Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОПЫТЕ ПОДГОТОВКИ «SITE - SPECIFIC» СПЕКТАКЛЯ'

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОПЫТЕ ПОДГОТОВКИ «SITE - SPECIFIC» СПЕКТАКЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SITE-SPECIFIC / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОСТРАНСТВО / ДЕЙСТВИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ / ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чубарова Светлана Мухаммадовна, Кирдянова Елена Робертовна, Сизова Ольга Алексеевна

Статья посвящена анализу возможностей театральной педагогики в работе над документальным проектом учащихся творческой студии «Красный куб», г. Гороховец. На примере опыта подготовки site-specific спектакля описываются этапы разработки, методика проведения репетиций и практика создания драматургической основы. Актуальность работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, обращением к новому педагогическому направлению - театральной педагогике, которая в настоящий момент находится на первом плане трансформации педагогической практики и методологии. Об этом свидетельствуют проводимые конференции (Всероссийская конференция памяти Л.А. Сулержицкого «Педагогика искусства», НеКонференция «Театральная педагогика как современный социокультурный феномен», «Инклюзия в сфере театральной педагогики» (при Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н.И. Сац), открывающиеся в разных регионах соответствующие направления обучения, такие как: магистратура театральная педагогика и медиаобразование в НГПУ имени Минина (Нижний Новгород), магистратура театральная педагогика и режиссура театральной среды (МГПУ, г. Москва), специалитет школьная театральная педагогика (Международной академии искусств, Санкт-Петербург). Сфера дополнительного образования, которая включает в себя применение театральной педагогики в работе учителей общеобразовательных школ, преподавателей в детских школах искусств и др. Во-вторых, освоением редко встречающегося в отечественной практике театрального жанра, имеющего мощный социокультурный потенциал, в котором методами театральной педагогики достигаются необходимые результаты. Новизна исследования заключается в выявлении педагогического потенциала театрального процесса в новом направлении site-specific.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чубарова Светлана Мухаммадовна, Кирдянова Елена Робертовна, Сизова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATER PEDAGOGY IN THE EXPERIENCE OF PREPARING A "SITE - SPECIFIC" PERFORMANCE

The article is devoted to the analysis of the possibilities of theatrical pedagogy in the work on the documentary project of students of the creative studio "Red Cube", Gorokhovets. On the example of the experience of preparing a site-specific performance, the stages of development, the methodology of conducting rehearsals and the practice of creating a dramatic basis are described. The relevance of the work is due to several factors. Firstly, by turning to a new pedagogical direction - theatrical pedagogy, which is currently at the forefront of the transformation of pedagogical practice and methodology. This is evidenced by the ongoing conferences (All-Russian Conference in memory of L.A. Sulerzhitsky "Pedagogy of Art", non-conference "Theater pedagogy as a modern socio-cultural phenomenon", "Inclusion in the field of theater pedagogy" (at the Moscow State Academic Children's Musical Theater named after N.I. Sac), relevant areas of study opening in different regions, such as: master's degree in theater pedagogy and media education at the Minin National Pedagogical University (Nizhny Novgorod), Master's degree in theater pedagogy and directing of the theatrical environment (Moscow State Pedagogical University, Moscow), specialty school theater pedagogy (International Academy of Arts, St. Petersburg). The sphere of additional education, which includes the use of theater pedagogy in the work of teachers of secondary schools, teachers in children's art schools and others. Secondly, the development of a theater genre rarely encountered in domestic practice, which has a powerful socio-cultural potential, in which the necessary results are achieved by methods of theatrical pedagogy. The novelty of the research lies in the identification of the pedagogical potential of the theatrical process in a new site-specific direction.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОПЫТЕ ПОДГОТОВКИ «SITE - SPECIFIC» СПЕКТАКЛЯ»

организовать самостоятельную работу обучающихся в совершенно новом формате, создавая максимально благоприятные условия для самообразования и саморазвития их личности.

