Научная статья на тему 'ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК УСПЕШНОЕ СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК УСПЕШНОЕ СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тайм-менеджмент / педагогическая технология тайм-менеджмента / самоменеджмент / время / педагогическая деятельность / студент / будущий учитель / time management / pedagogical technology of time management / self-management / time / pedagogical activity / student / future teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Хачатрян

В содержании статьи дана характеристика сущности научной дефиниции «тайм-менеджмент». Кратко освещаются вопросы, связанные с данной научной проблемой в трудах отечественных исследователей. Анализируется понятие «педагогическая технология тайм-менеджмента», его компоненты, этапы реализации. Описываются личностные качества, которые необходимы студентам для эффективного использования своих ресурсов во времени, правильного распределения учебной и досуговой деятельности, рабочего времени и отдыха. Важным этапом осмысления тайм-менеджмента является рассмотрение времени как важного невосполнимого ресурса и грамотное его использование. Данная педагогическая технология включает в себя целеполагание, систему ценностных ориентаций, планирование, реализацию и обязательный анализ организуемой деятельности. Обобщаются этапы эффективно работающей технологии тайм-менеджмента, раскрываются особенности ее реализации для каждого студента и дальнейшее воспроизведение в самостоятельной сначала учебной, а затем профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME MANAGEMENT AS A SUCCESSFUL MEANS OF PREPARING STUDENTS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE MODERN WORLD

The article summarizes the concept of time management, briefly highlights the issues related to this topic in the works of domestic researchers, analyzes the concept of pedagogical technology of time management, its components, levels of work, stages of implementation, describes the personal qualities that students need for the effective realization of their resources in time, the correct distribution of educational and leisure activities, working time and rest. An important stage in the understanding of time management is the understanding of time as an important irreplaceable resource and its competent use. This pedagogical technology is based on goal-setting, a system of value orientations, planning, implementation and mandatory analysis of activities. The stages of an effectively working time management technology are summarized, the results of the need for the development of this technology, the individuality of its implementation for each student and further reproduction in independent, first educational, and then professional activities are summarized.

Текст научной работы на тему «ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК УСПЕШНОЕ СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

4. Педагогическая психология (Международные Богословские курсы). Понятие персонифицированного обучения. Available at: http://www.diplomconsult.ru

5. Сидоренко М.А. Формирование ключевых компетентностей на уроках иностранного языка в условиях персонифицированного подхода. Available at: http://www. nsportal.ru.

6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. Москва: Политиздат, 1982.

7. Афанасьев В.В., Куницына С.М., Лебедев В.В., Расташанская Т.В. Табаровская К.А. Отечественный и зарубежный опыт персонификации в системе дополнительного образования. Международный научно-исследовательский журнал. 2016; № 9 (51): 47-52.

8. Науменко Н.П., Чижикова С.Н. Требования к отбору аудиоматериала и этапы работы с ним. Теоретический и практический потенциал современной науки: сборник научных статей. Москва: Издательство «Перо», 2019; Ч. V: 171-175.

9. Хамула Л.А., Левандровская Н.В. Английский язык. Вооруженные силы: учебник. Краснодар: КВВАУЛ, 2023; Ч. 1.

References

1. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/70565

2. Shtern V. Differencial'naya psihologiya i ee metodicheskie osnovy. Available at: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1842.html

3. Levandrovskaya N.V., Hamula L.A. Personificirovannye strategii v obuchenii professional'no orientirovannomu inostrannomu yazyku v voennom vuze. Nauchnoe mnenie. 2019; № 7-8: 66-73.

4. Pedagogicheskaya psihologiya (Mezhdunarodnye Bogoslovskie kursy). Ponyatiepersonificirovannogo obucheniya. Available at: http://www.diplomconsult.ru

5. Sidorenko M.A. Formirovanie klyuchevyh kompetentnostej na urokah inostrannogo yazyka v usloviyah personificirovannogo podhoda. Available at: http://www.nsportal.ru.

6. Petrovskij A.V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. Moskva: Politizdat, 1982.

7. Afanas'ev V.V., Kunicyna S.M., Lebedev V.V., Rastashanskaya T.V. Tabarovskaya K.A. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt personifikacii v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016; № 9 (51): 47-52.

