М.Н. Дробышева
ТЕАТРАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ ЯНВАРЯ, ФЕВРАЛЯ, МАРТА В ГОД ТЕАТРА В ПЕТЕРБУРГЕ (2019)
© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
109
Эффект Эйфмана
В Год театра 28 февраля в Санкт-Петербургском государственном академическом театре балета Бориса Эйфмана состоялся новый спектакль «Эффект Пигмалиона», посвященный творческой личности, чемпиону по спортивным танцам. Эйфман, казалось бы, обратился к известному мифу о скульпторе Пигмалионе, воплотившем свой идеал женской красоты в своем творении - статуе целомудренной девушки и влюбившемся в нее. Но замысел спектакля был иной. Б. Эйфман «почерпнул название нового балета в трудах по психологии, где понятие "эффект Пигмалиона" означает феномен влияния ожиданий на действительность. Так, человек, воспринимаемый другими как талантливый, будет ощущать уверенность в себе и добиваться успеха», - поясняет буклет к спектаклю.
Действие разворачивается на улице среди обитателей трущоб, а также на танцпо-ле в атмосфере великосветских дворцов, в резиденции чемпиона по бальным танцам Лиона. Поспорив с друзьями, он решает мужеподобную, угловатую, в одежде с чужого плеча, похожую на парнишку-оборванца Галу превратить в звезду подиума, но в отличие от профессора Хиггинса из «Пигмалиона» Бернарда Шоу не влюбляется в нее, а, достигнув цели, теряет к ней интерес. Лион не способен любить. Партию Лиона исполняют два артиста - Сергей Волобуев и Олег Габышев, партию Галы - Любовь Андреева и Марианна Чебыкина. По мнению Бориса Эйфмана, «фатальная пропасть между нищетой и роскошью может быть преодолена лишь в мире танца, уравнивающем жителей хижин и дворцов. В реальности же внутри нас навсегда остается мстительное прошлое, скрыться от которого не дано никому».
Свою концепцию Эйфман воплощает средствами хореографического языка. В I действии балета в партии Галы много эксцентрики, чаплиновской клоунады, гротеска. В том же характере предстает в исполнении Игоря Полякова и Дмитрия Фишера отец Галы Холмс. В театре Эйфмана нет дублеров, каждый исполнитель самодостаточен. У него не существует кордебалета в традиционном смысле - каждый артист балета может справиться со сложной задачей хореографа.
Так, Игорь Поляков, внося в танец элементы актерского мастерства, точно изобразил пьяницу-забулдыгу, отца Галы. Красив, выразителен, могуч в балете мужской танец, полон эйфмановской изобретательности, актерских приспособлений, сложных акробатических элементов и поддержек. Женские партии не менее значимы, будь то экономки в доме Лиона, или девушки, конкурирующие в спортивных танцах, осваивающие секреты пластики пасодобля, ча-ча-ча, вальса, или Тея, партнерша Лиона по танцам (в исполнении Алины Петровской и Юлии Столяр-чук). Балерины в спектакле, встав на каблуки вместо привычных пуантов, демонстрируют иную пластику современного танца.
Во II действии Гала становится победительницей, ее награждают короной; к победе ее привела любовь к учителю и партнеру - чемпиону по бальным танцам, но слава не принесла ей счастья. Наступает отрезвление и одиночество. В балете задан особый эйфмановский ритм, филигранно разработан рисунок каждой партии. Массовые сцены, построенные на контрасте разной стилистики, способствуют пониманию философской драмы. Спектакль поставлен на музыку Иоганна Штрауса-сына; Эйфман открыл композитора для балетного искусства. Способствуют раскрытию замысла хореографа декорации Зиновия Марголиса и костюмы Ольги Шаишмелашвили. Финал балета «Эффект Пигмалиона» обращен к известной мысли испанского драматурга Кальдеро-на: «Жизнь есть сон». Борис Эйфман задает вопрос: «...что есть сама жизнь, как не сон, порожденный томлением по недосягаемой мечте»? - воплощенной в танце мастера.