Выводы. Как показывает опыт работы в высшей школе, применение в образовательном процессе мультимедийных систем и технологий способствует существенному повышению эффективности полученных обучающимися знаний, развитию интереса к учебному процессу.

Комплекс Jalinga позволяет создать видеолекцию без команды операторов. Создание видеоуроков происходит в режиме реального времени. Наличие прозрачной сенсорной доски и специального программного обеспечения помогают педагогическому работнику осуществлять взаимодействие с различными объектами презентации, используя интерактивные возможности Jalinga для визуализации учебного материала.

Таким образом, программно-аппаратный комплекс Jalinga имеет широкие возможности, повышающие качество как образовательного процесса в вузе в целом, так и качество преподавания отдельных учебных дисциплин, в частности дисциплин математического цикла.

Литература:

1. Абдрахманова, И.В. Методологические особенности разработки электронных учебных пособий для студентов физкультурных вузов / И.В. Абдрахманова, И.В. Лущик, М.Н. Сандирова // Современные проблемы науки и образования. -2017. - № 3. - С. 119.

2. Безбородова, Н.Я. Влияние компьютерных технологий на когнитивные процессы школьников / Н.Я. Безбородова // International Journal of Medicine and Psychology. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 109-113

3. Коларькова, О.Г. Современные технологии в обучении иностранному языку студентов языковых вузов / О.Г. Коларькова, А.А. Савина // Актуальные проблемы юрислингвистики в современном обществе: сб. статей. - Краснодар: СКФ ФНБОУВО «РГУП», 2020. - С. 62-66

4. Радченко, С.А. Инновационные методы для улучшения обучения по технологии, физике, теплотехнике и охране труда / С.А. Радченко, А.Н. Сергеев // Школа будущего. - 2017. - № 6. - С. 180-187

5. Севрюк, А.В. Визуализация информации при изучении теоретической механики / А.В. Севрюк // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - № 4. - С. 89-92

6. Управление качеством образования / [М.М. Поташник и др.]; под ред. М.М. Поташника. - Москва, 2000. - 448 с.

7. Чикина, Т.Е. Основные подходы к оценке качества образования и способы их реализации / Т.Е. Чикина, С.В. Крыгин, Н.А. Миронов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4. - С. 310-313

8. Чикина, Т.Е. Использование элементов и ресурсов СДО LMS Moodle для организации практических занятий по дисциплинам естественнонаучного цикла в рамках реализации основных программ профессионального обучения / Т.Е. Чикина // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 91-2. - С. 69-71. - DOI 10.18411/trnio-11-2022-71

Педагогика

УДК 371

магистрант Чубарова Светлана Мухаммадовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Кирдянова Елена Робертовна Московский международный университет (г. Москва); старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОПЫТЕ ПОДГОТОВКИ «SITE - SPECIFIC» СПЕКТАКЛЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу возможностей театральной педагогики в работе над документальным проектом учащихся творческой студии «Красный куб», г. Гороховец. На примере опыта подготовки site-specific спектакля описываются этапы разработки, методика проведения репетиций и практика создания драматургической основы. Актуальность работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, обращением к новому педагогическому направлению - театральной педагогике, которая в настоящий момент находится на первом плане трансформации педагогической практики и методологии. Об этом свидетельствуют проводимые конференции (Всероссийская конференция памяти Л.А. Сулержицкого «Педагогика искусства», НеКонференция «Театральная педагогика как современный социокультурный феномен», «Инклюзия в сфере театральной педагогики» (при Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н.И. Сац), открывающиеся в разных регионах соответствующие направления обучения, такие как: магистратура театральная педагогика и медиаобразование в НГПУ имени Минина (Нижний Новгород), магистратура театральная педагогика и режиссура театральной среды (МГПУ, г. Москва), специалитет школьная театральная педагогика (Международной академии искусств, Санкт-Петербург). Сфера дополнительного образования, которая включает в себя применение театральной педагогики в работе учителей общеобразовательных школ, преподавателей в детских школах искусств и др. Во-вторых, освоением редко встречающегося в отечественной практике театрального жанра, имеющего мощный социокультурный потенциал, в котором методами театральной педагогики достигаются необходимые результаты. Новизна исследования заключается в выявлении педагогического потенциала театрального процесса в новом направлении site-specific.

