122
М.Н. Дробышева
РОССИЙСКИЕ АРТИСТЫ НА ФЕСТИВАЛЯХ В ФИНЛЯНДИИ, ХОРВАТИИ, КИТАЕ В 2018 ГОДУ
© Дробышева Марина Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; e-mail: drob.55@mail.ru
О
3
ю О
Оперный фестиваль в Савонлинне (6 июля - 4 августа 2018 г.)
На острове, расположенном в центре озера Сайма, находится замок Олавинлинна, Святого Олафа (1475), во дворе которого находится зал на 2257 мест, защищенный от непогоды. Там проходит фестиваль Оперного искусства в Савонлинне. Помимо спектаклей и концертов зрителям предлагается совершить круиз на кораблике по озеру, увидеть плавающих сайменских нерп - один из самых редких видов тюленей в мире - а также стать свидетелем Праздника Иванова дня, посетить музей Леса Лусто и старинную гостиницу Пунка-харью, построенную по приказу Николая I в 1844 году. В 2017 году там состоялась встреча президентов Финляндии и России - Саули Нийнистё и Владимира Путина.
Главным событием фестиваля стала опера «Пиковая Дама» П.И. Чайковского, режиссер Ере Эрккиля. Среди исполнителей были русские певцы, дирижер Александр Ведерников, руководивший несколько лет Большим театром в Москве. Он представил свою интерпретацию оперы и вызвал у аудитории неоднозначное впечатление, задав ускоренный темп, видимо, пытаясь таким образом усилить драматизм. Артисты сумели выразить эмоции героев оперы и показать накал страстей. В «Пиковой Даме» П.И. Чайковского действие происходит в XVIII веке, а у А.С. Пушкина в XIX. В спектакле же действие было перенесено на конец XIX - начало XX века. На сцене воссоздана атмосфера игорных домов того времени, различных кабаре.
Елена Гусева безукоризненно спела партию Лизы. Арии Елены отличаются многогранностью исполнения. Юность Константина Шушакова не помешала создать интересный образ Елецкого и проявить высокий профессионализм. Артисты сумели передать конфликт между страстной, порывистой Лизой, сдержанным спокойным аристократом князем. Графиня в исполнении Елены Зарембы была не старухой, а женщиной средних лет, то, что называется «бальзаковского возраста». Певица достойно справилась со своей партией. Болезненную страсть изобразил Миша Дидык в партии Германа. Партия Томского, которую исполнил болгарский баритон Кирилл Манолов, покорила слушателей.
Опера отличается оригинальным, несколько эклектичным, финалом. Лиза, которую к гибели привела любовь, и Герман, жертва азартных игр, после смерти возносятся к стенам замка, олицетворяя собой безгрешные души, устремленные к богу.
В «Пиковой Даме» сценографию осуществил Яни Ульяс. Стремясь передать Петербург времен Достоевского, он воссоздал набережные города.
Декорацией ко всем показанным операм - «Пиковая Дама», «Фауст», «Отелло», «Мадам Баттерфляй» - выступали крепостные стены.
После шестнадцатилетнего перерыва перед финскими слушателями вновь зазвучала опера «Фауст». К «Фаусту» Гуно обратился дирижер Филиппе Оген. Режиссером стал Вилп-пу Кильюнен, сценограф Киммо Вискари. Для певца Хесиса Гарсиа партия Фауста стала дебютом. Особо удались в спектакле у Маргариты (Марьюкка Теппонен) - ария с драгоценностями, а у Мефистофеля (Петри Линд-рооса) - Рондо о золотом тельце и Серенада. Оперу исполнили лучшие финские певцы.
Под руководством выдающегося финского дирижера Ханну Линту была показана и уже получившая известность опера Верди «Отелло». Партию Отелло пел Александр Антоненко. Эта постановка - совместный проект Оперного фестиваля в Савонлинне и французского фестиваля Хорегии Оранжа. Опера «Отелло» в сентябре будет представлена московским зрителям.
На этом фестивале 2018 года также прозвучали оперы Пучини «Мадам Баттерфляй» (режиссер Хенри Акина, главную партию спела южнокорейская сопрано Сэ Кен Рим), «Турандот» и «Тоска» (дирижер Альберто Веронезе). Выступления стали своеобразным фестивалем Пучини артистов из Тосканы. История оперного фестиваля в Савонлинне, начавшаяся в далеком 1912 году, продолжает покорять любителей оперного искусства своим высоким мастерством и разнообразием репертуара.
69-е Дубровницкие летние игры (10 июля - 25 августа 2018 г.)
По сложившейся традиции театрально-музыкальный фестиваль в Дубровнике (Хорватия) открывается перед Кафедральным собором Святого Влаха, покровителя города.
