Научная статья на тему 'Летние фестивали в Финляндии, Хорватии и россии в 2017  году'

Летние фестивали в Финляндии, Хорватии и россии в 2017  году Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Летние фестивали в Финляндии, Хорватии и россии в 2017  году»

Петербургского Дома национальностей -Я.И. Кудрина, Е.С. Калинина, представитель ИАЦ «ЕвроНорд» - С. Кириллов и представитель МИМРД МПА СНГ - Р.А. Амбурцев.

Модераторами работы Международного круглого стола выступили коллеги из Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского: кандидат исторических наук М.В. Лапенко и кандидат исторических наук Ю.Е. Аршинов, а также

доцент кафедры мировой политики СПбГУ М.Л. Лагутина.

Участники Круглого стола поблагодарили организаторов и идейных вдохновителей проведения научного мероприятия Региональную общественную организацию «Информационно-аналитический центр «ЕвроНорд», Информационно-аналитический Центр «Евразия-Поволжье», Российско-Казахстанский экспертный ^-Клуб.

М.Н. Дробышева

летние фестивали в Финляндии, хорвдтии и россии в 2017 году

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

г^-о

О

3

ю О

оперный фестиваль в Оавонлинне

Оперный фестиваль 2017 года был посвящен столетию независимости Финляндии и пятидесятилетию своего второго рождения (возобновление фестиваля состоялось в 1967 году, а со дня основания Айне Акте исполняется 105 лет). Одним из главных событий фестиваля, который проходил с 7 июля по 4 августа, стала премьера оперы финского композитора Аулиса Саллинена «Куллерво». Опера была создана композитором в 1988 году на основе уникального карело-финского эпоса «Калевала» и пьесы «Куллерво», написанной в 1860 году основоположником литературы на финском языке Алексисом Киви (до этого времени произведения сочинялись на шведском).

Атмосфера старинного средневекового замка Олавинлинна, расположенного на живописном острове, способствовала как никогда восприятию национальной финской оперы. Сценография спектакля Антти Мат-тила была выполнена достаточно аскетично, на сцене - четыре деревянные конструкции, обозначающие четыре дома, за ними большой забор, за которым разместился хор. От сцены к сцене хор появляется на авансцене и ведет повествование, как в античной трагедии, о вражде двух семей, о трагической судьбе мальчика, оказавшегося в рабстве. Став юношей, Куллерво по незнанию вступает в близкие отношения с сестрой; становясь заложником обстоятельств, он начинает жестоко мстить виновникам инцеста и идет на их убийство. Его поведение нельзя

оправдать, зло порождает зло. Для спасения его души остается только одно - произвести акт самоочищения, и тогда Куллерво принимает решение и бросается в огонь. Звучанием хора, голосов солистов-баритонов вместе с Вилле Русаненом (Куллерво) в опере создается мрачный колорит. Контрастом становится звучание партий сопрано - Йо-ханны Русанен-Картано (мать Куллерво) и Санны Матинниеми (его сестра), а также густое меццо-сопрано Ниины Кеител (партия жены кузнеца). Дирижер Ханну Линту сумел емко, эмоционально передать замысел композитора А. Саллинена, автора восьми симфоний, камерных сочинений, концертов, а также шести опер, одна из которых, «Замок на воде», была создана под впечатлением от увиденного в детстве замка Олавинлинна. Фестиваль представил любителям оперного искусства еще одну премьеру - «Похищение из сераля» Моцарта. Эта опера - своеобразный комический зингшпиль, сочиненный композитором 16 июля 1782 года в Вене и получивший высокую оценку Гете. Главную героиню оперы (ее роль исполняла узбекская певица Хулкар Сабирова) звали так же, как и жену Моцарта, - Констанцией, а ее возлюбленного, нежного мечтательного Бельмонта, который отправляется на поиски невесты, похищенной турками, пел тенор Юсси Мюллис. Оркестру под управлением Христофора Алтстаедта принадлежала важнейшая роль с первых же тактов увертюры. Атмосфера радости, веселья, оптимизма царила на сцене. Режиссер Катарина Лахти