8. Naumenko N.P., Chizhikova S.N. Trebovaniya k otboru audiomateriala i 'etapy raboty s nim. Teoreticheskijiprakticheskijpotencialsovremennojnauki: sbornik nauchnyh statej. Moskva: Izdatel'stvo "Pero", 2019; Ch. V: 171-175.

9. Hamula L.A., Levandrovskaya N.V. Anglijskij yazyk. Vooruzhennye sily: uchebnik. Krasnodar: KVVAUL, 2023; Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 01.09.23

УДК 377.8

Hatchatryan M.A., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: merzlikina.ma@mail.ru

TIME MANAGEMENT AS A SUCCESSFUL MEANS OF PREPARING STUDENTS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE MODERN WORLD. The article summarizes the concept of time management, briefly highlights the issues related to this topic in the works of domestic researchers, analyzes the concept of pedagogical technology of time management, its components, levels of work, stages of implementation, describes the personal qualities that students need for the effective realization of their resources in time, the correct distribution of educational and leisure activities, working time and rest. An important stage in the understanding of time management is the understanding of time as an important irreplaceable resource and its competent use. This pedagogical technology is based on goal-setting, a system of value orientations, planning, implementation and mandatory analysis of activities. The stages of an effectively working time management technology are summarized, the results of the need for the development of this technology, the individuality of its implementation for each student and further reproduction in independent, first educational, and then professional activities are summarized.

Key words: time management, pedagogical technology of time management, self-management, time, pedagogical activity, student, future teacher

М.А. Хачатрян, аспирант, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: merzlikina.ma@mail.ru

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК УСПЕШНОЕ СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В содержании статьи дана характеристика сущности научной дефиниции «тайм-менеджмент». Кратко освещаются вопросы, связанные с данной научной проблемой в трудах отечественных исследователей. Анализируется понятие «педагогическая технология тайм-менеджмента», его компоненты, этапы реализации. Описываются личностные качества, которые необходимы студентам для эффективного использования своих ресурсов во времени, правильного распределения учебной и досуговой деятельности, рабочего времени и отдыха. Важным этапом осмысления тайм-менеджмента является рассмотрение времени как важного невосполнимого ресурса и грамотное его использование. Данная педагогическая технология включает в себя целеполагание, систему ценностных ориентаций, планирование, реализацию и обязательный анализ организуемой деятельности. Обобщаются этапы эффективно работающей технологии тайм-менеджмента, раскрываются особенности ее реализации для каждого студента и дальнейшее воспроизведение в самостоятельной сначала учебной, а затем профессиональной деятельности.

Ключевые слова: тайм-менеджмент, педагогическая технология тайм-менеджмента, самоменеджмент, время, педагогическая деятельность, студент, будущий учитель

В условиях динамично меняющегося социума самоорганизация как процесс приобретает ведущую роль. Постоянное освоение новых знаний, технологий, процессов требует от человека умения распределять задачи, разделять их, выполнять алгоритм действий, что делает совершенно необходимым развитие у субъектов общества способов построения свой жизненной траектории с учетом временного фактора.

Важно формировать эти навыки в процессе обучения, как школьного, так и вузовского образования. В высшем учебном заведении одними из важнейших компетенций, которыми овладевают студенты, являются умения в области самоорганизации, самообразования, которые напрямую связаны с грамотным распределением временных затрат, что позволит им в дальнейшем совершенствовать свой уровень знаний за пределами учебных аудиторий в процессе непосредственной профессиональной деятельности. Необходимость повсеместного использования навыков работы с учетом временных ограничений позволяет сделать вывод об актуальности данного исследования.

Вопросы самоорганизации учебной деятельности, в том числе и по временному критерию, отражены в работах известных отечественных психологов -В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, П.Л. Гальперина, С.И. Архангельского, В.В. Давыдова, Н.Ю. Талызиной, Д.Н. Ушакова, ГН. Серикова и других. В аспекте пе-

дагогической деятельности проблемы самоорганизации освещены в работах Т.Н. Болдышевой, Н.М. Варшавского, В.Н. Донцова, Н.А. Заенутдиновой, Н.В. Кузьминой, Н.И. Мурачковского, А.П Сорокового и других.

Понимание времени как феномена рассматривалось в работах И.Р При-гожина, К. Левина, педагогические аспекты приобщения личности к временной ценности - А.В. Кирьянова, Н.Д. Никандрова, Т.Н. Козловской. Особенности организации и планирования своей жизнедеятельности в соответствии с временными ресурсами рассматривались Т.А. Доброхотовой, Н.А. Мусиной, Ю.М. Забродина. Исследования технологии тайм-менеджмента отражены в работах П.А. Архангельского, Д.А. Гранина и других.

