Научная статья на тему 'Самоорганизация как условие организации жизнедеятельности студентов вуза'

Самоорганизация как условие организации жизнедеятельности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / РАЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА / ORGANIZATION / SELF-ORGANIZATION / RATIONAL LIFE ACTIVITY OF STUDENTS / TIME MANAGEMENT TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимов Константин Викторович

Обосновывается необходимость формирования у студентов способности к самоорганизации как необходимого условия для организации собственной жизнедеятельности в обстановке социально-образовательной среды педагогического вуза. Выявлена, доказана и демонстрируется роль технологии тайм-менеджмента как технологии, реализация которой способствует формированию способностей к самоорганизации у студентов педагогического вуза. Эмпирическим путем подтверждается предположение о том, что формирование и развитие способности студентов к самоорганизации как организации собственной жизнедеятельности способствуют их успешной и продуктивной учебной и содержательной внеучебной деятельности. В перечень главных задач, которые призваны оказать положительное воздействие на организацию учебной деятельности студентов, обучающихся на первых курсах высших учебных заведений, входит культивация эффективного управления времени (так называемый таймменеджмент).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ORGANIZATION AS A CONDITION OF ORGANIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS’ LIFE

In the article the authors substantiate the necessity of formation of students’ ability to selforganization as a necessary condition for the organization of their own life in an environment of social and educational environment of pedagogical University. The role of time management technology as a technology, the implementation of which contributes to the formation of abilities for self-organization of students of pedagogical University, is revealed, substantiated and demonstrated. Empirically confirmed the assumption that the formation and development of students’ ability to self-organization as an organization of their own life contributes to their successful and productive educational and meaningful extracurricular activities. Organization of students’ life is functioning, by harmonizing the main spheres of life of students (educational and extracurricular) in the integrative integrity, through the formation of their ability to self-organization of life in the social and educational conditions of the university. The list of the main tasks that are designed to have a positive impact on the organization of educational activities of students enrolled in the first courses of higher education includes the cultivation of effective time management (the so-called time management). Thanks to time management, a person is able to take into account the time allotted for the task. As a result, the period that is allocated to the so-called “time sinks”, that is, irrational from the point of view of achieving the goal of employment, is reduced.

Текст научной работы на тему «Самоорганизация как условие организации жизнедеятельности студентов вуза»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378. 180.6

йО! 10.23951/2307-6127-2019-5-9-18

САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

К. В. Трофимов

Омский государственный педагогический университет, Омск

Обосновывается необходимость формирования у студентов способности к самоорганизации как необходимого условия для организации собственной жизнедеятельности в обстановке социально-образовательной среды педагогического вуза. Выявлена, доказана и демонстрируется роль технологии тайм-менеджмента как технологии, реализация которой способствует формированию способностей к самоорганизации у студентов педагогического вуза. Эмпирическим путем подтверждается предположение о том, что формирование и развитие способности студентов к самоорганизации как организации собственной жизнедеятельности способствуют их успешной и продуктивной учебной и содержательной внеучебной деятельности. В перечень главных задач, которые призваны оказать положительное воздействие на организацию учебной деятельности студентов, обучающихся на первых курсах высших учебных заведений, входит культивация эффективного управления времени (так называемый тайм-менеджмент).

Ключевые слова: организация, самоорганизация, рациональная жизнедеятельность студентов, технология тайм-менеджмента.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., а также других основополагающих государственных программах социально-экономического и образовательного развития страны утверждается, что грядущая постиндустриальная реальность XX в. определяет для системы образования и педагогической науки ряд задач [1-3]. Решение этих задач связано с воспитанием активной, креативной личности, готовой к продуктивной самостоятельной деятельности и сотрудничеству в условиях меняющейся социальной реальности и способной ориентироваться и принимать адекватные решения в информационной среде. Такие новообразования постиндустриальной цивилизации, как нарастание объема информации, создание новых способов ее скоростной передачи, диверсификация типов трудовой деятельности, возникновение новых видов труда (участие в социальных проектах, самозанятость и т. д.), видоизменение некоторых социальных институтов (например, семьи), нарастание конкуренции среди участников общественных отношений, мотивируют молодого человека, студента и будущего специалиста к самоорганизации собственной жизни. Самоорганизация это и есть осознанный выбор поведенческих моделей, видов осуществления деятельности, позволяющих сформировать личности собственное мировоззрение и занять определенное место в социуме [4, с. 6].

