Научная статья на тему 'ПРОДУКТИВНО-КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПРОДУКТИВНО-КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ПРОДКТИВНО-КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шимичев Алексей Сергеевич, Тарасова Ольга Михайловна

В статье рассматривается проблема повышения эффективности использования продуктивно-креативных технологий в иноязычном образовании. Авторы отмечают, что обучающиеся имеют слабые представления о продуктивно-креативных технологиях и возможностях их применения на уроке иностранного языка ввиду отсутствия системной работы по их использованию в процессе профессиональной подготовки в вузе. Описываются факторы, оказывающие негативное воздействие на эмоционально-волевую сферу и самооценку обучающихся при реализации игрового и ролевого взаимодействия. Раскрываются условия, обеспечивающие развивающий эффект и безопасность активной деятельности обучающихся. Сформулированы требования к организации продуктивно-креативной деятельности в образовательном процессе. Анализируются результаты анкетирования учителей-практиков по использованию продуктивно-креативных технологий при работе со школьниками. Приводятся рекомендации по интегрированию продуктивно-креативных заданий национально-культурного содержания в процесс профессионально-ориентированного лингвистического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шимичев Алексей Сергеевич, Тарасова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTIVE AND CREATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER

The article deals with the problem of increasing the efficiency of the use of productive and creative technologies in foreign language education. The authors note that students have poor understanding about productive and creative technologies and the possibilities of their application in a foreign language lesson due to the lack of systematic work on their use during the training at the university. They are described the factors that have a negative impact on students’ emotional-volitional sphere and self-esteem in teaching games and role-playing interaction. The conditions providing the developing effect and activity’s safety of students are revealed. They are formulated the requirements for the organization of productive and creative activity in the educational process. The results of a teachers’ survey on the use of productive and creative technologies when working with schoolchildren are analyzed. Recommendations on the integration of productive and creative tasks of national-cultural content into the process of professionally-oriented linguistic education are given.

Текст научной работы на тему «ПРОДУКТИВНО-КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

дает возможность изучить жанр будущей постановки, и наделить смыслом будущее пространство на территории риунированного объекта.

Литература:

1. Богданова, О.А. Театр ка пример коллективной творческой деятельности (Дополнительное образование и воспитание детей) / О.А. Богданова // Методист. - 2006. - №3. - С. 54-55

2. Гребенкин, А. Театральная педагогика вчера и сегодня. Точка доступа [Электронный ресурс]. - URL. http://theater111.ru/science03.php?ysclid=lb6zhgc48y83333 (дата обращения 29.10.2022)

3. Карась, А. Театры бродят по городу / А. Карась // Российская газета [Электронный ресурс]. - URL: http://rg.ru/2015/09/11/tochka-dostupa.html (дата обращения: 30.10.2022)

4. Кирдянова, Е.Р. Театральная педагогика. Методика работы над спектаклем в технике «вербатим» в молодёжном театральном коллективе / Е.Р. Кирдянова, С.М. Хамидова, Е.П. Колпакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 175-179

5. Лёзова, Е. Премьера спектакля-мистерии от «ТТ Завод» в реконструируемом цеху владимирской ТЭЦ [Электронный ресурс]. - URL: https HYPERLINK "https://kluch.media/materials/premera-spektaklya-misterii-ot-tt-zavod-v-rekonstruiruemom-tsekhu-vladimirskoy-tets/" HYPERLINK "https://kluch.media/materials/premera-spektaklya-misterii-ot-tt-zavod-v-rekonstruiruemom-tsekhu-vladimirskoy-tets/" (дата обращения: 19.11.2022)

6. Меркульева, А.В. Иммерсивные методики в современных социокультурных практиках / А.В. Меркульева // Вестник СПбГИК. - № 2 (43) июнь. - 2020. - С. 58-62

7. Медведенко, В.В. Иммерсивное театральное искусство как технология социально-культурной деятельности /

B.В. Медведенко // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4. - С. 263-266

8. Никитин, С.В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося / С.В. Никитин // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1. - Челябинск. -2011. - С. 20-22. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1058/ (дата обращения: 02.12.2022)

9. Полякова, Т.Н. Театр и педагогическое образование: развитие творческой личности: монография / Т.Н. Полякова. -Спб., 2009. - 178 с.

