Научная статья на тему 'Деятельность сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей'

Деятельность сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1413
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деятельность сопровождения / структура службы сопровождения / содержание деятельности специалистов службы сопровождения / the accompanying service's structure / the accompanying activities / the content of the work of specialists of the accompanying service

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гапеенкова Светлана Максимовна

На основе данных о положении детей, оставшихся без попечения родителей, обосновывается необходимость организации деятельности сопровождения детей этой категории. Формулируются принципы функционирования службы сопровождения детей, лишившихся родительского попечения. Предлагается структура деятельности службы комплексного сопровождения. Рассматривается проблема подбора нужных специалистов и содержание их профессиональной деятельности. Делается вывод о необходимости деятельности профессионального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гапеенкова Светлана Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need of the accompanying activities of parentless children is substantiated considering the condition of these children. The principles of functioning of the accompanying service of parentless children are formulated. The accompanying service's structure is suggested. The list of necessary specialists and the content of their work are considered. We concluded that the professional accompanying activities of parentless children is essential.

Текст научной работы на тему «Деятельность сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20)2010

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010

УДК 376.64

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

© С. М. ГАПЕЕНКОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования e-mail: mamasonya@yandex.ru

Гапеенкова С. М. - Деятельность сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 105-110. - На основе данных о положении детей, оставшихся без попечения родителей, обосновывается необходимость организации деятельности сопровождения детей этой категории. Формулируются принципы функционирования службы сопровождения детей, лишившихся родительского попечения. Предлагается структура деятельности службы комплексного сопровождения. Рассматривается проблема подбора нужных специалистов и содержание их профессиональной деятельности. Делается вывод о необходимости деятельности профессионального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей. Ключевые слова: деятельность сопровождения, структура службы сопровождения, содержание деятельности специалистов службы сопровождения.

Gapeenkova S. М. - The accompanying activities of parentless children // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.

im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 105-110. - The need of the accompanying activities of parentless children is substantiated considering the condition of these children. The principles of functioning of the accompanying service of parentless children are formulated. The accompanying service’s structure is suggested. The list of necessary specialists and the content of their work are considered. We concluded that the professional accompanying activities of parentless children is essential.

Keywords: the accompanying activities, the accompanying service’s structure, the content of the work of specialists of the accompanying service.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Накопленный опыт деятельности государственных органов опеки и попечительства, проведенные в последние десятилетия научные исследования в области изучения особенностей развития и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, а также актуализация международной практики работы с детьми данной категории свидетельствуют о наличии существенных пробелов, недостатков, общей пока несформированности целостной системы защиты и поддержки детей, лишившихся родительского попечения, у нас в стране. Подтверждением тому служат многочисленные факты социальной недееспособности выпускников государственных учреждений для детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, сам факт широкого распространения формы устройства этих детей в учреждения, наличие сложных проблем в семьях, принявших детей на воспитание, возросшее количество возвратов детей, помещённых в семьи, факты

насилия по отношению к детям в замещающих семьях и необходимость повторного изъятия детей из таких семей в целях обеспечения их безопасности.

Жизненный цикл любого человека в идеале предполагает наиболее полное развитие и становление его личности с целью её последующей социальной интеграции. В обычных условиях (в условиях жизненной нормы) важнейшим источником, условием и опосредствующим фактором этого многогранного и поступательного процесса является близкое окружение ребёнка, его родители, семья.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, по сути, лишаются этого необходимого «посредника» между фактом своего развития и результатом этого развития - жизненной самоактуализацией.

Роль такого посредника и должна принять на себя комплексная деятельность сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей.

Присоединение нашей страны к международным нормам в области защиты прав и интересов детей, лишённых родительского попечения, развитие гуманистических ориентаций в отечественной педа-

гогике обусловили становление системы комплексного сопровождения таких детей, которая выступает своеобразным гарантом права ребёнка на полноценное развитие.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно ориентационный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций [1; 2]. Сущностной, смысловой основой системно ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»), на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

Особое значение это положение имеет в отношении детей, лишённых попечения. Как показывают исследования [3], существующие способы устройства и работы с этими детьми часто как раз не стимулируют раскрытие этого потенциала, не формируют внутреннюю позицию субъекта, что приводит к возникновению и переживанию чувства незащищённости у таких детей, а в дальнейшем - к инфантилизму, иждивенчеству, социальной дезадаптации и т. п. Это происходит потому, что переживание ребёнком чувства незащищённости ликвидирует у него собственные стремления, мотивацию к изменению ситуации, к прикладыванию каких-либо самостоятельных усилий для этого.