В ряде работ современных исследователей Е.Н. Арганович, И.Н. Карабей-никова, Н.Е. Рябиковой и М.А. Реуновой рассматриваются вопросы технологии тайм-менеджмента, его структуры и способов реализации в образовательной деятельности студентов.

Но данная технология имеет недостаточную практическую реализацию, так как недостаточно методических разработок в данной области. Что позволяет сделать вывод о необходимости дальнейших исследований, в том числе и практико-ориентированных, экспериментальных в данном вопросе. Из этого вытекает цель исследования: обобщить понятие технологии тайм-менеджмен-

та, выделить основные компоненты и составляющие его структуры для дальнейшего анализа.

В свою очередь, нами были сформулированы следующие исследовательские задачи:

1. Проанализировать работы педагогов и психологов по теме исследования.

2. Обобщить понятие «технология тайм-менеджмента».

3. Рассмотреть функции и возможности обозначенной технологии.

4. Выделить основные составляющие данной технологии.

5. Сформулировать выводы, позволяющие обобщить роль технологии для студентов педагогического института.

Научная новизна состоит в том, что нами был осуществлен анализ понятия педагогической технологии тайм-менеджмента, описаны его компоненты, этапы реализации; личностные качества, которые необходимы студентам для эффективного использования ресурсов во времени.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика профессионального образования обогащается современным знанием о сущностных характеристиках, структуре и содержании основных компонентов готовности учителя к профессиональной самоорганизации.

Педагоги И.Н. Карабейников и Н.Е. Рябикова под понятием тайм-менеджмента понимают науку, изучающую возможные техники и приемы рационального распределения времени, управления им, скорейшего достижения поставленных целей [1].

В своей диссертации М.А. Реунова под тайм-менеджментом студента понимает систематическое, последовательное и целенаправленное использование комплекса техник организации учебной и личной деятельности, необходимого для повышения самоорганизации [2].

Технологии, связанные с тайм-менеджментом, являются важной составляющей деятельности педагогов, в том числе и будущих. Составляющими данной технологии являются планирование и распределение времени, постановка целей и решение задач, последующий анализ результатов.

Обобщая взгляды исследователей, под понятием «тайм-менеджмент» студента мы будем понимать его возможности в грамотном распределении времени для эффективного достижения различных целей и выполнения конкретных задач в процессе учебной и внеучебной детальности.

Под технологией тайм-менеджмента ГА. Архангельский предлагает понимать методы грамотного распределения затрат времени во всех сферах жизни человека, в том числе и в различных профессиональных сферах. Важность при этом распределении приобретает система приоритетов для разумной реализации целей [3].

Под технологией тайм-менеджмента студента педагогического вуза мы понимаем методы и приемы, помогающие бакалаврам грамотно планировать освоение педагогических компетенций, выделять наиболее значимые учебные и личностные цели, обобщать и группировать задачи с учетом времени на их выполнение, а также использовать полученные навыки в дальнейшей профессиональной деятельности.

Под объектом тайм-менеджмента нами будет пониматься человек как носитель определенных личностных и профессиональных качеств. Предметом - его умения и навыки, при помощи которых будет обеспечиваться рациональное выполнение задач и стратегия поведения.

Основными целями овладения технологиями тайм-менеджмента для студентов, по мнению ГМ. Коджаспировой, являются постановка верных и важных целей, планирование своего времени, понимание задач самоорганизации и учет современных методик по данному вопросу [4].

Основными компонентами тайм-менеджмента студента, в том числе и в области педагогической деятельности, выступают вопросы целеполагания, обоснования и выбор целей как в области педагогического знания, так и в жизненных аспектах; навыки грамотного распределения времени; принятия решений, самопознания и мотивации, проблемы саморегуляции, самоорганизации, самообразования и самоконтроля, навыки работы с информацией [4].

По мнению М.А. Реуновой, успешное овладение основами технологии тайм-менеджмента будет способствовать упорядочиванию времени жизни студента, повышению качества обучения, улучшению достижения личных и профессиональных целей.

Основным фактором, на котором данная технология будет основываться, является понимание студентами времени как ценности, его конструирующих действий [2].

