Научная статья на тему 'Театральные и культурные события осени 2017 года'

Театральные и культурные события осени 2017 года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театральные и культурные события осени 2017 года»

деятельности на территории Таймыра, требующих пристального внимания и современных подходов.

В процессе обсуждения докладов были приняты решения:

1. Признать работу Таймырского краеведческого музея в области научно-исследовательской деятельности, сохранения и популяризации материального и нематериального культурного наследия Таймыра - успешной.

2. Таймырскому краеведческому музею продолжить сотрудничество с ведущими музейными и научно-исследовательскими учреждениями для организации и проведения междисциплинарных исследований.

3. Рекомендовать научным учреждениям ТМР и Норильского промышленного района усилить вовлечение молодежи в научную деятельность на Таймыре и сопредельных районах.

4. Продолжить популяризацию научного, культурного, туристического потенциала Таймыра на российском и международном уровне, всеми заинтересованными сторонами, в том числе, с привлечением Интернет-ресурсов.

5. Поддержать инициативу общественности города Дудинки об увеличении внимания к сохранению территорий традиционного природопользования коренных народов Таймыра.

6. Поручить оргкомитету Конференции подготовить отчет и итоговые сообщения о работе Конференции для опубликования в СМИ.

7. Выразить признательность Управлению общественных связей Администрации ТМР за информационную поддержку.

8. Учитывая научную и практическую значимость докладов, присланных на Конференцию и дискуссий, состоявшихся в рамках Круглого стола, одобрить издание сборника материалов Конференции.

Даже общий перечень докладов и предложений, выработанных в процессе работы конференции, свидетельствует о целесообразности регулярного проведения научно-практических конференций по проблемам, которые были перечислены в докладах участников круглого стола.

Проведение праздника 80-летия музея совпало с «Ночью музеев», которая показала, насколько популярным он является для жителей Дудинки.

м.н. Дробышева

ТЕАТРАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ ОСЕНИ 2017 ГОДА

© Дробышева Марина Николаевна — кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail drob.55@mail.ru

XXVII международный театральный фестиваль «Балтийский дом»

С 3 по 21 октября под эгидой VI Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялся очередной театральный фестиваль «Балтийский дом». Спектакли программы объединил девиз «Имитация жизни». Режиссеры и актеры из Белоруссии, Венгрии, Германии, Грузии, Дании, Казахстана, Латвии, Польши, России и Хорватии пытались ответить на вопрос: чем занимается театр сегодня? Он имитирует жизнь или документирует ее, отображая действительность в художественном преломлении. Особое внимание привлекала постановка Э. Някрошюса по пьесе А.П. Чехова «Иванов» силами Хорватского национального театра Загреба. Пьесы Чехова начали ставиться в ХНТ с 1897 года, а в 1902 после постановки «Дяди Вани» развернулась полемика между сто-

ронниками Чехова и Горького. «Иванов» впервые ставился в этом театре. Хорватские артисты стремились вместе с Э. Ня-крошюсом разгадать «чеховский секрет» личности Иванова (играл эту роль Боян Навоец), показать, как будничность уничтожает «чувство жизни» и герой оказывается в тупике и гибнет.

В рамках фестиваля Санкт-Петербургским отделением СТД РФ и РГИСИ была проведена научно-творческая конференция «Европейский театр и Россия», посвященная 90-летию со дня рождения Л.И. Гительмана, ученого и театроведа, профессора РГИСИ, на которой выступили известные теоретики театра, такие как А. Чепуров, В. Максимов, Е. Горфункель, А. Бартошевич, Б. Илларионов, А. Юрьев, М. Дробышева, М. К. Отан-Матье.

Занимаясь русско-французскими связями, творчеством Андре Антуана, Л.И. Ги-

тельман был последователем театроведческой школы А.А. Гвоздева и Макса Германа, главным для которой было изучение не литературной основы спектакля, а его реконструкция. Знаменитые сокурсники Л.И. Гительмана М. Белович и С. Жигон, поставившие позже в БДТ им. М. Горького (ныне Г.А. Товстоногова) спектакли, неоднократно обращались в своих исканиях к русскому репертуару.