10. Стукал, Е.Д. К вопросу о "site-specific" театре / Е.Д. Стукал // Социосфера. - 2016. - № 2. - С. 113-116

11. Стукал, Е.Д. Современные тенденции в "site-specific theatre" / Е.Д. Стукал // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 3. - № 46. -

C. 353-357

12. Сухов, А.О. Методологические аспекты становления театральной педагогики / А.О. Сухов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2022. - Вып. 2 (220). - С. 19-30

13. Тонконог, А. Что такое site specific театр на примере «Времени роста деревьев» / А. Тонконог // Сетевое издание Entermedia: entermedia.io: [сайт], 2017. - URL: https://entermedia.io/weekend/chto-takoe-site-specific-teatr-na-primere-vremeni-rosta-derevev/ (дата обращения: 30.10.2022)

14. Фестиваль спектаклей в нетеатральных пространствах. Точка доступа. - URL: https://tochkadostupa.spb.ru (дата обращения: 20.11.2022)

15. Чупина, В.А. Иммерсивность: трактовка и развитие понятия в педагогике / В.А. Чупина // Материалы 23-й Международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании». Екатеринбург: РГГПУ, 2018. - С. 488-493

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент Шимичев Алексей Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат филологических наук, доцент Тарасова Ольга Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)

ПРОДУКТИВНО-КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения эффективности использования продуктивно-креативных технологий в иноязычном образовании. Авторы отмечают, что обучающиеся имеют слабые представления о продуктивно-креативных технологиях и возможностях их применения на уроке иностранного языка ввиду отсутствия системной работы по их использованию в процессе профессиональной подготовки в вузе. Описываются факторы, оказывающие негативное воздействие на эмоционально-волевую сферу и самооценку обучающихся при реализации игрового и ролевого взаимодействия. Раскрываются условия, обеспечивающие развивающий эффект и безопасность активной деятельности обучающихся. Сформулированы требования к организации продуктивно-креативной деятельности в образовательном процессе. Анализируются результаты анкетирования учителей-практиков по использованию продуктивно-креативных технологий при работе со школьниками. Приводятся рекомендации по интегрированию продуктивно-креативных заданий национально-культурного содержания в процесс профессионально-ориентированного лингвистического образования.

Ключевые слова: обучение иностранным языкам, продктивно-креативные технологии, подготовка учителей иностранного языка.

Annоtation. The article deals with the problem of increasing the efficiency of the use of productive and creative technologies in foreign language education. The authors note that students have poor understanding about productive and creative technologies and the possibilities of their application in a foreign language lesson due to the lack of systematic work on their use during the training at the university. They are described the factors that have a negative impact on students' emotional-volitional sphere and self-esteem in teaching games and role-playing interaction. The conditions providing the developing effect and activity's safety of students are revealed. They are formulated the requirements for the organization of productive and creative activity in the educational process. The results of a teachers' survey on the use of productive and creative technologies when working with schoolchildren are analyzed. Recommendations on the integration of productive and creative tasks of national-cultural content into the process of professionally-oriented linguistic education are given.

Key words: foreign languages teaching, productive and creative technologies, foreign language teachers training.

