Научная статья на тему 'Система общественной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и её совершенствование в современных условиях'

Система общественной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и её совершенствование в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
588
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / оставшиеся без попечения родителей / формы общественной поддержки / патронат / parentless children / forms of social support / home nursing

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гапеенкова С. М.

На основе изучения законодательных основ действующих форм организации общественной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрен вопрос о положении детей этой категории в нашей стране в настоящее время. Показаны преимущества семейных форм воспитания детейсирот. Особое внимание уделено патронатной форме устройства детей данной группы. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития и совершенствования указанной формы общественной поддержки детей, лишённых родительского попечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The condition of parentless children in our country at present was considered taking as a basis the legislative principles of active forms of children's social support. The advantages of family bringing up parentless children are shown. We paid special attention to home nursing children's arranging. We came to a conclusion that home nursing is necessary as the form of social parentless children's support.

Текст научной работы на тему «Система общественной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и её совершенствование в современных условиях»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16) 2009

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16) 2009

УДК 376.64

СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© С. М. ГАПЕЕНКОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования e-mail: kazakov@spu-penza.ru

Гапеенкова С. М. - Система общественной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и её совершенствование в современных условиях // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 168-174. -

На основе изучения законодательных основ действующих форм организации общественной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрен вопрос о положении детей этой категории в нашей стране в настоящее время. Показаны преимущества семейных форм воспитания детей-сирот. Особое внимание уделено патронатной форме устройства детей данной группы. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития и совершенствования указанной формы общественной поддержки детей, лишённых родительского попечения. Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей, формы общественной поддержки, патронат.

Gapeenkova S. М. - Social system of parentless children's support and its improving in our modern times // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 168-174. - The condition of parentless children in our country at present was considered taking as a basis the legislative principles of active forms of children's social support. The advantages of family bringing up parentless children are shown. We paid special attention to home nursing children's arranging. We came to a conclusion that home nursing is necessary as the form of social parentless children's support. Keywords: parentless children, forms of social support, home nursing.

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. Общественная жизнь последних десятилетий в нашей стране отличается резкими изменениями характера и форм социальных отношений, ломкой привычных стереотипов жизненного опыта, утратой многими людьми социального статуса и перспектив развития как для общества в целом, так и для себя лично. Сложившаяся ситуация обнажила незащищённость многих людей от экономической, социальной и нравственной деградации вследствие ухудшения условий их жизнедеятельности, невозможности раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальный потенциал. Эта часть населения пополняет быстро растущие маргинальные слои и группы, среди которых наиболее уязвимыми и социально незащищёнными оказываются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Российское законодательство определяет два вида детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты - дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без родителей в результате их смерти. Дети, лишившиеся попечения в результате утраты их родителями способности заботиться о них, - «социальные сироты». В целом к

категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:

- умерли;

- лишены родительских прав;

- ограничены в родительских правах;

- признаны безвестно отсутствующими;

- признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);

- находятся в лечебных учреждениях;

- отбывают наказание в виде лишения свободы;

- находятся под стражей;

- уклоняются от воспитания детей и защиты их прав и интересов;

- отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений или учреждений соцзащиты (СК РФ ).

По определению ясно, что обострение проблемы детей, лишённых попечения, в первую очередь, связано с кризисным состоянием самой семьи. Истоки семейного неблагополучия - в общей социально-экономической и нравственно-духовной ситуации в обществе. Проявления этого неблагополучия крайне разнообразны. Это и общая «девальвация» семейного образа жизни у молодёжи, и, как следствие, увеличение

Важнейшими действующими законами, определяющими меры общественной поддержки детей, лишённых попечения, также являются:

- Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённое постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г.

- Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159 - ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесёнными федеральным законом от 8 апреля 2002 г. № 34 - РФ).

- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ.

- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120 - ФЗ (дополненный правовыми актами по состоянию на 15 января 2007 г.).

- Федеральный закон РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 04 апреля 2001г. № 217 - РФ.

- Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 49 - ФЗ.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЗАКРЕПЛЁННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ. Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребёнка. В зависимости от того, какому именно субъекту передаются права и обязанности законного представительства ребёнка, выделяют: семейное устройство и устройство институциональное, то есть устройство в учреждение, организацию, предназначенную для постоянного проживания детей.

Учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование, другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребёнка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения. Законодательно приоритетными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, закрепляются семейные формы устройства. К таким формам относятся: усыновление (лучшая форма), опека и попечительство, а также формы, сочетающие элементы государственной поддержки и семейного воспитания - приёмная семья, детские дома семейного типа, детские посёлки, детский

городок, детские дома квартирного типа, патронатное воспитание.

