Научная статья на тему 'Петербургские артисты на международных фестивалях в дубровнике (Хорватия) и во владивостоке (Россия), культурные события июля, августа, сентября 2019 года'

Петербургские артисты на международных фестивалях в дубровнике (Хорватия) и во владивостоке (Россия), культурные события июля, августа, сентября 2019 года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Петербургские артисты на международных фестивалях в дубровнике (Хорватия) и во владивостоке (Россия), культурные события июля, августа, сентября 2019 года»

М.Н. Дробышева 149

петербургские артисты на международных фестивалях в дубровнике (Хорватия) и во владивостоке (Россия), культурные события июля, августа, сентября 2019 года

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: drob.55@mail.

70-й юбилейный Международный фестиваль Дубровницкие летние игры (10.07.2019 - 25.08.2019)

Театрально-музыкальный фестиваль появился в Дубровнике в 1950 году. На его концепцию повлиял Зальбургский фестиваль, идейным вдохновителем которого был знаменитый немецкий режиссер Макс Рей-нхардт, а также творчество выдающегося дубровницкого драматурга эпохи Ренессанса Марина Држича.

По традиции церемония торжественного открытия фестиваля прошла перед церковью Святого Влаха, покровителя Дубровника. В юбилейном действе участвовали ведущие артисты Фестивального драматического ансамбля, студенты Загребской Академии драматического искусства, фольклорный ансамбль «Линджо» симфонический оркестр Государственный оперы Ганновера, Дубров-ницкий камерный хор «Libertas», за дирижерским пультом был Иван Репушич.

Кульминацией фестиваля стало выступление балетной труппы Мариинского театра. Это были первые гастроли легендарного театра из Санкт-Петербурга в Дубровнике. Среди величавых сосен, пиний, лиан, кипарисов, олеандров и пальм в парке Градац разместилась сцена, где был представлен двухактный балет Ильи Живого на музыку британского композитора Макса Рихтера «Времена года». Спектакль шел под открытым ночным небом, звучала музыка Вивальди в интерпретации нашего современника, сочетавшего инструментальную музыку с элементами электронной. В балете танцовщики Екатерина Кондаурова и Роман Беляков передали смену эмоционального состояния молодых людей: любовь, ненависть, равнодушие, умирание, цикл времен года - Весна, Лето, Осень, Зима. Балет Ильи Живого, участника творческой мастерской молодых хореографов Мариинского театра, состоял из современных движений, классики, элементов народного танца. Основной задачей, по мнению хореографа, было показать тот самый бесконечный цикл, который есть вся наша жизнь. «Сочиняя хореографию, я старался проникнуть внутрь этой музыки, уловить, из каких нитей она состоит, каким

образом эти нити переплетаются и какой образуют узор. Я считаю эту музыку гениальной и безумно счастлив работать с ней».

В спектакле нет фабулы, каждый акт длится не более двадцати минут, но благодаря филигранности хореографической композиции Ильи Живого, исполнению Екатерины Кон-дауровой и Романа Белякова, мариинскому кордебалету, свету Константина Бинкина, костюмам Софии Вартанян выстраивалась смена времен года. Спектакль «Времена года» дубровницкие зрители встретили продолжительными аплодисментами. Корреспондент «Утренней газеты» отмечал: «Многочисленная публика, посетившая дубровницкий фестиваль, была восхищена балетом в исполнении одного из самых известных и признанных театров мира. Мариинский театр из Санкт-Петербурга, превратил пространство парка Градац в кулису балета».