напротив, сформированная внутренняя позиция личности обеспечивает развитие психологической защищённости и характеризуется: ценностным отношением к себе, другим людям, к миру в целом; рефлексией на себя и других, адекватной самооценкой; самостоятельностью; социальной активностью и ответственностью за свои поступки; реалистичными жизненными планами, знанием своих прав и обязанностей и осознанием их взаимосвязи.

Содержание и способы деятельности сопровождения ребёнка в условиях опеки и попечительства должны обеспечивать формирование у него психологической защищённости. О её сформированности свидетельствуют: понимание ребёнком своего истинного положения; осознание причин попадания в учреждение или замещающую семью; наполненность психологического времени (прошлого, настоящего и будущего) как структурного звена самосознания личности; уверенность в постоянстве социальной ситуации; физическая, телесная защищённость; защищённость личностного пространства; психологическая помощь в минимизации последствий травмирующих жизненных событий; наличие профессионально подготовленного культурного посредника (воспитателя, родителя-воспитателя и т. д.); достаточность всех видов заботы и помощи; положительное, ценностное отношение со стороны социального окружения.

Обеспеченная формально социальная защита создаёт иллюзию психологической защищённости, носит примитивный, компенсаторный характер и может рассматриваться как квазизащищённость, так как обеспечивает лишь ситуативную психологическую за-

щищённость и легко разрушается при столкновении с реальной жизнью.

Потребности в психологической защищённости в известной степени реализуются помещением ребёнка в условия, приближённые к семейным. Переход из позиции «ничейного» в «семейного» по-своему реализует основные социальные потребности, обеспечивающие чувство семейного «мы». В условиях вневременных, неформальных отношений членов приёмной семьи друг к другу, погружения ребёнка в обыденную сферу отношений и чувств, прав и обязанностей происходит изменение внутренней позиции от «ничейного» до «семье принадлежащего».

Условиями, обеспечивающими формирование психологической защищённости ребёнка при семейных формах устройства, являются: психолого-педаго-гическая культура приёмных родителей, родителей-воспитателей, наличие системы социальной помощи такой семье и психологического сопровождения ребёнка и семьи в целом. для обеспечения психологической защищённости ребёнка при создании замещающей семьи следует исходить из: 1 - приоритета прав и потребностей ребёнка (семья подбирается для ребёнка, а не наоборот); 2 - специальной компетентности роди-телей-воспитателей (достигается через отбор и обучение); 3 - психологической совместимости ребёнка с членами семьи.

дополнительными условиями, способствующими формированию чувства психологической защищённости при помещении ребёнка в замещающую семью, являются: согласие ребёнка на помещение в семью; подготовка ребёнка и семьи (включая собственных детей) к совместной жизни и психолого-пе-дагогическое сопровождение приёмной семьи как единого целого; осознание долговременности нахождения в семье и стабильности устанавливаемых отношений и связей; обеспечение равноправного положения братьев и сестёр; признание идентичности ребёнка, создание приёмными родителями атмосферы уверенности и безопасности.

Под сопровождением следует понимать метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство функций:

- диагностики существа возникшей проблемы;

- информации о путях возможного решения проблемы;

- первичной помощи при реализации плана решения.

Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.

Применительно к проблеме комплексного сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождение можно определить как деятельность,

направленную на создание оптимальных медикосоциальных и психолого-педагогических условий, способствующих успешному воспитанию, обучению, развитию детей, оставшихся без попечения родите-лей,и их социализации.

Сопровождение должно быть ориентировано на личностные достижения, которые реально есть у ребёнка. В процессе сопровождения создаются условия для самостоятельного, творческого освоения детьми системы отношений с миром и с самим собой, для совершенствования каждым ребёнком личностно значимых выборов.

