Научная статья на тему 'К вопросу об ограничении семейной дееспособности'

К вопросу об ограничении семейной дееспособности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2175
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ / ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / РОДИТЕЛИ И ДЕТИ / УСЫНОВИТЕЛИ / ОПЕКУНЫ И ПОПЕЧИТЕЛИ / ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ / FAMILY CAPACITY / CIVIL CAPACITY / INCAPACITATION / MINORS / PARENTS AND CHILDREN / ADOPTIVE PARENTS / TUTORS AND TRUSTEES / FOSTER PARENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гараева Гелюса Хадиевна

Статья посвящена анализу оснований ограничения семейной дееспособности. С учётом связи гражданского и семейного права делается вывод о том, что ограничение семейной дееспособности зависит от лишения или ограничения гражданской дееспособности. Рассматриваются случаи ограничения семейной дееспособности в зависимости от её вида (брачная, родительская, усыновительская, опекунская дееспособность). Показано, что основаниями для ограничения семейной дееспособности могут выступать возраст, пол, гражданство, нежелание заключать официальный брак, иные обстоятельства, противоречащие интересам ребёнка, супруга (супругов), усыновителя (усыновителей), иных субъектов семейного права и третьих лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the grounds for abridgment of family capacity. Taking into consideration the connection between civil and family law, one can conclude that the restriction of family capacity depends on deprivation or restriction of legal capacity. The author examines the cases of incapacitation depending on its types, in particular, the conditions of abridgments in marriage, parenthood, adoption, and tutorship. It is shown the following characteristics may serve as grounds for abridgment of family capacity: age, gender, citizenship, unwillingness to contract a marriage, or other circumstances contradicting the interests of a child, a spouse (spouses), an adoptive parent (adoptive parents), or other subjects of family law and third parties.

Текст научной работы на тему «К вопросу об ограничении семейной дееспособности»

Том 156, кн. 4

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гуманитарные науки

2014

УДК 347.6

К ВОПРОСУ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СЕМЕЙНОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ

Г.Х. Гараева Аннотация

Статья посвящена анализу оснований ограничения семейной дееспособности. С учётом связи гражданского и семейного права делается вывод о том, что ограничение семейной дееспособности зависит от лишения или ограничения гражданской дееспособности. Рассматриваются случаи ограничения семейной дееспособности в зависимости от её вида (брачная, родительская, усыновительская, опекунская дееспособность). Показано, что основаниями для ограничения семейной дееспособности могут выступать возраст, пол, гражданство, нежелание заключать официальный брак, иные обстоятельства, противоречащие интересам ребёнка, супруга (супругов), усыновителя (усыновителей), иных субъектов семейного права и третьих лиц.

Ключевые слова: семейная дееспособность, гражданская дееспособность, ограничение дееспособности, несовершеннолетние, родители и дети, усыновители, опекуны и попечители, приёмные родители.

В Семейном кодексе Российской Федерации (далее СК РФ), в отличие от Гражданского кодекса Российский Федерации (далее ГК РФ), нет определения ни семейной дееспособности, ни её разновидностей. Если мы обратимся к теории семейного права, то увидим, что учёные неоднократно пытались дать это определение, отграничить семейную дееспособность от гражданской и подразделить её на виды [1-3].

Приведём одно из определений. «Семейная дееспособность - это способность своими действиями приобретать и осуществлять семейные права, создавать для себя семейные обязанности и исполнять их» [4, с. 250]. Полная семейная дееспособность приобретается в 18 лет. В отличие от гражданской, семейная дееспособность не может быть приобретена в полном объёме до достижения совершеннолетия в случаях вступления в брак до 18 лет и эмансипации: например, эмансипированное лицо не может быть усыновителем или опекуном (ст. 146 СК РФ). В соответствии с семейным законодательством ограничение или лишение семейной дееспособности не допускается, за исключением случаев, прямо установленных законом. В СК РФ предусмотрены общие основания ограничения семейной дееспособности и отдельных её видов (в частности, брачной, родительской и усыновительской дееспособности), которые ниже будут рассмотрены более подробно.

В литературе неоднократно рассматривалась связь гражданской и семейной дееспособности [5-6]. Так, при признании гражданина недееспособным

(ст. 29 ГК РФ) семейная дееспособность ограничивается. Такое лицо ограничено в брачной дееспособности, оно не может подать заявление о регистрации брака, не может заключить брак и, соответственно, не может иметь права, вытекающие из факта заключения брака. Более того - недееспособное лицо не имеет права подать заявление о расторжении брака, в то время как у второго супруга появляется право на упрощённое расторжение брака (ст. 19 СК РФ) путём подачи заявления в орган загса в одностороннем порядке в соответствии с Федеральном законом «Об актах гражданского состояния» (143-ФЗ, ст. 26).

Связь гражданской и семейной дееспособности наблюдается также в том, что при ограничении гражданской дееспособности вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК РФ) ограничивается и семейная дееспособность: в частности, заключать брачный договор такое лицо вправе только с согласия попечителей. Такое лицо не может быть опекуном, попечителем, усыновителем.

