Научная статья на тему 'Великий шекспир на международных музыкальных и  театральных фестивалях в Финляндии, Хорватии и  России летом 2016 года'

Великий шекспир на международных музыкальных и  театральных фестивалях в Финляндии, Хорватии и  России летом 2016 года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Великий шекспир на международных музыкальных и  театральных фестивалях в Финляндии, Хорватии и  России летом 2016 года»

их творческие силы, и где цивилизационная идея обрела зримое воплощение.

Глубинное соработничество славян и тюрков, православных и мусульман является коренным явлением российского ци-вилизационного процесса. Исторически их синергетическое взаимодействие несло стратегическую стабильность на просторы Евразии. Их совместный творческий труд по созиданию общеевразийского Дома был источником возрастания солидарности на евразийском пространстве.

А.В. Посадский высказал мнение, что выработанные в ходе длительного исторического пути славянами и тюрками, православными и мусульманами миростроительные, миротворческие образы жизни, ставшие традиционными для России, имеют значение, как для самой страны, так и для всего мира. Они выступают источником формирования общеевразийской стратегической стабильности и безопасности, позволяют гармонизировать развитие евразийского пространства, служат примером согласия, содействует укреплению общепланетарной солидарности и кооперации. Перед лицом современных глобальных вызовов, несущих угрозу ослабления и разрушения социокультурных связей, их замещения зачастую не соединяющим, а разделяющим экономическим взаимодействием, принципиально важной видится задача сохранения и развития всей тотальности российских внутрицивилизационных, а также межцивилизационных связей. При этом нельзя забывать, что внутрицивилиза-ционные связи и межцивилизационное взаимодействие взаимно питают друг друга.

Заместитель председателя Экспертного Совета движения «Гражданский Мир», доцент СПбГУ Дмитрий Александрович Ру-щин отметил, что исторически сложились глубокие славяно-тюркские связи, существует духовная, нравственная и культурная общность славянских и тюркских народов,

проживающих на территории Российской Федерации. Россия может претендовать на лидерство в тюркском мире, в не меньшей степени, чем Турция и Казахстан. У России самая большая территория расселения тюркского мира. У России множество республик с тюркским населением. У России созидательный, не утраченный опыт, совместного жиз-нестроения славян с тюркскими и нетюркскими народами внутри страны. Именно сегодня Россия должна заявить о себе как о полноценном факторе в тюркском мире и прилегающих регионах. Она вполне способна стать значительным субъектом в тюркском мире. Очень важно при этом развивать связи с соседними тюркскими странами и народами, особенно с Турцией и Казахстаном, имеющими большой авторитет и большое влияние в тюркском мире.

Также Д.А. Рущин констатировал, что идущая с Запада современная глобализация, особенно ярко проявляющаяся в экономике и массовой культуре, приводит к ослаблению и разрушению культурных связей, выступающих фундаментом развития цивилизаций и их взаимодействия. Запущена машина по разрушению исторической памяти. Необходима духовная мобилизация, как внут-рицивилизационная (в самой России), так и межцивилизационная с другими странами и народами, чтобы отстоять выработанные столетиями социокультурные связи.

Участники мероприятия рассмотрели и одобрили разработанную Смольным институтом Российской академии образования концепцию создания Тюрко-славянского университета. Было поддержано предложение по созданию Санкт-Петербургской региональной Международной общественной организации «Славяно-тюркское единение» и подготовке конференции «Славяне и тюрки в глобальном мире».

Мероприятие получило позитивные отклики от участников и представителей СМИ.

о

3 ю О

М.Н. дробышева

великий шекспир на международных музыкальных и театральных фестивалях в Финляндии, хорватии и рОССИИ летом 2016 года

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

400-летие со дня смерти Уильяма Шекс- Музыкальные фестивали в Савонлинне

пира было в центре внимания участников и и Кухмо, июль 2016 г.

зрителей Оперного фестиваля в Савонлин- На Оперном фестивале в Савонлинне,

не, Дубровницких летних игр и Мариинско- проходившем с 8 июля по 6 августа 2016 года,

го театра. прозвучали оперы Джузеппе Верди, создан-

ные композитором по великим трагедиям Шекспира «Отелло», «Макбет» и по первой бытовой комедии «Веселые виндзорские проказницы» и интермедии исторической хроники «Генрих IV», последняя названа им «Фальстаф». В 1967 году Савонлиннский фестиваль оперного искусства отметил свое второе рождение, возобновившись после длительного перерыва. (Фестиваль действовал с 1912 по 1916 год, а затем состоялся лишь в 1930 году.) В руководстве фестиваля всегда были знаменитые оперные певцы, такие как Айно Акта, Матти Талвела, а сегодня им руководит Йорма Силвасти, который полагает, что и зрителей и постановщиков привлекает местоположение фестиваля, проходившего в средневековой крепости 1475 года Олавин-линна, окруженной водным пространством. Это единственная сцена в мире, обладающая особыми акустическими свойствами: когда артист отступает назад, в ее глубину, голос кажется больше по масштабу звучания благодаря пятидесятиметровым стенам. Руководство фестиваля считает, что за четыре недели можно показать 7 премьер и 25 спектаклей, их постановки зависят от технического оборудования сцены.