100 лет БДТ им. Г.А. Товстоногова
15 февраля 1919 года спектаклем «Дон Карлос» Шиллера в здании консерватории открылся Большой драматический театр, который основали поэт Александр Блок, писатель Максим Горький и актриса Мария Андреева. Трудно было организовать театр в ту эпоху, но вопреки всем препятствиям труппа приступила к созданию спектаклей. Блока называли «совестью театра»; он полагал, что «высокая трагедия есть насущный хлеб для театра». Максим Горький писал в журнале
СО
ч
tu
Ci
О
3 О
«Дела и дни БДТ» (1919): «Я дерзаю считать приблизительно верным такой ответ: в наше время необходим театр героический, театр, который бы поставил целью своей идеализацию личности, возрождал бы романтизм, поэтически раскрашивал бы человека. <...> Этому человеку необходимо показать другого, о котором он сам - и все мы - издавна мечтали, человека-героя, рыцарски самоотверженного, страстно влюбленного в свою идею
- какова бы она ни была, - человека честного деяния, великого подвига».
Театр трагедии, романтической драмы и высокой комедии, БДТ начал ставить спектакли в помещении б. Суворинского (Малого) театра с сентября 1920 года. Архитектор Людвиг Фонтана построил театр на набережной реки Фонтанки, д. 65 на средства пионера воздухоплавания графа А.С. Апраксина. В первые годы А. Блок выступал перед началом спектаклей, обращаясь к зрителям с призывом любить театр: «... пусть каждый уходит из театра влюбленным и верным земле». В БДТ работали выдающиеся актеры Н.Ф. Монахов, Ю.М. Юрьев, С.М. Колосова, В.В. Максимов, К.А. Алене-ва, режиссеры К.К. Тверской, А.Д. Дикий, художники А.Н. Бенуа, А.В. Щуко, Ю.И. Анненков, Н.П. Акимов, Б.М. Кустодиев.
Особый расцвет театра связан с именем Г.А. Товстоногова, который возглавил театр в 1956 году и руководил им 33 года. Товстоногов открыл современному зрителю классику - Достоевского, Л. Толстого, Грибоедова, Гоголя, Чехова, Горького. Каждый из его спектаклей - «Идиот», «Варвары», «Горе от ума», «Три сестры», «Мещане», «Ревизор», «Тихий Дон», «История лошади», «Дядя Ваня»
- становился легендой. В одном из своих интервью Г.А. Товстоногов сказал: «Никогда не думаю о будущем театра. Каким он будет? Идеалы сохраняются. Могут меняться эстетические формы, но суть театра - добраться до корок сознания средствами именно этого зрелищного искусства, его соборности... Открывается занавес, и все происходящее на сцене зависит от зрителя, а зритель зависит от того, что происходит на сцене. Эта невидимая взаимосвязь - самая главная. А средства, наверное, будут меняться. Это нельзя предугадать и не нужно. Мейерхольд в этом смысле дальше, чем сегодняшний театр по своей сути. Мы не догнали еще его». Сегодня БДТ им. Г.А. Товстоногова возглавляет Андрей Могучий, которому досталась в наследство эпоха Георгия Товстоногова. По мнению А. Могучего, «Столетнюю историю Большого драматического театра объединяет одна цель и одна сверхзадача - противостояние буржуазной культуре, культуре потребления
искусства как товара. Театр, рожденный революцией, не театр для элит. Это театр, призванный говорить с улицей (современностью) на одном языке».
Свой взгляд на историю БДТ и отношение к ней Андрей Могучий вместе с Виктором Крамером и Светланой Щагиной выразил в юбилейном сценарии «Воздухоплавание и применение его к передвижению аэростатов свободных и несвободных по желаемым направлениям», постановку которого осуществил В. Крамер. Как и сто лет назад, 3 марта перед зрителями звучали слова А. Блока - в исполнении Евгения Миронова. С портретов безмолвно наблюдали за происходящим на сцене Блок, Горький, Андреева и Товстоногов. Декорации художников - мирискусников, авангардистов, конструктивистов предстали на экране во всей своей художественной мощи. От лица нынешних художников БДТ представлял Эдуард Кочергин.
