направление балетного искусства, которое развивает Борис Эйф-ман. Это обращение артистов театра к искусству хореографа, сочинению своих балетов. Каждый артист в театре и ученик Академии может попробовать свои силы в балетмейстерском мастерстве. Специально к юбилею театра Олег Габышев сочинил одноактный балет «Метель» на музыку Г.В. Свиридова и П.И. Чайковского.
Тема балета «Метель» - это безграничная власть рока над человеком. Главные партии в постановке танцуют Олег Габышев, солистка театра Любовь Андреева и солист Илья Осипов. Постановщик обращается к современным выразительным средствам хореографического языка. Им показано, как люди в руках капризной судьбы превращаются в марионеток. Эта тема была созвучна с одной из тем эйфмановского балета «Up and Down», в котором танцует О. Габышев.
Бориса Эйфмана всегда волновали проблемы, связанные со становлением молодых балетмейстеров, воплощением их замыслов. Именно во Дворце танца могут быть реализованы новые экспериментальные постановки молодых хореографов, и, со временем, мы надеемся, будет осуществлен проект строительства Центра балетного искусства.
Борис Эйфман на юбилейном концерте решил показать фрагменты из балетов «Русский Гамлет» (посвящен царевичу Павлу), «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Up and Down» по роману Ф. Фицджеральда «Ночь нежна», а завершить его финалом из спектакля «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру». Новаторские идеи балетмейстера в этот вечер предстали благодаря прекрасным артистам, лауреатам международных конкурсов, престижных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», премий Президента РФ и Правительства РФ Марии Абашовой, Любови Андреевой, Сергею Волобуеву, Олегу Га-бышеву, Дмитрию Фишеру, Олегу Маркову, Дарье Резник, Яне Гордиенко.
В каждой сцене Борис Эйфман вовлекает зрителей в мир человеческих страстей, даже
СО О
3 О
в этом, составленном из фрагментов, концерте-спектакле устанавливается с публикой живая духовная связь, поражающая яркостью и динамизмом пластического языка, вызывающая катарсис от увиденного впечатления.
«Созданный Театром балетный репертуар современной России - это наше настоящее. Однако в день празднования юбилея мы не только сосредоточимся на дне сегодняшнем, но и устремим взгляд в будущее, завесу над которым приоткроют ученики Академии танца и талантливые хореографы нового поколения. В другой стороны, хочется обратиться и к прошлому, отдать дань уважения всем тем, кто внес свой вклад в творческое становление нашего театра», -так считает Борис Эйфман.
Театр балета Бориса Эйфмана существует 40 лет, но для Бориса Эйфмана этого оказалось недостаточно - он открывает Академию танца, где воспитываются будущие артисты и хореографы, где формируется инновационная система подготовки танцовщика XXI века. В конце 2018 года в состав комплекса Академии войдет и Детский театр танца, который станет местом проведения фестивалей, конкурсов, спектаклей как для тех, кто готовится стать профессиональными артистами, так и для детей, занимающихся хореографией только для души.
Александринский театр
25 января 2018 года в фойе Новой сцены Александринского театра открылась выставка знаменитых иллюстраций Йозефа Лады к роману Ярослава Гашека. Перед премьерой спектакля Валерия Фокина «Швейк. Возвращение» состоялись лекции по теме романа «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны».
Писателя Я. Гашека отличали антимилитаристские настроения, резко оппозиционное отношение к властям Австро-Венгерской империи. Ирония и юмор пронизывают роман, в котором автору удалось создать гротескную пародию на идеальный образ солдата. Я. Гашек не завершил роман, но известно, что он намеревался перенести его действие в Россию.
У Валерия Фокина Швейк - наш современник, возвращается к нам через сто лет и смотрит на то, что происходит на Земле. «Перестали ли люди друг друга убивать? Какое сегодня отношение к войне?» - так думает Швейк в спектакле. И все, что происходило со Швейком в Первую мировую войну, повторялось и во Второй и переходит в сегодняшние войны - таков замысел Валерия Фокина. Поэтому режиссер не обратился к инсцени-
ровке романа, а использовал пьесу Татьяны Рахмановой, в которой отражены некоторые гашековские мотивы. Сценографию осуществил Семен Пастух, в спектакле звучат музыка Гайдна (Гимн Австро-Венгрии), Вагнера, Шостаковича, Чернецкого и фрагменты фронтовых песен «Катюша», «Соловьи, не тревожьте солдат». В спектакле заняты артисты Игорь Волков, Петр Семак, Янина Лакоба, Елена Немзер и многочисленные студенты РГИСИ. В образе Швейка Степана Балакши заложен принцип комической мистификации: зритель до конца не может распознать, где изображается наивность героя, а где начинается плутовство, где усердие, а где пародия, издевательство, и актер играет азартно, талантливо.
