Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ В ВУЗАХ КИТАЯ'

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ В ВУЗАХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель обучения по направлениям / специальность «Русский язык» / оптимизация учебных планов / обновление содержания образования / профессиональные навыки / model of teaching different specialties / specialty of Russian language / optimization of curricula / updating the content of education / professional skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Янь

Настоящая статья посвящена проблеме создания модели обучения по направлениям преподавания русского языка в вузах Китая. В статье рассматривается текущая ситуация с подготовкой русскоязычных специалистов в Китае и анализируются причины реформы высшего образования по специальности «Русский язык». Основная задача исследования – выяснять конкретные подходы к оптимизации учебных планов образовательных программ и обновлению содержания образования; создать модель по направлениям и этапам в процессе обучения, которая позволяет подготовить высококачественных специалистов по русскому языку с профессиональными навыками в определённых областях. В рамках реформирования высшего образования решение вопроса о том, как подготовить специалистов по иностранным языкам, всегда актуально. Предложенная модель, ориентированная на реализацию основных социальных потребностей, будет действительно полезна при развитии профессиональных компетенций русскоязычных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF IMPLEMENTING TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE FOR DIFFERENT SPECIALTIES AT CHINESE UNIVERSITIES

The article is dedicated to a problem of creating a model of teaching in the areas of teaching Russian in Chinese universities. The article examines the current situation with the training of Russian-speaking specialists in China and analyzes the reasons for the reform of higher education in the specialty of Russian language. The main objective of the research is to find out specific approaches to optimizing the curricula of educational programs and updating the content of education; to create a model for directions and stages in the learning process that allows preparing high-quality specialists in the Russian language with professional skills in certain areas. As part of the reform of higher education, the solution to the question of how to train specialists in foreign languages is always relevant. The proposed model, focused on the basic social needs, will be really useful in the development of professional competencies of Russian-speaking specialists.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ В ВУЗАХ КИТАЯ»

анализ прошлого опыта, настоящей ситуации и постановку целей на будущее. Педагогическое планирование предполагает детальную разработку деятельности обучающихся, поэтому овладение подобными навыками составляет основу будущей успешной профессиональной деятельности. Со стороны педагогов вуза необходимо помочь студентам построить индивидуальные учебные планы и общие направления работы, сформировать и поддержать учебную мотивацию, упорядочить их учебную и педагогическую деятельность.

Е.Н. Агранович также обращает внимание, что студенту при постановке целей и планировании своей педагогической деятельности с учетом технологий тайм-менеджмента необходимо учитывать свой тип темперамента и особенности психической деятельности, стиль учебной работы, который включает целеустремленность, мотивацию, темп и продолжительность работы, требовательность к результатам. Знание перечисленных качеств у студентов позволяет преподавателям наладить более эффективное взаимодействие с ними, а также студентам друг с другом и в дальнейшей профессиональной деятельности. При организации самостоятельной работы будущим педагогам следует учитывать свой ритм деятельности, кто-то более активен утром и в дневное время, другие - в вечернее и ночное, также имеется смешанный тип. Внимание необходимо уделять и биоритмическому состоянию организма, выделять время не только для работы, подготовки к занятиям, разработки конспектов, создания наглядного материала, но и для отдыха, так как усталость снижает степень активности и может накаливаться [6].

РК. Гаджимурадова и К.С. Шалагинова предлагают рассматривать технологию тайм-менеджмента у студентов педагогического вуза в виде системы трех этапов. Первый этап является когнитивным, включает в себя знакомство студентов с пониманием различных аспектов самоорганизации, усвоением опыта отечественных и зарубежных авторов, анализ имеющихся подходов и методик. Подчеркивается необходимость подбора практико-ориентированного материала [7].

Второй этап Р. К. Гаджимурадова и К.С. Шалагинова определяют как диагностический, подразумевающий выявление возможностей студентов в самоорганизации, навыкам анализа прошлого и будущего учебного и профессионального опыта, особенностей целеполагания, способностей осознанного планирования педагогической деятельности, степень самооценки деятельности и поведения (в роли студента, учителя, профессионала), коррекции способов и анализа обстоя-

Библиографический список

тельств и плана дальнейшей профессиональной деятельности. На данном этапе необходимо использование диагностических методик, позволяющих студентам сформировать представление о собственных возможностях в планировании времени в различных ситуациях [7].

