Научная статья на тему 'Тайна семьи и усыновления: аспекты защиты информации посредством свидетельского иммунитета'

Тайна семьи и усыновления: аспекты защиты информации посредством свидетельского иммунитета Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВИДЕТЕЛЬСКИЙ ИММУНИТЕТ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЛИЧНАЯ ТАЙНА / СЕМЕЙНАЯ ТАЙНА / WITNESS IMMUNITY / THE CONFIDENTIAL INFORMATION / PERSONAL SECRET / FAMILY PRIVASY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репьёв Артём Григорьевич

В статье автор раскрывает актуальные вопросы законодательного закрепления права на свидетельский иммунитет, обеспечивающего неприкосновенность частной жизни, сохранение личной и семейной тайны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVACY OF THE FAMILY AND ADOPTION: ASPECTS OF PROTECTION OF THE INFORMATION BY MEANS OF WITNESS IMMUNITY

In the work author opens pressing questions of legislative fastening of the right to the witness immunity, providing inviolability of private life, preservation of personal and family secret.

Текст научной работы на тему «Тайна семьи и усыновления: аспекты защиты информации посредством свидетельского иммунитета»

УДК 34.096

ТАЙНА СЕМЬИ И УСЫНОВЛЕНИЯ: АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ СВИДЕТЕЛЬСКОГО ИММУНИТЕТА

© Репьёв Артём Григорьевич

инспектор отделения по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Управление Министерства внутренних дел России по Пензенской области.

И repev-artem@yandex.ru

В статье автор раскрывает актуальные вопросы законодательного закрепления права на свидетельский иммунитет, обеспечивающего неприкосновенность частной жизни, сохранение личной и семейной тайны.

Ключевые слова: свидетельский иммунитет, конфиденциальная информация, личная тайна, семейная тайна.

ис

[сходя из Послания Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию [1] Российская Федерация взяла курс на укрепление и защиту ценностей семьи, материнства и детства; улучшение демографической составляющей общества. Однако правовые решения государства содержат подчас неурегулированные и противоречивые положения, касающиеся практической реализации намеченных государственных и социальных планов. Подобные противоречия затрагивают и проблемы законодательного закрепления права на свидетельский иммунитет.

Иммунитет свидетеля - одна из разновидностей иммунитета как целостной, универсальной правовой категории, которая представляет собой совокупность двух составляющих:

- право не подчиняться общепринятым требованиям и обязанностям, что выражается в отказе от дачи показаний в целях сохранения конфиденциальной информации (семейная, репродуктивная тайна, тайна усыновления и т. д.);

- запрет допроса конкретных субъектов, наделённых правом на иммунитет, лицами, производящими предварительное расследование.

Свидетельский иммунитет родственников, направленный на сохранение тайны семьи и усыновления, законодательно закреплён в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга

и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом» [2]. В данном случае речь идёт об Уголовно-процессуальном кодексе РФ, где дано определение понятия «близкие родственники», которыми являются «...супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки» [3, ст. 5].

Рассматривая свидетельский иммунитет родственников с позиции субъектного состава, мы приходим к выводу, что перечисленными лицами институт семьи не ограничивается. Относительно исследуемого вопроса вызывает интерес точки зрения правоведов.

Среди учёных дореволюционной цивилистики приведём позицию Г. Ф. Шершеневича, по мнению которого, «.семья представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих» [6, с. 406]. Исследователи советской юриспруденции полагали, что семья «...представляет собой сложный комплекс естественно-биологических, психологических, духовных, материальных связей» [7, с. 5]. Современные юристы придерживаются позиции, согласно которой семья есть «.объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей в семью» [8, с. 4].

Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9)

Такие суждения позволяют согласиться с доводами В. И. Синайского, который около 100 лет назад указывал: «К сожалению, в нашем праве понятие семьи лишено всякой определённости и яс ности» [4, с. 483]. Утверждение автора остается актуальным и сегодня, поскольку юридическая дефиниция семьи не установлена законом, тем не менее, состав лиц, входящих в семью, закреплён Семейным кодексом РФ. В ст. 2 этого правового акта указано, что к членам семьи относятся: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). В то же время оговаривается: «...в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством», оно регулирует также отношения «.между другими родственниками и иными лицами» и «...определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей» [5, ст. 2].

Норма закона определяет, что формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются: передача на воспитание в семью (усыновление), под опеку или попечительство, в приёмную семью, устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без родителей и иные формы устройства, предусмотренные законами субъектов РФ [5, ст. 123].

Как мы уже выяснили, свидетельский иммунитет родственников распространяется в данном случае лишь на усыновителей (усыновлённых). Анализируя обозначенные нормы, приходим к выводу, что такие субъекты семейных отношений, как опекуны (попечители), воспитатели в приёмной семье, не являются близкими родственниками и, следовательно, не подлежат наделению свидетельским иммунитетом.