Столетие Российской революции 1917 года

25 октября 2017 года в Государственном Эрмитаже прошло торжественное открытие выставки к 100-летию Русской революции под названием «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь». Экспозиция выставки, состоящая из более 350 экспонатов, разместилась в парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца - от Иорданской галереи на первом этаже до Малой столовой на втором. Именно здесь разворачивались события Октябрьской революции. Разработку дизайна этой экспозиции осуществило дизайн-бюро «Caspar Conijn» (Амстердам, Нидерланды) руководителем проекта стал Хеске-Дам. В Арапском зале и Ротонде расположилась выставка «Печать и революция. Издания 1917-1922 годов в фондах Государственного Эрмитажа». На Дворцовой площади в этот вечер состоялась музыкально-поэтическая мистерия (режиссер Виктор Высоцкий). Центральный выставочный зал «Манеж» представил межмузейную историко-доку-ментальную выставку «Петроград. 1917. Хроника». В экспозиции принял участие и Александринский театр, который показал костюмы, выполненные по эскизам А. Головина для легендарного спектакля «Маскарад» Вс. Мейерхольда.

Историко-мемориальный музей «Смольный» разработал цикл юбилейных мероприятий: 18 ноября в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума в Актовом зале прошел круглый стол «Русская революция 1917 года и право народов на самоопределение», на котором выступили депутат Государственной Думы Владимир Бортко, председатель комитета Санкт-Петербурга Эдуард Сухенко, директор музея «Смольный» доктор наук Николай Третьяков, директор музея Ленина в Тампере Миа Хейнимаа.

К 90-летию Историко-мемориально-го музея «Смольный» 8 декабря в Зубовском особняке в Зеленом зале Российского института истории искусств состоялась встреча старейших сотрудников и праздничный концерт, организованный музей-

ным руководством и Нонной Яновской в рамках фестиваля искусств «Исаакиевс-кая площадь» 2017, на котором выступили юные музыканты. 15 декабря на научной конференции, прошедшей в историческом здании Смольного, «Октябрь 1917 года. Начало или конец?» ученые-историки обсудили эпохальные события революции, изменившей жизнь России и мира, повлиявшие на международные отношения. Силами сотрудников музея «Смольный» была подготовлена выставка «Ленин и Троцкий - вожди Октября». Все эти мероприятия заставляют задуматься о путях исторического развития России, когда спорят о демократии, праве наций на самоопределение, праве на землю и средства производства, нельзя забывать о необходимости делать практические выводы из истории. мариинский театр

«Уроки истории» - так был назван вечер памяти 100-летия революции 1917 года на Новой сцене Мариинского театра в постановке Василия Бархатова. Действие в спектакле происходило в классе одной из петербургских школ. В воссозданной атмосфере урока ученики рассказывали о грозных революционных событиях, ставших поворотными в судьбе России. Юные артисты Детской студии Мариинского театра, Музыкально-драматической студии «Синяя птица», Детского хора телевидения и радио становились персонажами Октября - то Лениным, Керенским, Дзержинским, Троцким, членами Временного правительства, Николаем II, Маяковским, Мейерхольдом, то многоликой народной массой: солдатами, матросами, рабочими, чекистами, телеграфистами, юнкерами, газетчиками, эмигрантами. Родителей в спектакле играли драматические артисты, которые произносили свои реплики из зрительного зала.

Между интермедиями была представлена музыкальная программа из фрагментов 2-й и 12-й симфоний Шостаковича, Кантаты к 20-летию Октября Прокофьева, отрывка из оперы Мусоргского «Хованщина», русских песен, городского фольклора, романсов Вертинского и Булахова, фрагмента балета Шостаковича «Барышня и хулиган» и отрывка из балета Бориса Эйфмана «Красная Жизель» в исполнении балетных артистов Е. Евсеевой, Д. Залеева, С. Волобуева, М. Абашовой, Большого симфонического оркестра Мариинского театра, Ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева, Кубанского казачьего хора, Сергея Шнурова.

