УДК 347.6
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF A CHILD'S RIGHTS LEFT WITHOUT PARENTAL CUSTODY TO LIVE AND BE BROUGHT IN A FAMILY
Т.В. ШЕРШЕНЬ (T.V. SHERSHEN)
Исследуются проблемы реализации права ребёнка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье в современных социально-экономических реалиях России. Выявляются и анализируются нарушения, имеющие место в правоприменительной практике при устройстве детей в приемную семью, под опеку и попечительство, предлагаются возможные пути совершенствования положений действующего законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: право ребёнка жить и воспитываться в семье, опека и попечительство, приемная семья, патронатное воспитание, усыновление (удочерение).
Under investigation are problems of implementation of a child's rights left without parental custody to live and be brought in modern social-economic realia of Russia. Here are breaches which take place in law enforcement practice upon placing children to foster family, under guardianship and custody revealed and analyzed. Possible ways of improving of articles of the current legislature of the Russian Federation are suggested.
Key words: a child's right to live and be brought in a family, guardianship and custody, foster family, foster education, adoption.
Семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей, поэтому одним из принципов семейного законодательства является приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Этот принцип находит отражение в целом ряде статей Семейного кодекса Российской Федерации (ст. 54, 55, 63, 121-123) [1]. Особенно ярко его сущность проявляется при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, к числу которых Семейным кодексом РФ отнесены усыновление (удочерение); опека или попечительство; приемная семья, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, патронатная семья (п. 1 ст. 123). Именно здесь обнаруживается противоречие в положениях кодифицированного акта семейного законодательства и Федерального закона «Об опеке и попечительстве» [2]. В соответствии с концептуальным
подходом, заложенным в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве», приемная семья, патронатная семья (патронат, патронатное воспитание) выступают в качестве разновидностей опеки или попечительства. Семейный кодекс Российской Федерации, несмотря на внесённые в него изменения [3], в норме ст. 123 приемную и патронатную семью по-прежнему рассматривает в качестве самостоятельных форм устройства ребенка в семью наряду с опекой и попечительством, усыновлением (удочерением), что вполне объяснимо стремлением сохранить продуманную и логично выстроенную структуру кодифицированного акта. В ст. 32 закона «Об опеке и попечительстве» предусмотрены положения, согласно которым он применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу, т. е. с 1 сентября 2008 г. Договоры о передаче ребёнка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патро-
© Шершень Т.В., 2010 146
натном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу. Представляется чрезвычайно важным в субъектах Российской Федерации провести социологоправовой мониторинг соблюдения законодательного положения о сохранении силы за договорами о передаче ребёнка (детей) в приемную семью, на патронатное воспитание, заключенными до 1 сентября 2008 г. В качестве негативного примера можно привести практику Пермского края по перезаключению договоров о передаче ребёнка на воспитание в приемную семью, где с использованием так называемого «административного ресурса» было расторгнуто более 90 % заключенных до 1 сентября 2008 г. договоров о передаче ребёнка на воспитание в приемную семью [4]. Договоры были перезаключены вопреки желанию приемных родителей на новых, явно менее выгодных для семьи условиях. Возникшие после 1 сентября 2008 г. договорные отношения между приемными родителями (патронатными воспитателями) и органами опеки и попечительства с точки зрения юридической природы могут быть квалифицированы как гражданско-правовые, в то время как ранее в соответствии с законами, принятыми в субъекте Российской Федерации, они были трудовыми, предоставляя соответствующие льготы и гарантии.
Среди «семейных» форм устройства детей особое место занимает усыновление (удочерение), являющееся приоритетной
формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК РФ). Усыновление (удочерение) - единственная форма устройства детей, которая в идеале носит пожизненный характер в силу приравнивания усыновленных и их потомства по отношению к усыновителям и их родственникам в личных неимущественных и имуще -ственных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Вместе с тем процесс усыновления до настоящего времени в России не даёт таких показательных результатов, как принятие ребенка в семью под опеку и попечительство. Опека и попечительство, по данным официальной статистики, - самая распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. По данным департамента государственной политики в сфере воспитания, допол-
нительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2008 г. 113 751 ребёнок был передан в семьи по разным программам устройства. И, несмотря на это, более одной тысячи решений об устройстве детей в семьи было отменено из-за невыполнения замещающими родителями своих обязанностей, более 30 - по причине жестокого обращения с детьми [5].
Очевидно, любое государство заинтересовано в сохранении и преумножении человеческого потенциала, развитие которого напрямую зависит от создания условий, максимально удовлетворяющих интересы ребёнка. Дети - будущее государства и общества. Ребёнок должен жить в семье, и, если невозможно создать условия для его полноценного всестороннего развития в кровной семье, необходимо создать такие условия в замещающей семье усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей и свести на нет институт «возврата» детей в государственные учреждения и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Семья - это основа основ любой социальной системы, признание и уважение семьи как базовой социальной ценности - показатель устойчивости и прогрессивности общества и государства. Благополучие государства зависит от благополучия семьи как базовой социальной структуры. Государст-вами-участниками Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» [6] признана необходимость предоставления семье по возможности самой широкой охраны и помощи, «в особенности при её образовании и пока на её ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании» (п. 1 ст. 10); и более того, закреплено «право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (п. 1 ст. 11).
В преамбуле Конвенции ООН «О правах ребенка» [7] семья рассматривается как основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех её членов и особенно детей, которой должны быть предоставлены необходимые защита и содейст-
вие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества.