Формы и содержание комплексного сопровождения вторичны по отношению к среде жизнедеятельности ребёнка. комплексное сопровождение - это единство информационной, диагностической, консультационной, просветительской, обучающей, психопрофилактической, коррекционно-развивающей, реабилитационной, оздоровительной, лечебной работы.

деятельность сопровождения осуществляют различные службы сопровождения: службы комплексной помощи и поддержки в системе специального образования, в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей; специализированные службы, обеспечивающие разнонаправленную психолого-пе-дагогическую и медико-социальную поддержку детей и их родителей (консультативные службы, коррекционные центры, службы «доверие» и т. д.), психолого-медико-социальные центры (ПМС-центры) и т. д. Деятельность этих служб часто бывает весьма эффективной, но ограниченные возможности, фрагментарность оказания услуг, отсутствие широкой информации о предоставляемых услугах не решают в целом проблему сопровождения детей, лишённых попечения.

назрела настоятельная необходимость создания единой системы комплексного сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей единую стратегию и гибкую тактику деятельности, чёткую иерархическую структуру, укомплектованный штат необходимых специалистов с определёнными функциональными обязанностями, достаточное научно-методологической и методическое обеспечение.

Общая цель деятельности комплексного сопровождения - максимальное восполнение искажений развития, связанных с жизненной ситуацией ребёнка, и обеспечение его полноценного развития и социализации.

Общая стратегия деятельности осуществляется на основе системного подхода и в соответствии со следующими принципами: законности, гуманизации, справедливости, демократизма, приоритета защиты прав и интересов детей, организации деятельности и контроля за её планомерным осуществлением, дифференциации и индивидуализации сопровождения на основе личностного подхода, профилактической направленности, своевременности, достаточности и комплексности помощи, координации и сотрудничества со всеми субъектами деятельности сопровождения, научной обоснованности и территориальности построения.

комплексное сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает гарантии

и оказывает всестороннюю помощь в реализации их конституционных прав на охрану здоровья, на образование, на труд; охраняет права ребёнка как самостоятельной личности и субъекта права, используя при этом силу закона, социальные институты, общественные структуры и инициативы.

В соответствии с принципом гуманизации все виды работ государственной системы сопровождения и её структура определяются в первую очередь личностным подходом на основе учёта медико-социальных и психолого-педагогических характеристик личности ребёнка. Личностный подход как преодоление деперсонализации в работе имеющихся служб сопровождения реализуется и при создании оптимальных условий развития (приоритет семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей), и при социально-правовой защите, и при проведении собственно профилактической, реабилитационной, коррекционно-педагогической работы с детьми, лишёнными родительского попечения, в процессе сопровождения.

Организация деятельности сопровождения должна основываться на положениях конвенции ООН о том, что: а) несовершеннолетние, тем более оставшиеся без попечения родителей, ввиду умственной и физической незрелости имеют право на специальную охрану, заботу, защиту; б) они не только объекты воздействия воспитателей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели целого комплекса прав и возможностей их самостоятельного осуществления; в) в решении любых вопросов, связанных с интересами детей, приоритет отдаётся этим интересам; г) конечной целью работы с детьми является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности, традиций и культурных ценностей народа; д) к детям, находящимся в трудных условиях, должно проявляться особое внимание.

успех в защите, поддержке и воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, может быть обеспечен только совместной работой всех субъектов, осуществляющих работу с такими детьми. Для этого необходима интеграция всех субъектов в единую систему, центром которой могла бы стать система комплексного сопровождения детей, лишённых родительского попечения.

Деятельность сопровождения, реализуемая службами сопровождения, прежде всего должна быть ориентирована на упреждение острых кризисных ситуаций, приводящих к тяжёлым деформациям в развитии личности ребёнка, если такая возможность прогнозируется на основе диагностики жизненной среды ребёнка и самого ребёнка.

В реабилитационно-воспитательной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, главным ориентиром должен стать принцип «сделай себя сам» на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Приобщение и формирование навыков самостоятельного труда, имеющего для ребёнка личностный смысл, может изменить его систему потребностей, переориентировав её с потребления на созидание.