Действо, в котором задействованы артисты Драматического фестивального ансамбля (режиссер Саша Божич) и Симфонического оркестра филармонии (дирижер Томислав Фичини) разворачивалось на площади, где установлена колонна Орландо.
Программа фестиваля состояла из драматических и балетных спектаклей и концертов симфонической и современной музыки. Главным событием музыкальной программы стал сольный концерт Даниила Трифонова, обладателя I премии и Гран-при Московского конкурса имени П.И. Чайковского. С 2013 года он стал эксклюзивным артистом «Deutshe Gramophone», и выдвинут на премию Грэмми, премию «Echo Klassik» в номинации Лучшая сольная запись сочинения XIX века.
Концерт Трифонова состоялся в Атриуме Княжеского дворца под открытым небом, окруженного ренессансными лоджиями и колоннами. После своего блестящего выступления в Концертном зале Мариинского театра 10 сентября, пианист вспоминал: «Дворец расположен рядом с морем, влажность влияет на состояние рояля, во время игры приходилось применять большую силу, касаясь клавиш. Дубровницкая публика воспитана на классической музыке. Здесь на протяжении веков звучали различные инструменты. Во время концерта слушатели разместились помимо расставленных стульев и на ступенях, на подоконниках лоджий, повсюду».
В программе Трифонова были сочинения Шумана, Грига, Чайковского, Рахманинова, Шопена. «Мне за это короткое пребывание в Дубровнике - продолжает музыкант, - удалось с фуникулера увидеть город с птичьего полета, подняться на высоту крепостных стен и совершить прогулку на остров Локрум, увидеть там местное «Мертвое море», Доминиканский монастырь, пройтись среди субтропических растений, павлинов, зайцев и белок».
На фестивале были показаны восемь драматических спектаклей. Особого внимания заслуживал спектакль Хорватского Национального театра по пьесе выдающегося писателя Мирослава Крлежи «Микеланджело Буонра-ротти» символико-экспрессионистического направления (режиссер Себастиан Хорват). Это была совместная постановка с Театром имени Ивана Зайца (город Риека). Спектакль был признан лучшим на фестивале.
Драматический фестивальный ансамбль показал спектакль по повести Ранко Марин-ковича «Под балконами». Действие в постановке происходило среди реальных причудливо изломанных природой деревьев под аккомпанемент завывающего ветра, идущего с моря. В спектакле предстали судьбы людей разных поколений, типичные житейские
ситуации, стремление героев пьесы преодолеть бездуховное существование, страх торжества серости и ничтожества. В постановке использовались далматинские диалекты.
Спектакль «Букетики и жемчужинки» Студенческого театра Леро (режиссер Да-вор Мояш) состоял из фрагментов известных прологов комедий Марина Држича и его стихотворного творчества.
Главной темой другой постановки «Противостояние на пиру Држича и Налешкови-ча», молодых режиссеров Анастасия Флегера, Марины Пейнович, Хрвое Корбара, были свадебные торжества. Зрители словно побывали на пирах эпохи Држича и Налешкови-ча, драматургов XVI века и на торжествах наших дней. Место действия - пространство башни Менчеты, где в XXI веке проходят брачные церемонии. Стены стали своеобразными безмолвными свидетелями отношений и судеб новобрачных разных поколений.
В центре балетной программы был спектакль Хорватского Национального театра «Дервиш и смерть» по роману боснийско-герцеговинского, сербского прозаика Меши Селимовича. Языком хореографа Игоря Кирова была воссоздана трагическая атмосфера Боснии, окружавшая Дервиша Ахмеда Нуридина (Станислава Ретрановича). После казни невинно осужденного брата, герой меняет представление о жизни и смерти.
На торжественном закрытии фестиваля звучали сочинения Рахманинова, Луиса Вер-не, Сен-Санса, в исполнении органиста Ца-мерона Царпентера и Симфонического оркестра Хорватского радио и телевидения. В заключительном слове прозвучал фрагмент из пьесы Мирослава Крлежи, произнесенный выдающейся актрисой Дорис Шарич-Кукулицей, и был назван спектакль-победитель «Микеланджело».
Дом музей Марина Држича
Директор музея Никша Матич неустанно находится в поисках новых форм и новых ракурсов в выставочном и театральном деле. В дни фестиваля открылась выставка графика Давора Вранкича «Сатирическое в творчестве Марича Држича - о грубости его гротеска». Региональный проект, посвященный 510 годовщине со дня рождения Марина Држи-ча, был отмечен спектаклем «Джухо Крпе-та» режиссеров Миры и Весны Мухоберац и семинаром «Пасторальная драма: реальность и фикция». Актеры пытались приоткрыть тайный подтекст его пасторали. Герои в ней - Весна, Лето, Амур, Юпитер, Плутон, высмеивали фантастическо-мифологичес-кий мир. Автор Држич в своих поэтических строках обращался к современникам, крити-
о
3
ю О
куя дубровницкое общество, чтобы горячо любимый Дубровник процветал.