Введение. Национальный проект «Образование» в качестве одного из приоритетных аспектов декларирует совершенствование профессиональной подготовки учителей. В условиях современной социокультурной ситуации особую актуальность приобретает поиск путей повышения эффективности образовательных технологий. Специфика иноязычного образования, а также требования ФГОС ВО к уровню подготовки выпускников педагогических направлений предопределяет необходимость качественно иного содержательного наполнения традиционных технологий обучения и воспитания. В этой связи актуализируется проблема готовности учителей иностранного языка к эффективному использованию продуктивно-креативных технологий как на занятиях, так и в системе внеурочной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В процессе обучения иностранному языку воспитательный и развивающий потенциал продуктивно-креативных технологий реализуется не полной мере. Как правило, приоритетное значение отводится развлекательной функции: чаще всего игры применяются для внесения разнообразия в ход урока и снятия утомления обучающихся.

Немаловажно отметить, что отличительной особенностью подобных технологий является её двунаправленность. Используются два типа деятельности: условно-игровая и профессионально релевантная деятельность, связанная с анализом, систематизацией, обобщением.

Реализуемые в иноязычном образовании обучающие функции творческого развития обучающихся не раскрывает всех потенциальных возможностей продуктивного взаимодействия [9]. В большинстве случаев на занятиях по практике иностранного языка находят применение творческие задания общего содержания, не имеющие профессиональной отнесенности. Обладая недостаточными представлениями об особенностях продуктивного обучения, а также ввиду отсутствия опыта организации и проведения подобного вида работ, обучающиеся практически не используют их в своей профессиональной деятельности в период прохождения педагогической практики и, в последующем, в профессионально педагогической деятельности. В этой связи возникает противоречие между потребностями современного образовательного процесса по иностранным языкам в реализации продуктивно-креативных технологий, и их недостаточной разработанностью и использованием при организации профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка.

Одним из путей повышения эффективности использования продуктивно-креативных технологий в деятельности учителей иностранного языка является создание особой образовательно-развивающей среды, способствующей профессиональному становлению и коммуникативному развитию обучающихся.

Наблюдения за реализацией профессионально педагогического развития будущих учителей иностранного языка свидетельствуют о том, что используемые в практике технологии обучения имеют явную развлекательную направленностью и не отличаются вариативностью содержания и разнообразием форм проведения. Коммуникативные функции, предполагающие формирование навыков общения в процессе ролевого взаимодействия, реализуется в ограниченном диапазоне [3]. В процессе организации учебного пространства и проведении учебных событий педагоги сталкиваются с определенными трудностями в реализации релаксационной функции, которая предусматривает снятие физического и эмоционального напряжения. Напротив, особенности эмоционально-волевой и профессиональной сфер студентов далеко не всегда учитываются при проведении мероприятий соревновательного характера, предполагающих достижение как индивидуального, так и командного результата.

Межличностные отношения в группе выступают одним из условий, ограничивающих комфортное осуществление продуктивно-креативной деятельности. Особенности самооценки обучающихся не всегда принимаются в расчет при подведении результатов работы или распределении ролей, что является одним из факторов риска, влияющих как на эффективность продуктивной деятельности, так и на психологическое благополучие обучающегося. Подобные аспекты приводят к снижению результативности игровых технологий.

Преодолению сложившейся ситуации способствует соблюдение гуманистических принципов педагогического взаимодействия в контексте продуктивно-креативной деятельности [2]. Уважительное и доброжелательное отношение ко всем участникам взаимодействия направлено на повышение самооценки обучающихся и поддержание их стремления участвовать в совместной деятельности по достижению максимального результата. Одним из важнейших условий, обеспечивающих психологическую безопасность и комфорт, является добровольное участие и принятие роли, соответствующей внутренним потребностям и индивидуальным особенностям студентов [7]. В этой связи педагоги должны проявлять максимум такта и не пренебрегать личностными особенностями обучающихся как при подготовке продуктивных заданий, так и в процессе их проведения. Признание ценности и уникальности каждого участника имеет определяющее значение при подведении итогов. Методы стимулирования в единстве поощрения, одобрения и положительной оценочной доминанты наряду с созданием ситуации успеха именно в процессе продуктивно-креативной деятельности воспринимаются обучающимися наиболее естественно и оказывают больший мотивационный эффект.