Ключевые слова: site-specific, театральная педагогика, пространство, действие в пространстве, иммерсивный спектакль.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the possibilities of theatrical pedagogy in the work on the documentary project of students of the creative studio "Red Cube", Gorokhovets. On the example of the experience of preparing a site-specific performance, the stages of development, the methodology of conducting rehearsals and the practice of creating a dramatic basis are described. The relevance of the work is due to several factors. Firstly, by turning to a new pedagogical direction - theatrical pedagogy, which is currently at the forefront of the transformation of pedagogical practice and methodology. This is evidenced by the ongoing conferences (All-Russian Conference in memory of L.A. Sulerzhitsky "Pedagogy of Art", non-conference "Theater pedagogy as a modern socio-cultural phenomenon", "Inclusion in the field of theater pedagogy" (at the Moscow State Academic Children's Musical Theater named after N.I. Sac), relevant areas of study opening in different regions, such as: master's degree in theater pedagogy and media education at the Minin National Pedagogical University (Nizhny Novgorod), Master's degree in theater pedagogy and directing of the theatrical environment (Moscow State Pedagogical University, Moscow), specialty school theater pedagogy (International Academy of Arts, St. Petersburg). The sphere of additional education, which includes the use of theater

pedagogy in the work of teachers of secondary schools, teachers in children's art schools and others. Secondly, the development of a theater genre rarely encountered in domestic practice, which has a powerful socio-cultural potential, in which the necessary results are achieved by methods of theatrical pedagogy. The novelty of the research lies in the identification of the pedagogical potential of the theatrical process in a new site-specific direction.

Key words: site-specific, theatrical pedagogy, space, action in space, immersive performance.

Введение. Современное понимание театральной педагогики выходит далеко за границы традиционного представления как о театре, так и о педагогике [9]. Театральная педагогика является системой образования, которая включает в себя законы импровизационной игры, где участникам предстает возможность ощутить себя в различных предлагаемых обстоятельствах. Таким образом, происходит совместное коллективное творчество педагога с учениками, в процессе которого формируются такие навыки, как: взаимодействие с окружающим миром, проживание через образ, возможность постичь природу человека и его взаимоотношений с миром, развитие гармоничной и творческой личности в процессе обучения и др.

В статье мы опираемся на исследования Сухова А.О. по методологии театральной педагогики [12], на материалы, в которых рассматриваются вопросы классификации сложного и разнообразного современного театрального поля и жанра site - specific (Стукал Е. Д. [ 10,11]), а так же анализируются современные, актуальные театральные проекты (Лёзова, Е. [5], Карась, А. [3], Тонконог, А. [13]).

В рамках исследования применялись теоретические методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительный исторический и диалектический методы исследования.

Задачи исследования:

- проанализировать творческо-педагогический процесс, с помощью которого происходит создание активного социокультурного субъектного подхода к повседневности;

- установить основные методы и принципы театральной педагогики в работе над документальной постановкой в жанре site - specific;

- описать основные педагогические задачи, которые ставит педагог-режиссер в работе молодежного театрального коллектива;

- рассмотреть театральные методики, которые помогают расскрыть потенциал участников театрального коллектива в рамках освоения нового специфического, театрального жанра.

Изложение основного материала статьи. Гипотеза нашего исследования исходит из возможности интеграции принципов театральной педагогики в процесс освоения новых жанров современного театра, где театр становится важнейшей формой познания среды и развития личности подростка в ходе работы над театральной постановкой.