Поэтому государственная политика в вопросах современного образования преследует цель культивировать и совершенствовать демократические принципы, позволяющие создать благоприятные условия для получения качественного образования будущих специалистов, способных успешно работать в неопределенных условиях рынка. Это в свою очередь детерминирует необходимость формирования способности у будущего специалиста обустроить жизнедеятельность в соответствии с темпами и траекторией развития современной социально-экономической и политической конъюнктурой в стране и мире.

В связи с этим организация жизнедеятельности студентов вузов определена в виде требований к педагогу в профессиональном педагогическом стандарте. Разработчики представленной программы подразумевают, что определенные виды педагогической деятельности должны поспособствовать более тесному взаимодействию области труда с областью образования. Под видами педагогической деятельности подразумеваются организация самостоятельного образования учащихся, культивация необходимых умений и интеллектуальной базы для выполнения обучающимися дальнейших профессиональных обязанностей, формирование необходимых условий для гармоничного и всестороннего развития личности. Что касается высших учебных заведений, то здесь в качестве видов педагогической деятельности видятся в первую очередь формирование компетенций обучающихся в рамках образовательной программы бакалавриата, а также подготовка к научно-исследовательской и проектной работе. Сопряжение сферы труда со сферой образования посредством гармонизации профессиональных и образовательных стандартов выступает основой современного социально-экономического развития страны вообще и определяет вектор образовательной политики страны в сфере профессионального образования в частности.

Актуальность организации жизнедеятельности студентов обусловлена особым социальным составом студенчества по таким показателям, как демографический, территориальный и социальное положение. Так, в педагогическом вузе обучается значительное число детей из сельской местности, несовершеннолетних сирот и лиц без попечения родителей, которым зачастую трудно адаптироваться в условиях новой для них социальной реальности и успешно осваивать профессию. Более того, студент педагогического вуза призван осваивать не только профессию педагога, но и конкретную педагогическую специальность. Вместе с тем выпускник педагогического вуза не должен уступать по уровню социально-культурного и профессионального развития выпускникам других вузов. Студент педагогического вуза - это будущий учитель, которому в скором времени самому предстоит участвовать в устройстве жизни своих воспитанников, а значит, по особому ее организовывать.

Философский энциклопедический словарь предоставляет собственное определение термину «организация». Под ним подразумевается объединение личностей (индивидов) в нечто общее с целью совершения совместной трудовой или интеллектуальной деятельности. Также под понятием «организация» имеется в виду общность процессов или действий, которые формируют взаимосвязи между элементами и целым. В ряде случаев рассматриваемый термин обозначает внутреннюю системность, взаимодействие мелких частей единого целого, предопределенное его структурой. Организация, под которой понимается процесс (в соответствии с п. 2 энциклопедии), неизменно направлена на два объекта: 1) внешний; 2) внутренний (то есть сама на себя) [5].

Энциклопедический словарь педагога предоставляет собственную дефиницию термину «самоорганизация». Здесь данное понятие трактуется с точки зрения личностно-дея-тельностной концепции. Другими словами, под самоорганизацией подразумевается деятельность личности, которая характеризуется осознанностью и упорядоченностью. Проще говоря, это способность организовать себя без помощи посторонних лиц. Внутренним про-

явлением самоорганизации считается целеустремленность, умение самостоятельно анализировать окружающую обстановку, жестко контролировать собственное поведение, ограничивать свои желания в стремлении достичь поставленной цели. Личность, способная к самоорганизации, обладает умением планирования собственной деятельности, принятия решений, экономно расходовать имеющиеся в распоряжении трудовые, финансовые, временные ресурсы. Такая личность не останавливается в собственном развитии и постоянно ведет работу над собой, своими личностными качествами, эмоционально-волевыми проявлениями. Отдельно следует выделить наличие чувства долга и собственного достоинства [6, с. 681].

Несмотря на некоторый аскетизм в интерпретации самоорганизации личности и идеализированное представление об ее продукте, нам представляется данная дефиниция исчерпывающей.