В СК РФ достаточно норм, ограничивающих брачную дееспособность. Так, в ст. 14 СК РФ приведены обстоятельства, препятствующие заключению брака, и подпадающие под соответствующую категорию лица не могут реализовать своё право на заключение брака, пока не отпадут обстоятельства, препятствующие его заключению, за исключением случаев, когда лица являются близкими родственниками.

В СК РФ нет основания, напрямую запрещающего заключать брак однополым парам на территории Российской Федерации. Однако в ст. 1 СК РФ прямо сказано, что «регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины». Таким образом, можно сделать вывод, что однополые пары на территории Российской Федерации ограничены в семейной дееспособности.

В случаях, прямо предусмотренных семейным законодательством, «законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения по вопросам, отнесённым к ведению субъектов Российской Федерации СК РФ, и по вопросам, непосредственно кодексом не урегулированным» (ст. 3 СК РФ). Тем самым семейная дееспособность может быть ограничена законом субъекта Российской Федерации. Например, «супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга» (ст. 32 СК РФ). Ещё одним примером ограничения семейной дееспособности является тот факт, что муж в период беременности супруги и в течение года после рождения ребёнка не имеет права без согласия супруги инициировать дело о разводе (ст. 17 СК РФ).

Интересен вопрос об ограничении брачной дееспособности в случаях заключения брака до достижения совершеннолетия. При расторжении брака до 18 лет полная дееспособность сохраняется и семейная дееспособность вновь не ограничивается, кроме случаев, прямо предусмотренных в законе (например, при предоставлении подложных документов). Разрешение на снижение брачного возраста даётся только на конкретный случай, а значит, для нового брака

необходимо новое разрешение, именно в этом наблюдается ограничение семейной дееспособности.

Есть несколько случаев ограничения дееспособности при регулировании договорного режима имущества супругов, несмотря на то что в ст. 42 СК РФ предусмотрено, что «брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства. В случае если брачный договор ограничивает правоспособность или дееспособность, то суд признаёт такой брачный договор или его отдельные условия ничтожными».

Примером ограничения семейной дееспособности служит также случай, когда супруги не заключают брачные договоры, поскольку в соответствии со ст. 46 СК РФ вынуждены сообщать своему кредитору о заключении, об изменении или о расторжении брачного договора и «кредитор (кредиторы) супруга-должника вправе требовать изменения условий или расторжения заключённого между ними договора в связи с существенно изменившимися обстоятельствами». Примерами ограничения родительской дееспособности являются лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничение в родительских правах (ст. 73 СК РФ) и немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью (ст. 77 СК РФ). В указанных статьях приведён исчерпывающий перечень оснований для ограничения родительской дееспособности.

Лицо, ограниченное в родительской дееспособности, не может инициировать процесс об установлении отцовства и участвовать в нём, не может представлять интересы ребёнка в суде. Только при наличии дееспособности можно, например, оспаривать отцовство и материнство. Статьёй 64 СК РФ закреплено ограничение права родителей на представление интересов своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия.

Законодатель ограничивает также право родителя на общение ребёнка с другим родителем, проживающим отдельно, если такое общение причиняет вред физическому и психическому здоровью ребёнка, его нравственному развитию (ст. 66 СК РФ), то есть имеются основания для ограничения родительской дееспособности. Ещё одним примером является право суда при рассмотрении требований о возврате ребёнка от любого лица отказать (с учётом мнения ребёнка) в удовлетворении иска родителей, если суд придёт к выводу, что передача ребёнка родителям не отвечает интересам ребёнка (ст. 68 СК РФ).

Что касается несовершеннолетних родителей, то они имеют право на участие в воспитании (а не само право на воспитание) своего ребёнка и на совместное с ним проживание. Несовершеннолетнему родителю до достижения им 16 лет может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребёнка совместно с его родителями. В этом случае можно говорить об ограничении права несовершеннолетних родителей на воспитание [7, с. 235].

Интересно, что законодатель в ряде случаев поставил ограничение родительской правоспособности в зависимость от мнения иных лиц. В частности, «лица, состоящие в браке между собой и давшие своё согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребёнка только с согласия женщины, родившей ребёнка (суррогатной матери)» (ст. 51 СК РФ).

В СК РФ имеется много случаев, когда реализация родительской дееспособности зависит от мнения ребёнка. В соответствии со ст. 57 СК РФ учёт мнения ребёнка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В семейном кодексе предусмотрен ряд статей, когда органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребёнка, достигшего возраста десяти лет (например, при изменении имени и (или) фамилии ребёнка, при восстановлении в родительских правах, при усыновлении).