Семья в современном российском обществе испытывает кризис, свидетельством тому являются низкая рождаемость и высокая смертность [8], нестабильность института брака как юридической основы семьи, по-прежнему высокий показатель числа детей, лишившихся родительского попечения при живых родителях вследствие лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах и т. п. По оценке Л.Ю. Михеевой: «... острота проблем усыновления, опеки и приемной семьи вызвана ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей (как правило, из так называемых социально неблагополучных семей) и незначительным числом российских граждан, желающих принять детей в свои семьи. Нет сомнений в том, что при другой социальной обстановке в России не обсуждались бы альтернативные формы устройства детей, которые их изобретатели рассматривают как панацею» [9]. В современной России более 200 тыс. детей живут без родителей. Это 1 500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей-сирот, более 700 социальных приютов и 750 социально-реабилитационных центров для детей и подростков. Примерно 120 тыс. новых сирот появилось в 2008 году, по данным общественной организации «Право ребенка» [10]. В патронатные и приемные семьи в 2008 году было принято 75 тыс. детей-сирот.
В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребёнка», участницей которой Россия является, усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком при соблюдении двух условий. Во-первых, если ребёнок не может быть передан на воспитание в своей стране и, во-вторых, если обеспечение подходящего ухода для ребёнка является невозможным в стране происхождения. Кроме этого, согласно ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка» при замене ребёнку ухода необходимо учитывать преемственность воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык. В п. 1 ст. 123 СК РФ применительно к выбору форм устройства ребёнка предусмотрено требование
обязательности учета его этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родному языку, а также возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании. Усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства, допускается при обязательном соблюдении двух условий, закрепленных в п. 4 ст. 124 СК РФ. Первое условие - если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от их гражданства и места жительства. Второе условие - истечение шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В современной России следует создать условия для нормального функционирования института семьи. Необходимо свести на нет нередкие жизненные ситуации, когда матери отказываются от своих детей ещё в роддоме. В масштабах России необходимо создать отлаженную систему выявления и учета социально-неблагополучных семей, оказания помощи таким кризисным семьям, не доводя до критического момента, когда в целях защиты прав и интересов ребёнка его кровных родителей лишают родительских прав и (или) ограничивают в родительских правах. Необходимо создать механизм социального сопровождения как кровных, так и замещающих семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тем самым сводя к минимуму случаи устройства детей в организации для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие расторжения договора о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью, на патронатное воспитание, отмены усыновления. Очень важно обеспечить каждому ребёнку право жить и воспитываться в семье.
Очевидность выработки нового подхода к вопросам правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, не вызывает сомнений. Требует пересмотра перечень заболеваний, при
наличии которых лицо не может усыновить ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью [11]. Утвержденный более 13 лет назад перечень устарел и требует существенной корректировки. Перечень содержит психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными (курсив наш. -Т.Ш.); открытую формулировку: «инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учёта», без какой бы то ни было конкретизации, как следствие, ВИЧ-инфицированным гражданам компетентные государственные органы отказывают в возможности передачи ребёнка на воспитание в семью. Последняя иллюстрация тому - отказ Верховного Суда Татарстана совершеннолетней сестре в установлении опеки над 10-летним братом после смерти их матери, так как молодая женщина имеет ВИЧ-положительный статус [12]. По признанию Всемирной организации здравоохранения ВИЧ-инфекция относится не к опасным, а к контролируемым заболеваниям, не передающимся бытовым путём. Это заболевание в силу его пожизненного характера не предполагает возможности снятия с диспансерного учета ВИЧ-инфицированного лица. Дискриминационная направленность данного ограничения ещё более очевидна, когда речь идёт об устройстве в семью ВИЧ-инфицированного лица ребёнка с таким же диагнозом.
1. Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. 30.06.2008) // СЗ РФ. - 1996. - № 1. -Ст. 16.
2. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. 18.07.2009) // СЗ РФ. - 2008. - № 17. -Ст. 1755.
3. Федеральный закон от 24.04.2008 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в свя-
зи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. - 2008. -№ 17. - Ст. 1756.
4. Данные озвучены Т.В. Шуваевой, начальни-
ком отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних Прокуратуры Пермского края при обсуждении доклада «Состояние законности при соблюдении прав детей и семей в Пермском крае» // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные и междисциплинарные исследования»
(Пермь, 29-30 сентября 2009 г.).
5. Левитская А. В России стало меньше детей-сирот // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
6. Международный пакт от 16.12.1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1994. - № 12.
7. Конвенция ООН «О правах ребёнка» от 20.11.1989 г. // СПС «КонсультантПлюс».
8. В ООН посчитали, что население России медленно, но верно сокращается - к 2025 году россиян станет на 11 миллионов меньше, чем сейчас // http: www.interfax.ru (Дата обращения 06.10.2009).
9. Михеева Л. Ю. Развитие кодификации российского семейного права // Кодификация российского частного права / под ред. Д. А. Медведева. - М. : Статут, 2008. -С. 231.
10. http:/www.newsru.com/Russia/13jan2009/demo-graph_print.html (01/02/2009). Вызывает недоумение отсутствие статистической информации о детях, оставшихся без попечения родителей, за 2007 и 2008 годы на сайте http://www.usynovite.ru
11. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 № 542 (ред. 19.03.2001 № 195) // СЗ РФ. - 1996. - № 19. - Ст. 2304.
12. Галяветдинова Е. Не положено по статусу. Ребёнка отправляют жить в детский дом при живых родственниках, готовых взять его к себе // Российская газета. - 2009. - 6 октября. - № 187 (5011). - С. 10.