подошла с изобретательностью к передаче восточного двора турецкого паши Селима (эту разговорную роль исполняет Себастьян Вирницер). Турецкая музыка передавалась флейтой-пикколо, литаврами, большим барабаном и треугольниками, воссоздавая восточный экзотический колорит. Превосходно были задуманы сценографом-постановщиком Марком Вайсаненом разнообразные видеопроекции, которые органично соединились с каменными стенами замка. Артисты талантливо разыграли эту незатейливую историю, полную комических, лирических песенок, куплетов, вокальных ансамблей, оркестровых эпизодов. С юмором изображались янычары - так, под музыку марша хор слуг султана скакал на игрушечных лошадках. В финале урок высокой морали преподносит магометанин Селим: он освобождает сына своего врага - подобный поступок был характерен для философии Просвещения.

В премьерной афише фестиваля была опера Верди «Риголетто» (постановка Дэвида Маквикара). Заглавную партию пели два исполнителя - Клаудио Отелли и болгарский певец Кирилл Манолов. Сценограф Тани Маккаллин вместе с режиссером разместили среди крепостных стен огромную клетку, обитателями которой по очереди становились все герои оперы: дочь Риголетто Джильда (Ханна Рантала), ее отец, герцог (албанский тенор Рамэ Лахай). Постановщики подробно, со значительной долей натурализма разрабатывали массовые сцены, передающие атмосферу разгула и сладострастия. Костюмы были перенесены из английской постановки в Ковент-Гардене 2011 года и хорошо дополняли происходящее на сцене. Идея несвободы хорошо прочитывалась в спектакле. Оркестр под управлением дирижера Филиппа Огена звучал по-французски ярко, эмоционально.

Значительным событием оперного фестиваля было выступление Большого театра (Москва), представившего оперы Чайковского «Иоланта» и, в концертном исполнении, «Евгений Онегин» (дирижер Туган Сохиев).

Для фестиваля стало традиционным приглашать на гастроли зарубежные театры. Среди естественных декораций старинного замка московские артисты исполнили музыкальный шедевр композитора. В партии Иоланты выступила Екатерина Морозова, в роли Рене - Петр Мигунов, Роберта исполнил Константин Шушаков, Водемона - Дмитрий Попов. Спектакль «Иоланта» посетили президенты России и Финляндии Владимир Путин и Саули Ниинисте; перед началом спектакля они приняли участие в посвященном знаменательной дате торжественном приеме

от имени председателя Совета уполномоченных города Савонлинна в Королевском зале

Дубровницкие летние игры 2017 года

Театрально-музыкальный фестиваль «Дубровницкие летние игры» проходил уже 68-й раз в городе Дубровник (Хорватия) с 10 июля по 25 августа 2017 года. Устроители фестиваля Ивана Медо-Богданович и Младен Тарбук активно используют городские пространства старинного города-крепости и форты Ревелин и Ловренац, но особый интерес представляет путешествие на катере на необитаемый остров Локрум. Именно на этом острове, где на ночь не остается никто, кроме сторожа, среди субтропических растений и старинных, средневековых построек разыгрываются драматические спектакли национальной и мировой классики. В этом году в репертуаре был балет «Лебединое озеро» Чайковского, поставленный силами Хорватского национального театра Загреба (хореограф и режиссер Владимир Малахов). Партию Одетты исполнила Мирина Ми-цию, а принца Зигфрида - Андреа Шифано. Это была новая хореографическая версия, отличающаяся от традиционной: финал был трагичен, герои в объятиях друг друга и смерти остаются на берегу озера. В один из дней жаркого июля зрители на Локру-ме оказались в атмосфере чар Зороастра во дворце Амура среди мифологических героев из оперы Генделя «Орландо». Известный венгерский режиссер Янош Жикора разместил персонажей оперы в саду старинного бенедиктинского монастыря, построив небольшую сцену среди тисовых кустов, напоминающих лабиринт, и пальм. Барочный ансамбль под руководством дирижера Давида Батеса вместе с первоклассными солистами, среди которых был британский контратенор Оуэн Уиллеттс, исполнивший партию рыцаря Орландо. Чародея Зороастра пел Давит Оштрек, женские партии - Ивана Лазар (Анжелика), Рената Покупич (Медоро), Мария Кухар Шоша (Доринда). Постановщик вместе с солистами пытался разгадать тайну замысла Генделя. Почему в партитуре нет мужских голосов - ни тенора, ни баритона, ни баса? По его мнению, «тайна - в преображении, метаморфозах. Люди всегда желали изменить свою внешность и поиграть с ней; в опере был важен мифологический сюжет, который фокусируется на отношениях мужчин и женщин». Торжественно звучит финал оперы «Орландо», когда все празднуют примирение и славят любовь среди благоухающих растений и цветов острова, а фоном

