Научная статья на тему 'Музыка Финского лета (фестиваль в Савонлинне)'

Музыка Финского лета (фестиваль в Савонлинне) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕППО КИМАНЕН / SEPPO KIMANI / ЛЕЙФ СЕГЕРСТАМ / LEIF SEGERSTAM / НИКОЛА РААБ / NICOLA RAAB / ОПЕРА / OPERA / КАМЕРНАЯ МУЗЫКА / CHAMBER MUSIC FESTIVAL / ФЕСТИВАЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абызова Лариса Ивановна

Статья представляет собой обзор истории и концепции двух крупных музыкальных фестивалей Финляндии, проходящих в городах Савонлинна и Кухмо. Рассматривается программа фестивалей, прошедших летом 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Music of Finnish summer (about Festivals in Savonlinna and Kuhmo)

The article is a review of the history and concept of the two major music festivals in Finland, held in Savonlinna and Kuhmo. We consider the festival program, which took place in the summer of 2015

Текст научной работы на тему «Музыка Финского лета (фестиваль в Савонлинне)»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

УДК 782 Л. И. Абызова

МУЗЫКА ФИНСКОГО ЛЕТА (ФЕСТИВАЛИ В САВОНЛИННЕ И КУХМО)

Финляндия моя, ты музыкой полна. Есть музыка озер, берез и сосен. Звучат мелодии ручья, дождя и вьюги. Гоняя облака в небесной вышине, и ветер-дирижер свои наигрывает фуги.

Лари Халонен

Финляндия — страна музыкальных, оперных, балетных фестивалей и конкурсов. Учитывая, что своих мощных трупп и коллективов этого профиля у финнов нет, их способность устраивать мероприятия мирового уровня восхищает. Подавляющее

большинство таких событий происходит летом. Остановимся только на двух.

* * *

Самый известный в мире финский фестиваль — Оперный в Савонлинне, который проводится во дворе средневековой крепости Олавинлинна с 1912 г. Ныне в городе с 28 тысячами обитателей за фестивальный месяц бывает 60 тысяч зрителей. Двор крепости, накрытый временным шатром, превращается в зрительный зал и вмещает в себя 2257 человек. Оперы исполняются на языке оригинала, сопровождаются субтитрами на финском и английском языках.

Среди самых значимых событий фестиваля 2015 г., проходившего с 3 июля по 2 августа, — премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» — совместная постановка Оперного фестиваля в Савонлинне и французского фестиваля «Хорегии Оранжа»1 в авторской версии 1869 года. В спектакле заняты знаменитости: легендарный дирижер Лейф Сегерстам (Leif Segerstam), бас Матти Салминен (Matti Salminen) в партии Бориса Годунова, тенор Мика Похъенен (Mika Pohjonen) в партии Лжедмитрия.

1 Оперный фестиваль «Хорегии Оранжа» (СИо^1е$ ^ Ога^е) — старейший музыкальный фестиваль во Франции в городе Оранж на сцене античного театра. С 1902 г. — ежегодный.

Режиссер-постановщик Никола Рааб (Nicola Raab) хорошо известна на оперной сцене. Она работала в Баварской, Венской, Пражской, Чикагской опере, театре ла Фениче; в московской «Новой опере» имени Е. В. Колобова поставила оперу «тристан и изольда». В «Годунове» Рааб и сценограф джордж Суглидес (George Souglides) изобретательно используют специфику сценической площадки в крепости Олавинлинна — неширокой, вытянутой вдоль средневековой каменной стены и имеющей две старинные лестницы с двух сторон. Посередине установлена золотая клетка, где происходят сцены в царских палатах. Хоромы русских царей не были похожи на суровую гранитную кладку, но такие декорации удивительным образом не нарушают атмосферы. Вне клетки действует народ в исполнении хора савонлиннского фестиваля.

Оригинально решены художником юлией Мюер (Julia Müer) костюмы. Одежды Годунова соответствуют царским историческим, они ярки и блещут драгоценными камнями, а Шапку Мономаха не отличить от подлинной, хранящейся в Оружейной палате московского Кремля. Костюмы хора, напротив, театральны: выполненные в единой цветовой — серо-черной — гамме, они стилизованы по фасону под народные.

Матти Салминен не только самый известный финский певец. Он — в числе басов, сделавших международную карьеру на сценах ла Скала, Метрополитен-оперы, Парижской оперы, имеет звание Каммерзингера Берлинского (1995), Венского (2003) и Баварского (2003) государственных оперных театров, обладатель премии «Грэмми». Знаменитый певец хорошо известен в Петербурге и Москве.

