Научная статья на тему 'Частные и публичные начала в правовом регулировании договорных форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей'

Частные и публичные начала в правовом регулировании договорных форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
830
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ И ПУБЛИЧНЫЕ НАЧАЛА / ДОГОВОРНЫЕ ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ / PRIVATE AND PUBLIC BASICS / CONTRACTUAL FORMS OF FAMILY UPBRINGING / GUARDIANSHIP AND CUSTODY / FOSTER FAMILY / FOSTER EDUCATION / ADOPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шершень Т. В.

Исследуются частные и публичные начала в правовом регулировании договорных отношений при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающую семью на воспитание. Рассматриваются проблемы реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье в современных социально-экономических реалиях России. Выявляются и анализируются нарушения, имеющие место в правоприменительной практике при устройстве детей в приемную семью, под опеку и попечительство, на патронатное воспитание (на примере Пермского края).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATE AND PUBLIC FUNDAMENTALS IN THE LEGAL REGULATION OF CONTRACTUAL FORMS OF FAMILY EDUCATION OF CHILDREN HAVING NO PARENTAL CUSTODY

Under investigation are private and public basics in legal regulation of contractual forms upon placing a child left without parental custody. Under investigation are problems of implementation of a child's rights left without parental custody to live and be brought in modern social-economic realia of Russia. Here are breaches which take place in law enforcement practice (on the pattern of Perm region) upon placing children to foster family, under guardianship and custody revealed and analyzed. Possible ways of improving articles of the current legislature of the Russian Federation are suggested.

Текст научной работы на тему «Частные и публичные начала в правовом регулировании договорных форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010

УДК 347.64

Юридические науки

Выпуск 2(8)

ЧАСТНЫЕ И ПУБЛИЧНЫЕ НА ЧАЛА1 В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОГОВОРНЫХ ФОРМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Т.В. Шершень

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

Пермский государственный университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Исследуются частные и публичные начала в правовом регулировании договорных отношений при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающую семью на воспитание. Рассматриваются проблемы реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье в современных социально-экономических реалиях России. Выявляются и анализируются нарушения, имеющие место в правоприменительной практике при устройстве детей в приемную семью, под опеку и попечительство, на па-тронатное воспитание (на примере Пермского края).

Ключевые слова: частные и публичные начала; договорные формы семейного воспитания; опека и попечительство; приемная семья; патронатное воспитание

Современное семейное право не является в чистом виде частным правом, поскольку частные и публичные интересы и регулируемые им отношения нередко оказываются переплетенными и взаимообусловленными. Объяснение этому находим в относительности частной либо публичной природы субъективных прав, когда любой частный интерес может быть рассмотрен также в качестве публичного интереса. Как показывает правоприменительная практика, зачастую посредством защиты конкретного субъективного права лица происходит одновременная охрана и публичных интересов. Концепция правового государства основана на фундаментальной идее неприкосновенности прав личности, их первичности по отношению к интересам государства, поэтому придание публичной значимости частным интересам выступает качественной характеристикой правового государства, ставящего в центр общественной жизни ин-

дивида, его права и свободы, потребности и интересы. В современном семейном праве частный интерес может приобретать публичный оттенок, позволяющий ограничивать права граждан в семье на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан (п. 4 ст. 1 СК РФ). Сложный дуалистический характер правового воздействия на семейные правоотношения обусловлен необходимостью защиты законных интересов других членов семьи, в первую очередь несовершеннолетних и нетрудоспособных лиц. При этом крайне важно установить ту грань, до которой допустимо использование публичных начал в правовом регулировании семейных отношений, ту черту, за которой метод позитивного воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере семьи, не перерастет в свою проти-воположность2.

© Шершень Т.В., 2010

1 Многозначность термина «начало» позволяет употреблять его в разных контекстах, акцентируя при этом внимание на определенном содержательном компоненте: «основа», «причина», «первопричина», «идея», «происхождение».

2 Яркой иллюстрацией нарушения тонкой грани между публичными и частными началами может служить пример из практики финских органов соцопеки по изъятию из семьи россиянки Инги и финна Вели-Пекка Рантала, семилетнего сына Роберта Рантала. См.: [9].

Действие любого механизма, в том числе правового, осуществляется путем взаимодействия различных его элементов, частей, звеньев. Для того чтобы действие правовое регулирование механизма стало возможным и целесообразным, оно всегда должно основываться на соответствующих принципах.

Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами семейного права. Основной целью правового регулирования семейных отношений является укрепление семьи, семейные отношения на основе любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК РФ). Нормы семейного права призваны обеспечить беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав и защиту этих прав в случае их нарушения, не допускать произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Цели правового регулирования предопределяют его принципы. Последние характеризуют сущность данной отрасли права, определяют социальный смысл ее норм, их содержание, толкование и применение. Исходя из них оценивается поведение человека как члена семьи [5]. Реализация принципов семейного права приводит к достижению целей правового регулирования семейных отношений, свидетельствует об эффективности механизма правового регулирования.

В современной России ежегодно около ста тысяч детей получают статус сироты [7]. Ежегодно выявляется свыше 100 тысяч родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих должным образом обязанности по их воспитанию. Только в 2008 году по данному основанию было привлечено к административной ответственности более 450 тысяч лиц, возбуждено свыше 5,5 тыс. дел, лишены родительских прав почти 33 тыс. человек [10]. Приведенные статистические данные свидетельствуют о кризисе российской семьи. Перед современным российским обществом и государством стоит задача укрепления авторитета семьи, создания необходимых условий для выполнения семьей им-

манентно присущих ей функций. В частности, без реализации семьей воспитательной функции невозможно успешное решение проблемы социального сиротства. Семья изменяется по мере изменения общества, фокусируя сложности и проблемы определенного этапа развития общественных отношений. Внимание российского государства и общества, каждого человека и гражданина должно быть привлечено к проблемам семьи. В преамбуле Конституции Российской Федерации отражено стремление многонационального российского народа к обеспечению благополучия и процветания России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. Благополучие государства зависит от благополучия семьи как базовой социальной структуры. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях3, обязывает каждое государство уделять первоочередное внимание благополучию семьи и ребенка (ст. 1). В Декларации отражен базовый международный принцип, согласно которому благополучие ребенка зависит от благополучия семьи (ст. 2).

Во Всеобщей декларации прав человека отмечено: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» [1] (п. 3 ст. 16). Аналогичные положения отражены в Международном пакте «О гражданских и политических правах» [2] (п. 1, 2 ст. 23). Государствами-участниками Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» [4] признана необходимость предоставления семье по возможности самой широкой охраны и помощи, «в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании» (п. 1 ст. 10); и более того, закрепле-

3 Утверждена 3 декабря 1986 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 41/95. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

но «право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (п. 1 ст. 11).

В преамбуле Конвенции ООН «О правах ребенка» [3] семья рассматривается как основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, которой должны быть предоставлены необходимые защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества.

Государства-участники Конвенции ООН «О правах ребенка», признают, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семейный кодекс РФ за ребенком признает право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ); одним из основополагающих начал семейного законодательства выступает приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии (ст. 1 СК РФ).

24 апреля 2008 года впервые в России был принят Федеральный закон №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», вступивший в силу с 1 сентября 2008 года. Принятие этого в определенной степени знакового закона привело к необходимости внесения изменений в Семейный кодекс Российской Федерации, прежде всего с целью устранения возникающих противоречий. Ранее в качестве самостоятельных форм устройства в Семейном кодексе РФ были предусмотрены: усыновление (удочерение), опека и попечительства и приемная семья. С 1 сентября 2008 года приемная семья и патронат рассматриваются в качестве разновидностей опеки и попечительства, и соответственно из статьи 123 СК РФ исключено положение, согласно которому «иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации». К договорным формам семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством отнесе-

ны: опека и попечительство, включая разновидности: приемная семья и патронат (па-тронатное воспитание).

Формирование нового концептуального подхода к опеке и попечительству, как базовой форме устройства детей на воспитание в семью, привело к целому ряду далеко идущих последствий не только теоретического, но и практического порядка, требующих всестороннего анализа и адекватной оценки. Последствия законодательной реформы следует оценивать с позиции не столько количественных, сколько качественных показателей, и прежде всего сохранения гарантий для ребенка и лиц, заменяющих ему родителей, при временном устройстве в семью на воспитание на основании договора об осуществлении опеки и попечительства, приемной семье, патронате (патронатном воспитании). Рассмотрение приемной семьи и патроната (патронатного воспитания) в качестве разновидности опеки и попечительства, по сути, ставит крест на развитии патронатной формы воспитания детей. Формальным подтверждением тому может служить закон Пермского края от 10 декабря 2008 г. №353-ПК «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермском крае» [11], где институт патронатной семьи, в отличие от приемной семьи, как разновидность опеки и попечительства не предусмотрен. Предметом регулирования выступают вопросы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и временной передачи таких детей в семьи граждан, проживающих на территории Пермского края. В законе (ст. 14) предусмотрено положение, в соответствии с которым законы Пермской области от 5 июня 1997 г. №771-112 «О приемной семье» и от 6 октября 2000 г. №1129-164 «О патронат-ном воспитании» применяются к правоотношениям, возникшим до 1 сентября 2008 г. Согласно закону Пермского края «трудовые договоры, заключенные с приемными родителями, патронатными воспитателями, заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраня-