А. М. Новиков и Д. А. Новиков трактуют понятие самоорганизации с позиций системного подхода, где механизмом воспроизводства системы являются связи между ее структурными элементами. С этой точки зрения под самоорганизацией подразумевается процесс, позволяющий сформировать и развить сложную систему. Процесс самоорганизации осуществляется посредством трансформации действующих и приобретенных взаимодействии между частями системы [7, с. 150].

Таким образом, организация жизнедеятельности студентов - это гармонизация основных сфер жизнедеятельности студентов (учебной и внеучебной) за счет формирования у них способности к самоорганизации жизнедеятельности в социально-образовательных условиях вуза. Способность к самоорганизации жизнедеятельности выступает в данном контексте как возможность адекватно реагировать на внешние воздействия. Это содействует становлению жизнедеятельности с акцентом на ее функциональность, которая обеспечит студентам младших курсов полноценную жизнь (продуктивная учебная деятельность и насыщенный культурным содержанием досуг).

ФГОС ВО в области подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (степень бакалавра) указывает на следующие требования к выпускнику, относящиеся к предмету данного исследования. «У выпускника, прошедшего обучение по программе бакалавриата, обязаны быть сформированы определенные компетенции. Среди них: способность самоорганизации деятельности, в том числе образовательной (ОК-6); способность осознавать важность для социума выбранной профессии, иметь мотивацию для выполнения профессиональных обязанностей (ОПК-1) [8].

Отталкиваясь от того, что высшее образование нынешнего постиндустриального общества, отвечая на, так сказать, диалектику глобализации, устанавливает направление линии личностно-профессионального роста будущего специалиста с помощью самоустройства его самодостаточности и субъектного характера работы. Это обуславливает необходимость поиска условий к возможности упорядочивания собственной жизнедеятельности, то есть ее самоорганизации. В то же время студент педагогического вуза не освоивший навыки самоорганизации не всегда способен благополучно решать учебно-профессиональные задачи, а следовательно, и не в состоянии освоить будущую профессию, стать конкурентоспособным фигурантом рынка труда и субъектом своей жизни.

Поступление в вуз является новым этапом в жизни молодого человека, трудность которого сопряжена с приспособлением к немного иной организации учебного процесса, его квазинаучной композицией и, главным образом, с солидным объемом информации, предназначенной для усвоения. Как следствие, увеличивается запрос на самостоятельную работу студентов младших курсов. Такие кардинальные изменения на новом шаге жизни сту-

дентов младших курсов размывают устойчивые стереотипы об учебной работе «и становятся причиной трансформации всего образа жизни, корректируя не только образовательную, но и прочие разновидности жизнедеятельности» [9, с. 20], что, так сказать, вдохновляет обучающихся подстраиваться под другой, более интенсивный ритм обучения. Под интенсификацией обучения в университете С. И. Архангельский понимает значительное повышение качества обучения и сокращение бюджета времени. Интенсификация в большинстве случаев исполняется за счет таких ресурсов, которые способны раскрыть потенциал студентов, рационально сочетать их аудиторную и самостоятельную работу с учетом биологических и психологических требований. [10]

А. В. Скрипкина под интенсификацией самоорганизации учебного труда подразумевает возникшую способность организовывать научную деятельность, умение управлять временем, планировать жизнедеятельность как на ближайшую перспективу (час, день, неделя), так и в отдаленном промежутке времени (месяц, год и т. д.) [11].

Дееспособность к самоорганизации на генном уровне заложена в индивиде только потенциально как его влечение к свободе выбора, например, или же по-другому, воплотить в жизнь личные притязания сквозь выбор альтернатив. Поэтому самоорганизационную дееспособность студентов возможно формировать в условиях образовательной среды университета.

Ради этого нужно овладеть навыками целеполагания, планирования, анализа (учета) личного времени на базе самоанализа. Согласимся с авторами монографии, посвященной проблеме самоорганизации, в том, что совершенствование готовности к самоорганизации предопределено результатом автономного выбора форм и методик организации собственной деятельности, исследованием ее результатов, принятием решений и прогнозированием их последствий [4, с. 8]. В таком случае задача самоорганизации - максимально применить свои возможности для рациональной организации личной жизнедеятельности.

Мы решили начать с организации учебного процесса студентов. Прежде всего потому, что учебная работа выступает ведущей сферой жизнедеятельности обучающихся.