Подобная позиция законодателя, как нам представляется, не совсем соответствует заявленным конституционным принципам и нормам семейного законодательства по обеспечению беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, укреплению семейных от-

хальных отношений и была связана с заменой родительской власти. Уже тогда опека определялась как институт возмещения полной или частичной дееспособности субъекта («опекаемого») посредством подчинения его опекуну. Известный римский юрист Павел в 38-й книге Комментариев к эдикту писал: «Как определяет Сервий, опека есть установленная и разрешаемая цивильным правом сила и власть в отношении свободного лица для защиты того, кто вследствие возраста не в состоянии защищаться самостоятельно. Опекунами же являются те, кто обладает этой силой, и получили своё название, ведь они называются опекунами, то есть как бы охранителями и защитниками» [9, с. 115-116].

Г. Ф. Шершеневич определял опеку как «искусственную семью» [6, с. 456], В. И. Синайский - как «.суррогат родительского попечения о детях, их личности и имуществе» [4, с. 529]. Современные авторы также отводят опеке весомое значение как в воспитании несовершеннолетних, так и в общей системе государственной защиты прав и свобод человека [10, с. 176; 11, с. 126].

В свою очередь приёмная семья представляет собой разновидность опеки (попечительства) над ребёнком (детьми), осуществляемой по договору, который заключается между органом опеки и попечительства и приёмными родителями (приёмным родителем) в течение срока, указанного в нём.

Совершенно справедливо, что усыновление как форма устройства детей имеет свою специфику. Однако весьма спорным является утверждение авторов [12, с. 219-220], обосновывающих особую правовую связь усыновителя и усыновлённого, напоминающую связь родителя и ребёнка, основанную при этом на бессрочном характере усыновления.

Усыновление производится навсегда, тогда как, например, опека (попечительство) прекращается с приобретением ребёнком полной гражданской дееспособности. И все же одних

Свидетельский иммунитет родственников, направленный на сохранение тайны семьи и усыновления, законодательно закреплён в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

ношений, так как доктрина семейного права апеллирует иной точкой зрения относительно статуса членов семьи и характера их взаимоотношений с ребёнком, отданным на попечение либо воспитание.

Опека - самая первая форма замещающей семьи, которая возникла ещё в эпоху патриар-

только перечисленных оснований, на наш взгляд, недостаточно для того, чтобы ограничивать опекунов и фактических воспитателей в приёмных семьях и их воспитанников в конституционных правах, в частности в праве на обладание свидетельским иммунитетом по отношению друг к другу. Нам представляется, наличие бессроч-

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

ных отношений при усыновлении и их срочный характер в институтах опеки (попечительства) и приёмной семье не влияет на такие традиционно складывающиеся отношения родных людей, как совместное проживание, ведение общего хозяйства и быта, взаимопомощь, а также на совокупность иных имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей членов этой семьи.

Все перечисленные формы устройства несовершеннолетнего являются способом реализации его важнейшего права на семейное воспитание. Их главная цель - замещение ребенку, оставшемуся без родительского попечения, его кровной семьи. Тем самым в содержании правоотношений, складывающихся между усыновителями - усыновленными, а равно между приёмными родителями и переданными им детьми, между опекунами (попечителями) и опекаемыми, нет существенных различий. Следовательно, свидетельским иммунитетом должны быть наделены не только усыновители (усыновлённые), но также и:

- опекуны (попечители) в отношении опекаемых и опекаемые в отношении своих опекунов;

- лица, которым несовершеннолетний был передан на воспитание в приёмную семью в отношении воспитываемого и воспитываемый несовершеннолетний в отношении своих воспитателей в приёмной семье.

В целях реализации данного положения следует внести изменения в гражданско-про-

Подобное законодательное дополнение обусловлено укреплением институтов устройства детей, оставшихся без попечения родителей; наиболее полным обеспечением прав ребёнка в воспитываемой семье; защитой детства и сохранением ценности семьи как основной ячейки общества. Внесение соответствующих поправок в нормы процессуального права, направленных на сохранение тайны семьи, устранит существующий законодательный пробел.

Несколько иная ситуация с сохранением тайны усыновления. Анализ нормативного правового материала показал, что имеет место правовая коллизия, непосредственно затрагивающая процесс сохранения тайны, обеспечиваемой свидетельским иммунитетом. Суть её заключается в следующем. С одной стороны, Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» однозначно указывает, что «...работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновлённого ребёнка» [13, ст. 47]. С другой - допускает, что целая группа сотрудников государственных структур: «.суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации» [13, ст. 12], нотариата» [14, ст. 15], помимо воли усыновителей, вправе получать у работников органов

Следуя Библейским заповедям и закону общечеловеческих представлений о добре и справедливости, - противоестественно доносить, предавать, изобличать в преступлении самых близких и дорогих людей, что само по себе разрушает семейные узы и негативно влияет на психологическую составляющую социума в целом.