Подавляющее большинство детей, лишённых родительского попечения, имеют отклонения в здоровье, психике, поведении. Помощь в процессе сопровождения должна быть построена на основе наращивания коррекционно-педагогических возможностей службы сопровождения по мере усложнения рассматриваемых случаев (принцип адекватности тяжести отклонений и осуществления мер помощи). Эффективность помощи требует наличия службы ранней диагностики задержек и искажений психического развития, состояния здоровья ребёнка.

Состояние здоровья человека преимущественно определяется его образом жизни. Поэтому содержание, формы, методы реабилитации и воспитания ребёнка в процессе сопровождения должны осуществляться на основе принципа охраны здоровья ребёнка, а также способствовать созданию и поддержанию у него потребности вести здоровый образ жизни, включая потребность в духовном развитии.

Помощь детям с тяжёлыми формами искажений в психическом и физическом отношении должна быть направлена на создание условий для более полного их включения в жизнь общества и усиления их социальной активности. укрепление здоровья и социальная адаптация таких детей возможны только совместными усилиями психологов, психотерапевтов, педиатров, неврологов, дефектологов, педагогов, социальных работников, юристов и других специалистов.

Работа всей системы сопровождения должна строиться на научно обоснованных принципах и технологиях работы. Для обеспечения эффективной деятельности сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, внутри системы сопровождения необходимо иметь постоянно действующее подразделение, осуществляющее прикладные исследования в интересах деятельности сопровождения и заказывающее проведение фундаментальных исследований вне службы сопровождения, например, профильным научно-исследовательским центрам, лабораториям, ведущим учреждениям высшего профессионального образования.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Организационная структура деятельности сопровождения должна иметь разноуровневый характер: федеральный (краевой, республиканский), региональный, районный уровни.

1. На федеральном уровне структура деятельности сопровождения создаётся при Министерстве образования и науки РФ, возглавляется компетентным и полномочным кадровым работником министерства и может иметь в своём составе: информационную службу, рекламную службу, юридическую службу, научно-методическую службу.

2. На региональном уровне структура сопровождения создаётся при органе местного самоуправления -органе опеки и попечительства. координировать дейс-

твия служб может уполномоченный работник органа опеки и попечительства. Службами сопровождения могут быть: информационная служба, рекламная служба, юридическая служба, методическая служба. Задачи и содержательные компоненты деятельности этих служб в целом аналогичны задачам и функциям соответствующих служб федерального уровня. Они действуют в рамках общей стратегии деятельности сопровождения, осуществляют непосредственную многостороннюю связь со службами федерального уровня. Службы осуществляют свою деятельность на основе законов РФ в области социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, и законодательной базы субъекта РФ.

Информационная служба занимается региональным банком данных о детях, лишённых попечения родителей; рекламная - использует формы и виды социальной рекламы с учётом региональных особенностей и возможностей; юридическая - взаимодействует с местными органами власти по вопросам правового обеспечения устройства детей данной категории, в конкретных случаях решения жизненных проблем детей помогает осуществлять работу с ребёнком в рамках правового поля, осуществляет консультативную юридическую помощь другим специалистам системы сопровождения; методическая -аккумулирует появляющиеся исследовательские труды, методические рекомендации по вопросам жизненного устройства и работы с детьми, лишёнными родительского попечения, доводит их содержание до соответствующих специалистов, может сама проводить тематические исследования, заказывать конкретные исследования специалистам, работающим в имеющихся в регионе специализированных и образовательных учреждениях. Эта служба может инициировать подготовку патронатных воспитателей с медицинским уклоном - для ухода за «отказными», брошенными младенцами в родильных домах и домах ребёнка, и патронатных воспитателей с психологопедагогической подготовкой для работы с детьми в учреждениях и в патронатных семьях. Региональная структура сопровождения тесно взаимодействует с районными службами, составляет с ними единое целое на региональном пространстве и всемерно содействует их эффективной работе.

3. Структура сопровождения районного уровня создаётся в каждом городском районе и районе области. Она может быть организована на базе какого-либо образовательного учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей или аналогичного учреждения в системе социальной защиты населения. Выбор учреждения зависит от инфраструктуры этих сфер, а укомплектованность кадрами во многом зависит от экономического положения и финансовых ресурсов региона. Особо следует отметить, что, как правило, названные учреждения отличаются определённой закрытостью и изолированностью. Для преодоления этого положения желательно, чтобы структура сопровождения была выделена в относительно автономное подразделение.