Одним из значительных событий фестиваля стал спектакль «Гамлет» режиссера Паоло Магелли. К трагедии Шекспира на протяжении семидесяти лет на фестивале обращались многие известные режиссеры: Марко Фотез, Тоби Робертсон, Питер Брук, Ивица Кинчевич. Это четырнадцатая постановка «Гамлета», в которой выступали артисты Фестивального драматического ансамбля. Действие пьесы разворачивается среди крепостных стен в башне Ловренац. Гамлет Франо Машковича - зрелый человек, интеллектуал, мятежник, он лишен иллюзий, живет в обществе, погрязшем в преступлениях и коррупции. Внутренние переживания ведут героя к гибели, утрате способности распознавать границы между действительностью и фантазией, нормальным состоянием и сумасшествием. «Гамлет» Магелли - это политическая и семейная трагедия, мелодрама с элементами фарса. В спектакле используются черно-белые кадры, проектирующиеся на крепостные стены, они дают возможность зрителю представить, что происходит вне сцены, хождение по комнате Гертруды (Нина Виолич), передающее ее растерянность, или сцена смерти Офелии (Анджела Рамляк), ее блуждание среди скал и утопление в море, ^ сопровождаемые музыкой фортепиано в ис- ^ полнении композитора Люпче Константино- о

о

3

ю О

ва. В спектакле переданы две современные позиции - одна, исходит из интересов человечности, а другая из политических устремлений государства. Столкновение этих позиций ведет действие к трагической развязке. Орудие Гамлета - ум, но разум философа в современном мире не самое мощное оружие. В текст Шекспира Магелли включает фрагмент из пьесы «Гамлет-машина» Хайнера Мюллера (1977), думается, что тем самым режиссер приближает спектакль к нашей действительности. К подобному приему сегодня прибегают многие постановщики.

В программу фестиваля впервые за многие годы вошел спектакль Национального театра Белграда. История театра начинается с 1868 года. Основатели его следовали традициям Иоакима Вуича, которого называли «отцом сербского театра». Русская классическая драма повлияла на становление театра. Особый этап освоения русской театральной культуры в Белграде был связан с работой приглашенных в Национальный театр из России в 1911 году режиссера А.И. Андреева и художника В.В. Балюзека. Сегодня режиссеры и актеры белградского театра считают, что распространению достижений русского театра и метода психологического реализма способствовала деятельность Юрия Раки-тина (1882-1952), освоившего профессию в Александринском театре Петербурга. Белградские артисты познакомили дубровниц-кую публику с постановкой пьесы Душана Ковачевича (1948) «Балканский шпион», режиссер - Татьяна Мандич Ригонат. Сербская комедиография, основанная на юмористической традиции Бранислова Нушича мастерски была представлена в спектакле в игре Любомира Бандовича, исполнившего роль Илии Чворовича, пребывавшего в атмосфере тотальной слежки и доносов. Переживший советско-югославский конфликт 19481953 гг., герой начинает и сам подозревать других, следит за своим жильцом портным, приехавшим в Белград из Парижа, чтобы открыть свою мастерскую, который не думает заниматься шпионской деятельностью. Чво-рович берет для слежки отпуск, стремясь самоутвердиться и попадает в смешные и нелепые ситуации, постоянно заставляя зрителей смеяться до слез. Хотя комедия и отсылает к событиям прошлого, но благодаря комедийному мастерству актерского ансамбля текст пьесы звучит современно и приближен к политической и социальной сатире. Завершился дубровницкий фестиваль спектаклем известного хорватского драматурга, прозаика, поэта Иво Войновича (1857-1929) по его повести «Герань» («Geranium»). Повесть была создана под впечатлением от рассказа Г. Фло-

