Научная статья на тему 'ИЗ ЛАЗЕРНОГО ТИРА - НА ПОЛЕ БОЯ'

ИЗ ЛАЗЕРНОГО ТИРА - НА ПОЛЕ БОЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE MEANS APPLICATION / КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ / НАВЫКИ СТРЕЛЬБЫ / SHOOTING SKILLS / ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / FIRING TRAINING / COMPLEX TRAINING / PROGRAMMING TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Александр Витальевич, Приветень Сергей Аркадьевич

В статье предложена методика проведения комплексного занятия по огневой подготовке из стрелкового оружия с использованием интерактивных средств обучения в условиях дефицита времени, отведенного учебным планом на изучение дисциплины. Предложенная методика обеспечит безопасность обучения, повысит эффективность теоретической и практической подготовки, позволит значительно сократить расход боеприпасов на занятиях, сохраняя при этом реальное выполнение приемов и действий с боевым оружием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Александр Витальевич, Приветень Сергей Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE LASER SHOOTING GALLERY TO THE BATTLEFIELD

The article considers the methods of complex small arms firing training conduct using the interactive means application at a minimal time according to curriculum. The given method provides the training safety, increases the theoretical and practical training effectiveness, brings to reducing the use of ammunition while training. It allows to keep to the real exercises and activities with combat arms.

Текст научной работы на тему «ИЗ ЛАЗЕРНОГО ТИРА - НА ПОЛЕ БОЯ»

А .В . КУЗНЕЦОВ, С .А . ПРИВЕТЕНЬ

A .V. KUZNETSOV, S .A . PRIVETEN'

ИЗ ЛАЗЕРНОГО ТИРА—НА ПОЛЕ БОЯ

FROM THE LASER SHOOTING GALLERY TO THE BATTLEFIELD МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ METHODS OF EDUCATION INTERACTIVE MEANS APPLICATION AT FIRING TRAINING

Сведения об авторах. Кузнецов Александр Витальевич — доцент кафедры тактики и общевоенных дисциплин Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны, полковник, кандидат педагогических наук, доцент (г. Ярославль).

Приветень Сергей Аркадьевич — заместитель начальника кафедры тактики и общевоенных дисциплин Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны, полковник, доцент (г. Ярославль).

Аннотация. В статье предложена методика проведения комплексного занятия по огневой подготовке из стрелкового оружия с использованием интерактивных средств обучения в условиях дефицита времени, отведенного учебным планом на изучение дисциплины. Предложенная методика обеспечит безопасность обучения, повысит эффективность теоретической и практической подготовки, позволит значительно сократить расход боеприпасов на занятиях, сохраняя при этом реальное выполнение приемов и действий с боевым оружием.

Ключевые слова. Огневая подготовка, интерактивные средства обучения, комплексное занятие, навыки стрельбы, программированное обучение.

Information about the authors. Aleksandr Kuznetsov — candidate of pedagogical sciences, assistant professor.

Sergey Priveten'—assistant professor.

Summary. The article considers the methods of complex small arms firing training conduct using the interactive means application at a minimal time according to curriculum. The given method provides the training safety, increases the theoretical and practical training effectiveness, brings to reducing the use of ammunition while training. It allows to keep to the real exercises and activities with combat arms.

Keywords. Firing training, interactive means application, complextraining, shooting skills, programming teaching.

Дисциплина «Огневая подготовка» изучается во всех военных вузах. Она направлена на формирование и совершенствование у курсантов умений и навыков применения огнестрельного оружия.

В настоящее время на изучение дисциплины в военных вузах инженерного профиля учебными планами, разработанными на основании федеральных государ-

ственных образовательных стандартов высшего профессионального образования последнего поколения, отводится довольно ограниченный объем учебных часов . Данные обстоятельства обусловливают необходимость интенсификации процесса освоения курсантами учебного материала указанной дисциплины, что должно реализоваться в более быстром формировании у них уме-

ний и навыков применения стрелкового оружия

Эффективным направлением интенсификации учебного процесса по дисциплине является использование современных технических средств обучения, разновидностями которых являются лазерные тиры, стрелковые тренажеры и обучающие программы

В качестве интерактивных средств обучения огне-

вой подготовке из стрелкового оружия мы используем электронный тир и программно-аппаратный комплекс с позиционированием . Эффективность обучения с применением данных комплексов и программ показал проводимый нами в течение двух лет педагогический эксперимент, целью которого являлось определить эффективность применения тренажеров и выработать педагогические приемы их использования. Мы не пытались разработать какие-то новые методики, а старались, используя передовой педагогический опыт, привязать к нашим условиям существующие методы использования интерактивных средств в обучении курсантов

В ходе проведения педагогического эксперимента научно-педагогическими работниками кафедры тактики и общевоенных дисциплин была предложена методика проведения комплексного занятия по огневой подготовке из стрел-

