5. Марковская И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития // Новости науки и техники. Серия: Медицина. Психиатрия. - 2007. - №. 2. - С. 139-139.
6. Овсянникова К.А. Анализ трудностей обучения иностранному языку младших школьников с задержкой психического развития // Сборник статей по материалам Всероссийской студенческой конференции. Мининский университет. 2020 - Нижний Новгород: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2020. - С. 162-166.
7. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. №3. - С. 3-9.
8. Халилова Г.З. Обучение английскому языку младших школьников с задержкой психического развития // Казанский вестник молодых учёных. 2018. №5 (8).
9. Шипилова Е.В. Педагогические условия обучения иностранному языку младших подростков с задержкой психического развития // Образование. Наука. Инновации. 2012. №1 (21). С. 225-229
Педагогика
УДК 37
кандидат филологических наук, доцент кафедры продюсерства и музыкального образования Кирдянова Елена Робертовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
студентка Хамидова Светлана Мухаммадовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
студентка Колпакова Екатерина Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СПЕКТАКЛЕМ В ТЕХНИКЕ «ВЕРБАТИМ» В МОЛОДЕЖНОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Аннотация. Актуальность исследования. Театральная педагогика является сегодня одним из самых актуальных и активно развивающихся направлений педагогики. Целью статьи является обобщение опыта практического применения современных театральных техник в работе над спектаклем в молодёжном театральном коллективе. В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предстояло решить следующие задачи: выбор пьесы, методики разбора и постановки пьесы. Кроме того, одна из задач статьи -анализ хода педагогического процесса. Описание и анализ методики и практики педагогического процесса, происходящего в рамках этого направления, способствует обмену опытом, разработке и апробации методик и совершенствованию приёмов педагогического мастерства. В ходе представленного исследования выявляется сущность понятий Contemporary dance, вербатима, иммерсивного театра, инклюзивного театра, а также специфические особенности их взаимодействия.
Ключевые слова: вербатим, театральная педагогика, Contemporary dance, документальный диалог, наблюдение, присвоение и игра.
Annotation. The relevance of the research. Today theater pedagogy is one of the most relevant and actively developing areas of pedagogy. The purpose of the paper is to generalize the practical application of modern theatrical techniques when putting on a performance in a youth theatre group. In accordance with the purpose in view, the research addresses the following tasks: the choice of the play, the methods of analysis and techniques of staging a play. The research also aims at analyzing the pedagogical process. Analysis of the methodology and practice of the pedagogical process promotes experience exchange, development and testing of methods, and improvement of teaching skills. The research considers such concepts as contemporary dance, verbatim, immersive theater, inclusive theater, and specific features of their interaction.
Keywords: verbatim, theater pedagogy, contemporary dance, documentary dialogue, observation, adoption and acting.
Введение. Современная театральная педагогика отличается вниманием к самым актуальным вопросам сегодняшнего дня и с точки зрения технологий (обращение к техникам Contemporary dance, вербатима, иммерсивного театр, инклюзивного театра и т.п.) и с точки зрения содержания: поднимает вопросы самоидентификации, конфликтов с родителями, проблеме самоубийств, наркотической и алкогольной зависимости, свободы вероисповедания, причем, такое «искусство это отнюдь не элитарное, а напротив, очень доступное для понимания и соучастия, потому что это разговор о том, что происходит прямо здесь и сейчас, рядом с нами, о самом остром и больном в данный момент времени» [4].
Зрители попадают в пространство пьесы наравне с актерами. Пространство, физические интерьеры и движение по ним зрителей становится частью драматургии, частью театрального опыта. Известный немецкий театровед Ханс-Тинс Леман отмечает, что пространство может становиться «своего рода самостоятельным действующим лицом» [9].
Обзор литературы: методологическую основу исследования составили научные работы в области педагогики В.А. Лабунская [8], театральной педагогики (М.О. Кнебель[6]), театроведение (Л.Н. Любимцева [10], И.М. Болотян [2]).
Методологическая рамка исследования. В рамках исследования применялись теоретические методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительный исторический и диалектический методы исследования.
Базой исследования стала постановка по пьесе Э. Гиззатовой «Двери» в молодежном театральном коллективе (МБУК МКДЦ «Ракета», г. Гороховец, Владимирской обл.) режиссёром-педагогом Хамидовой
Светланой Мухаммадовной.