Позиция сотрудничества наиболее успешно реализуется в интерактивных формах взаимодействия, направленных не только на развитие профессионально-коммуникативных навыков обучающихся, но и на формирование их эмоциональной и когнитивной сферы [1; 8].

Наряду с развлекательной и обучающей функцией продуктивной деятельности педагогам необходимо обратить особое внимание на реализацию функции самовыражения, под которой понимается стремление учащегося реализовать свои творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Немаловажным условием достижения наилучших результатов продуктивно-креативной деятельности является учет компенсаторной функции, которая понимается как создание среды для реализации личностных устремлений обучающегося, которые могут быть трудно выполнимы в реальной жизни.

Анализируя различные подходы в профессиональном образовании А.В. Сиденко наиболее полно удалось обобщить и описать требования к организации продуктивно-креативной деятельности в образовательном процессе:

• Добровольное и мотивированное включение обучающихся в различные форматы взаимодействия.

• Детальное понимание смысла и содержания деятельности, алгоритма ее выполнения, идею каждой игровой роли.

• Сообразность основных действий реальным ситуациям профессионального общения.

• Основа на общепринятые гуманистические ценности, принятые в обществе.

• Благоприятное воздействие на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы обучающихся.

• Модерирование продуктивно-креативной деятельности путем ее направления, сдерживания, обеспечения возможности самовыражения каждому участнику [5].

Нами было проведено анкетирование учителей иностранного языка, цель которого состояла в выявлении представлений об эффективности продуктивных технологий в обучении иностранному языку школьников. В анкетировании прияли участие 14 учителей школ города Нижнего Новгорода с различным стажем работы в системе образования.

Результаты анкетирования показали, что все педагоги используют на уроке различные элементы подобной деятельности развивающего характера. В качестве основных инструментов выступают дидактические игры, направленные

на развитие фонематического слуха, орфографические, грамматические и ролевые игры. При этом большинство опрошенных не конкретизируют названия и содержание игр, которые они преимущественно применяют на уроке.

По мнению учителей, наиболее эффективными в работе со школьниками являются дидактические игры, стимулирующие обучающихся к говорению.

Учителя признают достаточным количество игр и игровых упражнений в данных УМК, что, в свою очередь, не стимулирует их к использованию дополнительных материалов. Однако, в большинстве случаев педагоги прибегают к материалам книги для учителя, чтобы вникнуть в суть процесса организации и проведения подобных заданий. Это свидетельствует, в свою очередь, о низком уровне способности к организации продуктивно-творческой деятельности.

Все опрошенные используют в собственной практике игры с национально-культурной спецификой, основной целью которых является ознакомление учащихся с традиционными игровыми действиями, песнями и традициями зарубежных сверстников. У многих педагогов вызвало затруднение привести конкретные примеры продуктивно-креативных технологий.

Все учителя английского языка придают большое значение использованию ролевых игр. В качестве основных преимуществ отмечаются создание речевых ситуаций, приближенных к естественным условиям общения, и развитие воображения учащихся. По мнению педагогов, все дети с удовольствием включаются в игру на уроке.

Рассматривая педагогическое значение продуктивно-креативной деятельности, учителя представили различные точки зрения на их роль и место на уроке иностранного языка, что во многом определяется их стажем работы в системе образования, в целом, и спецификой работы на каждом отдельном этапе обучения. Учителя, стаж работы которых составил от 22 до 45 лет. признают, что продуктивные виды деятельности являются средством снятия напряжения на уроке и развития интереса к иностранному языку. При этом они подчеркивают, что данные формы занятий обязательно должны чередоваться с серьезными заданиями. Педагоги акцентируют внимание на том, что постепенный уход от традиционной системы проведения урока неизбежен в современных условиях. В свою очередь, учителя со стажем работы от 2 до 20 лет уверены, что продуктивно-креативная деятельность благотворно влияет на процесс обучения иностранным языкам. Педагоги убеждены, что она способствует созданию непринужденной атмосферы на уроке, приводит к сплочению детей, снимает языковой барьер, помогает сделать обучение интересным и увлекательным, способствует социализации личности.