Тайм-менеджмент как технология, по мнению М.А. Реуновой, состоит из таких компонентов, как когнитивный, аксиологический, деятельностный. Первый включает в себя знания студента о тайм-менеджменте, особенностях его использования во время различных видов учебной работы в вузе [2].

Аксиологический компонент предполагает ценностное отношение к пониманию процесса самоорганизации в целом и в учебной деятельности в частности, интерес к навыкам распределению времени, пониманию временных ориентаций.

Деятельностный компонент объединяет в себе практические умения в области самоорганизации различных видов деятельности, в том числе и учебной, личной, профессиональной, а также эффективное использование временных

ресурсов в выполнении этих видом деятельности, понимание временных ориентаций [2].

Также М.А. Реунова приходит к выводу, что технология тайм-менеджмента обладает определенной структурой. Начинается с процесса целеполагания, затем через расстановку приоритетов и планирования переходит в этап реализации и организации, а завершается самоконтролем и анализом деятельности. В случае нарушения данного алгоритма невозможно достичь гарантированного результата. Автор рекомендует начинать обучение данной технологии с первого курса, чтобы студенты могли научиться продуктивно распределять свое время, постигая все учебные цели, осваивая содержание материала [2].

При постоянном использовании данной технологии студент способен будет составить объективную картину времени, получить новую информацию о собственных ресурсах, личных резервах, понимать возможные улучшения, вырабатывать «чувство времени» и др. [2].

Т.Н. Козловская выделяет такие этапы технологии тайм-менеджмента, как целеполагание, которое включает краткосрочное и долгосрочное планирование деятельности, возможность распределения внутренних мотивационных резервов; самостоятельное принятие решений; эффективную организацию своего учебного и внеучебного времени [5].

Уровень развития самоорганизации и применения технологии тайм-менеджмента у студентов, в том числе и педагогического вуза, по мнению М.А. Реуновой, определяется следующими критериями: системность знаний о сущности данной технологии; аксиологичность, включающая мотивацию и потребность в овладении содержанием технологии, повышение желаемого уровня планирования, результативность, которая определяется успешной постановкой и достижением целей, навыки анализа своей деятельности; самостоятельности в принятии решений, инициативность [2].

По мнению исследователя Е.Н. Агранович, технология тайм-менеджмента направлена не только на самоорганизацию, но и на самоуправление жизненным процессом будущего учителя, что делает ее необходимой для самостоятельной учебной деятельности студентов. В содержательном контексте данная технология выступает и как способ деятельности, и как принцип и регулятор процесса деятельности, и как сам процесс обучения, приобретения педагогических компетенций [6].

Опираясь на работу Е.Н. Агранович, обобщим основные принципы тайм-менеджмента студентов педагогического вуза:

- понимание ценности времени и в процессе подготовки к аудиторным занятиям, и в ходе практики;

- преобладание самостоятельной работы в подготовке и освоении материала;

- анализ и рефлексия собственной учебной и педагогической деятельности;

- индивидуальность решения поставленных задач;

- понимание и освоение новых педагогических технологий в своей работе.

В структуре вуза, в том числе и педагогического, Е.Н. Агранович выделяет два типа использования технологии тайм-менеджмента: менеджмент со стороны учебного заведения и самоменеджмент студентов. Первый связан с образовательной стороной процесса, программами и их содержанием, учебными планами, расписанием занятий, лекционными курсами, семинарами, практическими занятиями и педагогической практикой. Самоменеджмент опирается на личностные особенности студента, его возможность управления своим временем и его распределение для выполнения задач, самостоятельную работу с преподавателем и собственно самостоятельную работу, аудиторные занятия, время для отдыха и свободное время. Успешное распределение студентами педагогического вуза сил и возможностей в течение периода обучения будет способствовать правильному распределению времени, усвоению основных принципов и современных методов для дальнейшего использования в профессиональной деятельности [6].

Для эффективного самоменеджмета и тайм-менеджмента студенту педагогического вуза необходим набор личностных качеств, таких как понимание важности учебно-познавательной деятельности и стремление получать новые знания, делиться ими, готовность к решению личностных и профессиональных проблем, владение основами педагогического планирования, принятия решений, проявление навыков целеполагания; возможность анализировать приемы и методы, применяемые в самостоятельней профессиональной деятельности, проявлять навыки рефлексии педагогических ситуаций, собственного опыта. Все перечисленные качества позволяют будущим педагогам целостно организовать свое рабочее и личное время, мотивируют к самостоятельной профессиональной деятельности.