В структуру сопровождения этого уровня могут входить службы: службы здравоохранения, психологическая служба, коррекционно-развивающая служба, реабилитационная служба, постинтернатная

служба.

В службу здравоохранения могут входить врачи: педиатр, невролог, невропатолог, психиатр и другие специалисты. Медицинские работники службы поддерживают тесную связь со всеми учреждениями здравоохранения, находящимися на территории района. По мере надобности все дети, лишённые попечения родителей, независимо от формы устройства, пользуются медицинскими услугами узких специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения на данной территории, и могут направляться в санаторно-оздоровительные учреждения.

Специалисты службы осуществляют первичную диагностику детей, диагностику в экстренных случаях, проводят лечебно-оздоровительную работу, осуществляют динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей и организуют противорецидивное лечение, осуществляют медико-гигиеническую оптимизацию условий жизнедеятельности детей, способствуют формированию у детей здорового образа жизни, оказывают консультативную помощь замещающим родителям, организуют медико-гигиеническое просвещение детей.

Психологическая служба может иметь в своём составе детского психолога, семейного психолога. Детский психолог осуществляет первичную диагностику индивидуальных психологических особенностей ребёнка, в дальнейшем проводит регулярные обследования ребёнка, по результатам которых проводится комплексная реабилитационная работа.

Семейный психолог работает с семьями: кровными семьями поступившего ребёнка, с возможными кандидатами в патронатные воспитатели, с патронат-ными семьями. С ними проводится широкая просветительская работа по вопросам общей, возрастной, специальной психологии, по вопросам безопасного взаимодействия с детьми с учётом их индивидуальных особенностей в условиях замещающей семьи. В своей работе семейный психолог может использовать разнообразные формы и методы: беседы, тестирование, консультирование, тренинги и т. д.

В состав коррекционно-развивающей службы могут входить: дефектолог, логопед, психотерапевт, специальные педагоги и другие специалисты, деятельность которых осуществляется на основе первичной диагностики и продолжается на протяжении всего времени сопровождения ребёнка. коррекционно-развивающая работа может проводиться в отношении умственного развития ребёнка, коммуникативных навыков и культуры общения, коррекции отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аддиктивное поведение, застенчивость, аутизм), психотерапии акцентуаций характера, коррекции образа «Я» и т. д.

По результатам диагностики могут составляться программы индивидуальной коррекционной работы.

у детей разного возраста могут быть особенности индивидуального развития:

- у дошкольников: эмоциональная глухота, задержка делового общения со взрослыми, невосприимчивость к образцам деятельности взрослого, неадекватное отношение к оценке взрослого, сниженная эмоциональная активность, пассивность во всех видах деятельности, отсутствие способности к сопереживанию, импульсивность всех видов поведения, неосоз-наваемость всех видов поведения, отклонения в развитии образа «я»;

- у младших школьников: дисгармоничность интеллектуальной сферы, недоразвитие наглядно-образных форм мышления, несформированность внутреннего плана мышления, ситуативность мышления и поведения, столкновение потребности общения со взрослыми с фрустрацией потребности в эмоционально-личностном общении;

- у подростков: несформированность внутренней позиции, слабая ориентация на будущее, конфликтность системы требований к мужественности и женственности, ориентировка в отношении к себе на оценку окружающих, размытость и неясность образа «я», слабость интимно-личностных контактов со взрослыми, малая избирательность в отношениях со сверстниками.

у детей всех возрастных групп могут быть особенности: слабая ориентация на будущее, эмоциональная упрощённость и обесцененное содержание образа «Я», сниженная самооценка, несформированность избирательности в отношениях к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения.

В состав реабилитационной службы могут входить: социальный работник («социальный провайдер»), социальный педагог, практический психолог, воспитатели и другие специалисты. На основе комплексной диагностики составляются индивидуальные карты социального развития детей, заполняются листы обследования [4]. Основной целью реабилитационной службы является ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении и разносторонняя помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Реабилитационная работа строится в соответствии с принципами: учёта особенностей социокультурной и экономической ситуации в районе, партнёрства, разносторонности реабилитационных мероприятий, единства биологических, психосоциальных и педагогических методов, ступенчатости, индивидуально-личностного подхода.

