Научная статья на тему 'ТАЙНА МЕТКОГО ВЫСТРЕЛА МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ШТАТНОГО ОРУЖИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ'

ТАЙНА МЕТКОГО ВЫСТРЕЛА МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ШТАТНОГО ОРУЖИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖЕР / НОВЫЕ МЕТОДИКИ / ОГНЕВАЯ ВЫУЧКА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ТИР / ИЗГОТОВКА К СТРЕЛЬБЕ / ТЕХНИКА ВЫСТРЕЛА / SIMULATOR / NEW TECHNIQUES / FIRE TRAINING / MULTIMEDIA SHOOTING GALLERY / READY FOR SHOOTING / SHOT TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иньшин Юрий Юрьевич, Бессонов Владимир Иванович

В статье проводится анализ эффективности использования электронных стрелковых тренажеров в системе огневой подготовки военнослужащих. Рассматриваются возможности использования новых методов обучения с использованием оптико-электронных, лазерных, интерактивных и мультимедийных боевых тиров для формирования навыков правильной изготовки к стрельбе из различных положений и техники выполнения выстрела, а также для тренировки и дальнейшего совершенствования огневой выучки военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECRET SHOT METHODOLOGICAL ASPECTS TRAINING OF STUDENTS FROM WEAR WEAPONS WITH THE USE OF ARROW TRAINERS

The article analyzes the efficiency of using electronic rifle simulators in the system of fire training of servicemen. The possibilities of using new methods of training using opto-electronic, laser, interactive and multimedia combat shooting devices are considered to form the skills of correct preparation for shooting from various positions and techniques of shooting and also to train and further improve the fire training of military personnel.

Текст научной работы на тему «ТАЙНА МЕТКОГО ВЫСТРЕЛА МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ШТАТНОГО ОРУЖИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ»

ч^ШЕжПЕ

1 ТПТЗ ' ~ ТТГтУпл ;'

Ю.Ю. ИНЬШИН, Yu.Yu. INSHIN,

В.И. БЕССОНОВ V.l. BESSONOV

ТАЙНА МЕТКОГО ВЫСТРЕЛА

SECRET SHOT

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ШТАТНОГО ОРУЖИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ

METHODOLOGICAL ASPECTS TRAINING OF STUDENTS FROM WEAR WEAPONS

WITH THE USE OF ARROW TRAINERS

Сведения об авторах: Инъшин Юрий Юрьевич - профессор кафедры (вооружения и стрельбы) Новосибирского высшего военного командного училища, доцент (г. Новосибирск. E-mail: inshin@list.ru);

Бессонов Владимир Иванович - старший преподаватель кафедры (вооружения и стрельбы) Новосибирского высшего военного командного училища (Новосибирская область, г. Бердск. E-mail: Ibv54@mail.ru).

Аннотация. В статье проводится анализ эффективности использования электронных стрелковых тренажеров в системе огневой подготовки военнослужащих. Рассматриваются возможности использования новых методов обучения с использованием оптико-электронных, лазерных, интерактивных и мультимедийных боевых тиров для формирования навыков правильной изготовки к стрельбе из различных положений и техники выполнения выстрела, а также для тренировки и дальнейшего совершенствования огневой выучки военнослужащих.

Ключевые слова: тренажер, новые методики, огневая выучка, мультимедийный тир, изготовка к стрельбе, техника выстрела.

Information about the authors: Yuri Inshin - Professor (weapons and firing) Novosibirsk higher military command school, associate Professor (Novosibirsk. E-mail: inshin@list.ru );

Vladimir Bessonov - Senior lecturer (weapons and firing) Novosibirsk higher military command school, associate Professor (Berdsk. E-mail: Ibv54@mail.ru).

Summary. The article analyzes the efficiency of using electronic rifle simulators in the system of fire training of servicemen. The possibilities of using new methods of training using opto electronic, laser, interactive and multimedia combat shooting devices are considered to form the skills of correct preparation for shooting from various positions and techniques of shooting and also to train and further improve the fire training of military personnel.

Keywords: simulator, new techniques, fire training, multimedia shooting gallery, ready for shooting, shot technique.

Интересы безопасности Российской Федерации, существующие угрозы оказывают влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире. Это ведет к созданию очагов напряженности вблизи границ России.