Никшей Матичем ведется большая издательская деятельность. Так профессор Дубровницкого университета Катя Бакия опубликовала свою рецензию на книгу Луки Палетака о творчестве Марина Држича.
Третий международный Дальневосточный фестиваль во Владивостоке (24 июля - 8 августа 2018 г.)
На Приморской сцене выступили музыканты из Японии, Южной Кореи, Китая, США, Германии.
Фестиваль, посвященный 200-летию М. Петипа открыл балет Л. Минкуса «Дон Кихот», поставленный силами прославленных артистов Мариинского театра. В программе также были «Золушка» С. Прокофьева (постановка хореографа А. Ратманского) и «Времена года» М. Рихтера молодого балетмейстера И. Живаго. Прозвучали на фестивале и оперные премьеры: «Дон Кихот» Ж. Массне, постановщик Яннис Кокос, в главных партиях Юлия Маточкина, Юрий Воробьев, Андрей Серов. В концертном исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра были представлены оперы «Соломея» Р. Штрауса, «Иоланта» П.И. Чайковского, за дирижерским пультом Валерий Гергиев.
На фестивале были и выездные концерты, состоявшиеся в Уссурийском Доме офицеров Российской армии, в Приморской краевой филармонии, во Всероссийском детском центре «Океан». Прошли гастроли в Китае, где прозвучала опера С. Прокофьева «Война и мир», постановка А. Кончаловского. Партию Андрея Болконского пел Алексей Марков, Наташу Ростову создала Виолетта Лукь-яненко, а Пьера Безухова Евгений Акимов.
Открытие шестого сезона Новой сцены Мариинского театра
На открытии шестого сезона Новой сцены Мариинского театра была представлена постановка Национального театра исполнительских искусств Китая «А зори здесь тихие» композитора Тан Цзяньпина. Спектакль шел на китайском языке. В постановке участвовали китайские артисты, ансамбль песни и пляски Западного военного округа и Симфонический оркестр Мариинского театра.
Оперу «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева Китайский театр посвятил семидесятилетию победы над фашизмом. Композитор Тан Цзяньпин на основе европейской оперы и русского фольклора создал гармоничное возвышенное глубоко патриотическое произведение. Китайские артисты исполнили оперу в концертном варианте в
Москве в Центральном академическом театре Российской армии в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра.
Национальный центр исполнительских искусств Китая города Пекина хорошо известен в мире и сотрудничает с восемнадцатью странами. На его сцене выступают и работают выдающиеся мастера искусств. Здесь ставятся спектакли из истории Китая, а также представлено оперное искусство мировой классики. Одно из его назначений популяризация искусства, за последние десять лет состоялось 5600 выступлений и около 5000 мероприятий, организована 341 выставка. Неоднократно на его сцене выступал и Мариинский театр под руководством Валерия Гергиева.
Юбилей Татьяны Пилецкой, народной артистки России в Театре-фестивале «Балтийский Дом», 21 сентября 2018 г.
Нет такого человека, кто не видел фильм «Разные судьбы» режиссера Л. Лукова и не помнил роль Тани Огневой Татьяны Пилецкой. Актриса снималась во многих фильмах - «Пирогов», «Олеко Дундич», «Княжна Мери», «Мать», «Невеста», «Зеленая карета», «Вербное воскресенье» и в других.
Пилецкая окончила Академию русского балета имени Вагановой, что позволило ей танцевать в спектаклях, как и сегодня на премьере спектакля «Ма-Мурэ» по пьесе Жана Сармана в Балтийском Доме, где она блестяще сыграла главную роль героини Ма-Мурэ.
С 1963 года актриса служит в этом театре. Многие поколения зрителей помнят ее роль Роксаны в спектакле «Сирано де Бержерак», с которой она вышла на сцену 600 раз. Сейчас она играет в спектаклях «Деревья умирают стоя», «Игра воображения», «Шерлок Холмс», «Театральный роман».
Татьяна Пилецкая проявила себя в литературном творчестве, она не одну книгу посвятила своим предкам, а именно прабабушке Луизе Графемус-Кесенних, принимавшей участие в Отечественной войне 1812 года. Были в её роду художники и архитекторы Август и Людвиг Урлаубы. Её семья дружила с Петровым-Водкиным, который написал картину «Портрет Татули» или «Девочка с куклой».