Гала-открытие VI Санкт-Петербургского международного культурного форума со-

стоялось на Новой сцене Мариинского-2, в программе - премьера балета Игоря Стравинского «Петрушка». Хореограф Владимир Варнава представил новое прочтение балета в исполнении В. Шклярова, Д. Залеева, З. Ялинич, Ю. Смекалова. Также прозвучали «Вариации на тему Паганини для фортепиано с оркестром Витольда Лютославско-го (дирижер Валерий Гергиев, солист Денис Мацуев). В заключение концерта солисты балета воспроизвели Апофеоз Мариуса Пе-типа, показав фрагменты из всех хореографических версий великого балетмейстера.

Валерий Гергиев продолжает знакомить петербургскую публику с молодыми дирижерами, такими как Даррел Анг, Саша Мя-киля, а также пианистами Элишем Абасом и Марией Мазо, скрипачом Павлом Милюковым. Дирижер Кристиан Кнапп сумел передать оригинальную брамсовскую виртуозность в концерте № 1 и симфонии № 4.

В Концертном зале Мариинского театра открылась выставка художественной фотографии «Изящная классика. Балет в Центре „Эрмитаж - Владивосток"». Это первый совместный проект Приморской сцены Мариинского театра во Владивостоке и Приморской государственной картинной галереи «Эрмитаж - Владивосток» (куратор проекта Светлана Руснак). На выставке можно увидеть 36 фотографий, напечатанных на бумаге ханди (ручной работы, Корея). Фотохудожники И. Корот-ков, М. Попович, А. Филькин запечатлели в пространствах закулисья балетных артистов в моменты спонтанных проявлений движения, жеста, раскрывающие зрителю сложный язык хореографии. Александринский театр

Руководители секции «Театр» VI Санкт-Петербургского форума стал Валерий Фокин. Выступления ведущих деятелей сценического искусства на конференциях, мастер-классах, лекциях объединены общей темой «Революция в искусстве». Программу секции открыл авторский перформанс всемирно известного японского режиссера Та-даси Судзуки. Состоялась также дискуссия о режиссерском наследии Юрия Любимова и был показан фильм к 100-летию со дня рождения великого мастера. Особое внимание специалистов привлекли круглый стол «Театральный авангард и система культурных ценностей», а также научно-практическая конференция «Революционные тенденции в театральной эстетике (ведущий Александр Чепуров). Театральная афиша культурного форума состояла из спектаклей «Дзяды» А. Мицкевича Театра Наро-довы (Польша), режиссер Э. Някрошюс,

«Крокодил» Ф. Достоевского в постановке В. Фокина Национальным театром Венгрии и фильма Аттилы Мишпая «Раскольников встречает крокодила», посвященного спектаклям В. Фокина и А. Виднянского «Преступление и наказание». Театральной компанией Дублина «Dead centre» на Новой сцене Александринского театра был показан ирландский спектакль «Первая пьеса Чехова», авторы постановки - Мукарзель и Бэн Кидд.

Еще одно интересное событие, прошедшее, в рамках форума - Фестиваль китайской оперы «История любви», познакомивший зрителей со спектаклем «Пионовая беседка» Сучжоуского театра, выполненного в традиции жанра куньцзюй на сцене театра Балтийский дом. Фотовыставка Энди Фриберга

5 декабря в представительстве МИД России в Петербурге состоялось открытие выставки фоторабот американского фотохудожника Энди Фриберга «Смотрительницы». Художник посетил четыре ведущих музея Москвы и Петербурга: Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковскую галерею, Государственный Эрмитаж и Русский музей. В его объективе рядом с картинами выдающихся живописцев оказывались женщины-смотрительницы, которые всем своим обликом выражали настроение полотна и становились необходимой составляющей для восприятия шедевра. Эти фотоработы из США выставлялись и в других российских городах. Во время презентации можно было пообщаться с Энди Фрибергом в онлайн-режиме, ему в качестве подарка молодые вокалисты Санкт-Петербургской Капеллы исполнили русские и американские песни на двух языках. Энди Фриберг пожелал доброго утра собравшимся и поблагодарил за организацию выставки. Особняк Румянцева

28 ноября на территории Государственного музея истории Санкт-Петербурга в особняке Румянцева открылся Культурный центр имени Д.С. Лихачева, выдающегося ученого-филолога, историка русской литературы. Открытие приурочено ко дню рождения академика. В центре планируется проводить конференции, лекции, фестивальные программы, посвященные многогранной деятельности Д.С. Лихачева.