С этой точки зрения самоорганизация представляет собой способность, позволяющую личности организовать свою деятельность, регулировать и контролировать ее, исходя из поставленных целей. В контексте учебы это научно-познавательная деятельность, которая осуществляется без внешнего педагогического воздействия [12, с. 159]. Данное определение остается актуальным для современного процесса обучения в вузе, где содержание образования в значительной степени усваивается студентами в процессе самостоятельной работы, что актуализирует необходимость формирования у студентов способности к самоорганизации.

Так, А. Д. Ишков экспериментально выявил связь хорошей успеваемости студентов с их умением самостоятельно организовать собственную учебную деятельность. Вместе с тем ученый определил, что успех успеваемости студентов взаимосвязан с их способностью организовывать собственную жизнедеятельность [13]. Тем не менее это присуще любому виду личностной деятельности, в основе которой лежит поставленная цель.

Итак, большинство специалистов подразумевают под рациональной организацией образовательного процесса в высших учебных заведениях такие формы и методы научно-познавательной деятельности, которые, во-первых, не влияют негативным образом на психическое и физическое здоровье личности, во-вторых, гарантируют производительность учебного процесса. Данные параметры учебного процесса соответствуют требованиям научной организации труда (НОТ).

Как мы выяснили ранее, во многом успешность обучения студентов в вузе зависит от рациональной организации самостоятельной работы. Данное явление подразумевает самостоятельную учебную деятельность студентов в рамках образовательного процесса в высшем учебном заведении. Такая деятельность направлена на освоение содержания учебных дисциплин [14, с. 28].

Критерием результативности организации самостоятельной работы студентов младших курсов педагогического вуза выступает достижение поставленных учебных целей обучающегося и преподавателя. Поставленные цели достигаются в ходе внеаудиторной самостоятельной работы, которая осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя учебного предмета, но по его заданию и под его контролем. Основными требованиями к организации самостоятельной работы студентов являются: необходимость ограничения количества учебных предметов и времени, предназначенных для самостоятельной работы студентов; своевременное чередование труда и отдыха; планирование самостоятельной работы и подведение ее итогов; педагогическое сопровождение самостоятельной работы.

В перечень главных задач, которые призваны оказать положительное воздействие на организацию учебной деятельности студентов, обучающихся на первых курсах высших учебных заведений, входит культивация эффективного управления времени (так называемый тайм-менеджмент). Именно с его помощью студенты рационально используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы для достижения поставленных учебных целей. Более того, тайм-менеджмент оставляет больше времени на досуг, вследствие чего у личности появляется множество шансов для гармоничного развития и получения психологической разгрузки от учебы. Сегодня востребованный специалист на рынке труда обязан обладать не только профессиональными навыками, но и умением рационально распределять имеющиеся в его распоряжении временные ресурсы.

Благодаря тайм-менеджменту человек способен учитывать время, отведенное на выполнение поставленной задачи. Как следствие, сокращается период, который отводится под так называемые «поглотители времени», т. е. нерациональные с точки зрения достижения цели занятия.

Технологии тайм-менеджмента характеризуются своей структурой. Ее составными элементами являются исследование и учет потраченного временного отрезка в рамках отчетного периода (суток, недели, месяца и т. д.), постановка цели и осуществление деятельности для ее достижения. Сюда же входит установление временного промежутка, потраченного на неосновные занятия («поглотители времени»), установление причин, вследствие которых пришлось заниматься неосновными видами занятий, выработка методики устранения «поглотителей времени» или их минимизация.

При освоении тайм-менеджмента можно добиться определенных положительных эффектов. К ним относятся прежде всего рациональное планирование рабочего времени, исключение неосновных занятий, действия по четко установленному плану, улучшение эффективности выполнения поставленных задач и т. д. [15, 16].

С этой целью в ходе осуществления педагогического сопровождения организации деятельности студентов со студентами был проведен специальный курс «Самоорганизация деятельности студентов бакалавриата в социально-образовательной среде вуза».

Цель спецкурса: обеспечить формирование умений самоорганизации студенческой жизнедеятельности. Для чего им необходимо овладеть умениями целеполагания, планирования, учета времени и его коррекции на основе самонаблюдения.

В содержание спецкурса включена такая категория самоменеджмента, как банк времени. Познание банка времени, выявление причин его недостатка создавали потенциальные условия для регулирования времени в течение рабочего дня. Для этого нужно освоить умения постановки цели, предвидения конечного продукта, контроля рабочего графика, постоянного улучшения учебно-профессиональной деятельности на основе автохронометража.