Третий этап - формирующий, основной задачей которого является апробация будущими учителями уже накопленных знаний и навыков в области тайм-менеджмента и оценка его эффективности. В процессе развития навыков самоорганизации и планирования времени, по мнению Р.К. Гаджимурадовой и К.С. Шалагиновой, у студентов формируются основы прогнозирования собственной педагогической деятельности, предполагаемых результатов, планирования средств достижения целей, оценки своих профессиональных умений и навыков, возможности самокоррекции, способы самоуправления [7].

Таким образом, педагогическая технология тайм-менеджмента основывается на взаимодействии педагога и студента, предполагает два уровня работы: первый на уровне вуза и второй - самостоятельной учебной и педагогической деятельности. В структуре тайм-менеджмента будущего учителя можно обобщить и выделить такие компоненты, как целеполагание, расстановку приоритетов, организацию и реализацию профессиональной деятельности и ее последующий анализ.

Успешная реализация будущих учителей в профессиональной сфере зависит от развития познавательных возможностей, к которым относят внимание и мышление, память и воображение, от развитых способностей, склонностей, волевых усилий, мотивации, профессиональной направленности. Однако указанные характеристики личности учителя приобретают свое оптимальное проявление при рациональной самоорганизации различных видов деятельности: воспитательной, познавательной профессиональной, саморазвития.

Поэтому развивать навыки тайм-менеджмента необходимо начиная с первого курса, продолжать их совершенствовать в процессе всего периода обучения и дальнейшей педагогической деятельности. Верная организация будущим учителем своей деятельности с учетом временного ресурса позволяет ему развивать личностные качества, строить свою работу с учетом особенностей темперамента, биоритмических особенностей, мотивации и целеполагания. От возможностей будущего учителя распределять свое время, время на уроке будет зависеть развитие навыков самоорганизации школьников, успешность и результативность педагогической деятельности.

1. Корабейников И.Н. Тайм-менеджмент: учебное пособие. Оренбург: ОГУ 2020.

2. Реунова М.А. Педагогическая технология «тайм-менеджмент» как средство самоорганизации учебной деятельности студента университета. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2013.

3. Архангельский Г.А. Технология тайм-менеджмента «Тайм-драйв: Как успевать жить и работать». Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2011.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для СПО. Москва: Юрайт, 2016.

5. Козловская Т.Н. Роль самоорганизации человека в достижении собственного здоровья. Проблемы здоровья личности в теоретической и прикладной психологии: материалы Международной научно-практической конференции. Владивосток, 2011: 325-329.

6. Агранович Е.Н. Технология тайм-менеджмент как средство самоорганизации учебной деятельности студентов. Диссертация ... доктора философии. Алматы, 2020.

7. Гаджимурадова РК., Шалагинова К.С. Теоретико-методолическое обоснование построения модели самоорганизации студентов с использованием технологии тайм-менеджмент. Международный научно-исследовательский журнал. Тула, 2020; № 7, Ч. 3: 55-58.

References

1. Korabejnikov I.N. Tajm-menedzhment: uchebnoe posobie. Orenburg: OGU, 2020.

2. Reunova M.A. Pedagogicheskaya tehnologiya «tajm-menedzhment» kak sredstvo samoorganizacii uchebnoj deyatel'nosti studenta universiteta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2013.

3. Arhangel'skij G.A. Tehnologiya tajm-menedzhmenta «Tajm-drajv: Kak uspevat'zhit' irabotat'». Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2011.

4. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika: uchebnik dlya SPO. Moskva: Yurajt, 2016.

5. Kozlovskaya T.N. Rol' samoorganizacii cheloveka v dostizhenii sobstvennogo zdorov'ya. Problemy zdorov'ya lichnosti v teoreticheskoj i prikladnoj psihologii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vladivostok, 2011: 325-329.

6. Agranovich E.N. Tehnologiya tajm-menedzhment kak sredstvo samoorganizacii uchebnoj deyatel'nosti studentov. Dissertaciya ... doktora filosofii. Almaty, 2020.

7. Gadzhimuradova R.K., Shalaginova K.S. Teoretiko-metodolicheskoe obosnovanie postroeniya modeli samoorganizacii studentov s ispol'zovaniemtehnologii tajm-menedzhment. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal. Tula, 2020; № 7, Ch. 3: 55-58.