В юбилейном действе были использованы декорации, костюмы, реквизит из спектаклей Андрея Могучего «Алиса», «Губернатор», «Три толстяка» и спектакля Георгия Товстоногова «Три сестры» (1965). Стихотворение А. Блока «Девушка пела в церковном хоре... » прочла Алиса Фрейндлих.
Лев Додин поведал собравшимся о БДТ как о театре Георгия Александровича Товстоногова, вспоминая отдельные спектакли, взаимоотношения режиссера с властями, гастрольные выступления, воссоздал в своей речи атмосферу, царившую в эпоху великого мастера. Его рассказ дополнил фрагмент документального фильма, снятого во время репетиций и найденного недавно в музее театра. Зрители смогли увидеть Г.А. Товстоногова на репетициях с З. Шарко, Т. Дорониной, В. Ковель, Э. Поповой, Е. Копеляном, Л. Макаровой, Н. Трофимовым, О. Басилашвили, К. Лавровым, В. Стржельчиком. Комментировал этот показ Олег Басилашвили. Благодаря этому короткому фрагменту и рассказу О. В. Басилашвили перед зрителями предстал некий фантом, соединивший нас с прошлым БДТ - временем, когда ставились «Горе от ума», «Ревизор», «История лошади»... Ведь Чацкий в «Горе от ума» разговаривал не с персонажами, а со всем зрительным залом, объясняя, что такое Фамусов и его окружение. «Надо ставить комедию как откровенно публицистическое произведение. В постановке классической драматургии необходимо соблюдать не букву, а дух», - так считал Товстоногов.
В финале действа артистов БДТ поздравили официальные лица, в их числе - министр культуры В. Р. Мединский и врио губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглов,
который вручил почетные знаки «За заслуги перед Петербургом» народным артистам России А. Б. Фрейндлих, О.В. Басилашвили и Г.А. Штилю.
4 марта юбилей продолжился - зрители смогли посетить «Театр будущего». Этот архитектурный проект был посвящен выдающимся художникам, работавшим в БДТ в первой половине XX века, - В. Щуко, М. Добужинс-кому, А. Бенуа, Ю. Анненкову, Б. Кустодиеву, Н. Альтману, Л. Чупятову. В каноническое пространство классического театра БДТ была встроена фанерная конструкция. Одна из ее частей представляла небольшое пространство со сценой укрепленной на специальных металлических элементах, которое размещалось в зрительном зале. Там звучали в записи голосов поэтов. Авторами проекта стали А. Шишкин-Хокусай, А. Могучий, А. Воронов, представившие попытку поиграть с футуристическими смыслами, основываясь на решении Театра будущего художника Эля Лисиц-кого - автора книги 1929 года «Реконструкция архитектуры в Советском Союзе».
После посещения «Театра будущего» зрители могли услышать премьеру хоровой оперы «Тристия» («Tristia») Филиппа Эрса-на в исполнении хора и оркестра «Música eterna» Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского под руководством Теодора Курентиса. Арии-монологи, дуэты, трио и хоровые песни звучали на русском и французском языках. В хоровую оперу были включены стихотворения Осипа Мандельштама и Варлама Шаламова.
Александринский театр
Новый спектакль Валерия Фокина «Рождение Сталина» предваряли три лекции Н. Сванидзе, А. Проханова, Э. Радзинского, посвященные феномену Сталина. «Сама идея родилась у меня три года назад, - рассказывает В. Фокин. - Мне хотелось исследовать механизм, как рождается Сталин и одновременно исчезает человек по имени Джугашвили, появляется диктатор».