Во время фестиваля Матти Салминен2 отметил свое 70-летие. После спектакля в беседе с автором этих строк Салминен сказал, что исполнил партию Бориса Годунова в дюжине разных постановок, но новую редакцию считает одной из самых удачных: «Мой герой — главный, даже заглавный персонаж, но по-настоящему главным героем у Мусоргского является народ. и это хорошо отражено в нынешнем спектакле».

В савонлиннской крепости великолепная акустика, и поют там без подзвуч-ки. Однако свои трудности все равно есть. Салминен раскрыл некоторые секреты: «Порой появиться на сцене непросто, иногда для этого нужно преодолеть сложные внутренние переходы в крепостных стенах. Я, высокий и немаленький, опасался, что режиссер заставит меня пролезать в какую-нибудь амбразуру и я застряну. К счастью, этого не случилось». Певец признался, что не знает русского языка, но трудностей не испытывает: «Русский язык очень музыкален, своими гласными звуками он хорошо ложится на ноты, поэтому, когда поешь слова, словно воспроизводишь музыку»3.

Оркестр Оперного фестиваля собирался из десятка финских оркестров, но за месяц (столько готовился спектакль) стал единым коллективом. Высокий статус

2 Матти Салминен родился 7 июля 1945 г. (турку, Финляндия).

3 Беседа с Матти Салминеном 15 июля 2015 г.

А

Матти Салминен (Борис Годунов). Савонлинна. 2015 г.

г. Кухмо. Фойе Центра искусств «Кухма-тало»

Зрительный зал Центра искусств «Кухма-тало»

представления подчеркнуло участие Лейфа Сегерстама, дирижера с мировой славой, регулярно выступающего в Мариинском театре.

Кроме пяти представлений «Бориса Годунова», прошедших с аншлагом4, были даны оперы «Тоска» Дж. Пуччини и «Травиата» Дж. Верди. Афишу фестиваля украсили гастроли двух престижных трупп. Дрезденская Опера Земпера привела «Свадьбу Фигаро» В. А. Моцарта (режиссер-постановщик йоханнес Эрат). Венская Фольксопер показала «Веселую вдову» Ф. Легара (постановщик Марко Артуро Марелли, дирижер Альфред Эшве); оперетта прозвучала на фестивале впервые.

Еще до окончания нынешнего фестиваля был сформирован и подготовлен фестиваль 2016 г. (с 8 июля по 6 августа) и началась реализация билетов на него. В программе будущего лета оперы «Отелло», «Макбет» и «Фальстаф» Дж. Верди, «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Из мертвого дома» Л. Яначека, «Богема» Дж. Пуччини, «Норма» В. Беллини.

* * *

Кухмо — город в северо-восточной части Финляндии в 70 километрах от российской границы, по нашим меркам, небольшой (9500 жителей) и не очень старинный (основан в 1865 г.). Природа хороша, но славится город не ее красотами. Проходящий здесь фестиваль камерной музыки входит в обойму самых престижных фестивалей мира.

4 Большинство билетов реализуются через Интернет. Ценовая шкала широка: от 50 евро на места с ограниченной видимостью до 280 евро в ложе. В партере 180-120 евро.

Удивительна история этого фестиваля. В апреле 1970 г. 20-летний финский виолончелист Сеппо Киманен (Берро Ютапеп) решил, что музыка должна звучать не только в городах, но и в местах, близких к природе. В поселке Кухмо были любители-музыканты: врач, ветеринар и учитель. Они с энтузиазмом откликнулись на предложение Киманена провести фестиваль и курсы для начинающих исполнителей. Скорость организации столь сложного мероприятия восхищает: уже через три месяца — в июле 1970 г. в Кухмо прошел Первый международный фестиваль камерной музыки. Местный муниципалитет выделил 700 марок. Восемь концертов в лютеранской церкви и спортивном зале школы посетили 800 человек. Художественным руководителем стал Сеппо Киманен, участвовали 18 артистов. На музыкальных курсах занимались 22 человека.

Казалось бы, затея превратить провинциальный поселок, расположенный в глуши, вдали от удобных транспортных узлов, в мировой центр камерной музыки сродни незабвенному проекту Нью-Васюков. А у финнов получилось! На следующий год прошли 11 концертов, которые собрали 1350 слушателей, а число учащихся музыкальных курсов удвоилось.

Ежегодный фестиваль с каждым разом набирал обороты и во многом определил нынешнюю судьбу Кухмо. В 1986 г. поселок получил статус города. На берегу живописного озера выстроен стильный Центр искусств «Кухма-тало» с концертными залами разной вместимости и с акустикой на уровне мировых стандартов. Променадная часть здания используется для выставок, а две стеклянные стены позволяют зрителям слиться с природой, как того хотел С. Киманен. Впрочем, в период фестиваля этого центра недостаточно, и концерты также идут в соборе, часовне и спортивном зале школы, где когда-то начинался фестиваль.