Статья поступила в редакцию 25.08.23

УДК 881.161.1

Zhang Yan, Cand. of Sciences (Philology), Dean of the Russian Language Faculty, Xi'an Shiyou University (China), E-mail: 464559263@qq.com

THE MODEL OF IMPLEMENTING TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE FOR DIFFERENT SPECIALTIES AT CHINESE UNIVERSITIES. The article is dedicated to a problem of creating a model of teaching in the areas of teaching Russian in Chinese universities. The article examines the current situation with the training of Russian-speaking specialists in China and analyzes the reasons for the reform of higher education in the specialty of Russian language. The main objective of the research is to find out specific approaches to optimizing the curricula of educational programs and updating the content of education; to create a model for directions and stages in the learning process that allows preparing high-quality specialists in the Russian language with professional skills in certain areas. As part of the reform of higher education, the solution to the question of how to train specialists in foreign languages is always relevant. The proposed model, focused on the basic social needs, will be really useful in the development of professional competencies of Russian-speaking specialists.

Key words: model of teaching different specialties, specialty of Russian language, optimization of curricula, updating the content of education, professional skills

Чжан Янь, канд. филол. наук, декан факультета русского языка института иностранных языков Сианьского нефтяного университета, г. Сиань,

E-mail: 464559263@qq.com

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ В ВУЗАХ КИТАЯ

Настоящая статья посвящена проблеме создания модели обучения по направлениям преподавания русского языка в вузах Китая. В статье рассматривается текущая ситуация с подготовкой русскоязычных специалистов в Китае и анализируются причины реформы высшего образования по специальности «Русский язык». Основная задача исследования - выяснять конкретные подходы к оптимизации учебных планов образовательных программ и обновлению содержания образования; создать модель по направлениям и этапам в процессе обучения, которая позволяет подготовить высококачественных специалистов по русскому языку с профессиональными навыками в определённых областях. В рамках реформирования высшего образования решение вопроса о том, как подготовить специалистов по иностранным языкам, всегда актуально. Предложенная модель, ориентированная на реализацию основных социальных потребностей, будет действительно полезна при развитии профессиональных компетенций русскоязычных специалистов.

Ключевые слова: модель обучения по направлениям, специальность «Русский язык», оптимизация учебных планов, обновление содержания образования, профессиональные навыки

Работа выполнена при поддержке гранта «реформы образования Сианьского нефтяного университета»(JGQZ202310)

Высшее образование постоянно развивается, и его особенность можно охарактеризовать одним словом - «перемена». В 2015 году Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) выпустила доклад «Переосмысление образования: переход к концепции «Глобального общего блага?», основное содержание которого заключается в том, что мир меняется быстро, и глубокие изменения также происходят во всех областях нашей жизни, в том числе в области образования. По мнению В.С. Басока и О.А. Фи-офановы, «содержание образования не остается неизменным. Оно модифицируется под давлением новых знаний и фактов, трансформируется под влиянием новых задач и вызовов социального, технологического и экономического развития общества и страны» [1, с. 52]. В силу своей сложности и многоаспектности исследования о повышении качества образования в настоящее время все чаше осуществляются на основе комплексных междисциплинарных подходов и анализируются также с позиции новых содержаний, информационных технологий, педагогического менталитета образования и т. д.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью разработки современной модели обучения русскому языку как иностранному в соответствии с требованиями социально-экономического развития. Целью данного изыскания является создание модели обучения по направлениям, которая будет способствовать формированию межкультурной коммуникативной компетенции и развитию профессиональных навыков специалистов по русскому языку.

Для достижения указанной цели было необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать текущую ситуацию с подготовкой русскоязычных специалистов в Китае.

2. Рассмотреть подходы к оптимизации учебных планов образовательных программ по специальности «Русский язык».

3. Разработать критерии обновления содержания образования по специальности «Русский язык».

4. Построить модель обучения по направлениям, обеспечивающую формирование межкультурной коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста по русскому языку.

Новизна работы заключается, прежде всего, в исследовании новой модели и методики в аспекте обучения русскому языку как иностранному в вузах Китая, поскольку ранее подобные исследования не проводились.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что предложена модель преподавания по направлениям как развитие и инновация теории обучения китайских студентов русскому языку как языку специальности.