Текст пьесы создавался на основе фрагментов документов, воспоминаний, отрывков из романа Ф. Достоевского «Бесы», пьесы М. Булгакова «Батум», а также произведений современных авторов. Этот современный публицистический спектакль, в котором проявилась индивидуальность режиссера Фокина, - безусловная удача постановщика. Он находит нужную тональность в спектакле, выраженную в стенографии Николая Рощина и музыкальном оформлении Ивана Благодёра. В репликах героев звучит музыка грузинского языка, необходимая для воссоздания атмосферы, колоритные мальчики-
газетчики выкрикивают наперебой по-грузински новости; писаный задник декораций, где изображены улочки Тифлиса с характерной для тех мест архитектурой, переносят зрителя в Грузию начала XX века. Эта постановка — необходимое для нашего молодого поколения исследование: от сцены к сцене режиссер показывает, как закладывался фундамент, на котором выстраивалась система тоталитаризма, как из молодого семинариста Иосифа (Сосо) (его талантливо играет Владимир Кошевой) рождается Сталин.
Все, кто окружал его в молодости - Ольга (Анна Блинова), Давид (Николай Белин), Сандро (Дмитрий Бутеев), Ираклий (Тимур Акшенцев), Камо (Иван Ефремов) — и поддерживал революционные идеи, были им преданы и погибли. Кульминацией спектакля становится сцена помилования одиннадцатилетнего сына купца Бархатова (Александр Лушин), когда Сосо представляет себя Богом, проводя аналогию с библейской притчей о жертве Авраама. В спектакле найдена важная точка, когда из оркестровой ямы появляется огромная мощная фигура вождя (подобный монумент когда-то возвышался над Ереваном, но в спектакле она лишь приподнимается). Финал сыгран истинно по-фокин-ски, режиссер не мог не обратиться к фантастическому, гротеску, когда в заключительной сцене появляется, встав из гроба, генералиссимус СССР, облаченный в парадную форму (его виртуозно играет Петр Семак) и идет в тюрьму к молодому Джугашвили, пережившему преследования и насилие. И говорит с усмешкой: «Как из такого замарашки целый я вылупился? Покури, дорогой, покури "Беломорканал", отличное название, узнаешь через 30 лет <...> Я Сталин! Как и ты».
Спектакль вызвал много споров, мнения зрителей разделились, но это происходит всегда, когда мы соприкасаемся с подлинным произведением искусства.
IV Международный фестиваль «Поющая Масленица» в Мариинском театре
Фестиваль «Поющая Масленица» открылся 3 марта в Мариинском-2 исполнением сценической кантаты Карла Орффа «Кармина бурана» солистами оперной труппы, хором и симфоническим оркестром Мариинского театра, а также сводным хором детских музыкальных школ - 500 человек в возрасте от 6 до 18 лет. За время масленичной недели звучали хоровые коллективы России, Финляндии и Японии.
В Концертном зале выступил Хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры и московских духовных школ, воссозданный в 2007 году. В своем певческом служении он восходит к
СО
ч
tu
Ci
О
3 О
традициям лаврского пения. Хор посетил с гастролями города России, а также Армению, Индию, остров Кинг-Джордж в Антарктиде. Финский хор мальчиков «Канторес минорес» под управлением Ханну Норьянен исполнил духовные гимны и песнопения Баха, Мендельсона, Брукнера, финскую музыку (произведения звучали под аккомпанемент органа, солист Маркус Мальмгрен). Петербургский Хор мальчиков Хорового училища им. М.И. Глинки под управлением Владимира Беглецова исполнил фрагменты из Литургии Чайковского и произведения Танеева. В программе фестиваля прозвучали симфонии № 8 и № 9 Бетховена. В концерте приняли участие солисты оперной труппы Мариинского театра и Детский хор Сугинами (Япония), созданный в 1964 году (художественный руководитель и хормейстер Асако Цусима). В репертуаре хора - произведения в жанре «хорового мюзикла» и поп-музыки, транскрипции народных песен разных стран. В полусценическом исполнении была представлена опера Икумы Дана «Юдзуру» на сюжет японской легенды «Журавлиные крылья» с участием Детского хора Сугинами и Филармонического оркестра «Токио Сити» (дирижер Кэн Такасэки), основанного в 1975 году. 8 марта в исполнении Анастасии Калагиной (сопрано) и Сводного хора студентов прозвучало сочинение Пу-ленка «Gloria» в честь 120-летию композитора. В состав сводного хора вошли Камерный хор Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого, Академический хор Петрозаводского государственного университета, Академический хор Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, Камерный хор «Carpe diem», камерный хор «Festino».