Задачи спецкурса:

- на занятиях дать трактовку категориям «организация», «самоорганизация», акцентировать внимание студентов на функциональных параметрах этих понятий;

- представить первокурсникам различные алгоритмы операций по контролю и освоению рабочего графика, его прогнозированию, выявлению и восстановлению временных потерь;

- овладеть навыками элементарного выполнения режима работы и отдыха, планирования и реализации режима дня в рамках жизнедеятельности;

- установить степень развития навыков к самоорганизации в рамках спецкурса.

Спецкурс, получивший название «Самоорганизация деятельности студентов бакалавриата в социально-образовательной среде вуза», характеризуется применением как стандартных методов проведения учебных занятий в аудитории, так и нестандартных вариантов организации обучения. В перечень нестандартных методов входят игры, дискуссии, «мозговой штурм» и др.

В качестве метода, приводящего к ликвидации времени, отведенного на фоновую деятельность, применяли хронометраж. Хронометраж позволяет вести учет и аудит рабочего времени первокурсника и определять объем поглотителей времени, отведенного на учебу. В результате анализа графиков были составлены поглотители времени, отведенного на основные виды деятельности, и зафиксирована их динамика. Затем совместно с преподавателем обсуждаются варианты исключения или минимизации количества времени, выделяемого на основные виды работ для достижения самоорганизации студентов.

В ходе реализации спецкурса на консультациях, семинарах перед студентами были поставлены задачи, решение которых способствовало формированию у них ценностного атрибута собственной жизни, выделению времени на обучение, что помогало правильному выстраиванию жизненных приоритетов, целеполаганию, выявлению временных потоков. К таким заданиям относятся следующие: составить план работы на отчетный период (сутки, неделю и т. д.); что вы предпримете для реализации плана; попытаться выявить и охарактеризовать внешние контуры, создающие объекты для организации жизни; необходимо сформировать приоритетность личностных и профессиональных характеристик, которые присущи педагогу; определить, какое место в этой иерархии занимает способность к самоорганизации собственной жизни; постарайтесь определить и зафиксировать в дневнике приоритетные сферы вашей жизни и поставьте соответствующие цели; как вы понимаете пословицу: порядок на рабочем месте - порядок в голове; какие методы организации рабочего места вы знаете и чем пользуетесь в собственной жизни; что вы знаете о временных стоках, предназначенных для событий, мероприятий и т. д.

Таким образом, все перечисленные задания оказывают благоприятное влияние на осознание ценности ресурсов, особенно временного, который отводится на развитие профессиональных компетенций. Это расширило возможности студентов по приобретению социального опыта в аспекте организации собственной деятельности, в ходе которой при осуществлении педагогического сопровождения студент освоил роль преподавателя как организатора студенческой и собственной деятельности. Благодаря абстрагированию от собствен-

ных представлений о ценности самоорганизации ученик в процессе выполнения этих упражнений успевал следить за собственным временем, фиксировать его и вместе с учителем проводить коррекционную работу. Ценностное самоопределение младших школьников в аспекте решения задач, связанных с организацией собственной жизни, помогло руководителям проектов придать мотивации к выполнению данной деятельности в качестве самостоятельного создателя жизнедеятельности.

Эффективными в рамках экспериментальной работы были занятия, где педагоги рассказывали о своем опыте организации жизни. Занятия в форме бесед проходили в атмосфере доброжелательности и открытости. Такая атмосфера способствовала созданию условий, в которых студенты-первокурсники проявляли активность. Они формировали актуальные вопросы педагогам, сравнивали свои жизненные ситуации с тем, в которых оказались учителя, делились опытом.

Введение специального курса в процессе проектирования организации жизни для студентов-первокурсников обеспечило формирование таких навыков, как подготовка долгосрочного плана их собственной жизни в педагогическом образовании; принятие адекватных решений, способствующих организации жизни; выявление препятствий для его реализации; поиск оптимальных методов коллективной работы, а также реализация всех педагогических проектов, которые будут способствовать совершенствованию межличностных отношений между участниками и формированию мотивации к последующему обучению и самообразованию. Эти навыки будут способствовать совершенствованию межличностных отношений между участниками и формированию мотивации к последующему обучению и самообразованию.