ют свою силу и могут быть расторгнуты в соответствии с действующим трудовым законодательством. Договоры о передаче ребенка (детей) в патронатные семьи, приемные семьи, заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По согласию патронатных воспитателей, приемных родителей указанные договоры могут быть переоформлены на договоры, предусмотренные настоящим Законом» (ст. 15). Однако внимательное изучение текста закона свидетельствует о закреплении лишь одной договорной конструкции - о приемной семье: приемная семья осуществляет свою деятельность на основании акта органа опеки и попечительства о назначении приемного родителя и договора о приемной семье, к которому применяются нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг. В силу ст. 4 Закона Пермского края в договоре о приемной семье должны содержаться:

- сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие),

- срок действия договора;

- условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей);

- права и обязанности приемных родителей;

- права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.

В силу ст. 12 Закона вознаграждение за воспитание одного воспитанника в приемной семье составляет 2500 руб., его размер увеличивается на районный коэффициент; на районный коэффициент в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; проживающим в сельской местности - на 25%; за воспитание каждого ребенка до 3 лет или ребенка, имеющего недостатки в умственном или физическом развитии (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, умственно отсталые (с нарушением интеллекта), с нарушением опорнодвигательного аппарата), при наличии за-

ключения психолого-медико-педагогичес-кой комиссии или медико-социальной экспертизы - на 50%.

Закон Пермского края предусматривает возможность создания семейновоспитательных групп в качестве структурных подразделений организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги. Кроме этого, допускается возможность временной передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Пермского края, на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка (детей), в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития. Но временная передача ребенка (детей) в семьи граждан не является формой устройства ребенка (детей) в семью в силу ст. 7 Закона. Возникает закономерный вопрос: в чем суть патроната (патро-натного воспитания) после введения в действие Федерального закона «Об опеке и попечительстве»? Какими отличительными особенностями должен обладать патронат, будучи разновидностью такой формы устройства, как опека и попечительства? Действующее законодательство ответа на поставленные вопросы не дает: отсутствует специальный Федеральный закон «О патро-натном воспитании», не урегулированы, а лишь упомянуты отношения по патронат-ному воспитанию в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве». На территории Пермского края проблема осложняется тем, что сохранение юридической силы закона Пермской области «О патронатном воспитании» и его применение предусмотрено только к отношениям, возникшим до

1 сентября 2008 г.

Вместе с тем суть патронатного вос-питания4, его отличительная особенность заключается в разграничении прав и обязанностей по защите прав и интересов ре-

4 В том виде, в каком патронат возник и сложился на территории большинства субъектов Российской Федерации до введения в действие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

бенка (детей) между родителями ребенка (если они не лишены родительских прав или не ограничены в родительских правах) органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением) и патронатным воспитателем. Патронатное воспитание существует при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием (уполномоченной организации, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронатному воспитанию), которая обеспечивает проведение реабилитационно-воспитательной работы с ребенком, оставшимся без попечения родителей, отбор и подготовку потенциальных патронатных воспитателей; технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения его на патронатное воспитание, а также оценку и целенаправленное вмешательство в кровную семью с целью ее сохранения. Ответственность патронатных воспитателей и уполномоченной службы органа опеки и попечительства определяется в договоре о патронатном воспитании. Патронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка, размеры и порядок их выплат определяются законом субъекта РФ. Патронат-ный воспитатель имеет право на оплачиваемый отпуск и льготы, предусмотренные трудовым законодательством. Патронатное воспитание, как форма семейного устройства, является механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи, позволяющим осуществлять взаимодействие патронатной семьи и специалистов уполномоченных служб органа опеки и попечительства. Выстроенный механизм дает возможность профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, осуществлять мониторинг устройства и оценку адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, в том числе планировать меры по возможному возврату ребенка в кровную семью. Патронат расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью, включая детей, изъятых из семьи, вне зависимости от их юридического статуса, а также детей, не имеющих шанса

на усыновление. Патронат расширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание (например, семьи с небольшим доходом, с недостаточной жилой площадью и т.п.). Преимущества патроната заключены в профессиональном сопровождении семьи до и после принятия ребенка, а также в том, что ребенок не теряет связи со своей кровной семьей (кровными родителями, если они не лишены родительских прав; братьями и сестрами, бабушками и дедушками и другими родственниками).