бера «Целомудренное сердце». Марина Пей-нович, представитель молодого поколения режиссеров, включает в ткань спектакля рассказ Антуна Шоляна «Остров» из цикла «Молитва для прогулок». Актеры Фестивального драматического ансамбля играют спектакль в парке Художественной школы, декорации которого служат реальные стены и лестница. Здесь и разворачивается действие постановки. Зрители еще только рассаживались, а уже вовлекались в театральный процесс с появлением странной мужской фигуры, обнаженной до пояса, лицо и торс которого были выкрашены белой краской, произносящего единственное слово «мертвые». Так был изображен Хорон - перевозчик мертвых в царство Аида. В спектакле Войнович ведет рассказ об одиночестве от лица своей героини - старой девы Маре (ее исполняет Дорис Шарич Кукулица), которая пожертвовала своим счастьем ради любимой младшей сестры, отдав свое приданое в ее пользу. Установленное стеклянное строение становится символом спектакля, ведь жизнь героев подобна растениям, живущим в оранжерее. Автор часто прибегает к символам, начиная от названия пьесы, где присутствует ироничный подтекст, до изображения действующих лиц. Герои постоянно ведут спор, выясняя, в чем превосходство одних над другими. Что ценнее - кипарис или герань... В спектакле «Герань» («Geranium») разрабатываются мотивы социальной несправедливости - символическое и импрессионистическое мироощущение показано в нем, присущее драматургу Войновичу, с именем которого связано обновление хорватской драмы и ее сближение с европейским театром. Впервые на фестивале кукольный театр из Италии показал «Безумного Орландо» на террасе Равельина, а в атриуме Княжеского дворца прошел спектакль для детей «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери в исполнении загребских артистов, режиссер Хрвое Корбар, принца играл Рок Юричич, пилота Луе Бадурина. Частым участником фестиваля был Студенческий театр Леро, выступивший со спектаклем «Капли», автор пьесы и режиссер Давор Мо-яша. Передвижной театр Битоля (Северная Македония) представил монооперу Марьяна Нечака «Записки сумасшедшего» по повести Н.В. Гоголя, солист Озрен Грабарич. В программе фестиваля были инструментальные концерты виолончелиста Луки Шулича и пианистов Алеши Юрнича и Иво Погорелича. Хор Хорватского радио и телевидения исполнил произведения русской православной музыки, состоящей из сочинений Свиридова и Рахманинова, от которой веяло «любовью, неба и земли». Перед церковью святого Вла-

ха завершилась церемония закрытия 70-х Дубровницких летних игр концертом симфонического оркестра Хорватского радио и телевидения, исполнившего сочинения Модеста Мусоргского «Картинки с выставки», Бориса Папандопуло и Аунера Дормана, солист перкуссионист Симоне Рубино, за дирижерским пультом Энрико Диндо.

Дом музей Марина Држича (10.07.2019 - 25.08. 2019)

В дни юбилейного Дубровницкого фестиваля открылась выставка, посвященная хорватскому художнику-графику, академику Иво Грбичу.

Иво Грбич и Валерий Траугот обратились в своем творчестве к драматургу эпохи Ренессанса Марину Држичу. Когда отмечалось пятисотлетие со дня рождения драматурга в 2008 г., Иво Грбич воссоздал старинную карту города «Марин Држич в сценических пространствах Дубровницких летних игр» с указанием на ней мест, где игрались спектакли, и датой постановки. Комедии, пасторали, единственная трагедия «Гекуба» показывались на улицах, площадях, в парках. Известная комедия, переведенная на девятнадцать языков мира «Дядюшка Марое» («Dundo Maroje») чаще всего ставилась среди старинных строений города на Држичевой поляне.

В 1989 г. был открыт музей «Дом Марина Држича», расположенный рядом с церковью «Всех Святых Домино», который принадлежал церковному приходу, где жил когда-то клирик Марин Држич. Так случилось, что в этом доме с 1934 г. со своими родителями жил Иво Грбич. В дни фестиваля в этот дом - теперь уже в музей - вернулись графические и живописные работы художника. На протяжении семидесяти лет Иво Грбич присутствовал на Дубровницком фестивале, рисовал актеров в ролях пьес М. Држича, выступавших на сценических подмостках. На полотнах представлена целая галерея персонажей (и артистов) хорошо известных дубровчана-ми. Вот старик Станац, спящий перед фонтаном Опуффио де ла Кава, ростовщик Сади, актер, лежачий у подножья арки Княжеского дворца, играющий воздушными шарами из спектакля «Сны Марина». С тонким юмором, иногда переходившим в шарж, художник изображал не только артистов, но и прославленных деятелей драматического искусства Сербии и Хорватии - таких как Боян Ступица, Бранко Гавелла, Марко Фотез, Коста Спаич, Ивица Купчевич. Многие из них приезжали на гастроли в Россию. Если художник Валерий Траугот создавал иллюстрации к книге, посвященной Далматинско-Дубров-ницкому Возрождению, ориентируясь на со-