Принципы театральной педагогики берут начало в античности, где ритуал становится театральным представлением и имеет возможность полной социализации личности. С течением времени театральная педагогика становится важным этапом в развитии человека исходя из его потребностей и интересов, укрепившись как отдельная методология в области творческого образования в школе, в вузе и тд. Неизменным остаются принципы, способные пробудить чувства и творческое воображение человека, осуществить развитие всех органов восприятия и мироощущения, заставить мыслить иначе, расширив свой кругозор и познания в образовательной среде. В театральной педагогике они воплощены в следующих принципах:

- принцип событийности, при котором происходит изменение картины мира учащегося в работе над материалом. В ходе переживания событий происходящим с героем того или иного произведения, происходит обогащение внутреннего мира учащегося и развитие его воображения;

- принцип проживания, при котором осуществляется процесс, основанный на соучастии, сопричастности, эмоциональной отзывчивости и гибкости;

- принцип личного творческого действия, который реализует в процессе обучения понимание свободы творчества и её границ через предлагаемые обстоятельства и систему действий в предлагаемых обстоятельства. При соблюдении этого принципа компетенции становятся результатом личностно-значимых открытий, а не безвольным усвоением догм;

- принцип импровизации, освобождающий поле для спонтанности, непосредственности - качеств, которые позволяют раскрыть потенциал ребёнка, но которые часто игнорируются традиционной образовательной системой. В использовании этого принципа особенно важна личность педагога, который сам должен быть носителем это принципа и умело его реализовывать на практике.

Одна из отличительных черт театрально педагогики - понимание творческого процесса как развивающего и раскрывающего личность, не направленного на постановочную деятельность как результативную и итоговую [2]. Подчеркнём, что не постановка, не игра на сцене являются целью театрально-педагогического процесса. В связи с этим, важным фактором в работе театрального педагога становится выбор жанра и материала, через который будет происходить процесс развития и раскрытия.

В нашей статье мы анализируем опыт режиссёра, педагога Светланы Чубаровой в молодежной театральной студии «Красный куб» г. Гороховец, Владимирской области. Выбор объекта анализа обусловлен тем, что режиссёр последовательно использует принципы театральной педагогики с момента её основания 2017 г. Светлана работает с новейшими театральными жанрами: пластический театр, вербатим, site - specific, - позволяющими реализовывать не столько постановочный, сколько процессуально-значимый аспект. Особая роль личностного начала режиссёра в работе с такими жанрами обусловлена готовностью к эксперименту, импровизационному способу существования и умению организовывать творческое пространство.

В настоящий момент в студии «Красный куб» ведётся работа по подготовке site - specific спектакля. В переводе с английского site-specific - одновременно и «определенное», и «особенное» место [10, 11]. «Этот вид искусства отрицает возможность переноса творения в другую локацию, делая конкретное место единственной средой его существования» [13]. Этот жанр опирается на особое умение проживать пространство, видеть конкретное место в его взаимосвязи с историей, эмоциональным, философским, личностным содержанием. Происходит обращение к городскому пространству Гороховца, которое для студийцев является обыденным и не обладающим, на первый взгляд, потенциалом театральности, драматургичности, образности.

При этом, Гороховец необычайно красив и многогранен, входит в малое кольцо России, и обладает своей историей и особенными ландшафтами, местами (сайтами). В 1902 году в Гороховце был основан судостроительный завод, который на протяжении века служил на благо Российского речного и морского флота. Благодаря заводу инфраструктура города значительно выросла, появились школы, детские сады, больница и жилые районы. Во время перестройки завод обанкротился, а затем превратился в заросшие руины. Современники и бывшие заводчане хранят огромное количество историй, связанных с этим местом.

