Научная статья на тему 'Международные музыкальные и театральные фестивали в Финляндии, Хорватии и России летом 2015 года'

Международные музыкальные и театральные фестивали в Финляндии, Хорватии и России летом 2015 года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные музыкальные и театральные фестивали в Финляндии, Хорватии и России летом 2015 года»

Хайшэн, Шэнь Чжихуа, Чжан Фань, У Ли, Ван Чаогуан, Ли Жун, Ян Фэнчэн, Фэн Юй-цзюнь, Сюй Сянмэй. С российской стороны в конференции приняли активное участие:

A.Л. Демчук, В.Л. Жарихин, В.П. Зимонин, М.С. Зинич, В.Б. Жиромская, А.Н. Карнеев,

B.Ц. Головачев, О.Ю. Пленков, А.В. Петров, В.Н. Колотов, А.А. Родионов, Б.Г. Доронин, Н.А. Самойлов, Н.И. Мигунов. Российские и китайские участники конференции сделали ряд сообщений, в которых были затронуты вопросы, касающихся исторических и социологических исследований Второй мировой войны, ее хода и последствий. В частности, в докладах ученых были затронуты темы, связанные с историческим анализом вопросов взаимодействия России и Китая в ходе Второй мировой войны и формирования мирового антифашистского движения, исследованиями геополитических аспектов мировой войны. Авторы докладов особо подчеркнули, что пересмотр итогов Второй мировой войны недопустим и чреват серьезными последствиями для всего человечества. Нарушение геополитического баланса сил и интересов во имя реализации гегемонистской политики какого-либо из современных государств может привести к разрушению системы равноправных международных отношений, которая должна служить интересам

всех народов, достижения целей глобальной справедливости и прогресса. В частности было отмечено, что Вторая мировая война интересует не только представителей исторической науки, но является предметом исследований и для социологов, экономистов, политологов, культурологов, искусствоведов. Не менее важным в современных условиях является и изучение восприятия российским и китайским обществом событий Второй мировой войны, общественное мнение россиян и китайцев о ее ходе и итогах. Хотя изучение этого аспекта и в России, и в Китае пока не носит системного характера и нуждается в дальнейшем развитии. Исторические исследования Второй мировой войны необходимо дополнить и социологией Второй мировой войны. Память о героях, отдавших жизни в борьбе с захватчиками, объединяет народы наших стран, позволяя высоко ценить завоеванную огромными усилиями 70 лет назад мирную жизнь.

Участники конференции подчеркнули, что комплексные исследования Второй мировой войны в России и Китае являются одним из важнейших направлений современных историко-социологических исследований, а сохранение памяти о подвиге народов наших стран является залогом крепкой дружбы России и Китая.

М. Н. Дробышева

международные музыкальные и театральные фестивали

В ФИНЛЯНДИИ, хОРВАТИИ И РОССИИ ЛЕТОМ 2015 ГОДА

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, СанктПетербургский государственный университет, СанктПетербург; email: ango99@mail.ru

О

3 ю О

Конкурс имени П.И. Чайковского

В двух культурных столицах, в Москве и Петербурге, с 15 июня по 3 июля проходил XV Международный конкурс имени П.И. Чайковского, посвященный 175-летию со дня рождения композитора. На открытии художественный руководитель, дирижер Мариинского театра, сопредседатель организационного комитета по подготовке и проведению XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского Валерий Гергиев сказал: «Все мы с нетерпением ждем радостных, волнующих, напряженных и в высшей степени откровенных выступлений, переполненных высоким тонусом, настоящей энергией, богатой лирикой». Высказанные надежды оправдались, был назван обладатель Гран-при Ганбаатар Ариун-баатар из Монголии, покоривший слушателей

и членов жюри арией Елецкого «Я Вас люблю» из оперы «Пиковая дама».

По решению членов жюри по специальности «Скрипка» I премия не была присуждена, а II премией был удостоен Цзэнь Юй-Чень (Китай). Виолончелист из Румынии Андрей Ио-нут Ионица покорил слушателей своим ярким, проникновенным исполнением Первого концерта Д. Д. Шостаковича, он получил I премию и золотую медаль. Обладательницей I премии и золотой медали по специальности «Сольное пение» среди женщин стала Юлия Маточкина, солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, дебютировавшая в партии Керубино («Свадьба Фигаро»).

Первой премии и золотой медали по специальности «Фортепиано» был удостоен Дмитрий Маслеев, выпускник Московской консерватории имени П.И. Чайковского, с

блеском, виртуозно, технично исполнивший Первый концерт П.И. Чайковского, а также III премию и бронзовую медаль получили Сергей Редькин, аспирант Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсако-ва, продемонстрировавший продуманность и профессионализм в игре, и шестнадцатилетний Даниил Харитонов, ученик Центральной музыкальной школы (колледжа) при Московской консерватории.