чинения писателя, то Иво Грбич передавал свои впечатления от спектаклей, увиденных на фестивале. Он, общаясь с его участниками под своим углом зрения талантливого художника, писал артистов в ролях Држичевых пьес. Директор Никша Матич продолжает вести в музее большую просветительскую и образовательную деятельность. В дни фестиваля прошел семинар автора этих строк «Александринский, Мариинский театры, Большой Драматический театр им. Г.А. Товстоногова и постановка «Дундо Марое» М. Држича на этой сцене. На встрече обсуждались вопросы, посвященные творчеству Марина Држича и переводу сочинений драматурга на русский язык в Петербурге. Собравшиеся узнали о том, как силами артистов БДТ был поставлен спектакль «Дундо Марое», в котором участвовали известные российские мастера В. Гвоздицкий, Н. Трофимов, А. То-лубеев, С. Лосев, Г. Штиль.

IV Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский». Приморская сцена (24.07.2019 - 9.08. 2019)

Фестиваль открылся премьерой для Дальнего Востока балета Р. Глиэра «Медный всадник» в постановке новой версии Юрия Смекалова. Партию Параши исполнила Рената Шакирова, которая создала образ поистине русской девушки - любящей, чистой, открытой, олицетворяющей русскую душу. Партию Евгения танцевал Александр Сергеев, в сцене безумия артист передал сложное состояние героя. На фоне стройки Иса-акиевского собора артист грозил кулаком известному памятнику «Медного всадника» Петра I, громко хохоча, и покоряя зрителей не только хореографическим, но и драматическим мастерством. В фестивальной афише был балет «Сильвия» Лео Делиба в хореографии англичанина Фредерика Аштона. В центре неоклассического спектакля в атмосфере танцевальной стихии царили Тимур Аскеров, в партии Принца и Виктория Те-решкина-Сильвия. Партия Сильвии сложна для исполнения: каждый акт балета различен по хореографическому и драматическому решению, но артисты станцевали безукоризненно. На Приморской сцене состоялись два творческих вечера Кимин Кима и Владимира Шклярова. С ними вместе продемонстрировали свое хореографическое искусство Екатерина Осмолкина, Екатерина Кондау-рова, Надежда Батоева. Кимин Ким выступил в модерновой хореографии Push comes to shove, а также в партии Солора в «Царстве теней» из «Баядерки» и в балете Ролана Пети «Юноша и смерть». Владимир Шкляров для программы гала-концерта выбрал три одно-

о

3

ю О

актных балета различных хореографов «Барышня и Хулиган» (К. Боярский), «Бриллианты» (Д. Баланчин) и «Пять танго» (Х. ван Манен).

Опера на фестивале была представлена дальневосточными премьерами «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Парсифаль» Р. Вагнера и концертным исполнением «Чародейки», и лучшими спектаклями Приморской сцены - премьеры сезона 2018/19 «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Аида» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини.

Доницетти, создавая оперу «Лючия ди Ламмермур», обратился к сюжету «Ламмер-мурской невесты» основателя жанра исторического романа Вальтера Скотта. Премьера оперы состоялась на сцене Королевского театра Сан-Карло в 1835 г., а в Петербурге - в 1840 г. В современное время в 1969, в 2000, в 2009, в 2010 к ней обращался Мариинский театр. 29 декабря 2018 г. опера зазвучала вновь на прославленной сцене. 5 августа 2019 г. трагическая опера «Лючия ди Ламмермур» вошла в программу Дальневосточного фестиваля «Мариинский».