Задачи исследования.
- обоснование и анализ хода педагогического процесса;
-характеристика этапов работы над вербатим-пьесой;
- описание приёмов работы над элементами вербатима.
Изложение основного материала статьи. Анализируя педагогический опыт, следует принимать во внимание особенности коллектива и условий, в которых происходит процесс. В нашем случае речь идёт о деятельности коллектива, который не имеет стабильной структуры и репертуара: каждый год состав обновляется (сохраняется только около 30% участников). Кроме того, мотивированность в творческой деятельности чрезвычайно разнородна. Перед руководителем такого объединения стоит задача не столько формирования системных навыков в той или иной творческой специализации, сколько создание среды, в которой участник творческого коллектива получит возможность выразить себя, найти интересные для себя способы высказывания. Это повлияло на выбор формы и темы постановки: пластический спектакль на основе пьесы Э. Гиззатовой «Двери» [3].
Выбор такого сочетания обусловлен тем, что современные школьники всех возрастных групп предпочитают пластические, танцевальные формы выразительности, поскольку для них они являются повседневной практикой. Например, культура хип-хопа, без преувеличения доминирующая на танцевальных площадках и являющаяся активным способом идентификации современной молодёжи, ведь языком тела можно говорить как угодно и о чём угодно. Такая открытость танцевальной системы делает её для молодёжи универсальным инструментов телесного высказывания [11].
Стремление к созданию среды, в которой сценическое высказывание будет свободным, смелым, открытым и личностным, повлияло на выбор пьесы, необычной как по тематике, так и по технике написания. Пьеса написана в технике «вербатим», а её основная тема - аутизм.
«Вербатим», ставший популярным в России в начале XXI века, в настоящий момент продолжает оставаться актуальной техникой современного документального театра. Как отмечает в своей статье Л.Н. Любимцева: вербатим - это «технологии создания пьесы, основанной на опросе реальных лиц. В качестве материала для будущей пьесы используются интервью респондентов обычно на условиях анонимности, связанные общей темой. За основу метода взяты приемы социологии и журналистики. Созданная подобным образом пьеса, является протокольной записью, напоминающей монолог клиента, посещающего сеанс психоаналитика. Для драматурга-интервьюера важна не сама информация, а история персонажа» [10].
Документальность в работе с молодёжным коллективом позволяет расширить социальный и эмоциональный кругозор. Театр перестаёт быть «представлением» и сближается с жизнью. Основным в работе отечественных авторов над текстом вербатимом становится достоверность, актуальность и острая социальная направленность, задача которой - дать лишенный художественных подробностей срез общества [3].
В своём манифесте «новой драмы», основатель отечественного документального театра Михаил Угаров указывает на эту технику как на один из главных инструментов создания актуального театра: «Один из способов поймать существо момента и отразить его в тексте - технология «вербатим». Театр - это не только игровая стихия. Театр как актуальное искусство, обнажающее себя до предела и говорящее с современником на языке современника, - вещь тем более не новая...» [4].
Возможность участников молодёжного творческого коллектива познакомиться с этой техникой и освоить её, решает с нашей точки зрения важные и педагогические и творческие задачи одновременно: «вербатим» этим и привлекает, он дает возможность высказаться всем и каждому по любым наболевшим проблемам. Видимо, снова, как когда-то, в обществе возникло желание услышать «голоса улиц»» [7].
Пьеса Э. Гиззатовой представляет собой уже полностью готовое, законченное произведение, но по правилам создания вербатим-спектакля, актеры должны сами проинтервьюировать аудиторию, и на основе собранного материала скомпоновать и смонтировать свой сценарий. Режиссёр-педагог предложила студийцам пройти сходный путь, освоив приёмы создания вербатима, однако цель была не создание пьесы, а погружение в тему пьесы через вербатим. Таким образом, достигалась задача овладения документализмом с одной стороны и соприкосновение с таким явлением как аутизм, с другой.