цессуальное законодательство России и дополнить содержание п. 2 ч. 4 ст. 69 Гражданско-процессуального кодекса РФ, изложив его в следующей редакции:

.2) супруг против супруга, дети, в том числе усыновленные, против родителей, усыновителей, родители, усыновители против детей, в том числе усыновлённых, опекуны (попечители) в отношении опекаемых и опекаемые в отношении своих опекунов, лица, которым несовершеннолетний был передан на воспитание в приёмную семью, в отношении воспитываемого и воспитываемый несовершеннолетний в отношении своих воспитателей в приёмной семье.

записи актов гражданского состояния (ЗАГС) любые сведения, в том числе и конфиденциального характера, касающиеся исследуемой разновидности тайны.

Резюмируя сказанное, получаем, что тайна усыновления так или иначе разглашается без воли усыновителей, вне зависимости от свидетельского иммунитета сотрудников органов ЗАГС. Представляется целесообразным внести некоторые уточнения в указанный Федеральный закон. К примеру, сузить субъектный состав органов, уполномоченных на истребование информации об усыновлении. В этой связи норму ч. 3 ст. 12 ФЗ «Об актах гражданского состояния» изложить в следующей редакции:

Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9)

«3. Руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи). Запросы на разглашение сведений о государственной регистрации акта гражданского состояния органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, контроль, надзор и оказание государственных услуг в сфере миграции или его территориального органа либо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами, подлежат удовлетворению только на основании судебного решения».

Закрепление иммунитета от свиде-тельствования является одним из основополагающих элементов защиты прав и интересов граждан. В современном обществе подобные положения должны расцениваться не иначе как конституционная гарантия личности при отправлении правосудия, привлечении лица к юридической ответственности и применении различных мер государственного принуждения. Значение подобного института сложно переоценить и с позиции религии и нравственности. Следуя Библейским заповедям и закону общечеловеческих представлений о добре и справедливости, - противоестественно доносить, предавать, изобличать в преступлении самых близких и дорогих людей, что само по себе разрушает семейные узы и негативно влияет на психологическую составляющую социума в целом. Закрепление в Конституции РФ свидетельского иммунитета послужит укреплению веры в справедливость, высшую ценность человеческих прав и свобод.

Библиографический список

1. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации [Текст] // Российская газета. - 2010. - 1 дек.

2. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [Текст] : принят Государственной Думой РФ 22 ноября 2001 г. : одобрен Советом Федерации РФ 5 декабря 2001 г. (в ред. от 20.03.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921; Российская газета. - 2011. - 25 марта.

4. Синайский В. И. Русское гражданское право [Текст]. - М.: Статут, 2002. - 638 с. -ISBN 5-8354-0105-1.

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [Текст] : принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. (в ред. от 23.12.2010) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16; Российская газета. - 2010. - 27 дек.

6. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) [Текст] / вступ. ст. Е. А. Суханова. - М.: Спарк, 1995. -556 с. - ISBN 5-87143-032-5.

7. Советское семейное право [Текст] : учебник / А. М. Белякова, В. А. Рясенцев, В. Ф. Яковлев; под ред. В. А. Рясенцева. - М.: Юрид. лит., 1982.

- 256 с.

8. Муратова С. А. Семейное право: схемы, комментарии [Текст] : учеб. пособие. - М.: Юриспруденция, 1999. - 160 с. - ISBN 5-84010004-8.

9. Яковлев В. Н. Опека: понятие и правовая природа [Текст] / В. Н. Яковлев, В. В. Гоголева / / Вестник Удмуртского университета. - 2005. -№ 6-1. - ISSN 1810-5505.

10. Звенигородская Н. Ф. Правовое положение приёмной семьи [Текст] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.

- 2005. - № 3 (27). - ISSN 2071-8284.

11. Миневич О. К. Психологические особенности развития отношений в приемной семье [Текст] // Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарные науки. - 2008. - Вып. 8 (64).

- ISSN 1810-0201.

12. Семейное право [Текст] : учебник / Б. М. Гонгало [и др.]; под ред. П. В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2008. - 302 с. - ISBN 978-5-8354-0407-0.

13. Об актах гражданского состояния [Текст] : федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ : принят Государственной Думой РФ 22 октября 1997 г. : одобрен Советом Федерации РФ 5 ноября 1997 г. (в ред. от 28.07.2010) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 47. - Ст. 5340; Российская газета. - 2010. - 2 авг.

14. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [Текст] : утверждены Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (в ред. от 5.07.2010) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 10. - Ст. 357; Российская газета. - 2010. - 7 июля.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.