Исходя из возникших угроз, возрастают требования, предъявляемые к Вооруженным силам, в целом, и военнослужащим, в частности, к их профессиональ-

ным качествам и навыкам, а также к умению владеть различными видами стрелкового оружия.

Возрастание требований к уровню владения стрелковым оружием делает актуальным педагогическое обоснование вопросов совершенствования огневой подготовки курсантов (слушателей) военно-учебных заведений МО РФ.

В то же время организация огневой подготовки в военно-учебных заведениях не всегда успева-

ет реагировать на происходящие изменения.

В последние годы в процессе реформирования Вооруженных сил сократилось значительное количество тиров и полигонов, где проводилось практическое обучение военнослужащих меткой стрельбе из всех видов стрелкового оружия. В связи с этим пришлось изыскивать более эффективные приемы и способы обучения владению оружием.

ш

|дл&ШШзб

Спортсмены говорят: «Чтобы стрелять хорошо, стрелять надо много». Здесь, как и в любом ином виде деятельности, необходима практика. Однако важно не просто много тренироваться, но и суметь правильно организовать тренировочный процесс, который позволил бы не только сохранить качество обучения меткой стрельбе, но и по возможности улучшить уровень подготовки стрелков.

Практика боевой подготовки показывает, что эффективность действий военнослужащих в современном бою зависит, прежде всего, от высоких морально-волевых качеств, хорошей физической подготовленности военнослужащих, их умения в совершенстве владеть стрелковым оружием и уверенно использовать его в сложной, быстро меняющейся обстановке.

Анализ системы обучения приемам стрельбы из стрелкового оружия указывает на то, что качество подготовки курсантов напрямую зависит от количества учебных часов, выделяемых на боевую подготовку, состояния материально-технической базы, оснащения учебного процесса необходимым оружием и боеприпасами, современным инвентарем и оборудованием.

Каждый, кто хоть раз держал в руках стрелковое оружие, наверное, задумывался над тем, как добиться наибольшей точности стрельбы.

В стрельбе проблема устойчивости и точности прицеливания была актуальна всегда, причем как для самого стрелка, так и для того, кто пытался этого стрелка обучить.

Улучшить качество обучения мелкой стрельбе из штатного стрелкового оружия стало возможным при применении новых методов обучения с использованием оптико-электронных, лазерных, интерактивных и мультимедийных боевых тиров.

Данные технические средства обучения позволяют формировать навыки правильной изготовки к стрельбе из различных положений и технику выполнения выстрела и, таким образом, оптимизировать процесс обучения.

Дальнейшее совершенствование сформированных в ходе занятий на тренажерах навыков необходимо проводить на полигоне во время выполнения упражнений учебных и контрольных стрельб.

Формирование навыков изготовки к стрельбе, производства выстрела в ходе выполнения упражнений стрельб не всегда возможно, так как во время выстрела возникает отдача оружия, и она не позволяет проконтролировать ошибки, допущенные стрелком в изготовке и технике выполнения выстрела.

Обнаружить и зафиксировать ошибки, допущенные стрелком, стало возможным с использованием оптико-электронных, лазерных, интерактивных и мультимедийных тренажеров. Диагностированные ошибки обучаемых стрелков исправляются специальными подготовительными упражнениями, разработанными преподавателем для конкретных типов тренажеров.

Одним из перспективных направлений в использовании вспомогательного оборудования и техники в обучении меткой

стрельбы стало массовое применение электронных стрелковых тренажеров. Электронные стрелковые тренажеры позволяют объективно оценивать устойчивость оружия. Как правило, это имитаторы оружия, либо излучающая насадка, которая устанавливается на боевой образец, плюс приемник импульса и компьютер, с помощью чего обрабатывается результат. Для работы с таким тренажером стрелок закрепляет на оружие датчик, который постоянно с высокой точностью следит за перемещением ствола относительно мишени и передает информацию в компьютер. Синхронность прицеливания и нажатие на спусковой крючок, траектория перемещения оружия на фоне мишеней, момент выстрела и пробоина фиксируются на экране компьютера.

В Новосибирском высшем военном командном училище уже на протяжении нескольких лет на начальном этапе огневой подготовки курсантов и слушателей применяются электронные стрелковые тренажеры типа «ВЕГА-СВ № 1», интерактивный стрелковый тир на базе «РУБИН».