По мнению Е.Н. Агранович, для эффективного решения проблем самоменеджмента и тайм-менеджмента студентам педагогического вуза необходимо определить личные и учебные цели, особенно уделить внимание выбору жизненных ценностей как широкомасштабных целей, которые должны быть достигнуты в первую очередь. Этот выбор отразится и на профессиональной деятельности учителей, ведь свою точку зрения они передадут учащимся. Для достижения поставленных целей надо правильно продумать время для достижения, а для этого надо планировать, распределять их по месяцам, дням, возможно, даже по часам. Постановка целей (т. е. сам процесс целеполагания) включает в себя

анализ прошлого опыта, настоящей ситуации и постановку целей на будущее. Педагогическое планирование предполагает детальную разработку деятельности обучающихся, поэтому овладение подобными навыками составляет основу будущей успешной профессиональной деятельности. Со стороны педагогов вуза необходимо помочь студентам построить индивидуальные учебные планы и общие направления работы, сформировать и поддержать учебную мотивацию, упорядочить их учебную и педагогическую деятельность.

Е.Н. Агранович также обращает внимание, что студенту при постановке целей и планировании своей педагогической деятельности с учетом технологий тайм-менеджмента необходимо учитывать свой тип темперамента и особенности психической деятельности, стиль учебной работы, который включает целеустремленность, мотивацию, темп и продолжительность работы, требовательность к результатам. Знание перечисленных качеств у студентов позволяет преподавателям наладить более эффективное взаимодействие с ними, а также студентам друг с другом и в дальнейшей профессиональной деятельности. При организации самостоятельной работы будущим педагогам следует учитывать свой ритм деятельности, кто-то более активен утром и в дневное время, другие - в вечернее и ночное, также имеется смешанный тип. Внимание необходимо уделять и биоритмическому состоянию организма, выделять время не только для работы, подготовки к занятиям, разработки конспектов, создания наглядного материала, но и для отдыха, так как усталость снижает степень активности и может накаливаться [6].

РК. Гаджимурадова и К.С. Шалагинова предлагают рассматривать технологию тайм-менеджмента у студентов педагогического вуза в виде системы трех этапов. Первый этап является когнитивным, включает в себя знакомство студентов с пониманием различных аспектов самоорганизации, усвоением опыта отечественных и зарубежных авторов, анализ имеющихся подходов и методик. Подчеркивается необходимость подбора практико-ориентированного материала [7].

Второй этап Р. К. Гаджимурадова и К.С. Шалагинова определяют как диагностический, подразумевающий выявление возможностей студентов в самоорганизации, навыкам анализа прошлого и будущего учебного и профессионального опыта, особенностей целеполагания, способностей осознанного планирования педагогической деятельности, степень самооценки деятельности и поведения (в роли студента, учителя, профессионала), коррекции способов и анализа обстоя-

Библиографический список

тельств и плана дальнейшей профессиональной деятельности. На данном этапе необходимо использование диагностических методик, позволяющих студентам сформировать представление о собственных возможностях в планировании времени в различных ситуациях [7].

Третий этап - формирующий, основной задачей которого является апробация будущими учителями уже накопленных знаний и навыков в области тайм-менеджмента и оценка его эффективности. В процессе развития навыков самоорганизации и планирования времени, по мнению Р.К. Гаджимурадовой и К.С. Шалагиновой, у студентов формируются основы прогнозирования собственной педагогической деятельности, предполагаемых результатов, планирования средств достижения целей, оценки своих профессиональных умений и навыков, возможности самокоррекции, способы самоуправления [7].

Таким образом, педагогическая технология тайм-менеджмента основывается на взаимодействии педагога и студента, предполагает два уровня работы: первый на уровне вуза и второй - самостоятельной учебной и педагогической деятельности. В структуре тайм-менеджмента будущего учителя можно обобщить и выделить такие компоненты, как целеполагание, расстановку приоритетов, организацию и реализацию профессиональной деятельности и ее последующий анализ.

Успешная реализация будущих учителей в профессиональной сфере зависит от развития познавательных возможностей, к которым относят внимание и мышление, память и воображение, от развитых способностей, склонностей, волевых усилий, мотивации, профессиональной направленности. Однако указанные характеристики личности учителя приобретают свое оптимальное проявление при рациональной самоорганизации различных видов деятельности: воспитательной, познавательной профессиональной, саморазвития.