г^-о

о

3

ю О

всего действа служит Адриатическое море. В афише фестиваля были концерты Дубров-ницкого симфонического оркестра и Загреб-ской филармонии, исполнивших сочинение Карла Орффа «Кармина Бурана», а также выступления солистов, Ансамбля Умберто Джордано и Хорватского барочного ансамбля Лауры Ваден, фольклорного ансамбля «Линджо».

450 лет со дня смерти драматурга марина држича

Дубровницкие летние игры посвятили три спектакля этой дате. На сцене Театра Марина Држича, расположенного недалеко от Княжеского дворца в Дубровнике, была разыграна комедия «Скупой», написанная драматургом в 1555 году. Режиссером был Ивица Кунчевич, известный петербургским зрителям постановкой комедии «Дядюшка Марое» 1982 года, которого отличает особо бережное отношение к тексту автора, но при этом глубокое современное прочтение. Скупого играл Владимир Видич. Хотя комедия и переносит нас в старый Дубровник, но ее проблема - что значит оказаться во власти золотого тельца - актуальна. М. Држич изобразил главный порок своего времени - безмерную скупость: для дубровницкого общества материальные блага важнее любви к ближнему. М. Држич раскрывает в комедии трагическое состояние Скупого: «Я подневольный человек. Не иметь золота - зло! Иметь его - зло еще большее». В этих словах слышится голос и самого М. Држича. Понятие скупости зависит от эстетических представлений эпохи, от национальной специфики характера - это понимает И. Кунчевич.

Другая постановка, «Победа над врагами», была создана на основе разных монологов из пьес М. Држича и его бунтарских писем к Козимо I Медичи. Автором текста был драматург Хрвое Иванкович, режиссером -Ивица Бобан. В этом спектакле слышится голос самого Држича о себе, о неблагополучии времени Дубровницкой республики и нашей современности. Спектакль раскрывает новые грани загадочной личности М. Држича - политика, который в последние месяцы жизни решил совершить политический переворот в Дубровнике, обратившись за помощью к Козимо I Медичи. В его творчестве закладывались основы хорватской публицистичности, нашедшие отражение в спектакле.

В честь этой знаменательной даты фестивальный драматический ансамбль обратился к классику хорватской литературы и драматургу Мирославу Крлеже, осуществив постановку его драмы «Господа Глембаи». Когда-то

М. Држич предсказал гибель дубровницкой аристократии и вырождение старинных родов, а в XX веке М. Крлежа изобразил это, беспощадно разоблачая мир буржуазно-аристократических семейств. Драматург в своей пьесе стремился приблизить, по собственным его словам, «конфликт к отражению нашей действительности». Режиссеру Златко Свибену вместе с артистами Предра-гом Эйдусом, Аней Шовагович-Деспот, Миом Юришичем, Дамиром Лончаром и другими удалось довести внутреннее психологическое напряжение до высшей точки - отказавшись от внешних эффектов, подчеркнуть экспрессивность состояния героев. Действие пьесы разыгрывалось в атмосфере старинной ренессансной виллы - ныне это помещение Музея современного искусства, директор которого Марин Йованович активно поддерживает креативные проекты. Зритель, придя на спектакль, сразу же погружался в атмосферу глембаевского дома, и там постепенно переходил из зала в зал, с этажа на этаж, вместе с артистами оказывался на террасе, где уже начиналось действие пьесы.