кового оружия с использованием интерактивных средств обучения. На организацию такого вида занятия нас сподвигло введение обязательного изучения дополнительного раздела «Минометы» в условиях дефицита времени, отведенного учебным планом на изучение дисциплины Возникла необходимость переквалифицировать практические занятия с использованием лазерных тренажеров, которые были спланированы ранее, в некий симбиоз теоретического и практического занятия, т е в комплексное

Комплексные занятия, как и практические, проводятся в специализированном классе, оборудованном интерактивными средствами обучения. Согласно словарю С.И. Ожегова, метод — это наиболее рациональный способ В данном случае наиболее рациональным, на наш взгляд, является способ «круговой» тренировки

^ 1 = 1 =г нь *: 1г;

; 1 1 ГФ^Г Я

Организационно учебная группа делится на подгруппы (от 3 до 5) в зависимости от численности Определяется количество учебных мест (рис. 1) .

Содержание и цели занятия на учебных местах определяются в зависимости от темы занятия и уровня подготовки учебной группы (курса обучения) (рис. 2).

Неоспорим тот факт, что от качественной организации занятия и строгой методической последовательности проведения зависит степень эффективности усвоения материала

Наше целеполагание в формировании методических аспектов организации и проведения занятия с использованием интерактивных средств обучения опирается на результаты проведенных нами исследований.

Для того чтобы сформулировать цели и задачи комплексного занятия, хочется обосновать с научно-методической точки зрения необходимость ис-

Интерактивный |—| г-

стрелковый комплекс РАДАР

□\оч □ □ □ □

□ □ □□ □□ □□

Рабочее место №2

Интерактивный стрелковый комплекс РУБИН

Рис. 1. Примерное распределение рабочих мест в учебном классе

Рис. 3. Схема биомеханического воздействия статических и динамических сил на стреляющего

пользования интерактивных средств обучения и применения специальных методик, т к существует достаточно много скептиков, утверждающих, что никакой тренажер не заменит боевую стрельбу, но мы и не пытались это оспорить .

Навыки стрельбы — это такой же двигательный навык, и формирование его требует поэтапной работы по развитию мышечной структуры В сравнении с лакомоторными (динамическими) двигательными навыками (при выполнении каких-либо циклических упражнений) навыки выполнения стрельбы имеют существенные отличия:

— наличие статической позы;

— статическая работа мышц (т.е . работа мышц в изометрическом режиме)

Если рассмотреть нагрузки, действующие на стреляющего с точки зрения биомеханики (рис. 3), то при правильном распределении статических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему формируется навык правильной стойки (положения корпуса) стрелка, правильного распределения напряжения (тонуса) в работе мышц-сгибателей и разгибателей

Но кроме статики (неподвижная поза) существует и динамика (движение пальца со спусковым крючком) . Правильное сочетание статических (центр тяжести) и динамических нагрузок (скорость и направление нажатия на

Рис. 4. Изучение теоретических вопросов с помощью обучающих

программ

Рис. 5. Определение средней точки попадания

спусковой крючок) позволяет удерживать устойчивое положения тела . При чрезмерном напряжении или перенапряжении (повышенном тонусе) возникают динамические силы, имеющие отрицательный эффект, которые могут привести к возникновению микроколебаний тела (тремору) и отсутствию мышечной устойчивости С точки зрения физиологии, формирование навыка мышечной устойчивости можно разделить на три стадии:

— ознакомление (стадия познания);

— стадия формирования умения (навык в фазах, затем целиком);

— стадия доведения (навык доводится до автоматизма и соединяется в единое целое)

Таким образом, подводя итог вышесказанного, цель занятия с применением интерактивного тренажера — научить стрелять, а задача — выработать двигательные рефлексы,

Л : 1 1 N

1 ж я 'г!

передаваемые с периферии сигналы которых в ЦНС формируют «мышечную память», т.е . формируется некая «мышечная модель», без которой приобрести навык стрельбы невозможно .

Преподавателям, обучающим стрельбе, известно по опыту, что без грамотной теоретической составляющей трудно сформировать навыки стрельбы В компьютерно-тренажерной технологии методы обучения реализуются как взаимосвязанные целенаправленные способы познавательной деятельности обучаемых, развивающие профессиональное мышление, овладение специальными знаниями При изучении теоретических вопросов мы используем метод «программированного обучения» (рис. 4) .

Материальной основой программированного обучения являются обучающие программы. Участие в конференциях, посвященных этой проблеме, позволило нам приобрести и использовать передовой опыт в интерактивных формах обучения с использованием интерактивных средств обучения. При изучении теоретических основ стрельбы мы используем обучающие программы:

— «Устройство и принцип действия оружия»;

— «Определение средней точки попадания»(приведение оружия к нормальному бою) (рис. 5);

— «Определение района прицеливания» (рис. 6);

— «Определение отметки выстрела» (рис. 7);

— «Изучение правил стрельбы» (выбор цели, определение расстояния до цели, выбор прицела, погодные условия, выбор вида огня, определение результата стрельбы, корректировка огня) (рис. 8).