Вековая история руинированного места стала импульсом для идеи обыграть заводское пространство. К реализации привлекаются совсем юные участники-студийцы, что позволит реализовать идею реставрации связи поколений, утраченной этим местом. Велика и социально-культурная значимость самого процесса подготовки спектакля: была проведена работа по сбору и обработки материалов воспоминаний бывших рабочих завода и жителей города, изучение архивов, встречи и интервью. У театральной студии уже есть опыт работы в технике вербатим (2019 год), описанный в статье «Театральная педагогика. Методика работы над спектаклем в технике «вербатим» в молодёжном театральном коллективе» [4]. Техника использовалась в работе над пьесой Э. Гиззатовой «Двери». Методика сбора интервью и их обработки уже знакома коллективу, что помогло лучше сориентироваться в новой работе.

В работе с молодёжным коллективом с точки зрения театральной педагогики, применяются принципы, о которых мы говорили ранее в нашей статье: событийность, проживание, принцип личного творческого действия, импровизационность. Например: принципы событийности, и принцип проживания, реализуются во время сбора материала к будущему спектаклю. Собирая интервью, студийцы осваивают коммуникативные стратегии, приобретают опыт эмпатии, узнавая подлинные истории респондентов. Интервьюирование обогащает и внутренний мир, включает воображение, заинтересованность через прикосновение с историями, и позволяет им обрести вторую жизнь. Далее эти два принципа реализуются во время застольной работы, при разборе драматургического материала на основе историй респондентов. Принципы личного творческого действия и импровизации реализуются в ходе репетиционной работы. Разрабатывая этюды, участники могут свободно самовыражаться, импровизировать на темы, поднятые в пьесе, ошибаться и снова пробовать импровизировать, с текстом или без него, участники взаимодействуют друг с другом и работают в предлагаемых обстоятельствах, придерживаясь основной сверхзадаче будущего спектакля site-specific.

На наш взгляд, существует связь между театральной педагогикой и её интеграцией в пространство site-specific. Основываясь на главных принципах театральной педагогики, можно сказать о том, что участники и педагог не только изучают новое современное явление, но и обживают его пространство, изучают новые предлагаемые обстоятельства за пределами сценического существования, тем самым усложнив себе задачу в постижении внесценических театральных форм.

Похожие формы так же существуют в иммерсивном театре, который в отечественной педагогике связан с методом погружения, вовлечения участников в процесс, так как ему представляется возможность участвовать в тетральном действии, где участник становится актером и может воспользоваться реквизитом, общаться с другими партнерами, и менять ход сюжета постановки [6]. Именно этот метод - является одним из основных в театральной педагогике и так же включает в себя принципы, которые мы описывали ранее. Иммерсивность сегодня происходит практически в каждом образовательном учреждении, чтобы обыграть скучный урок, лекцию в увлекательное и познавательное действие, в котором ученики становятся активными исследователями [6; 15].

В работе с театральным коллективом, метод иммерсивности неразрывно связан с будущим действием в выбранном пространстве. Участникам спектакля предлагается самостоятельно подготовить и изучить будущий материал для постановки, что по своей сути становится увлекательным и затягивающим процессом. За основу материала для нового спектакля site - specific были взяты интервью бывших рабочих завода, послужившие набросками для основного сюжета будущей постановки. Главным героем/местом (site) спектакля является пространство завода, внутри которого планируется составление маршрута, со стилистикой квест игры, где каждый зритель сможет выбрать свой путь. Во время прохождения маршрута, на локациях будут находится актеры, рассказывающие свои истории, связанные с заводом. Весь маршрут будет сопровождаться визуальным рядом подлинных фотографий, по которым можно сравнить, что было сто лет назад и что осталось для современников.

Репетиционный процесс осуществляется на сцене, в ходе которого, отбираются определенные эпизоды, которые станут основными в условиях пространства завода.

Музыкальным сопровождением для постановки станет шум природы: звуки речной воды, шелест листьев и т.д., чтобы задать общее настроение и атмосферу при прохождении спектакля.

По завершению маршрута зрителей будет ожидать основная локация, где соберутся все актеры, отдельные истории которых плавно вплетутся в общую канву сюжета. Таким образом творческая группа готовится не просто рассказать о заводе, но и погрузить публику в истории реальных людей, создать своего рода документальный театр в переплетении с site - specific театром. Проекту ещё только предстоит освоить новый театральный язык. Этот процесс является полем актуального исследования, проводимого в настоящий момент, и будет описан в следующих работах.