Необходимо отметить, что во время фестиваля можно было посетить и разнообразные галереи; заслуживают внимания выставка работ Антуна Масле (1919-1967), а также скульптурные композиции Ягоды Буич (кураторами проекта стали Весна Делич-Гоцце и Марин Гоцце).

музей «дом марина држича»

Под руководством талантливого и креативного директора музея Никши Матича на протяжении последних лет велась кропотливая работа по продвижению творчества Марина Држича. В год 450-летия со дня смерти великого драматурга была опубликована книга, посвященная деятельности музея, в которой подробно представлены разнообразные стороны творческого процесса. Это и приобретение новых экспонатов, как, например, бюст драматурга, выполненный Иваном Рендичем, и выставочная деятельность, где были представлены произведения Йосипа Ивановича, Мишо Баричевича, Дубравко Кастрапели, Ведрана Грабоваца, Антона Врлича и увидеть предметы из стекла эпохи Ренессанса. Обширна также издательская деятельность: издаются буклеты и плакаты, посвященные событиям музея. Директором ведется большая воспитательная работа среди школьников и студентов, ставятся спектакли, проводятся вечера поэзии и музыки, осуществляются презентации книг, связанных с творчеством Марина Др-жича, как, например, встреча и Хрвое Иван-

ковичем - автором монографии «Држич на играх 2016 года». В августе Никшей Матичем вместе с режиссером Мирой Мухоберац была представлена на борту одного из катеров а пространстве Адриатического моря пастораль «Тирена» Марина Држича силами молодых артистов, поведавших веселую историю о любви вилы Тирены к пастуху Любмиру. Эта пастораль - одна из вершин поэтического творчества писателя. Ежегодно в музее проходит семинар, посвященный драмам М. Држича, в 2017 году его тема - «Последний период жизни драматурга и его эпистолярное наследие».

II международный дальневосточный фестиваль «мариинский» 2017

На Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке проходил фестиваль с 15 июля по 13 августа 2017 г. Открылся фестиваль общедоступным концертом Тихоокеанского флота России. Официальное открытие состоялось в Большом зале театра премьерой балета «Конек Горбунок» Родиона Щедрина, дирижер Антон Торбеев. В течение месяца прошло 40 спектаклей и концертов, состоялись творческие вечера и мастер-класс Лоренца Настурики-Гершо-

вичи, руководителя «Страдивари ансамбля» Мариинского театра. Валерий Гергиев дирижировал оперными премьерами, такими как «Летучий голландец», «Симон Баккане-гра», «Свадьба Фигаро», «Царская невеста» и концертом «Стравинский во Владивостоке» к 135-летию со дня рождения композитора. Зрителей Приморья привлек концерт «Гала-звезд национального балета Китая», дирижер Чжан И. В дни фестиваля симфонический оркестр Мариинского театра дал концерты под управлением маэстро Герги-ева в Харбине (Китай) в Тониионе (Южная Корея), а молодежный оркестр - в Саппора (Япония). Балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра побывала на гастролях в Санкт-Петербурге с 15 по 20 августа. На исторической сцене Мариинского театра прошли спектакли «Жизель», «Аполлон» и «Жар-птица». Главный балетмейстер Приморской сцены Эльдар Алиев, известный танцовщик и хореограф в Росси и США, в театрах Европы и Азии, представил свою версию «Жар-птицы» Стравинского. Его хореография состояла из классических элементов и модерна. Благодаря спецэффектам и сценографии в сцене царства Кощея Бессмертного был воссоздан сказочный мир Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.