Ещё одним примером ограничения семейной дееспособности служит отсутствие возможности быть опекунами и попечителями. В соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» (48-ФЗ) опекунами и попечителями могут быть только полностью дееспособные и совершеннолетние граждане. Лица, ограниченные в дееспособности, также не имеют права быть усыновителями (ст. 127 СК РФ), приёмными родителями и не могут заключать договор о передаче ребёнка в приёмную семью, поскольку не смогут надлежащим образом участвовать в воспитании ребёнка.

В отношении приёмной семьи факт ограничения дееспособности заключается в том, что общее число детей в приёмной семье, включая родных и усыновлённых, не должно превышать, как правило, 8 человек. Что касается усыновления, то разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребёнком должна быть не менее шестнадцати лет, то есть при отсутствии указанной разницы в возрасте не может быть реализовано право на усыновление. Это не относится к случаям, когда по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена (ст. 128 СК РФ).

В ст. 124 СК РФ приведён следующий случай ограничения усыновитель-ской дееспособности: «усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников». Как и в отношении родительской дееспособности, ограничение усыновительской дееспособности в отдельных случаях зависит от согласия иных лиц: родителей ребёнка (ст. 130 СК РФ), супруга усыновителя (ст. 133 СК РФ).

В семейном кодексе не применяются нормы об ограничении дееспособности несовершеннолетних, поскольку особенностью семейного права является то, что отсутствие дееспособности восполняется действиями родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего. В случае если обстоятельства для ограничения семейной дееспособности отпали, дееспособность может быть восстановлена (например, при восстановлении в родительских правах).

Таким образом, в теории семейного права можно говорить не только о наличии термина «семейная дееспособность», но и о случаях ограничения этой дееспособности, которые перечислены в ряде статей Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации. Учитывая связь гражданского и семейного права, можно сделать вывод о том, что ограничение семейной дееспособности зависит от лишения или ограничения гражданской дееспособности. Так, недееспособные лица не могут участвовать в семейных правоотношениях и, соответственно, приобретать семейные права, создавать и исполнять семейные обязанности.

Семейная дееспособность, так же как и гражданская, подразделяется на отдельные виды (в теории семейного права выделяют брачную, родительскую, усыновительскую дееспособность), которые при наличии оснований могут быть ограничены. Законодатель предусмотрел ограничение семейной дееспособности в случаях, когда это противоречит интересам ребенка, супруга (супругов), усыновителя (усыновителей), иных субъектов семейного права и третьих лиц (например, кредиторов супруга). В ряде случаев ограничение семейной дееспособности зависит от возраста лица (несовершеннолетние родители, не достигшие возраста 16 лет, не могут самостоятельно реализовать своё право на воспитание ребенка), от пола (однополые браки на территории Российской Федерации запрещены), от гражданства (иностранные граждане могут реализовать своё право на усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации, только в том случае, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации), от нежелания заключать официальный брак по тем или иным причинам (в ст. 1 СК РФ прямо закреплено, что правовые последствия создаёт брак, заключённый только в органах записи актов гражданского состояния).

Summary

G.Kh. Garaeva. On the Question of Abridgement of Family Capacity.

The article analyzes the grounds for abridgment of family capacity. Taking into consideration the connection between civil and family law, one can conclude that the restriction of family capacity depends on deprivation or restriction of legal capacity. The author examines the cases of incapacitation depending on its types, in particular, the conditions of abridgments in marriage, parenthood, adoption, and tutorship. It is shown the following characteristics may serve as grounds for abridgment of family capacity: age, gender, citizenship, unwillingness to contract a marriage, or other circumstances contradicting the interests of a child, a spouse (spouses), an adoptive parent (adoptive parents), or other subjects of family law and third parties.

Keywords: family capacity, civil capacity, incapacitation, minors, parents and children, adoptive parents, tutors and trustees, foster parents.

Источники

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 1996. - № 1. - Ст. 16. ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ

РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

143-Ф3 - Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15 нояб. 1997 г.

№ 143-Ф3 // СЗ РФ. - 1997. - № 47. - Ст. 5340. 48-ФЗ - Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апр. 2008 г. № 48-ФЗ // СЗ РФ. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.

Литература

1. Веберс Я.Р. Основные проблемы правосубъектности граждан в советском гражданском и семейном праве: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1974. - 36 с.

2. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М.: Норма, 2014. - 720 с.

3. АнтокольскаяМ.В. Семейное право. - М.: Норма, 2013. - 431 с.

4. Гражданское право: в 3 т. - М.: Проспект, 2010. - Т. 3. - 1675 с.

5. Хватова М.А. Ограничение и утрата гражданской дееспособности как предпосылка ограничения семейной правоспособности // Семейное и жилищное право. -2009. - № 3. - С. 18-20.

6. Звенигородская Н.Ф. Проблема семейной дееспособности // Вестн. Перм. ун-та. Сер. Юрид. науки. - 2011. - Вып. 2 (12). - С. 111-124.

7. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). - М.: Проспект, 2011. - 549 с.

Поступила в редакцию 12.05.14

Гараева Гелюса Хадиевна - ассистент кафедры гражданского и предпринимательского права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.