Указанные тренажеры в процессе использования показали высокую эффективность и неприхотливость в использовании. При применении электронных стрелковых тренажеров используются активные мишени и оптические

сенсоры, закрепляемые на оружии, которое позволяет освоить технику выполнения выстрела с места (без движения) и наблюдать за траекторией прицеливания на экране монитора компьютера как до производства «выстрела», так и после «выстрела». К тому же на электронном стрелковом комплексе типа «ВЕГА-СВ № 1» можно проводить занятия с мотострелковым взводом (им равным) по огневой подготовке и огневые тренировки на трех учебных местах, без использования боеприпасов и ручных осколочных гранат.

Тренажеры позволяют обеспечить качественное обучение военнослужащих навыкам владения стрелковым оружием, выполнению начальных, подготовительных и контрольных упражнений стрельб. Кроме того, обеспечивают изучение материальной части стрелкового оружия, основ и правил стрельбы.

Особенностью тренажерного комплекса «ВЕГА-СВ № 1» является то, что он обеспечивает возможность проведения учебных занятий и огневых тренировок с взводом (и им равным) в составе отделений на трех учебных местах в соответствии с методиками обучения без использования боеприпасов.

Используемые имитаторы полностью соответствуют мас-согабаритным характеристикам реальных образцов стрелкового оружия, не имеют соединительных шлангов и проводов, в них на 80% реализована имитация отдачи оружия при стрельбе. Тренажер позволяет выполнять все упражнения Курса стрельб и организовывать занятия по управлению огнем отделения.

Инструментальные средства тренажера позволяют в широких пределах изменять условия и сценарии упражнений при изменении методик обучения, Курса стрельб или необходимости отработки нестандартных ситуаций (сценариев действий).

Данный тренажерный комплекс получил высокую оценку преподавателей кафедры вооружения и стрельбы.

Также на начальном этапе обучения и тренировки курсантов и слушателей эффективной стрельбе в НВВКУ используется интерактивный тир «РУБИН», который является наиболее современным тренажерным комплексом, оснащенный электронным оборудованием.

Интерактивный тир «РУБИН» основывается на подаче сигнала от лазерного излучателя, устанавливаемого на любом оружии, что позволяет тренировать сформированные навыки стрельбы в движении, со сменой огневых позиций. При помощи проектора на экран проецируются как неподвижные, так и движущиеся цели. Главное достоинство данного интерактивного тира - широкий спектр возможностей для моделирования различных видов боя, связанных с быстро изменяющейся обстановкой, расстояниями до цели и положениями стреляющего. Это позволяет отрабатывать в ходе занятий по огневой подготовке различные приемы и правила при стрельбе из стрелкового оружия. Следует отметить, что данный тренажер особенно хорош на начальных этапах обучения, когда речь идет о таких вещах, как правильное прицеливание, плавный спуск курка, постановка дыхания.

Ошибки, допускаемые начинающим стрелком, условно можно отнести к стойке стрелка, хвату оружия, прицеливанию и ошибкам при обработке спускового крючка.

Обработка спускового крючка имеет первостепенное значение и является определяющим показателем степени подготовленности стрелка - ведь все ошибки при стрельбе возникают, в основном, вследствие его неправильной обработки.

Умение руководителя занятия увидеть эти ошибки, разъяснить

¿им 1 -1 г 1 1 т

|]Г

их обучаемому, указать пути их устранения, добиться положительного результата, закрепить его и является его мастерством.

Начинающий стрелок, как правило, быстро усваивает стойку, хват оружия, понятие ровной мушки, но не всегда может правильно применить свои знания и первичные навыки на практике, что объясняется его слабой мышечной памятью, которая приобретается регулярными тренировками.

В процессе тренировок отрабатывается правильный хват оружия, от которого во многом зависит результат стрельбы. Однообразное удержание оружия в совокупности с однообразным прицеливанием снижает рассеивание пуль и, как следствие, улучшает общий результат.

Практика показывает, что ошибки в прицеливании - в основном результат неуверенности стрелка, боязни выстрела и воздействия внешних факторов. А вот ошибки при обработке спускового крючка -это, прежде всего, неправильный хват и неравномерное приложение усилия к спусковому крючку. Даже опытному руководителю занятий трудно заметить сразу все ошибки стрелка, так как они проявляются комплексно и выражены малыми по величине и временному интервалу движениями.