В завершение необходиимо отметить, что специальный курс, содержащий рекомендации и упражнения, направленные на то, чтобы студенты осваивали конкретные методы самоорганизации своей жизни в университете, используя такие материалы и доступные средства, как дневник, оказал положительное влияние на формирование организационных навыков студентов. Это позволило им получить опыт создания собственной жизни, учитывая время, затрачиваемое на различные формы работы, сокращая время, затрачиваемое на неспецифическую работу.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662 (дата обращения: 18.06.2019).

2. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года. URL: http://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok. html (дата обращения: 21.06.2019).

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 21.06.2019).

4. Теория и практика самоорганизации. Научные основания педагогического сопровождения самоорганизации и соорга-низации субъектов межпоколенческих отношений в образовательных организациях, детских общественных объединениях, подростково-молодежных клубах по месту жительства, в неформальном образовании: научно-метод. пособие для педагогов и руководителей образовательных организаций / под ред. М. Р. Мирошкиной. М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО: Издат. дом «Научная библиотека», 2017. 143 с.

5. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1999. 576 с.

6. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 937 с.

7. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 2013. 208 с.

8. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» Минобрнауки Российской Федерации: Приказ от 4 декабря 2015 г. N 1426 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/. html (дата обращения: 20.12.2017).

9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука,1984. 432 с.

10. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. 200 с.

11. Скрипкина А. В., Бойко К. Ю. Организация и самоорганизация учебного времени студентов как ресурс современного высшего образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 8. URL: http://www. onlinescience.ru/m/products/Philological20and20Pedagogical20sciences/gid2997/pg9/. html (дата обращения: 21.12.2018).

12. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М: Наука, 1980. 230 с.

13. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: Изд-во АСВ, 2004. 224 с.

14. Григорян В. Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 108-114.

15. Зайверт Л. Й. Если спешишь - не торопись: новый тайм-менеджмент в ускорившемся мире: семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени / пер. с нем. Н. С. Сироткина. М.: ACT: Астрель, 2007. 255 с.

16. Реунова М. А. Тайм-менеджмент студента университета: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2012. 103 с.

Трофимов Константин Викторович, старший преподаватель, Омский государственный педагогический университет (набережная Тухачевского, 14, Омск, Россия, 644099). E-mail: ya.trofimov-k@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 02.07.2019

DOI 10.23951/2307-6127-2019-5-9-18

SELF-ORGANIZATION AS A CONDITION OF ORGANIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS' LIFE

K. V. Trofimov

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

In the article the authors substantiate the necessity of formation of students' ability to self-organization as a necessary condition for the organization of their own life in an environment of social and educational environment of pedagogical University. The role of time management technology as a technology, the implementation of which contributes to the formation of abilities for self-organization of students of pedagogical University, is revealed, substantiated and demonstrated. Empirically confirmed the assumption that the formation and development of students' ability to self-organization as an organization of their own life contributes to their successful and productive educational and meaningful extracurricular activities.

Organization of students' life is functioning, by harmonizing the main spheres of life of students (educational and extracurricular) in the integrative integrity, through the formation of their ability to self-organization of life in the social and educational conditions of the university. The list of the main tasks that are designed to have a positive impact on the organization of educational activities of students enrolled in the first courses of higher education includes the cultivation of effective time management (the so-called time management).

Thanks to time management, a person is able to take into account the time allotted for the task. As a result, the period that is allocated to the so-called "time sinks", that is, irrational from the point of view of achieving the goal of employment, is reduced.

Keywords: organization, self-organization, rational life activity of students, time management technology.

References

1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [National doctrine of education of the Russian Federation until 2025] (in Russian). URL:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ fcp/rasp_2008_N1662 _ (accessed 18 June 2019).

2. Natsional'naya doktrina obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda [National doctrine of education of the Russian Federation until 2025] (in Russian). URL:http://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (accessed 21 June 2019).

3. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025] (in Russian). URL: http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (accessed 21 June 2019).