Практическое значение работы определяется тем, что результаты данного исследования уже сейчас применяются на занятиях со студентами специальности «Русский язык» в Сианьском нефтяном университете; при чтении курсов: «Русский язык для делового общения», «Нефтяные технологий на русском языке»; при написании программ, учебно-методических пособий и учебников по русскому языку.

Текущая ситуация с подготовкой русскоязычных специалистов в Китае

Специальность «Русский язык» в вузах Китая развивается уже более 60 лет, за которые было подготовлено огромное количество выдающихся специалистов и учёных в различных профессиях. Развитие мира предоставляет новые возможности для изучения русского языка, а также выдвигает новые требования и задачи для подготовки русскоязычных специалистов. Одной из основных задач, решаемых сегодня преподавательским сообществом в процессе реформирования высшего образования, становится задача выработки и внедрения эффективных методов и средств обучения, позволяющих не только давать студентам знания, умения и навыки, но и формировать у них общекультурные и профессиональные компетенции и проверять их сформированность [2, с. 1594]. Традиционная концепция и модель обучения больше не могут соответствовать требованиям подготовки русскоязычных профессиональных и прикладных специалистов в контексте новой эры, что связано с рядом факторов.

(1) Снижение общего качества зачисленных студентов

За последнее 20 лет значительно увеличило число студентов в вузах Китая. Результаты опроса показывают, что почти 190 университетов Китая в

настоящее время предлагают специальность «Русский язык», это почти на 60 университетов больше, чем десять лет назад. Общее качество зачисленных студентов имеет тенденцию снижения. Часть студентов демонстрируют невысокий показатель инициативы и заинтересованности к изучению русского языка; неудовлетворительная успеваемость некоторых студентов стала большой проблемой.

(2) Отсутствие подходящих учебников преподавания

Согласно опросу преподавателей, наиболее частые претензии к учебникам - это устаревший материал, отставший от времени. Содержание учебника сложное и не соответствует уровню обучения учащегося. Эти обстоятельства делают учебные материалы оторванными от целей обучения. В процессе обучения из-за нехватки времени и сжатых учебных часов преподаватели не могут охватить все многочисленные аспекты в обучении русскому языку за короткий период времени. Также и содержание существующих учебных материалов не может удовлетворить потребности студентов, что заставляет их часто чувствовать себя растерянными, негативно сказывается на психологии изучения русского языка и снижает интерес студентов к учёбе.

(3) Нехватка эффективной системы обучения

Впроцессе изучениярусского языказначительноечислоучащихсявсееще привыкает к традиционным методам обучения в школе, т. е. учителя говорят, а ученики слушают; учителя пишут, а ученики записывают. Традиционная модель обучения опирается на надзор и исправление домашних заданий педагогами. А высшее образование в основном ориентировано на студентов, и времени для самостоятельной работы должно быть гораздо больше, чем времени, отведенного на аудиторные занятия. Как отмечает А.И. Кукуев, «одна из главных задач образовательной системы - создание и реализация среды, в которой студент ставится в самый центр этой системы. Личностно ориентированный подход является ядром образовательного процесса» [3, с. 10]. В дополнение к внимательному слушанию на занятиях необходимо углублять понимание, расширять знания и повышать гуманистическую грамотность во всех направлениях. Если студентам не хватает времени для самостоятельной работы и практических занятий, они не могут хорошо адаптироваться к учебе в вузах.

Оптимизация учебных планов образовательных программ

Как известно, учебный план представляет собой документ, лежащий в основе организации процесса обучения по конкретной специальности в любой образовательной системе. Как он поставлен, во многом зависит от того, какие качества, таланты у студентов педагоги ходят развивать.

В современном высшем образовании все чаще предлагается постепенно трансформировать учебный план с «жесткого обучения» на «гибкое руководство», увеличить долю факультативных курсов, расширить практические связи в преподавании, сосредоточить внимание на профессиональной компетентности и практической подготовке, а также усилить новые виды учебной деятельности, такие как исследовательское и практическое обучение, сочетание онлайн- и офлайн-занятий, направленных на повышение осведомленности студентов об открытости и инновациях. Следует отметить, что в оптимизации учебного плана должно быть достаточно времени и пространства для самостоятельной учебы, чтобы повысить способность к обучению на протяжении всей жизни студентов и самообучению.