В камерных залах Мариинского-2 прошли традиционный марафон a capella при участии шести хоровых коллективов и концерт Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга. Оперетту-феерию «Городок в табакерке» Сергея Баневича по мотивам сказки В. Одоевского представили ученики Хорового училища им. М.И. Глинки. В афише фестиваля были представлены оперы «Соловей» Стравинского в постановке Александра Петрова и весенняя сказка Римского-Корсакова «Снегурочка» в постановке Александра Галибина. В день закрытия фестиваля 10 марта в Концертном зале выступил академический хор «Млада» из Перми, в программе «От фолка до джаза» - русские и зарубежные народные песни, популярные мелодии из кинофильмов.
В дни Масленицы на исторической сцене были показаны балеты Михаила Фокина «Петрушка» Стравинского и «Шехеразада»
Римского-Корсакова. На сцене была передана атмосфера народного гулянья, в воссоздании которой приняли участие и воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана.
Театр-фестиваль «Балтийский дом»
4 марта на Малой сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» состоялась торжественная церемония закрытия XII международного фестиваля «Монокль». В фестивале приняли участие артисты и режиссеры из России, Армении, Болгарии, Молдовы, Польши, Беларуси и Словакии. 122 заявки были рассмотрены жюри фестиваля. В онлайн-режиме прошли чтения стихов «Монолог о любви»: с 25 февраля по 3 марта зрители могли прочитать свои любимые произведения в прямом эфире, придя на вечерние спектакли. Гран-при фестиваля был удостоен народный артист России Валерий Ивченко за спектакль «Кроткая» БДТ им. Г.И. Товстоногова. Первой премией была отмечена Наринэ Григорян за спектакль «Моя семья в моем чемодане» Ереванского театра кукол, Мартинас Недзинскас получил вторую премию за спектакль «Прекрасные вещи» литовского театра «Китас Кампас». Обладателем третьей премии стал Николай Стешиц за спектакль «Синяя-синяя» Могилевского театра кукол. Специальный приз прославленного литовского артиста Владиса Багдониса получила Алиса Олейник за роль Герды в спектакле «Комната Герды» театра «Особняк». Специальными дипломами были отмечены Сергей Азеев за спектакль «Сибирь» Театра ненормативной лексики и Димитр Марков за спектакль «Семён» Болгарского драматического театра им. Стефана Кирова.
К Международному дню театра «Балтийский дом» провел Театральную неделю. 27 марта стал Днем театра в 1961 году, девиз - «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». В течение недели можно было посетить открытую репетицию спектакля «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко» (режиссер Андрей При-котенко) и встретиться с артистами.
К.С. Станиславский говорил: «75% того, что делается на репетиции, обычно не входит в спектакль». А. Прикотенко отмечает: «Открытая репетиция - это своеобразная творческая лаборатория. Зрители становятся непосредственными участниками создания спектакля, соавторами. <...> Возможно, во время совместного обсуждения увиденного появятся идеи, которые мы сможем привнести в наш спектакль». В лекции-дефиле «Театральный дресс-код» ведущая - историк моды Мэган Виртанен поведала, как театральные костюмы влияли на моду, в дефиле были продемонстрированы костюмы театральной пуб-
лики разных эпох - от ампира до наших дней. Лекция-дефиле состоялась перед спектаклем «Сирано де Бержерак» по пьесе Э. Ростана, режиссера Владимира Тыкке. Театрализованную лекцию «Театральный этикет: вчера, сегодня, завтра» провела специалист по этикету, обладатель Национальной премии за развитие этикета в России, автор книг-бестселлеров Татьяна Белоусова. Лекция прошла перед спектаклем «Два старомодных коктейля для двух старомодных чудаков» по киносценарию В. Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» режиссера Владимира Тыкке.