Усыновление - принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Для родителей - это высшая степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие. Данный вид устройства позволяет ребёнку чувствовать себя полноправным членом семьи, за ним сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста. При усыновлении ребёнку можно присвоить фамилию усыновителя, изменить отчество и при необходимости даже дату рождения. Основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение при усыновлении защиты интересов ребёнка, поэтому к кандидатам предъявляются жёсткие требования. После оформления ребёнка в семью государство не оказывает никакой дополнительной помощи таким семьям.

Опека и попечительство - способы восполнения дееспособности, защиты прав, интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство - над несовершеннолетними от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за ребёнка. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребёнка. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Прекращение опеки происходит при достижении ребёнком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребёнком совершеннолетия.

Приёмная семья - форма воспитания ребёнка (детей) в семье на дому у «приёмного родителя» - воспитателя. Обычно в приёмную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребёнка юридического статуса или не удаётся найти ему опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приёмным родителем (родителями) и органами опеки. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приёмному родителю платится зарплата и засчитыва-ется трудовой стаж. По отношению к ребёнку Приёмные родители являются ему опекунами. При данной форме устройства присутствует высокий уровень ответственности за судьбу ребёнка. На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается

ное воспитание в семью, обладает правами и льготами, установленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. План по защите прав ребёнка по достижении им десятилетнего возраста обязательно должен согласовываться с самим ребёнком. Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребёнка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы по патронату (организации), а также родителей(законных представителей) ребёнка. В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.

Патронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребёнка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливается законом субъекта РФ. Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющий трудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят патронатное воспитание к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников. Таким образом, отношения, возникающие при помещении ребёнка на патронатное воспитание, могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому гл. 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором.

Такое юридически оформленное взаимодействие семьи и служб по устройству является механизмом осуществления профессионального сопровождения ребёнка и семьи после устройства в неё ребёнка, даёт возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребёнка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребёнка в семье, пересматривать план по защите прав ребёнка.

Патронатное воспитание - первая в России форма именно профессиональной работы на дому по воспитанию ребёнка - социального сироты.

контроль за условиями жизни и воспитания ребёнка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребёнка. Устанавливается следующий порядок посещений: 1 раз в месяц в течение первых трёх месяцев после передачи ребёнка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребёнка на патронат, далее - один раз в полгода. Не реже одного раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребёнка, образования ребёнка, его умственного развития, самосознания,

его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребёнка, отношений в семье.

Помимо организационно-правовых патронатная форма воспитания имеет целый ряд существенных отличий, связанных с осуществлением профессионального воспитания ребёнка:

1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью. Помещаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса, так как разграничиваются права по защите прав ребёнка между родителями (если они ещё не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем. Появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сёстры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).

2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребёнка на воспитание в семью. Проводится профессиональное предварительное изучение семьи, желающей взять ребёнка на воспитание. Подбор семьи осуществляется по принципу психологической совместимости. Проводится тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей, дающая человеку возможность оценить свои силы и мотивы. для воспитателей появляется возможность овладеть новой профессией и возможность профессионального роста.

3. Осуществляется профессиональное сопровождение семьи после принятия ребёнка. Семье и ребёнку оказывается материальная, медицинская, психологическая, юридическая, педагогическая и другие виды поддержки. Специалисты и семья работают в команде, расширяются возможности общения в кругу единомышленников.

4. Форма патронатного устройства расширяет круг семей, которые могут взять ребёнка на воспитание. Патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребёнка, но не могут этого сделать по формальным причинам (семьи с небольшим официальным доходом, с недостаточной официально оформленной жилплощадью, одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке, пожилые или очень молодые люди). Появляется возможность взять ребёнка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребёнка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребёнке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами. Появляется возможность профессиональной самореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кто рассматривает воспитание детей как любимое дело и профессию. Появляется возможность официально работать, не выходя из дома.

5. Ребёнок не теряет связь с кровной семьёй. для каждого ребёнка сохраняется возможность поддержания отношений с кровными родителями (если они

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет-ресурс: http://ic.diplomatt.ru/index.php? DoclD=418& tema=2072.

2. Интернет-ресурс: http://www.usynovite.ru/experience/ efficiency/.

3. Лангмейер Й., Матейчик З. Психологическая депри-вация в детском возрасте. Прага, 1984. 134 с.

4. Лиханов А. Дети без родителей. М.: Просвещение, 1987. 271 с.

5. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 328 с.

6. Седельников М. В. Решение проблемы социального сиротства средствами образования // http://kraspubl.ru/ content/view/43/1 /.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.