Вся реабилитационная работа направлена на восстановление детей в статусе, то есть как полноправных субъектов общения, и дееспособности, то есть как субъектов игровой или учебной деятельности, и осуществляется по сути всеми специалистами служб. Она может включать: психолого-педагогическую реабилитацию (преодоление семейной дискриминации, гармонизация психического и личностного развития, организация успеха в ведущей деятельности, формирование положительного образа «Я»); социально-

педагогическую реабилитацию (охрана прав, социальная защита и опека, профилактика социальных вредностей, восстановление социального статуса, сохранение темпов психофизического и личностного развития, коррекция отклонений в поведении и психоневрологическом статусе); медико-педагогическую реабилитацию (психогигиена воспитательной микросреды, оздоровление и лечение, медицинская профилактика, охрана здоровья, преодоление комплекса неполноценности, реализация резервных сил и возможностей).

Социальный работник («социальный провайдер») может осуществлять разностороннюю связь с различными учреждениями, находящимися в ближайшем окружении: учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, с общественными организациями, воинскими подразделениями, спортивными организациями - для лучшей социально-личностной адаптации детей.

С учётом наличия сложных и специфических проблем у детей, оставшихся без попечения родителей, комплексная реабилитационная работа должна быть направлена, в первую очередь, на сохранение здоровья детей. При этом здоровье понимается как состояние человека, характеризующееся полным физическим, духовным и социальным благополучием, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Постинтернатная служба выполняет очень важные и нужные функции - осуществляет профессиональное сопровождение выпускников учреждений и детей из замещающих семей, попечительство над которыми заканчивается по достижении ими возраста 18 лет. Постинтернатное сопровождение осуществляется в соответствии с имеющимся законодательством в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. По ст. 147 п. 3 СК РФ государственный опекун обязан:

- обеспечить выпускника всеми видами выходного пособия;

- предоставить выпускнику возможность получения профессионального образования в соответствии с его желаниями и возможностями;

- оказывать содействие в трудоустройстве;

- принять меры по обеспечению выпускника жилой площадью.

Перечень указанных функций ясно показывает их сложность и трудоёмкость. Для их реализации необходим определённый штат специалистов постин-тернатной службы. В их числе могли бы быть социальный работник и инспекторы, имеющие постоянные договорные отношения с государственными жилищно-коммунальными службами, службой занятости, образовательными учреждениями профессиональной подготовки разных уровней и направленности, други-

ми аналогичными учреждениями, находящимися на территории района.

Постинтернатная служба сопровождения после выхода ребёнка из системы попечения в самостоятельную жизнь может играть роль посредника в адаптации выпускника, своеобразного «буфера», обеспечивая его социальную защищённость.

НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дети-сироты и дети - социальные сироты имеют многочисленные и разнообразные искажения и отклонения в своём физическом, нравственном, социальном развитии. Трудности социально-личностного развития детей, оставшихся без попечения родителей, требуют всесторонней, масштабной помощи таким детям со стороны государства и общества. В последние десятилетия в связи с этим в нашей стране осуществляется целенаправленная государственная политика по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. В русле этой политики разрабатываются законодательные основы социальной защиты этих детей, создаются государственные органы, занимающиеся жизненным устройством детей, оставшихся без попечения родителей, развиваются и совершенствуются формы этого устройства. К таким формам относится и деятельность комплексного сопровождения детей этой категории. Вся деятельность комплексного сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть направлена на создание благоприятных социально-педагогических условий развития и жизни этих детей, укрепление их здоровья, обеспечение полноценной интеграции в общество.

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг)». Проект № 3.12/5224.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комплексное сопровождение и коррекция детей-си-рот. Социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2000.

2. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике // Психолого-пе-дагогическое и медико-социальное сопровождение ребёнка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб, 1998.

3. Семья Г. В. Социально-психологические проблемы сиротства и стратегия помощи. http: // www.tolerance.ru/ biblio/siroti/0-1_semiy.html.

4. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2002. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.