Ежегодно в Пермском крае остается без попечения родителей около четырех тысяч детей. По состоянию на 1 января 2009 г. на учете в органах опеки и попечительства Пермского края состояли 21 092 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для сравнения: в 2007 году -21 267). В семейных формах устройства воспитывается 19 250 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 91,2% (в 2007 г. - 18 916). По итогам 2008 года в семейные формы устроено 5 613 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 160 детей больше в сравнении с 2007 г.). Под опеку и попечительство в 2008 г. было устроено

2 243 ребенка, в семейно-воспитательную группу - 870 детей, в приемную семью -815, в патронатную семью - 221 ребенок, на усыновление в 2008 г. передано 643 ребенка [12]. По данным Министерства социального развития в Пермском крае - 1 882 приемных семьи, в которых воспитываются 4 120 детей [13].

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о па-тронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с настоящим Федеральным законом. К сожалению, предусмотренная Федеральным законом возможность на территории Пермского края «переросла» в обязанность: договоры о пе-

редаче ребенка на воспитание в приемную семью расторгались с использованием административного ресурса и заключались договоры о приемной семье, игнорируя отсутствие инициативы и даже явное нежелание со стороны приемных родителей. В связи с этим прокуратурой Пермского края было вынесено предостережение в адрес и.о. министра социального развития о недопустимости совершения действий, направленных на понуждение приемных родителей к расторжению трудовых договоров. Основанием для объявления предостережения послужили поступающие из территорий края многочисленные сообщения о принуждении приемных родителей к расторжению трудовых договоров и заключению гражданско-правовых договоров о возмездном осуществлении обязанностей по опеке и попечительству, предусмотренных Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Расторжение трудовых договоров с приемными родителями, патронатными воспитателями повлекло для них лишение целого ряда преимуществ, гарантированных Трудовым кодексом РФ, в том числе непрерывный педагогический стаж, нормированная оплата труда и т.д. Понуждение должностными лицами Министерства социального развития Пермского края приемных родителей к расторжению трудовых договоров было вызвано отнюдь не заботой о детях, оставшихся без попечения родителей и находящихся на воспитании в приемных и патронатных семьях, а совершенно иной целью - экономией бюджетных средств, для достижения которой, как оказалось, все средства хоро-ши5. В регионы направлялись «рекомендательные» письма, где должностным лицам органов опеки и попечительства предлагалось расторгать трудовые договоры с приемными родителями «по соглашению сторон», а на собраниях приемных родителей высказывались категоричные требования о

5В нарушение требований закона в ряде территорий в течение 2008 г. выявлены факты несвоевременной выплаты как заработной платы приемным родителям, так и пособий на содержание детей в городах Пермь, Березники, Г ремячинск, Кизел, в Г орнозавод-ском и Сивинском районах края (См.: [6]).

расторжении трудовых договоров, невозможности в дальнейшем заключения гражданско-правовых договоров, а также отобрании детей в случае отказа от расторжения договора. При этом положения ст. 32 закона «Об опеке и попечительстве» не только не разъяснялись, но и умалчивались. На примере Индустриального района г. Перми прокуратурой таких нарушений закона было выявлено шесть, если обратить внимание, что именно шесть семей на территории района приняли детей на воспитание в свои семьи, то можно констатировать, что нарушение прав имело место в 100% случаев. Прокурором Индустриального района г. Перми в интересах несовершеннолетних были направлены исковые заявления в суд о признании недействительными гражданско-правовых договоров о приемной семье, заключенных с нарушением положений действующего законодательства. Проверкой установлено, что образцы проектов договоров о приемной семье, направленные в территории министерством социального развития Пермского края, противоречат действующему законодательству: в них отсутствуют условия и порядок выплаты вознаграждения за оказание услуг приемным родителям. К сожалению, результаты рассмотрения судом заявленных прокурором исковых требований о признании недействительными гражданско-правовых договоров о приемной семье нам неизвестны.

Очевидно, государство должно быть заинтересовано в обеспечении права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, и если не представляется возможным реализовать это право ребенку в кровной семье, создать условия, чтобы дети воспитывались в замещающих семьях, однако на практике чинятся со стороны уполномоченных государством органов. Приведем еще один пример, ярко иллюстрирующий дисбаланс публичных и частных начал, вызванный стремлением законодателя к экономии бюджетных средств в ущерб интересам детей. Экономией бюджетных средств на сумму свыше 10 млн руб. обосновывалась инициатива депутатов Законодательного собрания Пермского края в постановлении «О внесе-

нии изменений в Закон Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому планировалось уменьшить нормы питания детей, оставшихся без попечения родителей. Руководствуясь целями экономии бюджетных средств, министерство социального развития Пермского края сократило нормы питания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в приемных семьях и семейно-воспитательных группах, утвержденные в августе 2008 г. Пермской медицинской академией и Территориальным управлением Роспотребнадзора. По запросу Пермской краевой прокуратуры сотрудниками Медакадемии подготовлено заключение на нормативы, представленные министерством социального развития Пермского края, в соответствии с которым нормативы питания, предложенные в законопроекте, не соответствуют необходимому уровню потребления продук-

6

тов питания для детского организма .