Выставка в Культурном центре построена по биографическому принципу, но акцент в ней сделан на общественной и просветительской деятельности ученого-гуманиста. Собрание вещей, находящихся в

музее, насчитывает около 600 предметов; архив Д.С. Лихачева хранится в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

Перед заведующим отделом музея Татьяной Шмаковой стояла сложная задача: в небольшом пространстве разместить выставку и выбрать самые знаковые предметы и фотографии, характеризующие личность ученого и гражданина, его окружение. Эта экспозиция достаточно информа-

тивна, она позволяет молодому поколению петербуржцев приблизить Д.С. Лихачева к нашей современности.

Вечером в Доме Журналиста состоялась торжественная церемония награждения премией имени академика Д.С. Лихачева, лауреатами 2017 года стали Г.А. Ве-ревкина (г. Вельск, Архангельская обл.), И.Я. Кушнир (СПб), Н.И. Попова (СПб), Жорж Нива (Франция), Ацуо Накадзава (Япония).

С.С. Акимов

искусствовЕд, педагог, художник. к юбилею н.в. квач

© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, научный сотрудник, Государственный литературно-мемориальный музей Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород; ss.akimov@mail.ru

О

3

ю О

В конце декабря отмечает юбилей нижегородский искусствовед и график, член Союза художников России, кандидат педагогических наук, автор многочисленных книг и статей о развитии изобразительного и декоративно-прикладного искусства Нижегородской области, исследований в области художественной педагогики и методики обучения дизайну, организатор значимых для города и области выставочных проектов, педагог-практик в богатейшим опытом Наталья Викторовна Квач. Она, несомненно, принадлежит к числу тех людей, кто в настоящее время формирует культурное пространство региона.

Н.В. Квач родилась 25 декабря 1952 г. в городе Константиновке Донецкой области УССР. Окончив в 1975 г. Горьковское художественное училище, она работала в Горьковском государственном художественном музее, заочно училась на факультете теории и истории изобразительного искусства Ленинградского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1980-1986). В эти годы освоила самые разнообразные сферы музейной деятельности, от проведения экскурсий до реставрационного дела. Яркий период в жизни художницы связан с белорусской Моги-левщиной, где в 1990-х гг. в городке Горки она вместе со своим супругом Сергеем Ивановичем Квачом, художником и архитектором, создала авторскую школу художественных ремесел, которая продолжает успешно функционировать после отъезда своих основателей.

Вернувшись в Нижний Новгород, Наталья Викторовна активно включилась

в культурную жизнь города и региона, преподавала в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете и Волжском государственном инженерно-педагогическом университете, на историческом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского читала курсы музейной педагогики и истории русского искусства будущим специалистам-музео-логам.

Особенно значительным представляется ее вклад в становление и развитие искусствоведческого образования в Нижнем Новгороде. В 2004-2015 гг. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова осуществлял подготовку студентов-искусствоведов; Наталья Викторовна была в числе организаторов этой специальности, вела занятия по теории искусства, эстетике, истории отечественной художественной культуры, руководила дипломными сочинениями выпускников. В 2012 г. в издательстве НГЛУ им. Н.А. Добролюбова вышло в свет ее пособие, посвященное методике написания и правилам оформления учебно-научных работ по искусствоведению. Обобщая и уточняя общепринятые в педагогике взгляды на уровни сложности учебно-научного задания, Н.В. Квач обосновывает три степени сложности учебно-исследовательской искусствоведческой работы: описательно-аналитическую, проблемно-аналитическую и концептуально-аналитическую. К сожалению, в 2015 г. в силу различных обстоятельств, независящих от преподавательского коллектива, специальность была закрыта, однако де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.