Сюжеты шекспировских пьес на этом фестивале разыгрывались на сцене, расположенной вдоль крепостной стены во дворе замка, воссоздавая атмосферу шекспировской эпохи. Когда-то зрители смотрели представления, стоя на городской площади. Шекспир был любимым драматургом Верди. Постановщиками этой премьеры «Отелло» стали режиссер Надин Дуффо и сценографы Эммануэль Фавр и Катя Дуфло. Место действия оперы было лишь обозначено установленными в крепостную стену крылатыми львами, символизирующими Венецию, и зеркалом, в пространстве которого проецировались действия героев, предвосхищавшие события на сцене. В финале разбитое зеркало ассоциировалось со смертью Отелло и Дездемоны. Партию Отел-ло создал литовский артист Кристиан Бенедикт, исполнявший ее более ста раз. Он стал известен петербургским зрителям, выступив в этой роли в Мариинском театре. Создавать образ Отелло ему помогли режиссерские рекомендации Эймунтаса Някрошюса. Красива была в спектакле сцена, когда хор-народ приветствует Отелло, разбившего турецкий флот и возвратившегося на Кипр с победой, а далее исполнялся дуэт Отелло и Дездемоны под звучание виолончелей соло. Для Яны Клейн, исполнительницы партии Дездемоны, это был дебют. Певица продемонстрировала высокое мастерство, приобретенное в стенах Гнесин-ской академии. Партию Яго исполнил Элиа Фабиан как типичного злодея, расставившего

сети ревности Отелло. Партию Кассио исполнил Юсси Мюллюса. Дирижером стала Чжан Сянь, которая в свое исполнение привнесла заданность дирижерской школы, не пытаясь прочесть вердиевскую партитуру по-новому. Звучавшие в ариозо Отелло воинственные фанфары дополнялись колоритной мощной фигурой Кристиана Бенедикта, создавшего образ мужественного полководца. Ведущая роль в этой постановке принадлежала Дездемоне Яне Клейн, передавшей трагическую атмосферу обреченности, чистоту и душевную хрупкость героини мягкими нежными оттенками сопрано.

Комедийную оперу Верди «Фальстаф» и трагедию «Макбет» показал в Савонлинне Ра-венский музыкальный фестиваль, режиссером этих постановок была Кристина Мацавилла-ни Мути, супруга Рикардо Мути, сценографию осуществили Эцио Антонелли и Алессандро Лаи, дирижер - Никола Пашковски. Фальстафа - недалекого, доверчивого, примитивного толстяка - создал болгарин Кирилл Манолов. Все в этой постановке дышало комедийными ситуациями карнавала, попытками Фальстафа завоевать любовь двух виндзорских проказниц и заполучить деньги. Особенно хороши были Дамиана Мицци (Нинетта) и Элеонора Буратто (Алиса Форд). В финале оперы после купания в канаве Фальстафа, избитого ревнивым мужем, все завершается всеобщим весельем и миром. Зал крепости Олавинлинна, рассчитанный на 2700 мест, рукоплескал итальянским гостям фестиваля.

Оперный фестиваль в Савонлинне в 2017 году обещает быть насыщенным интересными событиями, будет представлена постановка новой финской оперы Аулиса Саллинена «Замок на воде».

В июле-августе 2016 года в Финляндии можно было посетить 76 камерных концертов, в течение дня послушать 5-6 программ в исполнении 150 музыкантов мира в небольшом городке Кухмо. Одна из отличительных черт фестиваля - возможность ощутить чувство сопричастности к исполнителям слушателями, на глазах которых рождаются новые ансамбли. Директор фестиваля, Владимир Мендельсон, дает возможность почувствовать, что значит свобода творчества, когда не надо разделять музыку академическую и авангардную. Среди российских исполнителей были чембалистка Ирина Захаренкова, пианист Кирилл Козловский, скрипач Сергей Малов. Темой фестиваля стала музыка мировых войн XX века. Первой мировой войне была посвящена соната ре-минор английского композитора Фрэнка Бриджа в исполнении Йоона Пулккиненна (виолончель) и Кирилла Козловского (фортепиано). Музыка

Второй мировой войны была представлена квартетом Шостаковича (1944) и квартетом «На конец времени» Оливье Мессиана (1941), написанным композитором в силезском концентрационном лагере под Гёрлицем. Это сочинение стало своеобразным манифестом, передавшим боль, страдание и отчаяние невинно замученных людей.