Особое внимание слушателей и критиков привлек пианист из Франции Люка Дебарг, в репертуаре которого сочинения русских композиторов С. Рахманинова, Н. Метнера, Н. Рославца, П. Чайковского, С. Скрябина, а также М. Равеля, Ф. Шопена, Л. Бетховена. Дебарг своей интерпретацией раздвинул общепринятые устоявшиеся рамки пианизма, его пальцы летали по клавишам так, что вызывали у слушателей самые сокровенные ассоциации души. Люк Дебарг был удостоен приза музыкальных критиков Москвы, отметивших уникальное дарование пианиста, творческую свободу и красоту музыкальных трактовок, чьи выступления на конкурсе стали заметным художественным явлением. 13 декабря 2015 года в Московском международном Доме музыки состоится в качестве приза сольный концерт пианиста из Франции.

Музыкальные фестивали в Савонлинне и Кухмо. Июль

Летом в Финляндии можно посетить многочисленные фестивали классической музыки и театрального искусства в Хельсинки, Турку, Наантали, Савонлинне, Тампере, Кухмо.

Одним из значительных музыкальных фестивалей этого года стал Международный оперный фестиваль в городе Савонлинна. Он проходил в течение месяца с 3 июля по 2 августа в уникальном пространстве замка Олавин-линна, заложенной еще в XV веке в средней части озерной системы Сайма на небольшом скалистом острове. Для оперных спектаклей отводится пространство Большого крепостного двора, в нем могут разместиться более двух тысяч зрителей. Перед спектаклем зрители могут совершить прогулку по крепости, подняться на ее башни (а их у нее пять), полюбоваться оттуда пейзажами, понаблюдать за разводкой моста, построенного в 1974 году, посетить Королевский зал, преобразованный архитектором Якобом Аренбергом в Рыцарский, а также пообедать в трапезной, оформленной в стиле поздней готики, отведав типичные финские блюда и обязательно с клубникой.

Идея создания оперного фестиваля возникла в начале XX века у знаменитой финской оперной певицы Айно Акте, организо-

вавшеи выступления оперных артистов в 1912-1914, 1916 годах.

В репертуаре 2015 года - «Веселая вдова» Легара, «Женитьба Фигаро» Моцарта, «Тоска» Пуччини. На фестивале было две премьеры: «Травиата» Верди и «Борис Годунов» Мусоргского. Завершился фестиваль юбилейным концертом Сибелиуса, дирижер Окко Каму, солист Никита Борисоглебский (скрипка).

Событием фестиваля 2015 года стала постановка, осуществленная Николой Раабом, художниками Джорджем Суглидесом и Юлией Мюер, оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов», а партию Бориса спел знаменитый оперный певец, бас Матти Салминен. Опера исполнялась на языке оригинала. На встречи с петербургскими критиками певец отметил, что «артисты стремились петь так, чтобы русский язык был понятен. У Мусоргского в партитуре каждая нота соответствует слогу и поэтому она особенно музыкальна и выражает динамику русской речи». Среди артистов были и те, кто владел русским языком: так, партию царевича Федора исполнил Артем Крутько из города Славянск-на-Кубани. Для Матти Салминена это уже не первое обращение к партии Бориса. Он работал над этим образом с такими дирижерами, как Эса-Пек-ка Салонен, Зубин Мета и Мстислав Рост-ропович, а в этой постановке дирижировал Лейф Сегерстам. Постановщики обратились к первой редакции оперы «Борис Годунов» 1869 года. Финские артисты стремились передать именно пушкинское начало: «истину страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах...». В центре спектакля Борис Салминена, который создает образ умного тонкого властелина, политика большого масштаба, последователя Ивана IV по отношению к боярству, вступившего, как и Грозный, с боярами в борьбу. Народ становится главным действующим лицом в спектакле. Эта концепция подчеркивалась мизансценическим решением: народ постоянно присутствовал на сцене на протяжении всего действия. Народ - та сила, которая противопоставлялась в спектакле Борису Салми-нена. Режиссер размещает на сцене огромную золотую клетку; находясь в ней, властители теряют человеческий облик, превращаясь в финале спектакля в золотых истуканов. Финал многозначен: среди собравшегося народа появляется Юродивый (Дан Карлстрём) в шапке Мономаха, а царь Борис - в одежде нищего: воссоединясь с народом, он покидает золотую клетку, освобождая место для своего сына, который теперь находится в ней.