4. Miroshkina M. R. (ed.) Teoriya i praktika samoorganizatsii. Nauchnye osnovaniya pedagogicheskogo soprovozhdeniya samo-organizatsii i soorganizatsii sub"ektov mezhpokolencheskikh otnosheniy v obrazovatel'nykh organizatsiyakh, detskikh ob-shchestvennykh ob"edineniyakh, podrostkovo-molodezhnykh klubakh po mestu zhitel'stva, v neformal'nom obrazovanii: nauchno-metodicheskoye posobiye dlya pedagogov i rukovoditeley obrazovatel'nykh organizatsiy [Theory and practice of self-organization. Scientific bases of pedagogical support of self-organization and co-organization of subjects of intergenera-tional relations in educational organizations, children's public associations, youth clubs in the community, in non-formal education: scientific and methodological manual for teachers and heads of educational organizations]. Moscow, Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya RAO, Izdatel'skiy dom "Nauchnaya biblioteka" Publ., 2017. 143 p. (in Russian).

5. Filosofskiy entsiklopedicheskiyslovar'[Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow, INFRA Publ., 1999. 576 p. (in Russian).

6. Bezrukova V. S. Osnovy dukhovnoy kul'tury (entsiklopedicheskiy slovar' pedagoga) [Fundamentals of spiritual culture (encyclopedic dictionary of a teacher)]. Ekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 2000. 937p. (in Russian).

7. Novikov A. M., Novikov D. A. Metodologiya: slovar' sistemy osnovnykh ponyatiy [Methodology: dictionary of basic concepts]. Moscow, Librokom Publ., 2013. 208 p. (in Russian).

8. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.03.01 "Pedagogicheskoye obrazovaniye"Minobrnauki Rossiyskoy Federatsii: Prikaz ot 4 dekabrya 2015 g. N 1426 ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 "Pedagogicheskoye obrazovaniye" (uroven'bakalavriata) [Federal State Educational Standards of Higher Education in the direction of training 44.03.01 "Pedagogical Education" of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation: Order of December 4, 2015 N 1426 on the approval of the Federal State Educational Standard for Higher Education in the direction of training 44.03.01 "Pedagogical Education" (bachelor level)] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/. html (accessed 20 December 2017).

9. Lomov B. F. Metodologicheskiye i teoreticheskiye problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1984. 432 p. (in Russian).

10. Arkhangel'skiy S. I. Lektsii po nauchnoy organizatsii uchebnogo protsessa v vysshey shkole [Lectures on scientific organization of educational process in higher school]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1976. 200 p. (in Russian).

11. Skripkina A. V., Boyko K. Yu. Organizatsiya i samoorganizatsiya uchebnogo vremeni studentov kak resurs sovremennogo vysshego obrazovaniya [Organization and self-organization of students' educational time as a resource of modern higher education]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennye nauki - Humanities, Social-rconomic and Social Sciences, 2015, no. 8. URL:http://www.onlinescience.ru/m/products/Philological20and20Pedagogical20sciences/gid2997/pg9/. html (accessed 21 December 2018).

12. Konopkin O. A. Psikhologicheskiye mekhanizmy regulyatsii deyatel'nosti [Psychological mechanisms of activity regulation]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 230 p. (in Russian).

13. Ishkov A. D. Uchebnaya deyatel'nost' studenta: psikhologicheskiye faktory uspeshnosti [Educational activity of the student: psychological factors of success]. Moscow, Izdatel'stvo ASV Publ., 2004. 224 p. (in Russian).

14. Grigoryan V. G. Rol' prepodavatelya v organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov [The role of the teacher in the organization of independent work of students]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2009, no. 11, pp. 108— 114 (in Russian).

15. Zayvert L. Y. Esli speshish'- ne toropis': novyy taym-menedzhment v uskorivshemsya mire: sem' shagov k effektivnosti i ne-zavisimosti v ispol'zovanii vremeni. Per. s nem. N. S. Sirotkina [If you are in a hurry - take your time: new time management in the accelerated world: seven steps to efficiency and independence in the use of time]. Moscow, AST: Astrel' Publ., 2007. 255 p. (in Russian).

16. Reunova M. A. Taym-menedzhment studenta universiteta: uchebnoye posobiye [Time management of a University student: study guide]. Orenburg, OSU Publ., 2012. 103 p. (in Russian).

Trofimov K. V., Omsk State Pedagogical University (naberezhnaya Tukhachevskogo, 14, Omsk, Russian Federation, 644099). E-mail: ya.trofimov-k@yandex.ru

— 1B —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.