27 марта, Международный день театра, стал Днем открытых дверей в «Школе теат-
рального мастерства» - новом просветительском проекте, который с апреля стартовал в театре-фестивале «Балтийский дом». Можно было посмотреть флешмоб «Мы любим театр» и побывать на спектакле «Олимпия» по пьесе Ольги Мухиной (режиссер Филипп Лось) - совместной постановке театра-фестиваля «Балтийский дом» и Русского театра Эстонии (Таллинн).В эти дни театр уделял внимание и детям. Перед каждым дневным спектаклем театр приглашал юных зрителей совершить путешествие в страну Театралию. В Большом фойе вместе с артистами дети сочиняли свою пьесу, придумывали грим и костюмы, создавали сказочный занавес.
С.С. Акимов
XLIII ДОБРОЛЮБОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, СЕКЦИЯ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
Нижний Новгород, 13-14 февраля 2019 г.
© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, преподаватель, МБУ ДО Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород; e-mail: [email protected]
13-14 февраля 2019 г. в очередной раз состоялась международная научная конференция «Добролюбовские чтения», ежегодно проводимая Нижегородским государственным лингвистическим университетом им. Н.А. Добролюбова и находящимся также в Нижнем Новгороде Государственным литературно-мемориальным музеем Н.А. Добролюбова - единственным в стране, посвященным выдающемуся литературному критику и общественному деятелю. Проделав за годы существования путь от скромного межвузовского мероприятия до масштабного форума, объединяющего ученых-гуманитариев разных специальностей, чтения занимают видное место в культурно-интеллектуальной жизни города. Это стало результатом плодотворного сотрудничества вуза и музея и во-многом является заслугой профессора В.М. Строгецкого (НГЛУ) и заслуженного работника культуры РФ Г.А. Дмитриевской (музей Н.А. Добролюбова), на протяжении долгого времени остающихся бессменными научными руководителями конференции.
Традиционно одна из секций чтений посвящена вопросам теории и истории изобразительного искусства. О ее работе в прошлые годы неоднократно писалось на страницах данного журнала*; можно говорить о том, что сложился круг постоянных участников мероприятия, который ежегодно пополняется новыми именами, а это, соответственно, ведет к расширению тематики. Автори-
* Общество. Среда. Развитие. 2015, № 1; 2016, №1; 2017, № 1; 2018, № 1.
тет мероприятия, несомненно, повышается благодаря регулярному участию московских искусствоведов. Тема заседания была сформулирована широко - «Творец и натура: традиции и новации в искусстве», что позволило представить доклады весьма разнообразного содержания: от вопросов иконографии древнерусской живописи до отечественного искусства Серебряного века и историографии творчества Рембрандта.
Из двенадцати заявленных было заслушано одиннадцать выступлений. Председательствовала известный в городе и регионе критик, педагог, художник Наталья Викторовна Квач, автор многочисленных работ о народном искусстве Нижегородской области и творчестве современных нижегородских художников (ее доклад о пушкинской теме в графике Э. Насибулина прозвучал на пленарном заседании).
В выступлении кандидата исторических наук А.Б. Конотопа (Москва) на примере конкретного произведения - русской иконы «Страшный суд» из Национального музея Швеции - была продемонстрирована не иссякающая актуальность иконографического метода, разрабатываемого исследователями средневекового христианского искусства на протяжении полутора столетий и по-прежнему способного принести интересные находки. В стокгольмской иконе докладчик обратил внимание на чрезвычайно подробное изображение деяний пророков Илии и Еноха в эпизоде «Земля и море отдают мер- о твецов» и доказал, что источником компози-