Художником Татьяна не стала, но ее внучка Елизавета Пилецкая - живописец. Темы ее полотен современны и связаны с Петербургом и Россией. Татьяна Пилецкая своим творчеством в кино и театре продолжает династию своих предков. В 2018 году увидела свет книга Татьяны Пилецкой «Навстречу ветру». 21 сентября коллектив Театра-фестиваля «Балтийский дом», друзья и зрители поздравили любимую актрису с юбилеем.
«Балет - вечное искусство красоты»
Так называлась выставка архивных документов, посвященная истории петербургского балета, организованная Архивным комитетом и Центральным государственным архивом литературы и искусства Санкт-Петербурга. На торжественном открытии выставки выступили руководители этих учреждений: Сергей Соколов (председатель Комитета и директор архива литературы и искусства), Людмила Николаева и народные артисты России Николай Цискаридзе (ректор Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой), Альберт Галичанин (заместитель художественного руководителя Академии танца Бориса Эйфмана), Габриэла Комлева (педагог-репетитор Мариинского театра), Николай Боярчиков и заслуженная артистка России Татьяна Квасова. Куратором выставки стала Анжелика Химичева, а оформил Олег Черненко.
В экспозиции выставки представлены уникальные документы, повествующие о балетной труппе Императорских Санкт-Петер-
бургских театров, а также о сохранении классического репертуара в 20-40-е годы Федором Лопуховым, Агриппиной Вагановой и о появлении новых имен, таких как Галина Уланова, Константин Сергеев, Наталья Дудинская, Фея Балабина, Семен Каплан. Устроители выставки показали и период военного времени, когда учащиеся балетной школы, преподаватели и артисты Ленинграда были эвакуированы в город Пермь. На одном из стендов собраны материалы, рассказывающие о новаторских балетных постановках Леонида Якобсона.
Особый интерес вызвали у посетителей рукописные документы из личных фондов артистов, балетмейстеров, концертные костюмы, аксессуары, личные вещи. На открытии выставки выступили воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана, показав хореографические номера «Гавот» (педагог Наталья Злобина) и «Кай и Герда» (в постановке Константина Кейхеля), продемонстрировав навыки освоения классического балета и танца модерн.
A.A. Субботин
НАШЕ БУДУЩЕЕ - НООСФЕРА. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ А.И. СУБЕТТО «РУССКАЯ НАУКА: ОТ ПРОШЛОГО - К НООСФЕРНОй ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА БУДУЩЕЕ РОССИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
© Субботин Александр Алексеевич - магистр социологии, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва; e-mail: aasubbotin@yahoo.com
Субетто Александр Иванович - автор концепции Ноосферного Экологического Духовного Социализма, является вице-президентом Петровской академии наук и искусств, Президентом Ноосферной общественной академии наук, кандидатом технических и доктором экономических и философских наук, профессором.
Автор, вложив в книгу размышления над историческим призванием наших страны и народа, последовательно раскрывает глобальную идею, кратко сформулированную в самом заглавии книги [8]. Каждая часть предварена эпиграфом, который помогает читателю настроиться на восприятие текста. Части делятся на параграфы и заканчиваются списком литературы, а внутри каждого параграфа автор использует различного рода текстовые выделения, чтобы обозначить наиболее важные места. Таким образом, сама структура книги, а также, как будет видно из цитат, и стиль, работают на идею.
Базисом основной многоаспектной идеи автора является история отечественной науки, которая, согласно А.И. Субетто, делится на три цикла развития: «Петровско-Ломо-носовский», «Пушкинский» (именно так!) и
«Вернадскианский». Вместе они составляют фазы развития Эпохи Русского Возрождения. В первой из них деятельность Ломоносова дала «космический старт русской-российской науке» [с. 19]. Во второй закладываются общие черты русских учёных - универсализм, рефлексия над смыслом жизни, космическое измерение, интеграция научных дисциплин, забота о Родине [с. 25-26]. «Вернадскианский цикл» открывает двери в ноосферу и охватывает как всю советскую эпоху с 1917 года по 1992 год [с. 28], так и продолжает развиваться в начале XXI века.
Доказывая роль социализма в построении ноосферы, автор оценивает последнюю четверть века как драматическую эпоху развития русской науки, когда «рыночно-капита-листическая (либеральная) контрреволюция продемонстрировала свою антироссийскую, антирусскую направленность по всем «измерениям» общественной жизни» [с. 55]. Однако погубить вековую тенденцию не удалось - народ жив! Например, академики РАН пишут президенту, издают научные публикации -борются за настоящее и будущее не только рЕ своей организации, но и знания в стране в о целом [с. 56]. На основании истории отечест-