Эмоциональная глухота, слабая мотивированность, расторможенность, плохая концентрация, потеря коммуникативных навыков - вот далеко не весь перечень проблем, которые сопровождают современных детей. Крайние формы состояния неадекватного реагирования, депривации, тревожности, повышенная ситуативная возбудимость, клоунада, вспыльчивость, раздражительность, агрессивные реакции могут приводить к формированию устойчивых форм отклоняющегося поведения [5]. Педагоги и психологи описывают эти проблемы, обращая внимание на сложность коррекции поведения и состояний в повседневной жизни и традиционными способами [8, 7].Такая работа с темой аутизма, где обычные дети получают уникальный шанс увидеть и услышать совершенно другой мир, позволит им лучше понять самих себя, развить эмоциональную чувствительность, освоить новую этику общения с миром «особенных» людей. Решение этих педагогических и психологических вопросов происходит, опосредовано, через работу над спектаклем, что снимает проблему отрицания, которая возникает у детей в том случае, если они слышат наставления от взрослых (родителей, учителей, психологов и т.д.). На сегодняшний день, проблема аутичных детей, и, шире, особенных детей, стоит очень остро. Несмотря на развитие медицины, аутизм, до сих пор является неизлечимой болезнью. Благодаря развитию инклюзивного театра, появляются пьесы и спектакли об этом явлении [12].
Пьеса рассказывает о родителях ребенка с РАС - расстройством аутического спектра. Заболевание не лечится, но реабилитировать человека, путем долгих упражнений и занятий в зависимости от стадии запущенности, можно. Дети с аутизмом часто ведут себя непривычно: не проявляют интереса к играм других детей, отказываются от участия в общих мероприятиях, не улыбаются и не реагируют даже на родителей, не понимающих, в чем же дело.
Для родителей, ставших в одночасье «родителями ребенка с особенностями развития», это становится важнейшим и тяжелейшим испытанием, которое проходят далеко не все. Вся их жизнь (родителей и детей) -режим.
Пьеса Э. Гиззатовой не только о ребенке-аутисте, её суть глубже - это проблема нравственного аутизма, которым больны многие. «Такая пьеса - протест против нравственной глухоты и равнодушия общества и государства. И, в конечном счёте, это разговор о разрушающей природе нашего глубокого невежества и жестокости по отношению к особости и необычности мышления человека, инакомыслию» [12].
Работая над постановкой пьесы, режиссёр-педагог использовала принцип существования, свойственный документальному театру. Он состоит в том, что перед исполнителями не стоит задача просто сыграть роль. На сцену выходят не актёры, а люди, которым есть, что сказать на тему, которая очень волнует.
При таком подходе важно освоить навык свободного рассказа, взволнованного и достоверного, навык документального монолога.
Рассмотрим этапы работы.
1 этап. Подготовительный. На этом этапе педагогом-режиссёром проведён разбор пьесы методом действенного анализа, хорошо описанным Марией Осиповной Кнебель [6]. До встречи с исполнителями был выполнен идейно-тематический анализ пьесы, разработан замысел.
2 этап. Застольный этап анализа и обсуждения пьесы с исполнителями. На этом этапе выявляются тема, идея, сверхзадача пьесы и будущего спектакля, разбирается событийный ряд [6]. Проводится читка пьесы.
Сразу же возникли сложности, так как подростки абсолютно не понимали тему пьесы - аутизм. В этом проявилось несовпадение требований современного социума, в котором постулируется учитывание потребностей и возможностей людей с особенностями и инвалидов, но на практике, не реализующем инклюзию.
3. Этап. Наблюдения и погружение.
Для того чтобы осуществить процесс познания такого явления как аутизм, коллектив провел несколько дней в реабилитационном центре «Семья» в г. Гороховец, где познакомился с детьми, страдающими не только расстройствами РАС, но другими заболеваниями. Таким образом, были сделаны важные наблюдения об образе жизни, образе мыслей, сложностях и проблемах «особенных» людей, что позволило глубже разобраться в мотивах поведения и реакциях героев пьесы.
Кроме этого, погружению в тему помогал совместный просмотр фильмов и спектаклей: д/ф «Антон тут рядом», фильм «Человек дождя», «Каждый 86», сериал «Хороший доктор», фильм «Рай океана» [14], спектакль «Особые люди» Сергея Голомазова о семьях, в которых растут дети-аутисты, спектакль в БДТ «Язык птиц» , реж. Б. Павлович [14].