Поэтому развивать навыки тайм-менеджмента необходимо начиная с первого курса, продолжать их совершенствовать в процессе всего периода обучения и дальнейшей педагогической деятельности. Верная организация будущим учителем своей деятельности с учетом временного ресурса позволяет ему развивать личностные качества, строить свою работу с учетом особенностей темперамента, биоритмических особенностей, мотивации и целеполагания. От возможностей будущего учителя распределять свое время, время на уроке будет зависеть развитие навыков самоорганизации школьников, успешность и результативность педагогической деятельности.

1. Корабейников И.Н. Тайм-менеджмент: учебное пособие. Оренбург: ОГУ 2020.

2. Реунова М.А. Педагогическая технология «тайм-менеджмент» как средство самоорганизации учебной деятельности студента университета. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2013.

3. Архангельский Г.А. Технология тайм-менеджмента «Тайм-драйв: Как успевать жить и работать». Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2011.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для СПО. Москва: Юрайт, 2016.

5. Козловская Т.Н. Роль самоорганизации человека в достижении собственного здоровья. Проблемы здоровья личности в теоретической и прикладной психологии: материалы Международной научно-практической конференции. Владивосток, 2011: 325-329.

6. Агранович Е.Н. Технология тайм-менеджмент как средство самоорганизации учебной деятельности студентов. Диссертация ... доктора философии. Алматы, 2020.

7. Гаджимурадова РК., Шалагинова К.С. Теоретико-методолическое обоснование построения модели самоорганизации студентов с использованием технологии тайм-менеджмент. Международный научно-исследовательский журнал. Тула, 2020; № 7, Ч. 3: 55-58.

References

1. Korabejnikov I.N. Tajm-menedzhment: uchebnoe posobie. Orenburg: OGU, 2020.

2. Reunova M.A. Pedagogicheskaya tehnologiya «tajm-menedzhment» kak sredstvo samoorganizacii uchebnoj deyatel'nosti studenta universiteta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2013.

3. Arhangel'skij G.A. Tehnologiya tajm-menedzhmenta «Tajm-drajv: Kak uspevat'zhit' irabotat'». Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2011.

4. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika: uchebnik dlya SPO. Moskva: Yurajt, 2016.

5. Kozlovskaya T.N. Rol' samoorganizacii cheloveka v dostizhenii sobstvennogo zdorov'ya. Problemy zdorov'ya lichnosti v teoreticheskoj i prikladnoj psihologii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vladivostok, 2011: 325-329.

6. Agranovich E.N. Tehnologiya tajm-menedzhment kak sredstvo samoorganizacii uchebnoj deyatel'nosti studentov. Dissertaciya ... doktora filosofii. Almaty, 2020.

7. Gadzhimuradova R.K., Shalaginova K.S. Teoretiko-metodolicheskoe obosnovanie postroeniya modeli samoorganizacii studentov s ispol'zovaniemtehnologii tajm-menedzhment. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal. Tula, 2020; № 7, Ch. 3: 55-58.

Статья поступила в редакцию 25.08.23

УДК 881.161.1

Zhang Yan, Cand. of Sciences (Philology), Dean of the Russian Language Faculty, Xi'an Shiyou University (China), E-mail: 464559263@qq.com

THE MODEL OF IMPLEMENTING TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE FOR DIFFERENT SPECIALTIES AT CHINESE UNIVERSITIES. The article is dedicated to a problem of creating a model of teaching in the areas of teaching Russian in Chinese universities. The article examines the current situation with the training of Russian-speaking specialists in China and analyzes the reasons for the reform of higher education in the specialty of Russian language. The main objective of the research is to find out specific approaches to optimizing the curricula of educational programs and updating the content of education; to create a model for directions and stages in the learning process that allows preparing high-quality specialists in the Russian language with professional skills in certain areas. As part of the reform of higher education, the solution to the question of how to train specialists in foreign languages is always relevant. The proposed model, focused on the basic social needs, will be really useful in the development of professional competencies of Russian-speaking specialists.

Key words: model of teaching different specialties, specialty of Russian language, optimization of curricula, updating the content of education, professional skills

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чжан Янь, канд. филол. наук, декан факультета русского языка института иностранных языков Сианьского нефтяного университета, г. Сиань,

E-mail: 464559263@qq.com

У4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.