В 2015 г. бюджет фестиваля составил 1 миллиона евро. В оргкомитете шесть постоянных работников. Во время фестиваля его обслуживают 330 человек, их них 170 — волонтеры.

Бывают монотематические концерты, но обычно в одну программу включают произведения классического наследия (большей частью не очень известные, по крайней мере, не заигранные) и современных, часто авангардных композиторов. Не забыта и вокальная музыка. Таким образом молодежь приучают слушать классику, а поклонников классики — опусы новейших музыкальных направлений. Аудитория слушателей очень широка. На фестиваль приезжают почитатели камерной музыки со всей Финляндии, из Канады, Японии, Швейцарии, Новой Зеландии. Каждый вправе выбрать любое сочетание концертов. Но есть любители посетить все программы. Это нелегко: первый, утренний концерт начинается в 11 часов, ночной заканчивается за полночь. А в Кухмо всего одна небольшая гостиница, и основная масса гостей живет в радиусе до 100 километров!

Независимо от места проведения и времени суток цена часового концерта 17,50 евро, двухчасового с одним антрактом — 24,50; с двумя антрактами — 37 евро.

Каждый фестиваль имеет свою тему. Концепцию программы ежегодно вырабатывает и приглашает участников художественный руководитель фестиваля Владимир Мендельсон, известный альтист и композитор. Он много лет приезжал

в Кухмо как исполнитель, а возглавив с 2005 г. фестиваль, выступать там прекратил, сосредоточившись на организационной работе.

В 2015 г. с 12 по 21 июля прошли 73 концерта из 320 произведений, которые соединила тема времени. В свою очередь, программа каждого дня (а в день проходит до шести концертов) имеет свою тему: рубежей эпох, времен года, времени суток, периодов жизни. Например, программа 17 июля «Часы и облака» состояла из пяти концертов: «Утреннее настроение», «Закат», «Часы идут», «Серенады», «Ночной дозор».

День 20 июля под девизом «Время аристократа» был посвящен самому известному финскому композитору Яну Сибелиусу (1865-1957), здесь особо чтимому. Утренний концерт «Предтечи» включал музыку предшественников Сибелиуса: Ференца Листа, Гектора Берлиоза, Иоганнеса Брамса; дневная программа «Сибе-лиус и авангард 1880-х» составлена из сочинений молодого Сибелиуса и его старших коллег: Джузеппе Верди, Эдварда Грига, Ференца Листа. Послеобеденный концерт «Ян Сибелиус» представляет его зрелое творчество в сочетании с работами Клода Дебюсси, Габриэля Форе и Жоржа Гершвина. Вечером в программе «Свои голоса», кроме Сибелиуса, звучали опусы Леоша Яначека и Джона Кейджа. В ночном концерте «Тишина Айнолы» после сочинений Альбана Берга, Густава Малера, Эдгара Варезе, Рихарда Штрауса завершала день музыка Сибелиуса. Как видим, подбор концертов неслучаен: они выстроены в соответствии с этапами жизни героя дня и многозначительно завершаются «Тишиной Айнолы». (Айнола — так в честь жены Айно назвал Ян Сибелиус свой дом на живописном берегу озера Туусула в Ярвенпяя, где царила тишина и где похоронен композитор.)

Летние курсы для молодых музыкантов-профессионалов имеют высокий рейтинг. Стоимость занятий около 500 евро, среди претендентов существует отбор. Занятия ведут музыканты, участвующие в программе фестиваля. Студенты курсов во время занятий выступают в концертах бесплатно.

С. Киманен говорит: «Я хотел соединить девственную тишину этих мест и музыку. Кухмо находится в 60 километрах от железной дороги и в 100 — от ближайшего аэропорта... В таком тихом месте наши уши прочищаются. И потом, камерная музыка вовсе не для элиты, она как вода, как воздух — мы все ее пьем, ею дышим: и бедные, и богатые, и горожане, и селяне, и высокообразованные, и не очень.»5

Фестиваль в Кухмо в 2015 г. посетили 38 тысяч слушателей. Наших соотечественников среди них немного. А жаль. Музыка высокого качества на фоне роскошной природы в самое красивое время года — пору белых ночей — достойна внимания.

5 См.: иИЬ: http://finugor.ru/news/mezhdunarodnyy-festival-kamernoy-muzyki-v-kuhmo (дата обращения: 24.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.