Поскольку пьеса написана как вербатим, то необходимо было научиться документальному монологу. Для этого был применён метод интервьюирования.
Процесс интервьюирования для подростков был экспериментом и упражнением одновременно. Были сформулированы вопросы, с которыми студийцы вышли к обычным людям и взяли у них экспресс-интервью, которое состояло из ответов на следующие вопросы:
1. Что по вашему мнению означает заболевание РАС?
2. Что вы слышали об аутизме? Почему людей с отклонениями аутического спектра боятся?
3. Почему люди не принимают в общество людей с ограниченными возможностями?
4. Если оставить вас и аутиста в одном пространстве, будете ли вы его опасаться, бояться, нервничать или пойдете с ним на контакт?
5. Как вы считаете, сможет ли искусство помочь людям принимать в общество особенных людей?
6. Стоит ли вообще предпринимать попытки понять мир аутистов?
Интервью предполагает также съёмку того человека, который отвечает на вопросы. Это делается для того, чтобы затем максимально точно воспроизвести стиль речи, манеру поведения, характер.
С педагогической точки зрения, применив описанные методы, удалось через наблюдение, присвоение и игру понять природу документальности, соединив её с элементы актерской техники, такими как : внимание, память, воображение, мышление, фантазия, общение, наблюдательность.
Сложившееся в ходе сбора материала представление о проблеме особенных людей, позволило более осознанно перейти к анализу предлагаемых обстоятельств и характеров героев.
Ещё один важный навык был приобретён в ходе работы над интервью: умение слушать и вслушиваться в речь собеседника и по ней реконструировать его жизнь и биографию. Этот навык был востребован, когда проходил разбор и анализ характеров и поступков героев пьесы. Затем, на основе этого все студийцы сочинили и написали так называемый «роман жизни» для героев пьесы. Следует отметить, что этот этап работы оказался самым сложным, несмотря на хорошую подготовительную работу. Можно выделить несколько трудностей, с которыми столкнулись участники постановки:
- выявление связи между деталями (голос, мимика, жесты, одежды, походка, привычки, образ мыслей, кругозор, возраст, социальный статус, семейное положение и т.д. и т.п.;
- вербализация мыслей, связанных с историей героев и сюжетом в целом;
- свободное высказывание и рассказывание истории;
На освоение описанных элементов ушло до половины репетиционного времени, поскольку от качества этого этапа зависел успех следующего этапа репетиций, где осуществляются пробы образов и сцен на площадке.
4 этап. Постановочный.
Выделим общие особенности этого этапа, которые важны для работы над пьесами вербатимами.
1. Создание оригинальной речевой характеристики;
2. Импровизация в монологах и диалогах;
3. Соединение физического существования и вербального;
4. Освоение пластического и речевого единства.
На этом этапе работа идёт этюдным методом. Во время этюдных репетиций (этюды на событие, на «преджизнь», на взаимоотношения, на характерность, на поиск пластики персонажа) уточнялись сценические задачи, выстраивалась линия действия. В этих репетициях студийцы попробовали себя в разных ролях. Именно в этюдах было найдено много интересных находок: как актёрских, так и режиссёрских.
Чрезвычайно важно было соединить тексты документальных монологов, личных высказываний и авторский текст. Освоением техники вербатим является как раз такое гипертекстуальное высказывание, которое звучит как спонтанное, неподготовленное высказывание, а не заученный текст. Однако, следует помнить, что на последнем этапе работы, когда спектакль уже будет готов, в нём будет звучать авторский
текст Гиззатовой, а не гипертекстуальное высказывание. К этому момент текст пьесы будет звучать на личностном уровне освоения очень достоверно.
Особое внимание в ходе работы, должно уделяться поиску музыкального оформления, которое бы вписалось в концепцию документальности. Музыкальное сопровождение - это ещё один голос в вербатиме, музыкальное высказывание. Совместные поиски привели к выбору музыки в стилистике рока и инди. Особое вдохновение студийцы черпали из нового альбома Тома Йорка солиста рок группы Radiohead, так как творчество этого композитора и исполнителя, его необычное звучание, множество звуковых фантазий, шумовых тем, особый ритм, показались созвучными атмосфере постановки.
На этом же этапе было выработанодекорационное решение спектакля, мобильное и простое в использовании. В роли центральной метафоры выступают кубы, которые выражают особенности восприятия и коммуникации между особыми и обычными людьми.