67-е Дубровницкие летние игры. Дубровник, июль-август 2016 г.

Дубровницкий театрально-музыкальный фестиваль с финским в Савонлинне объединяет то, что спектакли ставятся в условиях естественной природной и городской среды. Так, на фоне морских скал на берегу острова Локрум можно увидеть балеты на музыку Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» и Родиона Щедрина «Кармен», или в атриуме княжеского дворца играется комедия «Дядюшка Марое» Марина Држича, или в горах среди развалин бывшего склада предстает трагедия Софокла «Антигона», или в башне Равелин - перформанс по роману Альбера Камю «Посторонний», а в другой башне Ловренац - шекспировская трагедия «Отелло». Заключительным аккордом фестиваля стала премьера «Отелло» Шекспира в постановке Ивицы Бобан, освоившей русскую школу игры К.С. Станиславского. В 70-е годы она бывала на спектаклях знаменитой Таганки, изучала режиссерский метод Юрия Любимова. Сегодня И. Бобан занимает важное место в истории хорватского театра. В спектакле «Отелло» заняты многие ее бывшие студенты, например Аня Джуринович, исполнительница роли Дездемоны. Свой путь к постижению трагедии Шекспира Бо-бан начала с постановки «Гекубы» Марина Држича. В «Гекубе» говорится о потерпевших поражение свободных людях, обращенных в рабство, о том, что рабы могут жестоко и горько отомстить. Для режиссера оба произведения современны. Яго Ракана Рушан-дата изощренно выстраивает свой дьявольский замысел уничтожения любви. Среди каменных стен башни Ловренац на брачном ложе Отелло Драгана Деспота в страстных предсмертных объятиях душит Дездемону.

На фестивале драматические спектакли были представлены античной трагедией Софокла «Антигона» (режиссер Ленка Удович-ки), комедией дубровницкого ренессансного драматурга Марина Држича «Дундо Марое» (режиссер Мира Мухоберац), «Дубровницкой трилогией» драматурга хорватского модерна Иво Войновича (режиссер Стаса Зуровац).

Музыкальная программа состояла из сольных и симфонических концертов в исполнении Дубровницкого симфонического

оркестра (дирижер Эртуг Коркмаз) и солистов: пианиста Андрю Тисона, скрипачей Филиппа Ентремонта и Стефена Вартца. Интендант фестиваля - Младен Тарбук.

В дни фестиваля в Доме-музее Марина Држича открылась выставка современного дубровницкого авангардиста Иосипа Ивановича «Двести тысяч драматических ситуаций». Директор музея Никша Матич проводит и лекции, связанные с изучением творчества Марина Држича в различных ракурсах, например «Публицистический дискурс: Марин Држич в мультимедийном пространстве».

XXIV Международный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей», май-июль 2016 г.

Сюжеты Шекспира звучали и на фестивале Мариинского театра. В год юбилея Сергея Прокофьева на открытии был представлен балет «Ромео и Джульетта», в создании которого лично принимал участие композитор. Заглавные партии исполняли Диана Вишнева и солист Большого театра Артем Ов-чаренко, дирижером был Валерий Гергиев. Нельзя не упомянуть и еще один балетный спектакль - «Сон в летнюю ночь» на сюжет романтической комедии Шекспира, где танцевали Анастасия Колегова и Тимур Аскеров. В опере Верди «Макбет» Владислав Су-лимский и Млада Худолей показали образцы проникновенной вокальной мощи, воссоздавая шекспировских героев.

Первый Международный дальневосточный фестиваль «Мариинский во Владивостоке», 30 июля - 10 августа

В течение 12 дней прославленные солисты и симфонический оркестр Мариинского театра показали 25 спектаклей и концертов. Открылся фестиваль приморской премьерой оперы Сергея Прокофьева «Обрученные в монастыре». В репертуаре фестиваля - оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Балетная афиша состояла из одноактных балетов Джоржа Ба-ланчина при участии прим-балерин Мариин-ского театра и балетных шедевров «Жизель» и «Лебединое озеро». В рамках фестиваля прошли выступления «Страдивари-ансамбля» Мариинского театра, показаны работы Творческой мастерской молодых хореографов. Выступил в эти дни и Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра под управлением Павла Смелкова. Также в фестивале участвовали приглашенные исполнители из Японии, Китая, Монголии, Южной Кореи, Тайваня, Германии, Греции, Великобритании, США, Франции, Пуэрто-Рико.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.