Летний фестиваль в Савонлинне не единственный в Финляндии. В июле в течение двух недель можно было погрузиться в

о

3 ю О

мир концертов камерной музыки в небольшом городе Кухмо, который находится в 30 км от российской границы. Фестиваль камерной музыки возник в 1970 году. Первый концерт проходил в местной церкви, а сегодня для слушателей построен Центр культуры «Кухмо-Тало», где есть специальный облицованный деревом зал с удобными креслами, имеющий великолепную акустику. Каждый день можно посетить пять концертов, первый начинается в 11 часов, а последний завершается далеко за полночь.

По задумке альтиста, композитора и руководителя фестиваля в Кухмо Владимира Мендельсона, здесь выступают как высокопрофессиональные музыканты, так и начинающие, представляющие домашнее музицирование. Главное назначение фестиваля - дать возможность послушать сочинения разнообразных жанров камерной музыки от инструментальных ансамблей до дуэтов и солистов, представляющих различные виды и стили исполнения, объединенные общей темой. Участники фестиваля находятся в постоянном поиске как на репетициях, так и на сценической площадке во время концерта. Главный принцип, которому они следуют, -«живое творчество». Так, на одном из концертов, посвященных импрессионизму, играются сочинения Ф. Шуберта, К. Дебюсси и Ф. Мендельсона Наталией Кудрицкой и Яном Томсоном - и современного композитора Костина Казабана, а на ином звучит музыка времен Нерона, исполняемая Юстусом Уил-лбергом на водном органе, авлосе, кефаре. В перерывах между концертами слушатели могут выйти на берег озера, охраняемого двумя гранитными медведями, белым и бурым.

66-е Дубровницкие летние игры.

Хорватия. Дубровник. Июль-август

Главным событием фестиваля «Дубров-ницкие летние игры» стал спектакль Яноша Марковича «Ромео и Джульетта», созданный силами артистов «Фестивального драматического ансамбля», представляющего хорватские театры. Сценой для спектакля стала одна из летних резиденций дубровницких аристократов прошлого. Спектакль повествует о том, что вражда миров, вражда семей пагубны во все времена, и сегодня имеются соответствия в современной действительности. В Княжеском дворце и на главной площади звучали произведения классической музыки в исполнении Иво Погорелича (Чайковский, Шопен), И. Браунштейна и И. Гола-на (Бетховен), А. Тусона (Равель и Скрябин).

На закрытии фестиваля Хорватский симфонический оркестр радио и телевидения

под управлением дирижера Золтана Коши-са исполнил сочинения Вагнера, Дебюсси и Дворжака (Симфония № 8). В дни фестиваля особенно был посещаем Дом музей Марина Држича, драматурга XVI века, чьи комедии и пасторали всегда ставились на Дубровниц-ком театральном форуме, вызывая неподдельный интерес у зрителей. Директор музея Никша Матич находится в постоянном поиске, он стремится представить новую выставку, вернисаж (например, экспозицию «Сервантес и Држич» художника Дубравко Кастратели, а также организовать семинары, лекции на темы, посвященные дубровницко-му драматургу: «Држич и культура его времени», «Современные версии комедии "Дун-до Марое"», «Образ Скупого в европейской комедиографии». Среди слушателей можно было встретить участников славистических курсов, историков, филологов, театроведов, артистов, музыкантов, всех тех, кто неравнодушен к творчеству Марина Држича.

I Международный фестиваль имени Н.П. Акимова «Виват, Комедия!».

6-14 сентября

В сентябре состоится Первый фестиваль, посвященный искусству комедии. На фестивале выступят одиннадцать театров из России, Чехии и Армении. Среди самых значительных постановок можно назвать спектакль «Чума на оба ваши дома» по пьесе Г. Горина в исполнении артистов Московского драматического театра под руководство Армена Джигарханяна, «Чужой ребенок» (пьеса В. Шкваркина) Пермского академического театра «Театр-Театр», «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М. Достоевскому Московского государственного академического Малого театра, а также спектакль Архангельского областного молодежного театра «Не любо - не слушай».

В рамках фестиваля откроется выставка «Н.П. Акимов и Г.А. Товстоногов. Театральные легенды Петербурга». На научно-практической конференции «Под маской комедии» ведущие искусствоведы страны рассмотрят проблему смеха в культуре, коснутся народных истоков русской комедии, а также представят модели комического в Новой драме с позиции трагикомического направления, попытаются ответить на вопрос: что дает античная комедия современному театру и что собой являет комедия в эпоху постдраматизма. Один из дней посвящен мастер-классам итальянского артиста Клау-дио де Мальо, знатока комедии дель арте, и Александра Илиева, а другой - читке и обсуждению современных комедий критиками и гостями фестиваля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.