Костюмы содержали в себе только отличительные элементы, вся одежда актеров и танцоров полностью черная, присутствуют лишь некоторые узнаваемые элементы (например, наушники). Костюмы и декорации должны помогать быстрым перестроениям с одного места действия на другое, свободной пластике, динамике. Минимализм в таком спектакле один из важных моментов, который создавалось путем долгих дискуссий и репетиций на сцене [15].
Заключительная стадия этого этапа была чрезвычайно сложной для реализации. Главные задачи этого периода: определить и найти точное органическое действие, отобрать наиболее интересные выразительные мизансцены, создать характер героев, создать атмосферу, найти верное жанровое решение, оправдать природу чувств и способ существования [15].
Кроме этого, формы вербатима поставила перед студийцами проблему характерности, ведь на сцене они воссоздавали образ тех людей, у которых брали интервью. Сложнее всего в работе над спектаклем было как раз совмещение слова, чувств, смысла и речевой характерности.
Выводы. Таким образом, можно сказать, что процесс репетиций спектакля с участниками молодежного театрального коллектива с непостоянным составом участников - это очень сложная и трудоёмкая работа, требующая от руководителя чёткой организации репетиционного процесса, положительных личностных качеств, педагогического опыта и широкого кругозора.
Работа с техникой вербатим, для молодежного, театрального коллектива, это еще один способ, раскрыть свои творческие способности и рассмотреть себя, как личность, которая способна на смелое проявление своей индивидуальности. Вербатим, дает возможность поработать над собой, и поговорить на темы, о которых в обществе принято молчать, но с помощью документального театра, у молодого поколения есть такая возможность.
Литература:
1. Болгова С.М. Современная документальная драма как новое жанровое образование. Известие Самарского научного центра Российской академии наук, №2 (2), 2014. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennaya-dokumentalnaya-drama-kak-novoe-zhanrovoe-obrazovanie/viewer
2. Болотян И.М. Вебратим как теоретическое понятие (опыт разработки словарной статьи) // Новейшая русская драма и культурный контекст. Сб. научных статей / отв. редактор: С.П. Лавлинский, А.М. Павлов. -Кемерево, 2010. - С. 107.
3. Гиззатова Э. «Двери» [Электронный ресурс] http://www.teat-online.ru/ 8765/
4. Документальный театр искусство или чернуха. [Электронный ресурс] https://kudago.com/all/news/doc-theatre/
5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. / Под редакцией Староверовой М.С. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 167 с.
6. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли [Текст]: / М.О. Кнебель. -М., 2012. -576 с. - С. 45.
7. Костромина С.Н. Справочник школьного психолога - М: Астрель, 2012. - 512 с.
8. Лабунская, В.А. Психология затрудненного и незатрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. [Текст] / В.А. Лабункская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М.: изд. центр «Академия», 2001. - 288 с.
9. Леман Х.-Т. (2013) Постдраматический театр / Пер. Н. Исаевой. - М.: Фонд Анатолия Васильева.
10. Любимцева Л.Н. Русская драма - вербатим: к вопросу о художественности [Текст]: / под ред. Л.Н. Любимцева. - М., 2009. - 225 с. - С. 13
11. Никитин В.Ю. Современный танец или Contemporary dance. Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2016.
- 20 с. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.rU/article/n/sovremnnyy-tanets-ili-contemporary-dance
12. Нравственный аутизм. О чём благотворительный спектакль «Особые люди» театра на Малой Бронной. Филантроп. Электронный журнал благотворительности [Электронный ресурс] https://philanthropy.ru/cases/2015/02/24/25570/
13. Павел Руднев. Этика документального театра: «Публицистика - тоже искусство». Знамя. № 2, [Электронный ресурс] 2018https://magazines.gorky.media/znamia/2018/2/etikadokumentalnogo-teatra-publiczistika-tozhe-iskusstvo.html
14. Сапрыкин Юрий. Венеция-2012 «Антон тут рядом» (4 сентября 2012). Архивировано 13 декабря 2012 года.
15. Семенов А.М. Основы драматургии досуга [Текст]: учеб. пособ. / А.М. Семенов. - Владимир, 2014.
- 252 с. - С. 12.