Для детального анализа процесса прицеливания и анализа ошибок рекомендуется условно разделить его на два этапа. Первый включает в себя вывод оружия в точку прицеливания, установку ровной мушки, выбор свободного хода спускового крючка и задержку дыхания. Второй этап прицеливания - это перевод внимания на целик и мушку, удержание ровной мушки в течение всего приложения усилия на спусковой крючок до выстрела.

Подробный анализ траектории движения оружия позволяет инструктору не только обнаружить ошибки, допущенные стрелком, но и дать рекомендации по их

грзхз

| | I

1 ГгГТ?Г1

Й

III

устранению, а стрелку - устранить ошибки и закрепить положительный результат многократным повторением упражнения.

Подтверждением правильности рекомендаций по устранению ошибочных действий стрелка служит изменившаяся в нужную сторону траектория движения оружия в момент прицеливания и выстрела на мониторе стрелкового тренажера. Сравнение траекторий движения оружия с разными результатами стрельбы дает возможность наглядно показать стрелку влияние тех или иных ошибок на результат выстрела. Наиболее эффективно сравнение траекторий движения оружия начинающего и опытного стрелка, когда новичок видит, к чему надо стремиться для получения положительного результата.

Результативность стрельбы на тренажерах всегда выше результатов боевых стрельб (см. график 1), что объясняется отсутствием эффекта выстрела, малыми дальностями - до 5 метров от мишени и отсутствием воздействий на психологическое состояние стрелка.

Преподаватели огневой подготовки, для которых стрельба является делом профессиональным, подтверждают, что волнение при стрельбе всегда присутствует. Од-

Стрельба на тренажере

Стрельба на тренажере

Стрельба боевая

—I—I—I—I—Г

4 5 6 7 8 9

Стрельба на тренажере

_ Стрельба боевая

ним из способов снять его являются тренировки в условиях, близких к экстремальным, когда внимание стрелка занято решением быстро меняющихся ситуационных задач и анализом результатов огневого поражения противника. Устойчивые навыки владения оружием вырабатываются многократными тренировками, которые требуют значительных затрат - ресурса оружия, ресурса оборудования стрелковых тиров, расхода боеприпасов и денежных средств. Перечисленные затраты значительно снижаются за счет использования стрелковых тренажеров. К стрельбе из боевого оружия логично переходить после того, как стрелок теоретически и практически будет подготовлен к ней в ходе стрелковых тренировок на тренажере.

Опыт проведения занятий с использованием стрелковых тренажеров показывает, что результаты стрельбы на них имеют хорошую сходимость с результатами боевой стрельбы при условии, что тренировки проводились на дальность 12-14 метров - для стрельбы из пистолета и 14-15 метров - при стрельбе из автомата.

Показатели стрелковых тренировок на дальностях 5-6 метров значительно лучше, но их сходимость с результатами боевой стрельбы намного хуже.

Графики 1, 2, 3 построены по результатам стрельбы курсантов второго года обучения из пистолета ПМ в боевом тире и на стрелковых тренажерах «ВЕГА-СВ № 1» и «РУБИН».

Исходя из полученных результатов, стрелковые тренировки рекомендуется проводить на дальностях от 10-12 метров, масштабирование мишеней для стрельбы на дистанциях 5-6 метров имеет меньший положительный эффект, чем стрельба с больших дистанций. Использование видимого луча при выполнении упражнений стрельб по стационарным мишеням не рекомендуется, так как стрелок начинает ориентиро-

ваться по месту попадания, прицельно проводя только первый выстрел. Использование стрелковых тренажеров с программным обеспечением, позволяющим решать тактические огневые задачи, снижает влияние экстремальных условий на результат стрельбы сотрудника, способствует развитию его реакции на ситуацию и выработку решения на поражение цели.

Стрелковый тренажер должен быть мобильным, обеспечивать работу не только в специально оборудованных помещениях, но и в приспособленных, а при необходимости и на открытой местности в полевых условиях. Мишенная обстановка должна строго соответствовать выполняемому упражнению, согласно Курсу стрельб, а оценочные показатели должны отражаться на экране и в электронном журнале. Стрелковый тренажер должен обеспечивать выполнение упражнений учебных стрельб из автоматического оружия в положении «лежа», при этом мишенная обстановка должна находиться на уровне глаз. До начала стрельб на экран должны выводиться условия выполнения упражнений стрельб и нормативные оценочные показатели. Промахи при стрельбе должны фиксироваться и учитываться в общей оценке.