Мариинский театр
Концертный зал Мариинского представил новые программы, посвященные инструментам симфонического оркестра. «Вечер трубы» был задуман в честь патриарха ленинградской-петербургской школы игры на трубе Вениамина Марголина (1922-2009). Благодаря талантливому ведущему концерта, трубачу Сергею Крючкову слушатели познакомились с выдающейся личностью музыканта Марголина и его учениками, нынешними артистами оркестра, лауреатами международных конкурсов. Трубачи Сергей Крючков, Михаил Афонькин, Алексей Попов, Юрий Смирнов, Геннадий Никонов продемонстрировали в исполнении сочинений Рахманинова, Артемьева, Кларка, Щедрина, Цветкова, Ремо Джадзотто мастерство, мощь и яркостью звучания, четкость фразировки, темперамент - все то, чему обучал их знаменитый учитель и музыкант Марголин.
«Вечер альта» познакомил слушателей с малоизвестными сочинениями, такими как «Плач» для двух альтов Фрэнка Бриджа в исполнении солистов-виртуозов Юрия Афонькина и Романа Иванова, проникновенно передавших лирический диалог, прозвучавший подобно квартету. Динара Муратова представила «Траурную музыку» крупнейшего немецкого композитора XX века Пауля Хиндемита. Это произведение считается классикой в репертуаре альтистов. В исполнении симфонического оркестра и солистки Лины Головиной под управлением дирижера Кристиана Кнаппа прозвучало неизвестное сочинение «Концерт Генделя», создателем которого явился французский альтист Анри Казадезюс, ставший известным благодаря игре старинной музыки. Альтист Юрий Афонькин воспроизвел состояние английской меланхолии, обратившись к пьесе «Слезы» («ЬасЬгушае») Бенджамина Бриттена,
сочинившего это произведение для выдающегося музыканта Уильяма Примроуза.
Музы Талия и Мельпомена встретились на концерте «Комедия и трагедия в музыке», созданном солистами и духовым оркестром Мариинского театра и ансамблем «Renaissance Percussion» под управлением дирижера Арсения Шуплякова.
В первом отделении были представлены два комедийных сочинения, первое - «Слон и муха» Анри Клинга в исполнении солистов Аглаи Шупляковой (флейта-пикколо) и Александра Пономарева (тромбон), а второе - опера Вячеслава Круглика «Спекулянты» по рассказу Михаила Зощенко «Не надо спекулировать». Солистами стали Е. Сергеева (меццо-сопрано), И. Козловская (сопрано), Л. Максимов (баритон).
Во втором отделении прозвучали трагедийные сочинения Эдуарда Артемьева «Офицерское братство» из кинофильма «Сибирский цирюльник», солист Сергей Крючков (труба), Сергея Прокофьева - сюита из балета «Ромео и Джульетта» и Отторино Респиги - «Пинии Аппиевой дороги» из цикла «Пинии Рима».
Акценты комедийной и трагедийной тональности в концерте были умело расставлены благодаря ведущему, заслуженному артисту России Сергею Крючкову, которого отличает большое чувство юмора: хорошо понимая, что от смешного до трагического один только шаг, он умеет владеть зрительным залом не только силой звучания своей трубы, но и произнесенным словом.
В Мариинском театре стало традицией посвящать концерты памяти музыканта-арфистки, покровителя искусств, мецената Йоко Нагаэ Ческины (1932-2015). Программу этого концерта исполнил ансамбль «Renaissance Percussion», созданный Владиславом Ивановым и Арсением Шупляковым, в состав которого вошли артисты группы ударных инструментов. Солистами концерта стали Софья Кипрская, лауреат международных арфовых конкурсов Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена, и Юрий Афонькин, исполнившие вместе фантазию на популярные темы из любимых кинофильмов.
Большого внимания заслуживала традиционная программа «Мариинский оркестр в лицах», представленная солистами Софьей Кипрской, Софьей Виланд, Александром Афанасьевым, Виталием Папыриным. В их исполнении прозвучали сочинения Клода Дебюсси, Курта Аттерберга, Эмиля Дельту-ра и Жана Франсе.
8 марта в Концертном зале состоялось открытие II международного фестиваля «Виртуозы флейты», посвященного этому уни-
кальному инструменту, существовавшему во всех мировых культурах с древнейших времен. Участниками фестиваля стали солисты Берлинского музыкального оркестра, Симфонического оркестра Мариинского театра, Заслуженного коллектива России, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской Филармонии, Симфонического оркестра Большого театра, Российского национального оркестра.
Программа фестиваля состояла из мастер-классов Егора Егоркина и Эммануэля Паю. В концертах звучали сочинения Анто-нио Вивальди, Владимира Цыбина, Жанны Металлиди, испанского композитора Пабло де Сарасате, классика аргентинской музыки Альберто Хинастера и композитора, джазового музыканта Клода Боллинга.
Исполнители продемонстрировали как современные приемы звукоизвлечения, так и стилистику барочных флейт. Особый интерес у слушателей вызвали исполнения флейтистов Аглаи Шупляковой, Николая Мохова, Дианы Черезовой и пианиста Эдуарда Кипрского. Музыкантам удалось передать в сочинении сюиты Клода Боллинга интонации барокко, джаза, пасторали и экзотических танцев. Завершился фестиваль флейты безукоризненным, виртуозным исполнением Эммануэлем Паю концерта Арама Хачатуряна.