Режиссер-постановщик Андреа де Роза, музыкальный руководитель Валерий Гер-гиев и художник-постановщик Симоне Ман-нино задумали перенести действие оперы в первое десятилетие XX века, цветовая гамма спектакля была подобна черно-белой фотопленке. Красным было только свадебное платье Лючии, цвет крови, напоминающее смирительную рубашку. По мнению художника спектакля Алессандро Лаи «Ключ к спектаклю - свадебное платье Лючии. То, что должно было быть самым желанным и красивым нарядом для женщины, становится инструментом насилия». Партию Лючии исполнила Айгуль Хисматуллина, ставшая лауреатом 1-й премии 56-го Международного вокального конкурса им. Франсиско Виньяса (Барселона, Испания) и лауреатом 2-й премии и серебряной медали XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского. В спектакле были заняты такие лауреаты международных конкурсов, как Алексей Марков (Лорд Генри), Сергей Скороходов (Сэр Эдгар), Алексей Смирнов (Лорд Артур), Станислав Трофимов (Раймонд Байдбент). Симфонический оркестр звучал под управлением Павла Смелкова, главного дирижера Приморской сцены. Соло в оркестре играли ведущие музыканты, среди которых Диана Черезова (флейта), Захар Кацман (валторна), Михаил Афонькин (труба), Артемий Измайлов (арфа), Алексей Федоров (гобой).

Опера «Парсифаль» стала кульминацией фестиваля, солисты сумели передать переживание героев и умение сострадать. В

опере участвовали Юрий Воробьев, Михаил Векуа и Юлия Маточкина. На Приморской сцене впервые прозвучала в концертном исполнении «Чародейка» П.И. Чайковского. Роль князя исполнил Владислав Сулимский, а Настю - Мария Баянкина. За дирижерским пультом был маэстро Валерий Гергиев.

Три оперы привлекли внимание зрителей Приморской сцены Мариинского театра. Образы в спектакле «Царская невеста» (в постановке Стародубцева) в исполнении Алексея Маркова (Грязной), Ангелины Ах-медовой (Марфа) и Андрея Попова (Боме-лий) были приближены к переживаниям нашего времени. Постановку оперы «Тоска» осуществил Ханс-Йоахим Фрай, в заглавной партии блистало сопрано Елены Стихиной. На закрытии фестиваля в репертуаре Приморской сцены была «Аида» в постановке Алексея Степанюка. В партии Аиды во Владивостоке вышла Алёна Диянова, Амнерис прозвучала в исполнении Юлии Маточки-ной, а Радамеса исполнил Нажмиддин Мав-лянов. По традиции на фестивале выступил Страдивари-Ансамбль Мариинского театра под управлением Лоренца Настурица-Гер-шовичи. На фестивале разнообразную программу показал Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра под управлением Павла Смелкова, а также выступил Юстус Франтц, известный немецкий музыкант и дирижер. Павел Смелков дебютировал в Метрополитен-опере, автор многочисленных инструментальных сочинений создал более ста оркестровок русской и зарубежной классической музыки. Помимо солистов оперы и балета, оркестра Мари-инского театра во Владивостоке выступили известные музыканты из Японии, Франции, Германии, Китая. Впервые в преддверии фестиваля прошел сольный концерт полюбившегося российской публике лауреата XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского, французского пианиста Люки Дебарга, исполнившего сонаты Скарлатти, Метнера и Листа.

Дом ученых им. М. Горького РАН

Во дворце Великого князя Владимира Александровича проходят различные выставки изобразительного искусства. Руководство Дома ученых дает возможность выставляться как опытным мастерам, так и молодым художникам. На одной из выставок свои художественные работы представил Стас Бородин, награжденный несколькими национальными медалями Европейской Академии искусств. На выставке художник показал пейзажи и натюрморты, созданные во время путешествий по Франции, Бель-

гии, Испании, США, Финляндии. Что особенно привлекает в работах Стаса Бородина последних лет, это то, что его удивительные творения как «Натюрморт с персиками и яхтами, Крэнстон, США», натюрморт «Зима в Лахти, Финляндия», «Натюрморт с цветами кактуса и яхтами Тенерифе» или пейзажи «Вель-ле-Роз, рыбаки», «Мойка, Санкт-Петербург», «Новый Карфаген, Испания» написаны «в условиях открытого пространства и естественного освещения», на пленэре при непосредственном погружении в окружающий мир. Бородина можно считать представителем модернизма в живописи, можно увидеть, как постигаются им приемы Поля Сезанна, французских мастеров, но художнику удается органично передать гармонию природы, соединив натюрморт и пейзаж, найти свое, нечто новое, представить особый ракурс, высказать свое понимание мира через цветовое решение и композицию.