В современной России необходимо создать условия для нормального функционирования института семьи. Следует свести на нет нередкие жизненные ситуации, когда матери отказываются от своих детей еще в роддоме. В масштабах России, а не только отдельно взятого субъекта необходимо создать отлаженную систему выявления и учета социально-неблагополучных семей, оказания помощи таким кризисным семьям, не доводя до критической точки ситуацию, когда в целях защиты прав и интересов ребенка его кровных родителей лишают родительских прав и (или) ограничивают в родительских правах. Необходимо создать механизм социального сопровождения как кровных, так и замещающих семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тем самым сводя к минимуму случаи устройства детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вслед-

6 Прокуратура дала отрицательное заключение на законопроект (подготовлено по материалам отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был (см.:[8]).

ствие расторжения договора об осуществлении опеки и попечительства, о приемной семье, отмены усыновления. Очень важно обеспечить каждому ребенку право жить и воспитываться в семье и каждому человеку право на семью.

Библиографический список

1. Всеобщая декларация прав человека: утв. и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Рос. газета. 1995. 5 апреля.

2. О гражданских и политических правах: междунар. пакт от 16 декабря 1966 г.; вступил в силу для СССР с 23.03.1976 // Бюл. Верхов. Суда РФ. 1994. № 12.

3. О правах ребенка: Конвенция ООН; одоб. Генер. Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписана от имени СССР 26 ноября 1990 г., ратиф. Верхов. Советом СССР 13 июня 1990 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс»

4. Об экономических, социальных и культурных правах: междунар. пакт от 16 декабря 1966 г.; вступил в силу для СССР

3 января 1976 г. // Бюл. Верхов. Суда РФ. 1994. № 12.

5. Предмет и метод семейного права. Цели и принципы правового регулирования семейных отношений // htpp://www. у^-НЬ.пе^а3/^т1/1/17824/17828

6. Принуждать приемных родителей к расторжению трудовых договоров недопустимо (08.09.2008); Изменения повлекли нарушения (26.09.2008); Приемных родителей уволили незаконно

(03.10.2008); На защите приемных родителей (17.10.2008); Права и законные интересы детей на контроле прокуратуры (26.11.2008); По иску прокурора восстановлены права приемного родителя

(08.06.2009); Органы прокуратуры Пермского края подвели итоги работы

(05.02.2010); Прокурор обратился в суд за защитой прав приемных родителей на получение соответствующей заработной платы (12.03.2010): сайт Прокуратуры Пермского края. Ц^: //КН:р://ршкишг.

perm.ru/news/inspect/?id/=326 (дата обращения: 14.03.2010).

7. Проблемы социального сиротства [Электронный ресурс]. URL: http://www.pro-mama.ru/articles_228_1536.html

8. [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. URL: http://www.

prokuror.perm.ru/news/inspect/?id=2584 (дата обращения: 02.07.2009).

9. РИА НОВОСТИ. [Электронный ресурс].

URL: http://www.rian.ru/society/20100316 (дата обращения: 16.03.2010).

PRIVA TE AND PUBLIC FUNDAMENTALS IN THE LEGAL REGULA TION OF CONTRACTUAL FORMS OF FAMILY EDUCATION OF CHILDREN HA VING NO PARENTAL CUSTODY

T.V.Shershen

Perm State University. 15, Bukirev st., Perm, 614990

Under investigation are private and public basics in legal regulation of contractual forms upon placing a child left without parental custody. Under investigation are problems of implementation of a child’s rights left without parental custody to live and be brought in modern social-economic realia of Russia. Here are breaches which take place in law enforcement practice (on the pattern of Perm region) upon placing children to foster family, under guardianship and custody revealed and analyzed. Possible ways of improving articles of the current legislature of the Russian Federation are suggested.

Keywords: private and public basics; contractual forms of family upbringing; guardianship and custody;

foster family; foster education, adoption

10. Российская газета. 2009. № 51 (4875). С. 1-2.

11. Российская газета. № 260. 19 декабря 2008.

12. Собрание законодательства Пермского края. 2009. № 8, ч. I. С. 34.

13. [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Ц^: http://www.kapital-rus.ru/rss news/C148/ Р760/76199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.