В начале марта (1, 2, 3, 4) в репертуар Ма-риинского театра-2 на Новой сцене Валерий Гергиев включил оперы Рихарда Вагнера «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов», а завершится этот марафон музыкой «человека, - по словам Томаса Манна, - в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени», - Густава Малера, его симфонией № 8.
Когда-то к этим композиторам влекло великого итальянского кинорежиссера Лукино Висконти, создавшего фильм с тем же вагне-ровским названием «Гибель богов»; действие в нем сопровождалось музыкой Малера, в которой было ощутимо вагнеровское начало. В финале оперы «Гибель богов» говорится, что прекратились преступления на Земле, мировая несправедливость искуплена смертью героя; Восьмая симфония Малера обращена к Творцу, к вечному блаженству. Эти два музыкальных произведения объединяет поиск высшей гармонии, к чему и стремились великие мастера, что и стремятся донести до слушателей музыканты Мариинского театра.
Гала-концерт к 200-летию Мариуса Пети-па состоялся в Мариинском театре. Именно на этой прославленной императорской сцене на протяжении двух столетий идут постановки выдающегося балетмейстера, такие как «Дочь фараона», «Дон Кихот», «Баядер-
ка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Лебединое озеро».
Юбилейный концерт открылся премьерой одноактного балета «Времена года», музыка А. Глазунова, которую осуществил молодой, талантливый креативный хореограф Константин Кейхель, исполнители - Екатерина Чебыкина и Роман Беляев. В программу концерта вошли II действие балета «Сон в летнюю ночь», музыка Ф. Мендельсона, хореография Дж. Баланчина, и III действие балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского, реконструкция спектакля 1890 года, Принцесса Аврора - Алина Сомова, Принц Дезире - Ксандер Париш, за дирижерским пультом - Валерий Гергиев.
Музей «Смольный»
15(28) января 2018 года исполнилось 100 лет подписанию в Смольном «Декрета о Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА)». Этому событию была посвящена выставка агитационного плаката «Красная Армия всех сильней» в Государственном музее «Смольный», где размещена их коллекция - более 2000 единиц хранения.
100 лет назад в Смольном начался славный путь Рабоче-Крестьянской Красной Армии (с февраля 1918 по февраль 1946 года), затем Советской Армии (февраль 19461992 год) и, наконец, Вооруженных Сил Российской Федерации (с 7 мая 1992 года).
Первые агитационные плакаты должны быть понятны всем: «Глянешь - и мыслию объят, это и есть плакат». На них изображались красноармейцы, рабочие, крестьяне, появлялись новые символы: знамя, молот, винтовка, звезда, условное изображение города с обязательным дымом из труб. Уникальные плакаты 1918-1921 годов агитировали вступать в ряды Красной Армии, бороться с дезертирством, отражали события Гражданской войны. Поздние плакаты посвящены новым видам войск, воздушному флоту, артиллерии и, главное, Великой Отечественной войне.
Помимо плакатов известных художников - Д. Моора, Апсита (Скиф), на выставке можно увидеть произведения малоизвестных или совсем неизвестных авторов. Рядом с агитационным плакатом на выставке представлена серия агитационного фарфора, созданная к 5-летию Красной Армии.
С.С. Акимов
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ А.Е. ЗАВЬЯЛОВОЙ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР КОНСТАНТИНА СОМОВА»*
© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, преподаватель, МБУ ДО Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород, ss.akimov@mail.ru
со
ч
tu
Ci
О
3 О
Творчество К.А. Сомова стало объектом пристального внимания критиков еще при его жизни. К настоящему времени жизненный и творческий путь художника не только хорошо известен в плане фактов, но и получил концептуальное осмысление в контексте основных процессов развития отечественной культуры Серебряного века. Недавно литература о Сомове обогатилась исследованием, обладающим принципиальной содержательной и методологической новизной: в монографии А.Е. Завьяловой всестороннее аналитическое освещение получила тема восприятия мастером художественного наследия прошлого, влияния на его творчество классического западноевропейского искусства - античности, французской, фламандской и голландской школ.
Анна Евгеньевна Завьялова давно и плодотворно занимается искусством рубежа XIX-XX столетий, в 2012 г. увидела свет ее монография, посвященная читательским пристрастиям А.Н. Бенуа и К.А. Сомова и отражению в их творчестве сюжетов, образов, мотивов европейской и русской литературы**, а в 2014 г. - книга «Мир искусства. Японизм».
Осуществленный А.Е. Завьяловой комплексный, скрупулезный анализ тех импульсов, которые впитали и трансформировали живопись и графика Сомова от 1890-х гг. до произведений последних лет, дает богатейший материал к пониманию и оценке ретро-спективизма как особого творческого метода, о котором уже современники говорили как о фундаментальной черте художественно-
* Завьялова А.Е. Художественный мир Константина Сомова. - М.: БуксМАрт, НИИ теории и истории изобразительных искусств, 2017. - 208 с., ил.
** Завьялова А.Е. Александр Бенуа и Константин Сомов. Художники среди книг. - М.: Театралис, 2012. - 207 с., ил.