Выставка «AMOR PHE 1.0 Любовь жизнь искусство 2019» прошла в выставочных залах Дворца при поддержке кафедры художественной обработки металла СПб ГХПА им. А.Л. Штиглица по инициативе Александры Траугот, представляющей знаменитую династию художников-графиков. Проект AMOR PHE был посвящен беспредметному искусству живописи, скульптуры, архитектуры, сайенсу и видеоарту. В поле художественного исследования попадает форма, не обремененная строгой навязанной предметностью. Абстрактное искусство раскрывает перед зрителями самые сложные процессы недоступные человеческому глазу. По мнению, А. Траугот необходимо сменить вектор мышления, восприятия длительности, присоединиться к созерцательности окружающей среды, чтобы снова научиться наслаждаться бурлящей красотой мира. В композиции, выполненной в технике жидкого акрила, «Зеленые холмы» художница Юлия Титова размышляет о своей родине, семи холмах Вятки. Дмитрий Шабалин создает проект «Ритмика» в основу взят принцип японской игрушки-неваляшки дару-мы. Анна Червонная мастерски преобразует грубый металл, используя прием патинирования. Анна Килина через фактуру передает сущность разных явлений. В серии колец «Золотые ритмы» Наталья Петрикова объектом трансформации становится металлическая стружка. Ведет к размышлению гобелен «Трансформация» Ирины Багрецовой. Главный хранитель дворца, историк И.М. Хмельницкая руководит выставочными проектами в Доме ученых. Недавно она представляла свою монографию «Великокняжеский дво-

рец: параллели предпочтений», посвященную истории дворца великого князя Владимира Александровича в Санкт-Петербурге.

Библиотека им. В.И. Ленина

После масштабной реконструкции 29 августа 2019 г. открылась крупнейшая общедоступная библиотека Петроградской стороны. Библиотека всегда была посещаема жителями района, здесь работал клуб любителей музыки, лекторий «Архитектура Петербурга, Петрограда, Ленинграда», проводились культурно-просветительские мероприятия. Например, выступали такие артисты Александринского театра, как Семен Сытник (со спектаклем «Учителя», посвященным великому русскому актеру Василию Меркурьеву и Ирине Мейерхольд), проводились концерты, акции районного, городского и федерального масштаба, лекции, мастер-классы, творческие встречи. Пространство библиотеки требовало изменений, обновления, полного технического переоснащения помещений, замену коммуникаций. После реконструкции библиотека стала новейшим информационным комплексом района. Дизайн и архитектурная концепция создали новую комфортную среду для читателей. Холл дополнился возможностью экспресс-обслуживания, абонемент стал двухэтажным, появился детский отдел, небольшая сцена, медиатека с современным компьютерным оборудованием, лекторий и коворкинг. Среди технических новшеств создана выставочная система с использованием технологий дополненной реальности, система бронирования книг с доступом по электронному билету, интерактивная карта исторического наследия «Петроградский район». Для посетителей Библиотека им. Ленина работает все семь дней в неделю с 9.00 до 21.00. На открытии состоялись экскурсии по библиотеке и Пушкарскому саду, а также интерактивное занятие для маленьких читателей «Когда бабушка и дедушка были маленькими» по книге Е. Мурашовой, арт-инсталляции, розыгрыши призов, были доступны библиотечно-библиографические услуги. Председатель Законодательного Собрания Вячеслав Макаров и глава Администрации Петроградского района Иван Громов присутствовали на этом знаменательном событии. Заведующим восьми библиотек Петроградского района и читателям-победителям розыгрышей призов вручалось новое издание книги В.О. Маркова «Петербургская сторона: история Петроградского района на старых почтовых карточках, документах и фотографиях» в подарок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.