Несомненно, site - specific театр, притягивает своей новизной и формами воплощения. Он провоцирует использовать уникальные пространства, где бы они не находились [3, 5]. Кроме того, такой театр обладает высочайшим социокультурным потенциалом, поскольку в реализации спектакля участвуют не только медиаторы (актёры спектакля), но и зрители, чья включённость в действие способна влиять на активность и заинтересованность субъекта [14]. Подготовка такого рода спектаклей подобна серьёзному документально-историческому, социологическому исследованию, что так же расширяет границы театра в область образования, науки.

Выводы. Исходя из анализа творческо-педагогического процесса можно сделать вывод о том, что выбранный жанр и методика для молодёжной студии являются фактором создания активного социокультурного субъектного подхода к повседневности. В процессе подготовки спектакля происходит «присваивание» опыта места, с которым связан творческий проект. Основные задачи, которые ставит для себя режиссер-постановщик в театральном коллективе - это: создание среды в которой происходит выработка активной и познавательной позиции каждого студийца, возможности выразить себя и найти способы интересного высказывания; расширение художественного кругозора студийцев и формирование зрительской культуры; выявление творческих способностей студийцев с помощью актерских тренингов, инсценирования, этюдов и тд.; выстраивание взаимодействия между педагогом и студийцами, которое обеспечит познавательный, творческий, рабочий процесс.

В театральном коллективе работа с подобным жанром театра как site-specific, который имеет документальную основу, требуется большое количество репетиционного времени, подобная задача требует четкой слаженности коллектива, общей заинтересованности, внимания, концентрации и организованного педагогического процесса в рамках театральной студии.

Принципы театральной педагогики отчетливо проявляются в постижении и освоении современного направления site-specific, в котором происходит всестороннее развитие всех участников творческого процесса. Можно сказать, что современный театр не устанавливает четких границ, давая свободу для воплощения самых эксперементальных идей. Границы могут оказаться условными, либо нуждаться в поисках новых форм и смыслов.

В творческом коллективе, театрально-педагогический процесс происходит за счет внедрения новых театральных методик, которые способны раскрыть потенциал каждого участника студии в работе над сложным спектаклем. Основными методами освоения театральной педагогики в творческом коллективе являются: метод иммерсивности, этюдный метод, что

дает возможность изучить жанр будущей постановки, и наделить смыслом будущее пространство на территории риунированного объекта.

Литература:

1. Богданова, О.А. Театр ка пример коллективной творческой деятельности (Дополнительное образование и воспитание детей) / О.А. Богданова // Методист. - 2006. - №3. - С. 54-55

2. Гребенкин, А. Театральная педагогика вчера и сегодня. Точка доступа [Электронный ресурс]. - URL. http://theater111.ru/science03.php?ysclid=lb6zhgc48y83333 (дата обращения 29.10.2022)

3. Карась, А. Театры бродят по городу / А. Карась // Российская газета [Электронный ресурс]. - URL: http://rg.ru/2015/09/11/tochka-dostupa.html (дата обращения: 30.10.2022)

4. Кирдянова, Е.Р. Театральная педагогика. Методика работы над спектаклем в технике «вербатим» в молодёжном театральном коллективе / Е.Р. Кирдянова, С.М. Хамидова, Е.П. Колпакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 175-179

5. Лёзова, Е. Премьера спектакля-мистерии от «ТТ Завод» в реконструируемом цеху владимирской ТЭЦ [Электронный ресурс]. - URL: https HYPERLINK "https://kluch.media/materials/premera-spektaklya-misterii-ot-tt-zavod-v-rekonstruiruemom-tsekhu-vladimirskoy-tets/" HYPERLINK "https://kluch.media/materials/premera-spektaklya-misterii-ot-tt-zavod-v-rekonstruiruemom-tsekhu-vladimirskoy-tets/" (дата обращения: 19.11.2022)