Стрелковый тренажер должен обеспечивать выполнение упражнений в соответствии с Курсом стрельб, иметь стандартный пакет разработанных специалистами ситуационных задач и возможность создания упражнения разной степени сложности самим пользователем. Отдельные комплектации стрелковых тренажеров должны обеспечивать выполнение стрельб из оружия с оптическим и электронно-оптическим прицелом. Реализация этих примерных требований к стрелковым тренажерам позволит нам более эффективно применять их при проведении стрелковых тренировок.

Главное достоинство лазерных тренажеров «РУБИН» состоит

в том, что они обеспечивают отработку и совершенствование навыков стрельбы на настоящем боевом или идентичном по всем параметрам учебном оружии. В процессе тренировок стрелок привыкает именно к тому оружию, которое будет применять.

Интерактивный тир «РУБИН» и «ВЕГА-СВ № 1» являются наиболее современным тренировочным комплексом, оснащенным электронным оборудованием. Акцент обучающей программы сделан на освоение тактико-технических элементов боевого столкновения: мгновенный выбор приоритетных целей, правомерность применения оружия, быстрое наведение оружия, ведение огня в стрессовой ситуации. Это позволяет обучающимся стрелкам получить навыки стрельбы в реальных условиях с помощью моделирования различных ситуаций. Развитие сюжета зависит от действий занимающегося. Статические и динамические сюжеты закрепляют навыки обращения с оружием и, главным образом, тренируют способность выбора и принятия решений. В интерактивном тире стрелок сможет научиться метко стрелять, быстро и адекватно реагировать на создаваемую боевую обстановку. При помощи проекционного оборудования на сенсорную панель выводится изображение с компьютера. Программное обеспечение, установленное на компьютере, создает трехмерное виртуальное пространство стрелкового тира, а также различные интерактивные видео и ЗБ упражнения. Стрелять можно по любому изображению: по неподвижной мишени, по мишени, движущейся с любой скоростью, по экрану, воспроизводящему боевую обстановку. Акустическая система создает эффект реальной обстановки.

Во время стрельбы стрелок становится активным участником действия кинофильма, где сюжет разворачивается в реальном времени и мгновенно изменя-

ется компьютером в зависимости от меткости каждого выстрела. Фотоприемное устройство считывает пятно пробоины от пули или лазерную точку, определяются координаты, система соединяет действия стрелка со своим сценарием, после чего сценарий развивается соответственно точности и скорости действий стрелка. Противники и преступники падают при попаданиях или продолжают свои действия при промахах. Количество возможных сюжетов, упражнений и вариантов их развития не ограничено. В зависимости от поставленных задач в системе подготовки стрелков тренажер позволяет упрощать или усложнять упражнения, менять скорость перемещения мишеней, размеры изображений и количество целей. Результат каждого выстрела фиксируется компьютером и сохраняется в базе данных. Для каждого стрелка можно получить сведения об его результативности за любой промежуток времени.

Так с помощью имеющихся в наличии электронных, интерактивных стрелковых комплексов в Новосибирском высшем военном командном училище проходят поэтапное обучение, тренировка и совершенствование навыков стрельбы, что позволяет тренироваться как начинающим стрелкам, так и профессиональным спортсменам.

Анализ использования электронных, интерактивных тиров в Новосибирском высшем военном командном училище показал значительное улучшение качества обучения курсантов и слушателей стрельбе из стрелкового оружия. Использование электронных, интерактивных тиров позволяет вести контроль над действиями обучаемых, четко фиксировать допущенные ошибки и проверять эффективность различного рода упражнений для исправления допущенных ошибок во время выполнения выстрела. Это дает ряд преимуществ перед традиционными методиками, которые проводятся на боевом оружии с использованием реальных боеприпасов, где единственной доступной информацией о качестве действий стрелка является лишь положение пробоины в мишени. Электронные и интерактивные тренажеры безусловно полезны для поддержания и совершенствования навыков профессиональной стрельбы, а эффект обратной связи, когда обучаемый видит на экране все свои ошибки, которые он допустил во время прицеливания и в момент выстрела, является мощным аргументом за внедрение стрелковых тренажеров в систему огневой подготовки не только военнослужащих ВС РФ, но и в систему огневой подготовки сотрудников других силовых структур. +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.