На примере специальности «Русский язык» Сианьского нефтяного университета подчеркиваются особенности экономики и торговли, энергетики, расширяется содержание смежных междисциплинарных курсов и увеличивается доля смежных дисциплин. Цель заключается в повышении профессиональной грамотности студентов, занятых смежной работой в области экономики, торговли и энергетики. В рамках требований студентов разных уровней проводится обучение по уровням и направлениям для достижения цели «коротких аудиторных часов, расширенных знаний и высокой эффективности преподавания». Мы можем предоставлять студентам как можно больше пространства для выбора предметов. При составлении учебных планов по специальности «Русский язык» следует учитывать потребности социально-экономического развития в компетентностях русскоязычных специалистов и преимущества определённого университета, а также обновить концепцию подготовки студентов.

Обновление содержания образования по специальности «Русский язык»

(1) В содержании образования по специальности «Русский язык» следует в полной мере отражать перекрестную интеграцию профессиональных знаний о русском языке и смежных знаний в области экономики, торговли, энергетики и др., подчёркивать социальные потребности и направление выбора карьеры студентами, а также активно повышать интерес студентов к дисциплинам и формировать их профессиональную грамотность.

(2) Очень важно, чтобы в процессе обучения русскому языку достаточно внимания было уделено руководящей роли «Нового национального стандарта». Выбор содержания образования должен отражать цель обучения: энергично культивировать международных специалистов с глобальной перспективой, которые знакомы с международными правилами, владеют иностранными языками, стратегией введения международных переговоров и коммуникаций. Необходимо сосредоточить цель обучения на развитии различных профессиональных, технических и управленческих специалистов.

(3) На всех дисциплинах следует использовать билингвальное обучение, чтобы преподаватели помогли студентам всесторонне улучшить навыки аудирования, говорения, чтения, письма и перевода по-русски. Как утверждает Е.Ю. Ожегова, «актуальность обучения иностранному языку на билингвальной основе обусловлено стремлением к открытому обществу, интеграцией в мировое культурно-образовательное пространство и решением глобальных проблем человека» [4, с. 145]. Обучение на билингвальной основе действительно способствует овладению иностранным языком в практических и специальных предметных целях, а также повышает уровень мотивации у студентов к использованию русского языка.

Модель обучения по направлениям в преподавании русского языка

Для удовлетворения потребности на рабочем месте специалисты по русскому языку должны обладать профессиональными навыками, связанными с будущими рабочими местами.

На бакалавра по специальности «Русский язык» в вузах Китая нужно обучаться 4 года. Немало ученых утверждают, что нет необходимости тратить столько времени на изучение иностранного языка, ведь иностранный язык - это просто средство общения. Овладение им необходимо сочетает с другими специальностями, чтобы обеспечить практическую значимость применения.

Местные университеты могут в полной мере воспользоваться четырехлетним преимуществом академической системы бакалавриата и внедрить модель обучения по направлениям и уровням.

В соответствии с планированием карьеры студентов применяется модель обучения по направлениям, и процесс обучения по данной модели в основном делится на два этапа.

Первый этап - это первый курс. На первом курсе университета следует особое внимание уделять укреплению языкового фундамента и развитию у студентов элементарных навыков аудирования, говорения, чтения, письма и перевода. Посредством проведения лекций, семинаров для первокурсников, мероприятий, связанных с русской культурой, можно помочь студентам завершить «две основные трансформации», то есть превратиться из школьников в студентов, перейти от пассивного обучения к активному, что даёт возможность студентам проявить свою собственную мотивацию к обучению, тем самым улучшив их интерес к учёбе.

Библиографический список

На втором этапе, т. е. на втором курсе, учитывая планирование карьеры у студентов и особенности университета, применяется модель обучения по направлениям. Здесь можно привести пример Сианьского нефтяного университета, где начинается постепенное интегрирование смежных профессиональных курсов по направлениям международной экономики и торговли, энергетики, педагогики и др. Обучение по направлениям помогает приобрести ряд полезных навыков, также улучшает уровень общего владения русским языком у студентов, что позволяет им овладевать междисциплинарными профессиональными знаниями и повышать конкурентоспособность студентов на рынке труда. Данная модель подготовки студентов по специальности «Русский язык» подходит для развития сложноуровневых профессиональных специалистов.