6. Меркульева, А.В. Иммерсивные методики в современных социокультурных практиках / А.В. Меркульева // Вестник СПбГИК. - № 2 (43) июнь. - 2020. - С. 58-62

7. Медведенко, В.В. Иммерсивное театральное искусство как технология социально-культурной деятельности /

B.В. Медведенко // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4. - С. 263-266

8. Никитин, С.В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося / С.В. Никитин // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1. - Челябинск. -2011. - С. 20-22. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1058/ (дата обращения: 02.12.2022)

9. Полякова, Т.Н. Театр и педагогическое образование: развитие творческой личности: монография / Т.Н. Полякова. -Спб., 2009. - 178 с.

10. Стукал, Е.Д. К вопросу о "site-specific" театре / Е.Д. Стукал // Социосфера. - 2016. - № 2. - С. 113-116

11. Стукал, Е.Д. Современные тенденции в "site-specific theatre" / Е.Д. Стукал // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 3. - № 46. -

C. 353-357

12. Сухов, А.О. Методологические аспекты становления театральной педагогики / А.О. Сухов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2022. - Вып. 2 (220). - С. 19-30

13. Тонконог, А. Что такое site specific театр на примере «Времени роста деревьев» / А. Тонконог // Сетевое издание Entermedia: entermedia.io: [сайт], 2017. - URL: https://entermedia.io/weekend/chto-takoe-site-specific-teatr-na-primere-vremeni-rosta-derevev/ (дата обращения: 30.10.2022)

14. Фестиваль спектаклей в нетеатральных пространствах. Точка доступа. - URL: https://tochkadostupa.spb.ru (дата обращения: 20.11.2022)

15. Чупина, В.А. Иммерсивность: трактовка и развитие понятия в педагогике / В.А. Чупина // Материалы 23-й Международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании». Екатеринбург: РГГПУ, 2018. - С. 488-493

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент Шимичев Алексей Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат филологических наук, доцент Тарасова Ольга Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)

ПРОДУКТИВНО-КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения эффективности использования продуктивно-креативных технологий в иноязычном образовании. Авторы отмечают, что обучающиеся имеют слабые представления о продуктивно-креативных технологиях и возможностях их применения на уроке иностранного языка ввиду отсутствия системной работы по их использованию в процессе профессиональной подготовки в вузе. Описываются факторы, оказывающие негативное воздействие на эмоционально-волевую сферу и самооценку обучающихся при реализации игрового и ролевого взаимодействия. Раскрываются условия, обеспечивающие развивающий эффект и безопасность активной деятельности обучающихся. Сформулированы требования к организации продуктивно-креативной деятельности в образовательном процессе. Анализируются результаты анкетирования учителей-практиков по использованию продуктивно-креативных технологий при работе со школьниками. Приводятся рекомендации по интегрированию продуктивно-креативных заданий национально-культурного содержания в процесс профессионально-ориентированного лингвистического образования.

Ключевые слова: обучение иностранным языкам, продктивно-креативные технологии, подготовка учителей иностранного языка.

Annоtation. The article deals with the problem of increasing the efficiency of the use of productive and creative technologies in foreign language education. The authors note that students have poor understanding about productive and creative technologies and the possibilities of their application in a foreign language lesson due to the lack of systematic work on their use during the training at the university. They are described the factors that have a negative impact on students' emotional-volitional sphere and self-esteem in teaching games and role-playing interaction. The conditions providing the developing effect and activity's safety of students are revealed. They are formulated the requirements for the organization of productive and creative activity in the educational process. The results of a teachers' survey on the use of productive and creative technologies when working with schoolchildren are analyzed. Recommendations on the integration of productive and creative tasks of national-cultural content into the process of professionally-oriented linguistic education are given.

Key words: foreign languages teaching, productive and creative technologies, foreign language teachers training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.