Применение этих программ позволяет использовать основные принципы метода «программированного обучения» в огневой подготовке из стрелкового оружия:

— наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма этой цели;

— расчлененность на шаги с соответствующей дозой информации, обеспечивающей выполнение каждого шага;

— завершение каждого шага самопроверкой, позволяющей судить о том, насколько он успешен;

— использование ручного, полуавтоматического и автоматического прохождения;

— индивидуализация обучения

Для формирования умений, а затем и навыков в стрельбе у обучаемых мы используем интерактивную форму практического метода, основанного на модульном принципе Использование такого педагогического приема позволяет нам дифференцированно распределить практические упражнения на три модуля — в соответствии с объемом и сложностью

Рис. 6. Определение района прицеливания

Рис. 7. Определен!

Технология организации практической тренировки с использованием модулей предполагает распределение курсантов на подгруппы в зависимости от уровня их подготовленности .

Первый модуль — «начальная подготовка» — включает подготовительные упражнения статического характера с использованием мишеней М .А . Иткиса . Задача этого модуля — сформировать представление об изготовке к стрельбе, о способах удержания оружия, прице-

отметки выстрела

ливании, нажатии на спусковой крючок, производстве выстрела в целом, т е сформировать навык стрельбы по неподвижной цели в неограниченное время

1 упражнение: обучающийся принимает изготовку к стрельбе . Наводит отметку в центр мишени. Затем, удерживая ровную мушку мышцами плеча, ведет отметку по нарисованной фигуре, не выходя за габариты мишени

2 упражнение: обучающийся принимает изготовку

Рис. 8. Изучение правил стрельбы

к стрельбе . Наводит отметку в центр мишени. Затем, удерживая ровную мушку мышцами плеча, ведет отметку по нарисованной фигуре, не выходя за габариты мишени, и сопровождает движение руки плавным нажатием пальца на спусковой крючок, имитируя выстрел .

3 упражнение: обучающийся принимает изготовку к стрельбе . Наводит отметку в центр мишени. Взводит курок . Затем, удерживая ровную мушку мышцами плеча, ведет отметку по нарисованной фигуре, не выходя за габариты мишени, проходя центр мишени, плавным нажатием пальца на спусковой крючок выполняет холостой выстрел

о УПРАЖНЕНИЕ

* 1 № 1

! ¡—I УПРАЖНЕНИЕ

™ < № 2

—, I— V УПРАЖНЕНИЕ № 3

Рис. 9. Упражнения с использованием мишеней М.А. Иткиса

Эти упражнения формируют ощущение, что система рука — пистолет — единое целое (рис. 9).

Второй модуль — «базовая подготовка» — включает стрельбу из различных

положений, по различным мишеням, определение средней точки попадания, приведение оружия к нормальному бою (рис. 10).

Задача этого модуля — сформировать умения и на-

Рис. 10. Интерактивная стрельба из различных положений

Рис. 11. Стрельба с использованием интерактивного тира

выки подготовки оружия к стрельбе по различным мишеням и из различных положений (рис. 11), со сменой магазина, переносом огня.

Третий модуль — «тактическая подготовка» — включает управление огнем (связь с дисциплиной «Тактика»), создание элементов тактической обстановки при выполнении различных упражнений огневой подготовки.

Спектр задач этого модуля — формирование умений и навыков стрельбы в различных условиях, приближенных к будущей служебной деятельности, умений принимать решения, навыков выбора выгодных положений для стрельбы и использования искусственных и естественных укрытий .

Использование на занятиях по огневой подготовке из стрелкового оружия ин-

терактивного стрелкового комплекса, конечно, не заменит боевую стрельбу, но предлагаемая методика использования интерактивных средств обеспечивает безопасность обучения и позволяет существенно повысить эффективность теоретической и практической подготовки, разнообразить практические задания, проводить занятия со стрельбой в помещении, т. е . в специализированном классе, и экономить большое количество боеприпасов, сохраняя при этом реальное выполнение практических движений с реальным боевым оружием

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецов А.В., Малахов Д.Н. Применение новых технологий обучения в огневой подготовке // Сборник материалов II Научно-методической конференции «Актуальные вопросы подготовки и воспитания офицерских кадров» .— Я. : Издание ЯВВУ, 2013 . — С . 144.

2. Кузнецов А.В., Приве-тень С.А. и др. Влияние новых интерактивных технологий на совершенствование методик обучения огневой подготовке из стрелкового оружия // Сборник материалов III Научно-методической конференции «Актуальные вопросы подготовки и воспитания офицерских кадров». — Я.: Издание ЯВВУ, 2014. — С. 220.

3. Кузнецов А.В., Приветень С.А. и др. Подготовка стрелка: учебное пособие . — Я. : Издание училища, 2014. — 158 с .

4. Лазерполитех-2014: сборник материаловV Всероссийского форума «Технологии и средства обеспечения огневой подготовки». — Н. : «Советская Сибирь», 2014. — 156 с .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.