Реализация модели обучения по направлениям в преподавании русского языка обязательно приведет к необходимости изменения содержания обучения и методов преподавания, а также к появлению совершенно нового учебного плана и учебных материалов. Основываясь на новом учебном плане, необходимо подготовить преподавателей смежных профессиональных направлений для совместной подготовки подходящих учебников. Следует подчеркнуть, что при разработке нового учебного плана следует увеличить количество практических предметов, чтобы удовлетворить более глубокие потребности различных профессиональных направлений для эффективности преподавания.

Программа обучения на 3 и 4 курсах также играет важную роль в реализации новой модели подготовки специалистов по русскому языку. Одним из конкретных способов является сотрудничество с предприятиями, позволяющее студентам окунуться в реальную рабочую среду, что может эффективно повысить профессиональную грамотность и профессиональные способности студентов.

Потребность общества в специалистах, владеющих русским языком, резко возросла в последнее двадцатилетие в связи с сотрудничеством России и Китая в областях политики, культуры, экономики, образования, науки и др. Переход специалистов по русскому языку к работе в определённой сфере требует не только знаний о русском языке, но и профессионального знания и навыки, облегчающего вхождение специалистов в сферу межнациональных контактов и позволяющую успешно функционировать в ней. В связи с этим следует искать пути эффективной подготовки русскоязычных специалистов. Один из вариантов такого пути рассматривается в нашем исследовании. Это модель обучения иностранному языку по направлениям.

Построенная модель отражает динамику роста знаний, умений и навыков студентов по специальности «Русский язык», а также их профессиональной компетентности в связанных областях.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что модель обучения по направлениям может точно направить специалистов по русскому языку на наиболее подходящие должности, так что качество и эффективность преподавания будут значительно улучшены. Широкий спектр сфер занятости по специальности «Русский язык» определяет диверсификацию рабочих мест. Развитие специалистов по направлениям способствует воспитанию у студентов высокой научной грамотности, формированию у студентов целей для планирования их будущей карьеры, а также содействует тому, что предприятия будут набирать подходящих русскоязычных специалистов из числа своих коллег по профессии.

1. Басюк В.С., Фиофанова О.А. Анализ подходов к обновлению содержания образования: изменение роли носителей содержания образования и регуляторов образовательных стандартов. Наука и школа. 2017; № 4: 50-56.

2. Кукуев А.И., Шевченко В.А. Современные подходы в образовании. Международный журнал экспериментального образования. 2010; № 3: 10-12.

3. Ожегова Е.Ю. Билингвальная основа обучения иностранному языку как фактор углубленного языкового образования. Известия ПГПУ. 2008; № 6 (10): 144-146.

4. Родионова С.Е. Применение активных и интерактивных методов обучения в реализации основных образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки ВПО. Филология и искусствоведение. 2012; Т. 17, № 3: 1594-1599.

References

1. Basyuk V.S., Fiofanova O.A. Analiz podhodov k obnovleniyu soderzhaniya obrazovaniya: izmenenie roli nositelej soderzhaniya obrazovaniya i regulyatorov obrazovatel'nyh standartov. Nauka i shkola. 2017; № 4: 50-56.

2. Kukuev A.I., Shevchenko V.A. Sovremennye podhody v obrazovanii. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010; № 3: 10-12.

3. Ozhegova E.Yu. Bilingval'naya osnova obucheniya inostrannomu yazyku kak faktor uglublennogo yazykovogo obrazovaniya. Izvestiya PGPU. 2008; № 6 (10): 144-146.

4. Rodionova S.E. Primenenie aktivnyh i interaktivnyh metodov obucheniya v realizacii osnovnyh obrazovatel'nyh programm po gumanitarnym napravleniyam podgotovki VPO. Filologiya i iskusstvovedenie. 2012; T. 17, № 3: 1594-1599.

Статья поступила в редакцию 09.08.23

УДК 378.147:811.11

Shchebelskaya E.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, St. Petersburg Branch n.a. V. Bobkov"Russian Customs Academy" (St. Petersburg, Russia), E-mail: shebelskaya1@rambler.ru

Mayer V.V., student, Faculty of Customs, St. Petersburg Branch n.a. V. Bobkov"Russian Customs Academy" (St. Petersburg, Russia), E-mail: maer-2001@mail.ru

APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. The article discusses some features of the implementation of the artificial intelligence in the process of teaching foreign languages to students of non-linguistic universities. In the theoretical analysis of some content characteristics of the concept "artificial intelligence", the authors highlight possible digital technologies that increase educational opportunities in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.