Все учителя признают, что к наиболее эффективным формам продуктивно-креативных технологий следует отнести игровую деятельность, основанную на использовании сюжетно-ролевых игр.

Выводы. Таким образом, учителя, принявшие участие в анкетном опросе, имеют весьма поверхностное и обобщенное представление об эффективном использовании продуктивно-креативных технологий на уроках иностранного языка. При этом их ответы носят общий характер без опоры на конкретные примеры. Несмотря на использование игр национально-культурного содержания, большинство педагогов не использует развивающий потенциал продуктивно-креативных технологий в полной мере, ограничиваясь развлекательно-рекреационной функцией.

Интегрирование продуктивно-креативных заданий национально-культурного содержания в процесс профессионально ориентированного иноязычного образования является одним из наиболее действенных путей повышения эффективности современных педагогических технологий. Являясь одним из значимых компонентов культурных универсалий, национальные игры направлены на развитие у обучающихся способности воспринимать и понимать отличия культур, стремиться вступать в общение с зарубежными сверстниками, представлять свою страну на межкультурном уровне, а также уметь их организовывать и реализовать в своей деятельности. Таким образом, это способствует эффективному формированию социокультурной компетенции. В.В. Сафонова приводит следующее определение данного понятия: «Социокультурная компетенция - это знания учащимися национально-культурных особенностей страны изучаемого языка, умения осуществлять речевое поведение в соответствии с этими знаниями, а также способность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире» [4].

Осуществление подготовки будущих учителей иностранного языка к эффективному использованию продуктивно-креативных технологий становится возможным благодаря расширению содержательной базы видов деятельности и обеспечению развивающего эффекта современной образовательной среды. В процессе анализа проблемных ситуаций, связанных с организацией и проведением продуктивно-креативных заданий, происходит развитие профессиональной компетентности учителей, способных грамотно осуществлять игровую деятельность в условиях иноязычного образования.

Литература:

1. Бакланова, Н.А. Активные и интерактивные образовательные технологии в процессе подготовки учителя математики / Н.А. Бакланова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 5. - С. 62.

2. Ефремова, Н.Н. Технологии интерактивного обучения в образовательной практике вуза (опыт преподавания французского языка в высшей школе) / Н.Н. Ефремова, О.М. Тарасова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - № 12-2. - С. 73-76

3. Мокляк, Д.С. Проектная деятельность студентов как основа продуктивного обучения в вузе / Д.С. Мокляк, О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. -2019. - № 5. - С. 114-130

4. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В. Сафонова. - Воронеж: ИСТОКИ, 1996. - 237 с.

5. Сиденко, А.В. Игровой подход в обучении / А.В. Сиденко // Народное образование. - 2000. - №8. - С. 134-137

6. Стерлигова, Е.А. Формирование готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия / Е.А. Стерлигова, С.Н. Фортыгина // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 4. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1346 (дата обращения 12.01.2023)

7. Шехирева, Н.А. Роль творчества в продуктивно-ориентированном обучении иностранному языку в неязыковом вузе / Н.А. Шехирева // Среднее профессиональное образование. - 2021. - № 5(309). - С. 65-68

8. Шимичев, А.С. Творческие способности будущего учителя иностранного языка и проблемы их формирования / А.С. Шимичев // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. статей по материалам Международной науч.-практ. конференции, Н. Новгород: НГПУ. - 2018. - С. 154-158

9. Шимичев А.С. Развитие творческого потенциала обучающихся на основе интегративного подхода к овладению иностранным языком / А.С. Шимичев // Обучение, тестирование и оценка: Материалы Международной конференции. Вып. 20. Н. Новгород: НГЛУ. - 2021. - С. 201-205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.